Районная творческая группа "Технология продуктивного чтения в начальной школе, как средство формирования правильной читательской деятельности"
Уважаемые коллеги. В этом учебном году (2018-2019) я являюсь руководителем Районной творческой группы по теме: «Технология продуктивного чтения в начальной школе, как средство формирования правильной читательской деятельности».
Все интересующие Вас материалы по работе группы Вы можете найти на этой страничке.
Данная тема появилась в связи с тем, что возникла следующая проблема: низкая компетентность учителей начальных классов в знании технологии продуктивного чтения и применении её на практике.
Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
1) умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) умение представлять информацию в виде схемы;
3) умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) умение ориентироваться на развороте учебника;
7) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;
Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре, в группах.
Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.
Несмотря на то, что это довольно известная педагогическая технология, не все владеют данной технологией на практике. Результат - ученики, которые не особенно интересуются чтением, не воспринимают литературные произведения во всей их глубине и красоте; не знают, как вести себя в различных ситуациях общения; с трудом решают текстовые математические задачи, потому что не могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными; недостаточно хорошо понимают стиль учебно–научных текстов, составляющих учебники русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и других школьных дисциплин. Таким образом, правильное чтение – это основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.
Великий И.В. Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.
Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагала работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению. Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской или Технология продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Цель: Оказать содействие в освоении учителями начальных классов технологии использования продуктивного чтения в начальной школе для дальнейшего ее применения.
Задачи:
Ø Исследовать теоретическую основу технологии продуктивного чтения в начальной школе.
Ø Ознакомить педагогов с методическими приемами организации продуктивного чтения (этапы работы и структуру урока продуктивного чтения).
Ø Сравнить признаки традиционного урока и урока продуктивного чтения.
Ø Изучить способы формирования продуктивной читательской деятельности, через проектную.
Ø Создать сборник конспектов уроков литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения.
Ожидаемые результаты: Повышение компетентности педагогов в области технологии продуктивного чтения как современной образовательной технологии.
Конечные результаты: сборник конспектов урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения.
Занятие 1
Занятие 2
Занятия 6-7: "Защита проектов" (конспекты педагогов-участников творческой группы, разработанные с применением технологии продуктивного чтения)
Конспекты уроков, разработанные педагогами-участниками творческой группы:
Сафиулина Н.А. МБОУ СШ №3: https://drive.google.com/file/d/16Cw7UA_WrPklFPWTH...
Харитонова А.С. МАОУ СШ №5:https://drive.google.com/file/d/1McIuMAYN_3lHGnKBd...
Минеева Е.Н. МБОУ СШ №7:https://drive.google.com/file/d/1MvRgFagHhhMV6fKdc...
Еремина Ю.Е. МБОУ СШ №11:https://drive.google.com/file/d/1lTsddETdYn35TtKaN...
Паршина Т.В., Шашина Е.В. МБОУ СШ №16:https://drive.google.com/file/d/1KE0mmLZFHBv5WF03n...
Шилина О.Н МБОУ СШ №1 г. Ворсма: https://drive.google.com/file/d/1MyEuYjLAkFT-NPGte...
Чеблукова С.В. МБОУ СШ №2 г. Ворсма: https://drive.google.com/file/d/18Kh3DrUC5RfocvhP8...
Носова В.П. МБОУ СШ №2 р.п. Тумботино:https://drive.google.com/file/d/1EkG7QNU2qOkJcAeSO...
Ундалова О.В. МБОУ СШ №2 р.п. Тумботино:https://drive.google.com/file/d/1DZWeAJiN-4a9jcvEc...
Прохорова И.М., Шишкина И.В. МБОУ СШ с. Таремское:https://drive.google.com/file/d/1vQXx-TyDS-Pa6REaF...
Лебедева Т.А. МБОУ ОШ д.Лаптево: https://drive.google.com/file/d/13AiTbkbBOV2hMgLbx...
Успенская Н.С. МБОУ СШ №9:https://drive.google.com/file/d/17DR7K_2EG-3WFE0GP...