Кубановедение. Конспекты уроков.

Гречишкина  Татьяна  Викторовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок кубановедения

в 1 классе

                                                                 

                                                                    Урок подготовила и     провела

      учитель начальных классов:

                                                         Гречишкина   Т.  В.

2014 г.

Тема:  « Мои  предки – казаки ».

Цель:

дать представление о казачестве, формирование полноценного гражданина и патриота Отечества, формирование личности на примере истории кубанского казачества.

Задачи:

- воспитание гражданственности и любви к родине;

- формирование мировоззренческой культуры;

- показать неразрывную связь между прошлым и настоящим.

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.

1.Познавательные:

 формировать умение выделять и формулировать цель занятия; формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

2. Коммуникативные:

 развивать умение с точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими нормами русского языка; формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в паре;

3. Регулятивные:

 развивать умение контролировать свое поведение, действуя по правилам в ходе игровой ситуации;

4.. Личностные:

 формирование чувства гордости за свою Малую Родину; развитие познавательных интересов, желания расширять знания об истории и культуре родного края.

Оборудование:

Административная карта Краснодарского края, иллюстрации, доска, комплект открыток «Краснодар», символика и гимн Краснодарского края,презентация

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Вводная беседа. Постановка проблемы. /Под музыку «С чего начинается Родина»/.

1. Знакомство с символами края.

-Что перед вами? (Государственные символы Российской Федерации и Краснодарского края)

-Да, это символы нашей Большой и Малой Родины. Сегодня мы поговорим о нашей Малой Родине, Краснодарском крае. Какое второе название нашего края вы знаете? (Кубань).

-Как называется столица Краснодарского края?

-А как раньше называлась?

-  Почему  столица Краснодарского края  раньше  называлась  Екатеринодаром?

3.Сообщение темы, определение цели урока.

– Для того, чтобы  это  узнать, мы с вами сегодня отправимся в путешествие во времени, по страницам истории государства Российского. Первое место, куда мы с вами отправимся – далекий 18 век.

4.Открытие   нового материала.

Рассказ  учителя  и показ слайдов о первых поселениях на Кубани.

В  18  веке  была  большая война России с Турцией (в это время правила в России умная и образованная императрица Екатерина )

Из   бывших Запорожских казаков стали набирать команды в русскую армию. Назвали эти команды «Войско верных казаков».  

-Кто же такие казаки?

Особые люди, вольные люди, очень свободолюбивые, селившиеся особняком, вдалеке от городов и деревень; они вели свое хозяйство, занимались ремеслами, а в военное время мужчины объединялись в войско и участвовали в военных действиях. Часто их нанимали на военную службу за прекрасное владение военным ремеслом.

Казачье войско сыграло важную роль в победе России над Турцией.

– В 1792 году Екатерина II подписала указ о переселении запорожских (а потом) и донских казаков для охраны южной границы Российского государства.

Учитель зачитывает фрагмент дарственной грамоты казакам на земли южных рубежей Российских:

«Черноморскому казачьему войску жалуется “в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагория со всею землею, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья её к Усть-Лабинскому редуту…чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли”. В обязанность войску вменяются “бдение и стража пограничная».

– Как теперь вы ответите, почему город казаки назвали Екатеринодаром?

– С этого времени особая роль на Кубани принадлежит казачеству.

Долгим показался казакам путь по бескрайней цветущей кубанской степи. Наконец подошли к высокому берегу Кубани. Здесь, почти на том же месте, где в годы войны с Турцией солдаты Суворова построили укрепление, казаки заложил крепость.

Наша же задача – хранить землю, завещанную нам предками, быть достойными памяти тех, кто жил до нас и ради нас.

Ступил на берег доблестный казак.

 Взметнулось знамя чайкою в руках.

 Мечта людей – полетом вольных птиц.

 И на земле рождалась новь станиц.

 Тяжелый труд … Сражений жаркий пот …

 Казак здесь вскоре дивный «клад» найдет.

– Казаки любили свою царицу, верой и правдой служили императрице и государству Российскому.

Как подкову,

У глинистой кручи,

Свиток царский был предком раскручен

И прочитан под гул тростника…

- Здесь границу держать,

Защищать от врагов,

И пшеницу сажать,

И растить казаков…

 

Ребята, большинство современных городов и станиц края были основаны казаками-переселенцами. Места для первых 40 станиц определялись жребием, а названия большинства из них казаки принесли с собой с Украины, где они были произведены от имён знаменитых казаков (Титаровская, Васюринская, Мышастовская) или от названий родных городов: Полтавская (г. Полтава), Корсунская (г. Корсунь).

Первые станицы стали строить в 18 веке. Обычно строительство велось по плану. В центре станицы – площадь с церковью, школой, станичным правлением.

Жилища – хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, глины, хвороста. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша – из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату.

Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша.

Вот такие построения велись нашими предками.

А сейчас, я предлагаю поиграть.

5.Закрепление  нового  материала.

 Игра «Мы строим хату казака».

Сегодня будем строить дом на радость новосёлам,

Чтоб каждый становился в нём счастливым и весёлым.

Чтобы дом построить новый, запасают тёс дубовый,

Кирпичи, железо, краску, гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом начинают строить дом.

Послушайте правила игры.

Я вам буду предлагать материал, из которого казаки могли строить хаты. Если этот материал казаки использовали в строительстве жилья, то вы хлопаете в ладоши. Если такой материал не применялся, то вы топаете ногами.

Начинаем играть.

Для постройки хаты казаки применяли: кирпичи, бетонные плиты, глину, камни, железо, дерево, камыши, керамическую плитку, солому, шифер, хворост, металлопластик, обои, краску, цемент, известь.

Слушание народных казачьих песен.

Кубанцы – великие труженики, быстрые и смелые наездники, верные и отважные воины. Но и отдыхать они умеют красиво, умеют украшать свою жизнь. Послушайте, какие протяжные, «раздольные» песни поют на Кубани, как степь – «просторные» и «широкие». /Слушание фрагментов песен/ А быстрые песни – веселые и зажигательные - передают удаль казаков / Слушание фрагментов песен /

Перед вами костюмы казаков и казачек.

Посмотрите, какие они яркие и красочные.

 Народная игра «А мы просо сеяли, сеяли…».

А маленькие казачата придумывали веселые зажигательные игры, сейчас в одну из таких игр мы поиграем. /Мальчики и девочки строятся рядами, разучивают игру/.

6. Подведение итогов урока.

– Нужен ли был вам этот урок? Для чего?

-  Какую  пользу  принесли  казаки  своей  стране?

– Наш урок завершается. Послушайте, пожалуйста, гимн Кубани.

Звучит гимн Кубани. Дети слушают его стоя

Заигрались мы с вами, а нам возвращаться давно пора. Закройте глаза.

Итак, мы снова в 2014 году, в современном Краснодарском крае

7. Рефлексия учебной деятельности.

-Что было интересно, а что трудно?

Давайте попробуем дать характеристику своей работе на уроке с помощью сигнальных карточек.

        зеленая    - если мне всё было понятно, всё получалось,

            желтая     - не всё получалось, иногда было трудно,

              красная    - было сложно, не получалось, не понятно.

Спасибо вам за дружную работу на этом уроке.



Предварительный просмотр:

                       

                             УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ

                     

               

   Учитель начальных классов

                                                                          МАОУ лицей посёлка  Афипского

                                                                          МО Северский район

                                                                           Гречишкина  Т. В.

Цели:

познакомить с трудом, бытом, традициями казаков;

привить любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа;

воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению. 

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и поступкам других; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности

Предметные:воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение; участвовать в  обсуждении прочитанного; осознавать художественную картину жизни

Метапредметные: 

Познавательные УУД: сравнивать различные объекты, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности; анализировать собственную работу; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Особенности  труда и быта  родного  края», , диск с песнями в исполнении  «Кубанского казачьего хора»; карточки с кубанскими пословицами, образцы работ выполненных из лоскутов, принадлежности для шитья

ХОД УРОКА:

  I. Организация на урок.

  III. Вступительное слово учителя:

  Край мой милый – поля, перелески,

  Стойкий запах полыни, хлебов

  Вечных речек равнинные всплески

  Ты взрастил в моём сердце любовь

  Как бы жил я, мой край ненаглядный,

  Без любви к тебе, как бы я жил…

Красив и богат наш казачий край, но главная ценность Кубани – люди. Народ наш работящий, умелый. Недаром гласит кубанская пословица:

  Умилый чоловик возьмётся,

  В його руках и сниг займётся.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

III. Работа по учебнику « КУБАНОВЕДЕНИЕ 3-4 классы»

1. Откройте стр. 54.

 -Прочитайте ещё одну пословицу о труде.

Кто ленится, тот не ценится

 -Как её понимаете?

2. Рассмотрите иллюстрации и назовите занятия жителей нашего края.

  -Земледелие.

  -Садоводство.

  -Скотоводство.

  -Рыболовство.

3. Установите связь между природно-климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей.

  Почему в первые десятилетия после переселения на Кубань казаки больше занимались              скотоводством, чем земледелием?

 (Тяжело было распахивать дикую, заросшую густой травой степь.)

 

 4. Прочитайте текст на стр. 54-55.

  С давних пор на Кубани уважали трудолюбивых людей.

  5.Послушайте сказку «Заветный колос»

  -Это кубанский сказ в пересказе В. Попова.

  - Чтение сказки учителем или хорошо читающими учащимися.

  Стр. 55-57.

  -Почему старый Урожай подарил казаку заветный колос?

  1. Блиц – опрос.

  1. Какие заботы были у казака и казачки?

(Ответы детей)

Много забот было у казака: земледелие, охота, рыболовство, гончарное ремесло, кузнечное дело, плетение из лозы, резьба по дереву. Каждый казак и молодой и пожилой владел многими ремёслами и всегда был при деле.

 Но и у казачек забот было не меньше: хату в порядке содержать, детей воспитывать, за               хозяйством смотреть, огород в порядке содержать, а так же прясть, шить, вышивать.

                     

  1. А теперь блиц-опрос по знаниям кубанского быта:

- Где чаще всего располагались станицы?

( У водоёмов и леса)

- Как обычно застраивались станицы?

( В центре площадь с церковью, школой, станичным правлением, вокруг хаты.)

- Из чего строили хаты?

( Из местных природных материалов: хвороста, глины, камыша, соломы.)

- Какие хозяйственные постройки располагались во дворе?

( Амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок.)

- Из чего делали ограду?

( Плетень делали из хвороста или камыша.)

-Сколько обычно в хате было комнат?

( Две: «великая хата» и «малая хата»)

- Какая мебель была у казаков?

( Стол, лавки, кушетки, кровать, сундук - скрытень.)

-Что было обязательно в казачьей хате?

( Красный (святой) угол.)

3.

У вас было домашнее задание найти старинные изделия кубанских мастеров и рассказать о них.

- Сообщения детей:

ПОСУДА: глэчик, макитра, чугунок, ложки.

ВЫШИВКА: рушник, подзор, одежда.

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ЛОЗЫ: корзины, короба…

КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО: подкова, утюг…

V. Практическая работа

На Кубани женщины знали толк в ведении хозяйства, были рачительны и трудолюбивы. Многое в хозяйстве делали своими руками. Не свойственны им были праздность, безделье и пустые разговоры.

  Женщины сами пряли, ткали холсты, кроили, шили одежду. А лоскуты не выбрасывали, а складывали и передавали от мамы к дочке. Берегли, ценя заложенный в них труд .

  Во многих русских сказках, когда отец собирался в дальнюю поездку, его окружали дочери и просили исполнить различные их желания. Подобную картину можно было видеть и в кубанских станицах, когда отец семейства собирался на ярмарку в Екатеринодар или Ростов-на-Дону. Среди девичьих просьб была и такая…

- Папаша, прошу Вас, купите мне сундук для приданого

- Да уж пора, доченька.

  В сундук складывали различное приданое, среди которого были и лоскутные одеяла.

 

  Мал лоскуток, а нужен! Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные мозаичные картины, изысканные по цвету стеганые одеяла и другие сказочные по красоте изделия.

  У меня в сундуке, а по-кубански сундук как называется? (скрыня), лежит необыкновенное покрывало, которое сделала Митрошкина Елизавета Григорьевна, выложив мазайку из лоскутов. Этому покрывалу уже около 100 лет. Работа изумительная, выполнена из мельчайших лоскутов.

  Предлагаю вам освоить кубанский промысел. Это одна из техник лоскутного шитья.

  Мы сейчас изготовим цветы из лоскута круглой формы.

  1. Вспомним Т/б при работе с острыми предметами (иглой и ножницами)

  1. Этапы работы

- Возьмите лоскут круглой формы, наметочным швом проходим по краю (0.5 см)

- Затягиваем в мешочек

- Пришиваем бусинку (2-3 стежка)

- Цветок готов!

Песня.  Кубанская пословица  гласит: «Кто  поет, у того работа скоро заканчивается» Я думаю, что песня в исполнении кубанского казачьего хора тоже поможет нам в этом.

           3.)Самостоятельная работа.

  4.)Проверка сделанного.

- Куда можно применить нашу работу? (Украсить комнату, подарить близким)

  Из цветов можно сделать панно, заколку, брошку, украшения на подушку.

 

  Подробнее с работой из лоскутов вы можете познакомиться из книги Маргариты Максимовой и Марины Кузьминой «Лоскутики»

  Это ремесло превращает суровую необходимость небогатых хозяек экономить везде и на всем в настоящее искусство.

  Промысел,  исстари бытовавший в России,  получил распространение по всему миру. И теперь уже мы пользуемся американским словом «Пэчвворк», что означает лоскутное щитье. «Квилт» - по английски «стегать». «Квилтер» рукодельница лоскутных одеял, подушек.

                        Посмотрите какие красивые работа у современных мастериц лоскутного шитья.

                      Успехов в творчестве!

  1. ИТОГ УРКА.

- Что интересного вы узнали о труде и быте казаков?

- Какие казачьи слова и пословицы вам сегодня запомнились?

-Что бы хотелось узнать более подробно?

VII . Рефлексия

Оцените  свою  работу  на уроке при  помощи смайликов.

VIII.Домашнее задание.

 

Рассказать об известных вам людях труда – ваших земляках. Сделать подборку газетных публикаций о тружениках нашего края.

 

 



Предварительный просмотр:

Кружок «Пластилиновая   сказка»                            

Тема: Посуда Кубани.

.Цель темы

 Научить технологии изготовления посуды Кубани

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Умение изготавливать  посуду Кубани.

Личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа.
Регулятивные: освоение алгоритма работы с пластилином.
Познавательные: формирование представления о разнообразии посуды.
Коммуникативные: формирование умения работать в малых группах.

Основные понятия

Ремесло, археолог, традиции.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Кубановедение. ОБЖ (знание и применение правил техники безопасности). Развитие речи (обогащение словарного запаса учеников).

Фронтальная, в малых группах, индивидуальная.

Таблицы по ТБ

Музейные экспонаты
Мультимедийная презентация

I этап. Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Посуда».

(Ученики заходят в класс, рассаживаются группами по 6 человек)
Сегодня на уроке мы работаем по группам. Учитель объясняет правила работы в группах. Назначает ответственного.
Проверка готовности к уроку.

 (слайд 1-5)

Хорошо  читающие  дети читают отрывок  к  стихотворение «Федорино  горе» в слайдах.

Учитель

- Поможем Федоре сделать  новую посуду, но в национальном  кубанском  стиле ?

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания

Диагностические задания

1. Актуализация знаний учащихся

Цель – актуализировать знания учащихся, о традициях чаепития.

В наши дни, как в старину, празднично накрытый стол с кипящим самоваром символизирует русское гостеприимство. (слайд 3)
Не зря наш народ придумал поговорку: Чай пить - приятно жить или выпей чайку - позабудешь тоску.
Чай пьют не только в России, но и во многих других странах. (
слайд 4) Например, китайцы и японцы пьют зелёный чай, англичане – чёрный, цейлонский и индийский чаи с молоком или сливками,
Ребята, а какая посуда необходима для чаепития?
(слайд 5)

Для  каких  целей  могла  использоваться  посуда, представленная в  презентации ?

2. Расширение знаний об истории  посуды  на  Кубани

Цель – сообщить учащимся знания об истории посуды  на Кубани.

А вы знаете, что на территории нашего  края  жили  в разные времена  разные  народы ,которые  повлияли  на культуру  народов  Кубани

(слайд 6)

Греческая  посуда
А вот посуда,  которой  пользуются адаги.
(слайд 7)
Большое  влияние  на  быт  и  культуру  Кубани  оказали  казаки.

История создания посуды  интересна. Благодаря  археологам   нам  стало  известно  об многих особенностях её  создания(слайд 8-9)
В наше время посуду изготавливают разной формы и из различных материалов
.

Знакомство с  посудой, которой  пользовались  казаки  (слайд 9-16)

А знаете ли вы, что означают слова «промысел» и «ремесло»?

Где вы

Где вы слышали или вам встречались эти слова?

                          Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова

«Промысел – мелкое ремесленное производство, подсобное занятие при основном сельскохозяйственном».

«Ремесло – профессиональное занятие – изготовление изделий ручным, кустарным способом».

Какое из этих понятий более широкое, промысел или ремесло?

Перед вами ремесленники. Давайте назовем каждого из них.Каким ремеслом занимаются эти люди?

1) Кузнец                2) Гончар                3) Корзинщик                4) Бондарь

Соотнесите изделия труда с ремесленниками.

Корзинка , бочка, бадья, чашка, макитра,  глечик.

(Слайды 19-24)

III. Физминутка.

        Казаки умели не только хорошо работать, но умели и отдыхать. Сейчас мы с вами отдохнем, послушаем кубанскую народную песню «Гай зелененький»

 Для  каких  целей  могла  использоваться  посуда, представленная в  презентации ?

III этап. Выполнение изделия 

1. Сообщение плана работы

Цель – формировать у учеников умение работать с пластилином.

Вспомните, какое изделие мы выполнили на прошлом уроке? Сегодня мы сделаем для домика глэчик,самовар, макитру  из пластилина.
Прежде чем выполнить изделие, проговорим план нашей работы
.
(слайд 25) 

  1. Рассмотрим предметы
  2. Распределим, какой предмет будет лепить каждый
  3. Ответим на вопросы юного технолога
  4. Выполним изделие, с опорой на технологическую карту.
  5. Соберём композицию.
  6. Представим композицию классу
  7. Оценим результаты.

Дети  предлагают   варианты  выполнения  работы.

Учитель наглядно демонстрирует этапы выполнения работы. (слайд26)
Сейчас на экране вы увидите последовательность выполнения работы. Будьте внимательны. Постарайтесь заполнить порядок выполнения действий.
Распределите предметы посуды, для каждого участника группы. Обсудите поэтапное выполнение работы.
Проговаривание этапов работы с опорой на технологическую карту.

Назовите порядок выполнения работы.

Какими приёмами лепки вы будете пользоваться?

Какие инструменты вам понадобятся для изготовления изделия?

2. Изготовление посуды из пластилина.

Цель – научить школьников выполнять изделие из пластилина.

Выполнение изделия.
Учащиеся работают в малых группах. Работу возглавляет ответственный за группу. Учитель осуществляет контроль.

 

IV этап. Оценка результатов деятельности .Рефлексия.

Цель – формировать у школьников самооценку.

Ребята, давайте посмотрим, какая  посуда у вас получилась. Дайте оценку своим работам.
Каждая группа демонстрирует свои изделия.
Подведение итогов.

С каким материалом мы работали на уроке?

Результатом работы являются работы в малых группах детей






Предварительный просмотр:

Урок кубановедения в 1-м классе на тему «Школьная дружба»

Цели:

– воспитывать нравственные качества, такие как любовь к родному краю через любовь к ближнему, умение общаться и понимать друга, взаимопомощь, доброта, отзывчивость;

– формировать представление о том, что положение личности в коллективе во многом зависит от ее поведения, от готовности сотрудничать со сверстниками, стремиться к общению, а не противостоять им;

– развивать коммуникативные способности, речь, логическое мышление, чувство слова и рифмы.

Задачи:

– научить совместной работе в парах;

– закрепить навыки чтения, письма, счета;

– учить понимать устное народное творчество.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация к уроку; диск с мультфильмом «Пластилиновый ежик»; конверты с материалами для составления пословиц о дружбе, кукла ёжик.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  1. Работа над новым материалом.

  1. Просмотр мультфильма «Пластилиновый ежик».

– Сегодня мы начнем урок с просмотра мультфильма. (На экране идет демонстрация мультфильма “Пластилиновый ежик” 3 минуты)

  1. Обсуждение мультфильма.

– Как поступил Витя? Кто оказался настоящим другом?  Почему мальчик покраснел? За что ему стало стыдно?  Как должны поступать друзья?  Какой должен быть настоящий друг?

На руке учителя появляется кукла – ежик:

– Жалко Ванечку, грустит,

Горло у него болит.

Одолел его недуг,

Кто поможет Ване? (Дети хором: “Друг”)

– Тема нашего урока «Школьная дружба» (Слайд 1).

  1. Беседа о дружбе.

– А что такое дружба? (Ответы детей).

Учитель читает стихотворение «Что такое дружба?»(Слайд 2).

– Что такое дружба? –

Спросила я у птицы.

Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

– Что такое дружба?

Это, когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

Дружба – что такое?

Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют,

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

– Дружить человек начинает с самого раннего детства. Посмотрите на фотографию, кого вы узнали? (Слайд 3.Фотография детей из ДОУ).

 - Вы пришли в школу из разных детских садиков. Попали в разные первые классы. За время учебы в первом классе у вас появились новые знакомые и друзья. Прочтите имена – это все ваши одноклассники.  (Слайды 4-5)

  1. Написание имён друзей.

- Напишите имена друзей – одноклассников. Чтобы выполнить это задание мы должны вспомнить правило написания имен. (Имена пишутся с большой буквы).

Дети работают на листочках. Проверка выполнения задания:

– Прочитайте имена, которые вы написали, и расскажите об одном из них. (Чтение детьми имен и высказывания о своих друзьях).

– Сколько у вас друзей? (Дети называют количество имен, записанных на листочках.) На Кубани говорят “У кого много друзей, тот широк как степь”. (Слайд 6). Посмотрите на фотографию степи: как дружно стоят колоски в поле. Они растут и поддерживают друг друга, помогают выстоять и в дождь, и в жару. А теперь давайте прочтем и запомнить эту пословицу, она дана и в нашей тетради.

  1. Физминутка. (Слайд 7).

Дети исполняют песню “Вместе весело шагать” и танцевальные движения под музыку.

  1. Составление предложений о друзьях  по картинкам.

– А что делают дети, когда они дружат?(Слайды 8-11).

  1. Практическая работа.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы,

И в жизни верные друзья. (Слайд 13).

– Пословицы содержат народную мудрость. Я предлагаю вам взять конверты и собрать пословицы, которые рассыпались.

– Прочтите, пожалуйста, что у вас получилось. Вы работали вместе, помогали друг другу, и работа шла слаженно, дружно. (Слайд 14).

  1. Составление правил дружбы.

 (Слайд 15).

- Благодаря прочитанным пословицам, мы можем с вами составить правила дружбы. Я буду читать их, а вы мне помогать. Игра “Доскажи словечко».

(Слайд 16)

С другом разделю все вместе,

С другом буду всегда честен.

Если в чем-то я не прав,

Друг поможет – он не враг.

В обиду друга я не дам,

Не променяю, не предам.

От того беги скорей,

Кто чернит своих друзей.

Обижаться не спешу,

Школьной дружбой дорожу.

  1. Советы от Ежика: (Слайд 17)

Не дразнись, не зазнавайся,

В школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей

И найдешь себе друзей.

  1. Итог урока. Рефлексия.


- Какие правила дружбы запомнились?

- Покажите карточками (красной, жёлтой, зелёной): какую оценку вы себе поставили.



Предварительный просмотр:

Урок кубановедения в 1-м классе на тему «Ты и твоё имя»

Цели и задачи:

  • дать краткую энциклопедическую справку имён учащихся и родных;
  • формировать начальные навыки исследовательской работы у младших школьников;
  • развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, семейным традициям;
  • воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям, гордость и любовь к родному краю.

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.

1.Познавательные:

 формировать умение выделять и формулировать цель занятия; формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

2. Коммуникативные:

 развивать умение с точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими нормами русского языка; формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в паре;

3. Регулятивные:

 развивать умение контролировать свое поведение, действуя по правилам в ходе игровой ситуации;

4. Личностные:

 формирование чувства гордости за свою Малую Родину; развитие познавательных интересов, желания расширять знания об истории и культуре родного края.

Оборудование: компьютерное обеспечение, проектор, проекты учащихся.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  1. Работа над новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

Слайд 1

– У нас сегодня с вами, ребята необычный урок – урок-исследование. Исследование, которое провёл каждый из вас по-отдельности по изучении имён и группа ребят старшеклассников по изучению имён ребят нашей школы.

– Как вы думаете, может ли человек жить без имени? Этот вопрос вызовет у вас только улыбку! А как же тогда различать людей? Как к ним обращаться? У многих народов, в том числе у русских, данное в детстве имя сохраняется за человеком всю жизнь. У каждого имени есть своя история происхождения.

Слайд 2

Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значения?
Конечно, нет. И в именах есть тайны,
И таинство есть имянареченье.
И вот мы сами, силами своими
Осознаем в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.

– Славянские имена самые старые из тех, что дошли до нас. И сейчас в ходу имена Святослав, Ярослав, Владимир, Людмила. Что они означают? На этот вопрос мы найдем ответ, вслушиваясь в звучание слова: Святослав – святая слава, Владимир – владеющий миром, Людмила – людям милая.

Во времена Древней и Московской Руси многие имена были прозвищами. Родился мальчик с черными волосами – назвали его Чернышем. Белокурую девочку – Беляной. Часто имя было связано с ростом и внешностью человека, его характером. (Мал, Глазко, Крик, Бессон, Молчан).

Иногда давали имена по названиям животных, растений: Волк, Заяц, Медведь, Трава, Ветка. Ученые предполагают, что они связаны с древними верованиями наших предков, которые обожествляли природу.

После принятия христианства на Руси стали давать имена из перечня святых, помещенных в церковном календаре.

II. Толкование имен.

Слайд 3

– А знаете ли вы, почему ваши родители дали вам такое имя? Знаете ли его толкование?

Слайды 4-28

  • Высказывания детей о том, почему их так назвали родители и повлияли ли знания значения имени на выбор имени?
  • Выступление группы детей собиравших информацию о значении мужских и женских имен.

III. Пословицы.

Народная мудрость, пословицы и поговорки, не обошли стороной эту тему, не остались «безымянными».

– Какие пословицы и поговорки с именами знаете? (дети вспоминают пословицы и поговорки)

  • Каждая Аленка хвалит свою буренку.
  • Наш Андрей никому не злодей.
  • На всякого Егорку есть поговорка.
  • Проснулась Ульяна не поздно, не рано - все с работы идут, а она тут как тут.

IV. Стихи.

– Многие поэты посвящали стихи своим детям, в своих стихотворениях для детей рифмовали имена.

Слово представляется группе учащихся, которые сделали подборку стихотворений.(по ходу стихов идёт слайд)

АНАСТАСИЯ – воскресшая, возрожденная к жизни - древнегреческое; женская форма мужского имени Анастас.

Настенька, голубушка!
Выгляни в окно.
Там на небе солнышко
Вышло уж давно.
Там на небе пташечки
Малые поют.
Там на небе облачки
Синие плывут.
Там на небе радуга
Выгнулась дугой.
Настенька, голубушка!
Ты окно открой.

СЕРГЕЙ – родовое римское имя.

Быстры-быстры ноженьки
У нашего Сереженьки.
Бежит он по дорожке,
Уже устал немножко,
А все ж бежит, старается,
И, в общем, получается!
Наш мальчик замечательный,
Очень примечательный –
Здоровый он и сильный,
И очень он спортивный!

V. Исследование.

Слайд 29

– Инициативная группа ребят нашего класса провела исследование. Вот его результаты(выступают дети):

- В нашей школе всего 1008 детей, имен женских – 58, мужских 64.

Слайд 30

Самые редкие, т.е. с такими именами учатся по одному ребенку в школе:

Женские имена:

Алия

Милана

Серамида

Изабелла

Росина

Ниневея

Гаяне

Лайли

Иулиания

Элла

Дайана

Розанна

Розалина

Айшат

Снежана

 

Слайд 31

Мужские имена:

Аслан

Эрвин

Эдгар

Анастас

Ашшур

Дамир

Наиль

Али-Осман

Георгис

Ильяс

Марк

Слайд 32

Самые популярные имена:

Женские

Мужские

Имя

Количество детей

Имя

Количество детей

Александра

10

Денис

10

Ирина

12

Максим

11

Мария

12

Алексей

12

Екатерина

15

Иван

14

Юлия

16

Дмитрий

15

Елена

17

Сергей

18

Дарья

18

Александр

18

VI. Знаете ли вы, что…

Слайд 33

Слово учителя

- На Руси всех детей до крещения называли Богданами.

Полное имя Пабло Пикассо звучит так: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомукено Криспин Криспиано ла Сантисима Тринидат Руис Пикассо.

Кристины дочери Артура Пеппера, владельца одной из ливерпульских прачечных, продолжались ровно полдня, т.к. только инициалы девочки составили почти весь латинский алфавит. Ее назвали: Анна Берта Цицилия Диана Эмилия Фанни Гертруда Ипатия Инесса Жанна Катерина Луиза Мод Нора Офелия Пруденс Ребекка Сара Тереза Уиллис Венера Уинфрид Зена Пеппер. Для краткости девочку обычно зовут алфавит Пеппер.

В одной из школ Гонолулу училась дочь владельца местного ресторана, имя которой не помещалось в классном журнале. Оно состояло из 102 букв и звучало по- гавайски примерно так: Напуамахалаонаонаанекавехивехионакуахивеаненававакехоонка к ехаалекесаонанайнананиакекеоао гавайиикаванао, что значит: Многочисленные прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину и в ширину своим благоуханием.

Слайд 34

В некоторых районах Индии существует обычай особый, разрешения спора между родителями об имени новорождённого. Если отец предлагает одно имя, а мать- другое, то они зажигают две лампы. Чья лампа будет гореть дольше, тот и даст ребёнку имя.

У Вольтера было около 200 литературных псевдонимов и среди них псевдорусские имена Иван Альтов и Жан Плаков.

Двух одинаковых имён в племени Качанов (Северная Бирма) не бывает. Но когда рождаются близнецы, возникают трудности, так как по качинским поверьям близнецы – это один человек в двух лицах. Тогда в силу вступает специальный обряд: по достижении 9 лет близнецам предлагают три раза по очереди засунуть руку в кувшин с рисом. Одна из рисунок окрашена в красный цвет. Тот, кто достанет её, и будет носить имя. Другой же отныне будут звать просто «Второй».

VII. Итог работы. Рефлексия.

Слайд 35


- Какие имена запомнились?

- Покажите карточками (красной, жёлтой, зелёной): какую оценку вы себе поставили за работу на уроке.

Использованная литература:

  • Кубановедение: Учебник для 3-4 классов/МирукМ.В., Ерёменко Е.Н. и др. – Краснодар, 2008.
  • Кубановедение: Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям.3 класс – Краснодар, 2006.
  • Сайт Интернета: Тайна имени – значение имени человека. names.neolove.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное  учреждение

Средняя общеобразовательная школа 13

г. Темрюка Краснодарского края

Учитель  начальных классов

                                             Автор: Бондаренко Любовь Анатоьевна

КУБАНОВЕДЕНИЕ.

  1. класс.

  Тема:  «Казачья  хата».

Цели:

  • Закрепить понятия: саманный,  турлучный.
  • Дать представление о внутреннем  устройстве, убранстве  казачьей  хаты.
  • Развивать речь  и  мышление  учащихся.
  • Развивать  творческие способности  детей.
  • Продолжать обучать детей  работать  в  группах.
  • Воспитывать  интерес к  прошлому кубанского казачества.

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.

1.Познавательные:

 формировать умение выделять и формулировать цель занятия; формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

2. Коммуникативные:

 развивать умение с точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими нормами русского языка; формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в паре;

3. Регулятивные:

 развивать умение контролировать свое поведение, действуя по правилам в ходе игровой ситуации;

4.. Личностные:

 формирование чувства гордости за свою Малую Родину; развитие познавательных интересов, желания расширять знания об истории и культуре родного края.

Оборудование:

  • Раздаточный  материал: кроссворд, карточки-иллюстрации «Саманная хата» и «Турлучная хата», карточки с заданиями.
  • Материал  для  проектной  деятельности: силуэт  коврика, силуэт  глэчика, силуэт  рамки  для  фотографии, силуэт  рушник, клей, детали для узора.
  • Демонстрационный материал: предметы быта.

Ход   урока.

  1. Организационный   момент.  Дети сидят группами по 5 человек. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.
  2. Закрепление изученного  материала на  предыдущем  уроке.

 1. Учитель:  Чем  дальше  в  будущее  входим,

                       Тем  больше прошлым  дорожим.

                       И  в  старом  красоту  находим,

                      Хоть  новому  принадлежим

  Сегодня  на  уроке мы побываем на казачьем  хуторе.

- Скажите, как называется  жильё  казаков? (Хата) Сегодня мы «побываем» внутри хаты и узнаем как она устроена.

- Хотели  бы вы поучаствовать в строительстве  хаты?  

-Строительство  будет необычным: вы должны выполнить задания, используя знания, полученные на прошлом  уроке. Работать вы будете в группе, поэтому  должны помнить, что каждый имеет право на своё мнение, говорите спокойно, тихо, не мешая детям из других  групп, руководитель группы  следит, чтобы все дети в группе принимали участие в работе.

Задания по  группам:

1 группа.

В каждой  строчке  найдите  лишнее  слово, объясните  почему.

Изба,  квартира, дом,  хата.

Саманный,  деревянный,  турлучный.

Глина,  солома, известняк, вода.

Печка,  костёр, груба,  кабыця.

  1. группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство  турлучного  дома)

Определите  последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто  расскажет как  строился дом.

  1.  группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство  саманного дома)

   Определите  последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто  расскажет  как  строился дом.

  1. группа.  Разгадайте  кроссворд.

По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.

По вертикали: 1.Этот плетень использовали для строительства  стен дома. 2. Кирпич из глины с примесью соломы.

КРОССВОРД

т

г

р

у

б

а

р

л

с

у

а

к

а

м

ы

ш

х

а

т

а

н

         

  1. Ответы  учащихся.  Оценивание  ответов.

  1. Новый  материал.  Устройство  и  убранство хаты.

Учитель: Хата построена, можно  заглянуть и во внутрь. Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница».  «Божница»  состояла  из  одной  или  нескольких  икон, украшенных  цветами, вышитыми  рушниками. Под «божницей» стоял  длинный  стол с лавками, за которым  собиралась вся семья казака. Вспомните, какая посуда ставилась на стол?

-Царицей в доме считалась печь(груба). Как вы думаете почему?

- Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.

-В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни(сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели  шкафы «горки»( «угольники»). -Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах- самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.

Я приготовила  для  ва  сюрприз. Сюрприз – отгадки на мои загадки:

Говорит дорожка:

Два вышитых конца:

«Вытираю я, стараюсь,

Всё намокло, всё измялось-

Нет сухого уголка.»   (рушник)

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается. (утюг)

(Учитель показывает детям рушник, утюги)

  1. Итог  урока.  Проектная  деятельность.

Учитель: Дети, вы  хотели  бы  принять  участие  в  убранстве казачьей  хаты? Каждая группа  украсит аппликацией свой предмет, используя готовые детали узора. Детали  разного цвета. Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

Дети по группам выполняют задания:

1 группа.

Украсьте коврик полосочками. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

2 группа.

Украсьте глэчик  узором. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

3 группа.

Украсьте рамочку для фотографии. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

4 группа.

Украсьте рушник узором. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

Выставляются  работы  детей.

  1. Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.

         

1 группа.

В каждой  строчке  найдите  лишнее  слово, объясните  почему.

Изба,  квартира, дом,  хата.

Саманный,  деревянный,  турлучный.

Глина,  солома, известняк, вода.

Печка,  костёр, груба,  кабыця.

2группа.

Определите  последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто  расскажет как  строился дом.

3 группа.

   Определите  последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто  расскажет  как  строился дом.



Предварительный просмотр:

Тема. Устная история родного края.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с пословицами, созданными на Кубани;
  • воспитывать чувство любви к родному краю;
  • развивать эстетические представления учащихся;
  • получение знаний о жизни нашего народа при помощи изучения кубанских пословиц;
  • расширение кругозора детей путем составления «Толкового словаря кубанских пословиц».

УУД:

Познавательные. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая текстами, наблюдениями, исследованиями.

Регулятивные. Планировать и реализовать проект «Книга для гостей нашего края».

Коммуникативные. Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края».

Личностные. Высказывать своё мнение и аргументировать.

Межпредметные  связи: литература

Основные термины  и  понятия: пословицы, поговорки

Оборудование : мультимедийная установка, проектор, презентация фонограммы музыкальных произведений.

Оборудование:

  • карта Краснодарского края;
  • книги: П.Ткаченко «Кубанские пословицы. С.Д.Мастепанов о пословицах и поговорках народов Северного Кавказа», П.Ткаченко «Кубанский говор»;
  • иллюстрации к рассказу, слайды.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

      Рассказать о традициях и праздниках народов, живущих на Кубани.

 III. Работа над изучением нового материала.

В пословице нет того, чего нет в народном опыте, она играет роль неписанного закона человеческого бытия. Пословица дает характеристику народа, её сотворившего.

Попробуйте объяснить следующие пословицы:

А) Казаку в пути и голка важка. (Казаку в походе и иголка тяжела).
Б)
Пока поспеют кныши, у деда не будет души. (Пока спекутся пироги, душа изведется)
В)
Много языком робыть – без гроша в кармане быть. (Много болтать – без денег быть).

2. Подбери к кубанской пословице русскую.

А) Где-то лес рубят, а к нам щепуи летят. (Лес рубят – щепки летят.)
Б)
Богато будешь знать, рано состаришься. (Много будешь знать, скоро состаришься.)
В)
Яка мамка, така и лялька. (Яблоко от яблони не далеко падает.)

Какие трудности у вас возникли при объяснении пословиц? (Непонятны некоторые слова). Как можно решить эту проблему? (воспользоваться словарем кубанских диалектов).

IV. Рассказ учителя

Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого. Казаки – известные острословы, и именно слово – тот «груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», так говорит казачье присловье.

У кубанских пословиц и поговорок есть свои особенности, потому что в них отразилась поэтическая история народа. Селились на Кубани и казаки – запорожцы, и казаки – линейцы, и крестьяне – переселенцы из центральных губерний России. Поэтому у нас бытует фольклор великорусский, пришедший с Украины и созданный уже непосредственно здесь.

Раньше казаки владели огромным количеством крестьянских профессий, но кроме этого в память о тех временах, когда предки казачества были жителями городков, каждая станица была ещё и местожительством мастеров. Отсюда и пошли следующие пословицы, связанные с ремеслом и мастерством:

  • Мастера хвалит работа. 
  • Не святые горшки делают, а пашковцы. (Станица Пашковская долго славилась своим горшечным делом). 
  • Дело мастера боится. 

Величайшим событием в истории человечества было возникновение христианства. По мнению казака, главная ценность, которую он получает от Бога вместе с жизнью – воля. Но воля понималась не как свобода от законов, а как свобода выбора. Добровольно избрав свой путь, да ещё присягнув, казак никогда с этого пути не сворачивал и не изменял ему. Самой страшной изменой считалась измена вере. И, разумеется, оно не могло не найти отражения в пословицах и поговорках:

  • Биз Бога ни до порога. (без благословения не делается ничего). 
  • На людску глупость есть Божье мудрость. 
  • Бог не без милости, казак не без счастья. 
  • Нэ кинь вэзэ, а Бог нэсэ. 

«Мой дом – моя крепость» - казаки с полным основанием могли подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Вот какие пословицы относятся к этой теме:

  • Каждый казак государь в своем дворе. 
  • Без хозяина двор плачет, а без хозяйки дом – сирота. 
  • Дома и солома едома. 

Главные хлеборобы нынешней России – казаки – стали пахать землю сравнительно поздно. Ещё в 18 веке казаки сами не занимались земледелием, так как существовало правило: «Кто из казаков станет землю пахать и хлеб сеять, того казака бить и грабить». Их землю в аренду брали иногородние, или на них работали крепостные. Лишь в конце 19 века у казаков земледелие стало ведущей отраслью, и хлеб являлся основой питания. Вот какие пословицы отражают жизнь казаков:

  • Кто казачит, а кто и батрачит. 
  • Труд казака кормит, а лень портит. 
  • Будет хлеб – будет пища. 
  • Будешь пахать, будешь богат. 

Формально все казаки считались военнообязанными и подлежали призыву на службу. Прикрывая границы на юге России, казаки и у себя дома были в постоянной боевой готовности. У казаков были очень малые потери в боях, поскольку воевали они рядом со своими станичниками: зачастую дед, отец и внуки в одном строю. Они оберегали друг друга и скорее позволяли убить или ранить себя самого, чем своего товарища. У казаков была исключительная дисциплина. А смелость и отвага просто поражала: на призыв – пойти добровольцами на смертельно опасное дело в период войны, отзывались почти все казаки, поэтому для определения добровольцев чаще всего прибегали к жребию. Отсюда следующие пословицы:

  • Смерть за други своя. 
  • Казаки живыми не сдаются. 
  • Мужик врага ждёт, казак врага ищет. 

Физкультминутка.

Традиционными на Кубани являлись кулачные бои. У бойца высоко ценились силовые способности(«Богатырская рука однажды бьёт»). В соревнованиях большое значение придавалось проявлению быстроты и ловкости («То нэ казак, шо поборов, а той шо вывырнувся»). Определяющая роль отводилась отваге и мужеству («Назад тике раки лазять»). Особое внимание уделялось соблюдению правил боя («Нэ той правэй, хто сыльнэй, а той, хто честней»).

На Кубани детей с раннего детства приучали к ремёслам. Наши предки считали, если не приучишь ребёнка к труду, то из него воспитаешь вора. Детство у будущих казаков и казачек заканчивалось к семи годам. И каждый ребёнок независимо от пола, к десяти годам должен был уметь делать по дому не менее восьмидесяти видов труда. Так родились пословицы:

  • «Сыну десять лет – отцу дела нет».
  • «Дочке десять лет – матери дела нет».

О человеческих пороках говорят следующие пословицы:

  • Тры бабы – базарь, а сим – ярмарка. (О болтливости). 
  • Пысав пысака – нэ розбэрэ и собака. (О небрежности). 

На кубанские пословицы и поговорки оказали влияние русские пословицы и поговорки. Вот и случаются на Кубани пословицы и поговорки, одинаковые по смыслу, но разные по звучанию.

Проведем сравнительный анализ этих пословиц и поговорок.

Кубанские пословицы и поговорки

Русские пословицы и поговорки

1. Богато будешь знать, рано состаришься.

Много будешь знать, скоро состаришься.

2. Ни Богу свичка, ни чорту кочерга. Ни посла ни осла.

Ни то ни сё. Ни рыба ни мясо.

3. Обое рябое.

Два сапога пара.

4. Хоть на камыши, зато от души.

С милым рай и в шалаше.

5. У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.

У страха глаза велики.

6. И нашим и вашим за рупь спляшем.

И нашим и вашим.

7. Вик жыви- вик учись, а дураком умрешь.

Век живи – век учись.

8. Где-то лес рубят, а к нам щепуи летят.

Лес рубят – щепки летят.

V. Практическая часть.

Вам розданы кубанские пословицы и поговорки. Давайте попробуем объяснить их смысл, а потом каждый из вас попробует нарисовать рисунок к пословице.

VI. Итог урока. Рефлексия

Изучая пословицы, узнали ли вы что-нибудь новое о казаках, их жизни?

Изучая кубанские пословицы, мы увидели в них отражение истории Кубани, культуры, быта казаков, традиций и обычаев. Казаки – свободолюбивый народ, духовный, талантливый, яркий, независимый. При изучении пословиц попадались смешные пословицы (например, «Дарам и чирий не вскочить» или «Допался, как Мартын да мыла»), что говорит о том, что народ был весёлый, с искромётным юмором.

Казаки – известные балагуры и шутники- никогда не сквернословили. Считалось, что ругаться скверными словами, можно только в сторону врага, и то, если рядом нет женщин и детей.

В кубанских пословицах и поговорках мы увидели отражение представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к Родине. В них отразились и национальные черты. Казаки были чуткими людьми, уважающими чужое горе: они никогда не брали на людях под руку жену, а на руки детей, чтобы не обидеть вдову, которую уже никто не мог взять под руку. («Чёрствым бывает хлеб, но не душа казака»).

Наш край богат своей культурой и традициями, которые необходимо изучать.

А «Толковый словарь кубанских пословиц и поговорок», который на протяжении нескольких уроков мы вместе с вами составим, будет таким помощником на уроках и в жизни, поможет повысить интерес к культуре казаков, познать историю Кубани и тем самым не прервать связь времён.

VII. Домашнее задание.

Найти и объяснить 10 кубанских пословиц по разным темам.



Предварительный просмотр:

 Конспект  урока  кубановедения  в первом  классе.

Я  и  мои  родные  места. Родной поселок.

                                                 Учитель начальных  классов: Гречишкина Т. В.

Тема: Населенный пункт, в котором живем, его название, история.

Цели урока: познакомить с историей возникновения поселка; воспитывать чувство любви и уважения к родным местам, поселку; воспитывать чувство бережного отношения к малой Родине; развивать интерес к истории Кубани, страны; развивать речь учащихся.

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.

  Предметные:

  • Знать историческое название своего поселка.
  • Знать основные учреждения культуры, быта, образования своего поселка.

Познавательные

 · формировать умение перерабатывать и обобщать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы в группе;

· формировать умение адекватно, осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

 Коммуникативные:

формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в группе;

умение слушать и слышать учителя и одноклассников;

Регулятивные:

формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

развивать умение контролировать свое поведение в группе;

Личностные:                                                                                                                                                                                                                                            

формировать чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину, историю своей страны и края.

Оборудование урока:

  1. Презентация «Наш поселок»
  2. Выставка детских рисунков «Мой поселок»
  3. Герб, флаг Афипского

Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Основная часть урока

Станица Афипская! Ты душой нас согрела,

Материнской заботой и любовью большой

Живут здесь потомки! Живет наше дело!

Цветущий наш край казаков!

Ребята, как вы думаете, почему я сегодняшний урок начала со стихотворения?

(ответы детей)

Вы совершенно правы. Сегодня мы с вами будем говорить о нашем родном поселке.

СЛАЙД 2

  1. Работа над картой поселка.

Как вы думаете, можем ли мы увидеть весь поселок сразу?

(ответы детей)

А еще наш поселок можно увидеть, посмотрев на карту поселка.

(открывается карта поселка)

Что мы можем увидеть на этой карте?

(ответы детей)

Молодцы!

А сейчас давайте узнаем немного об истории нашего поселка.

СЛАЙД 3

  • Поселок Афипский – это бывшая станица Георгие – Афипская. Получила свое название от укрепления Георгие – Афипского.
  • В 1865 году редут был утвержден станицей Георгие - Афипской, которая начала заселяться казаками

      с 1 мая 1865 года.

  • К концу 1865 года в станице было 158 дворов, 1001 житель.
  • 15 апреля  1958 года станице было присвоено наименование «рабочий поселок Афипский».
  • В состав Афипского поселкового Совета вошло

     6 хуторов: Коваленко, Восточный, Кошарский, Рашпиль, Нефтекачка, Водокачка.

  • В настоящее время на территории поселения насчитывается более 100 предприятий и организаций.
  • В поселке Афипском– 19 520 жителей, из них, более 5 тысяч детей и молодежи до 30 лет. Многие годы в мире и дружбе живут представители 47 национальностей.

У нашего поселка есть свой герб и флаг.

СЛАЙД 4

А теперь давайте немного попутешествуем по нашему замечательному поселку.

Давайте вместе найдем, где находится наш лицей на карте поселка.

СЛАЙД 5

Ребята, а для чего нужен лицей?

(ответы детей)

Совершенно верно. Молодцы!

Ребята, а где у нас лечат людей?

(ответы детей)

Давайте найдем на карте, где находится наша больница.

Хорошо.

СЛАЙД 6

Ребята, что необходимо делать, чтобы не болеть?

(ответы детей)

А где у нас в поселке можно заниматься спортом?

(ответы детей)

В спорткомплексе.

СЛАЙД 7

Давайте и мы немножко позанимаемся спортом.

  1. Физминутка.

Ребята, мы с вами уже узнали, где можно позаниматься спортом, поправить свое здоровье, получить знания, а где же в нашем поселке можно посмотреть концерт или сказку?

(ответы детей)

Дом культуры.

Найдем его на нашей карте.

Молодцы.

СЛАЙД 8

Отправимся немного дальше к  центру нашего поселка. И пойдем прямо по улице Пушкина, к парку. Что находится у нас возле парка?

(ответы детей)

Церковь.

СЛАЙД 9

Вечный огонь.

СЛАЙД 10

 Что символизирует вечный огонь?

(ответы детей)

СЛАЙД 11

Памятник погибшим Афипчанам.

Мы с вами обязательно сходим к памятникам воинам погибших в годы войны. Это мероприятие у нас будет проходить в рамках месячника военно-патриотического воспитания.

Как он называется?

(ответы детей)

 «Кубань – край ратной и воинской славы»

А сейчас немного поработаем по группам.  

Задание:

Сложите из пазлов здания, которые находятся на территории нашего поселка и с которыми мы познакомились.   Чья группа сложит первой пазлы и наклеит их правильно на лист – берутся за руки и поднимают их вверх.

  1. Рефлексия.

Ребята, а сейчас я хотела бы, чтобы вы нарисовали смайлик.

Если урок вам понравился, то нарисуйте смайлик  «улыбка».

Если что-то вам не понравилось, то нарисуйте смайлик «думаю».

А если вам было совсем не интересно – то тогда нарисуйте смайлик «огорчен».

  1. Итог урока.

Что узнали нового для  себя?

Что вам запомнилось больше всего?

Почему важно знать историю поселка?



Предварительный просмотр:

Предмет:  кубановедение.

Класс:  3а

Учитель: Орехова С.Ю.

Тема: «Знаменитые люди Кубани».

Тип урока: урок проект (урок творчества)

Цели  и задачи урока:

Обучающие: познакомить учащихся  с известными людьми Кубани, с  жизнью и творчеством этих людей.

Развивающие: развитие интереса и уважения к жизни замечательных людей Кубани,  развитие познавательной активности детей, навыков рассуждения и выражения своих мыслей, развивать душевные качества (доброту, взаимовыручку)

Воспитывающие: формирование патриотизма, чувства гордости за великих кубанских сортсменов,композиторов , поэтов.

 Планируемые результаты.

Метапредметные.

1. Самостоятельно ставить новые познавательные цели и задачи.

 2. Планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач.

 3. Использовать информационно-коммуникационных технологий как основы развития коммуникативных и познавательных учебных действий, включая совершенствование навыков решения значимых проблем, способности к сотрудничеству в группе.

 Личностные.

 1.Способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества сотворчества со сверстниками и учителем, самостоятельности, самоопределения;

 2.Развивать умение правильно анализировать и четко формулировать основные мысли; творчески подходить к работе.

 Предметные.

Знать   известных людей  Кубани,  их  заслуги  в страницах   истории России и Кубани, преемственности поколений.

              Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; определять свои обязанности (свой вклад в общую работу), оценивать результаты работы в группе.

              Познавательные УУД: сравнивать , понять суть проблемы; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий  на основе сделанных выводов.

             Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать,  при необходимости делегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.

Методы: метод проекта,  исследовательский,  проблемно –поисковый.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Образовательные интернет-ресурсы: http://ict.edu.ru/lib/school-catalog «Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для начального  общего образования".

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

(1 минута)

  Прозвенел уже звонок

    Начинается урок,
  Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы край родной свой знать.

-посмотрели друг на друга,

-улыбнулись,

-пожелали хорошей работы.

Настроиться на работу.

Познавательные УУД Коммуникативные УУД

2.Актуализация знаний.

(6 минут)

Проверка домашнего задания.

1.Открыли рабочие тетради

(проверили ,оценили )

Давайте вспомним тему прошлого урока.

1.Фронтальный опрос.

- Где вы  брали  информацию для выполнения этого задания?

- Когда в нашем городе был построен первый храм?

  -  Сохранился ли он до наших дней?

   - Во имя какого святого был назван?

2.Взаимопроверка.

Ребята, оцените работу соседа. Поставьте смайлики на полях.

3.Оценивание.

И покажите, что ваша пара готова.

Ответы учащихся на заданные вопросы.

Защита мини-проекта.

Работа в парах (взаимопроверка заданий в рабочих тетрадях).

Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока; оценивать результаты работы в группе,в паре.

3. Операционно-исполнительский этап. - Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования;

- Определите темы исследования.

- Формулирование цели исследования.

Выдвижение гипотезы.

- Выбор метода решения проблемной  ситуации.

Составление плана исследования.

5-7 мин.

Выявление места и причины затруднения.

-  Послушайте легенду.  

Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью.

Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей.  Самое  удивительное, девушка любила украшать землю, где жила. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными массивами.  

Отправилась она по краю , чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с ними. Прошли годы,  не осталось на той земле никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.

Ты был на Кубани?

А ты побывай

Отличные люди,

Прославленный край!

-Как можно назвать людей, стараниями  которых наша Кубань развивается, становится великим, благодатным регионом России?

-Так о ком же мы будем говорить на уроке?

Назовите тему урока

Подберите синоним к слову знаменитый.

- Ребята, я предлагаю вам обратиться к толковому словарю. Дайте мне  определение значения этих слов.

Давайте познакомимся со знаменитыми людьми   Кубани.

Для   этого  мы  разделимся  на  творческие группы.

Каждая группа должна  выбрать руководителя, руководители получают материалы для  работы.

-вскрывайте конверты,

- обратите внимание на материалы, определите тему  работы вашей группы,

-получите план  работы.

Желаю удачной  работы.

Находить выход из проблемной ситуации.

Ответы на вопросы (Знаменитые люди;

О знаменитых людях Кубани.

Известный.

Толковый словарь Ожегова.

Известный

 - общепризнанный
- такой, о деятельности которого все хорошо знают, пользующийся популярностью 
 - такой, о котором знают, имеют сведения 

-такой, которого знают; знакомый всем.

Знаменитый

Толковый словарь Ожегова.

 - пользующийся всеобщей известностью 
-пользующийся широкой известностью; прославленный.    

 Делятся на группы, получают «секретные конверты» с заданиями. Распределяют роли: руководитель, помощники. Руководители получают план работы.

План работы над проектом.

Деятельность.

Заслуги и награды.

Вывод

Моделировать ситуации, иллюстрирующие решение проблемы. Использовать новые термины при объяснении .

Уметь работать с текстом. Уметь работать в паре, комментировать.

Регулятивные УУД 

Познавательные УУД

4.«Открытие»  нового знания.

Физминутка

- Вывод по результатам исследовательской работы.

- Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

1. Группа «Знаменитые спортсмены Кубани».

Приложение №1

(Песня  «Дорога на Сочи»)

2.Группа «Труженики Кубани ».

Приложение №2

3.Группа « Композиторы  Кубани».

Приложение №3

 Защита проектов.

Регулятивные УУД 

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

5.Рефлексия (самооценка).

Итоги урока.

Кубань   край, в котором живут замечательные люди:

-хлеборобы и животноводы,

 -садоводы и виноградари,

-рабочие заводов и фабрик,

-врачи и учителя,

-учёные и спортсмены, художники и поэты…

Все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, краше.

Давайте запомни эти имена.

Приложение №4

Закончи фразу

Я узнал……….

Я запомнил………..

Мне понравилось……….

Разгадывание кроссворда

Познавательные УУД

6. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.

Вы еще  маленькие жители Кубани,  но вы  уже  сейчас можете  внести свою лепту в копилку добрых дел Кубани.  

Я предлагаю  вам  составить  мини  исследование   «Что нужно сделать, чтобы стать знаменитым?».

Коммуникативные УУД



Предварительный просмотр:

Конспект урока  кубановедения      

Тема : « Правила безопасного поведения на улице »

Цели: 

1) расширить и закрепить у ребят знания знаков и  правил дорожного движения;

2) формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам; 

3) воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

 Планируемые результаты:

Предметные: научиться  переходить улицу по правилам дорожного движения; познакомить запрещающими, информационными и предупреждающими  дорожными знаками; формировать навыки выполнения правил поведения учащихся на улице и дороге; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;

Метапредметные: использовать различные способы поиска информации; определять  общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, уважительного отношения к иному мнению, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Межпредметные  связи:  окружающий  мир, литературное  чтение

Основные  термины: Правила безопасного поведения на улице

Оборудование: компьютер, экран, презентация, цветные карандаши у учащихся.

Ход занятия:

 1. Мотивация к учебной деятельности


У. – Дети, вам тепло?

 Д.- Да!

 У. – В классе светло?

 Д. – Да!

У. – Хотите учиться?

 Д. – Да!

 У. – Значит можно всем садиться!

2. Постановка цели занятия:

 (Фрагмент из мультфильма «Ну, погоди!»)

- Что произошло с волком на дороге?

- А почему произошла авария? (Волк не знает ПДД)

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на занятии? (О ПДД)

- А что вы хотите узнать о ПДД? (Как переходить улицу, какие  дорожные знаки бывают, что они обозначают и т.д)

-Ребята, мы живем в селе, машин на дорогах встречаем немного, но иногда мы попадаем в большие города,  где живет очень много людей, а по дорогам  движется много легковых и грузовых автомашин, едут трамваи, автобусы. Но никто никому не мешает.

- Ребята, а почему в городе так происходит?  (Это потому, что существуют четкие и строгие правила для водителей и пешеходов)

На дороге - множество правил, кто где едет,

Куда и как идти. Их придумали, чтобы аварий

Не случилось с тобою на пути.

- Девиз нашего занятия: Пешеход! Будь на улице пример!

Ребята, а кого называют пешеходом? (Человек, который находится на дороге).

  1. Кого называют водителем? (Человек, который управляет транспортом).
  2. Если человек ведёт коляску, кто он - пешеход или водитель? (Пешеход).
  3. А человек, который едет на коне? (Водитель).
  4. Что такое тротуар? (Дорожка для пешехода).
  5. Что такое мостовая? (Дорога для транспорта).
  6. По проезжей части движутся что …? (машины), а по тротуарам ходят кто…? (люди, пешеходы)
  7. Нужны ли  правила движения по тротуару? Какие?  (При движении по тротуару нужно придерживаться правой стороны, чтобы не мешать идущим навстречу пешеходам)

Все будьте правилу верны:

Держитесь правой стороны.

3. Работа в группах

- У пешехода есть  помощники, а какие мы сейчас узнаем. 

Вам необходимо обсудить в группе и  найти нужный знак для пешеходов  по описанию, показать и назвать его. (Педагог читает загадки)

А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чём нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам (
Пешеходная дорожка).

Этот знак желает вам доброго пути –
Значит, через улицу можно перейти (
Пешеходный переход).

Я в кругу с обводом красным,
Это значит – тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движения (
Движение пешеходов запрещено)

4.  А какие еще есть знаки? (знакомство со знаками ) слайд 5-13

Вот эти знаки в красных кругах – запрещающие. Посмотрите «Проезд запрещен; Движение велосипедов запрещено; Поворот запрещен» Это самые строгие знаки.

Знаки в красных треугольниках – предупреждающие. Они предупреждают водителя о какой-то опасности: «Скользкая дорога; Неровная дорога; Опасный поворот».

Знаки на квадратных синих табличках - информационные или указательные: всем нам известные знаки, как «переход; Автобусная остановка; Телефон; Больница; и т.д.»

- У пешехода есть ещё один помощник. Отгадай, какой? слайд 15

Он имеет по три глаза,

 По три с каждой стороны.

 И, хотя, еще ни разу

 Не смотрел он всеми сразу

 Все глаза ему нужны.

 Он висит здесь с давних пор

 И на всех глядит в упор. (Светофор)

- Ребята, перед вами изображения светофора. 

- Посмотрите, чего на этих светофорах  не хватает? (Не хватает цветовых сигналов)

- Какие цветовые сигналы имеет светофор?  (Зелёный, желтый, красный)

- Посмотрите, у вас на столах находятся цветовые сигналы. Давайте, поможем светофору приобрести их.

Обсудите в группе и прикрепите их.  Приступаем к работе.

(Дети выполняют задание)

- А теперь давайте посмотрим, все ли группы правильно распределили цветовые сигналы светофора?

(Проводится анализ выполнения задания, отмечаем неправильно выполненные задания, исправляем ошибки)

- Вспомните, что обозначают сигналы светофора? (Красный цвет – проезда нет, желтый – будь готов к пути, а зеленый цвет – кати)

5. Игра "Да, нет”. слайд 16

Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте "да” или "нет”.

Быстрая в горе езда?- Да.

Правила знаешь движения?- Да.

Вот в светофоре горит красный свет

Можно идти через улицу?- Нет.

Ну, а зелёный горит, вот тогда

Можно идти через улицу?- Да.

Сел в трамвай, но не взял билет.

Так поступать полагается?- Нет.

Старушка, преклонные очень года,

Ты место в трамвае уступишь ей?- Да.

Лентяю ты подсказал ответ,

Что ж, ты помог ему этим?- Нет.

Молодцы, ребята, запомним,

Что "нет”, а что "да”,

И делать, как нужно, старайтесь всегда!

6.. Физминутка  слайд 17

- Предлагаю поиграть в игру «Светофор». Если я покажу красный сигнал,  вы приседаете, если желтый сигнал – хлопаете в ладоши, если зеленый – маршируете.

- У пешехода есть ещё один помощник. Отгадай, какой? слайд 18

           Полосатые лошадки

Поперёк дорог легли-

Все авто остановились

Если здесь проходим мы. (Переход-зебра)

- Эта дорожная разметка – верный помощник пешехода на улице, по ней переходят дорогу пешеходы, там, где очень много машин. 

 -А какие вы еще знаки знаете?

5. А теперь  посмотрите внимательно на картинку и скажите, что дети нарушили? слайд

7. Практическая работа. Игра «Собери знак»

-На столе лежат знаки, разрезанные на несколько частей. Каждой группе  нужно собрать один знак,  раскрасить его и рассказать о его значении. Например: для пешеходов – «Подземный переход», для велосипедистов – «Велосипедная дорожка», для водителей – «Движение запрещено».

8. Игра «Веселые вопросы» (добавьте нужные слова).

Какие автомобили могут проехать на красный свет?

- папина и мамина;

-такси;

-пожарная, скорая, спецмашины;

-гончая.

На какой дороге транспортные средства лучше тормозят?

-на мокрой;

-на обледенелой;

-с ямками;

-на сухой.

С какого возраста можно ехать на велосипеде по проезжей части?

-когда выйдешь на пенсию;

-с самого рождения;

-с 14 лет.

По какой стороне тротуара рекомендуется двигаться пешеходам?

-по любой;

-по правой стороне;

-по левой стороне.

Как правильно и безопасно перейти улицу после выхода из автобуса?

-подождать, когда транспорт отъедет;

-сесть на капот другой машины и попросить, чтобы перевезли;

-перейти по пешеходному переходу.

Дорогу можно переходить только на...

-красный мигающий свет светофора;

-зелёный свет;

-жёлтый свет.

9. Самооценка

- А сейчас оцените себя. Нарисуйте на этой странице кружок:

красного цвета, если вы считаете, что вы все запомнили отлично;

синего цвета, если вы считаете что, запомнили не все;

желтого цвета, если вы допустили ошибки.

- А сейчас покажите, какого цвета кружок вы нарисовали. 

10. Итог занятия

- Какие правила нужно выполнять, чтобы сохранить свое здоровье? (ПДД) 

 Я сейчас проверю, как вы будете соблюдать правила. Игра  «Это я, это я, это все мои друзья!».

Я буду читать предложения, и если вы согласны со мной, то хором отвечаете: “ Это я, это я, это все мои друзья!”, а если не согласны, то молчите.

Кто из вас, когда спешит,

Перед транспортом бежит?.....

Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход? ( это я, это я...)‏

Знает кто, что красный свет-

Это значит- хода нет? ( это я, это я...)‏

Кто летит вперёд так скоро,

Что не видит светофора?.....

Знает кто, что свет зелёный

Это значит - путь открыт? (это я, это я...)‏

Кто, скажите, из трамвая

На дорогу выбегает?.....

Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой? ( это я, это я...)‏

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает взрослым место? ( это я, это я...).