Ученикам

Усманова Дина Расимовна

Увлекательный материал по музыке для любознательных учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Музыкальные термины»  Вариант 2

C:\Documents and Settings\Надежда\Рабочий стол\кроссворд опера\9 кл 1 вариант\Пустой кроссворд.bmp

Вопросы.

 По горизонтали:

  1. Музыкальный спектакль, главным выразительным средством в котором является пение.
  2. Музыкальный лад, создающий радостное, приподнятое настроение
  3. Окрас голоса, звука.
  4. Оркестр,  в котором ведущую роль обычно играют инструменты струнно-смычковой группы.
  5. Высокий женский голос.
  6. Громкость звучания музыки
  7. Музыкальная форма, которая состоит из темы и ее измененных повторений

По вертикали:

  1. Созвучие из трех и более звуков.
  2. Сочетание музыкальных звуков различной длительности образует ……..?........ рисунок.
  3. Объединение звуков в группы по высоте и окраске.
  4. Тембр голоса Николая Баскова.
  5. Музыкальная мысль, выраженная одноголосно


Предварительный просмотр:

М=ТР

  Р=Б

Я=ЫХ

   Д=К

  Л=Н

  С, ЛЬ=Й

  Д=М             Е=ОЗ               Д=М                Е=ОЗ

        ЭТО ПЕСНЯ ИЗ К/Ф «ЧАРОДЕИ»                               ЭТО РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

                  М=Н+Й      С         М=Н+Й        Р             Я=ОЧ       Ф=К            Р                 Я=КА  

  ЭСТРАДНАЯ ПЕСНЯ 80-Х ГОДОВ                  ЭТО ПЕСНЯ ИЗ М/Ф «КОГДА ЗАЖИГАЮТСЯ ЕЛКИ»

ЗАДАНИЕ:

ЗАМЕНИ В НАЗВАНИИ НОТ УКАЗАННЫЕ БУКВЫ И УГАДАЙ ПЕСНЮ, ЗАПИСАВ В ОТВЕТЕ ФРАЗУ ИЗ НЕЕ.



Предварительный просмотр:

Кроссворд «Музыкальные термины».

Описание: C:\Documents and Settings\Надежда\Рабочий стол\кроссворд опера\9 класс\Пустой кроссворд.bmp

По горизонтали:

  1. Различают верхний, средний, нижний.
  2. Наука об аккордах и музыкальных созвучиях.
  3. Встречается двух типов – кантилена и речитатив.
  4. Тембр голоса Дмитрия Хворостовского.
  5. Музыкальная форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами.
  6. Чередование звуков различной длительности.

По вертикали:

  1. Музыкальное сопровождение.
  2. Помогает отличить звуки одинаковой высоты, исполненные на разных инструментах.
  3. Расстояние между самым низким и самым высоким звуком данного инструмента.
  4. Для ее обозначения используют итальянские термины forte, piano.
  5. Может быть andante, moderato  или allegro.


Предварительный просмотр:

Кроссворд к теме «Опера».

C:\Documents and Settings\Надежда\Рабочий стол\кроссворд опера\Пустой кроссворд.bmp

По горизонтали:

  1. Ансамбль из трех исполнителей.
  2. Оркестровое вступление к опере.
  3. Совместное пение двух и более исполнителей.
  4. Музыкальный спектакль , в котором герои выражают свои чувства с помощью танца.
  5. Мужской голос.
  6. Музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение.

По вертикали:

  1. Мужской голос.
  2. Автор оперы «Руслан и Людмила».
  3. Главный герой известной оперы, в арии которого есть такие слова: «Ты взойдешь, моя заря, взгляну в лицо твое, последняя заря, настало время мое!»
  4. Тембр голоса Федора Шаляпина.
  5. Литературный текст оперы.
  6. Сольный вокальный номер, основное средство  музыкальной характеристики главного героя.
  7. Накладывают на лицо актеру.


Предварительный просмотр:

Как невмы стали нотами.

С глубокой древности люди стремились сохранить музыку, для этого необходимо было записать мелодию. Делали это везде по-разному.

В Древней Греции музыкальные звуки" обозначали буквами греческого алфавита. 
В средневековой Европе для этого использовали специальные значки -
невмы. Они выглядели как черточки, точки и запятые.

В России для записи музыки придумали особые знаки - крюки.

Все эти обозначения были не совсем удобными. Например, невмы рисовали над текстом. Они подсказывали певцу, как должна двигаться мелодия. Подсказка помогала лишь тогда, когда музыкант знал мелодию наизусть.

Музыкой в средние века могли заниматься только монахи и богословы.

В конце 10 века один из них сделал гениальное изобретение. Он провел на бумаге линию, на которой нарисовалневмы одной высоты.

Эта линия была красного цвета. Потом кто-то добавил к первой линии вторую. Она была желтой и означала другой звук. 

Третью и четвертую линии провел итальянский музыкант 
Гвидо Д'Ареццо.

Сами 
невмы превратились из крючков в квадратики,  затем в ромбы, а позднее стали круглыми.

http://www.muz-urok.ru/nevmyi/02_b.jpg

Так появились ноты, которые разместились на линейках. Буквы, стоявшие в начале линейки, превратились в ключи: А сами названия нот родились из первых слогов семи строчек латинского гимна святому Иоанну -покровителю певцов. С тех самых пор во всем мире пользуются нотами для записи музыки.

скрипичный - Соль

и басовый - Фа.

Слово «nota» по-латыни означает «знак», «заметка». По-разному расположенные на нотном стане ноты передают нам длительность и высоту звука. 
Высота ноты определяется ее положением на нотном стане.
Счет линейкам ведется снизу вверх. Линейки помогают нам определить, какая нота обозначает более низкий звук, а какая более высокий.
Во всех странах знают имена семи нот: до - ре - ми - фа - соль - ля - си.



Предварительный просмотр:

Когда возникла музыка?

Этот вопрос давно волнует людей. Еще в глубокой древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Древние" греки считали, что музыка дарована им богами.
Ученые же на основе археологических и этнографических исследований установили, что музыка появилась еще в первобытном обществе.

У древних людей она была связана с их повседневной жизнью. Женщины напевали, баюкая детей, пастухи созывали стадо звуками рожков, воинственные возгласы повергали в ужас врагов.

Музыка, ее ритм и мелодия оказывали на человека сильное эмоциональное воздействие.
Какой была первобытная музыка, мы не знаем, но, вероятно, не очень благозвучной. В ней было много звукоподражаний: в песнях первобытные люди повторяли звуки окружающего их мира -крики диких зверей, птиц.

Главным элементом первобытной музыки был ритм. 
Он помогал людям четко выполнять движения во время работы. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием.

Позже люди подметили, что ритмичные громкие звуки издают при ударе плоские камни, куски дерева, раковины. Они-то и стали первыми музыкальными инструментами.

 

У африканских племен до сих пор существуют огромные барабаны из пустотелого ствола дерева, барабаны поменьше из высушенной тыквы, а также рога, раковины - прообразы современных ударных и духовых инструментов.

http://muz-urok.ru/foto_istor_muz/12.jpg

 



Предварительный просмотр:

Кто такие трубадуры и менестрели?

В средние века в Европе жили рыцари. Они проводили время в походах, сражениях и турнирах. Но многие из них любили поэзию и музыку. Подобные рыцари и стали первыми композиторами. 

Они жили на юге Франции в Провансе в 11 веке. Называли их 
трубадурами.

Трубадуры писали стихи и музыку к ним, а их неизменные спутники-слуги - менестрели -пели песни своего господина.

Каждый трубадур долго обучался правилам хорошего тона и обхождения с дамой, а также поэзии и музыке. 
От настоящего трубадура требовалось знать ходящие в народе новости, иметь хорошую память, показать осведомленность о последних сплетнях о королевском дворе, уметь экспромтом сочинить стихи для сеньора или дамы и играть, по меньшей мере, на двух музыкальных инструментах, которые тогда любили при больших и малых феодальных дворах. 

Трубадуры и менестрели странствовали по стране. Свои песни они посвящали прекрасным дамам. Поэтому главной темой их творчества была возвышенная любовь, а девизом -создание прекрасной мелодии, идущей от сердца. Они сочиняли песни легкие и понятные всем.
В своих песнях трубадуры рисовали сцены битв, воспевали красоту родной природы. Некоторые песни трубадуров до сих пор поют во Франции.



Предварительный просмотр:

ЛЮДОВИК ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ  или 
           «24 СКРИПКИ КОРОЛЯ»

Это было очень давно. Во времена отважных мушкетеров. 
Во дворце Людовика Четырнадцатого готовилось грандиозное празднество. Король любил балы, танцы, всевозможные представления. Ничто новое не ускользало от его бдительного ока -законодатель мод, он желал им быть всегда и во всем.

Всякий раз гостям преподносились сюрпризы: то удивительный фейерверк, то необыкновенный паштет, внутри которого размещались музыканты, игравшие мелодии, то представления, где все танцевали, в том числе и король. И на сей раз не обошлось без сюрприза...

В Париж в Луврский дворец стекались кареты знатных вельмож. Слуги сбились с ног, принимая все новых и новых гостей, но вот в назначенный час распахнулись двери празднично украшенной залы, ярко освещенной тысячами свечей, и гостей встретила удивительная, ни с чем не сравнимая музыка. Чарующие звуки, и громкие и в то же время нежные, лились непрерывно, казалось будто какой-то музыкант-исполин играет на чудо-инструменте.
Пораженные гости замерли, а довольный произведенным эффектом король, важно подбоченясь, гордо оглядывал всех. Когда музыка смолкла, грянул гром аплодисментов, раздались восторженные возгласы:
— Прекрасно, великолепно, брависсимо!!!
— Что это?!
— Это 
оркестр, — играя кружевами жабо, небрежно, будто о чем-то всем известном, отвечал Людовик.
— 
Оркестр?
— Да, да, 
оркестр. Мой оркестр, — подчеркнул король, упирая на слово «мой», — я назвал его «Двадцать четыре скрипки короля».

Оркестр...

Не всем тогда понятно было это греческое слово. Но даже те, кому было известно оно, удивленно пожимали плечами. 
Ведь «орхестрой» в Древней Греции называли полукруглую площадку театра, где размещался хор 
— непременный участник трагедий! и комедии.

Здесь же никакого хора не было. Музыка исполняласьинструментами. Однако, не желая выглядеть несведущими, знатные вельможи, их дамы, разодетые, разукрашенные, сверкавшие драгоценностями, понятливо закивали головами:
— А-а-а, оркестр.

Не удивительно, что гости короля Людовика Четырнадцатого не знали, что такое оркестр. Тогда, в XVI веке, впервые стали появляться коллективы музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения.

 Правда, и до этого времени музыканты часто собирались группами, чтоб музицировать, и, говорят, так любили заниматься этим делом, что во Флоренции вынуждены были издать постановление, запрещавшее после вечернего звона общинного колокола и до звона утреннего нарушать тишину исполнением серенад и матинад. Однако все эти музыкальные ансамбли не имели постоянного состава. Лишь тогда, когда закрепился постоянный состав музыкантов, исполняющих специально для него созданную композитором музыку, возник 
оркестр.

У короля Людовика Четырнадцатого было сразу два оркестра: 
большой — для дворцовых концертов — «Двадцать четыре скрипки короля» 
и малый, сопровождавший его в походах, — «Шестнадцать скрипок короля». Впоследствии за четыреста лет жизни оркестры не раз видоизменялись и, в зависимости от состава музыкальных инструментов, получали то или иное название:

 
симфонический, струнный,  духовой,  шумовой.

В народе тоже полюбили оркестр, и вскоре стали создавать самые разнообразные виды народных оркестров. Когда же в моду вошла эстрадная музыка, то особую популярность завоевал 
джаз-оркестр.



Предварительный просмотр:

Музыка древних греков.

В жизни древних греков музыка играла очень важную роль. Она звучала напраздниках и в дни траура, на театральных представлениях. Многие греки умели петь и играть на музыкальных инструментах - лире и кифаре. Это известно из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Изображения музыкантов можно встретить также на знаменитых греческих вазах.

О музыке в Древней Греции рассказали миру находки археологов.
На острове Крит были обнаружены статуэтки музыкантов, а также росписи с изображениями певцов и танцоров.


У греков были прекрасные танцы: плавные хороводы и быстрые с прыжками пляски. Все танцы исполнялись под аккомпанемент духового инструмента - 
авлоса.
Древнегреческие трагедии сопровождались хоровыми песнями. Музыку к ним писали авторы. В комедиях звучали народные песни и мелодии, исполнялись пляски и хороводы.
Велико значение античной музыки. Ведь до сих пор музыканты всего мира пользуются терминами греческого происхождения: «музыка», «мелодия», «гармония», «гамма».

Древние греки считали, что человек с детства должен заниматься спортом, чтобы закалить свое тело, и музыкой, чтобы воспитать душу.



Предварительный просмотр:

О великих с юмором.
Забавные случаи из жизни великих музыкантов.

Незнакомка.

Выдающийся ученый и композитор Бородин был весьма рассеянным человеком. Как-то он поехал за границу. Во время проверки паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. Бородин в то время думал про что-то свое и не понял сразу вопроса. Чиновник посмотрел на него с подозрением:
-Не знаете как зовут вашу жену?
В этот момент  в помещение вошла его жена Екатерина Сергеевна. Бородин бросился к ней:
- Катя!  Ради бога, как тебя зовут?

***

Стимул

Глинка долго и безуспешно репетировал с певицей Лилеевой, которая имела прекрасный голос, но никак не могла придать соответствующей выразительности партии Гориславы в "Руслане и Людмиле". Чтобы как-то вызвать к жизни ее вялый голос, Глинка тихо подкрался и ущипнул ее. Она, конечно вскрикнула от неожиданности и боли.
-Ну вот, - похвалил ее композитор, - теперь вы и сами видите, что этой фразе можно придать и жизнь, и выразительность. Вот так и пойте.

***

Мы все поем...

Однажды Шаляпин после спектакля вышел из Большого театра и сел на извозчика. Когда они отъехал, извозчик спросил:
-А ты господин, чем занимаешься?
-Да вот пою.
-Я о другом. Я спрашиваю чем ты занимаешься? Петь - это мы все поем. И я пою когда грустно становится. Я спрашиваю, что ты делаешь?

***

Мозговладелец

Своего младшего брата Иоганна Людвиг ван Бетховен недолюбливал. Иоганн, будучи аптекарем, скопил солидный капиталец, купил имение и очень этим кичился. Под Новый 1823 год Иоганн послал старшему брату визитную карточку, на которой размашисто подписался: «Иоганн ван Бетховен. Землевладелец». Композитор отослал карточку назад, написав на обороте: «Людвиг ван Бетховен. Мозговладелец».

***

Желание дождаться

Как-то, сидя в театре, Россини шепнул на ухо своему соседу:
- Певец плох невероятно. Первый раз в жизни слышу такое ужасное пение.
- Может быть, вам лучше пойти домой? - предложил сосед.
- Никоим образом! У меня есть сведения, что в третьем действии героиня должна убить его. Я хотел бы дождаться этого.

***

Как писать симфонию

Какой-то юноша спросил Моцарта, как писать симфонию.
- Вы еще слишком молоды. Почему бы вам не начать с баллад? -сказал Моцарт.
Юноша возразил:
- Но ведь вы начали писать симфонии, когда вам не было еще и десяти.
- Да, - ответил Моцарт, - но я ведь ни у кого не спрашивал, как их нужно писать.

***

Я тоже

Как-то на вечеринке в богатом доме, куда был приглашен Россини, одну даму попросили спеть. Она долго жеманилась, но в конце концов согласилась спеть каватину Розины из «Севильского цирюльника». Прежде чем начать, она обратилась к Россини:
- Ах, маэстро, если бы вы знали, как я боюсь!
- Я тоже, - отозвался Россини.

***

Поздравление

К французскому композитору Морису Равелю постоянно обращался за советом один совершенно бездарный коллега.
- Вот, маэстро, - однажды сказал он, - это мое последнее сочинение!
- О, мосье! - сказал Равель обрадованно. - В таком случае я от души вас поздравляю!



Предварительный просмотр:

О великих с юмором2.
Забавные случаи из жизни великих музыкантов.

Сменим тему

Однажды на официальном приеме Морис Равель сидел рядом с композитором, который не любил его музыки.
Соседи упорно молчали. Наконец Равель откашлялся и мирно сказал:
- Дорогой коллега, вы не возражаете, если мы теперь поговорим на какую-нибудь другую тему?

 

***

Безбожник

Жан Рамо* умирал. Его посетил духовник, пытаясь наставить на путь праведный. «Какого черта вы мне там напеваете? У вас голос фальшивый», - сказал Рамо, его и перед смертью не покинуло чувство юмора.

*Жан Филипп Рамо  Большинство сочинений композитора написано в старинных, ныне не существующих формах, но это никак не влияет на высокую оценку его наследия. Рамо можно поставить рядом с Г.Пёрселлом, а что касается современников, то он уступает только Баху и Генделю.
С 1723 и до конца своих дней Рамо жил в Париже, служил органистом в иезуитском коллеже и в церкви Сен-Круа-де-ля-Бретонри (до 1740). В течение многих лет получал поддержку от богатого любителя музыки – сборщика налогов А.де ла Пуплиньера. Умер Рамо в Париже 12 сентября 1764.

***

Это дело второе...

Рамо довольно часто упрекали в том, что, создавая прекрасную музыку для своих опер, он совершенно не уделяет внимания либретто и нанимает для этой работы людей в лучшем случае посредственных, а то и вовсе бесталанных. Поэтому тексты его опер просто безобразны.
- Стоит ли говорить о таких мелочах? - усмехнулся Рамо. - Скверное либретто - да разве в опере это имеет хоть какое-нибудь значение? Дайте мне что угодно, хоть официальный протокол, я и из него сделаю отменную оперу!..

***

Готов сам постоять

Как-то магистр итальянского городка Пезарь прислал к Д. Россини делегацию, которая известила его о решении установить на главной площади бронзовую статую композитора.
- А сколько будет стоить эта статуя? - спросил Россини.
- Двадцать тысяч лир, - сообщили депутаты.
- Было бы значительно лучше, если бы эти деньги передали мне, а я охотно постоял бы сам на постаменте, - предложил композитор.

***

Настоящие друзья

Однажды у Д. Россини спросили, есть ли у него друзья, иесли есть, то кто они.
- О, да! Конечно есть, - ответил Россини и назвал миллионеров Ротшильда и Моргана.
Ему заметили, что, наверное, он выбрал таких богатых друзей, чтобы иметь возможность в случае необходимости занимать у них деньги.
- Совсем наоборот, - весело ответил Россини, - я называю их друзьями как раз за то, что они никогда не берут у меня денег взаймы.

***

Музыка не для длинных ушей

В 1781 г. Моцарт завершил оперу «Идоменей». Отец композитора выразил опасение, что опера будет слишком сложной для слушателей, на что Моцарт спокойно ответил:
- О так называемой доступности не беспокойтесь: музыку моей оперы могут слушать люди всех рангов, кроме тех, у кого длинные уши.

***

Вместо будильника
Моцарт любил поспать. Его близкие придумали будить композитора следующим образом. Нужно было сыграть хотя бы один аккорд. Моцарт тут же просыпался и начинал развивать тему дальше.

***

Невозможное возможно
Моцарт еще в детстве сочинял музыку и как-то еще мальчишкой принес своему наставнику Гайдну несколько страничек с нотами.
- Я написал пьесу, которую вы ни за что не сумеете сыграть, - заявил он своему овеянному славой учителю.
Гайдн взял у него ноты и закричал:
- Здесь руки должны исполнять сложные пассажи в противоположных концах клавиатуры, и еще несколько нот надо в тот же миг брать посредине! Эту вещь сыграть невозможно!
Моцарт рассмеялся, сел за клавесин и взял «невозможные» ноты -  с помощью носа.

***

Плата
Однажды, опаздывая на концерт, Паганини нанял извозчика и спросил:
- Сколько стоит доехать до театра?
- Десять франков, - ответил извозчик.
- Вы шутите? - удивился Паганини, так как извозчик назвал сумму в десять раз большую, чем обычно.
- Нет, не шучу. Вы ведь берете по десять франков за билет с каждого, кто приходит слушать, как вы играете на одной струне.
- Хорошо, - ответил Паганини, - я заплачу вам десять франков, но только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе.