«Инновационная деятельность на базе КФУ»

Усманова Дина Расимовна

Инновационная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnyy_koleydoskop.doc209.5 КБ
PDF icon biryukova_sosh_175_kazan.pdf503.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей ________/Д.Р.Усманова

Протокол №1

от «26» августа2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

__________\ Ю.И.Измайлова

от «27» августа 2016г

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ № 175»

__________\А.С.Валеева\

Приказ № 317

от «29» августа 2016г

ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»

ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

для обучающихся 5- 7 классов

Усмановой Дины Расимовны,

учителя музыки

высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 175»

Советского района г. Казани

Срок реализации программы: 3 года

Рассмотрено и принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

от «29» августа 2016 г.

2016- 2017 учебный год


Пояснительная записка

Предлагаемая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам;
  • письма Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
  • письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
  • Приказ Министерства образования Республики Татарстан от 24 апреля 1995 года №135 ( с изменениями на 7 декабря 2000 года) «Об утверждении штатных нормативов руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательных учреждений»

Программа имеет общекультурное  направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.

Цель программы: создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры.

Задачи:

- формировать духовные качества личности ребенка, расширять музыкальный кругозор;

- создавать условия для формирования у детей коммуникативных качеств;

- использовать целостный подход к музыкальной деятельности в исполнении, слушании музыки, импровизации, драматизации и т.д.;

- воспитывать любовь и интерес к музыке:

- воспитывать музыкальный вкус;

- формировать становление нравственных позиций личности ребенка;

- развивать комплекс музыкальных творческих способностей, таких как: способности к восприятию музыки, певческих хоровых навыков, музыкальной творческой активности, нравственно-эстетических чувств детей через проектную деятельность;

- познакомить с разными композиторами - песенниками и с их творчеством.

Данные задачи достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.

Планируемы результаты.

Личностные результаты: - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка; – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; - уважительное отношение к культуре; - реализация творческого потенциала.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально – эстетической деятельности; - освоение познавательной и личностной рефлексии; - позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей; - овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;  - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.

Предметные результаты  изучения курса отражают: - опыт учащихся в музыкально – творческой деятельности; - формирование представления о роли музыки в жизни человека; - формирование общего представления музыкальной картины мира; - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Содержание программы:

1 год обучения (5 класс)

1 раздел: «Введение. Народные песни» (10 часов). Роль народной песни в жизни народа. Просмотр видеоматериалов народном творчестве, о композиторах. Вокально-хоровые упражнения. Специфика пения народных песен.

2 раздел: «Композиторы-песенники нашего времени» (15 часов). И.О. Дунаевский – основоположник отечественной эстрадной музыки. М. Дунаевский – легенда в современной музыке. А. Пахмутова – композитор-патриот. Творчество Е. Крылатова в кинематографе. Марк Минков и «детские мульфильмы». Образ России, природы в песнях Ю. Чичкова. Прекрасный творческий союз А. Зацепина, Л. Дербенева и Ю. Энтина. Просмотр презентаций и видеофильмов о композиторах- песенниках. Выполнение творческих проектов.

3 раздел: «Песни военных лет» (10 часов).  Вводное занятие. Просмотр видеофильмов о Великой Отечественной войне. Фронтовые песни. Песни послевоенных лет (Д. Тухманов, М.Таривердиев, Д.Шостакович, С.Прокофьев и др). Песни о героях наших дней. Просмотр презентаций о творчестве композиторов и исполнителей (В.Высоцкого, О. Газманова, Я.Френкеля, А.Новикова и др.). Выполнение творческих проектов.

2 год обучения (6 класс)

1 раздел: «Музыка в театре» (15 часов). Вводное занятие. Народный и профессиональный театр. Разнообразие и богатство театрального искусства. Великие исполнители оперного искусства (Ф.Шаляпин, И.Козловский, Т.Карсавина, Э. Карузо, Л. Паваротти, П. Доминго, Д. Хворостовский и др.). Профессия дирижера. Знаменитые театры мира (Ла Скала, Ковен Гарден, Парижская опера). Музыкальные театры нашего города. Подготовка к концерту с элементами театрализации.

2 раздел «Музыка в концертном зале» (10 часов). Вводное занятие. Особенности музыкального концерта. Великие исполнители А.Моцарт, М.Плетнев, С.Рихтер , В.Спиваков, М.Ростропович и др. Знаменитые залы России. Эстрадная музыка и электронные инструменты. Музыкальная сцена сегодня. Музыкальная жизнь нашего города. Выполнение творческих проектов.

3 раздел: «Смотри кинофильм» (10 часов). Вводное занятие. Создатели кинофильма. Великие режиссеры и актеры. Музыка экрана. Кинокомпозиторы.

3 год обучения (7 класс)

1 раздел. « Язык музыки понятен всем!» (10 часов).  Музыкальное творчество народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания. Музыкальные инструменты народов мира. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
2 раздел. « Музыкальная палитра» (15 часов). Музыкальное искусство, его многообразие. Природа музыки. Формы музыки. История возникновения нотного письма. Инструменты в действии. Истоки оперного искусства. Как появился балет. Музыка «легкая» и «серьезная». Музыка сегодня. Выполнение творческих проектов.

3 раздел. «Великие композиторы мира». (10 часов) Творческие портреты композиторов мира. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Классицизм и романтизм. Выполнение творческих проектов.

Используются следующие формы занятий: групповые - «Музыкальная гостиная», экскурсии, мастерская, конкурс, фестиваль, концерт.

Учебно-тематическое планирование 1 года обучения

Тема занятий

Общее количество часов

Часы теоретических знаний

Часы практических знаний

1

Введение. Роль песни в жизни народа. Жанры народной песни. Песни разных народов. Народные песни в произведениях композиторов.

10

4

6

2

Композиторы- песенники нашего времени

15

5

10

3

Песни военных лет

10

4

6

Учебно-тематическое планирование 2 года обучения

Тема занятий

Общее количество часов

Часы теоретических знаний

Часы практических знаний

1

Введение. Разнообразие и богатство театрального искусства. Великие исполнители оперного искусства. Знаменитые театры мира.

15

5

10

2

Музыка в концертном зале

10

5

5

3

Киномузыка и кинокомпозиторы

10

4

6

Учебно-тематическое планирование 3 года обучения

Тема занятий

Общее количество часов

Часы теоретических знаний

Часы практических знаний

1

Музыкальное творчество народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания. Музыкальные инструменты народов мира. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей

10

5

5

2

Музыкальное искусство, его многообразие. Природа музыки. Формы музыки. История возникновения нотного письма. Инструменты в действии. Истоки оперного искусства. Как появился балет. Музыка «легкая» и «серьезная». Музыка сегодня.

15

5

10

3

Великие композиторы мира

10

4

6

Условия реализации:

- кабинет музыки;

- актовый зал

Материально-техническое обеспечение:

- фортепиано;

- компьютер;

- интерактивная доска и проектор;

- набор музыкальных инструментов;

- аудио и видео материал;

Методическое обеспечение:

- методические пособия: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пос. - М.: Просвещение, 1983

-интернет-ресурсы:Внеурочная деятельность по предмету http://kubrak.mptl.ru/p13aa1.html; Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся http://www.openclass.ru/pages/221595

Дополнительная литература:

Литература:

1. Аберт Г. В.А. Моцарт. Ч.2. Книга 2. /Пер. с нем. - М.: Музыка, 1985

2. Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыкальный словарь для учителя. - СПб., 1995

3. Алексеева Л.Н., Григрьева В.Ю. Страницы зарубежной музыки 19 века. - М.: Знание, 1988

4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учеб. пос. - М.: Российское музыкальное изд-во, 1997

5. 24. Исакова И.Г., Кравчук В.М. В мире народных инстументов: Методические рекомендации. - Псков: Изд-во Псковского ОИУУ, 1995

6. Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. - М.: Просвещение, 1988

В мире музыки. 1990 : Ежегодник / Сост. Л. Григорьев, Я. Платек. -М.: Сов. композитор, 1989

7. Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. - 2-е изд. - М.: Сов. Композитор, 1986

8. Васина - Гроссман В.А. Книга о музыке и великих музыкантах : Маленькая энциклопедия. - М.: Дет. лит., 1986

9. Вендрова Т.Е Пусть музыка звучит!: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990

10. Ветлугина Н. Музыкальный словарь. - М.: Музыка, 1986

11. Волкова П.С. Играем вместе: Для тех, кто верит чудесам и открывает их сам. - Астрахань: Изд-во ИУУ, 1993

12. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е. Вендрова. - М.: Просвещение, 1991

13. Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1985

14. Галь Г. Брамс. Вагнер, Верди. Три мастера - три мира. - М.: Радуга, 1986

15. Гольцман С.В. Ф.И. Шаляпин в Казани. - Казань, 1986

16. Гордеева Е. Композиторы « могучей кучки» - 3-е изд. - М.: Музыка, 1985

17. Григорьев В.Ю. Никколо Паганини: жизнь и творчество. - М.: Музыка, 1987

18. Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты : Биографические очерки. - М.: Сов. Композитор, 1985

19. Григорьев Л.Г., Платек Я.М. Советские композиторы и музыковеды : Сб. в 3 томах. - М.: Сов. Композитор, 1981

20. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках: ХУ11-первая половина ХХ века. Пособие для студентов муз. фак. пед. вузов. М,1994.

21. Гульянц Е.И. Детям о музыке. - М.: Аквариум, 1996

22. Дементьева Е.Е. Музыка в школе: результаты и достижения: Методические рекомендации. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998

23. Детские музыкальные праздники : Русский фольклор / Авт. - сост. Т.Ю. Камаева. - М.: Лайда, 1994

25. Истратов Н.В. Борис Александров: Очерк жизни и творчества. - М.: Музыка, 1986

26. Кабалевский Д.Д. « Ровесники» : Беседы о музыке для юношества. - М.: Музыка, 1987

27. Калинина Н.А. П.И. Чайковский : Повесть . - М.: Сов. Композитор, 1988

28. Калинина Н.А. С.В. Рахманинов: Повесть. - М.: Дет. лит., 1989

29. Канн - Новикова Е. Маленькая повесть о Михаиле Глинка. - М.: Музыка, 1987

30. Ковалев К.П. Глагол таинственный...: Очерки о русской музыке 18 века. - М.: Сов. Россия, 1988

31. Коган П. Вместе с музыкантами. - 2-е изд. - М.: Сов. Композитор, 1986

32. Коломиец Г.Г. Зарубежная музыка ХХ века в курсе музыкальной литературы детских музыкальных школ и музыкальных училищ. Учебное пособие. Оренбург, ОГПУ,1998

Критерии и показатели эффективности реализации программы внеурочной деятельности

  • представление коллективного результата деятельности обучающихся в творческих проектах;
  • индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого

обучающегося на основании оценки личного портфолио;

  •  участие в концертной деятельности, тематических мероприятиях, классных часах.
  • индивидуальные и групповые творческие работы.    

Тематическое планирование 5 класс

Тема занятий

Формы организации внеурочной деятельности

Вид  деятельности

Кол-во часов

1-2

Вводное. Роль песни в жизни народа. Жанры народной песни

Музыкальная гостиная

познавательная

2

3-4

Песни разных народов. Народные песни в произведениях композиторов.

фестиваль

творческая

2

5-10

«Осенние посиделки»

Разучивание и исполнение народных песен

мастерская

творческая

6

11-12

И.О.Дунаевский – основоположник отечественной эстрадной музыки. Подготовка проекта

Музыкальная гостиная

проектная

2

13-14

М.Дунаевский – легенда в современной музыке. Презентация проекта

Музыкальная гостиная

проектная

2

15-16

А.Пахмутова – композитор-патриот. Разучивание и исполнение песен.

Музыкальная гостиная

познавательная

2

17

Р. Яхин- сын своей земли. Знакомство с романсами.

экскурсия

познавательная

1

18-20

Творчество Е.Крылатова в кинематографе. Разучивание и исполнение песен.

Музыкальная гостиная

творческая

3

21-22

Марк Минков и детские фильмы и мульфильмы

концерт

творческая

2

23-24

Образ России, русской природы в песнях Ю.Чичкова и Е.Мартынова

Музыкальная гостиная

проблемно-ценностное общение

2

25

Композиторы- песенники Татарстана

концерт

творческая

1

26-27

Песни о войне. История создания.

Музыкальная гостиная

проблемно-ценностное общение

2

28-29

Музыка и песни послевоенных лет композиторов- песенников (В.Высоцкого, М.Таривердиева, Д.Тухманова, А.Пахмутовой)

Музыкальная гостиная

познавательная

2

30-31

Песни о героях наших дней (песни современных авторов- О.Газманова и др.)

Музыкальная гостиная

познавательная

2

32-34

Песенный марафон

конкурс

творческая

3

35

Фестиваль «Наши звонкие голоса»

фестиваль

творческая

1

Тематическое планирование 6 класс

Тема занятий

Формы организации внеурочной деятельности

Вид  деятельности

Кол-во часов

1-2

Введение. Театр народный и профессиональный.

мастерская

познавательная

2

3-5

Разнообразие и богатство театрального искусства. Творческий проект «Афиша»

мастерская

проектная

3

6-9

Великое мастерство исполнителей. Подготовка проектов.

мастерская

проектная

4

10-11

Калейдоскоп великих имен (презентация  проектов)

Музыкальная гостиная

проектная

2

12

Профессия – дирижер.

экскурсия

познавательная

1

13-14

Знаменитые театры мира (Ла Скала, Ковен Гарден, Парижская опера)

Виртуальная

экскурсия

познавательная

2

15

Музыкальные театры нашего города.

экскурсия

познавательная

1

16-17

Вводное занятие. Особенности музыкального концерта.

Музыкальная гостиная

познавательная

2

18-19

Великие исполнители. Подготовка проектов.

Музыкальная гостиная

проектная

2

20-21

Мастера своей эпохи. Презентация проектов

Музыкальная гостиная

проектная

2

22

Знаменитые залы России

Виртуальная

экскурсия

познавательная

1

23

Музыкальные залы нашего города

Виртуальная

экскурсия

познавательная

1

24

Эстрадная музыка и электронные инструменты

Музыкальная гостиная

творческая

1

25

Музыкальная сцена сегодня.

концерт

творческая

1

26

Вводное занятие. Создатели кинофильма.

Музыкальная гостиная

познавательная

1

27-28

Великие режиссеры и актеры.

Музыкальная гостиная

познавательная

2

29-31

Музыка экрана. Кинокомпозиторы.

Музыкальная гостиная

познавательная

3

32-34

Музыкальная жизнь нашего города. Подготовка работ к выставке

мастерская

творческая

3

35

Выставка творческих работ

выставка

творческая

1

Тематическое планирование 7 класс

Тема занятий

Формы организации внеурочной деятельности

Вид деятельности

Кол-во часов

1

Введение. Музыка объединяет сердца.

фестиваль

творческая

1

2-5

Музыка со всего света. Музыка народов мира. Творческие проекты «Музыка мира»

фестиваль

творческая

4

6-9

Музыкальные инструменты народов мира. Творческий проект «Виртуальный музей муз. инструментов»

Виртуальная экскурсия

проектная

4

10

Песенный марафон. Исполнение песен народов мира.

концерт

творческая

1

11

Музыка древних цивилизаций

Музыкальная гостиная

познавательная

1

12

История нотного письма.

Музыкальная гостиная

познавательная

1

13-14

Симфоническая музыка.

Музыкальная гостиная

Познавательная

творческая

2

15-16

Эволюция инструментальной музыки

мастерская

Познавательная

творческая

2

17-18

От братства менестрелей до заслуженного коллектива страны

Музыкальная гостиная

познавательная

2

19-21

Музыка в комнате. Презентация творческих проектов.

мастерская

проектная

3

22-23

Музыка эпохи классицизма и романтизма

Музыкальная гостиная

познавательная

2

24

Рождение оперы.

Музыкальная гостиная

познавательная

1

25

Балет: от классики к современности

Виртуальная экскурсия

Познавательная

творческая

1

26

Гайдн- первооткрыватель

Музыкальная гостиная

познавательная

1

27

Великий философ и добродушный шутник. И. С.Бах

Музыкальная гостиная

познавательная

1

28-29

Композиторы- романтики

Музыкальная гостиная

познавательная

2

30

Маг и волшебник русской музыки П. Чайковский

Музыкальная гостиная

Познавательная

творческая

1

32

Инструментальное творчество татарских композиторов

концерт

творческая

1

33-34

Композиторы 20 века

конкурс

творческая

2

34

Композиторы за пультом. Знатоки музыкального искусства

мастерская

творческая

1

35

Жизнь рождает музыку. Презентация проектов.

Фестиваль проектов

проектная

1


Предварительный просмотр: