Внеурочная деятельность

Усманова Дина Расимовна

Материалы для  внеклассной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                   

                                            А песня ходит на войну

                       (литературно-музыкальная композиция)

Кто сказал, что нужно бросить

Песню на войне.

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

Ведущая. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня разговор у нас пойдет о песне, песне на Великой Отечественной войне. Тема нашего мероприятия «а песня ходит на войну...».

Мы познакомимся с песнями военных лет и узнаем историю их создания.

Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тягость и страдания военного времени не оставляют места для песен. И тем  не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою...

Символами нашего вечера мы выбрали каску и гармонь. А почему – вы подумаете и ответите после нашего рассказа.

Ученица.

А песня ходит на войну,

Гремят вокруг раскаты.

Про дом родной, про тишину

Любили петь солдаты.

Утюжит песню миномет,

А песня, знай себе, поет!

Ее не скроет туча,

Она, как свет, живуча!

1-я ведущая. С первых суровых дней Великой Отечественной песня воевала вместе с Красной Армией, вместе с народом. Песня создавалась красноармейцами и политработниками, писателями и композиторами-профессионалами и любителями.

2-я ведущая. Но первой песней войны была «Священная война» Василия Лебедева-Кумача и композитора Александра Васильевича Александрова. 24 июня 1941 года текст песни был опубликован в газетах «Известия» и «красная звезда», а 25-го композитор написал музыку. И на шестой день «Священная война» зазвучала по радио.

Звучит песня «Священная война» (музыка Ал. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).

1-я ведущая. С этой песней на вокзалах родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашистами. Проникновенные слова и величавая мелодия звучали почти как воинская присяга.

2-я ведущая. В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном, объединившим все силы на борьбу с фашизмом.

Ученица.

Война была священной.

В этом не усомнится даже тот,

Кто, прилетев с другой планеты,

Земли историю прочтет.

Прочтет о том, как под луною

Страна возмездием жила.

Война священна, если Зоя,

Не дрогнув, к виселице шла.

Война священна, и Матросов

Всем сердцем лег на пулемет.

О, сколько русых и курносых

Во имя жизни смерть возьмет.

Они ушли в сырую землю,

В рассветы, в травы, в зеленя,

До самой смерти веря, внемля

Всей правоте твоей, Москва!

1-я ведущая. Песни были необходимы солдатам на войне. Потому у многих бойцов в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились блокноты с фронтовыми песнями. Знали люди, что война – это пропасть, это гибель... Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, надеялись и писали письма.

2-я ведущая. В дни войны появилась песня Константина Листова на стихи Алексея Суркова «В землянке». Сурков не писал специально песню. Он написал письмо жене в стихах в ноябре 1941-го года в землянке в районе наблюдательного пункта Западного фронта, на 2-м километре Минского шоссе. Слова стали его талисманом, его товарищам по перу и боям. Переписывались от руки, передавались из уст в уста. Когда (уже в начале 1942 года) в Москве проездом на флот находился композитор Константин Листов, он написал на эти стихи мелодию.

Ученица.

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти – четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

1-я ведущая. Эта песня как бы «дописывалась» безымянными фронтовыми поэтами, как будто девушка отвечает своему любимому.

Ученик.

Ветер, вьюга метет и метет,

Ночь морозная смотрит в окно,

А в холодной землянке поет

Загрустившее счастье мое.

Слышу голос тоскующий твой.

Слышу песню двухрядки твоей.

Не грусти, дорогой мой, родной,

Поиграй что-нибудь веселей.

В белоснежных полях холода,

Вьется дым, над землянкой клубясь.

Не грусти, дорогой мой, родной:

Я люблю, как и прежде, тебя.

1-я ведущая. Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежности стала девушка катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.

Исполняется песня «Катюша».

2-я ведущая. Это песня написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность... «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытается разрушить беспощадный фашист. Не будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали «катюшей» гвардейский многоствольный миномет – грозное оружие, которого панически боялись фашисты.

1-я ведущая. С песней «катюша» встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках и тут же упал, сраженный вражеской пулей, но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку.

Ученица.

Встал солдат, но не шагнуть солдату.

Он только выкрикнул: «В атаку!»

Мать-старушка в деревенской хате

Долго будет горько слезы лить,

В тяжком горе рвать виски седые,

Ждать и за околицу ходить.

Мертвые остались молодыми,

Сколько б мы ни продолжали жить.

Ведущая. На фронтах, в партизанских отрядах, в тылу врага, на заводах, в полях, у станков день и ночь люди ковали победу. Кто сколько мог и как мог. Это была всенародная война и победа.

Ученица.

Был солдат на небывалой войне,

На дорогах обоженной планеты.

Он сначала видел только во сне

День Победы.

Отступал он и в атаку ходил,

Превозмог все ранения и беды.

Был готов он жизнь отдать

За один День Победы!

И ни разу – ни слезинки из глаз.

Он усталости и страха не ведал.

А заплакал он единственный раз –

В День Победы!

Песня «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова).

Ведущая. Наш вечер подошел к концу, но мы не прощаемся с вами. Мы говорим вам: «До свидания!»

1-я ведущая. Мы говорим: «До свидания, наша верная спутница – песня!»

2-я ведущая. И нам очень хочется, чтобы песня навсегда стала спутницей наших мирных дел и свершений.

1-я ведущая. Чтобы больше никогда ей не пришлось быть подругой боевой, ходить на войну. Пусть с песней к каждому приходит радость, доброта, пусть нам песня «строить и жить помогает».

Ведущая. До свидания, дорогие друзья! Желаем вам счастья и добра, а главное – мира.

У песен есть счастливая черта:

Они добры. И, так или иначе,

Ты, слыша их, становишься богаче,

В твоих очах – их свет и доброта.



Предварительный просмотр:

                                     Музыкальная гостиная

«ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ МУЗЫКИ. 250-летию МОЦАРТА».

Задачи:

1.Способствовать развитию интереса учащихся к мировой культуре, ее славным именам.

2. Формировать уважительное отношение и понимание значения людей, оставивших свой след в истории и культуре.

3. Развивать потребность знакомиться с шедеврами культуры.

4. Поддерживать инициативу, творчество учащихся в подготовке классного часа.

Подготовительная работа:

  1. Знакомство учащихся с отдельными произведениями Моцарта (уроки музыки).
  2. Организация работы творческих групп.
  3.  Подготовка пригласительных билетов для родителей и педагогов школы.
  4. Подготовка небольших музыкальных произведений для исполнения в ходе игры.
  5. Подготовка сценария и небольших театральных сцен для игры.
  6. Подготовка оформления зала.

 Для подготовки ребята распределяются на группы. Руководители групп, которых выбрали сами ребята, получают задания для подготовки к классному часу.

1 группа- экскурсоводы по Зальцбургу (подготовка карты города, на которой помещены достопримечательности, связанные с именем Моцарта)

2 группа -музыковеды классного часа (подбор музыки из произведений Моцарта).

3 группа – биографы Моцарта (отбор и подготовка литературного сопровождения).

4 группа – театральное обыгрывание жизненных ситуаций Моцарта

5 группа – реквизиторы (подготовка костюмов и реквизита).

6 группа – иллюстраторы (подготовка рисунков и иллюстраций к музыкальным произведениям Моцарта).

7 группа – оформители.

Оформление зала :

На сцене - портрет Моцарта

На сцене лежит скрипка и смычок. Стоит стул и маленький столик с раскрытыми нотами.

Зал украшен плакатами в виде нотного стана, на котором написаны города, в которых выступал Моцарт.

                              Сценарий мероприятия.

Звучит музыка Моцарта. Входят ведущие. Они одеты в классические торжественные костюмы.

1 вед.: Уважаемые присутствующие в этом зале! Сегодня мы объявляем, что ежегодно мы будем проводить праздничное торжество, посвященное выдающимся людям, которые оставили своим творчеством огромную память на века!

2 вед.: Свой праздник мы называем «Овация». Овация – это нескончаемые аплодисменты музыкантам, композиторам, людям, творчество котороых сделало нашу жизнь прекрасной и радостной.

(Звучит фрагмент из «Волшебной флейты»)

Входит биограф Моцарта.

1 биограф: Был почти час ночи, когда он отвернулся к стене и перестал дышать. Его жена, Констанца, которая тяжело переживала и уже несколько дней не спала, должна была согласиться на самое дешевое отпевание в часовне собора св. Стефана, что в городе Вене. Она сама была очень больна и слишком слаба, чтобы сопровождать тело мужа в далекий путь на кладбище св. Марка, где он был похоронен без всяких свидетелей, кроме могильщиков, в могиле для бедняков. Ему было всего лишь 35 лет.

Экскурсовод( на доске появляется карта с памятными местами, связанными с Моцартом): Я приглашаю вас в Австрию, в город Зальцбург ХХ1 века. Жители всего города, как, впрочем, и вся Австрия, гордятся тем, что в этом городе родился маэстро Моцарт. Здесь есть дом, в котором жил и работал Моцарт, кафе, в котором он пил кофе, конфеты под названием «Моцарт», известные всему миру, театры, в которых идут произведения Моцарта.

(Звучат фрагменты музыкальных произведений в записи).

2 биограф: 7 января  1756 г. В австрийском городе Зальцбурге в семье Леопольда Моцарта, помощника капельмейстера при дворе городского архиепископа, родился мальчик, получивший при крещении имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил.

 Из семерых детей Анны-Мариии и Леопольда Моцартов пятеро умерли в детстве, выжили только Вольфганг и его старшая сестра Мария-Анна, которую в семье называли Наннерль.

3 биограф: Отец Моцарта был талантливым музыкантом и учителем. Заметив несомненные признаки одаренности шестилетней Наннерль, он взялся заниматься с ней на клавире. И эти занятия страшно заинтересовали трехлетнего Вольфганга. Он усаживался у клавира и целыми часами с упоением подбирал терции, приходя в восторг, если ему удавалось найти верные созвучия.

 Когда ему исполнилось 4 года, Леопольд, как бы играя, начал разучивать с ним небольшие пьесы. Вскоре мальчик стал сочинять сам, а поскольку писать он еще не умел и тем более не знал нотной грамоты, он проигрывал их отцу и просил записать.  

ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА №1

Автор: Моцарт, как известно, был вундеркиндом: в 4 года малыш написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что вряд ли кто-либо из европейских виртуозов мог бы его исполнить. Когда любящий отец отнял у малыша неоконченную нотную запись, он изумленно воскликнул:

Отец: Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!

Моцарт: Какие глупости, папа! Его может сыграть даже ребенок. Например , я!

4 биограф: Один из друзей семьи Моцартов вспоминал, что даже обычные детские игры становились для него интересными только тогда, когда они сопровождались музыкой.: «Если мы несли для забавы игрушки из одной комнаты в другую, то всякий раз тот из нас, кто шел с пустыми руками, должен был по этому случаю петь и играть на скрипке какой-нибудь марш. Вольфганг обожал своего отца и был готов учиться чему угодно и сколько угодно, только чтобы доставить ему удовольствие. Он всегда настолько целиком отдавался тому, чему его заставляли учиться, что забывал обо всем, даже о музыке; например, когда он учился считать, то стол, стулья, стены, даже пол были покрыты цифрами, написанными мелом…

Экскурсовод: Леопольд Моцарт считал своим долгом познакомить мир со своими необыкновенными детьми, и в январе 1762 г. началось триумфальное путешествие длинное в 10 лет.

 За это время Вольфганг, Наннерль и Леопольд увидели Европу- Мюнхен, Вену, Париж, Лондон, Гаагу, Цюрих, Неаполь.

 В Вене Вольфганг и Наннерль выступали перед императором Иосифом.

ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА №2

Автор: После выступления маленького Моцарта в императорском дворце, юная эрцгерцогиня Мария- Антуанетта решила показать ему свое роскошное жилище. В одном из залов мальчик поскользнулся на паркете и упал. Эрцгерцогиня помогла ему подняться.

Моцарт: Вы так добры ко мне… И вы мне нравитесь. Пожалуй я на вас женюсь.

Мария-Антуанетта: Почему ты хочешь жениться на мне?

Моцарт: Из благодарности.

5 биограф: Все детство Моцарта было непрерывной чередой выступлений и музыкальных занятий. На многочисленных концертах в разных уголках Европы чудо-ребенок развлекал публику, играя на клавире  с закрытыми глазами.

На одном из концертов на эстраду вышла кошка… Моцарт бросил играть и со всех ног помчался за ней. Забыв о публике, юный гений стал забавляться с животным, и на сердитый окрик отца отвечал: « Ну, папочка, еще чуть-чуть, ведь клавесин никуда не денется, а кошка уйдет…»

ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА №3

Автор: Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во Франкфурте-на-Майне, в Германии. После выступления к нему подошел мальчик лет четырнадцати.

Гете: Ты так замечательно играешь! Мне никогда так не научиться играть…

Моцарт: Да что ты! Это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты?.. Ну, записывать мелодии, которые приходят к тебе в голову…

Гете: Не знаю… Мне в голову приходят только стихи…

Моцарт: Вот это да! Наверное, писать стихи очень трудно?

Гете: Да нет, совсем легко. Ты попробуй…

Автор: Собеседником Моцарта был юный Гете.

6 биограф: В 7 лет Вольфганг написал свою первую симфонию, в 12 – первую оперу.

Ведущий: Нам очень хотелось рассказать именно о детских годах Моцарта потому, что он, несмотря на свою выдающуюся жизнь, был простым мальчиком, которому хотелось поиграть, побегать, пошалить.

Ведущая: Но Моцарт очень рано стал взрослым. Ему пришлось зарабатывать своей игрой на кусок хлеба для всей семьи. Он помогал бедным нищим. Он был очень простым и не терпел глупости, бездушия, безразличия.

7 биограф: Однажды на одной из улиц Вены к композитору обратился один бедняк. Но денег при себе у композитора не оказалось, и Моцарт пригласил несчастного зайти в кафе. Сев за столик, он вынул из кармана бумагу и за несколько минут написал музыкальное произведение – менуэт. Моцарт отдал это сочинение нищему, и посоветовал зайти к одному издателю. Тот взял бумагу и отправился по указанному адресу, не очень то веря в успех. Издатель взглянул на менуэт и… дал нищему 5 золотых монет, сказав, что можно приносить подобные сочинения еще.

Ведущий: Жизнь Моцарта была всегда очень трудной. Самым трудным было детство. Первое турне продолжалось 3 года.

Ведущий: Музыка Моцарта звучит в концертных залах и а мобильных телефонах, на телевидении и на радио. На всех континентах Земли.

Ведущий: 250 лет нет маэстро Моцарта, но его музыка вечна!  



Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНАЯ СЕМЬЯ

Развлекательно-познавательная программа

К участию в конкурсе допускаются все желающие, составляющие команду из трех человек (двое взрослых и один ребенок). Принцип родства необязателен, но желателен. Допустимо участие сборных команд, представителей разных школ, организаций, учреждений и т. д.

На предварительном этапе проводится анкетирование учащихся с целью выяснить владение музыкальными инструментами, способности петь, танцевать, принимаются заявки на участие в конкурсе от семей. В игре одновременно принимают участие 2—3 команды. При большем количестве команд конкурс проводится в несколько этапов с выбыванием, состав команд на игру определяется жеребьевкой.

До игры командам предлагается домашнее задание на следующие темы:

а) «Визитная карточка» (номер художественной самодеятельности, костюмы);

б) «На все руки от скуки...» (изготовление поделки на музыкальную тему: вышивание, резьба по дереву, выжигание, чеканка и т. д.);

в) «Край, в котором ты живешь» (авторский конкурс: песня, стихотворение, короткий рассказ и т. п.).

Конкурс оценивает жюри по установленным критериям. В случае равенства очков у двух или более команд между ними проводится дополнительный конкурс.

Конкурс проводится в актовом зале.

Оформление: эмблема конкурса в виде нотного стана со скрипичным ключом и надписью «Музыкальная семья», портреты композиторов-классиков. Сцена подсвечивается разноцветными огоньками, работает цветомузыкальная установка. На сцене стоят столики для команд, на каждом столике — сигнальные карточки с цифрами от 1 до 6 и с изображением скрипичного ключа, школьная грифельная доска с мелками.

Звучит музыка, в зале приглушается свет.

1-й ведущий:        Добрый вечер!

2-й ведущий:        А что это значит?

1-й ведущий:

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день был по-доброму прожит,

Он умножит счастливые дни.

2-й ведущий: Мы надеемся, что сегодняшний вечер будет для всех нас не только добрым, но интересным и веселым.

1-й ведущий: На сцену приглашаются участники нашей программы. Встречайте аплодисментами.

Под музыку на сцену поднимаются команды-участницы и после представления ведущих занимают свои места.

2-й ведущий: Как вы уже знаете, у нас не просто вечер, а конкурс. А что за конкурс без компетентного жюри?

Ведущие представляют жюри.

1-й ведущий: Сначала мы хотели бы познакомиться с нашими участниками поближе. Первый конкурс «Визитная карточка».

Каждая команда поочередно представляет визитную карточку — оригинальную эмблему семьи, номер художественной самодеятельности (песню, танец), поделку на музыкальную тему, песню, стихотворение, посвященное родному краю. Максимальная оценка жюри — пять баллов.

2-й ведущий: Следующий наш конкурс «Фантазии на тему детских песен». За одну минуту ребенок рисует сюжет, посвященный предложенной детской песне, взрослые пытаются разгадать название.

Выбор песни делает сам ребенок, доставая из стопки карточку с названием (как экзаменационный билет), и, не оглашая его, приступает к заданию. Предлагаются детские песни «Голубой вагон», «Улыбка», «Чунга-Чанга» и тд. Оценка жюри — один балл за выполнение, ноль — за невыполненное задание.

1-й ведущий: А в этом конкурсе главными будут папы. Дети подали пример, продолжайте фантазировать. Итак, экспромт «Музыкальная сказка». В течение одной минуты вы изображаете с помощью пантомимы предложенную сказку, остальные члены семьи отгадывают.

Выбор сказки, оценка жюри — аналогично предыдущему конкурсу. Дополнительное задание — вспомнить и спеть командой песню из сказки. Варианты предлагаемых произведений: «Волк и семеро козлят», «Бременские музыканты», «Красная шапочка» и т. д.

2-й ведущий: Переходим к состязанию эрудитов. Каждой семье в течение одной минуты задается 12 вопросов, на ответ — не более пяти секунд. За каждый правильный ответ — один балл.

Один из ведущих задаст вопросы, другой ведет хронометраж.

1-й ведущий: Чтобы участники немного отдохнули, а сидящие в зале немного оживились, проведем игру со зрителями. Задание: составить из букв предложенного слова наибольшее количество других слов.

Время на выполнение — пять минут.

Варианты слов: ФИЛАРМОНИЯ, ПАРТИТУРА, ДИССОНАНС и т.д. Во время выполнения задания ведущий поясняет значение предложенных слов. Жюри определяет победителя конкурса, который приглашается на сцену. Ведущий вручает ему приз.

2-й ведущий:   Следующий конкурс называется «Согласись или опровергни». Командам будут заданы вопросы, на которые надо ответить «да» или «нет». За правильный ответ — один балл.

1-й ведущий: Наши семьи показали себя артистичными, эрудированными, способными к экспромту и фантазии. Дети рисовали сюжеты песен, папы изображали героев музыкальных сказок. Лишь мамы пока не продемонстрировали в полной мере своих музыкальных способностей. Для вас — блиц в два тура. Вначале через пантомиму в течение полминуты изображаете предложенные музыкальные инструменты, ваша семья должна угадать и сразу же назвать их. Если семья не угадала или вы не знаете, как изобразить инструмент, лишаетесь оценки. За правильный же ответ — один балл.

Выбор списка инструментов делают сами участники и, не оглашая его, приступают к выполнению задания.

2-й ведущий: А сейчас — танцы, танцы, танцы!..

Мамы танцуют. Семья угадывает танец. Условия прежние.

1-й ведущий: Заключительные конкурсы для семей:

«Композиторы-классики» — командам задаются вопросы, в которых надо угадать композитора и просигнализировать номером, соответствующим указанному на портрете в нашей галерее. Если вы считаете, что такого композитора в галерее нет, поднимайте карточку со скрипичным ключом. За правильный ответ — один балл.

«Угадай мелодию». Ваша задача — угадать прозвучавшие мелодии, сигнализируя карточкой со скрипичным ключом. Первый угадавший дает ответ и, если он оказывается верным, получает балл. Балл можно также получить, ответив на дополнительный вопрос об авторах мелодий, наиболее известных исполнителях, фильмах, в которых они прозвучали, и т. д.

2-й ведущий: Просим жюри подвести итоги. И пока оно совещается, приглашаем на сцену гостя нашей программы.

Исполняется концертный номер. Жюри объявляет итоги. Награждение победителей. После этого исполняется песня О. Митяева «Изгиб гитары желтой».

1-й ведущий:

Какая музыка была!

Какая музыка звучала...

Она совсем не поучала,

А лишь тихонечко звала.

Зрители и участники приглашаются на дискотеку, чаепитие.

Приложение

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНКУРСА ЭРУДИТОВ

  1. Русский композитор, который обрел славу благодаря единственному произведению — знаменитому романсу «Соловей»? (А.А. Алябьев)
  2. Какой музыкальный инструмент используют шаманы во время проведения культовых обрядов? (Бубен)
  3. Какая известная актриса, дебютировав в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», проявила не только актерские, но и замечательные вокальные данные? (Л. Гурченко)
  4. Как называется очень быстрая игра на барабане двумя палочками? (Дробь)
  5. Популярный актер, сыгравший главную роль в музыкальном фильме «Зимний вечер в Гаграх»? (Е. Евстигнеев)
  6. Продолжите фразу, чтобы получилось полное название знаменитой оперы М. Глинки «Иван Сусанин, или... («Жизнь за царя»)
  7. Художественный фильм, в котором главную роль сыграл рок-музыкант, певец Виктор Цой? («Игла»)
  8. Каким веществом натирают волосы смычка для получения чистого и сильного звука? (Канифоль)
  9. Какого композитора слушают все новобрачные? (Мендельсон, «Свадебный марш»)
  10. Какой русский народный инструмент очень похож на испанские кастаньеты? (Ложки)
  11. Певица и актриса, мастер музыкальной комедии, снимавшаяся в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк» и др.? (Л. Орлова)
  12. Как называется самая маленькая флейта? (Пикколо)
  13. Какая знаменитая молдавская эстрадная певица завоевала множество поклонников в России, а на Украине получила звание «Народная артистка»? (С. Ротару)
  14. Итальянский город, где ежегодно проводится знаменитый фестиваль эстрадной песни? (Сан-Ремо)
  15. Каким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения? (Темп)
  16. Какой язык является родным для эстрадной певицы Патрисии Каас? (Французский)
  17. Как называется дирижер, который руководит хором? (Хормейстер)
  18. Кто написал музыку к фильму Чарли Чаплина «Огни большого города»? (Чарли Чаплин)
  19. В какой стране возникла популярная в 70-80-е годы группа «АББА»? (Швеция)
  20. Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? (Аккордеон)
  21. Популярная в конце 70-х годов группа, в которую входили Лиз Митчелл, Мэйзи Уильямс, Марси Баррэтт и Бобби Фаррсл. (Бони-М)
  22. Какой европейский город считают родиной вальса? (Вена)
  23. Старинный бальный танец, созвучный по названию с бегом лошади? (Галоп)
  24. О каком военном чине казачьего войска упоминают в своих песнях А. Розенбаум и О. Газманов? (Есаул)
  25. Назовите птицу, которую называют «певцом русских полей». (Жаворонок)
  26. В основу государственного гимна был положен хор из этой оперы М.И. Глинки. («Иван Сусанин»)
  27. Купец, о котором М.Ю. Лермонтов написал свою знаменитую «Песнь...»? (Калашников)
  28. С именем какого эстрадного певца связана жизнь популярной песни Д. Тухманова «День Победы»? (Л. Лещенко)
  29. Музыкальное произведение, предназначенное для организованного движения войск, массовых шествий, ходьбы? (Марш)
  30. Графические знаки для обозначения музыкальных звуков? (Ноты)
  31. Как зовут жену Джона Леннона? (Йоко Оно)
  32. Артистка, исполняющая главную роль в опере или балете? (Примадонна)
  33. Ю. Визбор рассказывал о своем детстве в песне «Сретенский двор». А кто вдохновенно поет о Лиговке, где прошло его послевоенное детство? (А. Розенбаум)
  34. Талантливый музыкант-скрипач, руководитель ансамбля «Виртуозы Москвы»? (В. Спиваков)
  35. Как называется соловьиная песня? (Трель)
  36. Духовой инструмент сигнального типа, близкий к горну? (Фанфара)
  37. О чем в словаре В. Даля сказано: «Собрание сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями, нередко с подражанием в движениях словам песни»? (Хоровод)
  38. Какой бальный танец возник в 1922 году в США, штате Южная Каролина, а свое имя получил от названия города, в котором появился? (Чарльстон)
  39. Писатель Э. Успенский придумал крокодила Гену, а кто из композиторов «научил» этого персонажа петь? (В. Ша-инский)
  40. Название какой рок-группы напрямую связано с именем известной английской писательницы, автора детективных романов? («Агата Кристи»)
  41. Русский народный трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)
  42. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)
  43. Какое музыкальное название носит фильм Э. Рязанова, снятый по мотивам пьесы А. Островского «Бесприданница»? («Жестокий романс»)
  44. Город в Московской области, где находится дом-музей П.И: Чайковского? (Клин)
  45. Как называют страстного любителя пения, музыки? (Меломан)
  46. Самый большой-духовой музыкальный инструмент? (Орган)
  47. Кто из персонажей фильма по роману Жюля Верна «Дети капитана Гранта» спел известные строчки: «Капитан, капитан, улыбнитесь...»? (Паганелъ)
  48. Диск-жокей из Кливленда Элан Фрид ввел в обиход название этого танца и музыкального стиля, которое в дословном переводе означает «раскачиваться и вертеться». (Рок-н-ролл)
  49. Композитор, автор песни «Подмосковные вечера», которая стала своеобразной визитной карточкой России? (В.П. Соловьев-Седой)
  50. Какой народ считает своим национальным инструментом кобзу? (Украинцы)
  51. Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? (Фортепиано)
  52. В теплые летние южные вечера часто слышны «песни» этого насекомого. (Цикада)
  53. Именем какого величайшего русского композитора назван ежегодный международный конкурс исполнителей, проходящий в Москве? (П.И. Чайковский)
  54. Лидер группы «ДДТ»? (Ю. Шевчук)
  55. Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? (Баян)
  56. Какому кораблю русского флота посвящена песня, которая начинается словами: «Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает!»? (Крейсер «Варяг»)
  57. Этот инструмент считают родоначальником всех медных духовых инструментов. (Горн)
  58. Какой музыкальный стиль объединил Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Леонида Утесова? (Джаз)
  59. В каком городе начался творческий путь группы «Наутилус Помпилиус»? (Екатеринбург)
  60. Этот инструмент используется как эталон высоты при настройке музыкальных инструментов. (Камертон)
  61. В каком английском городе родился знаменитый квартет «Битлз»? (Ливерпуль)
  62. Большой коллектив музыкантов, руководимый дирижером? (Оркестр)
  63. Создатель и руководитель первого академического русского народного хора, который и теперь носит имя своего основателя? (М. Пятницкий)
  64. Название этого музыкального инструмента в переводе с французского означает «королевский», «царственный». (Рояль)
  65. Как называется пластинка, на которой записаны две песни со скоростью 45 оборотов в минуту? (Сингл)
  66. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? (Треугольник)
  67. Учреждение, основной деятельностью которого является организация концертов и пропаганда музыкального искусства? (Филармония)
  68. О какой птице жалобно пели анархисты и беспризорники в 20-е годы? («Цыпленок жареный»)
  69. Итальянский певец и актер, который известен русскому зрителю по фильмам «Блеф», «Укрощение строптивого» и др.? (Адриано Челентано)
  70. Как называют модную песенку, хит, гвоздь сезона? (Шлягер)
  71. Популярная эстрадная певица, которая родилась в шахтерской семье во Франции, росла в Польше, а концерты давала по всему миру? (Эдита Пьеха)
  72. Рок-опера А. Рыбникова, рассказывающая об установлении контактов между Россией и Америкой? («Юнона и Авось»)
  73. Перерыв между действиями в спектакле, опере или между отделениями концерта? (Антракт)
  74. Как называлась знаменитая ливерпульская четверка, навсегда вписавшая свое имя в историю мировой рок-музыки? («Битлз»)
  75. Как называют музыканта-исполнителя, в совершенстве владеющего техникой своего инструмента? (Виртуоз)
  76. Русский рок-музыкант, которого поклонники узнают по инициалам и который в начале прошлого десятилетия заявил: «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет»? (Борис Гребенщиков)
  77. Кто придумал музыку к поэтической строке: «Синий туман похож на обман»? (В. Добрынин)
  78. Стюардесса, ставшая знаменитой благодаря песне Владимира Преснякова? (Жанна)
  79. Эта страна считается родиной оперы. (Италия)
  80. Композитор, написавший музыку более чем к 120 фильмам, в том числе и к детским: «Приключения Электроника», «Гостья из будущего» и др.? (Е. Крылатое)
  81. Латиноамериканский танец, покоривший в конце 80-х годов весь мир? (Ламбада)
  82. Знаменитый концертный зал в Париже, в котором выступали многие звезды мировой эстрады? («Олимпия»)
  83. Как называется подставка для нот? (Пюпитр)
  84. Какой древнейший музыкальный инструмент был одной из важнейших принадлежностей рыцарского снаряжения в средние века? (Рог)
  85. Это произведение чаще всего исполняли влюбленные юноши под окнами своих избранниц. (Серенада)
  86. Американец, получивший титул «Король рок-н-ролла»? (Элвис Пресли)
  87. Как зовут главную героиню оперы А. Бородина «Князь Игорь»? (Ярославна)

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНКУРСА «КОМПОЗИТОРЫ-КЛАССИКИ»

  1. Композитор, которого считают отцом русской оперы? (М.И. Глинка)
  2. В городе Клин Московской области находится дом-музей композитора... (П. И. Чайковский)
  3. Известный советский педагог-композитор, разработавший свою систему музыкального воспитания детей? (Д.Б. Кабалевский)
  4. Композитор, написавший оперу по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»? (С. С. Прокофьев)
  5. Этот композитор, теряя слух, продолжал творить. Его девизом были слова: «Через страдания к радости», «Через борьбу к победе». (Людвиг ван Бетховен)
  6. Произведению какого композитора посвящены следующие строки Маргариты Алигер:

Помогая ходу истории,

Пробуждая совесть и честь,

Героические оратории

И симфонии в мире есть.

Но меж ними храня и милуя,

Беззаветно храня людей,

Существует улыбка милая,

Танец маленьких лебедей.

В беспросветные дни весенние

И в дремучий, лютый мороз,

После грозного потрясения,

Злых обид и черных угроз

Вдруг почувствуешь: легче дышится.

И внезапно в душе твоей

Ни с того ни с сего послышится

Танец маленьких лебедей.

Неожиданное спасение,

Белый плеск лебединых крыл.

Зашумели ключи весенние

Драгоценных душевных сил.

Дело доброе не забудется,

И наказан будет злодей

До поры, пока сердцу чудится

Танец маленьких лебедей.

(П.И. Чайковский, балет «Лебединое озеро»)

  1. Этот русский композитор известен еще как ученый-химик, автор более сорока научных трудов. (А. П. Бородин)
  2. Создатель знаменитого «Болеро»? (Морис Равель)

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНКУРСА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Скрипка. Балалайка. Виолончель. Барабан. Флейта. Труба. Арфа. Гармонь. Пианино. Губная гармоника. Маракас. Бубен. Ксилофон. Трещотки. Ложки.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНКУРСА «ТАНЦЫ»

Барыня. Цыганочка. Вальс. Полька. Кадриль. «Яблочко». Ламбада. Танго. «Летка-Енка». Диско. Чарльстон. Менуэт. Рок-н-ролл. РЭП. Твист.

-  -



Предварительный просмотр:

Вечер досуга “В музыкальной гостиной” (П.И.Чайковский “Времена года”)

Приготовить:
1. Осенние листочки для всех детей
2. Снежинки
3. Подснежники
4. Жаворонки (4 шт.) на длинной проволоке

Ведущий:
Тихо-тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.

1-й ученик: 
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.

2-й ученик:
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой –
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.

3-й ученик:
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его.

Звучит песня “Волшебный ключ”.

Ведущий:
Мы сегодня пришли в гости к музыке П. И. Чайковского. Его музыка необыкновенно прекрасна, каждый звук ее проникает в глубину вашего сердца, вашей души. Имя этого композитора вы слышите с самого детства. Загадочный Щелкунчик, нежная девушка-лебедь Одетта, пушкинские Татьяна Ларина и Евгений Онегин - герои его опер и балетов сопровождают нас всю жизнь. Чайковский рос в музыкальной семье, где музыку любили и очень почитали, в доме устраивались музыкальные вечера. Любуясь красотой природы и стремясь передать свои настроения музыкой, Чайковский написал пьесы для фортепьяно, которые объединил в альбом, назвав его “Времена года”. В альбоме 12 небольших пьес, которые отражают в музыке каждый месяц года.

Музыка этого альбома очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью. Слушая ее, мы представляем и зимний лес, одетый белым пушистым снегом, и весеннее пробуждение природы с беззаботным пением жаворонка высоко в синем небе, и хмурую унылую осень, и перезвон колокольчика на тройке…

Сегодня мы с вами послушаем не все пьесы из этого альбома, а только те, о которых я вам расскажу. Итак, я переворачиваю первую страницу.

Вечер зимний в небе синем
Звезды яркие зажег.
Ветви сыплют снег пушистый
На подсиненный снежок.
Сказка тихо в дверь стучится.
Ты впусти ее, дружок!

Представьте же себе тихий зимний вечер в уютном доме. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Ласковый, негромкий голос рассказывает сказку, умную и добрую. Мягкая и нежная мелодия уводит нас за собой, в волшебный мир сказки.

“Январь. У камелька”.

Ведущий:
А вот еще пьеса зимнего месяца – ноября. Называется она “На тройке”.

Тройка, тройка пролетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.

О какой царевне идет речь, как вы думаете, ребята?

Ответы детей

Ведущий:
Как хорошо в морозном лесу! На ветвях лежит пушистый снег, огромные сугробы мягким покрывалом застелили все тропинки. И только широкая дорога ведет куда-то вдаль. С веселым перезвоном мчатся по ней сани, запряженные тройкой лошадей.

Полетит, как птица, тройка.
Колокольчик зазвенит.
И раскинется пред вами
Бесконечный леса вид.

“Ноябрь. На тройке”.

Ведущий:
И вот после долгого зимнего сна начинает пробуждаться природа. Мартовский воздух еще холодный, солнечные лучи ярко блестят на белом снегу. Вся природа в ожидании тепла. Воздух прозрачен и чист. Что за звонкие птичьи трели слышатся высоко в небе? Кто так радостно щебечет и купается в теплых лучах весеннего солнышка? Ах, это жаворонок – маленькая серенькая птичка чудесными трелями своей песенки напоминает нам о приходе весны. “Радуйтесь, люди! Спешит к нам весна! Счастье и радость несет нам она!”.

Весна! Весна!
На крыльях ветерка,
Ласкаясь, к солнечным лучам
Летают облака.
Под солнце самое взвился
Незримый жаворонок мой.
И в яркой светлой вышине
Поет и кружится с весной.

Месяц Март. А пьеса называется “Песнь жаворонка”.

Ведущий:
Все ярче и теплей греет солнышко, спешит, торопится весна вступить в свои права, воздух наполнен ее дыханием.

Весна! Теплынь! Как здорово!
Летит среди камней
Витой, дороже золота
Серебряный ручей.
Кипит, бурлит и пенится,
Журчит, звенит, поет…
И нежный взгляд подснежника
Весну-подругу ждет!

Ведущий:
Веселые солнечные лучи играют с сосульками, искрятся в шумливых ручейках. Тревожно и радостно протягивает навстречу солнышку свои трепетные лепестки первый весенний цветок – подснежник. Вот он выглянул из-под тающего снега и качает головкой на легком, весеннем ветерке. Он такой хрупкий и нежный.

Апрель. “Подснежник” – танцуют девочки.

Ведущий:
А вот и пришло чудесное время года – июнь. Наконец-то наступило долгожданное лето. Солнышко не жалеет своего тепла и ласкает всех своими лучами.

Занялася заря.
Скоро солнце взойдет!
Слышь! Чу! Соловей
Щелкнул где-то, поет.
И все ярче, светлей
Переливы зари,
Словно пар над рекой
Поднялся, посмотри.
Над рекой наклонясь,
Что-то шепчет камыш.
А кругом на полях
Непробудная тишь.

Ведущий:
Деревья принарядились в зеленые наряды, в голубом небе плывут пушистые, легкие облачка. Сколько цветов, бабочек, стрекоз – все кружится в веселом, радостном хороводе. Как чудесно летним теплым вечером плыть в лодке по водной глади и слушать нежную песню. Волны мягко касаются лодки, как будто гладят ее. Широко и привольно льется чудесная мелодия песни, наполняя душу счастьем и покоем. Как замечательно назвал П.И. Чайковский эту пьесу - “Баркаролла”. Слово “баркаролла” пришло к нам из Италии, и означает оно “песня в лодке” (барке).

Июнь “Баркаролла”.

Ведущий:
Как ни замечательно лето, как ни мечтаем мы, чтобы оно продолжалось подольше, но каждому времени года свой черед. И вот уже пожелтели листья и трава, небо затягивается серыми тучами, моросит тоскливый мелкий дождь. Даже не хочется выходить на улицу, а только смотреть из окна, как налетает холодный ветер, обрывает сухие листочки, которые кружатся в медленном танце, опускаясь на землю, устилая ее золотым покрывалом.

Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.

Или

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть.
Осенний шорох, пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест.

Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и называется.

Танец. “Осенняя песня”, а месяц - октябрь.

Ведущий:
И завершает альбом “Времена года” пьеса последнего месяца - декабря. Эта пьеса называется “Святки”, дал название старинный веселый праздник перед Новым годом. Таинственные гадания. Веселые переодевания – все вносит в этот праздник радость и веселье. Скоро, скоро придет долгожданный Дед Мороз, пушистая елка, и осуществятся все наши мечты и желания. А кто это кружится в веселом танце за окном? Ах, это снежинки-смешинки веселятся и падают, падают на землю, мерцая в ярком свете луны.

Кто же радостно зимой
Все кружится над землей?
Легкие пушинки –
Белые снежинки.

Декабрь. “Святки” - танец со снежинками.

Ведущий:
Вот и закрылась последняя страница музыкального альбома “Времена года”.
Концерт окончен.
Музыка вдруг смолкла.
Но так ли это?

1-й ученик
Как жаль, что мы покинем этот светлый зал.
Но музыка в душе у нас осталась.
Чайковский так о многом нам сказал,
 

И радовались, слушая ее и вновь печалясь.

2-й ученик:
Пленительные звуки влекли нас за собой.
В душе мы навсегда оставим эти чувства.
И никогда нам не забыть, друг мой,
Чудесный мир волшебного искусства.

Ведущий:
Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями, вселяла надежду. П.И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру. Музыка Чайковского живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна.

Сегодня наш вечер в музыкальной гостиной окончен. Но новые встречи еще впереди. До свидания!