Аксиологический подход

Эпова Анастасия Олеговна

Ценностный подход на уроках истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Аксиологический подход37 КБ

Предварительный просмотр:

Аксиологический подход в преподавании истории и обществознания.

Аксиологический подход – это инструмент, отражающий суть гуманистической педагогики: здесь человек, личность рассматривается как наивысшая ценность общества, самоцель общественного развития. Собственно, аксиологический подход в педагогике можно назвать новой философией образования и методологии. Фундаментом аксиологического подхода служит утверждение о взаимозависимости и взаимодействии мира. Согласно нему, все жизненное пространство являет собой мир целостного человека, в связи с чем необходимо видеть общность, объединяющую человечество, но и дающую характеристику каждой отдельной личности. Гуманистическая ориентация на ценности – это некий аксиологический двигатель, приводящий в движение прочие звенья ценностной системы.

Потребности одинаковы для большей части людей. Кто-то может полагать, что самовыражение ценнее любви, кто-то ради чувства сопричастности к группе готов отказаться от определенных обязанностей безопасности (подросток в криминальной структуре), кто-то ради великой идеи своей страны или своих близких готов пожертвовать жизнью или свободой.

Ценности определяются не только потребностями и нуждами человека, они связаны и с его интересами. Многие ценности человек получает по наследству от тех традиций, в которых он был воспитан. Традиция сохраняет и передает собственные ценности. Традиции бывают политическими, религиозными, профессиональными, национальными (русские, французские и т.д.).

При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы обучающийся понимал, что и как он изучает сегодня, какова будет тема следующего занятия и каким образом полученные знания могут быть использованы в повседневной жизни;

- перед изучением новой темы с помощью картинок в электронной презентации или вопросов, заданий предлагается угадать, какая тема будет изучаться, придумать «толстые» вопросы по теме. Другим обучающимся необходимо ответить на поставленные вопросы. Данный прием позволяет обучающимся понять и цели урока, и место данного занятия в теме, курсе.

- иногда дается опережающее задание обучающимся самостоятельно изучить параграф учебника и составить тезисы этого параграфа или развернутый план ответа.  Данный прием позволяет определить главное в параграфе, пункте, разделе. В этом случае обучающиеся как бы «пропускают материал через себя», воспринимают его более осмысленно;

- обучающиеся привлекаются к предметным олимпиадам, которые включают в себя применения не только знаний школьного курса, но и дополнительного материала, предметной логики.

- представляются обучающимся вопросы, связанные с военной тематикой. Данные задания требуют от ребят смекалки, умения ориентироваться в военной обстановке;

- одним из путей ценностно-смысловых компетенций являются уроки – семинары, конференции и пресс - конференции, дискуссии, в основе которых лежит технология проблемного обучения, исследовательская деятельность.

Основу обучения составляет не простое запоминание, а участие ученика в приобретении информации, которое реализуется через нетрадиционные виды учебной деятельности, использование таких приемов и технологий, как синквейн, портфолио, компьютерные презентации.

Учащиеся составляют синквейны на разных исторических деятелей – Ивана Грозного, Петра I, Александра III, И.Сталина, и др., что позволяет полнее отразить глубину понимания описываемого явления, роли личности в истории. В ходе творческой деятельности обеспечивается не только успешное усвоение учебного материала учениками, но идет их интеллектуальное, нравственное развитие.

Для развития ценностных ориентаций в процессе образования используются педагогические технологии и методы, которые реально воздействуют на развитие ценностных ориентаций. К таким методам относятся проблемное обучение, метод проектов, обучение на основе межпредметной интеграции, деловые игры, развитие способностей к самостоятельной работе.

Изучая исторические личности, с обучающимися обсуждаю следующие вопросы: «Как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к революции, Смуте?»,

«Как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?» Обучающиеся по-разному отвечают на каждый из этих вопросов. При этом можно наблюдать, как у них происходит формирование духовных ценностей. Настоящее воспитание историей заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли.

Рассказывая о выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, привлекаю яркие красочные воспоминания современников, фрагменты художественной литературы. Как на уроках о войне 1812 года обойтись без Толстого? Как не процитировать «Бородино»? Можно ограничиться сухой фразой из учебника: «в армии усиливается недовольство затянувшимся отступлением». А можно и так: «Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, ворчали старики: «Что ж мы, на зимние квартиры? Не смеют что - ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» Не надо бояться брать себе в помощники поэтов и писателей. И тогда уроки истории станут образными, а значит, и более запоминающимися и воспитывающими.

Большим подспорьем при выборе материала является разнообразная кино, видео и мультимедийная продукция. Самый благодатный материал по патриотическому, духовно- нравственному воспитанию содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы создаю определенный эмоциональный настрой. Связь с историей Отечества отражается в жизни и судьбах предков. С большим интересом обучающиеся выполняют исследовательские проекты о своей семье. Работая над проектами «Летопись моей семьи», «Пусть память верную хранят и наших внуков внуки…», «История моей семьи в истории моей страны», обучающиеся познают самих себя, свой род, свою малую родину, историю страны. Именно в семье закладываются первые и наиболее прочные установки гражданской позиции личности.

На уроках обществознания как нигде уместны дискуссия и споры. Во время проведения деловых игр «Я будущий избиратель», «Дебаты», создаю проблемные ситуации. Это способствует развитию у обучающихся умения отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это тоже качества гражданина. При изучении темы «Почему важны законы» в 7 классе проводится дискуссия «Какие законы нам нужны». При изучении темы «Право на труд. Трудовые правоотношения» в 9 классе предлагается ситуационное задание, по которому проводится дискуссия «Права несовершеннолетних при трудоустройстве». Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Обучающиеся овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие.

 Уроки обществознания и истории являются средствами познания человеком действительности, формирования нравственности и социальной активности людей. Пережить и осмыслить великие события, раскрыть роль личности, осознать историческую миссию человека, его место в сегодняшнем и завтрашнем дне - одна из задач современного урока.