Сетевое муниципальное объединение "Читательская грамотность как системообразующий компонент функциональной грамотности" (для молодых педагогов) 2023-2024 уч.год

Кислюнина Наталья Андреевна

Уважаемые коллеги. В этом учебном году я являюсь руководителем муниципального сетевого объединения для молодых педагогов по теме "Читательская грамотность как системообразующий компонент функциональной грамотности".

Все интересующие Вас материалы по работе группы Вы сможете найти на этой страничке.

Мы живем в век компьютерных технологий, которые сильно повлияли на снижение уровня читательской культуры населения. У детей и взрослых пропал интерес к чтению, его заменил телевизор и компьютерные игры. Но мы забыли, что чтение - это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. В первом классе я всегда провожу анкетирование детей с целью выявления их отношения к чтению: «На кого ты больше похож: на человека, который любит читать, или человека, который не любит читать и почему?» И с каждым новым классом получаю все более удручающий результат: дети не любят читать. А значит моя главная задача, как педагога, найти такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у детей к чтению. Уже много лет я использую в своей работе технологию продуктивного чтения, разработанную профессором Н. Н. Светловской, которая считала, что «Современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда является читателем, поэтому должен не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать». Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации.

Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.

Несмотря на то, что это довольно известная педагогическая технология, не все владеют данной технологией на практике. Результат - ученики, которые не особенно интересуются чтением, не воспринимают литературные произведения во всей их глубине и красоте; не знают, как вести себя в различных ситуациях общения; с трудом решают текстовые математические задачи, потому что не могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными; недостаточно хорошо понимают стиль учебно–научных текстов, составляющих учебники русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и других школьных дисциплин. Таким образом, правильное чтение – это основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.

Великий И.В. Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.

Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагала работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных  (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.  Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской или Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Цель: Оказать содействие в освоении учителями начальных классов технологии использования продуктивного чтения в начальной школе для дальнейшего ее применения.

Задачи: 

Ø Исследовать теоретическую основу технологии продуктивного чтения в начальной школе.

Ø Ознакомить педагогов с методическими приемами организации продуктивного чтения (этапы работы и структуру урока продуктивного чтения).

Ø Сравнить признаки традиционного урока и урока продуктивного чтения.

Ø Изучить способы формирования продуктивной читательской деятельности, через проектную.

Ø  Создать сборник конспектов уроков литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения.

Ожидаемые результаты: Повышение компетентности педагогов в области технологии продуктивного чтения как современной образовательной технологии.

Конечные результаты: сборник конспектов урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения.

Материалы к занятию 1 https://disk.yandex.ru/d/s-B8HrBSXgld9Q 

Материалы к занятию №2: https://disk.yandex.ru/i/2P3BOLLlKNiiNQ 

Домашнее задание на январь: 

 

  1. Н.Носов «Живая шляпа» конспект урока.
  2. Памятка по подготовке к уроку Приложение 2.
  3. Рассмотреть структуру урока с применением технологии продуктивного чтения. (Бунеева Е.В.) (Памятка и структура в материалах занятия 2)

 

Материалы к занятию №3: https://disk.yandex.ru/d/6Qmga-5TXPU-IQ 

Домашнее задание на февраль:

1. Рассмотреть приемы продуктивного чтения.

2. Познакомиться со структурой урока "И.Крыловы "Ворона и лисица" и посмотреть видеурок.

3. Начать разрабатывать свой авторский урок (в рамках реализации школьной программы)  согласно приемам и технологии продуктивного чтения, как защита работы сетевого объединения.

 

Материалы к занятию №4:https://disk.yandex.ru/d/CKGp9a27C9C8Jw

В данном материале показана моя работа по созданию проекта "Портфель читателя", для приобщения младших школьников к чтению. Более подробно о данном проекте будет рассказано на следующем занятие.

Домашнее задание на март:

1. Познакомиться с проектом "Портфель читателя".

2. Попробовать найти и подготовить свои материалы (маршрутные листы, игры и т.д.), способствующие формированию у  учеников интереса к чтению.

 

3. Начать разрабатывать свой авторский урок (в рамках реализации школьной программы)  согласно приемам и технологии продуктивного чтения, как защита работы сетевого объединения.

 

Открытый урок: "Лев и собачка" : https://drive.google.com/file/d/158HeQ4EOH1HcU2TTM...