Самообразование

Усманова Дина Расимовна

 Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации учителю по достижению дисциплины на уроке.

1. Установить границы дозволенного, эталоны поведения ученика для стандартных ситуаций: как входить в класс, как сидеть, отвечать на вопросы, убирать книги, получать карандаши и прочее. Сделать это надо прежде чем вы начнете следить за соблюдением порядка. Ученик должен знать, что можно и что нельзя, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Если правила и ограничения не определены, то установить порядок в классе нельзя! Проявите четкую последовательность в соблюдении установленных правил и в применении способов наказания.

2. Следите за своей речью, говорите всегда спокойно. Чувство гнева и возмущения - обычное явление, но оно поддается контролю и не означает, что вы не любите детей.

3. Старайтесь держать свои эмоции в состоянии покоя, укрепляя нервы для того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы. Обращайте внимание и реагируйте на любые проявления позитивного поведения детей, как незначительны бы они ни были. Кто ищет хорошее, тот обязательно находит.

4. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Старайтесь реже говорить «нет», «прекрати», «нельзя».

5. Отличайте формы поведения, которые вам нравятся, от проявления личных качеств детей.

6. Старайтесь расшифровать сигналы, предупреждающие о возможности взрыва в поведении детей. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию.

7. Отвечайте решительно и уверенно, когда ученики открыто бросают вызов неповиновением.

8. Ученикам нужен учитель, а не партнер по игре. Будьте всегда общительны, но не забывайте, что фамильярность воспитывает неуважение. Вы можете вполне успешно взаимодействовать с учащимися, не превращаясь в одного из них.

9. Всегда настаивайте на уважении взрослого. Учащиеся должны обращаться к вам вежливо.

10. Не идите на уступки и компромиссы, уступая своими нормами, чтобы быть популярным и авторитетным.

11. Помните, что детская безответственность - явление, не имеющее ничего общего с откровенным неповиновением, и, поэтому, бороться с ней нужно спокойными методами.

12. Старайтесь, чтобы у вас была хороший связь с учениками, так чтобы они могли знать, когда они соответствуют вашим ожиданиям, а если нет, объясните, что вы ожидаете от учеников и насколько они соответствуют этому.

13. Не реагируйте на все слишком бурно, чтобы незначительное событие не перешло в большое противостояние. Избегайте противостояния на глазах у других учеников. Нет более неэффективного метода воздействия на человека, причем в любом возрасте, чем гнев и раздражение.

14. Делайте серьезные шаги, если кто-то продолжает плохо себя вести и отказывается признавать дисциплину. Определите возможную причину такого поведения, эмоциональные конфликты, расстройство внимания, проблемы в учебе.

15. Будьте примером самодисциплины. Хорошему поведению ученики в большинстве случаев не учатся, а перенимают его.

16. Будьте собраны. Пусть все имеет свое место. Пусть все материалы будут у вас под рукой. От одного вида деятельности к другому переходите постепенно. Поддерживайте чистоту и порядок.

17. Готовьтесь к урокам заранее, так, чтобы ученики были достаточно загружены в течение всего времени занятий. Пусть у вас всегда будут альтернативные планы и материалы. Планируйте вашу работу и следуйте разработанному плану.

18. Ведите себя так, чтобы было видно, что вы - руководитель. Проявляйте решительность. Будьте хозяином ситуации. Умейте направлять. Вы учитель, и ученики ждут, чтобы ими руководили. Они быстро распознают нерешительность. Отсутствие хорошей подготовки и четких распоряжений является стимулом к ​​плохому поведению.

19. Создавайте условия, чтобы даже самые «трудные» ученики получили возможность почувствовать себя лидерами. Это положительно влияет на позицию учащихся и на их поведение.

20. Моделируйте с учениками, как преодолевать кризисные ситуации, разочарование, гнев. Всегда будьте хорошим примером как в слове, так и в деле, особенно когда не все хорошо получается.

21. К ученикам всегда проявляйте вежливость и уважение, сохраняя приятный голос, используя вежливые слова.

22. Будьте последовательны. Ничто так не обескураживает ученика, как изменчивость в настроении и действиях учителя. Это вызывает у детей немедленное желание испытать границы дозволенного, что приводит к конфликту в классе.

23. На раздражайте учащихся. Причиной раздражения является незнание того, что от них ожидают, не справедливое обращение с учениками, непоследовательные действия учителя, невозможность высказать свое мнение.

24. Контролируйте свой гнев. Если вы чувствуете, что у вас возникает раздражение, всеми силами старайтесь не дать вашим чувствам выйти из под контроля и постарайтесь расслабиться, пусть руки будут ненапряженными, жесты - медленными, голос - тихим.

25. Избегайте требований, которые невозможно выполнять. Нужно быть абсолютно уверенным, что ребенок способен выполнить то, что от него требуют. Никогда не наказывайте ученика за то, что он плохо успевает в школе из-за того, что ему не хватает способностей к обучению. Конечно, при условии, что все подобные действия непреднамеренные. Выдвижение требований, которые ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта, из которого он не видит выхода. Такая ситуация неизбежно наносит ущерб эмоциональной сфере человека. Ставьте цели перед вашими учениками. Проводите интересные уроки, соответствующие возрасту учащихся.

26. Сделайте изложение материала ярким, захватывайте учащихся с помощью разнообразных методов, наглядности и содержательности. Не привыкайте к рутине. Будьте осторожны, побуждая, но не перевозбуждая учащихся. Большое разнообразие на одном уроке не приносит пользы, поскольку не позволяет должным образом сосредоточиться на одной теме.

27. Помните, что разные ученики требуют различных методов обучения через присущие им возможности и особенности.

28. Дайте учащимся достаточную возможность выбора среди различных задач и видов деятельности. Ученики лучше выполняют то, что их лично интересует и больше соответствует способностям.

29.Направляйте мышление учащихся на высшие уровни. Требуйте, чтобы ученики не просто запоминали и идентифицировали информацию, но и умели анализировать, давать оценку и применять изученный материал на практике.

30. Давайте ученикам работать в группах. Стремление выглядеть в глазах других на должном уровне может быть положительным стимулом к ​​хорошему поведению.

31. Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно развиваются правильно, даже несмотря на неизбежность отдельных ошибок и просчетов со стороны учителя.



Предварительный просмотр:

МОНТЕССОРИ О МЕТОДЕ КНУТА И ПРЯНИКА

http://i.pedtvorchestvo.ru/u/pic/83/45dea425b311e3bcbff62a6f6b2996/-/x_3777d9ee.jpg

Поощрения и наказания искусственно побуждают выполнять противоестественные действия помимо воли воспитанника, и как следствие, мы не можем говорить о естественном развитии ребенка. Перед тем как сесть в седло, жокей дает лошади кусок сахара; кучер подстегивает лошадь кнутом, чтобы та слушалась поводьев, – но все равно эти лошади не будут бежать так же легко и свободно, как их дикие собратья.

             Можем ли мы допустить, чтобы здесь, в сфере образования, один человек порабощал другого?

              В современной системе образования  человеческое достоинство низведено до уровня достоинства машины, которую необходимо время от времени смазывать, поскольку у нее нет собственного внутреннего импульса для дальнейшей деятельности. Все эти мелкие желания, вроде стремления к похвальным листам и медалям, являются не более чем искусственным стимулом, освещающим на какое-то мгновение темный и лишенный содержания путь, которым приходится идти.

              Поощрения мало чем отличаются от наказаний. Страх не получить повышение держит служащего на одном месте, привязывая его к ежедневной монотонной работе, точно так же, как страх не перейти в следующий класс побуждает ученика садиться за книгу. Упрек начальника действует так же, как и нарекания со стороны учителя.

              Вместе с тем, если кто-то занят по-настоящему человеческой работой, делая что-то действительно великое и значительное, того не собьют с намеченного пути мелкие подачки, именуемые «наградами», и не испугают маловажные неурядицы, которые мы называем «наказаниями». Представим себе огромную армию великанов, сражающихся исключительно ради чинов, эполетов и медалей, а также из страха быть подстреленным, а с другой стороны – горстку пигмеев, воодушевленных любовью к родине. В такой битве победа достанется последним. Когда в армии умирает дух истинного героизма, то система поощрений и наказаний лишь усугубляет всеобщее разложение, ведя за собой коррупцию и трусость.

              Все победы в истории человечества, весь прогресс зиждется на внутренней силе человека.

               Таким образом, молодой студент может стать великолепным врачом, если им движет интерес к учебе, если его внутренний голос говорит ему, что медицина – это его призвание. Но если он учится в надежде получить наследство или удачно жениться или же его привлекают сугубо материальные преимущества профессии, он никогда не станет настоящим мастером своего дела, а мир не поднимется на одну ступеньку выше благодаря его работе. Если человеку важны эти искусственные стимулы, то ему лучше не становиться врачом. У каждого есть свои склонности, свое особое призвание, быть может, очень скромное, но, несомненно, полезное. Система поощрений может увести человека от его истинного призвания, заставив его выбрать неправильный и в конечном счете бесплодный путь. В результате человек вынужден следовать этому навязанному пути, в то время как его естественные устремления искажаются, принижаются и даже приравниваются к нулю.

Мы не устаем повторять: мир развивается, и мы должны вдохновлять людей на дальнейшее развитие. Однако прогресс происходит благодаря чему-то новому, недавно родившемуся, и, поскольку появление нового нельзя предугадать, за него не награждают орденами. Напротив, часто первопроходец становится мучеником. Не дай бог, стихи будут рождаться лишь из желания поэта получить награду в Капитолии! Стоит подобным мыслям закрасться в сердце поэта, как от него тут же бегут музы. Стихи рождаются только тогда, когда поэт не думает ни о себе, ни о награде. И когда его наконец увенчают лавровым венком, он почувствует всю бесполезность подобной награды. Ведь истинная награда заключается в величественном открытии поэтом собственной внутренней силы посредством своих стихов.

Существует, однако, и внешняя награда. Например, когда оратор видит, как меняются лица его слушателей под воздействием пробужденных им эмоций, он переживает такоеневероятное чувство, сравнимое разве что с тем переживанием, которое испытывает человек, узнав, что он кем-то любим. Касаться человеческих душ и завоевывать их – вот наша радость и единственная стоящая награда за наши труды.

Порой в нашей жизни возникают моменты, когда мы с удовольствием осознаем, что принадлежим к группе великих людей этого мира. Такие моменты счастья даруются человеку с той целью, чтобы тот мог спокойно продолжать свою жизнь. Такое чувство возникает у человека, когда он добивается взаимной любви, когда у него рождается сын, когда он совершает блистательное открытие или издает книгу, – в такие минуты мы ощущаем, что стоим на вершине этого мира. Если в этот момент к нам подойдет кто-нибудь,  обладающий особой властью, и вручит нам медаль или любой другой знак отличия, то он существенно поколеблет нашу внутреннюю гордость за собственное достижение. «Кто ты такой? – завопит наша разбитая иллюзия. – Кто ты такой, чтобы напоминать мне о том, что я не первый среди людей? Неужели есть кто-то выше меня, кто может вручить мне награду?» В такие минуты единственной наградой для человека может быть только Божественная награда.

Говоря о наказаниях, вспомним о том, что нормальное развитие человека предполагает раскрытие, а наказание, в обычном понимании, всегда предстает в форме подавления.Такие меры могут пойти на пользу некоторым низшим натурам, выросшим в порочной среде, но их на самом деле очень мало, и они не оказывают существенного влияния на социальный прогресс. Уголовный кодекс грозит нам наказанием в случае, если мы проявляем бесчестие в рамках, определенных законом. Но мы придерживаемся правопорядка не из страха перед законами; мы не крадем и не убиваем лишь по той причине, что мы любим мир, потому что естественное течение нашей жизни ведет нас вперед, уводя нас все дальше от опасности совершения низких и порочных деяний.

Мы не хотим сейчас вдаваться в этические и метафизические аспекты этого вопроса, но можем с уверенностью заявить, что нарушитель закона, перед тем как совершить противозаконное действие, чувствует угрожающую тяжесть нависшего над ним уголовного кодекса, при условии, что нарушитель знает о существовании наказания. Преступник сознательно бросает вызов закону или же по ошибке питает иллюзорную надежду на то, что ему удастся избежать наказания. Но в любом случае, прежде чем преступить закон, в сознании нарушителя происходит борьба между преступлением и наказанием. Вне зависимости от того, насколько  эффективно уголовный кодекс сдерживает преступность, он был определенно создан для очень немногочисленной группы людей, а именно для преступников. Подавляющее большинство граждан сохраняют честность без оглядки на какие бы то ни было угрозы со стороны закона. Настоящим наказанием для нормального человека является утрата осознания собственной силы и величия, которые питают внутреннюю жизнь человека. Подобная кара часто настигает людей на пике успеха. Со стороны кажется, что такой человек купается в счастье и богатстве, но на самом деле его терзает страдание. Очень часто люди не ведают, каково будет их настоящее наказание.

Именно тут на помощь может прийти воспитание. Сегодня мы удерживаем наших детей в школе, ограничивая их свободу партами, а также системой материальных поощрений и наказаний, – одним словом, методами, которые калечат их тела и души. Мы ставим перед собой цель призвать учеников к дисциплине, которая понимается как неподвижность и тишина, а затем повести их – но куда? Очень часто мы сами не знаем, куда конкретно мы хотим вести наших учеников. Школьное образование зачастую сводится к заполнению детского сознания набором интеллектуальных сведений в рамках утвержденной программы. Эти программы, как правило, создаются официальными управлениями по вопросам образования, после чего закон обязывает учителей и школьников следовать им.

Когда мы видим такое повсеместное неуважение к самой жизни, проявляющееся в наших детях, нам остается только со стыдом отвести взгляд в сторону, закрыв виноватое лицо руками!

Серджи был прав, когда сказал: «Сегодня перед обществом стоит первоочередная задача – преобразование методов воспитания и обучения, и всякий, кто присоединяется к этой работе, становится борцом за обновление человечества».



Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии.

 

1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса 
1.1. Педагогика сотрудничества. 
1.2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили 
1.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека .

2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

2.1. Игровые технологии 
2.2. Проблемное обучение 
2.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов) 
2.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

3Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

3.1.Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении 
3.2. Технологии уровневой дифференциации 
3.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов). . 
3.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова). 
3.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков) 
3.6. Технология программированного обучения 
3.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) 
3.8. Групповые технологии. 
3.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

4.     Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

4.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов). 
4.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю.Курганов). 
4.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев) 
4.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович)

5. Частнопредметные педагогические технологии. 
5.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев). 
5.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев) 
5.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин). 
5.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев) 
5.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)

6. Альтернативные технологии. 
6.1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер). 
6.2. Технология свободного труда (С.Френе) 
6.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок). 
6.4. Технология мастерских.

7. Природосообразные технологии. 
7.1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир). 
7.2 Технология саморазвития (М. Монтессори)

8. Технологии развивающего обучения. 
8.1. Общие основы технологий развивающего обучения. 
8.2. Система развивающего обучения Л.В.Занкова. 
8.3. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. 
8.4.Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов). 
8.5 Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская). 
8.6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

9. Педагогические технологии авторских школ. 
9.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде). 
9.2. Модель «Русская школа». 
9.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский). 
9.4. Школа-парк (М.А.Балабан). 
9.5. Агрошкола А.А.Католикова. 
9.6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард