Рабочие программы.

Гречишкина  Татьяна  Викторовна

Рабочие программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanovedenie_1_klass.docx43.62 КБ
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc139.5 КБ
Файл okruzhayushchiy_mir.docx48.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по кубановедению разработана на основе:

- программы  по кубановедению для 1-4-х классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края Е.Н. Ерёменко, М.В. Мирук,

Н.М. Зыгиной, Т.В. Шевченко, издательство ОИПЦ «Перспективы образования» 2013г.

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

- программы формирования универсальных учебных действий.

        В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его peгиональной составляющей.

        Содержание программы соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению», который утверждён решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004 №01.8/2228).

Приоритетом современного начального общего образования становится гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход к обучению. Такие методы, как проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального образования - формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении учебных задач. Урок кубановедения имеет потенциальные возможности для реализации вышеизложенных тенденций современного начального образования.

Цели изучения предмета.

          Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, её истории, культуре, и с уважением - к жителям края.

          Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

-  изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;

-  развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;

- воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребёнка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;

- развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;

- сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.

Общая характеристика учебного предмета

Курс позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, ей природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением. Важно научить ребёнка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и - «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять своё личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.

«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

Общение с богатой природой края при активизации эмоционально-чувственной сферы должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т. п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребёнка.

           Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности.

Кубановедение - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, уроки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми и пр.

Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология». Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.

В программе указано распределение часов по разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Количество учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий планируются учителем в соответствии с содержанием программы с учётом условий развивающей образовательной среды ОУ. 

Место учебного предмета в учебном плане

 В соответствии с учебным планом на изучение кубановедения  в 1 классе отводится  33 часа в год (1 раз в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Курс призван активизировать знания учащихся о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением.

«Кубановедение»  в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины и др., о хозяйственной деятельности жителей родного края. Учебный материал разработан так, что у детей должна сложиться целостная, яркая картина  природных условий и жизни людей на Кубани, сформироваться общее представление об этнографических, трудовых и культурных особенностях региона. Опираясь на естественно – научные исследовательские методы (наблюдения, опыты и др.), экскурсии на природу,  младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, познакомятся с устным народным творчеством казачества, предметами культуры своих предков. Загадки, пословицы, поговорки, казачьи песни обогатят образный строй речи  детей и помогут лучше осмыслить своеобразие кубанского говора.

Общение с богатой палитрой природной среды при активизации эмоционально-чувственной сферы ребёнка станет хорошей базой для воспитания у младших школьников чувства ответственности за свою малую Родину и чувства уважения перед теми, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т.п. обеспечат накопление чувственного опыта и облегчат осознание учебного материала.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Кубановедение»

Личностные          

Метапредметные

Предметные

•  в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к  семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

•  в познавательной (когнитивной) сфере — способность к   познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной   деятельности;

•  в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать  свои умения для обустройства родной станицы.

умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов кубанских поэтов, художников и композиторов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим  содержанием;

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла,  способности оценивать результаты  исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.

в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;

в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной   деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского  искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;

• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты   деятельности;

в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Содержание учебного предмета

1 класс (33 часа)

«Введение» (1 час).

Тема 1. «Я и моя семья» (8 часов).

Ближайший мир ребенка – семья. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества членов семьи. История своего имени. Обязанности ребенка в семье, забота о других членах семьи. Семейные традиции, обычаи, праздники, реликвии.

Тема 2: «Я и моя школа» (7 часов).

Знакомство со школой. Название (номер), адрес школы. Школьные помещения и их назначение. Уважение к труду работников школы. Традиции школы, знаменитые ученики и учителя школы. Взаимоотношения между учениками в школе. Правила поведения в школе и их необходимость. Определение своего поведения в школе.

                                                                       Тема 3. «Я и мои родные места» (9 часов).

           Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу. История названия. Правила поведения на улицах города, в транспорте, общественных местах и культурных учреждениях. Исследовательский проект, «Какой я житель»

Тема 4. «Я и природа вокруг меня» (8 часов).

Растения  и животные вокруг меня. Что где растет, кто где живет. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели и художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок»

Тематическое планирование с определением  основных видов учебной  деятельности обучающихся

п/п

Разделы

Авторская программа

Рабочая       программа

Характеристика деятельности

Введение

1

Познавательные.Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, в котором проживает.Познавательные.

1

Я и моя семья

8

9

Регулятивные. 

Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительно-ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте.

Познавательные.Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов. Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их.  Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять.

Личностные .Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями.

Коммуникативные.Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий. Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх. Демонстрировать умение пользоваться различными инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье.    

2

Я и моя  школа

7

7

Познавательные.Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. По результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Характеризовать понятие «поручение».

Регулятивные. 

Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе. Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои

возможности и обосновывать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни.

 Личностные .Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами.

Коммуникативные.Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения.

3

Я  и  мои  родные  места

9

9

Познавательные. Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки. Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта». Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих родных. Описывать знаки дорожного движения. знаки дорожного движения.

Личностные. Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал.

Регулятивные. Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать правила поведения пешехода. Анализировать правила поведения в общественном транспорте.

Коммуникативные. Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём населённом населенном пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Анализировать работу каждого участника группы в соответствии с поставленной целью.

4

Я  и  природа  вокруг  меня

8

8

Познавательные. Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ об увиденном. Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их. Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слушать рассказ). 

Личностные.   Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с чужими. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края.  Регулятивные. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. 

Коммуникативные. Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту.

Всего:

33

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Авторские программы по кубановедению

1

2

Учебник-тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 1-4 классов. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г. В. Краснодар: Перспективы образования, 2011.

105

3

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков кубановедения).

1

2. Печатные пособия

1

Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 1-4 классы. Автор-составитель Ерёменко Е. Н. Краснодар: Вика-принт, 2006.

1

2

Учебно-наглядные пособия.

1

3

Справочные пособия

В библиотеке

3. Технические средства обучения

1

Демонстрационная панель с набором  приспособлений для крепления таблиц и карт.

1

2

Магнитная доска

1

3

Экспозиционный экран

1

4

Мультимедийный проектор

1

5

Персональный компьютер для учителя

1

6

Персональный компьютер для учеников

105

4. Экранно-звуковые пособия

1

Мультимедийный проектор

1

2

Персональный компьютер

1

3

Интерактивная доска Smart

1

5. Игры и игрушки

1

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

14

2

Волшебный поясок.  

2

6. Оборудование класса

1

Ученические столы двухместные

14

2

Стол учительский

1

3

Шкафы для хранения одежды и обуви

2

4

Шкафы для хранения школьных пособий

2

5

Тумба для таблиц

1

6

Доска настенная для вывешивания иллюстративного материала

1

 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по литературному чтению разработана на основе:

- авторской программы  по литературному чтению  Л.А.Ефросининой М.: Вентана – Граф, 2013 г. и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная   школа XXI века»;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

         - программы формирования универсальных учебных действий.

Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

 

Общая характеристика учебного предмета

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении. Курс  «литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану лицея  всего на изучение предмета в начальной  школе выделяется в 1 классах  132 часов (4 ч в неделю,33  недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Специфика литературного  чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.). Литературное чтение как учебный предмет  в начальной  школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся  с художественными произведениями, нравственный потенциал  которых очень высок. Литературное чтение как вид искусства знакомит с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества  и способствует формированию личностных качеств, советующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники  чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Огромную роль при этом играет  эмоциональное восприятие произведения, которое формирует  эмоциональную грамотность.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета

Личностными  результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшими и успешного обучения; формирование потребности в  систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя ; знакомство с культурно-историческим наследием России,   общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие ; эмоциональная отзывчивость на прочитанное,  высказывание своей точки  зрения и уважение  мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации,овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; умением высказывать свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействий с  окружающим миром; овладение основами  коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными  результатами обучения в начальной школе являются :формирование  необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой  чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования  художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу,  умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста  по  плану,  составлять небольшие   тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией  с небольшими сообщениями.

Содержание учебного предмета

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.

Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Виды речевой и читательской деятельности

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Накопление опыта чтения вслух.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное).Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части,

определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными и научно-популярными текстами.

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение

текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного

с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного тексту. Передача впечатлений (из повседневной жизни художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини_сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Круг детского чтения

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения, произведения писателей ХIХ века и современных писателей.

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные).Былины.

Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно_следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Учащимся необходимо достигнуть необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения: осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования собственной культуры; работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);  применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст; осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах; работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

            Чтение: работа с информацией

    Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге.

Тематическое планирование с определением  основных видов учебной  деятельности обучающихся

п/п

Разделы

Авторская программа

Рабочая       программа

Характеристика деятельности

1

Аудирование

28

Малые жанры фольклора. Народные сказки.

9

Познавательные.Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение.

Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка).

Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности.

Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности.

Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему).

Сравнивать модели обложек.


Личностные:

внутренняя позиция школьника;  

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятель.

Регулятивные:

 планировать свои действия;

 оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные:

Высказывать своё отношение к литературному произведению (Что нравится? Почему?) и обосновывать ;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

 строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия.

Произведения писателей-классиков XIX–XX вв.

9

Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей.

10

2

Виды речевой и читательской деятельности

81

Чтение вслух и молча (про себя)

14

Познавательные.Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога).

Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя).

Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки.

Осваивать умение читать молча (про себя) под руководством учителя

Отличать текст от набора предложений.

Определять абзацы и части текста.

Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте.

Сравнивать произведения разных тем и жанров.

Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану
Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения
Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения.

 «Вычитывать» из текста авторскую точку зрения, объяснять свою

Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях
Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке.

Определять жанр и тему.

Сравнивать модели обложек книг.

Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности

Личностные:

Высказывать своё суждение о героях и их поступках.

Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе

знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные:

 планировать свои действия;

 оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату .

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

 строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнёра;

Работа с текстом

14

Работа с текстом художественного произведения

14

Работа с текстом научно-популярного произведения

9

Библиографическая культура

8

Говорение (культура речевого общения)

14

Письмо (культура письменной речи)

8

3

Круг чтения

6

Познавательные.Сравнивать произведения разных жанров.

Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности
Сравнивать книги с художественными произведениями, с книгами с научно-популярными произведениями.

Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены).

Классифицировать книги по темам и жанрам.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе

знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные:

 планировать свои действия;

 оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

   Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

 строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнёра;

4

Литературоведческая пропедевтика

7

Познавательные.Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора.

Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение).

Использовать в речи литературоведческие понятия.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе

знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные:

 планировать свои действия;

 оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

 строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнёра.

5

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

5

Познавательные.Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты).

Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям.

Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам.

Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения.

Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения.

Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений.

Регулятивные:

 планировать свои действия;

 оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

   Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

 контролировать действия партнёра;

6

Чтение: работа с информацией

5

Познавательные.Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы.

Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книге.

Заполнять таблицы, схемы, переводить табличную информацию в тек

стовую, делать выводы (суждение, аргументация, вывод).

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе

знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные:

 планировать свои действия;

 оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

   Коммуникативные:

Высказывать своё отношение к литературному произведению (Что нравится? Почему?) и обосновывать ;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

Всего

132

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

2.

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л.А.Ефросининой (М.Вентана-Граф, 2013)

 

Программа обеспечена следующим методическим комплексом:

Ефросинина Л.А.Литературное слушание: учебник.- М.:Вентана-Граф,2013

Ефросинина Л.А.Литературное слушание: рабочая тетрадь.- М.:Вентана-Граф,2013

Ефросинина Л.А. Хрестоматия по литературному чтению.- М.:Вентана-Граф,2013 

1

110

110

110

110

Печатные пособия

3.

4.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)

5.

6.

Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

7.

Портреты поэтов и писателей

4 комплекта

Технические средства обучения

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Демонстрационная панель с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор (по возможности).

Видеомагнитофон/видеоплеер    (по    возможности).

Аудиоцентр/магнитофон.

Мультимедийный проектор (по возможности).

Компьютер (по возможности).

Экспозиционный экран (по возможности).

Сканер (по возможности).

Принтер лазерный (по возможности).

Принтер струйный цветной (по возможности).

4

4

1

1

1

4

4

4

2

2

1

Экранно- звуковые пособия

20.

21.

22.

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы,   соответствующие   содержанию обучения (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности) Электронные образовательные ресурсы - Учебно-методический комплект «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия» 1-4 классы

16

12

16

Игры и игрушки

23.

Настольные  развивающие  игры,  литературное лото, викторины

Оборудование класса

24.

25.

26.

27.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

60

4

24

8



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе:

- авторской программы  по окружающему миру под редакцией Н.Ф. Виноградовой,   «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф, 2012г.

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- программы формирования универсальных учебных действий.

                    

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.   Для реализации программы используется учебник «Окружающий мир» автор  Н.Ф.Виноградова, и рабочие тетради «Окружающий мир» для 1-4 классов, автор  Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова.

Цели и задачи курса

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия вовсех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческимценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

1. Центральной задачей, на которой строится интеграция разных знаний,является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание и становление трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник кконцу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

-уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическойуровне, в том числе в дошкольном детстве;

       -необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

-зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

-преемственность и перспективность в предъявлении терминологии ипонятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапаначального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоениюнаучных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определяет необходимость дать  перечень экскурсий, опытов,практических работ.

                                                              Общая характеристика учебного предмета

 В основе построения курса лежат следующие принципы.

  1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
  2. Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста  знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также  последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
  3. Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
  4. Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
  5. Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и  перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  6. Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний,является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживаниестановления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник кконцу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

  • уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическойуровне, в том числе в дошкольном детстве;
  • необходимость постепенного и последовательного перевода ученикас этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
  • зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
  • преемственность и перспективность в предъявлении терминологии ипонятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапаначального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоениюнаучных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, чтоопределило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов,практических работ.

Место учебного предмета в учебном плане

 Согласно  базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется в 1 классе- 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебных недели), в Краснодарском  крае 1 час в неделю  отведён на региональный  компонент, поэтому  на  изучение  окружающего  мира  выделяется  33 час (1 час  в  неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

-Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

-Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

-Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

-Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

-Человечество как многообразие народов, культур, религий.

-Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

-Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

-Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

-Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.

-Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

-Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

-Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.

-ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально – нравственное.

-Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группаотносится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

-готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

-достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля исамооценки;

-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебнуюдеятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

-формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли

России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальныедостижения;

-воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственногоповедения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми исверстниками;

-формирование основ экологической культуры, понимание ценностилюбой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетомизменений среды обитания.

Предметные результатыобучения нацелены на решение, преждевсего, образовательных задач:

-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний оразных его сторонах и объектах;

-обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей вприроде и обществе;

-овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

-расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущуюдеятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешноформирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

-интеллектуальные как способность применять для решения учебныхи практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

-регулятивные как владение способами организации, планированияразличных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

-коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающегомира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение,классификация,чтение и др.), методы представления полученнойинформации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание идр.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мирбыли определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключалась в создании условий дляформирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе,человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивала формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающаяфункция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Содержание учебного предмета

.

1 класс (33 ч)

Введение. Что такое окружающий мир (1ч)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы — школьники (2 ч)

Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др.

Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места,

правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки:

«пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др.

Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе,

правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Ты и здоровье (2ч)

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура

поведения за столом.

Я и  другие  люди(1ч).

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное  отношение к вещам,

уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Труд  людей(2ч).

Труд людей родного города (села), профессии

(например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и

профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

Родная природа (19 ч)

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой).

Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5

растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растения. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Семья. (1ч)

Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Наша   страна – Россия.Родной  край(5ч)

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села).

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

Экскурсии. Сезонные экскурсии  «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных

возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.

Тематическое планирование с определением  основных видов учебной  деятельности обучающихся

п/п

Разделы

Авторская программа

Рабочая       программа

Характеристика деятельности

Введение.

1

1

1

Мы — школьники.

2

2

Регулятивные.

Обсуждать правила поведения в школе, особенности взаимоотношений с окружающими людьми в зависимости от ситуации общения.

Познавательные.Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

Личностные Ориентироваться в школьных помещениях.

2

Ты и здоровье .

6

2

Познавательные.Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.

Личностные Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

3

Я и  другие  люди.

3

1

Оценивать потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества.

Моделировать (инсценировать) правила поведения в разных ситуациях (дома, на дорогах, игровых площадках, в лесу, на водоеме и др.).

Регулятивные.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий в природу или по населенному пункту).

Коммуникативные.Объяснять (характеризовать) основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

4

Труд  людей.

6

2

Познавательные.Рассказывать о семье (членах семьи, труде, занятиях, традициях), труде людей родного города (села), его достопримечательностях (по результатам наблюдений и экскурсий).

Личностные Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых, больных.

5

Родная природа.

31

19

Сезонные изменения в природе

9

Познавательные.Наблюдать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года, сезонные изменения в природе.

Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

Читать и пересказывать тексты о природе

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Регулятивные Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные; культурные - дикорастущие растения.

Личностные Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Объяснять правила поведения в различных ситуациях.

Познавательные Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Приводить примеры веществ, описывать их.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.

Характеризовать свойства воздуха.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.    

Характеризовать

свойства изученных полезных ископаемых.

Различать изученные полезные ископаемые.

Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Коммуникативные.Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности).

Растения

3

Животные вокруг нас

3

Бережное отношение к растениям и животным.

2

Правила безопасного поведения на природе

2

6

Семья.

2

1

 Регулятивные Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых, больных.

Познавательные.Практическая работа: составление родословного древа семьи.

7

Наша   страна – Россия.Родной  край

15

5

Познавательные.Различать Государственную символику Российской Федерации, узнавать российский флаг среди флагов других стран. Находить информацию (в том числе иллюстративную) о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России, используя дополнительную и справочную литературКоммуникативные.Рассказывать об известных исторических фактах и событиях в своем регионе. Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, традициях, обычаях разных народов.

Личностные Работать с информацией: находить (извлекать) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом.

Всего:

66

33

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

2.

УМК «Начальная школа XXI века» для 1 – 4 классов (программа, учебник, рабочая тетрадь) автор Н.Ф.Виноградова

Методическое пособие для учителя.

Печатные пособия

3.

4.

5.

6.

Плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. д.)

Карта «Физическая карта России / Физическая карта полушарий»

Карта»  «Политическая карта мира. / Природные зоны. России  

Таблицы «Окружающий мир » (8 таблиц)

Электронное пособие по курсу ОБЖ (1-6 класс) в  3 дисках

1 комплект

8

8

4

2  компл.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

7.

8.

Электронныйе образовательные ресурсы - Учебно-методический комплект «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия» 1-4 классы

16

Технические средства обучения

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Демонстрационная панель с набором  приспособлений для крепления таблиц и карт.

Магнитная доска

Экспозиционный экран

Видеомагнитофон/видеоплеер

Аудиоцентр / магнитофон

Мультимедийный проектор

Персональный компьютер

Видеофильм по предмету

4

4

4

1

1

4

4

8

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Модель «Торс человека с внутренними органами».

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей

               Фруктов

                Грибов

Гербарий «Дикорастущие растения»

Гербарий «Для начальной школы»

Гербарий «Культурные растения»

2

1

15

15

1

1 компл.

4

4

4

4

4

4

Игры

22.

Части цветка

3

23.

Части листа

3

24.

Части дерева

3

25.

Электровикторина «Тайны зеленого мира»

8

26.

Электровикторина «Окружающий мир»

8

27.

Трафареты. Листья деревьев

12

28.

Трафареты Русские узоры

12

29.

Трафареты Королевский замок

12

Оборудование класса

30.

31.

32.

33.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

60

4

24

8