Здоровьесберегающие технологии

Усманова Дина Расимовна

  На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровье сберегающих условий обучения. Этот раздел содержит упражнения, игры для физкультминуток.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antistressovyy.rar2.53 МБ
Microsoft Office document icon zdorovesberegayuschaya_programma.doc184.5 КБ
Microsoft Office document icon podborka_zaryadok.doc61.5 КБ
Microsoft Office document icon fizkultminutki.doc52 КБ

Подписи к слайдам:

Антистрессовый комплекс упражнений: рекомендации для педагогов
Составил: Климова Светлана Вячеславовна,методист по УВР 1 квалификационной категории МОУДОД «Центр юных техников»,г.Златоуст
ЦЕЛЬ комплекса:
научить педагогов достигнуть высоких уровней релаксации, поэтому пособие насыщено полезными советами упражнениями, которые просты в использовании, безопасны и реально работают.
«Бодрое и веселое расположение духа - не только богатый источник жизненного наслаждения, но в то же время и сильная охрана характера» С. Смайлс
План
Введение Что такое стресс, причины его возникновения . Признаки стресса. Последствия стресса.Комплекс упражнений.
Введение
В настоящее время самым мощным фактором, отрицательно влияющим на здоровье, является СТРЕСС. Знаете ли вы, что на каждом пятом предприятии почти в половине случаев пропуска работы по болезни причиной является именно стресс. Стресс обладает способностью серьезно вредить, наносить ущерб здоровью и весьма существенно влиять на качество жизни.
Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Стресс получил название болезни 20 - 21 века. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.
Признаки стресса:физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т.д.); эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т.д.); поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.).
Последствия стресса
Если организм долго не освобождается от реакции борьбы или бегства и не возвращается в нормальное состояние с помощью каких –либо видов релаксации, то есть воздействие стресса затягивается, это может вызвать:агрессивное поведение;проблемы со сном;эмоциональную неустойчивость;трудности с принятием решения;депрессию;различные фобии;усталость и истощение;тревогу;нервозность;приступы паники;вялость;затруднение мышления.
Лечение музыкой
Целебное воздействие музыки отмечали еще великие ученые Древней Греции: Платон, Гиппократ, Аристотель и др. По мнению великого Авиценны, звуки, построенные в гармоничную, связную композицию, способны возносить душу от слабости к силе. Платон считал, что музыка помогает выработать стойкий характер.
Питание для хорошего настроения
Лучшие нелекарственные антидепрессанты - низкокалорийные фрукты, вкусные салаты из них, заправленные йогуртом. Хороши мед и сухофрукты, особенно изюм, шоколад.
Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряжения
«Кнопки мозга».«Перекрестные шаги». «Ленивая восьмерка». «Ворона». «Колечко». «Перекаты головы».
Массаж биологически активных точек
Большое количество биологически активных точек, связанных почти со всеми внутренними органами, расположено на подошве стоп. Механическое раздражение стопы нормализует многие жизненно важные функции организма, снимает усталость, укрепляет мышцы и связки стоп, голеней. Под воздействием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Босохождение
При ходьбе босиком нормализуется характер электростатических сил организма, нарушенный вследствие ограничения прямых контактов кожных покровов с земной поверхностью.
Сказкотерапия
Дыхательная гимнастика
Носовое дыхание. Звуковая гимнастика. «Дыхание плача». Комплекс дыхательной гимнастики по Стрельниковой.
Упражнения для расслабления
«Улыбка». «Белое облако».
Игры
«Тренируем эмоции». «Фейерверк эмоций». «Забавные певалки». «Найди друга».
Рецепты великих идей
Тратьте время на любое занятие. Что вам нравится делать просто так? Любимые занятия пробуждают сознание; выделите время для хобби, и вы вернетесь к своей работе с новыми силами. Не опасайтесь соперничества. Обратитесь к тем, кто способен дать разумный совет. Ваша идея не обязательно должна звучать поэтично или иметь законченный вид. Задайте искренние вопросы и будьте открыты ответам.Здоровый сон - лучший лекарь. Одним из способов преодоления стресса является нормальный полноценный сон. Старайтесь перед сном отбросить все тяжелые, накопившиеся за день мысли. Чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо спать не менее 8 часов в сутки. Именно во сне мозг часто подсказывает вам решение ваших проблем, над которыми вы безуспешно думали днем.


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая программа

по предмету хоровой класс

«Укрепление здоровья детей посредством хорового пения»

учителя музыки школы №175

Усмановой Д. Р.

Цель программы:

  • приобретение устойчивости к неблагоприятным для здоровья факторам;
  •  успешное овладение техниками снятия стресса, улучшение самочувствия (физическое, психологическое и нравственное) и эффективный отдых.

Пояснительная записка.

  Песня сопровождает нас в радости и в горе, в безмятежном настроении и в состоянии стресса. Так было испокон веков, так осталось и сегодня, во времена высоких технологий. Пение – это древнейшее искусство, оно не только доставляет удовольствие, но и улучшает самочувствие, снимает боль и даже продлевает жизнь.

    Медики давно уже обратили внимание на благотворное влияние музыки и пения на здоровье людей. Причем необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения.  Одно дело слушать музыку, но совсем другое – петь самим, это гораздо полезнее. Ученые обнаружили, что во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым, человек ощущает покой и радость. По их мнению, пение приводит в движение находящиеся в мозгу «молекулы, ответственные за эмоции», поэтому с помощью пения можно не только выразить, но и вызвать те или иные чувства. Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков.

  Когда человек поет, в его организм поступает большое количество кислорода, при этом улучшается кровообращение всего организма, снижается артериальное давление, нормализуется сердцебиение. Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, что значительно повышает местный иммунитет. У любителей петь или просто что-то напевать себе под нос горло болит реже, снижается восприимчивость к простудным заболеваниям. Улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация. Причём, улучшение кровоснабжения головы в целом оказывает омолаживающий эффект, улучшается состояние кожи.

  По мнению пульмонологов, пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию, что значительно снижает число обострений.

    Не секрет, что пение помогает излечиться от заикания. При пении укрепляется и речевой аппарат, у детей формируется правильная артикуляция и дикция.

  Хоровое пение непосредственно влияет на духовное и физическое состояние ребенка, в целом на здоровье детей. При хоровом пении у детей формируется правильная осанка, укрепляется позвоночник, ведь основой пения является правильная постановка корпуса. При пении стоя хорист должен твердо стоять на ногах, держа прямо корпус. При пении сидя те же требования - прямая спина, руки на коленях, коленочки вместе, ступни полностью стоят на полу.

  Залогом правильного пения является особое, певческое дыхание. Дети учатся брать дыхание через нос, уметь его задерживать, распределять. При этом укрепляются органы дыхательных путей: легкие, бронхи, трахея, гортань, носоглотка. Врачи советуют заниматься пением детям, склонным к болезням горла.

    При хоровом пении укрепляется и формируется духовное здоровье детей. Это проявляется в процессе воспитания чуткости, восприимчивости к красоте, эмоциональной отзывчивости, умения видеть прекрасное в окружающем мире. При хоровом пении развивается творческое мышление и другие психические процессы (память, внимание и пр.). Дети могут эмоционально самовыражаться, что позитивно влияет на формирование ЗОЖ.


Программа включает:

  • соблюдение правил сохранения голоса;
  • дыхательную гимнастику Э. М. Чарели;
  • артикуляционную гимнастику;
  • точечный массаж;
  • комплекс упражнений «Оживлялки».

КАК  БЕРЕЧЬ  ГОЛОС.

«… творческие возможности и само звучание голоса целиком определяется состоянием здоровья».

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

   Певцу необходимо:

  1. Соблюдать режим: а) сон -  8-10 часов;

                                          б) ежедневная утренняя гимнастика;

                                          в) питание регулярное, разнообразное;

                                              следует избегать очень горячей, очень

                                              холодной и слишком острой пищи.

  1. Заниматься спортом – любым видом, но с умеренной нагрузкой.
  2. Следить за умеренной громкостью разговора (без крика) с опорой голоса на грудь.
  3. Избегать резких колебаний температур (выходить на улицу не иене чем через 15 минут после пения).
  4. Не петь в больном состоянии.
  5. Не петь натощак и сразу после еды (перерыв не менее 2 часов).
  6. Систематическое прополаскивание щелочной водой типа «Боржоми» рот, глотку, носоглотку.
  7. Ежедневно утром самостоятельно распеваться на средних по высоте звуках.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВЛА:

  • «…петь нужно не столько гортанью, сколько умом»;
  • перед началом пения, в момент вдоха, вызвать в себе приподнятое состояние «Ах, как хорошо!»
  • при пении в медленных темпах и в паузах стараться дышать через нос.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Э. М. ЧАРЕЛИ.

   

Гимнастику можно делать стоя или сидя, но обязательно сохраняя осанку (развернутые плечи, прямая спина, подобранный  живот). Вдох неглубокий.

  1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице- вдох. На выдохе постукивать по ноздрям. Повторить 5 раз.
  2. Рот закрыт. Сделать вдох и выдох через правую и левую ноздрю, закрывая ее поочередно указательным пальцем. Повторить 8-10 раз.
  3. Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом. Повторить 8-10 раз.
  4. На вдохе носом оказывать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа. Повторить 8-10 раз.
  5. Рот открыт, язык поднят к верхнему небу. Подышать через нос.
  6. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно протянуть звук «мммммм», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
  7. Закрыть нос пальцами и сосчитать до десяти, то же повторить с открытым носом.
  8. Закрыть правую ноздрю и протянуть «гмммм», то же- закрыв левую ноздрю.
  9. Открывать и закрывать рот. При открывании рта выдох через нос, при закрывании- вдох. Повторить 8-10 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  1. 4 раза прикусите зубами кончик языка. Повторить 4 раза.

(далее – каждое задание выполняется 4 раза)

  1. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.
  2. Покусайте язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его.
  3. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами. Позже- в противоположном направлении.
  4. Упритесь языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
  5. Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавая более высокие и более низкие- щелчки.(Предложите детям пощелкать всем одинаково, т. е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками).
  6. Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите коренными зубами их внутреннюю поверхность.
  7. Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десна и придав лицу обиженное выражение.
  8. Выверните наружу верхнюю губу, обнажив десна и придав лицу подобие улыбки.
  9. Чередуйте 8-е и 9-е движения в ускоряющемся темпе.
  10. Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим движением. Обратите внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей.
  11. Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».
  12. Поставьте указательные пальцы горизонтально под глаза и попытайтесь приподнять пальцы мышцами лица, контролируя таким образом активность мышц.
  13. Поставьте указательные пальцы на переносицу и проконтролируйте «сморщенный нос», пытаясь при  этом широко открывать глаза и поднимать брови.
  14. Одновременно приподнимите мышцы под глазами и наморщите нос.
  15. Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы.
  16. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед -вниз.
  17. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед – вправо – назад – влево – вперед.

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ РАССТРОЙСТВ ГОЛОСА И ЗАБОЛЕВАНИЙ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ.

Перед массажем и после него следует проделать следующие упражнения:

  1. Поворачивая голову направо- вдох. Возвращаясь в исходное положение- выдох (10 раз). То же самое налево.
  2. Поднимая голову вверх- вдох, возвращаясь в исходное положение- выдох (10 раз).
  3. Наклоняя голову к правому плечу- вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (10 раз). То же к левому плечу.

Массаж точек производится указательным и средним пальцем в указанных на рисунках участках по 3 сек. (по 9 раз) по часовой и против часовой стрелки.

ОЖИВЛЯЛКИ

  1. Ладони сложены перед грудью пальцами вверх. Не дышать. Сдавить до дрожи. Втянуть живот. Потянуться головой вверх, 15 секунд, 3 раза.
  2. Пальцы переплетены. Обхватить затылок. Локти вперед. Наклоны головы руками - вперед, в стороны. Сильно не сопротивляясь. Цель – растяжка шеи, 15 сек.
  3. Растирать мочки, затем уши ладонями вверх – вниз, одновременно цокая языком, 15 – 20 сек.
  4. Большими пальцами рук растирать (поглаживать) углубления под челюстями (железы).
  5.  Раздвинуть указательный и средний пальцы обеих рук. Просунуть между ними уши, растирать вверх и вниз перед и за ушами. Улучшает зрение и слух.
  6. «Кулачки». Косточками больших пальцев быстро растирать крылья носа. Дыхание через нос.
  7. Плоскостью трех пальцев одновременно массировать место «третьего глаза», пока не почувствуешь под рукой углубление.
  8. «Ворона». Беззвучно, 6 раз высоко поднять мягкое небо и маленький язычок (ка-аа-аа-ааарр).
  9. «Колечко». Скользить большим языком к маленькому языку по верхнему небу. Быстро, беззвучно, 10-15 сек.
  10. «Лев». Дотянуться языком до подбородка 6 раз.
  11. «Хохот». Растянуть губы: «сы-ы- ыр». С этой гримасой надавить на кончик носа указательными пальцами и произносить: «гы-ы, гы-ы» (животом), «ха-ха, хи-хи» (животом). Ускоряя.


Предварительный просмотр:

Аккомпанемент - русская народная мелодия «Барыня» или любая другая. Дети выполняют движения по показу воспитателя в соответствии с текстом.

Мы на коврике стоим,

Во все стороны глядим.

Вправо, влево, вверх и вниз

Посмотри и улыбнись! (2 раза)

Выше ручки поднимай,

Вправо, влево покачай.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (2раза)

Вправо, влево повернись

И соседу улыбнись.

Вот так, еще раз,

Получается у нас. (2 раза)

Вправо, влево наклонись,

Наклоняйся, не ленись.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (2раза)

А теперь пошли вприсядку,

Мы веселые ребятки!

Вот так, еще раз,

Получается у нас. (2раза)

Легко, весело поскачем,

Как веселый звонкий мячик.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (2раза)

(Замедляя): Выше ручки подними,

Только носиком дыши.

Вот так, еще раз,

И закончим мы сейчас! (2раза)

***

Я по травке на лугу (бег на месте)

В красных тапочках бегу.

А трава хорошая, (махи ногами)

Ну-ка, тапки сброшу я!

Ой, трава щекочется, (лёжа на спине)

Мне смеяться хочется! (болтают ногами в воздухе)

***

Мы по улице гуляем, за природой наблюдаем

(ходьба на месте, с поворотами головы вправо, влево)

Вверх на солнце посмотрели и нас лучики согрели. (поднимают голову вверх)

Птички в гнёздышках сидят. (приседают)

Птички по небу летят (взмахи руками)

И по кочкам скачут (прыжки на месте)

И никто не плачет! (улыбаются)

***

Раз, два, становись!

Подравняйся, подтянись!

Шагом марш!

Ходьба на месте, руки врозь,

И руки вместе,

На носочках, не спеши,

Через нос ровней дыши!

Прыг да скок, прыг да скок,

Выше делаем прыжок.

Бег заканчиваем дружно,

А теперь умыться нужно!

***

В круг петрушки дружно встали, (имитируют действия)

Будут весело играть.

Погремушки в руки взяли,

Стали весело плясать.

Динь-дон, динь- дон- (кивают головами)

Так они играют.

Динь-дон, динь-дон-

Головками кивают.

Приседают и встают, (приседают)

И совсем не устают.

А устанут ножки - (садятся на пол)

Сядем дружно, отдохнём.

Посидим совсем немножко. (встают, танцуют)

И опять плясать начнём.

***

Скачет конь наш, цок-цок-цок. (скачут как лошадки)

Слышен топот быстрых ног.

Кукла, кукла, попляши, (приседают с пружинкой)

Своей ручкой помаши.

Вот как кружится волчок – (кружатся)

Прожужжал и на пол лёг.

Самолёт летит, летит. (руки в стороны)

Лётчик смелый в нём сидит.

А теперь мы все-матрёшки, (хлопают в ладоши)

Громко хлопаем в ладошки.

***

Кто спит в постели сладко?

Давно пора вставать!

Спешите на зарядку!

Мы вас не будем ждать! (строятся)

Распахнуто окошко

Нам холод ни почем!

Походим мы немножко

И сон с себя стряхнем. (ходьба друг за другом на носках, на пятках)

Но чтоб совсем проснуться,

Нам надо потянуться!

Начинай, не спеши!

Через нос ровней дыши. (дыхательное  упражнение, руки через стороны вверх)

Я возьму мяч большой

Подниму над головой,

Прогну спину, а мяч назад кину. (бросить мяч назад и догнать)

Чтоб ногам работу дать,

Будем дружно приседать (Приседаем, мяч впереди)

А потом скакать опять (вокруг мяча).

А теперь поднимем ручки высоко

И подышим носом глубоко. (вдох, выдох)

А теперь, детвора, умываться нам пора.

И приседать.

***

Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)

Поднялось над крышей. (не расцепляя рук, поднять их над головой)

Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)

Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Зацепил за кручу. (сцепить руки кончиками пальцев над головой)

Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)

В дождевую тучу. (присесть)

***

Закружились, завертелись (покружиться на месте)

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)

Легкие пушинки. (покружиться на носках)

Чуть затихла злая вьюга - (опустить руки, встать прямо)

Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)

Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы»)

Белые подружки.

Заспешили на прогулку (шаги на месте)

Дети и старушки.

***

Эй! Попрыгали на месте, (прыжки)

Эх! Руками машем вместе. (движение «ножницы» руками)

Э-хе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)

Посмотрели на картинки. (нагнувшись, поднять голову как можно выше)

Э-ге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)

Наклонились к полу ближе. (дотронуться руками до пола)

Э-э-э! Какой же ты лентяй! (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)

Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)

Повертись на месте ловко. (покружиться)

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок? (остановились, руки в стороны, приподняли плечи)

Завтра будет вновь урок! (руки на пояс, повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)

***

Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)

Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)

Красят стены, крышу, пол, (руками «красим» сбоку, вверху, внизу)

Прибирают всё кругом.(«метем» метлой)

Мы к ним в гости придём (шаги на месте)

И подарки принесём. (руки вперед, ладонями вверх)

На пол – мягкую дорожку, (наклон вперед, руками «стелем» дорожку)

Расстелив её к порожку. (попятиться назад)

Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, потом под другую)

Мёду липового жбан. (руки округлить и вытянуть перед собой)

***

Непоседа-ветер (взмахи руками над головой)

Знает всё на свете.

Знает, как поёт лягушка: (приседаем и прыгаем, имитируя движения лягушек)

«Ква-ква-Ква».

Знает, как шумит ракушка: (встаём, складываем ладони лодочкой и подносим к правому, а затем левому уху)

«Шу-шу-шу».

Знает, как кричит ворона: (машем руками, как крыльями)

«Кар-кар-кар».

Знает, как мычит корова: (хлопаем в ладоши)

«Му-му-му».

***

Скачут, скачут во лесочке (прыжки на месте)

Зайцы - серые клубочки. (руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки)

Прыг - скок, прыг – скок – (прыжки вперед-назад, вперед-назад)

Стал зайчонок на пенёк. (встать прямо, руки на пояс)

Всех построил по порядку, (повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте. (шаги на месте)

Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, выполняем движение «ножницы»)

Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)

Все за ушком почесали. (почесать за ухом)

На «четыре» потянулись. (руки вверх, затем на пояс)

Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперед)

Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки опустить)

Зашагали как отряд. (шаги на месте)

***

Чок - чок, каблучок! (потопать ногами)

В танце кружится сверчок. (покружиться)

А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)

Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают. (машем руками как крыльями)

С муравьём она порхает. (покружиться на подскоках)

Приседает в реверансе (делаем реверанс)

И опять кружится в танце. (покружиться)

Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке)

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

Все! Устали наши ножки! (сесть и наклониться вперед, руки свесить вниз)

***

Утром гномы в лес пошли, (шаг на месте)

По дороге гриб нашли, (наклон вперед, выпрямиться, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три – (наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались ещё три! (руки вперед, затем в сторону)

И пока грибы срывали, (наклоны вперед, руки к полу)

Гномы в школу опоздали, (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте)

И грибы все уронили! (присесть)

***

Жил-был маленький гном (присели, встали)

С большим колпаком (вытянули руки вверх, соединили ладони)

Он был путешественник-гном. (руки на пояс, шаги на месте)

На лягушке он скакал:

Прыг-скок, ква-ква! (прыгаем)

И на стрекозе летал: (машем руками)

Ух, высоко! (встали на носочки)

По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)

Буль-буль-буль!

Ездил он на черепашке: (руки на пояс и потопать на месте)

Топ-топ-топ!

И, протопав все тропинки,

Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)

Баю-бай! Баю-бай!

Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)

Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)

***

Хомка, хомка, хомячок,

(приседают)

Полосатенький бочок,

(трут бока)

Хомка раненько встает,

(встают)

Щечки моет, шейку трет.

(движения по тексту)

Подметает хомка хатку,

(наклон вниз)

И выходит на зарядку.

(маршируют)

Раз, два, три, четыре, пять –

(руки согнуты в локтях)

Хочет Хомка сильным стать

(сгибают и разгибают руки)

Ручками похлопает,

(хлопают руками)

Ножками потопает,

(топают ногами)

Крепко свой бочок потрет,

(трут бока)

И опять гулять пойдет.

(маршируют)

***

Вышли мы на улицу,

(маршируют)

Снегу намело!

(руки вверх, в стороны)

Вот лопаты мы возьмем,

(работают лопатами)

Да и снег весь разгребем.

Протопаем дорожку

К самому порожку.

(топают ногами, продвигаясь вперед)

Слепим круглые снежки

(лепят снежки)

И огромные комки.

(показывают большой ком)

Мы построим снежный дом,

(маршируют)

Дружно жить мы будем в нем.

(танцуют)

***

Солнце из-за туч встает,

На зарядку всех ведет.

Ну-ка, детки, поскорее

Встаньте в круг, да подружнее!

Пальчики переплетаем,

Ручки вверх мы поднимаем,

Потянулись, наклонились,

Ручки в бок и выпрямились!

На носочках пробегаем

Круг один, за ним второй.

Покружили головой!

Десять раз присели дружно!

А теперь скорее кушать!

***

Мы ногами - топ-топ,

Мы руками - хлоп-хлоп.

(Движения выполнять по содержанию текста)

Мы глазами - миг-миг.

(Руки на поясе. Моргаем глазами)

Мы плечами - чик-чик.

(Руки на поясе, плечи вверх-вниз)

Раз - сюда, два - туда,

(Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево)

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

(Движения выполнять по содержанию текста)

Рад-два, раз-два,

Заниматься нам пора

(Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз).

Источник: Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.

***

Дети становятся в круг, взрослый - в центре. Он говорит и показывает движения. Играют несколько человек. Игра повторяется 3-4 раза.

Зайка серенький сидит

(Взрослый садится)

И ушами шевелит.

(Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

(Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

(Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать!

(Все прыгают на одном месте, повторяя: «Надо зайке поскакать!)

Зайку волк испугал!

(Взрослый рычит.)

Зайка тут же убежал!

(Дети разбегаются врассыпную)

Источник: Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.

***

На зарядку солнышко поднимает нас,

(Исходное положение: сидя на стуле. Медленно подняться)

Поднимаем руки вверх по команде: «Раз!»

(Руки через стороны поднять вверх)

А над нами весело шелестит листва,

(Кисти рук поочередно поворачивать вправо-влево)

Опускаем руки вниз по команде: «Два!»

(Руки через стороны медленно опустить вниз)

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

(Руки через стороны поднять вверх, покачать ими вправо-влево)

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

(Опустить руки к плечам, встряхивая кистями, опустить руки вниз)

В стороны руки. Плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

(Поднять руки в стороны. Взмахивать руками, как крыльями)

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

(Неглубокое приседание. Руки завести назад за спину, соединить ладони вместе)

Руки в стороны расставим,

Правой левую достанем.

А потом - наоборот,

Будет вправо поворот.

(Стоять ноги врозь, руки в стороны. Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой. Поворот вправо, левой ладонью хлопок по правой)

Раз хлопок, два хлопок,

Повернись еще разок!

Раз, два, три, четыре,

(Делая хлопки, повернуться вокруг себя. Хлопки в ладоши)

Плечи выше, руки шире!

(Приподнять плечи, руки развести в стороны)

Опускаешь руки вниз,

И на корточки садись!

(Плавно опустить руки. Присесть на корточки)

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли дети погулять,

(Ходьба на месте)

Остановились на лугу,

Дальше я быстрей пойду.

(Приостановиться)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

(Бег на месте)

Лютики, ромашки, желтенькие кашки

Мы собрали на поляне

(Полуприседания влево-вправо с отводом руки)

И букет подарим маме.

(Развести руки в стороны и показать, какой букет собрали)

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем дружно мы шагать.

Всем, всем добрый день!

Ване, Маше, Пете, Свете,

Кате, Поле, Вите, Ларе

И, конечно, тете Тане.

(Ходьба. В ходьбе продвинуться вперед, в колонне друг за другом. Остановиться. Поднять руки вверх и помахать ими друг другу (приветствуя)

Источник: Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.

***

Ехали, ехали

В лес за орехами

(Ребенок сидит на коленях у мамы к ней лицом)

По гладенькой дорожке,

(Колени мамы в ритме прибаутки сначала поднимаются одновременно)

По кочкам, по кочкам,

(Затем поочередно – ребенок двигается вертикально, затем покачивается)

Рысью,

(Темп движений возрастает)

Шагом –

(Темп снижается)

В яму бух,

Раздавили сорок мух.

(Колени мамы расходятся в стороны – ребенок «проваливается», продолжая держаться за руки матери)

Источник: Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.

***

Раз, два - мы проснулись,

(Потягивания.)

Три - в кровати потянулись,

(Повороты туловища.)

Четыре - солнцу улыбнулись.

(Наклоны.)

Пять - кровать заправляем,

(Движения головой.)

Шесть - лицо мы умываем,

(Рывки руками перед грудью.)

Семь - зарядку выполнять,

(Круги руками.)

Восемь - душ скорей принять.

(Махи руками вверх-вниз.)

Девять - быстро обтираться,

(Прыжки на месте.)

Десять - надо одеваться,

(Легкий бег на месте.)

Срочно в школу собираться.

(Переходящий на ходьбу.)

Не спеши, дружок, постой!

Зубы чисти, причешись,

Побыстрее шевелись!

Источник: Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.-М.: ВАКО.2007. -208 с.

***

Следить за положением туловища и рук.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег - хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой - бросок!

Прямо в цель летит снежок.

***

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре.

Наклониться - три, четыре –

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.



Предварительный просмотр:

Физкультминутки.

  1. Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг – скок, прыг – скок.

Стоп. Сели,

Травушку поели.

Травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко.

  1. Мы растет, растем, растем, растем,

Все о мире узнаем.

Не обидим мы букашки,

Гнезд не разорим у пташки

Муравейник сохраним,

Ручейка не замутим.

Мы деревья сохранили,

Значит, жизнь себе продлили.

  1. Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там,

Плывут рыбки тут и там

  1. По грибы все пойдём,

Их в лукошко соберём.

Под берёзкой, под осинкой

Мы наклоним свои спинки.

Это - белый, будем брать.

Это - красный, всем стоять.

Сыроежки собираем

И в корзинки отправляем.

Груздь, лисички и опята,

Очень дружные ребята.

Полезай и ты в лукошко:

В красной шапке, с синей ножкой.

Этот, бледный, весь дрожит.

С ним нам лучше не дружить.

Ядовитый не берём,

Лучше мы домой пойдём.

  1. Этот пальчик -  в лес пошёл,

Этот пальчик -  гриб нашёл,

Этот пальчик - чистить стал,

Этот пальчик -  жарить стал,

Этот пальчик -  ел, ел и потолстел.

  1. Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал?

  1. Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

  1. У оленя дом большой.

Он глядит в своё окно.

Заяц по полю бежит,

В дверь к нему стучится.

Тук-тук-тук, скорей открой.

Там в лесу охотник злой.

- Заяц, заяц, забегай,

Лапу подавай!

  1. Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Руки - вверх, хлопок над головой,

Руки – вниз, хлопок – другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки на голову кладём

И  вразвалочку идём.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы – шалунишки.

Но закончилась игра,

И учиться нам пора.

  1. Птичка, птичка,

Вот тебе водичка.

Вот тебе и крошки

На моей ладошке.

  1. Куры крыльями махали –

Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!

Куры клювами стучали –

Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!

Дай нам, тетя, крошки,

Крошек не жалей,

Дай ещё немножко,

Будет веселей.

Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!

Куры громко закричали:

Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!

И за тётей побежали –

Ко – ко – ко! Ко – ко – ко! Далеко!

  1. Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись

  1. Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

  1. До пяти считаем – гири выжимаем.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова разрубим.

Сколько клеток до черты,

Столько раз подпрыгнем мы.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

Приседаем столько раз,

Сколько бабочек у нас.

  1. Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена

И расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко.

  1. На зарядку 4 класс!

Мы присядем все сейчас.

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

  1. Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места!

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали –

Ванькой – встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой любимый мяч.

  1. Меж еловых лап,

Дождик кап, кап, кап.

Где сучок давно засох -

Серый мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

Кто нашёл его, друзья?

Это я, я, я!

  1. Вот по сказке мы гуляли.

И, конечно же, устали.

Мы немного отдохнём,

Дальше в сказку мы пойдём.

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

  1. Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

  1. Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

  1. Поднимайся, 3 класс!

Слепим мы снежки сейчас!

Снежок – первый, вот – второй,

Покрутили головой!

Снежок – три, снежок – четыре,

Руки разведём пошире!

Снежок – пять, а вот и шесть,

У нас силы ещё есть!

Семь снежок, а вот и восемь,

Помощи мы не попросим!

Ох, устали мы резвиться,

Дальше будем мы учиться!

  1. Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть  - за парту мы присели.

Значит, хватит отдыхать!

  1. Совушка – сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг -  как полетит.

  1. Хорошо гулять в лесу!

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

Ёлочка к нам тянет ручки,

Солнце вышло из-за тучки.

Погуляли мы, ребята.

А теперь пора за парты.

  1. Кто хочет здесь помолодеть,

Возможно, даже похудеть,

Здоровья чуточку набраться,

Своей фигурою заняться?

Гимнастика и ритм –

Вот наш гимн!

  1. За дровами мы идём

И пилу с собой несём.

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку растопить,

Много надо напилить.

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки.

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём.

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда.

  1. С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

  1. Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад – вперёд,

Ветер их качает, гнёт

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим.

  1. Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли, и немножечко устали.

  1. А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки.

С рыбками поплаваем,

С бобрами поиграем,

Вернёмся к маме с папой мы,

Вновь став учениками.

  1. К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

  1. Есть в лесу три полочки:

Ели – ёлки – ёлочки.

Лежат на елях небеса,

На ёлках – птичьи голоса.

Внизу на ёлочках – роса.

  1. Весна, весна! Пришла весна!

Тепло на крыльях принесла.

И вот на самом солнцепёке

С поднятой гордо головой

Расцвёл подснежник голубой.

Он весь пушистый, серебристый,

На солнце маленький стоит.

Посланец он весны надёжный,

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,

Он первенец среди цветов.

  1. Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

  1. Ты скачи, скачи, лошадка,

Скок, скок, скок, скок.

По дорожке ровной, гладкой,

Скок, скок, скок, скок.

Ты скачи всё прямо, прямо,

Скок, скок, скок, скок.

Мимо дома, стой – тут яма,

Цок, цок, цок, цок.

  1. Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

  1. Руки в стороны и вверх.

Повторяем дружно.

Засиделся ученик -

Разминаться нужно.

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим: НЕТ!

Энергично, как всегда,

Головой покрутим: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко,

Поднимаемся легко.

Раз, два, три, чеканим шаг.

Подаёт учитель знак.

Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура!

Перестанем мы лениться,

Будем снова мы трудиться

  1. Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх, руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям стремясь.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладони к глазам приставим,

Ноги крепкие приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Использованная литература

Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. М: Eksmo Edukation, 2007

Собственные запасники