Копилка педагогической мудрости

 

Быть педагогом – это искусство, врожденный талант, наука, мастерство. Им владел  К.Д.Ушинский и у него есть чему поучиться. В помощь современному поколению учителей великий педагог оставил научные труды, методические разработки, учебники и, конечно, мудрые афоризмы

Высказывания и мысли К.Д. Ушинского о педагогическом мастерстве.

image

 

  • Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.
  • В том то и беда, что не многие у нас еще и до сих пор убеждены, что воспитание есть искусство, и притом искусство не легкое.
  • Учитель жив, пока он учиться. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель.
  • Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни.
  • Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.
  • Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться.

О  требованиях к педагогу.

Педагогом может быть тот:

«кто имеет целостность, беззаветную искренность души»;

«кто не торгуется с самим собой»;

«кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души».

·         Педагог должен понимать душу (ребенка) во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания прежде, чем он приступит к практике.

·         В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя. Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания.

·         Только Личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. Вот почему и в школьном воспитании самое важное дело – выбор воспитателя».

Л.Н.Толстой о педагогическом мастерстве и воспитании

Tolstoy. . Minds.

 

  • Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела".  Л.Н. Толстой
  • ·Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель.

  • Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.

  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

  • Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

  • Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо жить самому

  • Невозможно хорошо воспитывать детей, если сам дурен;... воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети.

  • Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом, - в этом корень учительского дела.

 

 Макаренко А.С.о педагогическом мастерстве  и воспитании.

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

  •  Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему.
  • К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.
  • Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта.
  •  Педагогическое  мастерство может быть доведено до большой степени совершенства, почти до степени техники.
  •  Воспитатель должен избегать… простого пребывания на глазах у ребят без всякого дела и без всякого интереса к ним. 
  • Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
  • Культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить.

Сухомлинский В.А о педагогическом мастерстве и воспитании.

image

 

«Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление» — это строки из главной книги Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям». 

 

  • Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд.
  • Важнейшее условие духовного роста педагога - это прежде всего время - свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время- ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать.
  • Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее.
  • Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью и проявлением ее сил в активной  деятельности.
  • Без поисков и находок, а следовательно, и без напряжения сил немыслимы увлеченность, вдохновение.Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.
  • Нельзя хоть какую-нибудь одну сторону из системы воспитания исключить. Упустил что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия… и вы не решите никакой другой задачи.
  • Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
  • Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца.
  • Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
  • Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

   *****************

«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами» (Али Апшерони).

«У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим»

(Жан-Жак Руссо).

«Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас» (К.О. Конради).

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» (М. Монтень).

«Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь» (восточная мудрость).

 «Многому я научился у своих наставников, еще более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников». (Талмуд)

Учитель – это не профессия, учитель - это образ жизни.

Учить правильно – это учить легко, быстро и интересно. Я лучший учитель до тех пор, пока я интересен себе и интересен детям.

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным» (К.Симонов).

 «Смертельный грех учителя – быть скучным» (Гербарт).

«Не мыслям надобно учить, а мыслить» (И. Кант).

 Лучший пример – личный пример

«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя – все, что может сделать учитель, – это указать дорожки» (Р. Олдингтон).

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» (Василий Ключевский).

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» (Жан Жак Руссо).

Плохо не то, что не знаешь, а то, что знать не хочешь

Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить

Творить, пробовать, искать и развиваться

Развитие каждого ученика через развитие его интереса к предмету – только в этом залог успеха обучения

Учитель не просто профессия, а часть жизни каждого человека. И эта часть должна быть самой лучшей.

Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета

Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями

Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение