Профориентационная работа – составляющая процесса успешной социализации воспитанников школы-интернат

Сахнова Любовь Николаевна

Вся воспитательная работа должна быть построена таким образом, чтобы воспитанники чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, что он приносит удовлетворение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sahnova_l.n._statya_.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа –  составляющая процесса успешной социализации воспитанников школы-интернат

                                                                                      Сахнова Любовь Николаевна, воспитатель

                                                                       ГКОУ « Котовская школа-интернат»

                                                                            Адрес: 215060rambler.ru

Ошибки в выборе профессии наносят вред здоровью и психологическому состоянию воспитанников, а также обществу и государству в целом. Ведь если содержание профессии не отвечает возможностям человека, то и его производительность труда будет значительно ниже. Неудовлетворенность избранной специальностью приводит к тому, что многие студенты, молодые рабочие, служащие вынуждены искать новые учебные заведения или новые места работы – возникает текучесть кадров, что также наносит большой ущерб государству, которое выделяет деньги на их бесплатное обучение.

Вся воспитательная работа должна быть построена таким образом, чтобы воспитанники чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, что он приносит удовлетворение.

Чем больше информации у воспитанников о мире профессий, о жизненных проблемах и путях их решения, тем больше вариантов выбора им представится, тем осознаннее будут их действия.

Наличие четких профессиональных и личных планов, способности их реализовать формирует у человека чувство социальной защищенности. Воспитанник должен хорошо представить себя в своей самостоятельной жизни, поэтому я привлекаю как можно раньше каждого из воспитанников к индивидуальному целеполаганию и планированию. Помогают ребенку определить реальные личные и профессиональные перспективы и составить программу собственных действий по достижению намеченного:

  • Способствую доминирующей творческой организации любой воспитательной деятельности.
  • Учу сопереживать и приходить друг к другу на помощь.
  • Формирую позитивное отношение к труду, творчеству, трудовой деятельности.
  • Закрепляю и формирую умения и навыки самообслуживания, общественно-полезного труда.
  • Способствую умению воспитанников вместе преодолевать и переживать трудности.
  • Развиваю и поддерживаю творческую инициативу.
  • Создаю условия, посредством которых ребенок может проявлять самостоятельность.
  • Формирую потребность у воспитанников соблюдения общечеловеческих норм морали (доброта, взаимопонимание, терпимость и т.д.)
  • Создаю условия для развития внутренней свободы – способности к объективной, адекватной самооценки себя, своих знаний и возможностей, чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения окружающих, саморегуляции достойного поведения.

Особое внимание уделяю в своей деятельности ситуации успеха, поощрения. Дети открыто и легко отзываются на данную форму общения. Успех становится первоисточником внутренней собранности и сил воспитанника, рождающий энергию для того, чтобы справиться с трудностями, преодолеть их. Преодоление проблем, трудностей, умение выходить из сложных ситуаций – это самое главное в социализации и адаптации в обществе. С этой целью использую следующие приемы:

  • Личный пример
  • Одобрения и поощрения
  • Благоприятный психо-эмоциональный климат
  • Советы и рекомендации
  • Четкая инструкция
  • Снятия чувства безнадежности (преодоление “не могу”, “не получится”)
  • Исключительности собственного “Я”
  • Сравнения, стремления, “Сделай лучше чем было”
  • Оценка результата

В своей работе руководствуюсь следующими принципами:

  1. Принцип связи воспитания с жизнью, с трудом
  2. Принцип создания информационного поля
  3. Принцип соблюдения правил безопасности труда
  4. Принцип творческого начала
  5. Принцип целенаправленности и ожидания конечного результата

В организации и проведении профориетационной работы мною апробированы следующие формы и методы работы:

  • Одним из основных методов является диагностика, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность получения каждым воспитанником информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии. Диагностические методы представлены мною опросниками, анкетами, тестами.
  • Практикумы различных форм и направленностей.
  • Профконсультации – задачи,  которых дать каждому ребенку обоснованный совет по выбору профессии, соответствующей склонностям и здоровью.
  • Беседа – цель более глубоко и полно рассказать о людях той или иной профессии.
  • Диспут – где обсуждаем и отстаиваем свою точку зрения
  • Экскурсии – которые я планирую заранее, разрабатываю систему конкретных заданий воспитанникам, используя главный метод – наблюдение и анализ.
  • Встречи со специалистами, где я преследую цель возбудить у воспитанников уважение к людям различных профессий.
  • Деловые игры – это наиболее интересная форма для ребят. На основе интереса легче сформировать положительный мотив и соответствующую активность.
  • Организация профессиональных проб – их задача включить воспитанников в реальные трудовые отношения, которые реализуются через посещения воспитанниками кружков, обществ, полезный труд, самообслуживание и т.п.

                                                                 3