Для учеников


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ.

  1. Прочитай слово. Подумай: на какое правило данная орфограмма. Повтори правило.
  2. Выпиши слово, выдели орфограммы, поставь ударение. Подбери проверочное слово. Следуй по памятке.

№ П/П

НАЗВАНИЕ ОРФОГРАММЫ

ПРАВИЛО

ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ

работы над ошибкам

1

Правописание безударных гласных в корне слова.

Чтобы проверить безударную гласную, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная была под ударением.

Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Весна- вёсны,  сосна – сосны, поля – поле.

2

Правописание глухих и звонких согласных в корне и на конце слова.

Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после звонкой  или глухой согласной стояла гласная буква или Л, Р, Н, М.

Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Зуб – зубы, ложка- ложечка, книжка – книжечка, мороз – морозы.

3

Правописание  ЧК, ЧН, РЩ, РН, НЩ, НН.

Помни: эти сочетания пишутся без мягкого знака!

Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.

Тучка, речка, сварщик, ночник.

4

Правописание приставок.

Выдели корень слова, найди приставку. Вспомни: есть ли такие приставки или таких приставок нет. Есть приставки: ДО-, ПО-, ЗА-, НА-, ПОД-, ПРО- (ПРА-  только в словах прадедушка, прабабушка), ИЗ-, С-, НАД-, РАС-, ПЕРЕ-, ПРИ-, ПРЕ-, ОТО-, ОТ-.

Выпиши это слово, выдели корень, приставку.

Подбери 2 слова с такой приставкой и запиши их.

﹁             ﹁         ﹁

Дописать, переход, рассказ.

5

Правописание суффиксов.

Выдели корень слова, найди суффикс. Вспомни: есть ли такой суффикс или такого суффикса нет. Подбери 2 слова с таким суффиксом и запиши их.

Есть суффиксы:

- у существительных: - ОЧК-, -ЕЧК-, -ИК-,- ЕК-,  -ЧИК-, -ОК-, -ЕНЬК-, -ОНК-, -ОНОК-, -ЧИК-, -ЩИК-, -ТЕЛЬ-, -ИСТ-, -К-  и др.

- у прилагательных: -Н-, -ОВ-, -ЕВ-, -ЕНН-, -ОНН-,-ЛИВ-, -ЧИВ-,-ЕНЬК- и др.  

- у глаголов: -И-, -Е-, -НУ-, -ЫВА-, -ИВА-, -ОВА-, -ЕВА-, и др.

Выпиши это слово, выдели корень, суффикс.

Подбери 2 слова с таким же суффиксом и запиши их.

       ︿            ︿          ︿

Учитель, подушечка, маленький

6

Правописание предлогов и приставок.

Приставка пишется слитно, т.к. между корнем и приставкой нельзя поставить другое  слово, а между словом и предлогом другое слово поставить можно.

Выпиши слово с предлогом и поставь между ними другое слово, если это приставка, то выдели ее.

Под горой – под высокой горой,

﹁                           ﹁

Зайти за товарищем – зайти за своим товарищем.

7

Правописание сложных слов.

Сложными словами названы  потому, что образованы от двух корней. Соединены корни соединительными гласными О и Е или без них.

Выпиши это слово  и выдели оба корня. Подчеркни соединительную гласную.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Самовар, кашевар, стопкран.

8

Правописание И или Ы после Ц.

Помни, что во всех словах в корне слов и оканчивающихся на - ЦИЯ после Ц пишется И, кроме слов-исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыпленок. В окончаниях существительных и прилагательных, в словах  и фамилиях на –ЦЫН (кроме Ельцин, Вицин) после Ц пишется Ы.  

Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Цирк, цифра, милиция.

Курицы, синицы, огурцы.

9

Правописание непроизносимых согласных.

Надо слово изменить или подобрать родственное, чтобы за проверяемым согласным был гласный или Л. М, Н, Р, Й. 

Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Радостный – радость, грустный – грусть, солнце – солнышко, чудесный – чудеса.

10

Правописание двойных согласных.

Две одинаковых буквы пишутся, если:

- одна от корня, другая от приставки;

- одна от корня, другая от суффикса;

- в сложносокращенных словах;

- словарное слово.

Выпиши это слово, разбери по составу.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

 ﹁ ︵      ︵ ︿

Рассказ, осенний, класс,

11

Правописание Ъ и Ь.

Ъ пишется после приставки перед гласными  Е, Ю, Я, Ё.

Ь пишется:

-  в корне перед гласными  Е, Ю, Я, Ё.

- в середине слова между двумя мягкими согласными;

- на конце слова для смягчения согласных;

- в середине слова между согласными, если первый - мягкий, второй – твердый.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Въезд, объявление, подъезд.

Вьюга, соловьи, коньки, соль.

12

Правописание Ь после шипящих на конце слов.

Ь пишется:

- у сущ. ж.р. 3 скл.

- глаголов в неопределенной форме;

- в окончаниях глаголов 2 лица ед.ч.;

- в наречиях и частицах.

Ь не пишется:

- у сущ. м.р., 2 скл.

- у сущ. во мн. ч., в Р.п.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Ночь, речь, мышь – сущ., ж.р.

Писать, учить – гл., неопр.ф.

Учишь, спишь – 2 л., ед.ч.

Мяч, плащ, борщ – сущ., м.р.

много задач, дач – мн.ч.

13

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Надо запомнить написание данных буквосочетаний!!!

Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Чаща, чулки, жираф, шишка, щавель, щука.

14

Правописание безударных окончаний им.сущ.

                    1скл.,       2 скл.        3 скл.

Рп.-              ы,и           я, а              и

Д.п. –             е             ю, у             и

В.п. –           у, ю          - , я, а          -

Т.п. –         ой, ей       ем, ом          ью

П.п. -             е                 е              и

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Определи падеж, выдели окончание.

О лете (П.п.),  про ухо (В.п.),  к мышке (Д.п.), без соли (Р.п.)

15

Замена и пропуск букв.

Чтобы правильно написать слово, прочитай его так, как оно написано несколько раз. Раздели слово на слоги и, диктуя его, запиши.

Запиши слово, диктуя его по слогам. Раздели его на слоги для переноса.

Мо-ло-ко, стра-на,

16

Начало и конец предложения.

Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.

Запиши предложение еще раз, обозначая его границы.

Маша кормила кур.



Предварительный просмотр:

Разбор предложений

1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. По интонации: восклицательное, невосклицательное.

3. Основа предложения: главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

4. Наличие второстепенных предложений: распространённое, не распространённое.

5. По структуре: простое, сложное

6. Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками.

Образец разбора:

         гл.             прил.           сущ.

Наступила долгожданная весна. Повеств., невоскл., распр., прост.

               ﹋﹋﹋﹋﹋﹋

Второстепенные члены предложения:

  1. дополнение (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?) --------
  2. определение (какой? какая? какое? какие?)   ﹏﹏﹏﹏
  3. обстоятельство (где? куда? откуда? как? когда?) ﹎...



Предварительный просмотр:

Фонетический разбор слова.

Лента букв:

а о э ы у |  м л н р й б д з ж в г

я ё е и ю |                 п т с ш ф к  ц ч щ х     ъь  

О|ле'нь – 2 слога, 2 гл., 2 согл.,

о [а]- гл., безуд.

л [л'] – согл., зв., непарн., мягк.

е [э] – гл., уд.

н [н'] – согл., зв., непарн., мягк.

ь [-] –  -

5 б., 4 зв.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА УЧАЩИМСЯ

(Алгоритм работы над проектом).

Название этапа работы над проектом

Что это такое?

Как с этим работать?

Как оформить?

Примечание или рекомендации

1

Выбор темы.

Над чем будешь работать?

Подумай,  о чем тебе хотелось бы поделиться с другими, о чем хочется рассказать.

Сформулируй тему своей работы.

Не стесняйся спросить взрослого! Попроси помощи учителя.

2

Определение цели и задач.

Цель – что хочешь узнать, финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Задачи – что для этого нужно сделать? определяются способы достижения этой цели.

Подумай, к чему стремишься в своей работе. Цель ставится одна.

Что необходимо сделать, чтобы добиться положительных результатов своей работы. Их может быть несколько: узнать, найти, расширить кругозор, познакомить других и т.д.

Слово «цель» выдели жирным шрифтом, а дальше напиши одним предложением, чего хочешь добиться.

Слово «задачи» выдели жирным шрифтом, а дальше пиши каждую задачу с новой строки, начиная с глагола: выяснить, научиться, найти, понаблюдать….и т.д.

Не стесняйся спросить взрослого!

Попроси помощи учителя.

3

Выявление проблемы

(трудность, препятствие) - сложный вопрос; задача, требующая разрешения.

Ответь на вопрос: как преодолеть ту трудность, которая возникла.

Ответь на вопрос: почему об этом надо говорить, чем интересна эта тема?

Не стесняйся спросить взрослого!

Попроси помощи учителя.

4

Актуальность

важность, значительность чего-либо для настоящего момента.

Подумай, важна ли эта тема и кому она будет интересна и полезна, кто может ею заинтересоваться?

Запиши вопрос, который требует ответ. Или опиши, для чего нужна твоя работа.

Не стесняйся спросить взрослого!

Попроси помощи учителя.

5

Поиск решения проблемы (методы работы)

Что необходимо сделать? «Метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели»

Какие наблюдения можно выполнять?

Как ты будешь работать? Проводить анкетирование, опросы, наблюдения, объяснение, беседу, эксперимент, тесты, опыты, работа с литературой, видео и т.д.

Результаты анкетирования, тестов, опросов и т.п. лучше оформить в виде диаграмм, графиков.

Опыты, наблюдения, эксперименты – рис. и фото.

Беседу, рассказ, объяснение, – записать в виде текста с картинками и фото.

Тесты, опросы, анкеты записать в приложении.

Не стесняйся спросить взрослого!

Попроси помощи учителя.

6

План работы

Как ты будешь с этим работать?

Заведи тетрадь. Каждую страницу посвяти определенному этапу работы.

Распредели время и дни, в которые ты будешь выполнять конкретную работу.  Составь план своей работы. Не отступай от него. Записывай всю найденную информацию, которую ты найдешь по своей теме.

Оформи в виде таблицы, в которой укажи: дату совей работы, этапы работы, чем занимался?

дата

этап

чем занимался

Не стесняйся спросить взрослого!

Попроси помощи учителя.

7

Использованная литература или материалы

Что тебе будет необходимо для работы?

Записывай все книги, статьи, энциклопедии или другие источники (интернет, телевидение, аудио и видеозаписи), которые тебе помогли при работе.

1. Название статьи или книги, автор, издательство, год издания.

2. Если информация из интернета, укажи адрес сайта.

Не стесняйся спросить взрослого!

Попроси помощи учителя.

8

Изготовление проекта

Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Подумай, что должно войти в твою работу.

Как ты ее оформишь?

Какое содержание будет твоей работы?

Какие источники тебе в этом помогли? Кто оказывал помощь, и какую помощь?

Твой проект – это что? Презентация, макет, поделка, брошюра, сценарий, модель и т.д.?

Не стесняйся спросить взрослого!

Попроси помощи учителя.

9

Защита проекта.

Необходимо рассказать, как ты работал над проектом.

Составь краткое выступление по своей работе. Время на выступление 5-7 мин.  Выбери самое главное, важное: тема, цель, задача, актуальность, какие методы понадобились, чтобы решить поставленную проблему, какой план работы составлен, как велась работа над проектом, чего добивался, получилось или нет, почему? Чему научился и чему стоит еще поучиться. Кто помогал и чем пользовался.

Оформи презентацию, подбери картинки. Помни: на слайде текста должно быть очень мало, только самое главное и важное. Слайды с выступлением должны соответствовать друг другу.

Количество слайдов не должно быть больше 15.

Необходимо репетировать свое выступление.

Выступление выучить и учиться самостоятельно работать с компьютером.

 

Проектный продукт: презентация, макет, поделка, брошюра, сценарий, модель и т.д.

Полученные умения:

-Исследовательские (предлагают конструкции, модели, изделия и т.д.; подбирают материал для конструирования).

 - Социального взаимодействия (сотрудничают в команде, оказывают помощь, следят за ходом работы).

 -Информационные (самостоятельно осуществляют поиск нужной информации).

 -Рефлексивные (отвечают на вопросы: «Чему я научился?, «Чему я ещё должен научиться?»).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Гласные и согласные звуки и буквы

1. Звуки мы слышим и говорим, буквы пишем и читаем. (Мы говорим о звуках, но обозначаем их на письме соответственно буквами.)

2. В русском языке 33 буквы: 

10 букв, обозначающих гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю),

21 буква, обозначающая согласные звуки (Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ) 

2 особенные буквы (или знаки) — это Ъ и Ь.


3. Гласных звуков — 6 (А, О, Э, И, У, Ы). Согласных звуков гораздо больше.

Они делятся на твёрдые и мягкие.

Всегда мягкие: Й, Ч, Щ

Всегда твёрдые: Ш, Ж, Ц

4. Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать:

1 звук (я — [а], е — [э], ё — [о], ю — [у]), если стоят после согласных (например: мяч — [м'ач], белка — [б'элка], лён — [л'он], люк — [л'ук]),

 2 звука (я — [й'а], е — [й'э], ё — [й'о], ю — [й'у]), если стоят:

  1. В начале слова (яма — [й'ама], енот [й'энот], ёлка [й'олка], юла — [й'ула]);
  2. После гласной (баян — [бай'ан], веер — [вей'ер], чаёк (от чай) — [чай'ок], баюн (кот-баюн) — [бай'ун],
  3. После Ъ и Ь (съел — [сй'эл], гроздья — [грозд'й'а], варенье — [варен'й'э], бельё — [бэл'й'о], вьюнок — [в'й'унок]).



5. Согласные также различаются по принципу звонкости-глухости.

  • Всегда звонкие: Р, Л, М, Н, Й, 
  • Всегда глухие: X, Ц, Ч, Щ.
  • Остальные согласные образуют пары:  Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С.

6. Слова делятся на слоги: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Лента букв:

а

о

э

ы

у

м

л

н

р

й

б

д

з

ж

в

г

ъ

я

ё

е

и

ю

п

т

с

ш

ф

к

ц

ч

щ

х

ь


Звукобуквенный анализ слов.

Порядок выполнения звукобуквенного анализа слов: 

  1. Разделить заданное слово по слогам,
  2. Поставить правильно ударение,

Указать количество слогов, гласных, согласных, букв, звуков.

Образец:

За|яц – 2 слога, 2 глас., 2 согл., 4 б., 5 зв.

Фонетический разбор слова: 

Лента букв:

а

о

э

ы

у

м

л

н

р

й

б

д

з

ж

в

г

ъ

я

ё

е

и

ю

п

т

с

ш

ф

к

ц

ч

щ

х

ь

Порядок выполнения фонетического анализа слов: 

  1. Разделить заданное слово по слогам,
  2. Поставить правильно ударение,
  3. Указать количество слогов, гласных, согласных,
  4. Выписать каждую букву с обозначением звуков,
  5. Дать характеристику каждому звуку,
  6. Указать количество букв, звуков.

Характеристика звуков, порядок соблюдается:

  1. Гласные: ударный или безударный.
  2. Согласные: звонкий/глухой, парный/непарный, твердый/мягкий.

О|ле'нь – 2 слога, 2 гл., 2 согл.,

о [а]- гл., безуд.

л [л'] – согл., зв., непарн., мягк.

е [э] – гл., уд.

н [н'] – согл., зв., непарн., мягк.

ь [-] –  -

5 б., 4 зв.



Предварительный просмотр:

Суффиксы

имен существительных

Суффиксы

имен прилагательных

Суффиксы

глаголов

Суффиксы

наречий

-ашк-, -ишк-, -ышк-, -ушк-, -юшк-

крылышко, травушка, волюшка

-ал- (-ел-)

лежалый, загорелый

-а- (-я)

завтракать, козырять

-а, -о, -е

певуче, сильно

-ек, -ик, -ок, -чик

замочек, ключик, снежок, графинчик

-ан- (-ян-)

кожаный, глиняный

-а-, -ка-

охать, мяукать

дружески

-ец-, -иц-

морозец, книжица

-аст- (-ат-)

очкастый, рогатый

-е-

стареть,

-жды

однажды

-ечк-, -ичк-, -очк-

сестричка, утречко, звездочка

-ев- (-ов-)

грушевый, садовый

-и-

морозить

-учи (-ючи)

играючи, крадучись

-еньк-, -оньк-

лисонька, зоренька

-еват- (-оват-)

голубоватый

-ть (неопреденная формы)

говорить

-то, -либо, -нибудь

где-то, где-либо, куда-нибудь

-енк-, -инк-, -онк-

снежинка, лошаденка, книжонка

-енн- (-онн-)

утренний традиционный

-нича-

обезьянничать

-ин-

домина

-енск- (-инск-)

кубинский

-ну-

ахнуть

-ищ-

голосище

-еньк- (-оньк-)

лёгонький, голубенький

-ова-, -ева-, -ива-, -ыва-, -

горевать, воровать

-к-

головка, ночка

-ив-

ленивый, лживый

-ся (-сь)

встречаться, ссорюсь

-ушек, -ышек

воробушек, колышек

-ин-

гусиный, дядин

-ене- (-ени-)

леденеть, леденить

-ак (-як)

толстяк, чужак

-ист-

серебристый, бархатистый

– суффикс прошедшего времени

смотреть – смотрел

-ан (-ян)

буран

-к-

ломкий, топкий

-и, -ите

крикните

-анин (-янин)

горожанин, селянин

-л-

светлый

-ач

тягач, пугач

-лив-

счастливый, крикливый

-ев-, -ив-

варево, месиво

-н- (-шн-)

дальний, вчерашний

-евич, -евн-, -ович, -овн-, -ич, -иничн-, -ичн

Сергеевна, Фомич,

Ильинична

-ск-

русский

-ени,

цветение

-тельн-

летательный

-ет-(-от-)

быстрота, нищета

-уч- (-юч-, -яч-)

певучий, горячий

-еств-(-ств-)

братство, начальство

-чат-

узорчатый

-есть (-ость)

свежесть, бледность

-чив-

находчивый

-ец

мудрец, глупец

ян+ист

маслянистый

-ик (-ник)

чайник, бумажник

-ин

глубина, седина

-ист

баянист

Основа слова – вся часть слова, кроме окончания. Обозначается так: 

Корень – главная часть слова всех родственных слов.  Обозначается так:  

Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Обозначается так: ¬

Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Обозначается так:

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Обозначается так:

Формы одного и того же слова - это просто одно слово, у которого разное окончание. Разное число. Например, носок, носки, носками.

-иц- (-ниц-)

сахарница, больница

-их-

зайчиха, слониха

-к-

записка, настойка

-л-

мыло, быль

-тель (-итель)

учитель, искатель

-чик (-щик, -чиц-)

погрузчик, буксировщик

        


Правописание приставок

Тип приставок

Вид приставки

Правило

Примеры

Исконно русские приставки

в-/во-, вы-, до-, за-, о-, об-, от-, по-, под-, пред-, на-, над-, не-, пре-/пере-, при-, с-/со-, у

Пишутся одинаково, независимо от того, с какого звука, звонкого или глухого, начинается корень слова

отбросить — отхватить

поджать — подпереть

надрубка — надклеить

обдумать — обхватить

вдавить — входить

предгорный — предписать.

Неизменяемые

Взо-, во-, до-, за-, изо-, ко-, на-, над-, надо-, наи-, недо-, о-, об-, обо-, от-, пере-, по-, под-, пред-, про- с-, со-, среди-, через-черес

Всегда пишутся одинаково

Сжечь, обтекаемый, наслаждение, отблеск, подписчик, происшествие, предшественник, доверенный, перешеек.

Гласные в приставках

Раз-/рас-, роз-/рос-

Под ударением пишем "о", без ударения – "а"

Ро́звальни – разва́л, ро́спись – распи́ска, ро́зыгрыш – разыгра́ть

Приставки, заканчивающиеся на "з", "с"

Перед звонкими

Перед глухими

Перед гласными и звонкими согласными пишем "з", перед глухими согласными - "с"

Безвкусный-беспрерывно, взрыхленный-вскопанный, неизгладимое- исчерпанный, низвергать-ниспровергать, разбросать-расчистить, розыск-роспуск,

чрезмерный-чересполосица

Без-

Воз-

Из-

Низ-

Раз-

Роз-

Через-

бес-

вос-

ис-

нис-

рас-

рос-

черес-

Пре- и при-

Пре-

= очень

Предлинный

= пере

Прервать

При-

Приближение

Прилететь

Присоединение

Пришить

Неполнота действия

Присесть

Близость

Приморский



Предварительный просмотр:

План устного рассказа о книге.

1. Покажи книгу.

2. Назови автора, художника, издателей.

3. Познакомь нас с тематикой: из чего она состоит (из одного произведения или из нескольких).

4. Назови героев книги.

5. Что происходит с героем (героями) книги?

6. Расскажи или зачитай самое интересное.

7. Вырази свое отношение к герою (героям).

8. Понравилась ли тебе книга или нет?

9. Чему учит? О чем заставляет задуматься?

План рассказа о писателе.

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Когда и сколько лет жил?

3. Детство писателя.

4. Где учился.

5. О ком или о чем писал?

6. Что ты читал?

7. Что тебе больше всего понравилось? Почему?

План письменного отзыва о прочитанной книге.

1. Автор, название книги.

2. Краткое содержание:

- тема;

- главные герои;

- интересный эпизод или отрывок.

3. Чему учит эта книга?

4. Выпиши значения неизвестных слов и выражений (пользуйся словарем).

5. Понравилась ли тебе книга? Почему?

6. Выполни иллюстрацию (по желанию).



Предварительный просмотр:

Правила деления слов на слоги в русском языке

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. 

Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок  о-бо-док; страна  стра-на; ночник  но-чник; миниатюра  ми-ни-а-тю-ра.

Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

Правила переноса в русском языке

 

1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

 

2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

 Неправильно:

люб-овь
дяд-енька
реб-ята
паст-ух

Правильно:

лю-бовь
дя-денька, дядень-ка
ре-бята, ребя-та
па-стух, пас-тух

  

3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

Неправильно:

под-ъезд
бол-ьшой
бул-ьон буль-он

Правильно:

подъ-езд
боль-шой
бу-льон

 

4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

Неправильно:

во-йна
сто-йкий
фе-йерверк
ма-йор

Правильно:

вой-на
стой-кий
фей-ерверк, фейер-верк
май-ор

 

5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Неправильно:

а-кация акаци-я

Правильно:

ака-ция

 

 6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.

 Неправильно:

по-дбить
ра-змах

Правильно:

под-бить
раз-мах

 

7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

 Неправильно:

прис-лать
отс-транять

Правильно:

при-слать
от-странять

 

 

8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

 Неправильно:

пятиг-раммовый

Правильно:

пяти-граммовый, пятиграм-мовый

 

 9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

 Неправильно:

жу-жжать
ма-сса
ко-нный

Правильно:

жуж-жать
мас-са
кон-ный

 

10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.

 Неправильно:

спе-цодежда

Правильно:

спец-одежда



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ВЕДЕНИЯ ТЕТРАДЕЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

  • Между классной работой и домашней пропускается 2 рабочих строки. Внутри работы строки не пропускаются.
  • Прописывается число, название месяца, вид (классная или домашняя) работы, указывается номер упражнения.
  • Чистописание прописывается как в классной, так и в домашней работе.
  • Записи выполняются синей шариковой ручкой.
  • Все подчеркивания и обозначение орфограмм выполняются простым карандашом с использованием линейки.
  • Знак ударения ставится ручкой.
  • Домашняя работа начинается с работы над ошибками, допущенных в предыдущих работах (классной и домашней). Слово выписывается и подбирается проверочное слово. Орфограммы подчеркнуть, поставить ударение.
  • Написание словарных слов, записанных в классной работе, заучиваются наизусть.

ПАМЯТКА ВЕДЕНИЯ ТЕТРАДЕЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

  • Между классной работой и домашней пропускается 4 клетки.
  • Прописывается число, название месяца, вид (классная или домашняя) работы, между которыми пропускается вниз 1 клетка.
  • До номера пропускается 2 клетки, после номера 1 клетка.
  • Между столбиками примеров – 3 клетки. Следить, чтобы столбики получались ровными.
  • Чистописание прописывается как в классной, так и в домашней работе.
  • Записи выполняются синей шариковой ручкой.
  • Все чертежи выполняются простым карандашом с использованием линейки.
  • Расстояние между отрезками вниз – 2 клетки. Обозначение отрезков, геометрических фигур используют заглавные латинские буквы, написание которых не выше 1 клетки или чуть выше одной клетки. Нельзя в 2 клетки и выше.
  • При выполнении задания на группировку, необходимо указывать признак деления на группы.
  • Между решением задачи и ответом пропускается 1 клетка.
  • При записи см, мм, м, дм, км,  кг, г, ц, т, ч, мин, сек  - точки не ставят (общепринятое сокращение).



Предварительный просмотр:

Морфологический разбор частей речи в начальных классах

Часть речи

Признаки

Образец выполнения разбора

постоянные

непостоянные

Имя существительное

  • Собственное/нарицательное
  • Одушевленное/неодушевленное
  • Род
  • Склонение
  • Число
  • Падеж
  • Член предложения

(На) траве

  1. Им.сущ., предмет, где?
  2. Н.ф. – что? трава, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., ед.ч., П.п.,
  3. Дополнение.

Имя прилагательное

Начальная форма (мужской род, ед. ч., И.п.).

  • число,
  • род (в ед. ч.),
  • падеж.
  • Член предложения

Золотая (осень)

  1. Им.прил., признак предм., какая?
  2. Н.ф. – какой? Золотой, ед.ч., ж.р., И.п.
  3. Определение.

Глагол

  • Совершенный/несовершенный вид
  • Спряжение
  • время,
  • число,
  • лицо,
  • род (в прошедшем времени единственного числа).
  • Член предложения

Напишу (письмо)

  1. Глаг., действие, что сделаю?
  2. Н.ф. – написать, соверш.в., 1 спр., б.в., ед.ч., 1 л.
  3. Сказуемое.

Имя числительное

  • Простое/ составное,
  • Количественное/ порядковое,
  • разряд (для количественных)
  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (если есть).

Десять (гектаров)

1. Числит., сколько? число

2. Н. ф. — десять,  прост., колич.,целое. В.п.

3. Обстоятельство.

Местоимение

  • разряд по значению;
  • лицо (для личных).
  • род (если есть);
  • число (если есть).
  • падеж;
  • Член предложения

(Дать) мне 

1. Мест., предмет, кому?

1. Н. ф. — я, личн., ед. ч., Д.п..

3. Дополнение.



Предварительный просмотр:

Склонение имен существительных

ПАДЕЖ

вспомогательное слово

вопросы

предлоги

ОКОНЧАНИЯ

единственное число

мн. число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

И.п.

есть

Кто? Что?

------

А,Я

О, Е,

Ь 

Ы, И, А, Я

Родительный

Р.п.

нет

Кого? Чего?

Откуда? Где?

от, до, из , без , у, для, около, с, ради, из-за, возле, подле

Ы, И

А,Я

И

ОВ, ЕВ, ЕЙ

Дательный

Д.п.

дарю

Кому? Чему? Куда? Где?

по, к

Е, И

У, Ю

И

АМ, ЯМ,

Винительный

В.п.

вижу

Кого? Что? Куда?

в, на, за, про, под, через, сквозь

У, Ю

А, Я,О,Е

Ь

Ы, И, А,Я, ЕЙ

Творительный

Т.п

доволен

Кем? Чем?

с, за, под, над, перед, между

ОЙ, ЕЙ, ою, ею

ОМ, ЕМ, ЁМ

Ю

АМИ, ЯМИ

Предложный

П.п.

думаю

О ком? О чём? Где?

о, об, в, на, при

Е, И

Е, И

И

АХ, ЯХ

Склонение имен существительных

ПАДЕЖ

вспомогательное слово

вопросы

предлоги

ОКОНЧАНИЯ

единственное число

мн. число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

И.п.

есть

Кто? Что?

------

А,Я

О, Е,

Ь 

Ы, И, А, Я

Родительный

Р.п.

нет

Кого? Чего?

Откуда? Где?

от, до, из , без , у, для, около, с, ради, из-за, возле, подле

Ы, И

А,Я

И

ОВ, ЕВ, ЕЙ

Дательный

Д.п.

дарю

Кому? Чему? Куда? Где?

по, к

Е, И

У, Ю

И

АМ, ЯМ,

Винительный

В.п.

вижу

Кого? Что? Куда?

в, на, за, про, под, через, сквозь

У, Ю

А, Я,О,Е

Ь

Ы, И, А,Я, ЕЙ

Творительный

Т.п

доволен

Кем? Чем?

с, за, под, над, перед, между

ОЙ, ЕЙ, ою, ею

ОМ, ЕМ, ЁМ

Ю

АМИ, ЯМИ

Предложный

П.п.

думаю

О ком? О чём? Где?

о, об, в, на, при

Е, И

Е, И

И

АХ, ЯХ

Склонение имен существительных

ПАДЕЖ

вспомогательное слово

вопросы

предлоги

ОКОНЧАНИЯ

единственное число

мн. число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

И.п.

есть

Кто? Что?

------

А,Я

О, Е,

 

Ь 

Ы, И, А, Я

Родительный

Р.п.

нет

Кого? Чего?

Откуда? Где?

от, до, из , без , у, для, около, с, ради, из-за, возле, подле

Ы, И

А,Я

И

ОВ, ЕВ, ЕЙ

Дательный

Д.п.

дарю

Кому? Чему? Куда? Где?

по, к

Е, И

У, Ю

И

АМ, ЯМ,

Винительный

В.п.

вижу

Кого? Что? Куда?

в, на, за, про, под, через, сквозь

У, Ю

А, Я,О,Е

Ь

Ы, И, А,Я, ЕЙ

Творительный

Т.п

доволен

Кем? Чем?

с, за, под, над, перед, между

ОЙ, ЕЙ, ою, ею

ОМ, ЕМ, ЁМ

Ю

АМИ, ЯМИ

Предложный

П.п.

думаю

О ком? О чём? Где?

о, об, в, на, при

Е, И

Е, И

И

АХ, ЯХ

Склонение имен существительных

ПАДЕЖ

вспомогательное слово

вопросы

предлоги

ОКОНЧАНИЯ

единственное число

мн. число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

И.п.

есть

Кто? Что?

------

А,Я

О, Е,

Ь 

Ы, И, А, Я

Родительный

Р.п.

нет

Кого? Чего?

Откуда? Где?

от, до, из , без , у, для, около, с, ради, из-за, возле, подле

Ы, И

А,Я

И

ОВ, ЕВ, ЕЙ

Дательный

Д.п.

дарю

Кому? Чему? Куда? Где?

по, к

Е, И

У, Ю

И

АМ, ЯМ,

Винительный

В.п.

вижу

Кого? Что? Куда?

в, на, за, про, под, через, сквозь

У, Ю

А, Я,О,Е

Ь

Ы, И, А,Я, ЕЙ

Творительный

Т.п

доволен

Кем? Чем?

с, за, под, над, перед, между

ОЙ, ЕЙ, ою, ею

ОМ, ЕМ, ЁМ

Ю

АМИ, ЯМИ

Предложный

П.п.

думаю

О ком? О чём? Где?

о, об, в, на, при

Е, И

Е, И

И

АХ, ЯХ



Предварительный просмотр:

Правила оформления дневника чтения.

1. Дата чтения.

2. Автор.

3. Название книги.

4. Жанр (сказка, рассказ, былина, миф, стихотворение, быль, сказ и т.п.)

5. Тема произведения (О чем?)

6. Главная мысль произведения.

7. Краткое содержание. (Несколько предложений)

8. Главные герои.

9. Понравилось произведение или нет. (Чем понравилось и почему не понравилось).

10. Понравившийся сюжет. (Можно рисунок).

11.Подпись родителей.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ДНЕВНИКА ЧТЕНИЯ.

26 октября.

В. А. Осеева «Три товарища», рассказ.

Тема дружбы.

Главная мысль – друг познается в беде.

Это рассказ о том, как Витя потерял свой завтрак. Его товарищи Миша и Коля с ним не поделились, а только ему посочувствовали. Володя оказался настоящим другом, он с Витей поделился своим бутербродом с маслом.

Главные герои: Витя, Володя, Коля и Миша.

Мне рассказ понравился, потому что он учит тому, что дружбу надо доказывать не на словах, а на деле. Не понравились Коля и Миша за жадность.

Подпись родителей.


Правила оформления дневника чтения.

1. Дата чтения.

2. Автор.

3. Название книги.

4. Жанр (сказка, рассказ, былина, миф, стихотворение, быль, сказ и т.п.)

5. Тема произведения (О чем?)

6. Главная мысль произведения.

7. Краткое содержание. (Несколько предложений)

8. Главные герои.

9. Понравилось произведение или нет. (Чем понравилось и почему не понравилось).

10. Понравившийся сюжет. (Можно рисунок).

11.Подпись родителей.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ДНЕВНИКА ЧТЕНИЯ.

26 октября.

В. А. Осеева «Три товарища», рассказ.

Тема дружбы.

Главная мысль – друг познается в беде.

Это рассказ о том, как Витя потерял свой завтрак. Его товарищи Миша и Коля с ним не поделились, а только ему посочувствовали. Володя оказался настоящим другом, он с Витей поделился своим бутербродом с маслом.

Главные герои: Витя, Володя, Коля и Миша.

Мне рассказ понравился, потому что он учит тому, что дружбу надо доказывать не на словах, а на деле. Не понравились Коля и Миша за жадность.

Подпись родителей.




Предварительный просмотр:

Требования к оформлению рефератов обучающихся

   

Реферат – это самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемого вопроса; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды не него.

Защита реферата — это краткий пересказ введения, заключения и основной части. В нем должны присутствовать, разумеется, в краткой форме, основные пункты введения, и последовательно излагаться содержание исследования, отображаться основные выводы и результаты. Реферат обязательно должен содержать историю вопроса.

К рефератам школьника, к ее оформлению предъявляются те же требования, что и к любой научной статье или отчету. Необходимо придерживаться стандартов и правил, выработанных за многие годы в научной литературе.

Требование к содержанию реферата

1. Содержание материала должно соответствовать теме реферата.

2. Изложение должно быть последовательным. Недопустимы нечеткие формулировки, речевые и орфографические ошибки.

3. В подготовке реферата необходимо использовать материалы современных изданий не старше 5 лет.

4. После цитаты или цифрового материала необходимо делать ссылку на источник, например [№ произведения по списку, стр.].

5. Обязательное наличие иллюстративного материала (таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и т.д.).

6. На весь иллюстративный материал должны быть ссылки в тексте.

7. Список литературы оформляется с указанием автора, названия источника, места издания, года издания, названия издательства, использованных страниц.

Требования к техническому оформлению работы.

  • Шрифт - Times New Roman, размер 14 кегль
  • Интервал полуторный
  • Границы сверху и снизу – 2 см: слева – 3 см, справа – 1,5 см
  • Нумерация страниц должна быть обязательно. На первой странице – титульном листе -  № страницы не ставится
  • В тексте необходимо установить функцию переноса слов
  • Оформление должно быть единообразным на протяжении всей работы, то есть используемые варианты выделений в тексте должны сохраняться во всех разделах работы.

Требования к структуре работы.

  • Титульный лист
  • Содержание
  • Введение (Дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, раскрываются цель и задачи работы, производится краткий обзор литературы и важнейших источников, на основании которых готовился реферат. Предполагаемый примерный объем введения составляет 1-2 страницы). 
  • Основное содержание работы (Кратко, но полно излагается материал по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждый смысловой блок (глава, параграф) должен быть озаглавлен. Отразите свою точку зрения по проблеме, которая основана на анализе научной литературы. Предполагаемый объем основной части - 10-15 страниц.)
  • Заключение. (В заключении необходимо сделать выводы и предложить свои рекомендации по проблеме. Должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. В нем должны содержаться выводы по результатам работы, а также информация о согласии или несогласии с авторами цитируемых работ, даны указания на то, кому могут быть интересны книги, тексты, рассмотренные в реферате. Заключение не должно превышать по объему введения. Объем заключения обычно составляет 1-3 страницы).
  • Список использованных источников и литературы
  • Приложения (если в них есть необходимость)

Титульный лист.

На нем должна быть отражена следующая информация:

  • Полное название учебного учреждения, город, область.
  • Название мероприятия
  • Название темы (оно должно отражать суть исследования и соответствовать поставленной цели).
  • Автор работы, класс
  • Научный руководитель (учитель какого предмета, должность)
  • Руководитель научного общества учащихся (учитель какого предмета, должность)
  • Год выполнения.

Внимание! Шапка на титульном листе должна быть обязательно. Для участников школьных секций НОУ она оформляется в соответствии с Уставом школы. Обязательно указать, что это научное общество учащихся.

 Например,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»

г. Ивантеевки Московской области

_______

Муниципальный конкурс исследовательских работ

Реферат

«Маскировка животных в природе»

Автор:

Иванова Мария,

ученица 4 класса Б

Научный руководитель:

Петрова Анна Михайловна,

учитель начальных классов.

Руководитель научного общества учащихся

Михайлова Надежда Александровна,

учитель начальных классов

2019 г.

Требование к оформлению содержания.

Пример:

Содержание

Стр.

Введение

3

Глава 1 …………………………

5

1.1 ………………………..

6

1.2 ………………………..

9

Глава 2 ………………………….

12

2.2 ………………………

13

2.3 ………………………

16

Заключение

18

Список использованных источников и литературы

20

Приложение

21

                                                                                                                           

После слов «введение», «заключение», «список используемых источников и литературы, а также после цифр, обозначающих нумерацию глав и подглав, точки не ставятся.

Требование к оформлению к разделу «Введение».

Введение должно содержать:

  • обоснование актуальности выбранной темы
  • цели работы
  • задачи
  • гипотеза
  • методы исследования

Обычно во введении содержится обзор литературы по интересующей автора проблеме. Особое внимание уделяется анализу источников, который показывает уровень понимания автором выбранной темы, правильность постановки цели.

Требование к оформлению к разделу «Основной текст».

Каждую главу необходимо начинать с новой страницы. Разделы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами. Подразделы должны иметь нумерацию, состоящую из номера раздела и подраздела, разделенные точкой.

Пример:

  1. ……

1.1.

1.2.

  Обратите внимание! Дословное воспроизведение какого-либо текста в виде цитаты, а также заимствования из источника или научной литературы  без оформления цитаты, обязательно должны сопровождаться ссылкой на источник информации и оформлением сноски, в которой необходимо привести те библиографические сведения и цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе, которые необходимы для его идентификации и поиска.

Сноски должны быть постраничными с точным указанием страниц, при этом сначала ставится заглавная буква С с точкой, а потом идут страницы.

Сноска делается следующим образом: курсор ставится в конце заимствованного текста, вверху, на панели инструментов, нажать Вставка, выбрать Ссылка, в Ссылке выбрать Сноска.

Пример:

Русская национальная идея – это не просто набор сухих фраз, с которыми согласно большинство населения, это «понятное всем духовное обоснование предназначения русского народа и само его раскрытие».[1]

Требование к оформлению к разделу «Заключение».

В заключении отражаются выводы, полученные в каждой главе. В целом автор должен подвести итоги своего исследования. Заключение – это только анализ автора о проделанной работе и ее итог: получилось или нет,  без цитат, сносок, заимствований. Также можно указать основные направления, по которым следовало бы продолжать научную работу в выбранном направлении.

Требование к оформлению к разделу

«Список использованных  источников и литературы».

Список составляется по категориям. В первую очередь описываются источники, справочные издания (словари). Обязательно указывать место и год выпуска книги, а также количество страниц.

Обратите внимание! Материалы из Интернета могут быть и в разделе Источники, и в других разделах списка.

Обязательно описание книг должно стоять в алфавитном порядке по фамилии автора. Нумерация сквозная через весь список.

Например:

Список использованных источников и литературы:

  1. Источники:
  1. Бердяев Н. Русская идея. Судьба России/Н.Бердяев//М., ООО: «Издательство В. Шевчук». – 2000.-541 с.
  2. Достоевский Ф. Дневник писателя/ Ф. Достоевский// htp://www.panasia.ru.
  3. Ельцин Б.Записки президента/ Б. Ельцин. – М.: Огонек, 1994.-416 с.

  1. Исследования:
  1. Внешняя политика Российской Федерации (1992-1999): Учебн. Пособие/Отв.ред. А Торкунов. – М.:РОССПЭН, 2000.-237 с.

III. Статьи:

  1. Алексеева Т., Капустин Б.Каковы идеологические условия общественного согласия в России?/ Т. Алексеева ,Б.  Капустин//Полис.-1997.-№3.-С. 42-46.

IV.Справочные издания:

       6. ……………

        

Добрые советы и рекомендации

В тексте используют авторское «мы», употребляющееся для «скромности» и ради объективности изложения.

Для научной речи характерно использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания. Такая черта научной речи, как точность, выражается в употреблении терминологии, однозначных слов.

Значительно облегчит описание содержания работы использование специальных функционально-синтаксических средств связи(«дежурных» фраз, словесных клише), наиболее подходящих для конкретного смысла изложения:

- последовательность развития мысли – например, вначале, во-первых, значит, итак, прежде всего и т.п.;

- одновременность – в то же время, вместе с тем, одновременно;

- противоречивость – однако, между тем, в то время как, тем не менее, но, в противном случае, в противоположность, в противоречие с, другой, иначе, по-другому;

- сравнение – аналогичный, идентичный, наибольший, наилучший, наименьший, по сравнению с ..., точно так, подобным образом;

- причинно-следственные отношения – следовательно, поэтому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же;

- дополнение и уточнение – в дополнение как, в остальном, к тому же, кроме того, больше всего, в большинстве случаев, в ситуации, в том числе, в узком смысле слова, в частности, при (во время);

- необходимость – следует, необходимо, нужно, надо;

- обобщение, вывод – в общих чертах, в основном, все это, таким образом в результате, значит, как видно, наконец, по результатам, следовательно, так что, таким образом, тем самым;

- переход от одной мысли к другой – прежде чем перейти ..., обратимся к...; все сказанное позволяет сделать вывод; подводя итог; следует сказать...;

- переход к изложенному выше – вышеописанный, вышеприведенный, полученный, предложенный, предшествующий, приведенный, разработанный, указанный, упомянутый;

- акцентирование – важно отметить, тем не менее, однако, но;

- перефразирование – другими словами, иными словами, иначе говоря.

Первая глава, как правило, носит теоретико-методологический характер. Здесь можно дать историю вопроса, показать степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы.

В первой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и др.

Вторая глава исследования представляет, как правило, аналитическую часть работы.

Автор реферата должен обратить особое внимание на формулировки выводов, сделанных в конце каждой главы. Выводы должны отражать результаты, полученные в данной главе и иметь соответствующее обоснование в ее тексте.

Эти выводы должны отвечать следующим требованиям:

- формулировки должны отражать конечные результаты, полученные в соответствующей главе;

- нецелесообразно приводить те положения, которые не связаны с целью работы и с изложением последующего материала;

- выводы должны быть краткими и в сжатом виде отражать существенные результаты, полученные в ходе работы над той или иной главой.

В основной части реферата должны быть правильно оформлены цитаты и должен быть соблюдаться относительный объем цитат к объему основной части работы. Должны быть правильно оформлены ссылки на источники литературы, например, [7,с. 8].

Используемая цитата должна удовлетворять следующим требованиям:

  • Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажения мысли автора. Какой-либо пропуск обозначается многоточием.
  • При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно производиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.
  • Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы.

Отрывки из критической литературы цитируются только тогда, когда они авторитетно подтверждают или авторитетно дополняют высказанное мнение.

В работах часто встречаются сокращения. Используют следующие виды сокращений:

- буквенные аббревиатуры. Составляются из первых букв полных наименований (например, МВФ);

- сложносокращенные слова (например, госсектор).

Номера рисунков, таблиц, формул могут быть сквозными по всему тексту или прикрепленными к соответствующей главе.

Таблицы и рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается, или на следующей странице. Название таблицы (рисунка) должно отражать содержание, быть точным, кратким. Название таблицы (рисунка) следует помещать над таблицей (под рисунком) слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире; точку в конце заголовка не ставят.

Например: Таблица 1 - Основные характеристики открытых акционерных обществ, образованных в процессе приватизации

Таблицы и иллюстрации нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать рисунки и таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы (рисунка) состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. При переносе части таблицы нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу не подводят.

Заголовок таблицы, слово «Таблица» и ее порядковый номер указывается один раз над первой частью таблицы, а над последующими частями пишется слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При этом повторяется боковик и головка, при размещении рядом - только головка.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Текст в таблице допускается печатать через один межстрочный интервал.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических и химических символов не допускается. Если данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Следует избегать вертикальной графы «Порядковый номер». При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера проставляются в боковике таблицы непосредственно перед их наименованием.

На все таблицы и рисунки в тексте должны быть ссылки. При ссылке на таблицу следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. На иллюстрации делаются ссылки либо в виде заключенного в круглые скобки выражения «(рисунок 1)», либо в виде оборота типа: «... как это видно из рисунка 1».

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при ее наличии, должно отражать ее содержание, быть точным и кратким.

 Заключение

В заключении систематизируются выводы по параграфам и главам. Заключение является своеобразным итогом всей работы. Оно должно содержать общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в работе, данные о практической эффективности от внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем. Все задачи, поставленные во введении должны найти отражение в заключении.

Недопустима ситуация, когда из заключения следует, что какая-либо из поставленных задач не решена.

        

Использованные источники:

https://poisk-ru.ru/s32281t8.html

https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/03/14/trebovanie-k-referatu

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/20/trebovaniya-k-shkolnomu-referatu


[1] Бердяев Н. Русская идея. Судьба Росси/Н. Бердяев//М., ООО: «Издательство В. Шевчук».-2000.-С.402.



Предварительный просмотр:

Памятка спряжения глаголов, правописание личных окончаний глаголов.

Личные окончания глаголов – система окончаний форм глаголов, указывающая на лицо и число глагола.

Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения – различаются личные окончания I и II спряжений.

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными. Ударные не требуют орфографической проверки, их спряжение определяется сразу (поёт-1 спр., говорит- 2 спр.). Безударные личные окончания проверяются неопределенной формой (инфинитивом) глагола: пЕТЬ – 1 спр., говорИТЬ – 2 спр.

Запомни, как правильно писать личные окончания глаголов!

число

лицо

местоимение

окончания

 1 спр.

1 спряжение

Глаголы-исключения 1 спряжения:

брИТЬ, стелИТЬ

- ЕТЬ

-АТЬ

-ЫТЬ

-УТЬ

-ОТЬ

-ИТЬ

болеть

играть

мыть

вернуть

молоть

брИТЬ

стелИТЬ

Ед.ч

1

Я

- у /- ю

болеЮ

играЮ

моЮ

вернУ

мелЮ

бреЮ

стелЮ

2

ТЫ

- ешь

болеЕШЬ

играЕШЬ

моЕШЬ

вернЕШЬ

мелЕШЬ

бреЕШЬ

стелЕШЬ

3

ОН, ОНА, ОНО

-ет

болеЕТ

играЕТ

моЕТ

вернЕТ

мелЕТ

бреЕТ

стелЕТ

Мн.ч

1

МЫ

- ем

болеЕМ

играЕМ

моЕМ

вернЕМ

мелЕМ

бреЕМ

стелЕМ

2

ВЫ

- ете

болеЕТЕ

играЕТЕ

моЕТЕ

вернЕТЕ

мелЕТЕ

бреЕТЕ

стелЕТЕ

3

ОНИ

- ут / -ют

болеЮТ

играЮТ

моЮТ

вернУТ

мелЮТ

бреЕТЕ

стелЕТЕ

число

лицо

местоимение

окончания

2 спр.

2 спряжение

Глаголы-исключения 2 спряжения:

вертеть, гнать, держать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, дышать, слышать.

- ИТЬ

- ЕТЬ

- ЕТЬ

-ЕТЬ

-ЕТЬ

-АТЬ

-АТЬ

-АТЬ

-АТЬ

говорИТЬ

вертЕТЬ

смотрЕТЬ

видЕТЬ

зависЕТЬ

слышАТЬ

дышАТЬ

гнАТЬ

держАТЬ

Ед.ч

1

Я

- у /- ю

говорЮ

верчУ

смотрЮ

вижУ

завишУ

слышУ

дышУ

гонЮ

держУ

2

ТЫ

- ишь

говорИШЬ

вертИШЬ

смотрИШЬ

видИШЬ

зависИШЬ

слышИШЬ

дышИШЬ

гонИШЬ

держИШЬ

3

ОН, ОНА, ОНО

-ит

говорИТ

вертИТ

смотрИТ

видИТ

зависИТ

слышИТ

дышИТ

гонИТ

держИТ

Мн.ч

1

МЫ

- им

говорИМ

вертИМ

смотрИМ

видИМ

зависИМ

слышИМ

дышИМ

гонИМ

держИМ

2

ВЫ

- ите

говорИТЕ

вертИТЕ

смотрИТЕ

видИТЕ

зависИТЕ

слышИТЕ

дышИТЕ

гонИТЕ

держИТЕ

3

ОНИ

- ат / -ят

говорЯТ

вертЯТ

смотрЯТ

видЯТ

зависЯТ

слышАТ

дышАТ

гонЯТ

держАТ



Предварительный просмотр:

Суффиксы глаголов

В основу слова не входят

В основу слова входят

Неопределенная форма

Прошедшее время

Суффикс возвратного значения

(постфикс)

Суффиксы 

несовершенного вида

Глагольные суффиксы

Часть корня Оканчивающиеся на

  • ЧЬ

- ТЬ

писаТЬ,

молчаТЬ,

пеТЬ

  • Л – 

прилетеЛ,

уходиЛа

-СЯ

смеялСЯ,

нравитСЯ

-ОВА-/ - ЕВА-

распро́бОВАть

советОВАть

облицЕВАть

-А-, -Е-, -И-, -О-

писАть

молОть

висЕть

пилИть

беречь, стричь, помочь

-ТИ

несТИ,

везТИ

-СЬ

улыбниСЬ, поклониСЬ

-ыва-/-ива-

отведЫВАть

подме́шИВАть

опаздЫВАть



Предварительный просмотр:

Заучи! Особенные буквы русского языка: Е, Ё, Ю, Я

ОДИН гласный звук обозначают после согласного, показатель мягкости согласного звука.

Е [Э]

Ё [О]

Ю [У]

Я [А]

ме  [м′э]

ре  [р′э]

се  [сэ]

те  [т′э]

мё  [м′о]

рё  [р′о]

сё  [с′о]

тё  [т′о]

мю  [м′у]

рю  [р′у]

сю  [с′у]

тю  [т′у]

мя  [м′а]

ря  [р′а]

ся  [с′а]

тя  [т′а]

лето [лэта] - 4 б., 4 зв.

полёт [палот]-5б, 5 зв.

Люба [луба] - 4 б., 4 зв.

мяч [мач] - 3 б., 3 зв.

ДВА звука:  мягкий согласный звук [Й] и гласный звук

Е [ЙЭ]

Ё [ЙО]

Ю [ЙУ]

Я [ЙА]

в начале слова

енот [йэнот]-4б, 5зв.

ёлка [йолка]-4б, 5зв.

юла [йула]-3б, 4зв.

яма [йама]-3б, 4зв.

после гласного звука

боец [байэц]-4б, 5зв.

поёт [пайот]-4б, 5зв.

моют [мойут]-4б, 5зв.

моя [майа]-3б, 4зв.

после  Ь и Ъ

платье[платйэ]-6б, 6зв.

льёт  [лйот]-4б, 4зв.

льют йут]-4б, 4зв. 

семья эмйа]-5б, 5зв.

Заучи! Особенные буквы русского языка: Е, Ё, Ю, Я

ОДИН гласный звук обозначают после согласного, показатель мягкости согласного звука.

Е [Э]

Ё [О]

Ю [У]

Я [А]

ме  [м′э]

ре  [р′э]

се  [сэ]

те  [т′э]

мё  [м′о]

рё  [р′о]

сё  [с′о]

тё  [т′о]

мю  [м′у]

рю  [р′у]

сю  [с′у]

тю  [т′у]

мя  [м′а]

ря  [р′а]

ся  [с′а]

тя  [т′а]

лето [лэта] - 4 б., 4 зв.

полёт [палот]-5б, 5 зв.

Люба [луба] - 4 б., 4 зв.

мяч [мач] - 3 б., 3 зв.

ДВА звука:  мягкий согласный звук [Й] и гласный звук

Е [ЙЭ]

Ё [ЙО]

Ю [ЙУ]

Я [ЙА]

в начале слова

енот [йэнот]-4б, 5зв.

ёлка [йолка]-4б, 5зв.

юла [йула]-3б, 4зв.

яма [йама]-3б, 4зв.

после гласного звука

боец [байэц]-4б, 5зв.

поёт [пайот]-4б, 5зв.

моют [мойут]-4б, 5зв.

моя [майа]-3б, 4зв.

после  Ь и Ъ

платье[платйэ]-6б, 6зв.

льёт  [лйот]-4б, 4зв.

льют йут]-4б, 4зв. 

семья эмйа]-5б, 5зв.

        



Предварительный просмотр:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/03b4/0000173b-ed19604d/img6.jpg

Использованные источники:

https://yandex.ru/images/search?pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-38.userapi.com%2Fc845121%2Fv845121251%2F8b02f%2FD8ZPvmhrBm8.jpg&text=способы%20проверки%20безударных%20гласных%20в%20корне%20слова&lr=21623&rpt=simage&source=wiz



Предварительный просмотр:

https://myslide.ru/documents_7/395445db56bfe1a7296b5fa5571ce926/img9.jpg

        https://fs00.infourok.ru/images/doc/175/200561/img5.jpg

Использованные источники:

https://yandex.ru/images/search?text=способы%20проверки%20парных%20согласных&stype=image&lr=21623&source=wiz&p=6&pos=190&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Ffs00.infourok.ru%2Fimages%2Fdoc%2F175%2F200561%2Fimg5.jpg