Районная творческая группа "Технология продуктивного чтения в начальной школе, как средство формирования правильной читательской деятельности"

Кислюнина Наталья Андреевна

Уважаемые коллеги. В этом учебном году (2018-2019) я являюсь руководителем Районной творческой группы по теме: «Технология продуктивного чтения в начальной школе, как средство формирования правильной читательской деятельности».

Все интересующие Вас материалы по работе группы Вы можете найти на этой страничке.

Данная тема появилась в связи с тем, что возникла следующая проблема: низкая компетентность учителей начальных классов в знании технологии продуктивного чтения и применении её на практике.

Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

     Личностные УУД:

1) умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

   Регулятивные УУД:

1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

   Познавательные УУД:

1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) умение представлять информацию в виде схемы;

3) умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) умение ориентироваться на развороте учебника;

7) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

   Коммуникативные УУД:

1) умение слушать и понимать других;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре, в группах.

Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.

Несмотря на то, что это довольно известная педагогическая технология, не все владеют данной технологией на практике. Результат - ученики, которые не особенно интересуются чтением, не воспринимают литературные произведения во всей их глубине и красоте; не знают, как вести себя в различных ситуациях общения; с трудом решают текстовые математические задачи, потому что не могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными; недостаточно хорошо понимают стиль учебно–научных текстов, составляющих учебники русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и других школьных дисциплин. Таким образом, правильное чтение – это основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.

Великий И.В. Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.

Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагала работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных  (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.  Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской или Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Цель: Оказать содействие в освоении учителями начальных классов технологии использования продуктивного чтения в начальной школе для дальнейшего ее применения.

Задачи: 

Ø Исследовать теоретическую основу технологии продуктивного чтения в начальной школе.

Ø Ознакомить педагогов с методическими приемами организации продуктивного чтения (этапы работы и структуру урока продуктивного чтения).

Ø Сравнить признаки традиционного урока и урока продуктивного чтения.

Ø Изучить способы формирования продуктивной читательской деятельности, через проектную.

Ø  Создать сборник конспектов уроков литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения.

Ожидаемые результаты: Повышение компетентности педагогов в области технологии продуктивного чтения как современной образовательной технологии.

Конечные результаты: сборник конспектов урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения.

Занятие 1

 

Занятие 2

 
Занятие 3
 
 
Занятие 4
 
 
Уважаемые коллеги. По Вашим просьбам выкладываю ссылку на мой проект по чтению "Портфель читателя" (образец).
 
22 января в рамках работы районной творческой группы для педагогов был показан фрагмент урока с применением технологии продуктивного чтения по теме Л.Н.Толстой "Лев и собачка".
Перейдя по этой ссылки, Вы сможете посмотреть фрагмент урока: 
 
 
 
 
 

Занятия 6-7: "Защита проектов" (конспекты педагогов-участников творческой группы, разработанные с применением технологии продуктивного чтения)

Конспекты уроков, разработанные педагогами-участниками творческой группы:

Сафиулина Н.А. МБОУ СШ №3: https://drive.google.com/file/d/16Cw7UA_WrPklFPWTH...

Харитонова А.С. МАОУ СШ №5:https://drive.google.com/file/d/1McIuMAYN_3lHGnKBd...

Минеева Е.Н. МБОУ СШ №7:https://drive.google.com/file/d/1MvRgFagHhhMV6fKdc...

Еремина Ю.Е. МБОУ СШ №11:https://drive.google.com/file/d/1lTsddETdYn35TtKaN...

Паршина Т.В., Шашина Е.В. МБОУ СШ №16:https://drive.google.com/file/d/1KE0mmLZFHBv5WF03n...

Шилина О.Н МБОУ СШ №1 г. Ворсма: https://drive.google.com/file/d/1MyEuYjLAkFT-NPGte...

Чеблукова С.В. МБОУ СШ №2 г. Ворсма: https://drive.google.com/file/d/18Kh3DrUC5RfocvhP8...

Носова В.П. МБОУ СШ №2 р.п. Тумботино:https://drive.google.com/file/d/1EkG7QNU2qOkJcAeSO...

Ундалова О.В. МБОУ СШ №2 р.п. Тумботино:https://drive.google.com/file/d/1DZWeAJiN-4a9jcvEc...

Прохорова И.М., Шишкина И.В. МБОУ СШ с. Таремское:https://drive.google.com/file/d/1vQXx-TyDS-Pa6REaF...

Лебедева Т.А. МБОУ ОШ д.Лаптево: https://drive.google.com/file/d/13AiTbkbBOV2hMgLbx...

Успенская Н.С. МБОУ СШ №9:https://drive.google.com/file/d/17DR7K_2EG-3WFE0GP...

Гурьева М. В. МБОУ СШ №2 г. Ворсма: 
Новикова Л. К. МБОУ СШ № 2 г. Ворсма: https://drive.google.com/file/d/1RkS3kmxc6yywr6K8s...
Колбасова А.О. МБОУ Ясенецкая СШ: https://drive.google.com/file/d/18bYtAfasTw4egFM8K...
 
Отчет о работе творческой группы на РМО 2019 г.: