ОРКСЭ

Гречишкина  Татьяна  Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Библия. Евангелие.

Слайд 2

Слышали ли вы раньше слова Библия? Евангелие? Что такое Библия? Что такое Евангелие?

Слайд 3

Загадка Подбери родственные слова слову откровение : откровенный открыть открытка открутить окоротить отрок открытие отречение покров открыться короткий

Слайд 4

Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное находит нас и становится очевидным. Иногда красота природы открывается людям. Иногда люди открываются друг другу. Христиане же говорят об откровении Бога через Библию.

Слайд 5

Христиане – люди, которые верят в Иисуса Христа

Слайд 6

Библия - книга о Христе и его словах. Слово Библия в переводе с греческого означает «книги» (ср. «библиотека»). Это почти сто книг, написанные в течение целой тысячи лет людьми разных поколений.

Слайд 7

Библия Новый Завет Ветхий Завет

Слайд 8

Слово «завет» означает «союз», «договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Этот союз был нужен людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания. Даже если человеку было очень тяжело, он вспоминал о том, что Бог – его «союзник», и не сходил с пути добра.

Слайд 9

Библия Новый Завет Новый Завет заключён через Иисуса Христа. Его жизнь, слова и дела описаны в книгах, называющихся «Евангелие», что в переводе означает - «добрая, благая весть». Ветхий Завет Завет (договор) Бога и пророков называется «ветхим», то есть «древним» или «старым». В нём Господь предостерегал, ограничивал людей: Он говорил, чего они не должны делать.

Слайд 10

Ветхий Завет Как Бог сотворил мир Адам и Ева (их дети: Каин и Авель) Ной и его ковчег, всемирный потоп Вавилонская башня Авраам Исаак Исав и Иаков братья и Иосиф Иосиф в Египте (Жена Потифара, темница, разгадка снов фараона, израильтяне в Египте, рабство) Моисей,

Слайд 11

Рассказывает о жизни Иисуса Христа Новый Завет = Евангелие


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОБРО и ЗЛО Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых нужно дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое. Академик Д.С.Лихачёв

Слайд 2

Вы видите иллюстрации. Одинаковы ли они? Как можно их подразделить на группы?

Слайд 5

Какими словами можно объединить просмотренные иллюстрации и следующие слова? СТРАДАНИЕ РАДОСТЬ ЗЛОСТЬ НЕЖНОСТЬ ВОЙНА МИР ЖЕСТОКОСТЬ ЛЮБОВЬ ЗЛО ДОБРО

Слайд 6

Что означают, по вашему, слова «добро» и «зло»? Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, характеризует поступки людей и отношения между ними. Зло – это противоположность добра, то, что мораль стремится устранить и исправить.

Слайд 7

Поиграем в «Ассоциации». Заполните таблицу. Напишите, что у вас ассоциируется с добром, а что со злом. ДОБРО ЗЛО ЦВЕТ СЛОВО ЧУВСТВО СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ ПОСТУПОК

Слайд 9

Мучение апостола Петра

Слайд 10

Апостол Андрей

Слайд 11

Так ли у вас получилось? Человеколюбие – это любовь к людям, всему человечеству. Взаимоуважение – это уважение другого человека, его чести, достоинства. Взаимопонимание – это понимание, умение выслушать и помочь другому человеку. Бескорыстие – это совершение доброго поступка «без корысти», то есть без выгоды для себя.

Слайд 12

Как вы думаете: моральный и добрый поступок- это одно и тоже? А что значит «аморальный поступок»? Из приведенных ниже примеров выберите аморальные поступки. Объясните вашу точку зрения. Петя помог бабушке подняться по лестнице, т.к. ему стало ее жалко. Гриша дал списать домашнее задание Сереже, так как побоялся, что тот перестанет с ним дружить. Катя вымыла после обеда посуду, так как хотела, чтобы мама ее похвалила.

Слайд 13

Когда- то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность. Внук задумался над словами деда и спросил: - А какой волк в конце концов побеждает? Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Как ты понимаешь слова старика?

Слайд 14

В пословицах содержится многовековая мудрость народа. Прочитайте пословицы, вспомните, какие пословицы о добре и зле вы еще знаете. Делай другим добро – будешь сам без беды. Делая зло, на добро не надейся. Добро не лихо – ходит тихо. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Доброму человеку весь мир – свой дом, а злому – и своя хата чужая. Злой человек как уголь: если не жжет, то чернит.

Слайд 15

Каждый из вас должен помнить: Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад. (Генрих Гейне) Делая добро другим, - делаешь добро и себе. (У Чэнъэнь )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ева́нгелие ( греч. εὐαγγέλιον — «Благая Весть») жизнеописание Иисуса Христа книги, в которых рассказывается о Божественной природе Иисуса Христа, Его рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении.

Слайд 3

Христос с апостолами ( Миниатюра из Сийского Евангелия. 1339 год) «Отослание апостолов на проповедь»

Слайд 4

Апостолы Иисуса Христа Апо́столы (греч. ἀπόστολος — посол, посланник, от глаг . посылать греч. ἀποστέλλω ) — ученики и последователи Иисуса Христа.

Слайд 5

Двенадцать апостолов. 1330 г.

Слайд 6

Икона «Тайная вечеря». Симон Ушаков. 1685

Слайд 7

Икона « Собор семидесяти апостолов »

Слайд 8

Апостолы-евангелисты Матфей Евангелие от Матфея благовествует, главным образом, о том, что Иисус Христос есть обетованный Богом Мессия, предвозвещенный в Ветхом Завете пророками и посланный от Бога, из рода Давида и Авраама.

Слайд 9

Его Евангелие, единственное из четырёх, рассказывает подробно историю Рождества и даже один эпизод из детства Иисуса: как вместе с семьёй Он отправился на праздник в Иерусалим и как потом задержался в доме Отца Своего, то есть в Храме. Но главное отличие этого Евангелия от остальных — это его литературное изящество. Лука сочетает разные стили (к сожалению, в современных переводах эта черта его книги обычно пропадает): тут мы видим и изысканную греческую прозу, и поэтические гимны (единственные во всём Новом Завете), и торжественное повествование в стиле Ветхого Завета, и афористические изречения

Слайд 10

Апостолы-евангелисты Марк Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно

Слайд 11

Апостолу традиционно приписывается авторство пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Некоторые исследователи оспаривают авторство апостола. Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии

Слайд 12

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»



Предварительный просмотр:

План-конспект урока в 4 классе по теме:    «  Библия и Евангелие»

модуль «Основы православной культуры»

в рамках курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Цель: осмысление учащимися значения для христиан книг Ветхого и Нового Заветов.

Задачи:

- знакомство обучающихся с Библией  и  главными книгами, её составляющих (Евангелие как часть Священного Писания Нового Завета);

-формирование представления о духовно-нравственных ценностях Библии для христиан;

- развитие речи, живого образного мышления, умения находить нужную информацию в тексте, работать в группе.

УУД:  Познавательные:иметь представления о терминах и  понятиях: Библия, Священное Предание, Священное Писание, Евангелие, евангелисты,  христиане;

Регулят:ивные :овладевать умением работы с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий; уметь находить в текстах произведений библейские сюжеты.

Личностные: стремление к пониманию и осознанию важности православной веры в повседневной жизни наших предков;    

Опорные понятия урока.

Библия, Евангелие, Священное Писание, Ветхий Завет, Новый Завет, христианин, пророк, апостол, откровение.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, электронный учебник по курсу ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»), тексты с притчами из Библии, тесты для учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (Электронный учебник, иллюстрация к уроку 4 «В храме»)

Стихотворение читает ученик.

              Молитва

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится и плачется,

И так легко, легко

                     М. Лермонтов «Молитва»

  1. Проверка домашнего задания.

Тест – контроль.

(Обучающиеся указывают номер вопроса и букву ответа)

             1).Что такое молитва?

    А) требование у  Бога исполнения своих желаний;

    Б) обращение человека к Богу;

    В) обращение Бога к человеку.

2). Христиане молятся, чтобы

    А) стать ближе к Богу;

     Б) показать свою уникальность;

     В) чтобы Бог даровал земные блага.

3). Почему христиане называют Бога «Отче», то есть «Отец»?

     А) потому что Бог любит людей как Отец;

     Б) потому что считают, что Бог, как Отец, обязан помогать каждому человеку;

    В) потому что хотят  подчеркнуть, что являясь детьми Бога, они лучше других.

4). Какие из перечисленных слов можно отнести к представлению о «небесах» в молитве «Отче наш»:

    А) облако;                                               Г) космос;

    Б) рассвет;                                              Д) ангел;

    В) Царство Божие;                                 Е) галактика

5). Почему молитва «Отче наш» называется Господней молитвой?

     А) её даровал людям Господь Иисус Христос;

     Б) в ней говорится о Боге;

     В) она обращена к Господу.

Проверка тестового задания.

  1. Сообщение темы урока: «Библия и Евангелие» (электронный учебник, 2 урок, иллюстрация «Крест и Библия»)

- Знаете ли вы значение слов, определяющих тему сегодняшнего урока?

- Кто по вашему мнению является христианином? (размышления обучающихся)

4. Работа с текстом учебника.

- Найдите  подтверждение или уточнение своих ответов в тексте учебника

(с. 16) и запишите определение понятий в рабочих тетрадях.

  1. Работа с интерактивной моделью «Библия  - священная книга христиан»» (электронный учебник, урок 5)

 «Библия» в переводе с древнегреческого языка означает «книга». Для христиан Библия – священная Книга. Она включает в себя 77 книг. 50 книг  составляют Священное Писание Ветхого Завета.

Словарь:

                 Священное Писание – записи, сделанные пророками

                Завет – «союз», «договор» между Богом и человеком.

                Время Ветхого Завета – время ожидания прихода Христа.

- Кто такой пророк?  Каких пророков вызнаете?

Дополнительный материал, подготовленный обучающимися.

Пророки — люди, избранные Богом. Они имеют особый дар – слышать, что говорит им Бог. Пророки совершали чудеса, писали священные книги, воспитывали в народе благочестие и веру, призывали к покаянию, предсказывали грядущие события.

Ветхозаветный пророк Исайя предсказал рождение Спасителя и страдания Иисуса Христа. С именем пророка Ильи связаны такие явления природы, как гроза и молния. Считается, что в это время Илья Пророк едет по небу в своей колеснице. Такое представление о нём связано с преданием о том, что Господь взял его живым на небо, прислав за ним колесницу, запряжённую огненными конями. Ветхий Завет повествует о делах многих пророков, но древние евреи особо почитали пророка Моисея.

___________________________________________________________

27 книг – Священное писание Нового Завета. Составляют 4 книги Евангелия и книги, написанные апостолами.

Словарь:

                 Священное писание – записи, сделанные апостолами.

                 Апостолы – первые ученики Иисуса Христа (посланники).

                Евангелие – добрая весть.

                Время Нового Завета – описание жизни, учения и дел Иисуса Христа.

Дополнительный материал, подготовленный обучающимися  (электронный учебник, урок 5, хрестоматия «Евангелие»)

Откуда мы знаем о Жизни Спасителя Иисуса Христа и об основах Его вероучения? Они изложены в четырёх Евангелиях: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Именно эти книги были признаны священными, а также книги Апостол (Деяния святых Апостолов) и Псалтирь. Книги, составленные на основании Священного Писания и Священного Предания отцами и учителями Церкви, называются церковно-богослужебными.

В состав Евангелия входят также Соборные послания, Послания апостола Павла и Откровение Иоанна Богослова. Несмотря на их малый объём, творения эти неистощимо богаты по обилию передаваемых ими фактов и речей. Иисус Христос ничего не скрывал от Своих учеников и был открыт им. Они слышали Его слова, были свидетелями неодолимой божественной силы Его, поняли скрытую причину Его страданий и скорбей, видели Его славу в Воскресении, признали в нём Бога и все эти знания передали нам.

5. Работа с учебником.

- Узнайте на страницах учебника, какие знаки изображены на каждом из четырёх Евангелиях и что повествуют апостолы на этих страницах?

У Матфея изображён человек, и его книга раскрывает образ Иисуса Христа, подчёркивая его человеческие страдания.

У Марка – лев. В Евангелие говорится о чудесах Христа, о Его высшей царской власти.

У Луки – телец. В книге подчёркивается жертвенность Иисуса Христа.

У Иоанна – орёл, который является символом высоты мысли.

-Узнайте в тексте, что такое откровение и как Бог может открываться людям?

6. Работа с притчей.

Притча – бытовая, житейская история, в которой заложен очень важный для человека нравственный урок.

«Иисус любил разговаривать с народом притчами. В притчах он излагал Своё учение, и простые люди легко понимали Его. Тем более, что рассказав какую-нибудь притчу, Иисус тут же разъяснял её.» («Детская Библия»)

Работа в группах.

Знакомство с притчей «Суд царя Соломона.

1 группа.

Обсуждение вопросов к притче.

 - Назовите героев притчи?

- С какой просьбой обратились женщины к царю?

- Как и какие слова произносили женщины в ответ на предложение Соломона?

- В чём заключается мудрость разрешения спора?

2 группа.   

Чтение текста притчи по ролям.

3 группа.

Выполнение иллюстраций к притче.

7. Рефлексия.

Один из мыслителей и писателей придумал список вопросов, который определял самые ценные для опрашиваемых по этому списку вещей. Один из вопросов звучит так: какие книги вы бы взяли с собой на необитаемый остров? Подумайте, какую книгу чаще других называли опрашиваемые люди (среди них были величайшие учёные, поэты, философы)? (Ответ: Библия)

Почему именно эту Книгу выбирали опрашиваемые?

- Что нового  и полезного вы сегодня узнали на уроке?

- Какими сведениями вам хотелось бы поделиться дома со своими близкими?



Предварительный просмотр:

Урок 9  курса  «Основы Православной культуры».

                                               

Тема: Православное учение о человеке.

Цель: Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела,  внутреннего мира человека.

2.Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.

3.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.

Планируемые результаты  урока        

        

личностные        Смыслообразование, формирование основ православной и гражданской идентичности, эмоциональная и личностная оценка        

предметные        представления о празднике Пасха        

метапредметные

регулятивные УУД :самооценка, взаимооценка, целеполагание, планирование деятельности

познавательные УУД: работа с текстом, поиск информации анализ, синтез, классификация

коммуникативные УУД:построение высказывания, опознавательный анализ, умение работать в парах в группе, коллективный поиск.

Основные понятия:  Спаситель,душа

 

Межпредметные  связи:  литература

Оборудование: слайд-фильм, выполненный в программе Power Point, в который входят: репродукции икон с изображением Христа – Спасителя, фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь», Г. Гагарина «Исцеление расслабленного»; карточки с текстом «Размышления маленького христианина о человеке»   К.Д.Ушинского для каждого учащегося.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!

  1. Актуализация знаний.

        1) Опрос (по желанию).

Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».

  1. Блиц – опрос «Основы православия».
  • Кто такие христиане?
  • Что значит быть православным человеком?
  • Что значит слово «молиться»?
  • Как по-другому называют Библию?
  • Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?
  • Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?
  • Чем человек отличается от животных?

 - Ответить на этот вопрос вам поможет рассказ К.Ушинского «Чудный домик». Послушайте и попробуйте понять, о чём в этом рассказе идет речь.  

3. «Открытие» нового знания.

 

  1. Чтение рассказа К.Ушинского «Чудный домик».

Чудный домик.

К.Д.Ушинский

Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.

В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.

Ответы:              Домик – т _ _ о  (тело) человека

                             Эконом – с _ _ _ _е (сердце)

                             Зала – л _ _ _ _ е (легкие)

                             Ставенки – г _ _ _ а (глаза)

                             Хозяйка – д _ _ а  (душа) человека

- А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке. Как вы догадались?

- О чем же мы сегодня должны будем поговорить на уроке?  

- Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Православное учение о человеке».

          2) Беседа.

- Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. Оно означает чело веков, а чело в русском языке раньше означало то же, что сейчас — лицо, или лик. Значит, человек — это лик веков, то есть на лике человека запечатлены многие века его существования. В одном этом слове уже заключено знание и о бессмертии души, и о ее перевоплощениях. То есть Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии.

- Как вы думаете, что такое «тело»?

- Тело имеет свои функции: потребность в сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т.д. Мы знаем, что тело принадлежит нашему земному, Физическому, или Плотному Миру.

 - А что же такое душа? Какому Миру она  принадлежит?

 

3) Построение информационной карты слова.

- Давайте вместе составим информационную карту  слова «душа».

                               1

  1. Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа,
  2. Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный.
  3. Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится.
  4. Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество.
  5. Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок.
  6. Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь.
  7. Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) - духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.

- Наверное, вам приходилось слышать такие выражения: “душа вся в огне”, “в душе пылает огонь” и так далее. Где можно встретить такие высказывания?

Верно, их чаще всего можно встретить в стихах или прозе, когда поэты и писатели пишут о любви. Это не метафоры, как думают некоторые, наоборот, именно эти выражения очень точно передают истину. Душа человека невидима для нашего земного физического зрения, и принадлежит она такому же невидимому Духовному Миру. А еще этот Духовный Мир называют Миром Огня, или Огненным Миром. Этим Огнем заполнено все пространство Космоса, поэтому его называют небесным Огнем.

- Как вы думаете, что из себя представляет небесный огонь?

Конечно, это не такой огонь, который мы видим в пламени костра или свечи, хотя природа их одна и та же. Физический, плотный огонь костра или свечи сравнительно груб по своим свойствам. Такой плотный огонь способен согревать наше тело или, если он чересчур силен, нанести ожоги. Но в природе существует и другой, невидимый, тонкий Огонь, который невозможно увидеть глазами, но его может почувствовать наша душа. Этот Огонь бывает разного свойства. Если он вспыхнет резким пламенем, то может даже опалить душу и причинить ей боль. Если же он горит мягко, ровно и спокойно, то такой Огонь согревает душу человека. Вы не раз сами чувствовали действие такого Огня на себе. Когда вы были маленькими, и у вас случалось свое детское горе, к кому вы бежали?

- Ну, конечно, вы бежали к маме. Она ласково, с любовью глядела на вас, прижимала к своей груди, гладила по голове, и вы успокаивались, вам становилось хорошо. Это на вас действовал Огонь любви вашей мамы, который излучало ее сердце. Если в минуту горя и отчаяния люди со всей искренностью обращаются с молитвой к Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный Огонь Любви, который посылают на Землю наши Старшие Космические Братья — Великие Святые Души. И тогда, во время такой молитвы, сердце человека согревается этим Огнем, и человек получает утешение. Такую же радость и покой ощущают люди, общаясь с живущими на земле в плотном теле Святыми, потому что сердце Святого излучает Огонь Любви и сострадания. Любовь — это Огненное чувство, оно принадлежит душе человека, а душа наша живет в нашем сердце. Вот почему, когда мы видим несправедливость, видим, как страдает другой, несправедливо обиженный, человек, у нас начинает болеть сердце — это болит наша душа.

Человеческая душа, будучи Божиим дыханием, всегда стремиться к духовному миру.

- Давайте подведем итог:  что же такое  душа?

4) Комментированное чтение статьи «Душа» из учебника.

- А теперь давайте выясним, что о душе нам говорит учебник. Прочитайте статью «про себя»

4.Первичное закрепление.

  1. Выборочный пересказ текста.

- Расскажи,  с чем автор учебника сравнивает душу.

- Подумай, что такое совесть. Найди, что об этом говорится в учебнике.

- Перечисли, какие отличия были подарены христианам Богом.

- Прочитайте выразительно стихотворение монахини из московского Ново-Девичьего монастыря.

  1. Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.

- Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

- Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?

- Как Библия рассказывает о происхождении души?

- Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и исполнить её или отогнать?

6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

- Выпишите 2 – 3 предложения из текста учебника, в которых говорится о человеке в православной культуре.

- Объясните, как поняли эти предложения.

  1. Обобщение  изученного на уроке.

    Работа с текстом К.Д.Ушинского.

- А сейчас я предлагаю вам размышлением  на нашу тему великого русского писателя и педагога К.Д.Ушинского:

- Прочитайте, подумайте, сравните эти размышления с тем, что вы сами думаете о себе.

«Размышления маленького христианина о человеке»

(Текст «Размышлений» перед ребятами на столах).

«Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.

Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения.

Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.

Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.

Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.

Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.

 Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.

Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными.

В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.

Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».

К.Д.Ушинский.    

- Расскажите о ваших впечатлениях.

- Какая главная мысль этих размышлений?

- Итак, главное, что в человеке (у человека) есть душа. И душа эта обладает разными способностями.

Назовите их! - Выписываем на доске (и в тетрадь):

  • Дар слова
  • Память
  • Воображение
  • Вера в Бога
  • Желание и возможность сделаться лучше

- Согласны ли вы с К.Д.Ушинским? Может быть, вы и от себя что-то добавите?

- Кто же, как считают христиане, дал человеку эти способности: дар слова, совесть, свободную волю; понятие о Боге, желание и возможность становиться лучше?

- Бог-Творец.

Можно ли предположить, что эти свойства человек разумный получил в наследство от животных, которые их не имеют?

7. Итог.

- Какие свойства  человеческой души составляют внутренний мир человека?

  1. Рефлекия.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…



Предварительный просмотр:

ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

Тема урока:  «Культура  и религия»

 

Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.

Задачи урока:

Обучающие:формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»

Развивающие:расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры

Воспитательные:воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в тетради (тетрадь-словарь), работа в рабочих тетрадях.

Основные термины и понятия: культура, религия, православие

Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний

,.

Используемое оборудование:  компьютер, проектор, тесты, презентация

Ход урока

Выявление восприятия, мотивация

Предлагаем несколько возможностей вхождения в тему.

1.    Этап мотивации, постановки исследовательских задач.

Запись темы или выразительное чтение темы с доски.

Запишем основные понятия, над которыми мы будем задумываться. Запись можно осуществить на доске в табличном виде:

 

родина        

культура        

религия

         

         Далее под каждым понятием подписываются те слова, которые с ними у детей тесно связаны. Можно задать вопрос: «С какими воспоминаниями у каждого из вас связаны слово «родина»? Также можно проговорить понятия «культура» и «религия». Эта беседа с фиксацией результатов в таблице может проходить очень быстро, так как это своеобразный старт для дальнейшей работы. Он не может быть затянут.

 В итоге мотивационного разговора таблица может иметь примерно такой вид:

родина        

культура        

религия

Мама

Дом

Гимн

Любовь

Береза

Сад или др.        

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино        

Церковь

Священник

Крест

Пасха

Итак, эти большие понятия связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными составляющими. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся. Прочитаем текст, помещенный в учебнике с задачей получить более глубокое, четкое, интересное представление о рассматриваемых понятиях. Поэтому и текст станем читать особым образом – «с остановками».

Исследовательская работа с текстом

Опережающее задание

Будем внимательны к каждому слову изучаемого текста, чтобы прокомментировать те представления, которые мы уже имеем, и добавить новые знания.

Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать  своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.

1 остановка

–  Почему с такого явного отрицания (это утверждение путем отрицания) начинается наш разговор о культуре и религии?

 (В результате беседы, осмысления можно прийти к пониманию того, что не все человек может выбирать, есть что-то, что дается человеку изначально. И это изначальное мы воспринимаем как данность, основу, как нечто драгоценное, что призваны хранить и беречь).

Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия и это самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами.

2 остановка

–  Как названа наша страна? Как она же называлась в древности?

–  Почему она страна с древней историей и молодыми мечтами? Каков возраст Руси-России?

–  А о чем вы мечтаете, когда думаете о нашей стране?

С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна –  Россия.

Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.

3 остановка

Давайте выстроим цепочку слов, с помощью которых даже, может быть, обозначено наше взросление:

Родители ** родственники ** друзья** соседи ** дом ** двор ** школа** улица** город ** Россия (вместо ** нужно поставить стрелочки)

–  Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в большом государстве – отечестве?

–  А почему мы зависим друг от друга? В чем мы зависим?

Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И теперь мы с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого  в мире космонавта.

Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.

Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Но важнее всего – единая культура.

4 остановка

– Найдите ключевое слово в первом абзаце. (Соотечественники).

– Найдите в этом слове корень («отеч»). Слово «родина» и отечество» – это синонимы? (Безусловно)

–  Мы можем считать своими соотечественниками всех людей, все народы, живущие в нашей стране? (Безусловно, да).

– Какими своими соотечественниками, кроме Юрия Гагарина, вы гордитесь? Помните, что ими могут быть люди и не столь широко известные, но очень достойные.

– А победы и беды нас как соотечественников могут объединять? Можете привести примеры?

Итак,   (рисуем в виде схемы на доске, все время спрашивая ребят и делая записи на доске)

                                      РОДИНА – это

земля     история      законы общей жизни        культура

Культура – сложное понятие, которое включает все «человеческое» в окружающем нас мире. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Одним из следствий таких поступков становятся прекрасные произведения искусства. Но главное их следствие – это развитие самого человека. И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает совершить именно такой, своеобразно-человеческий поступок.

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы – в мире культуры.

5 остановка

–  Объясните, как вы поняли, что такое «культура»?

–  Что, по-вашему, помогает отличить добро от зла, правду от неправды?

–  Почему именно культура отвечает за это? (Культура как передача накопленных ценностей, постоянное усвоение и развитие).

–  Представьте на минуту, что культуру бы упразднили, предали забвению – что бы началось?

Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры.

Как надо отмечать государственный, народный или религиозный провести праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека, ухаживать за могилами предков?  Это тоже вопросы культуры.

Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

6 остановка

- Какие составляющие, входящие в понятие «культура», вас удивили?

- А как вы объясните утверждение о том, что свою культуру человек не выбирает? Мы уже встречались с подобным утверждением  сегодня на уроке? А как человек может «расти» в культуре? Усвоение опыта, правил, норм, обмен впечатлениями, получение образования).

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один объяснит: «Не лги, потому что однажды и тебе солгут». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог».

В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

7 остановка

– Найдите в тексте объяснение поступка религиозное и без религиозное (во втором абзаце данного отрывка).

В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

Это означает, что они относятся к разным религиям. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

На страницах именно этого учебника мы будем знакомиться с основами православной культуры. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религии, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться с культурой этих религий.

Остановка 8

– Как, по-вашему, вера может определять поведение и культуру? Вера – это система запретов или, наоборот, разрешений быть лучше, сознательно строить и направлять свой путь в сторону добра?

– Почему различия в культуре нужно непременно уважать?

Культура, как мы узнали –  это то, что отличает людей от животных. Значит, на уроках православной культуры вы будете знакомиться еще и с самими собой. Изучать не только внешнюю жизнь людей,  — как они жили раньше и живут сейчас, что они ценят, во что верят, на что надеются, но и познавать свой внутренний мир, душу человека. Это называется – «самопознание».

Остановка 9

–  Почему наш новый предмет может способствовать еще и самопознанию? А что такое самопознание и что бы вы хотели узнать о себе в первую очередь?

Послетекстовая работа

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

– Начнем с анализа и корректировки нашей таблицы, которую мы составили в начале урока. Какие дополнительные понятия можно включить в табличные фреймы? (Эту работу можно выполнить по вариантам. В группах учитель осуществляет помощь, подбадривая сильных и помогая слабым).

– Чтение материала учебника ВРЕЗКА. Поиск ответа на 4-й вопрос учебника:

«Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?»

Подводим итоги