Словарь терминов специалиста

Козырева Анжелика Валерьевна

Словарь терминов специалиста.

А

Абилитацияформирование личности с такими качествами и свойствами, которые позволили бы не просто интегрироваться в трудовую деятельность, но и налаживать продуктивные отношения с другими людьми.
 
Агнозия нарушение различных видов восприятия, возникающие при поражении коры головного мозга, человек утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации.
 

Аграфия -- (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.

 

Аграматизм - (от греч. agrammatos — нечленораздельный) — ошибки в грамматическом построении активной речи .

— Нейропсихологическое нарушение, характерное потерей способности к анализу грамматического

 строя речи и грамматически правильному применению речи.

Виды:

• при экспрессивном аграмматизме возникают ошибки в грамматическом построении активной речи;
• при импрессивном аграмматизме возникают затруднения в понимании значения грамматических 
конструкций, выражающих прежде всего отношения (связки между словами, предлоги, союзы, порядокслов).

Адаптация (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Адекватность тождественность, соответствие.
 
Акцентуация характера – чрезмерное усилие отдельных черт характера, проявляющееся в избранной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям и устойчивости к другим.

Артикуляция -- (articulare-чѐтко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даѐт чѐткую, чистую речь.

Атака звука -- начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным.

 

Акалькулия (не следует путать с дискалькулией) — нейропсихологический симптом, проявляющийся в нарушении счета  и счетных операций по причине поражения разных участков коры головного мозга.

Алалия -- (a-lalia-нет речи; лат.)  грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка.

Алексия -- (a-lego-не читаю; лат.) неспособность овладеть процессом чтения.

Амнезия -- (a-mneme-нет памяти; лат.) нарушение памяти.

Аморфные слова –это грамматически неизменяемые слова-корни, «аномальные слова» детской речи – слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова), слова-звукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию), контурные слова (в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов).

Амнезия расстройство памяти, неспособность к воспоминанию.
 
Анализатор – нервный аппарат, выполняющий функцию приема,анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней среды и самого организма.
 
Анамнезподробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни.
Подразделяется по содержанию на медицинский, психологопедагогический, социально-психологический.
 
Анозогнозия – невозможность осознания, отрицание болезни (недостатка) или ее тяжести.
 
Аномальное развитие – значительное отклонение от условновозрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обусловливающее необходимость специальных условий воспитания, обучения, жизнедеятельности.
 
Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными враждебными и приобретенными дефектами.

Анкилоглоссия укороченная подъязычная связка.  Это врождённый порок, при котором ткань, соединяющая язык с лингвальной уздечкой, имеет длину короче, чем необходимо. Таким образом, движение языка ограничивается, в зависимости от степени деформации ткани.

Антиципации(от лат. anticipatio — предвосхищение)— способность системы втой или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий.

 В психологии различаютдва смысловых аспекта понятия А.:

1) способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления 
(В.Вундт), а также возможность   его мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будетрешена 
2) способность организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления.
 
Апперцепция – свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия; отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.
 

Апраксия (лат. apraxia от др.-греч. ἀπραξία — «бездеятельность, бездействие») — нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного  мозга или проводящих путей мозолистого тела.

  • апраксия оральная (a. oralis) — моторная апраксия лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка, приводящим к нарушению речи.
 
 Асинхрония - искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних
 
психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что
 
становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом.

Асфиксия(от др.-греч. ἀ- — «без» и σφύξη — пульс, буквально — отсутствие пульса, в русском языке также допускается ударение на второй слог) — удушье , обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях

Асфиксия новорождённых клинический синдром, проявляющийся в первые минуты жизни затруднением или полным отсутствием свежего дыхания у ребёнка. МКБ-10 Р21.0 Тяжёлая асфиксия при рождении. Р21.1 Средняя и умеренная асфиксия при рождении. Критерии оценки состояния новорождённого проводят по шкале Апгар.

Астения – нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенных утомляемости и истощаемости, сниженном пороге восприятия, неустойчивости настроения, нарушениях сна, аппетита и др. Возникает в результате различных заболеваний, при умственных и физических перегрузках, длительных отрицательных переживаниях и конфликтах, а также функциональной или органической неполноценности мозга (церебрастения).

Атаксия (греч. ἀταξία — беспорядок) — нарушение согласованности движений различных мышц при условии отсутствия мышечной слабости; одно из часто наблюдаемых расстройств моторики. Это нервно-мышечное заболевание, которое может носить генетический характер, а также развивается при серьёзном гиповитаминозе витамина B12. Сила в конечностях может быть сохранена полностью, однако движения становятся неловкими, неточными, нарушается их преемственность и последовательность, равновесие при стоянии и ходьбе.

Выделяют атаксию статическую (нарушение равновесия при стоянии) и атаксию динамическую (дискоординацию при движениях). Является важным признаком речевых расстройств при мозжечковой дизартрии.

Атактическая дизартрия - речевое расстройство, связанное с нарушением деятельности мозжечка и его отделов. Проявляется, в основном, нарушениями просодики и артикуляции. Характеристика речи является следствием дискоординации общих движений и пониженного мышечного тонуса, результатами которых являются замедленность и неточность силы, объема, продолжительности и направленности речевых движений.

Аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими (термин введен врачом-психиатром
Е. Блейлером).
 
Аффект – нервно-психическое возбуждение, возникающее при травмирующих обстоятельствах. В состоянии аффекта контролирующая деятельность головного мозга несколько ослабляется. Аффект сопровождается побледнением или покраснением лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Аффект чаще наблюдается у лиц с неустойчивой нервной системой.

Афазия -- (a-phasis-нет речи; лат.) утрата речи -- полная или частичная, обусловленная поражением головного мозга. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи.

Афония -- (a-phone-нет голоса; греч.) отсутствие звучного голоса.

Ахондрогенез - наследственная карликовость с различными деформациями костей конечностей, нормального размера или увеличенным черепом, коротким туловищем, задержкой окостенения нижних отделов позвоночника. 

 

Б

 Барьеры общения -- психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идѐт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.

 Баттаризм -- нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чѐтко, не договариваются.

 

В

Высказывание -- единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.

Вербальный -- словесный.

Визуальное общение -- через зрительный контакт.

 

Г

Гаммацизм -- недостаток произношения звука [ Г ].

Гипертонус это нарушение мышечного тонуса тела, которое выражается в перенапряжении мышц.

Гипотонус -  пониженный мышечный тонус. 

Гипертрихоз – это избыточный рост волос на любых участках тела, в том числе и на тех, где рост волос не обусловлен действием андрогенов.

Гиперкинезы, виды насильственные движения, независящие от воли человека,чаще проявляющиеся сокращением мышц лица, туловища или конечностей, реже — сокращением мышц гортани, мягкого неба, языка, наружных мышц глаз Гиперкинезы, видов которых очень много, классифицируются по таким признакам, как место поражения, клинические проявления, длительность приступов, их частота. При этом наиболее распространены следующие варианты непроизвольных движений:

  • Тремор. Данный гиперкинез проявляется мелким дрожанием всего тела или же отдельных его частей. Чаще всего затрагиваются мышцы кистей и пальцев рук, а также головы;
  • Тики. Непроизвольные движения отличаются неестественностью и стереотипностью и усиливаются при волнении. Гиперкинезы проявляются короткими, резкими и обычно повторяющимися вздрагиваниями головы, корпуса, мышц лица, рук или ног;
  • Лицевые блефароспазмы, параспазмы и гемиспазмы. Гиперкинезы, виды которых разнообразны, затрагивают мимические мышцы и проявляются плавными или резкими их подергиваниями
  • Торзионный спазм. Данная патология значительно ограничивает двигательные возможности человека. Повышенный тонус мышц приводит к специфической картине заболевания: тело поворачивается вокруг своей оси в результате медленных, штопорообразных движений. Еще одним вариантом спазма мышц при гиперкинезах является спастическая кривошея, которая сопровождается наклоном или поворотом головы в одну сторону.
  • Атетоз (от др.-греч. ἄθετος — неустойчивый) — гиперкинез (патологические непроизвольные движения), выражающийся медленной тонической судорогой конечностей, лица, туловища. Он занимает промежуточное положение между дистонией и хореей, объединяя черты этих гиперкинезов.Атетоз возникает при поражении базальных ганглиевполосатого тела в области хвостатого ядра и скорлупы и является одной из форм проявления коркового паралича. Обычно это происходит в раннем детском возрасте (при родовой травмеядерной желтухеинсультах и т. п.). Эффективного лечения его не разработано.
  • Хорея (хореический гиперкинез, также известная как «виттова пляска» или «пляска святого Витта»; от греческого χορεία, вид танца) — синдром, характеризующийся беспорядочными, отрывистыми, нерегулярными движениями, сходными с нормальными мимическими движениями и жестами, но различные с ними по амплитуде и интенсивности, то есть более вычурные и гротескные, часто напоминающие танец.

При гиперкинетической форме дизартрии наблюдаются избыточные непроизвольные движения в артикуляционном аппарате, усиливающиеся во время речевого акта. Гиперкинетическая форма дизартрии классифицируется по трем степеням поражения: легкой, средней и тяжелой.

Голос -- звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.                                                                    

высота голоса -- физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос -- развитое головное звучание;              низкий -- развитое грудное звучание;                                                                                                                                                                    

средний -- смешанное звучание;                                                                                                                                                                                      

-диапазон голоса -- обьѐм звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.          

-полѐтность голоса -- длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чѐтко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.                                                                                                        

 -тембр голоса -- индивидуальная звуковая окраска, качество голоса, характерное для каждого человека.                                                          

-поставленный голос -- голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.

Д

Дикция -- (dictio-произнесение; латин.) отчѐтливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.. Отсутствие речи-скороговорки, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов речи.

 Дискуссия --(discussio-рассмотрение; латин.) корректное обсуждение спорного вопроса. Для дискуссии характерны: чѐтко сформулированная тема, стремление придти к единому мнению.

Диспут -- (disputare-рассуждать; латин.) публичная речь под руководством ведущего для установления истины -- на научную или общественно важную тему.

Дисграфия -- (dis-grapho-плохо пишу; латин.) нарушение письма; так называемое, косноязычие в письме.

Дислексия -- (dis-lego-плохо читаю; латин.) нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного.

Дислалия -- (dis-lalia-плохо говорю; латин.)  — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.

Формы дислалии

  • Мономорфная (простая) страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)
  • Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)
  • Физиологическая (возрастная) — нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей на определённом этапе развития.
  • Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
  • Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врождёнными или приобретёнными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.

Дизартрия -- (dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничения, связаны с подвижностью органов речи, поэтому произношение затруднѐнное. Часто речь плохо развита в целом.

Форма дизартрии зависит от места поражения нервной системы. Предложены разные классификации дизартрий, однако основной и наиболее распространённой в мире является клинико-неврологическая классификация, предполагающая выделение 6 форм (и одной смешанной):

  • вялая — обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного,блуждающего и подъязычного нервов и/или их ядер, а также нарушения нервно-мышечной передачи. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одной из составляющих бульбарного синдрома;
  • спастическая — обусловлена двусторонним центральным парезом или параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения передних центральных извилин и/или корково-ядерных путей. Является одной из составляющих псевдобульбарного синдрома;
  • односторонняя верхнемотонейронная — обусловлена преимущественно односторонним центральным парезом или параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие одностороннего поражения передних центральных извилин и/или корково-ядерных путей;
  • атаксическая — обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;
  • гиперкинетическая — вид экстрапирамидной дизартрии, возникающий при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Является одним из вариантов гиперкинезов, часто сочетается с гиперкинезами другой локализации. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп;
  • гипокинетическая — вид экстрапирамидной дизартрии, возникающий при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Чаще всего наблюдается при паркинсонизме, характеризуется замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса;
  • смешанная — часто наблюдается при травмах нервной системы, диффузном и многоочаговом её поражении, когда имеет место сочетание разных механизмов дизартрии.

Дисфония -- (dis-phone-расстройство голоса; греч.) расстройство голоса.

Дыхание -- условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.                                                                                                                              

-грудное -- дыхание, при котором рѐбра, поднимаясь, увеличивают обьѐм грудной клетки в еѐ средней части. При этом голос быстро утомляется.                                                                                                           -ключичное -- короткое, поверхностное дыхание.                                                                                                                                                        

-брюшное -- дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает обьѐм грудной клетки.

З

Задержка речевого развития -- нарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи.

Задержка психического развития -- нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребѐнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.

Заикание -- логоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными запинками. 

Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний,ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности,эмоциональной незрелости. Различают ЗПР конституционного происхождения (гармоничный инфантилизм); ЗПР на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения. «Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского».

И

Интонация -- (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаѐт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями -- она особенно понятна и красива. -интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи.                                                   

Мелодика -- переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения.

Ритм -- равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности).                                                          

Темп -- скорость произнесения речи. (При ускоренном -- снижается внятность; при замедленном -- снижается выразительность).     

Тембр -- эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

Ихтиоз – это наследственное заболевание кожи, протекающее по типу дерматоза. Характеризуется диффузным нарушением ороговения и проявляется в виде чешуек на коже, которые напоминают рыбью

чешую. Основная причина ихтиоза – это генная мутация, передаваемая по наследству биохимия которой еще не расшифрована. Нарушения белкового обмена, когда в крови накапливаются аминокислоты и

нарушения жирового обмена, которые проявляются повышенным содержанием холестерина, являются основным проявлением генной мутации, которая приводит к ихтиозу.

К

Коммуникация -- (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми. Коррекция произношения -- исправление недостатков произношения.

 Каппацизм -- недостаток произношения звука [ К ].

 Контрактура (лат. contractura — стягивание, сужение) — ограничение пассивных движений в суставе , то есть такое состояние, при котором конечность не может быть полностью согнута или разогнута в одном или нескольких суставах, вызванное рубцовым стягиванием кожи, сухожилий, заболеваниями мышц, сустава, болевым рефлексом  и другими причинами.

Культура речи -- многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

 

Л

Ламбдацизм -- неправильное произношение звука [ Л ]. Распространѐнный недостаток речи.

Лексикон -- словарный запас.

Логическая пауза -- пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.

Логическое ударение -- выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.

Логичность речи -- коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.

Логопедия -- (logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи; создания условий для наилучшего развития речи. Логофобия -- (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.

 

М

Мелодика речи -- повышение и понижение тона голоса.

Микроглоссия - [см. микро от греч. Glossa язык] аномалия развития: малые размеры языка (противоп. макроглоссия) 

Мимика -- совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то.

Модуляция голоса -- изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

Мозжечковая (атактическая) форма ДЦП характеризуется нарушениями координации в сочетании со спастическими параличами, атонически-астатическим синдромом.

Моторика -- совокупность двигательных реакций.

Мнемоника -- приѐмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций.

Мутизм (лат. mutus — немой, безгласный) — в психиатрии и неврологии состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не даёт понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими. Является симптомом психомоторного расстройства, может наблюдаться после сотрясения и ушиба мозга, тяжёлойпсихической травмы, пожара, гибели близких, как одно из поздних проявлений синдромокомплекса «СПИД-деменция» и т. п. При мутизме отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется.Может перетекать в логофобию и логоневроз.

 

Н

Навык -- автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Невербальные средства общения -- жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.

Недоразвитие речи -- см. Общее недоразвитие речи.

 

О

Обратная связь -- процесс получения информации о состоянии партнѐра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.

Общее недоразвитие речи -- отставание в развитии всех сторон речи: грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр.

 Общение -- сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

Органы артикуляции -- губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даѐт чѐткую, чистую речь.

 

П

Пантомимика -- совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.

Паралич (др.-греч. παραλυσις — «расслабление») — полное отсутствие произвольных движений, обусловленное теми же причинами, что и в случае пареза.

Для некоторых типических форм паралича установились специальные названия, а именно:

  1. Гемиплегия (hemiplegia) — паралич половины тела, обычно наблюдаемый при заболеваниях головного мозга;
  2. Моноплегия (monoplegia) — паралич, ограниченный одной из конечностей;
  3. Параплегия (paraplegia) — совместный паралич обеих верхних или обеих нижних конечностей, преимущественно обусловленный поражением спинного мозга;
  4. ТЕТРАПЛЕГИЯ - паралич четырёх конечностей; может быть связан с поражением центральной нервной системы (двусторонним повреждением больших полушарий, ствола или шейного отдела спинного мозга,вследствие травмы, инсульта, рассеянного или бокового амиотрофического склероза) или периферической нервной системы (при полиневропатиях).
  5. Офтальмоплегия — паралич мышц глаза;
  6. Птоз (ptosis) — паралич верхнего века, выражающийся в опущении его.

Пауза -- остановка в течении речи.

Подвижность голоса -- способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным. Подвижность речи -- способность управлять скоростью ритмического движения речи, еѐ темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок. Паралингвистика -- вокальные возможности голоса.

Синдром Вернера. Прогери́я (др.-греч. προσ- — сверх, γέρων — старик) — один из редчайших генетических дефектов . При прогерии возникают изменения кожи и внутренних органов, которые обусловлены преждевременным старением организма.

Просодика -- мелодико-интонационная сторона речи.

 

Р

Ретардация - запаздывание или приостановка психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности.

Речевой слух -- способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:                                                                                                                                                                                                                       --звуковысотный слух -- способность слышать и воспринимать мелодику речи;                                                                                                        -ритмический слух -- способность ощущать и воспроизводить в речи еѐ внутренний темп;                                                                                        -тональный слух -- способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;  -физический слух -- способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;                                                            -фонематический слух -- способность различать и воспроизводить звуки речи.                                                                                                        

 Речевой такт -- (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые обьединены смыслом.                                                                 

Речь -- система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.                -внешняя -- речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной;                                            -внутренняя -- речь для себя, лишѐнная звукового оформления, мысленная речь.  

Риги́дность (лат. rigidus — жёсткий, твёрдый) — жёсткость, твёрдость, неэластичность.

В физиологии  резкое повышение тонуса анатомических структур и их сопротивляемости деформированию.

В психологии  неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.

Ритм речи -- последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

 Риторика -- теория и мастерство гармоничной речи.

Ринолалия -- (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата.

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через

нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или

носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

Ринофония -- изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.

Ротацизм -- часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].

С

Саморегуляция -- процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками.

Сила голоса -- зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.

 Синтагматическое ударение -- основное слово речевого такта.

СИНКИНЕЗИИ, или содружественные движения [от греч. syn вместе и kinesis движение] дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным (напр., при ходьбе движения ног и туловища дополняются движениями рук)

 Сигматизм -- недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]

Спастичность (спастика) это двигательное нарушение, обусловленное повышением тонуса мышц.

Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма. Болезнь не характеризуется отставанием в умственном развитии, но выряжается в явном дефиците общения, нарушениях в восприятии окружающего мира и адаптации к нему, а также в существенном ограничении во взаимодействии с социумом.

Основные признаки синдрома Аспергера начинают проявляться у детей после пяти лет. Точный диагноз и подтверждающий его тест способствуют своевременной психологической коррекции и улучшению дальнейшего качества жизни у взрослых.

В диагностике синдрома Аспергера широко используются методы анкетирования, интервьюирования родителей и педагогов, наблюдения за ребенком, нейропсихологические тесты. Критерии диагностики синдрома Аспергера разработаны ВОЗ и позволяют оценить способность ребенка к различным видам социальных контактов.

Для исключения органических заболеваний головного мозга может потребоваться проведение неврологической диагностики (ЭЭГМРТ головного мозга).
Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/asperger#h2_2

В современной психиатрии синдром Аспергера описывается через призму так называемой триады симптомов:

  • коммуникативно-социальные проблемы;
  • сложности чувственного и пространственного восприятия мира;
  • дефицит эмоций, творческого мышления и воображения.

Основная проблема людей с синдромом Аспергера – это коммуникативные дисфункции. Симптомы социальной неприспособленности начинают ярко проявляться у детей в возрасте с 5-6 лет. Обычно это совпадает с периодом, когда ребенка отдают в школу или подготовительный класс, где ему приходится расширять круг общения.

Яркие симптомы синдрома Аспергера у детей:

  • ребенок не желает участвовать в активных играх, так как из-за неуклюжести у него плохо получается манипулировать мячом и другими предметами;
  • нередко наблюдается сильное увлечение конкретным спокойным хобби, за которым ребенок может сидеть часами и просить не прерывать его любимое занятие;
  • малыши не любят веселых мультиков, так как не понимают шутки в них и раздражаются от слишком громких песен;
  • дети остро реагируют на новых незнакомых людей, могут заплакать, когда в дом приходит посторонний;
  • в большой компании ребенок часто ведет себя нелюдимо, не желает идти на контакт и предпочитает играть в одиночку.

Ребенок с синдромом Аспергера сильно привязан к дому и родителям, к которым он привык с самого рождения. А новая обстановка вызывает в нем сильнейшее беспокойство и ощутимый дискомфорт.

Синдром Патау – хромосомное заболевание, обусловленное наличием дополнительной копии 13-ой хромосомы (трисомия по 13-ой хромосоме). В структуру синдрома Патау входят множественные дефекты нервной системы (микроцефалия, голопрозэнцефалия), глаз (микрофтальмия, катаракта), костно-мышечной системы (полидактилия, расщелины губы и нёба, омфалоцеле), сердца, урогенитальной системы и др. Для выявления и подтверждения синдрома Патау проводится пренатальный скрининг, исследование кариотипа ребенка после рождения. Детям с синдромом Патау необходима общеукрепляющая терапия; по показаниям – коррекция врожденных пороков развития.

На сегодняшний день синдром Протея считается весьма редким генетическим заболеванием, которое сопровождается неестественным разрастанием костей, мышечных и соединительных тканей. К сожалению, диагностика и лечение подобной болезни — весьма трудный и не всегда возможный процесс. 

Синдром Дауна – хромосомная аномалия, при которой в кариотипе имеются дополнительные копии генетического материала по 21-ой хромосоме, т. е. наблюдается трисомия по хромосоме 21. Фенотипические признаки синдрома Дауна представлены брахицефалией, плоским лицом и затылком, монголоидным разрезом глазных щелей, эпикантом, кожной складкой на шее, укорочением конечностей, короткопалостью, поперечной ладонной складкой и др. Синдром Дауна у ребенка может быть выявлен пренатально (по данным УЗИ, биопсии ворсин хориона, амниоцентеза, кордоцентеза) или после рождения на основании внешних признаков и генетического исследования. Дети с синдромом Дауна нуждаются в коррекции сопутствующих нарушений развития.

Синдром Клайнфельтера - хромосомная патология, обусловленная наличием в мужском кариотипе одной или нескольких дополнительных женских половых хромосом. Синдром Клайнфельтера характеризуется первичным гипогонадизмом, маленькими размерами тестикул, бесплодием, гинекомастией, неглубоким снижением интеллекта. Решающая роль в диагностике синдрома Клайнфельтера принадлежит кариотипированию; также проводится анализ фенотипических признаков, определение полового хроматина, экскреции фолликулостимулирующего гормона с мочой, спермограмма и пр. Лечение при синдроме Клайнфельтера включает гормональную терапию, возможно - оперативную коррекцию гинекомастии, однако полное излечение синдрома невозможно.

Синдром Марфана, признаки которого проявляются у всех по-разному, прогрессирует в основном с взрослением и старением человека. Что касается скелета больного, то он имеет следующие особенности:

  • высокий рост;
  • гибкий и тонкий скелет;
  • руки при синдроме Марфана, как и ноги, имеют непропорционально длинные пальцы;
  • узкое длинное лицо;
  • часто неровные зубы;
  • вдавленная или выпуклая грудинная кость;
  • сколиоз;
  • плоскостопие.
  • Синдром «кошачьего крика» – хромосомное нарушение, обусловленное делецией (отсутствием) фрагмента короткого плеча 5-ой хромосомы. Плач новорожденных с синдромом «кошачьего крика» по звуку напоминает кошачье мяуканье, что и послужило названию патологии. Кроме этого, у детей имеет место микроцефалия, лунообразное лицо, косоглазие, аномалии прикуса, различные врожденные пороки, грубое интеллектуальное недоразвитие и т. д. Синдром «кошачьего крика» диагностируется на основании совокупности характерных признаков и цитогенетического исследования. Специфического лечения синдрома «кошачьего крика» не существует; дети могут нуждаться в хирургической коррекции тяжелых врожденных аномалий.

Синдром  Ретта - состояние, до настоящего времени обнаруживаемое только у девочек, при котором явно нормальное ранне развитие осложняется частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками одновременно с замедлением роста головы. Нарушения возникают в возрастном интервале от 7 до 24 месяцев жизни. Характерны потеря произвольных движений руками, стереотипные круговые движения рук и усиленное дыхание. Социальное и игровое развитие останавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. К 4 годам начинается развитие атаксии туловища и апраксии, часто сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Почти неизменно отмечается тяжелая умственная отсталость.

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения[1].

 

Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи — от полутора до 3-х лет[2].

 

Т

Темп речи - скорость речи, может измеряться количеством слов в минуту.

Техника общения -- способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения.

Техника речи -- совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи.  

У

Ударение -- различают:1) грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-то слога в слове); 2) фразовое (передаѐтся подьѐмом или снижением всего контура предложения); 3) синтагматическое (основное слово синтагмы произносится с большей интенсивностью).

Уздечка -- подьязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки.

Умственная отсталость (малоу́миеолигофрени́ядр.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум) — врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушениеминтеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации[1]. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда название), также в отношении эмоцийволиречи и моторики.

Ф

Фонема - звук речи.

Фонематический слух -- способность к слуховому восприятию звуков речи -- фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью. Фонация -- голосообразование.

 

Х

Хиттизм -- недостаток произношения звука [ Х ].

 

Ч

Чистота речи -- чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов.

 

Э

Этиология -- (aitia-logos-учение о причинах; греч.) учение о причинах возникновения болезней.

Экспрессия -- (expressio-выразительность; латин.) сила проявления чувств, переживаний.

Эктродактилия — врожденный порок развития , характеризующийся отсутствием или недоразвитием одного или нескольких пальцев кистей и (или) стоп. Может сочетаться с отсутствием пястных и плюсневых костей; при центральном расположении дефекта образуется расщелина, разделяющая кисть или стопу на 2 части (например, «клешнеобразная кисть»).

Эмпатия -- сочувствие человеку.

 

Я

Язык -- важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друг

 

1. ВПФ – высшие психические функции.
2.
ЗПР – задержка психического развития.
3.
ПИН – пограничная интеллектуальная недостаточность.
4
. МППК – медико-психолого-педагогическая комиссия.
5.
ДЦП – детский церебральный паралич.
6.
ОНР – общее недоразвитие речи.
7.
ЦНС – центральная нервная система.
8.
ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
9.
УО – умственная отсталость.
10.
ЭЭГ – электроэнцефалография.
11.
ППД – психолого-педагогическая диагностика.
12.
ВНД – высшая нервная деятельность

 

Расширенный логопедический словарь, можно найти на сайте:

http://logoped18.ru/termin/slovar-logopeda.php - сайт "Школьный логопед"