Эссе «Я – учитель»

Слиткова Галина Анатольевна

Эссе «Я – учитель»

Если бы взрослые чаще вспоминали, какие они были маленькими, а дети больше бы задумывались, какие они будут большими, старость не торопилась бы к людям, а мудрость не опаздывала...

Л.Кассиль

 Я – учитель  с 1995! Путем математических вычислений получаем долгие 25 лет. Нет – неправда! Молниеносные25 лет!   Но ни разу я не задумывалась над вопросом «Почему я учитель?»

Семнадцатилетней девочкой я пришла в школу на должность старшей пионервожатой, совсем не мечтая стать учителем. Но,  когда я окунулась в эту работу с головой, когда увидела глаза ребят, которые с доверием смотрели на меня, я поняла какая ответственность лежит на моих плечах. С этого момента я стала учиться быть учителем….. Ответственность - это первый урок для меня.  Я стала осознавать ответственность пред всем, что начинала делать. Ответственность привела меня в педагогический колледж, а затем в университет.

Шаг за шагом  вырабатывала я свой стиль работы, впитывая в себя опыт педагогической деятельности многих учителей. Мои дорогие коллеги из  средней школы № 121 посёлка Кушмурун республики Казахстан, – спасибо Вам! Спасибо за поддержку, за подсказки и одобрение моей работы. Именно это сделало моё желание быть учителем - твёрдым. Ваша поддержка и любовь к профессии – это мой второй урок, любить своё дело. Я поняла, что я не одна, что профессия учителя становится неотъемлемой частью моей жизни.  Моей жизнью!

(Казахстан, пос. Кушмурун, СШ "121, 2002год, 2 класс)

Пятнадцать лет назад я приехала в Томск, с твёрдым осознанием того, что снова пойду работать в школу.  Десять лет я проработала в гимназии №18. Здесь я тоже встретила отзывчивых, мудрых и добрых коллег, которые помогли мне совершенствоваться в моей профессии учителя.

Освоение любой профессии - однозначно долгий и кропотливый труд. В моём случае этот процесс освоения не казался таким непосильным, так как это был мой выбор, и рядом всегда были хорошие люди. Я с жадностью впитывала всё самое лучшее и стремилась развиваться. 

Бывали, конечно, дни, когда, казалось, что всё делала не так, как надо, чувствовала усталость, хотелось всё бросить и убежать в другую реальность, погрузиться в социальные сети. И вот…  смайлик от  бывшей ученицы, поздравление от ученика, добрые, наполненные искренностью слова Семёновой Кати:  «Я уверена, что ребята, которых Вы сейчас обучаете, любят Вас. Спустя  четыре года, а уже 5-ый год пошел, я не могу Вас забыть. Для меня Вы остались светлым воспоминанием!» - возвращают меня обратно в мою жизнь. Жизнь учителя! Не просто возвращают, а напоминают, что я не просто учитель – я первый учитель. Родители приводят своих деток и доверяют свои сокровища на добрую половину дня мне. Я очень стараюсь, чтобы эта половина дня действительно была доброй – это мой третий урок, сделать так, чтобы не погасить в душе ребёнка искорку доверия ко мне, к школе, к желанию познать новое, сделать так, чтобы искорка разгоралась с каждым годом. Это непростая задача и я, понимая это, учусь, развиваюсь, в этом мне помогают мои добрые друзья – книги.

Одной из моих настольных  книг стала книга Амонашвили Шалвы Александровича «Здравствуйте, дети!»  Для меня это было первое учебно-методическое пособие, раскрывающее приемы и способы обучения детей-шестилеток.

Всегда помню и стараюсь следовать  прочитанной  в ней заповеди:

«Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя…»

И понимаю: ради этого ощущения, познания тайны, живу, страдаю, читаю, пробую и фантазирую, осваиваю новые технологии – ведь я не могу подвести детей и себя, не имею права предать наше со – единение. Соединение любви к делу и детям.

Об этом соединении очень точно сказал Лев Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

Я стремлюсь к этому…

Вечер. Я склоняюсь над учебниками и планами. Рождается новый урок. Я составляю тест и презентацию, готовлю индивидуальные задания, думаю, кого вызвать к доске, чем занять в это время класс. Идеи  идут одна за другой…  Обязательно завтра буду слушать  ответы детей на ушко, прием, которому меня научил Шалва Александрович Амонашвили, творит чудеса, такое со – единение, ощущение чего-то общего, но только для двоих.  Объясняя материал, намеренно допущу ошибки и буду рада, когда ребята их заметят, докажут свою точку зрения,  в этот момент они  осознают, может быть, осознают то, как важно мыслить самостоятельно?

 Я знаю, что урок начнется с доброго моего  приветствия, с детских пытливых глаз. 

Вместе со звонком начинается серьёзная, кропотливая работа.  Кто-то сосредоточенно работает над решением  теста за компьютером, кто-то вчитывается в индивидуальное  задание, которое должен выполнить у доски, а кто-то уже стоит у моего стола с дневником и ждёт оценки. 

Невероятно приятно видеть удивленные глаза, когда, послушав доклад ребёнка, честно говорю, что сегодня, благодаря ему я узнала что-то новое. Я вижу, как загораются детские глаза желанием двигаться дальше, удовлетворением и осознанием собственной значимости.

Время на уроке пролетает  незаметно. Дети удивлённо смотрят на меня, и  я читаю в их глазах вопрос: «Так быстро?»  Мы подводим итог, я понимаю, что не зря провела вечер за учебниками и планами.

Перемена…  Дети есть дети - им нужно внимание, и они знают, что нет лучшего слушателя, чем учитель, и они идут ко мне со своим,  детским.  Для меня начинается новый этап работы. Он не менее важен, чем работа на уроке, я должна выслушать все детские секреты, дать им оценку, похвалить или  высказать порицание, поздравить с днем рождения или  пожурить за неправильное поведение.

Учитель – это  тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он не может быть никем иным.

Себя же как учителя определяю так ..

У – умеющий  понять детскую душу, уважающий  в ученике Человека, Личность;

Ч – честный во всём;

И –  информированный, ИКТ осваивающий, ищущий возможность саморазвития и самосовершенствования;

Т – терпеливый;

Е –  единомышленник

Ль – любящий

Профессия — учить и любить.

И, как прежде, я вхожу в класс и произношу слова из своей любимой книги «Здравствуйте, дети!»

 

Я – учитель!