Готовимся к школе

image

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА, ПОСТУПАЮЩЕГО В 1-Й КЛАСС.

Практика показывает, что учителя школ используют различные методики для диагностики уровня развития детей. Эти материалы состоят из трех блоков:

·                   Развитие общеучебных умений и навыков;

·                   Развитие речи и мышления;

·                   Развитие эмоционально-волевой сферы.

Каждый блок имеет систему вопросов и заданий, выполнение которых оценивается баллами. Во время собеседования ответы учащихся фиксируются в протокол. Собеседование целесообразно проводить в присутствии родителей и начинать с «Анкеты ребенка».

I. Анкета ребенка.

1.     Как тебя зовут? Назови имя, отчество и фамилию.

2.     Сколько тебе лет? Когда ты родился (дата)?

3.     С кем ты живешь? Назови членов своей семьи.

4.     Как зовут маму? Кем и где она работает?

5.     Как зовут папу? Кем и где он работает?

6.     Где ты живешь? Назови адрес.

7.     Ходишь ли ты в детский сад?

8.     Занимаешься ли ты в какой – либо секции или кружке?

9.     Чем любишь заниматься дома?

 

II.       Сформированность учебных навыков.

ГРАМОТА

1. Ребенок должен знать и печатать буквы русского алфавита.

  • Знаешь ли ты буквы? Какие?
  • Умеешь ли ты читать?

Примеры чтения: побукварное, послоговое, словами:

а) чтение слогов – МА, РА, ША, АМ, УС;

б) чтение слов – САША, РАМА, ПИЛОТ, РИСУНКИ, КАРТИНКИ;

в) чтение текста из 2-3 предложений;

г) ответы на вопросы по тексту (2-3 вопроса);

- односложные;

-полные;

д) пересказ текста.

2. Ребенок должен уметь определять количество слогов в словах.

3. Определять количество звуков в словах.

4. Определять место заданного звука в слове.

5. Анализировать звуковой состав слова.

6. Определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произносимых слов, отмечать значком "ударение" ударные гласные.

7. Различать гласные и согласные звуки и буквы.

8. Различать твердые и мягкие согласные.

 9. Различать, выделять звуки в словах (дать 10 карточек).

Отложи те карточки, где есть звуки [Ш], [Р], [Л], [Щ].

10. Составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в предложении произносятся в определенной последовательности.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

1. Самостоятельно составлять связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений.

2. Составлять рассказы из личного опыта.

3. Пересказывать небольшие рассказы, сказки.

4. Составлять рассказ по сюжетной картине?

а) Кого ты видишь на картинке?

б) Что они делают?

в) Что тебе нравится и почему?

5. Умение классифицировать предметы (посуда, мебель, животные, транспорт, насекомые).

6. Выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно передавать их в зависимости от содержания.

7. Использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением)

8.Отгадывать загадки, понимать образные выражения.

Окружающий мир.

К семи годам ребенок должен:

 

  1. называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей;
  2. название своего родного города, столицы;
  3. последовательность времен года, частей суток, дней недели, название месяцев;
  4. отличать животных, птиц, насекомых;
  5. отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников;
  6. знать и называть все явления природы, распознавать их по окраске, размерам;
  7. знать о сезонных изменениях в природе.

 

image

III. Математические умения будущего первоклассника включают:

1.Счет прямой до 20 и обратный в пределах 10.

2.Соотносить цифру и число предметов.

3. Сравнение чисел:

а) Какие числа стоят при счете перед числом 5?

б) Какие числа следуют за числом 7?

в) Назови «соседей» числа 7.

г) Какие числа стоят между числами 3 и 6?

4. Решение простейших арифметических задач:

а)

2  + 3

9 - 1

5 + 2

8 - 2

7 - 2

 

 

б) В корзинке 6 яблок, положи еще 2 яблока. Сколько яблок стало в корзине?

в) В коробке было 6 карандашей, взяли 2 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке?

5. Знание геометрических фигур, цветов.

6. Расположи числа в порядке возрастания. Расположи цифры в порядке убывания.

7.Измерять длину предметов с помощью условной мерки.

8. Ориентироваться на листе бумаги.

 IV. Интеллектуальная готовность ребенка:

1. Развитие мышления.

Понимание причинно-следственных отношений, связанность речи, словарный запас. Установление последовательности картинок и составление рассказа по ним. Используются серии картинок по русским народным сказкам, субтесты Векслера, Кеэса.

2. Понятийное мышление.

Методика «Простые аналогии», «Четвертый лишний», «Сравнение понятий».

3.       Общая осведомленность, словарный запас, звукопроизношение. Беседа, в том числе вопросы Векслера, Й. Ирасека, Венгера.

4.       Диагностика зрительной, слуховой памяти на основе методики А.П. Лурия.

5.       Уровень восприятия при соотнесении формы предметов с заданными образцами. Методика «Эталоны» (О.М. Дьяченко).

6.       Сформированность формально-логических операций. Задачи Пиаже.

Проверку развития мышления можно осуществлять, используя следующие методики:

 

Методика «Четвертый лишний».

Цель: исследование категориального мышления, выявление уровня обобщения.

Инструкция: На каждой карточке изображены четыре предмета. Три из них сходны между собой, им можно дать одно название, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет. Скажи, почему он не подходит к остальным и как можно назвать остальные три предмета.

Методика «Простые аналогии».

Цель: диагностика умения устанавливать логические отношения между понятиями.

Инструкция: Закончи предложение:

У коровы – теленок, у лошади - …;

Огурец – овощ, ромашка - …;

Топор рубит, а пила…;

Методика «Сравнение понятий».

Цель: диагностика способности ребенка выявить существенные признаки предметов и явлений.

Инструкция: Скажи, чем похожи…(белка и кошка, молоток и топор, скрипка и пианино и др.)?

МЫШЛЕНИЕ

Ребенок к семи годам должен:

  • объединять предметы в группы по определенным признакам;
  • выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов;
  • выделять предмет в группах. не подходящий к общим признакам.
  • уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;
  • решать достаточно сложные логические задачи;
  • сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.
  • подбирать подходящие предметы к друг другу, связывая их по смыслу.

ПАМЯТЬ

  • уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или слов;
  • рассказывать по памяти стихи, рассказы, сказки;
  • повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов;
  • подробно рассказывать  по памяти о событиях соей жизни и окружающей обстановке;
  • повторять ряды цифр (от 5-7), запоминая их на слух или зрительно;
  • подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;
  • запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находится.
     

 

ВНИМАНИЕ

К 7 годам ребенок должен:

  • выполнять задание, не отвлекаясь, около 20 минут.
  • находить 10 отличий между предметами
  • удерживать в поле зрения не менее 10 предметов
  • выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
  • копировать в точности узор или движение;
  • уметь находить одинаковые предметы.

 

image

Используемый материал:

Проверяем знания дошкольника. Лаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Тесты для детей 6-7 лет. Часть 1-2.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование произвольной сферы


а) Методика «Домик».
Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?»
Рисунок выглядит следующим образом:

http://pedlib.ru/books1/1/0370/image001.png

 Пока ребенок рисует, стоит отметить:

  • ведущую руку;
  • как работает с образцом;
  • быстро или медленно проводит линии;
  • отвлекаемость во время работы;
  • сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;
  • исправляет ли сам ошибки.

Ошибками считается:

  • отсутствие какой-либо детали на рисунке;
  • увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;
  • неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;
  • отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
  • разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;
  • наложение линий одна на другую.

За каждую ошибку начисляется один балл.
Таблица 1 Уровни оценки результатов для детей 6 и 7 лет


Для детей 6 лет:

Для детей 7 лет:

1-2 балла – высокий уровень;
3-5 баллов – средний уровень;
> 5 баллов – низкий уровень.

  •  
  • балл – высокий уровень;
  • балла – средний уровень;

> 3 баллов – низкий уровень.

Исследование интеллектуальной сферы.
Сюжетные картинки
Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
Материал: 3-4 сюжетные картинки, предъявляемые в неправильной последовательности.
Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Оценка:
Высокий уровень – если ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логичную версию рассказа.
Средний уровень – если картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов.
Низкий уровень – если ребенок не справился с заданием.
Считается, что ребенок не справился с заданием в том случае, если:

  • не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;
  • по выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
  • выложенная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность, несоответствующую рассказу);
  • каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными – в результате рассказа не получается;
  • на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

В случае если наблюдаются феномены, описанные в пунктах 4 и 5, требуется дополнительная проверка интеллектуальных способностей ребенка, т.к. подобные нарушения характерны для детей с ЗПР.
Данная методика позволяет определить и уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д.

Методика «4-й лишний»

Цель: Выявление уровня развития способности обобщения методом исключения
Материал: 5 наборов по 4 карточки. В каждом наборе 3 карточки связаны между собой по общему признаку, а 4-ая лишняя.
Инструкция: «Посмотри на эти картинки и скажи, какой предмет здесь лишний? А как одним словом можно назвать оставшиеся три предмета? »
Оценка:
«0» - не найдено лишнее изображение;
«1» - изображение лишнего предмета найдено, обобщения нет;
«2» - обобщение сделано точно, в грамматически точной, развернутой форме.

Методика «Графический диктант»

Цель: Определение уровня развития мелкой моторики, пространственной ориентации и понимания словесных инструкций
Материал: листочек в клетку, карандаш
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводи только те линии, которые я скажу. Когда проведешь, жди, пока я не скажу как нужно проводить следующую линию. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая. Карандаш от бумаги не отрывай. Давай начнем первый рисунок».
1 рисунок: 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо. Дальше ребенок должен продолжить рисунок самостоятельно. Здесь можно подсказывать, направлять ребенка. На выполнение самостоятельного рисунка дается 1,5-2 минуты.
2 рисунок: 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо. Дальше ребенок продолжает работать самостоятельно также 1,5-2 мин.
Оценивается только второй рисунок.
Понимание слов инструкции:
4 балла – все задание выполнено безупречно;
3 балла – 1-3 ошибки;
2 балла – более 3-х ошибок;
1 балл – более 5 ошибок.
Уровень развития моторики:
Наличие разрывов – 1 балл;
Дрожание руки – 1 балл;
Выход за площадь клетки – 1 балл.

Методика "Бусы".

Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Организация задания: задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку:

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей: I часть (основная) - выполнение задания (рисование бус), II часть - проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция к I части: "Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза). Начинайте рисовать".

Инструкция ко II части задания (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть): "Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно". (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)

Оценка выполнения задания (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):

1-й уровень - задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.

2-й уровень - при выполнении задания учтены 3-4 условия.

3-й уровень - при выполнении задания учтено 2 условия.

4-й уровень - при выполнении задания учтено не более одного условия.

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

http://kartinki-dlya-detej.ru/content/gallery_photo/1405/3514581893.png

http://fikr.uz/uploads/images/b/7/8/6/245/10b34ef67b.jpg

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка:

Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

http://pedlib.ru/books1/1/0370/image001.png

http://pedlib.ru/books1/1/0370/image001.png

http://pedlib.ru/books1/1/0370/image001.png

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтрольдиагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

http://kartinki-dlya-detej.ru/content/gallery_photo/1405/3514581893.png

http://kartinki-dlya-detej.ru/content/gallery_photo/1405/3514581893.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовность дошкольников к школе

Слайд 2

Готовность к школе - это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов

Слайд 3

Готовность к школе Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная Физическая готовность Здоровье, моторика рук, движения, возраст Специальная готовность Чтение, счет, учебные умения

Слайд 4

Психологическая готовность Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года. Успешное усвоение школьного материала.

Слайд 5

Интеллектуальная готовность Ориентировка ребенка в окружающем. Запас знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое, любознательность. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Смысловое запоминание.

Слайд 6

Высокая мотивационная готовность Наличие у ребенка познавательных интересов: любит книги; любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознателен; задает много вопросов.

Слайд 7

Признаки познавательной активности Ребенок занимается умственной деятельностью. Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос. Просит почитать книги, дослушивает до конца. Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением. Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки. Дожидается ответа на поставленный вопрос.

Слайд 8

« Социальная позиция школьника » Сформированность « социальной позиции школьника »: Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности. Эмоционально –благополучное отношение к школе.

Слайд 9

Личностная и социально-психологическая готовность Принятие позиции школьника . Потребность в общении. Умение подчиняться правилам и интересам группы. Способность устанавливать отношения с другими детьми. Способность действовать совместно с другими детьми.

Слайд 10

Волевая готовность умение сдерживать и контролировать поведение Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия. Умение ориентироваться на заданную систему требований. Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.

Слайд 11

Эмоционально-волевая готовность Способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.

Слайд 12

Коммуникативная готовность Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми: играть и общаться с другими ребятами; быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам; общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения; доброжелательность и отсутствие агрессивности.

Слайд 13

Социальные страхи старших дошкольников Страх ошибки на уроке. Страх насмешки сверстников. Страх наказания и утраты расположения взрослых.

Слайд 14

Физическая готовность Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

Слайд 15

Возраст поступления в школ у В настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев. Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.

Слайд 16

Адаптация ребенка к школе Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником. Происходит смена ведущей деятельности. Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников. Проблема сдерживания двигательной активности. Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность.

Слайд 17

Схема социально-психологической адаптации школьника

Слайд 18

Готовы ли родители к школе? Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками. Сдерживать свои эмоции. Не кричать, не унижать и не обижать. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Не наказывать ребенка без причины. Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой. Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.

Слайд 19

«Я» (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания). Моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии). Окружающий мир (животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т. д.)

Слайд 20

Числовая последовательность в пределах 20. Сложение и вычитание в пределах 10. Понятие «больше – меньше». Основные геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве. Измерение предметов при помощи линейки. Цвета и их оттенки.

Слайд 21

Умение составлять рассказ по картинке. Пересказывать содержание известной сказки. Рассказывать связные истории из своей жизни. Рассуждать. А вот умение бегло читать или писать письменными буквами – совершенно не обязательно!

Слайд 22

Все интеллектуальные функции (внимание, память и мышление) должны достичь определенного уровня развития – стать произвольными, т. е. сознательно управляемыми. Будущему школьнику необходимо уметь определенное время работать, сосредоточившись на задании.

Слайд 23

Ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать. Поэтому ему нужно уметь: правильно держать ручку; пользоваться ножницами; рисовать и лепить; обводить контуры и заштриховывать фигуры.

Слайд 24

Желание учиться, идти в школу. Стремление узнавать новое. Закрепляйте положительное отношение ребенка к школе. Никогда не запугивайте ребенка, рассказывая о школе.

Слайд 25

Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д.). Следите за тем , чтобы ребенок выполнял правила игры.

Слайд 26

Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды.

Слайд 27

Закрепляйте с ребенком состав числа ( 8 – это 4 +4, 3+5, 2+6 и т.д.); умение ориентироваться в числовом ряду ( «соседи» числа 5 – это 4 и 6); Совершенствование пространственно-временных представлений (верх-низ, раньше-позже, право-лево).

Слайд 28

При общении с ребенком называйте его друзей по имени. Не критикуйте сверстников ребенка! Если возникнет необходимость, лучше проанализировать сложную (иногда конфликтную) ситуацию вместе с ребенком. Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в играх.

Слайд 29

Организовывайте с ребенком совместную деятельность. Не обсуждайте при нем взрослых. Объясняйте ему правила общения с учителем и другими взрослыми людьми.

Слайд 30

Не забывайте о физических упражнениях. Утренняя гимнастика должна стать привычной. Включайте музыку, под которую приятно потанцевать и порезвиться. Игры на свежем воздухе, плаванье, лыжи, коньки, велосипед помогут будущему ученику окрепнуть и разовьют координацию движений.

Слайд 31

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: