3.5 Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

Мулеева Надежда Герасимовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 4 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕО

             имени Ларисы Ивановны ЗолотухинойРЕЖДЕНИЕПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ РЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Программа наставника учителя-дефектолога Мулеевой Н.Г. по адаптации молодого специалиста Волковой А.А.

«Алгоритм  введения молодого специалиста в педагогическую коррекционно-развивающую деятельность»

                                             Сургут, 2022

Пояснительная записка

          Программа направлена на выявление и раскрытие через реализацию программы профессионального развития способности молодым педагогом обучаться и совершенствовать собственное профессиональное мастерство.  Школьное наставничество - разновидность индивидуальной работы с начинающими учителями, не имеющими стажа педагогической деятельности в данном образовательном учреждении или имеющих трудовой стаж не более 3-х лет.                                                                                          

      Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу наставника по развитию у начинающего учителя необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у начинающего учителя знания в области предметной специализации и методики преподавания, помогать в педагогической адаптации.
       
Цель программы: оказание помощи учителям в их профессиональном становлении, формирование профессионально-адаптированного, компетентного молодого учителя-практика, а также формирование в школе кадрового ядра.
Задачи:

-  помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;

- включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность;

- развить профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям;

- предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий в школе и поиск возможных путей их преодоления;

- оказать помощь в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта;

- стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности. 

Приоритетные направления реализации программы:

1.Общение людей со схожими взглядами и проблемами.

2.Обеспечение реализации образовательных запросов начинающих педагогов.

3.Обнаружение пробелов в профессиональной деятельности, проблем в психолого-педагогической адаптации и нахождение путей их устранения.

4.Формирование уверенности в своем профессиональном росте.

5. Оказание методической помощи в становлении профессиональной компетентности.

 Содержание программы

   Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства молодых учителей - дефектологов, работающих в образовательном учреждении  от 1 года до 3-х лет.

В структурно – содержательной части программы выделены следующие основные направления:

Направления

Содержание

Планируемые результаты

Психологические основы адаптации в системе образования

Реализация этой части программы предусматривает оперативное и целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально-психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах.

Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения учителя в новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с учениками и их родителями.

   Организация учебно-воспитательного процесса

Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение стажерами действующих программ по предметам, знакомство с авторскими программами; посещение уроков, проводимых учителями первой и высшей категории, с их последующим анализом.

Активное включение молодых учителей - дефектологов в учебно-воспитательную работу с обучающимися, вовлечение их в экспериментальную работу школы, совместную разработку коррекционных программ, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве.

Школьная документация в работе учителя - дефектолога

 Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение стажерами документации учителя – дефектолога в школе.

Формирование действующей прямой и обратной связи с целью упорядочения деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной помощи.

Методическое сопровождение молодого учителя - дефектолога

Важно научить начинающих учителей правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании своего учебно-методического комплекса (развивающего модуля, кабинета).

Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих воспитанников. Формирование опыта создания собственных методических разработок.

Организация воспитательной работы в классе

Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых учителей организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание.

Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование профессионального мастерства воспитателя.

Социология образования. Ученик в социуме

Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с социологией образования; со связями школы с семьей и общественностью, с социумом своего образовательного учреждения.

Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально-педагогической работы с учащимися и их родителями. Грамотное реагирование на запросы школьного социума.

      Сегодня  наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы  трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.

Важную роль в жизни молодого педагога играет наставничество. В первые три года работы, наставник помогает и направляет, корректирует деятельность молодого учителя.

Наставничество

Наставник

Молодой специалист

Руководитель ОО

Развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения

Получает знания, развивает компетенции, повышает свой профессиональный уровень, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником

Повышает профессиональный уровень подготовки кадров, выстраивает конструктивные взаимоотношения с кадрами, между сотрудниками

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Всего, ч.

1.

Изучение нормативно-правовой базы учреждения

3

2.

Закономерности и принципы дидактики

2

3.

Педагогика творчества

2

4.

Педагогическая культура и этика

2

5.

Организация системы работы с родителями

2

6.

Алгоритм подготовки и проведения открытого занятия

2

7.

Технология педагогического портфолио

2

8.

Воспитательная деятельность в школе.

2

9.

Основы конструктивного общения в пед.коллективе

2

10.

Роль учителя - дефектолога в ОУ

2

11.

Формы и методы диагностики обучающихся

2

12.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Круглый стол по итогам года.

2

 

ИТОГО:

25

Занятия проходят по плану-графику 2 раза в месяц.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Всего, ч.

1.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагогических работников

2

2.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

2

3.

Игровые методы обучения

1

4.

Педагогическое проектирование в учреждении

2

5.

Современные технологии проведения занятий в ОУ

2

6.

Современные приёмы и формы работы с родителями

2

7.

Воспитание в образовательном процессе

2

8.

Методика организации воспитательной работы

2

9.

Пути управления конфликтной ситуацией в ОУ

2

10.

Психологическое сопровождение образовательного процесса

2

11.

Мониторинг образовательного и воспитательного процессов

2

12

Участие в вебинарах

1

13.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Практическое конференция службы сопровождения

2

 

ИТОГО:

24

 Занятия проходят по плану-графику 2 раза в месяц.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Всего, ч.

1.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в конструировании занятий

2

2.

Структура написания самоанализа

1

3.

Структура интегрированного занятия

2

4.

Особенности организации опытно-экспериментальной работы в ОУ

2

5.

Использование в практике современных педагогических технологий

2

6.

Технология изучения и обобщения педагогического опыты

2

7.

Современные технологии воспитания.

1

8.

Системный подход к организации работы с родителями

2

9.

Особенности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Особенности работы с детьми с ОВЗ.

2

10.

Профессиональные кризисы: как их распознать и предотвратить.

2

11.

Система использования педагогических диагностических методик в образовательном процессе

2

12

Обзор интернет-сайтов, организующих дистанционные конкурсы профессионального мастерства для педагогов. Регистрация, отправка работы для участия в конкурсе профессионального мастерства (по выбору педагога)

2

13

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Открытое мероприятие «Мир вокруг нас»

2

 

ИТОГО:

24

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы:

теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.

В результате обучения учитель - дефектолог:

- будет знать основные нормативные документы;

- приобретёт навыки взаимодействия с коллегами, детьми, родителями;

- приобретёт опыт педагогической деятельности;

- сформируют навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций;

- научится разрабатывать свою образовательную программу;

- овладеют здоровьесберегающими технологиями;

- познакомятся и приобщатся к традициям школы

Список литературы

1. Закаблуцкая, Е. Молодой специалист и наставник [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.artmanage.ru/articles/molodoj-specialist-i-nastavnik.html

2. Круглова, И.В. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zam.resobr.ru/archive/year/articles/2038

3. Наставничество, менторинг [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://formatta.ru/pages/id/317

4. Плиска, О. Наставничество [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rb.ru/blog/pliska/showentry=456434

5. Щевьева, А.А. Наставничество как элемент системы повышения эффективности использования кадровых ресурсов предприятия [Текст] / А.А. Щевьева // Сервис в России и за рубежом; Российский государственный университет туризма и сервиса. - 2010. - №3. - С. 213-223


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: