Материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Эпова Анастасия Олеговна

Лекции и практические задания для подготовки к экзаменам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел «Политика»

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

4.1

Понятие власти

4.2

Государство, его функции

4.3

Политическая система

4.4

Типология политических режимов

4.5

Демократия, её основные ценности и признаки

4.6

Гражданское общество и государство

4.7

Политическая элита

4.8

Политические партии и движения

4.9

Средства массовой информации в политической системе

4.10

Избирательная кампания в Российской Федерации

4.11

Политический процесс

4.12

Политическое участие

4.13

Политическое лидерство

4.14

Органы государственной власти Российской Федерации

4.15

Федеративное устройство Российской Федерации

Что нужно знать/уметь по теме

ЗНАТЬ:

основные понятия: власть, государство, политическая система общества, политический режим, демократия, гражданское общество, правовое государство, политическая партия, политическая элита, политическое лидерство, избирательная система, избирательная кампания, политический процесс, средства массовой информации;

типологии (классификации) форм правления, форм государственного устройства, политических режимов, политических режимов, общественно-политических организаций, политического участия, органов государственной власти Российской Федерации;

УМЕТЬ:

характеризовать с научных позиций власть, политическую деятельность, политические отношения, государство и его функции, подсистемы политической системы общества, формы правления, формы государственного (территориального) устройства, политические режимы, демократию, её основные ценности и признаки, деятельность гражданского общества, признаки правового государства, политические партии и их роль в жизни общества, роль средств массовой информации в политической жизни общества, политическое поведение, формы политического протеста, причины и опасность абсентеизма; роль политической идеологии в обществе; основные идейно-политические течения современности; особенности политического процесса в современной России, систему органов государственной власти в Российской Федерации; статус и полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками форм правления, форм государственного (территориального) устройства, подсистем политической системы общества, политическими институтами, формами политического участия, политическими партиями, избирательными системами, типами лидерства, полномочиями органов государственной власти Российской Федерации;

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных в рамках раздела «Политика» социальных объектов;

раскрывать на примерах признаки и функции государства, функции политической системы общества, признаки различных политических режимы, ценности и признаки демократии, деятельность институтов гражданского общества, взаимодействие гражданского общества и государства, функции политический партий, роль СМИ в политической системе, особенности политического процесса, формы политического участия, функции политического лидерства, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, федеративное устройство Российской Федерации;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию в рамках раздела «Политика»;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения знания, полученного в рамках раздела «Политика»;

формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам в рамках раздела «Политика»;

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу по темам «Понятие власти», «Государство», «Форма государства», «Политическая система», «Типология политических режимов», «Демократия, её основные ценности и признаки», «Гражданское общество», «Политическая элита», «Политические партии и движения», «Средства массовой информации в политической системе», «Политический процесс», «Избирательные системы», «Политическое участие», «Политическое лидерство», «Форма государства Российской Федерации», «Президент Российской Федерации», «Правительство Российской Федерации», «Федеральное Собрание Российской Федерации», «Федеративное устройство Российской Федерации»;

применять знания, полученные в рамках раздела «Политика», в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Уроки «Российской электронной школы»

1. Политическая деятельность. (11класс. Урок 26)

https://resh.edu.ru/tv-program/archive/309 

2. Политическая система. (11класс. Урок 27)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5577/start/227145/ 

3. Форма государства. (11класс. Урок 28)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4164/start/227204/ 

4. Гражданское общество и правовое государство. (11класс. Урок 29)  

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6093/start/227420/ 

5. Избирательная система. (11класс. Урок 30)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5643/start/87512/ 

6. Политическая элита и политическое лидерство. (11класс. Урок 31)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6141/start/289730/ 

7. Политическая идеология. (11класс. Урок 32)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4886/start/227482/ 

8. Политические партии. (11класс. Урок 33)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4887/start/299901/ 

9. СМИ в политике. (11класс. Урок 35)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4196/start/227543/ 

10. Тематический раздел «Политика» (Урок 5. Часть 1)

https://resh.edu.ru/tv-program/archive/309 



Предварительный просмотр:

Раздел «Право»

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

5.1

Право в системе социальных норм

5.2

Система российского права. Законотворческий процесс

5.3

Понятие и виды юридической ответственности

5.4

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации

5.5

Законодательство Российской Федерации о выборах

5.6

Субъекты гражданского права

5.7

Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

5.8

Имущественные и неимущественные права

5.9

Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора

5.10

Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака

5.11

Особенности административной юрисдикции

5.12

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

5.13

Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

5.14

Споры, порядок их рассмотрения

5.15

Основные правила и принципы гражданского процесса

5.16

Особенности уголовного процесса

5.17

Гражданство Российской Федерации

5.18

Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба

5.19

Права и обязанности налогоплательщика

5.20

Правоохранительные органы. Судебная система

Что нужно знать/уметь по теме

ЗНАТЬ:

основные понятия: право, система права, законотворческий процесс, юридическая ответственность, конституционный строй, субъекты гражданского права, организационно-правовые формы юридических лиц, имущественные права, неимущественные права, трудовой договор, брак, брачный договор, гражданский процесс, уголовный процесс, судопроизводство, гражданство, воинская обязанность, альтернативная гражданская служба; структурные элементы системы российского права

УМЕТЬ:

характеризовать с научных позиций право в системе социальных норм, систему российского права, законотворческий процесс, признаки и виды юридической ответственности Конституцию Российской Федерации, основы конституционного строя Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о выборах, субъектов гражданского права, организационно-правовые формы юридических лиц, имущественные и неимущественные права, порядок приёма на работу, порядок заключения трудового договора, основания прекращения (расторжения) трудового договора, правовое регулирование отношений супругов, порядок и условия заключения брака, порядок и условия расторжения брака, особенности административной юрисдикции, право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты, международную защиту прав человека в условиях мирного и военного времени, основные принципы гражданского процесса, лица, участвующие в гражданском процессе, особенности уголовного процесса, сторону обвинения, сторону защиты, меры пресечения, принципы гражданства Российской Федерации, приём в гражданство Российской Федерации по общему правилу, воинскую обязанность, основания освобождения от призыва на военную службу, основания предоставления отсрочки от призыва на военную службу, право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, права и обязанности налогоплательщика, правоохранительные органы, судебную систему;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками источников права, нормативных правовых актов, видов юридической ответственности, субъектов правоотношений, организационно-правовых форм юридических лиц, оснований приобретения права собственности, видов судопроизводства, правоохранительных органов;

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) социальных объектов, изученных в рамках раздела «Право»;

раскрывать на примерах виды юридической ответственности, основы конституционного строя Российской Федерации, субъекты гражданского права, организационно-правовые формы юридических лиц, имущественные и неимущественные права, способы защиты гражданских прав, порядок приёма на работу, права и обязанности работника и работодателя. содержание трудового договора, документы, предъявляемые при заключении трудового договора, дисциплинарные взыскания, расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию), расторжение трудового договора по инициативе работодателя, прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, условия заключения брака, обстоятельства, препятствующие заключению брака, порядок расторжения брака, личные права и обязанности супругов, законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов (брачный договор), права и обязанности родителей и детей, административные правонарушения и наказания, преступления и уголовные наказания, стороны гражданского процесса, приём в гражданство Российской Федерации по общему правилу, воинскую обязанность, основания освобождения от призыва на военную службу, основания предоставления отсрочки от призыва на военную службу, право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, права и обязанности налогоплательщика, правоохранительные органы, судебную систему;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию в рамках раздела «Право»;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения правовых норм;

формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний в рамках раздела «Право» собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу по теме «Право в системе социальных норм», «Система права», «Юридическая ответственность», «Конституция Российской Федерации», «Субъекты гражданского права», «Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в Российской Федерации», «Имущественные и неимущественные права», «Трудовой договор в Российской Федерации», «Институт брака в Российской Федерации», «Особенности административной юрисдикции в Российской Федерации», «Охрана окружающей среды в Российской Федерации», «Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)», «Споры, порядок их рассмотрения в Российской Федерации», «Основные правила и принципы гражданского процесса в Российской Федерации», «Особенности уголовного процесса в Российской Федерации», «Гражданство Российской Федерации», «Воинская обязанность в Российской Федерации», «Альтернативная гражданская служба в Российской Федерации», «Судебная система Российской Федерации».

применять знания, полученные в рамках раздела «Право», в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Нормативные правовые акты.

Конституция Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). Гл. 2 ,Гл. 3 (Ст. 17–28), Гл 4. (Ст.48–50), Гл. 6, 8.

Трудовой кодекс Российской Федерации. Гл. 2, 11, 13, 19, Ст. 192, 42.

Семейный кодекс Российской Федерации. Гл. 3, 4, 6–8, 11, 12.

Уголовный кодекс Российской Федерации. Ст. 44.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Гл.2,3.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Гл. 1, 4.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Ст. 21, 23.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Гл. 1, 4 (ст. 38).

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Гл. 2, 5–8, 12–14.

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Ст. 1–5.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Ст. 1, 2, 7, 9, 22–25.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Ст. 3–5, 8, 11–13.

Уроки «Российской электронной школы»

1. Право в системе социальных норм. (Урок 23. 10 класс.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4038/start/226434/ 

2. Система российского права. (Урок 24. 10 класс.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5641/start/205600/ 

3. Законотворческий процесс. (Урок 25. 10 класс.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4692/start/11860/ 

4. Источники права. (Урок 26. 10 класс.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5483/start/226465/ 

5. Правоотношения и правонарушения. (Урок 27. 10 класс.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5843/start/13251/ 

6. Гражданство Российской Федерации. (Урок 28. 10 класс.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4693/start/84726/ 

7. Воинская обязанность. (Урок 29. 10 класс.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4694/start/226496/ 

8. Права и обязанности налогоплательщиков. (Урок 30. 10 класс.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5813/start/205693/ 

9. Гражданские правоотношения. (Урок 31. 10 класс.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4695/main/227393/ 

10. Правовая культура. (Урок 32. 10 класс.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5844/start/205724/ 

11. Наследование. (Урок 33. 10 класс.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6092/start/101449/ 

12. Право собственности. (Урок 34. 10 класс.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4696/start/205755/ 

13. Занятость и трудоустройство. (Урок 3. 11 класс.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6135/start/205848/ 

14. Процессуальное право. Гражданский процесс. (Урок 4. 11 класс.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4081/start/205880/ 

15. Уголовный процесс. (Урок 5. 11 класс.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5642/start/299871/ 

16. Особенности административной юрисдикции. (Урок 7. 11 класс.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6136/start/227603/ 

17. Международное гуманитарное право. (Урок 8. 11 класс.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4880/start/99071/ 

18. Тематический раздел «Право». (Урок 6. Часть1.)

https://resh.edu.ru/tv-program/archive/380 



Предварительный просмотр:

Политический режим

Политический (государственный) режим – совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления государственной власти.

Различают два вида (типа) политических (государственных) режимов – демократический и недемократический.

Демократия (греч. demokratia, буквально – народовластие, от demos – народ и kratos – власть) – политический режим, основанный, на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти.

В условиях демократии законом гарантированы и защищены права и свободы человека и гражданина. Для демократических государств характерен политический плюрализм (от лат. – множество) – разнообразие политических идей, программ и возможность свободно их отстаивать в том числе через различные политические партии. Все граждане равноправны. Регулярно на конкурентной основе проводятся выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, что обеспечивает периодическую сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям. Характерна так же политика гласности, открытости для гражданского общества. Демократия предполагает принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинств. Прямая демократия предполагает непосредственное участие населения в решении вопросов государственной жизни путем всенародного голосования (референдума). Представительная демократия характеризуется участием народа в делах государства через выбранных представителей, подотчетным избирателям (через депутатов центральных и местных органов власти).

Недемократические режимы.

Тоталитарный режим

Авторитарный режим

«Всеобщее» государство осуществляет тотальный (всеобъемлющий) контроль всех сторон жизни граждан, включая частную жизнь.

Государство жёстко контролирует политическую жизнь общества

Права и свободы граждан декларируются, но не соблюдаются, произвол властей

Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере

Единственная общеобязательная официальная идеология

Доминирование официальной идеологии, другие идеологии допускаются

Однопартийная система

Правящая партия огосударствлена / партии могут отсутствовать

Отсутствуют условия для существования оппозиции

Деятельность оппозиции ограничена жесткими рамками

Централизованная экономика

В экономике имеется мощный государственный сектор / свободная рыночная экономика  с минимальным участием государства

Политический режим

Политический (государственный) режим – совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления государственной власти.

Различают два вида (типа) политических (государственных) режимов – демократический и недемократический.

Демократия (греч. demokratia, буквально – народовластие, от demos – народ и kratos – власть) – политический режим, основанный, на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти.

В условиях демократии законом гарантированы и защищены права и свободы человека и гражданина. Для демократических государств характерен политический плюрализм (от лат. – множество) – разнообразие политических идей, программ и возможность свободно их отстаивать в том числе через различные политические партии. Все граждане равноправны. Регулярно на конкурентной основе проводятся выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, что обеспечивает периодическую сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям. Характерна так же политика гласности, открытости для гражданского общества. Демократия предполагает принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинств. Прямая демократия предполагает непосредственное участие населения в решении вопросов государственной жизни путем всенародного голосования (референдума). Представительная демократия характеризуется участием народа в делах государства через выбранных представителей, подотчетным избирателям (через депутатов центральных и местных органов власти).

Недемократические режимы.

Тоталитарный режим

Авторитарный режим

«Всеобщее» государство осуществляет тотальный (всеобъемлющий) контроль всех сторон жизни граждан, включая частную жизнь.

Государство жёстко контролирует политическую жизнь общества

Права и свободы граждан декларируются, но не соблюдаются, произвол властей

Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере

Единственная общеобязательная официальная идеология

Доминирование официальной идеологии, другие идеологии допускаются

Однопартийная система

Правящая партия огосударствлена / партии могут отсутствовать

Отсутствуют условия для существования оппозиции

Деятельность оппозиции ограничена жесткими рамками

Централизованная экономика

В экономике имеется мощный государственный сектор / свободная рыночная экономика  с минимальным участием государства



Предварительный просмотр:

Раздел «Человек и общество»

1.13. Религия.

Религия – одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся еще в глубокой древности.

Слово «религия», пришедшее из латинского языка, переводится и объясняется учеными по-разному. Некоторые считают, что оно произошло от латинского relegere, что означает «относиться с особым почтением». Другие производят слово «религия» от латинского глагола religare, что означает «связывать», «соединять». Любая религия предполагает веру в наличие таинственной связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними. Религиозная вера – это еще и определенные эмоции человека (например, любовь, благоговение, страх), проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам.

Религия – это совокупность представлений, основанных на вере в существование сверхъестественных сил и их влияние на судьбу человека и общественную жизнь.

Роль религии в жизни общества.

Религия выполняет целый ряд значимых общественных функций. Она регулирует поведение людей в обществе. Во-первых, верующие должны соблюдать определенные правила, выполнять установленные религией действия (например, молиться, ограничивать себя в пище, развлечениях). Во-вторых, в религии объединяется нравственный опыт поколений людей и устанавливаются общие принципы сосуществования в обществе. Таковы, например, заповеди Моисея («не убий», «не укради» и т.п.), моральные принципы ислама, буддизма. Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию своих положительных качеств. Справедливо будет сказать, что религия воспитывает человека. Религия дает свой ответ на «вечные» человеческие вопросы: как возникла Земля? Откуда появился человек? Зачем человек пришел в этот мир? Что такое смерть? Что происходит с людьми после смерти? Что дальше будет происходить с нашей планетой?

Религия также снимает тяжелое психологическое состояние человека, позволяет ему почувствовать облегчение, приток сил. Конечно, религия не в силах решить многие реальные проблемы человека (болезни, материальные затруднения, семейные неурядицы), но она способна изменить отношение самого человека к этим проблемам, дать ему новые жизненные ориентиры и стимулы.

Религия способна избавить человека от одиночества, расширить круг его общения. Человек взаимодействует с другими верующими, он может найти себя, например, в предписываемой нормами многих религий помощи обездоленным. Важнейшим планом общения человека является его диалог с Богом и другими «небожителями», осуществляемый с помощью специальных обрядов и молитв.

История знает немало примеров того, как религия, религиозные деятели объединяли общество для решения какой-то значимой проблемы. Вспомним, например, о роли Преподобного Сергия Радонежского в борьбе Руси с ордынским завоеванием. Однако религия может порождать вражду между людьми, примером чему являются многочисленные религиозные войны и конфликты.

Мировые религии.

Мировые религии – религии с наибольшим числом верующих во всех странах и на всех континентах, независимо от их гражданства и этнической принадлежности.

Мировые религии охватывают огромное количество верующих. В современном мире насчитывается более двух миллиардов христиан, полутора миллиардов мусульман и трехсот миллионов буддистов, что составляет около половины всего населения земного шара. Следует отметить, что в России проживают представители всех мировых религий.

Буддизм – старейшая мировая религия, наиболее распространенная в Китае, Таиланде и других странах Юго-Восточной Азии. Российские центры буддизма находятся в Республиках Бурятии, Калмыкии и Тыве. В основе буддизма лежит учение о четырех благородных истинах: все в человеческой жизни есть страдание – рождение, жизнь, старость, смерть, любая привязанность и т.п.; причина страдания заключается в наличии у человека желаний, в том числе желания жить; прекращение страдания связано с освобождением от желаний; чтобы достичь этой цели, необходимо придерживаться восьмеричного пути спасения, включающего усвоение четырех благородных истин, принятие их как жизненной программы: воздержание от не относящихся к нравственной цели слов, непричинение вреда живому, превращение истинных действий в образ жизни, постоянный самоконтроль, отрешение от мира, духовное самопогружение. Следование этим путем ведет человека к нирване – состоянию отсутствия, преодолению страданий.

Христианство является второй по времени возникновения мировой религией. Вы помните, что выделяются три главных течения христианства: католицизм, православие и протестантизм. Христианство – это религия искупления и спасения. Христиане верят в милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради спасения которого в мир был послан Сын Божий Христос, который вочеловечился и принял смерть на кресте. Идея Богочеловека – Спасителя – центральная в христианстве. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы приобщиться к спасению.

В религиозной жизни современной России действуют все три направления христианства. Православие представлено Русской православной церковью, различными направлениями старообрядчества и другими религиозными организациями. Католицизм также имеет определенное число последователей. Протестантизм среди граждан России представлен как официальными церквями, например, лютеранской, так и сектантскими организациями (хотя их представители также нередко именуют себя церквями).

Ислам – самая поздняя по времени возникновения и вторая по числу верующих мировая религия – распространен преимущественно в арабских государствах (на Ближнем Востоке и в Северной Африке), в Южной и Юго-Восточной Азии (Афганистан, Пакистан, Индонезия и др.). В Росси ислам распространен среди жителей Татарстана и Башкортостана, республик Северного Кавказа, за исключением населения Северной Осетии – Алании, жители которой преимущественно исповедуют православие. Организационно мусульмане России возглавляются Центральным духовным управлением мусульман России и Европейских стран СНГ и Советом муфтиев России.

Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог Аллах передал людям устами пророка Мухаммеда при посредничестве ангела Джебраила священную книгу – Коран, являющийся непререкаемым авторитетом в духовной жизни, праве, политике и хозяйственной деятельности. Можно выделить пять важнейших предписаний Корана, которые обязан выполнять каждый мусульманин: знание символа веры; пятикратная молитва (намаз); соблюдение поста уразы весь месяц Рамадан; раздача милостыни; совершение паломничества в Мекку (хадж). Поскольку Коран содержит предписания, относящиеся ко всем сторонам жизни мусульман, уголовное и гражданское право многих исламских государств основано на религиозном законе – шариате.

 

Религия как социальный институт.

Религия как социальный институт представляет собой сложную систему, основными элементами которой являются религиозное сознание, религиозный культ, религиозная организация.

Религиозное сознание – специфическая форма общественного сознания, главным признаком которой является вера в наличие сверхъестественных сил, их влияние на судьбу человека и общества, возможность общения человека с этими силами; в истинность религиозных догматов, священных текстов, в религиозные авторитеты.

Религиозный культ (от лат. – почитание) – система символических форм и действий, с помощью которых верующие стремятся выразить свою приверженность той или иной религии или вступить в контакт со сверхъестественными силами. Например, крест является символом христианской религии, полумесяц – символом мусульманства; в христианстве обязательными считаются такие обряды, как крещение, венчание, отпевание усопших.

Религиозное объединение – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Запрещается деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.



Предварительный просмотр:

Раздел «Человек и общество»

1.14. Искусство.

Художественное творчество, соприкосновение с прекрасным, эмоциональное переживание от восприятия произведений искусства являются духовными потребностями человека.

В рамках культуры человек формирует разностороннюю картину окружающего мира: наука познает мир посредством достижения истины, мораль отражает его в категориях добра и зла, а искусство представляет объекты в художественно-образной форме. Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но, в отличие от науки, оно представляет эти характеристики в виде художественных образов. Художественный образ отражает видение творцом какого-либо объекта или явления действительности, отношение творца к этому явлению. В художественном образе объединяются позиция автора-творца, отношение исполнителя, восприятие зрителя.

Понятие «искусство» многозначно. Во-первых, искусство как мастерство, умение, ловкость (например, на уроках истории говорили об искусстве, т.е. мастерстве, древнерусских ремесленников). Во-вторых, искусство понимается как форма человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Именно во втором значении оно является одним из компонентов духовной культуры общества.

Искусство – 1) область культуры, связанная с образно-выразительным отражением окружающего мира и человека; 2) художественное творчество и его результаты; 3) мастерство в какой-либо деятельности.

Восприятие зрителем художественного образа может зависеть как от качеств его личности и жизненной ситуации, так и от социально-экономической и политической ситуации в обществе, уровня развития культуры. Поэтому нередко произведения искусства прошлого воспринимаются новыми поколениями совершенно иначе, чем автором и его современниками.

Виды искусства.

Виды искусства можно различать по среде, материалу, в котором реализуются художественные образы. Это например, звук в музыке, линии