Проектная работа и исследовательская деятельность

Эпова Анастасия Олеговна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Введение

Актуальность. Огромное значение в истории государства Российского сыграл дом Романовых. При правлении этой династии Россия смогла приобрести стабильную власть, пусть и на 300 лет. Присутствовали, как и победы, так и печальные поражения. Вовремя пребывания этой династии Россия стала империей и смогла выйти на международную арену и приобрести статус великой державы, с которой нужно было считаться. Золотой век литературы так же попадает на правление Романовых. Мы хорошо знаем имена Петра I, Екатерины Великой, Александра II и Николая II. Но никогда не задумываемся о том, кто стоял у истоков правления данной династии. Я выбрала именно такую тему проектной работы, потому что многие  считают, что историю очень сложно понять и выучить, в инфографике я собрала самую важную информацию для лёгкого и интересного изучения династии Романовых.

Цель проектной работы: создать серию инфографики «История семьи Романовых в лицах и фактах».

Задачи проектной работы:

1. Найти и обработать информацию по заданной теме проектной работы.

2. Улучшить навыки работы с источниками информации.

3. Представить собранный материал в виде инфографики.

Объект проектной работы: семья Романовых.

Предмет проектной работы: внутренняя и внешняя политика представителей императорского дома.

Методы исследования:

1.Поисково-теоретический

2.Практический

Гипотеза

Инфографика является одним из интересных и доступных способов изучения информации.

1. Династия семьи Романовых на Российском престоле.

1.1. Первое столетие Романовых: 1613–1725 гг.

Со времен X века Русью правила династия Рюриковичей. Это была сильная и могущественная династия, которая, казалось бы, никогда не прекратит своего существования, но 18 марта 1584 года умирает царь Иван IV Грозный. У него остаются два сына: Федор от первой жены Анастасии Романовны,  и малолетний царевич Димитрий, которому отец незадолго до смерти назначил в удел город Углич. Но после смерти всех сыновей Ивана Грозного началось Смутное время на Руси.

Смута сопровождалась появлением самозванцев, власть переходила из рук в руки, все это усиливалось иностранной интервенцией. Так смутное время продолжалось до 1613 года, когда 16-летний Михаил Федорович был торжественно провозглашен царем. 21 февраля 1613 года Михаил Федорович, сын митрополита Филарета, был провозглашен царем.2 мая 1613 г. новый царь торжественно въехал в Москву, посетил Успенский собор, в Архангельском соборе приложился к гробам прежних московских государей, подчеркнув преемственность своей власти от прежней законной династии. 11 июля, в канун своих именин, Михаил Федорович венчался на царство, основав династию, которая правила в России более 300 лет.  В сентябре 1624 г. царь женился на Марии Владимировне Долгорукой, но молодая царица умерла через три месяца после свадьбы. Для новых смотрин отобрали 60 самых красивых девушек, однако царь выбрал одну из прислужниц при этой церемонии – Евдокию Лукьяновну Стрешневу, дочь можайского дворянина. Свадьбу сыграли в феврале 1626 г. Царица родила семь дочерей и трех сыновей, но из мальчиков выжил только старший сын Алексей.

За время правления Михаила Федоровича границы государства расширились на востоке и в Сибири, наконец был заключен «вечный мир» с Польшей, по которому был возвращен Новгород, остальные земли оставались за Польшей. Вступившему на престол его сыну Алексею Федоровичу выпало расширить пределы страны на западе, освободить русские территории от Польши. В политике Алексею помогал сначала боярин Б.И. Морозов, который также устроил женитьбу царя на дочери дворянина Милославского Марии Ильиничне, а позже князь Н.И. Одоевский.

Одно из главных преобразований времени правления Алексея – церковная реформа Никона, которая повлекла за собой раскол, и на старообрядцев  обрушились жестокие преследования. Время царствования Алексея Михайловича считают преддверием петровских преобразований. 26 января 1676 года Алексей Михайлович скончался. На его место был благословлен старший сын Федор, которому было на тот момент 14 лет. Федор Алексеевич получил по тому времени хорошее образование. 25 июня 1682 года были венчаны на царство следующие сыновья Алексея Михайловича 16–летний Иван от Марии Милославской и 10–летний Пётр от Натальи Нарышкиной, но на самом деле правила царевна Софья. Когда Петру исполнилось семнадцать лет, он захватил власть и остался в истории как «Пётр Великий». 22 октября 1721 года Пётр принял титул Императора Всероссийского. Позже этот титул приняли и другие государства. Теперь Россия становилась Российской Империей. Большую часть своей жизни он посвятил военным походам. С детства обучался инженерному и артиллерийскому искусству, проявлял интересы к архитектуре, медицине, черчению и т. д. Во время военных кампаний Пётр I сумел получить новые территории в западной части (Лифляндия, Эстляндия, Финляндия), а также выход к Балтийскому морю. Наладил отношения со многими иностранными государствами.

Побывав в странах Западной Европы, он окончательно решил модернизировать страну. Преобразования и реформы Петра затронули почти все стороны государственной жизни: регулярная армия, военно–морской флот, новые государственный учреждения взамен старых, реформы в области образования и просвещения и многое другое. Благодаря Петру I Россия стала сильной европейской державой, которую признали другие государства. В 1725 году император тяжело заболел, он скончался так и не успев завещать престол. Так началось время Дворцовых переворотов. 

1.2. Второе столетие Романовых: 1725–1801 гг.

Ближайшее окружение Петра решило, что императрицей должна стать Екатерина Алексеевна. Так впервые на престоле оказалась женщина. Государственными делами Екатерина не занималась. Ею был учрежден Верховный тайный совет во главе с  Меншиковым, который выдал свою дочь Марию за предполагаемого наследника великого князя Петра. Вскоре Екатерина скончалась, и согласно ее завещанию власть переходила к Петру II. При этом Пётр скончался через два года и династия Романовых прекратилась по мужской линии.

Согласно завещанию Екатерины престол должен был перейти к двухлетнему сыну Анны Петровны или к Елизавете Петровне. Но Верховный тайный совет замыслил трон передать Анне Иоанновне. Десятилетнее правление Анны Иоанновны вошло в историю как бироновщина, т. к. её любимчик Эрнст Иоганн Бирон вместе с другими немецкими приближенными активно участвовали в государственных делах. После смерти Анны Иоанновны в 1740 году по её завещанию власть перешла в руки к сыну её племянницы Анны Леопольдовны, герцогу Курляндскому Иоанну Антоновичу, при регентстве Бирона. А после ареста Бирона, правительницей стала Анна Леопольдовна.

Благодаря заговору Елизаветы Петровны и поддержке со стороны Швеции и Франции, а также Преображенского полка, престол в 1741 году заняла дочь Петра Великого Елизавета. Правление Елизаветы отличилось значительным экономическим ростом, отменой смертной казни, основанием Московского университета, Академии художеств в Петербурге. Также в её правление Россия участвовала в Семилетней войне против Пруссии, которая так и не закончилась в связи со смертью императрицы в 1761 году.

Престол занял Карл Петр Ульрих, внук Петра I, известный как Пётр III. К началу царствования Пётр уже был женат на принцессе Софии Фредерике Августе, которая приняла в 1745 году православие с именем Екатерины Алексеевны.

Екатерина Алексеевна очень долго вынашивала мысль о государственном перевороте и захвате власти. И её в этом многие поддержали. «Рано утром 28 июня 1762 г. Екатерина в сопровождении братьев Орловых покинула Петергоф и направилась в столицу, где гвардейские полки стали приносить ей присягу как самодержавной императрице»  Петр III находившийся в это время за границей, узнав об этом, хотел отречься от престола, но верные слуги Екатерины задушили его. Так Екатерина стала русской императрицей и осталась в истории как Екатерина II Великая, а её правление «просвещенный абсолютизм». За время её правления страна достигла нового уровня. В результате двух русско–турецких войн Россия окончательно утвердилась на Черном море, были присоединены Причерноморские земли. Во внутренней политике были увеличены привилегии дворянства и укрепление крепостного права. Также Екатерина II способствовала развитию торговли и промышленности. Особое значение имела административная реформа, когда вместо 20 прежних губерний было учреждено 51 с разделением их на уезды. После смерти Екатерины в 1796 году, Павел сжигает завещание и становится у власти. Павел был противником реформ своей матери, поэтому оказавшись на престоле, он начал противоречивую политику. Вскоре против Павла был инициирован заговор, и в 1801 году его убили в собственной пастели. Так как Павел отменил закон о престолонаследии, власть перешла к его старшему сыну Александру.

1.3. Третье столетие Романовых: 1801– 1917 гг.

Александр вырос и был воспитан в доме Екатерины II, где она сама учила его читать и подбирала учителей.Став императором, он объявил, что будет управлять народом «по закону и сердцу своей премудрой бабки». Он имел либеральные взгляды, хотел уравнять все сословия перед законом и ввести их в совместную государственную деятельность. Александр впервые сделал попытку освобождения крестьян от крепостной зависимости. Во внешней политике Александр I славится за победу в Отечественной войне с Наполеоном.

После загадочной смерти Александра I в Таганроге в 1825 году, власть перешла к Николаю Павловичу, которого с детства готовили к военной службе. При Николае I, российское самодержавие достигает своего апогея. После смерти императора Николая II в 1855 году, его место занял старший сын Александр II, оставшийся в истории как «великий реформатор».

Александр Николаевич воспитывался как будущий царь. Вникал во все государственные дела. Александр понимал, что России нужны коренные изменения. На протяжении всей жизни он разрабатывал реформы и воплощал их в реальности. Одна из них была проведена 19 февраля 1861 года, впоследствии которую назвали «великой реформой». Размещено на referatwork.ru  Реформа отмены крепостного права положила начало развитию капиталистических отношений в экономике России. 

В ответ реформам началось широкое общественное движение молодежи, либералов, многие сословия были недовольны преобразованиями.  В 1866 году произошло первое покушение на Александра II, а через 15 лет 1 марта 1881 года  он был убит, так и не дав свершится некоторым идеям государя.

Вступивший на престол Александр III был почти полной противоположностью отцу. В историю он вошёл как царь–миротворец, т.к. за 13 лет его правления не было ни одного военного столкновения. Ему удалось стабилизировать политическое спокойствие и ускорить экономическое развитие. Александр III проводил политику контрреформ, что сделало его курс консервативным. Впервые появляются кружки, читающие и распространяющие идеи Карла Маркса. После смерти Александра III в 1894 году, его место занял сын Николай  II, судьба которого сыграла злую шутку с ним и его семьёй.

На время правления Николая II выпала Первая мировая война, революция и многочисленные забастовки. Русский народ требовал прав и свобод. Так вышел «Манифест 17 октября», появилась Государственная Дума, которая несколько раз прекращала свое существование, а потом вновь созывалась. Самодержавие и демократия не могли существовать одновременно. Нужно было что–то менять в стране, переходить на новый уровень. Все эти события стали рубежом в жизни императора.  2 марта 1917 г был подписан Акт об отречении государя императора Николая II от престола Российского и о сложении с себя верховной власти. Так династия Романовых отказалась от всяких притязаний на престол.

2. Создание серии инфографики «История семьи Романовых в лицах и фактах».

Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию.

Есть много онлайн-сервисов, которые упрощают создание инфографики. Вот некоторые из них: Easel.ly , Piktochart , Venngage , Creately и Сanva.

Для своего проекта я выбрала программу  Сanva.

Это очень популярный, но не полностью бесплатный сервис. У него есть большая библиотека шаблонов и изображений. Отдельный и немаловажный плюс – это наличие русскоязычного интерфейса. Помимо инфографики помогает создавать презентации, резюме, плакаты и многое другое.

Поэтапная работа создания инфографики в Canva:

1. Выбрала фон подходящий для темы моего проекта.

2. Нашла и оформила важную информацию о каждом правителе династии Романовых (краткая биография, внутренняя и внешняя политика, интересные факты из жизни и правления).

3.Выбрала шрифт и размер текста.

4. Выбрала фотографии и вставила их по середине листа.

5. Исправила все недочёты по оформлению и готовую инфографики распечатала на листах формата А4.

Заключение

За 300 лет правления династии Романовых было много потерь, и еще больше побед. Каждый правитель оставил свой особенный вклад в историю нашей страны. Каждый хотел укрепить наше государство, усилить влияние за рубежом, используя для этого все свои силы. Со времен Смутного времени, когда в 1613 году был избран Михаил Фёдорович, народ считал этот род «от Бога». Романовы появились как спасители русской земли от бед и разрушения. Несмотря на печальный конец царского дома Романовых, их история никогда не будет забыта.

Цель проектной работы достигнута, я создала серию инфографики.

Список использованных источников и литературы.

1. В. Балязин. Романовы. Семейные тайны русских императоров. М.: Просвещение. – 2008.

2. Е. Первушина. Судьба российских принцесс. От царевны Софьи до великой княжны Анастасии. М.: Центрполиграф. – 2017.

3. Э. Радзинский. История династии Романовых. Издательство АСТ. – 2018.

4.https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8&list=PL3T_w9DCDdZBm0VZA1P6kscK6tXM-nPWK – документальный сериал «Романовы». Режиссер Максим Беспалый. Создан при поддержке Министерства культуры РФ.

5. https://www.canva.com/ - онлайн-сервис Canva.



Предварительный просмотр:

Аннотация

Рабочая программа по Проектной деятельности, 10 класс

1. ФГОС СОО, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. (с изменениями и дополнениями: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1645 от29.12.2014, №1578 от 31.12.2015, №613 от 29.06.2017);

2. Учебный план МОАУГ №8 на 2021/2022 учебный год;

3. Годовой календарный учебный график МОАУГ №8 городского округа  г. Райчихинска 2021-2022 учебный год.

Цель проектно-исследовательской деятельности: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование навыков адаптации в условиях сложного, изменчивого мира; умение проявлять социальную ответственность; формирование навыков самостоятельного приобретения  новых знаний, работа над развитием интеллекта; навыки конструктивного сотрудничества с окружающими людьми.

Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа формирования учебной программы:

1. ФГОС СОО, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. (с изменениями и дополнениями: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1645 от29.12.2014, №1578 от 31.12.2015, №613 от 29.06.2017);

2. Учебный план МОАУГ №8 на 2021/2022 учебный год;

3. Годовой календарный учебный график МОАУГ №8 городского округа  г. Райчихинска 2021-2022 учебный год.

Цель проектно-исследовательской деятельности: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование навыков адаптации в условиях сложного, изменчивого мира; умение проявлять социальную ответственность; формирование навыков самостоятельного приобретения  новых знаний, работа над развитием интеллекта; навыки конструктивного сотрудничества с окружающими людьми.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;   готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.  

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

 Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности; структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы. Навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы; выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы; определять цель и задачи исследовательской и проектной работы; работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять           библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования; оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы; рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы; наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями; описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов; проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты; проводить измерения с помощью различных приборов; выполнять письменные инструкции правил безопасности; оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков,  формулирования выводов.

По окончании изучения курса «Индивидуальный проект» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

Календарно-тематическое занятие

Дата

Тема занятия

Основные виды деятельности

1

Определение темы исследовательской работы.

Знать понятие проектно-исследовательская деятельность. Знать структурные элементы проектно-исследовательской деятельности.

2

Актуальность исследования. Гипотеза и проблема исследования.

Знать понятие актуальности исследования. Уметь обосновывать его актуальность. Знать понятия гипотезы и проблемы исследования. Уметь приводить примеры формулировок гипотез исследования.

3

Предмет и объект исследования

Определять предмет и объект исследования.

4

Цель и задачи исследования

Знать понятия цели и задачи исследования. Уметь приводить примеры цели и задач исследования.

5

Формулирование гипотезы исследования

Формулировать гипотезу, определять методы исследования.

6

Определение методов исследования

7-15

Индивидуальная консультация. Работа над основной частью исследования.

Знать понятие актуальности исследования. Уметь обосновывать его актуальность.  Знать понятия гипотезы и проблемы исследования. Уметь приводить примеры формулировок гипотез исследования. Определять предмет и объект исследования. Знать понятия цели и задачи исследования. Уметь приводить примеры цели и задач исследования

16-25

Индивидуальная консультация. Работа над исследовательской частью работы.

Компьютерные технологии. Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. 

26-28

Выводы в исследовательской работе.

Характерные ошибки при написании выводов и заключения. Отличие выводов от заключения.

29-30

Заключение исследовательской работы. Требования к оформлению

Характерные ошибки при написании выводов и заключения. Отличие выводов от заключения.

31

Оформление списка литературы и источников.

Работа со справочной литературой. Методика поиска литературы. Последовательность поиска источника информации. Оформление списка литературы и источников.

32

Подготовка публичного выступления.

Знать способы представления информации.

33

Защита исследовательской работы

Демонстрация и представление исследовательской работы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуальный проект ученицы 9 «б» класса Улашук Есении «История на ленте времени» Руководитель Эпова А.О.

Слайд 2

«Лента времени» - это линия, на которой условно изображаются отдельные исторические события.

Слайд 3

Актуальность : данный проект имеет большую значимость в рамках школы, актуален, вызывает интерес у учащихся, проект направлен на активизацию познавательной деятельности, способствует развитию творческих и коммуникативных качеств. Цель проектной работы – создать дидактический материал – панно «Лента времени». Задачи проектной работы : 1. Систематизировать и расширить знания об измерении времени в истории; 2. Показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени; 3. Привлечь внимание к предмету история, пониманию измерения времени; 4. Подобрать фактический и теоретический материал для изготовления продукта проектной работы; 5. Оформить ленту времени.

Слайд 4

Объект проектной работы – лента времени. Предмет проектной работы – хронология. Продукт проектной работы – панно «Лента времени».

Слайд 7

Наш святой долг помнить и чтить подвиг своих предков!

Слайд 8

Каждый желающий может вклеить изготовленную своими руками карточку с датой и иллюстрацией к ней.



Предварительный просмотр:

Введение

Над этим полем бушевало пламя,

Был ураган железа и огня.
На этом поле танки сшиблись лбами, Заскрежетала о броню броня.

Как две разгоряченных встречных бури,
Столкнулись… «Тигр» попятился назад
Броня, которую ковали в Руре,
Сдалась броне, что выковал Урал.

Николай Истомин «Прохоровское поле».

Великая Отечественная война, как много в этом слове… В те годы произошло много сражений, и одним из них было сражение под Прохоровкой. Советская армия выиграла эту битву. В сражении учувствовали солдаты, у которых была вера в победу, любовь к Родине, мужество и героизм. В наше время не каждый бы смог проявить патриотизм, какой был у тех людей. Молодое поколение очень мало знает историю своего государства. Актуальность моей проектной работы заключается в том, что сражения Великой Отечественной войны являются одними из самых значимых в истории нашей страны.

Цель проектной работы – создать альбом «Сражение под Прохоровкой».

Задачи проектной работы:

1. Изучить историю сражения под Прохоровкой.

2. Подобрать фотографический и теоретический материал для альбома.

3. Найти информацию про русские и немецкие танки.

4. Соблюдать хронологию событий при создании альбома.

5. Качественно и аккуратно выполнить работу.

Объект проектной работы – ход военных действий сражения под Прохоровкой.

Предмет проектной работы – сражение под Прохоровкой.

Продукт проектной работы – альбом «Сражение под Прохоровкой».

1. Танковое сражение под Прохоровкой.

1.1. Подготовка к сражению русских и немецких войск.

В начале 1943 года немецкой и советской армиями проводились наступательные действия, которые привели к образованию выступа в центре советско-немецкого фронта, достигавшего в глубину 150 километров. Этот выступ и получил название «Курская дуга». В апреле обоим сторонам стало понятным, что скоро за этот выступ начнется одно из ключевых сражений, способное решить исход войны на Восточном фронте.

В германском штабе не было единого мнения. Гитлер долго не мог выработать точную стратегию действий на лето 1943 года. Многие генералы были против наступления в данный момент.

Сталину было известно о планах немцев, у него было численное преимущество в пехоте, танках, орудиях и авиации. Зная, как и когда немцы будут наступать, советские солдаты подготовили для их встречи оборонительные укрепления и обустроили минные поля, чтобы отбить атаку, а затем перейти в контрнаступление.

1.2. Ход сражения под Прохоровкой

«Великое танковое сражение» под Прохоровкой началось 12 июля 1943 года. Атаки начались сразу с западного и южного направлений. Четыре танковые дивизии наступали на западе и еще около 300 танков направлялись с юга. Бой начался рано утром, и советские войска получили преимущество, так как восходящее солнце светило немцам прямо в смотровые приборы танков.

Основная сила немецких танков заключалась в дальнобойных орудиях, которые в условиях ближнего боя были бесполезны, а сами танки очень медлительны, тогда как в этой ситуации многое решала маневренность.

Однако немцы все же дали серьезный отпор со своих противотанковых орудий, которые подорвали боевой дух русских танкистов – огонь был настолько плотным, что солдаты и танки не успевали и не могли формировать порядки.

Из воспоминаний П. Ротмистрова следует, что его армия должна была прорвать фронт и двигаться на Харьков (косвенно это подтверждается качественным составом армии, почти наполовину состоящей из лёгких танков и почти не имеющей тяжёлых), обходя германское танковое скопление, находящееся, по данным разведки, в 70 км от Прохоровки и «успешно атакуемое» в тот момент штурмовой авиацией. Первое столкновение в районе Прохоровки произошло вечером 11 июля. По воспоминаниям Ротмистрова, в 17 часов он вместе с маршалом Василевским во время рекогносцировки обнаружил колонну танков противника, которые двигались к станции. Атака была остановлена силами двух танковых бригад.

В 8 утра следующего дня советская сторона провела артподготовку и в 8:15 перешла в наступление. Первый атакующий эшелон насчитывал четыре танковых корпуса: 18-й, 29-й, 2-й и 2-й гвардейский. Второй эшелон составлял 5-й гвардейский мехкорпус.

В начале сражения советские танкисты получили некоторое преимущество: восходящее солнце слепило наступавших с запада немцев[19]. Очень скоро боевые порядки смешались. Высокая плотность боя, в ходе которого танки сражались на коротких дистанциях, лишила немцев преимущества более мощных и дальнобойных пушек. Советские танкисты получили возможность прицельно бить в наиболее уязвимые места тяжело бронированных немецких машин.

Когда советские танки во время контратаки вышли на дистанцию прямого выстрела своих орудий и их встретили плотным огнём противотанковые орудия немцев, то танкисты были просто ошеломлены. Под ураганным огнём было необходимо не только вести бой, но прежде всего психологически перестраиваться от рывка вглубь обороны противника к позиционной борьбе со средствами ПТО противника.

Восточнее района сражения наступала немецкая танковая группа «Кемпф», которая стремилась зайти наступающей советской группировке в левый фланг. Угроза охвата заставила советское командование отвлечь на это направление часть своих резервов.

Около 13 часов немцы вывели из резерва 11-ю танковую дивизию, которая совместно с дивизией «Мёртвая голова» нанесла удар по советскому правому флангу, на котором находились силы 5-й гвардейской армии. Им на подмогу были брошены две бригады 5-го гвардейского мехкорпуса и атака была отбита.

К 14 часам советские танковые армии стали теснить противника в южном направлении. К вечеру советские танкисты смогли продвинуться на 10 – 12 километров, оставив, таким образом, поле сражения у себя в тылу. Сражение было выиграно.

1.3. Итоги сражения под Прохоровкой.

Сражение под Прохоровкой закончилось 12 июля 1943 года.

Немецкие танки были практически полностью выведены из строя, уничтожены или попали в руки врага. Советская армия потеряла в пять раз больше солдат, тогда как немецкие потери были намного меньшими.

Потери танков с обеих сторон во время сражения под Прохоровкой в ходе Курской оборонительной операции:

около 250 советских танков;

70 немецких танков.

Это безвозвратные потери. Количество поврежденных танков было намного больше. В результате оборонительной операции советские войска вышли на линию, которую занимали до немецкого наступления, начавшегося 5 июля. Немцы же перешли в глубокую оборону.

2. Создание альбома «Сражение под Прохоровкой».

Я и мой руководитель проектной работы – Эпова Анастасия Олеговна долго думали, что же может стать продуктом проекта на тему «Великое танковое сражение под Прохоровкой в 1943 году». У нас было много идей, но мы остановились на одном очень интересном решении. Мы решили, что это будет фотоинформационный альбом. Как мы знаем, через альбом лучше воспринимается информация. Яркие картинки и текст запоминается в нашей голове лучше.

Что мне понадобилось для изготовления альбома:

  • Sketchbook
  • Ножницы
  • Скотч
  • Карандаш
  • Линейка
  • Черная гелиевая ручка
  • Обертка
  • Исторические фотографии

Итак, сначала я представила общую картину альбома, сделала зарисовки страниц. За основу альбома, взяла свой старый Sketchbook. Это блокнот с пустыми страницами для набросков. Открыв первую страницу, я наметила, где будет располагаться тема моего проекта. Красивым, аккуратным подчерком я написала сначала карандашом, а потом черной гелиевой ручкой обвела по контуру.

Мой проект содержит работу с ножницами, поэтому я придерживалась правилам безопасности:

1. Соблюдать порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверить исправность инструментов.

3. Не работать ножницами с ослабленным креплением.

4. Работать только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5. Работать ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следить за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы класть кольцами к себе.

8. Подавать ножницы кольцами вперед.

9. Не оставлять ножницы открытыми.

10. Хранить ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играть с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Использовать ножницы по назначению.

Когда я ознакомилась с правилами безопасности, то вырезала исторические фотографии, которые раннее были распечатаны у меня дома на домашнем принтере. Вырезанные фотографии я приклеивала на скотч, к листам альбома. По моей задумке должен создаваться эффект, что альбом старый, черно-белые выцветшие фотографии, приклеенные на скотч, красивый каллиграфический почерк.

Я все больше узнавала историю сражения под Прохоровкой и постепенно делала альбом, добавляя новые фотографии и интересные факты.

Последний этап был – обернуть альбом обёрточной бумагой. Я нашла красивую старую бумагу и сделала обложку альбома.

На создание альбома я не потратила денежные средства, т.к. все было у меня дома.

Цель моего творческого проекта была достигнута. Я описала и наглядно продемонстрировала в виде фотоальбома военные действия, которые происходили в сражении под Прохоровкой в 1943 году.

Заключение

Танковое сражение под Прохоровкой стало самым крупным в истории войн, ознаменовав поражение немецких войск в летней кампании 1943 года, прославило русского солдата и оружие. Прохоровское поле стало третьим после Куликовского и Бородинского ратным полем России, сейчас там находится памятный мемориал со звонницей и Храм Святых Апостолов Петра и Павла (день празднования этих святых приходится на 12 июля, день сражения).

Цель моего творческого проекта была достигнута. Я описала и наглядно продемонстрировала в виде фотоальбома военные действия, которые происходили в сражении под Прохоровкой в 1943 году.

Список литературы и источников

1. Замулин В. Н. Прохоровка – неизвестное сражение великой войны. – М.: Транзиткнига, АСТ, 2006.

2. Лопуховский Л. Н. Прохоровка. Без грифа секретности. – М.: Эксмо, Яуза, 2005. 

3. Олейников Г. А. Прохоровское сражение (июль 1943). – СПб.: Нестор, 1998.

4. Ротмистров П. А. Танковое сражение под Прохоровкой. – М.: Воениздат, 1960

5. Военная литература – Олейников Г.А.

[http://web.archive.org/web/20150715220458/http://militera.lib.ru/h/oleinikov/index.html Архивная копия 

6. Исаев А.В. Освобождение. Немцы взламывают прочную оборону: Подготовка контрудара 

7. Война. Народ. Победа. 1941 – 1945гг. – М.: Политиздат. Танковое сражение под Прохоровкой 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Введение

Северная война была очень значительным событием в истории России, так как именно благодаря победе, одержанной в этой войне, Российская держава получила огромные преимущества в геополитическом и дальнейшем историческом своем развитии. Это был прямой выход на новую спираль истории. Вопрос войн всегда волновал историков. В ходе военных действий менялся облик мира, переписывался ход истории того или иного государства. Благодаря победе в Северной войне и Петру I у России в наши дни есть выход к Балтийскому морю и часть Карелии. В 2021 году отмечается памятная дата – 300-летие победы России в Северной войне.

Цель проектной работы – создать викторину «Северная война 1700 – 1721гг.» в Google Forms.

Задачи проектной работы:

1. Найти информацию в литературе и источниках о Северной войне 1700 – 1721гг.

2. Составить вопросы для викторины.

3. Разместить ссылку викторину на сайте Dnevnik.ru.

4. Подсчитать результаты викторины.

5. Подготовить дипломы для победителей.

6. Поблагодарить участников и вручить дипломы за участие в викторине.

Объект проектной работы – события Северной войны 1700 – 1721гг.

Предмет проектной работы – Северная война 1700 – 1721гг.

Продукт проектной работы – викторина «Северная война 1700 – 1721гг.» в Google Forms.

1. Северная война 1700 – 1721 гг.

1.1. Личность Петра I.

Уже в раннем возрасте проявились присущие Петру черты характера: живость восприятия, неугомонность и неиссякаемая энергия, страстная самозабвенная увлеченность игрой, незаметно переходящая в дело. «Потешные игры» и английский бот не остались только игрой, а стали началом будущего грандиозного дела, преобразовавшего Россию. Петр, будучи щедро одарённым природой человеком, имел влечение к любым видам техники и к самым различным ремеслам. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. С детских лет он искусно плотничал, столярничал, малярничал. Пятнадцатилетний Петр увлекался прикладными математическими дисциплинами, в частности геометрией. С годами он приобрел необъятную массу технических познаний. Этот интерес у него сохранился на всю жизнь. Так Петр и рос – сильным и выносливым, не боявшимся никакой физической работы. Дворцовые интриги выработали у него скрытность и умение скрывать свои истинные чувства и намерения. Зная кремлевские нравы, Петр так усыплял бдительность всех своих кремлевских недругов. Впоследствии это помогло ему стать незаурядным дипломатом.

Инженерные интересы Петра давали ему возможность изобретать новые принципы вооружения и тактические новшества. Знание баллистики навело Петра на мысль о принципиально новом виде открытой артиллерийской позиции – редутах, блестяще опробованных в Полтавской битве. Нарвская катастрофа заставила царя критически взглянуть на вооружение солдат: и он находит простейшее решение для привинчивания трехгранного штыка к стволу ружья пехотинца, сделав атаку русской пехоты задолго до Суворова основным тактическим приемом.

Петр Алексеевич не терпел непослушания, хотя и просил обращаться к нему «просто» и «без Великого», т. е. без постоянного титулования. Если не исполнялись его повеления, то расправу требовал суровую и показательную. Личность царя очень сложна и противоречива, но при этом, он был очень цельной натурой. Во всех его начинаниях, порой очень противоречивых, было всё же рациональное зерно. Вся противоречивость характера Петра 1 проявилась во время строительства новой столицы – Санкт-Петербурга. С одной стороны, намереваясь встать твердой ногой на Балтике, Россия должна была получить опорный пункт и базу для флота. Но с другой – гибель тысяч людей в ходе строительства города показывает, какой дорогой ценой обходилось порой воплощение государственной воли царя. Не щадя себя, не умея беречь своё здоровье и жизнь он не жалел и своих подданных, легко жертвуя ими ради своих замыслов. Не злой по натуре, он был порывист, впечатлителен и недоверчив. Не умея терпеливо объяснить другим то, что для него было очевидным Петр, встречая непонимание, легко впадал в состояние крайнего гнева и часто «вколачивал» истину сенаторам и генералам своим огромным кулаком или посохом. Правда, царь был отходчив и через несколько минут уже мог хохотать над удачной шуткой провинившегося. Петр был способен переступить через личную неприязнь во имя интересов дела. Он был безразличен к нарядам и не любил официальных приёмов, на которых должен был носить горностаевую мантию и символ царской власти.

Пётр обладал выдающимся дипломатическим талантом. Он искусно владел всеми классическими приёмами европейской политики, которые в нужный момент легко «забывал», вдруг перевоплощаясь в загадочного восточного царя. Он мог неожиданно поцеловать в лоб ошеломлённого собеседника, любил использовать в своей речи народные прибаутки, ставя в тупик переводчиков, или же внезапно прекращал аудиенцию, сославшись на то, что его ожидает жена. Внешне искренний и доброжелательный русский царь, по мнению европейских дипломатов, никогда не раскрывал своих истинных намерений и потому неизменно добивался желаемого.

1.2. Причины Северной войны 1700 – 1721 гг.

Северная война отвечала давней мечте Петра I «прорубить окно в Европу». Начало будущей войне было положено еще во время подписания Столбовского мира 1617 года, когда Швеция, воспользовавшись Смутным временем, лишила Россию выхода в Балтийское море. Стокгольм мечтал сделать Балтику своим внутренним морем и его стремления подкреплялись постоянными территориальными расширениями в течении 80 лет. Россия же не рассчитывала вернуть исконные территории в Эстляндии, Ингрии и Карелии. При Петре I это была основная задача на северо-западном направлении.

1. Выход к Балтике. Выход к Балтике требовался для начала морской торговли с европейскими странами.

2. Возвращение исконно русских земель. Получение контроля над Эстляндией, Ингрией и частью Карелии.

3. Личное оскорбление Петра I. Вступление в Северный союз.      

4. Потребность в военном флоте. Создание Балтийского флота.

5. Завершение войны с Османской империей. Связаны руки для участия в Великой Северной войне.

6. Развитие морской торговли с Европой. Создание русских портов на Балтике.

               

1.3. Основные события Северной войны 1700 – 1721 гг.

Швеция успешно действовала в начале войны – осада Риги саксонским корпусом провалилась, высадка шведского десанта под Копенгаген заставила Данию выйти из Северного союза, а плохо организованным, слабо вооруженным и не имеющим своего офицерского состава русским войскам (командовали саксонские офицеры и генералы) не удалось противостоять шведам под Нарвой 30 ноября 1700 года – молодая армия Петра I была разгромлена. Это поражение на несколько лет убедило всю Европу в неспособности русской армии к ведению успешных боевых действий, а Карла XII начали называть шведским «Александром Македонским». Одним из главных выводов Петра I в результате неудачи под Нарвой стало ограничение количества иностранных офицеров в боевых частях. Они могли составлять не более трети от общего числа офицеров подразделения.

Полтавская битва – переломный момент Северной войны.

Победы под Калишем и Лесной, позволили русской армии создать и закрепить численное преимущество над войсками Карла XII. В армии Петра I насчитывалось около 40-50 тыс. человек и 100 пушек, а у шведов – 20-30 тыс. человек и 34 пушки при острой нехватке пороха. Грамотным выбор поля боя усилил тактическое преимущество (лес мешал широкому охвату русских позиций с фланга, если бы шведы предприняли такую попытку). Шведы вынуждены были штурмовать заранее подготовленные русские укрепления, предоставляя менее мобильным главным силам петровской армии на безопасное боевое развёртывание.

Потерпев поражение под Полтавой шведская армия бежала к Переволочной – месту у впадения Ворсклы в Днепр. Но столкнувшись с невозможностью переправить армию через Днепр, Карл XII вверил остатки войск Левенгаупту, а сам вместе с Мазепой бежал в Очаков. 9 октября 1709 года в Торуни заключён новый союзный договор с Саксонией, 11 октября – подписан новый мирный договор с Данией, по которому она обязалась выступить против Швеции, а Россия – развернуть военные действия в Прибалтике и Финляндии. Победа под Полтавой позволила Петру I восстановить Северный союз. Карл XII скрылся в Османской империи, где старался уговорить султана Ахмеда III объявить войну против России (Турция стремилась вернуть территории, захваченные Петром I в результате Азовских походов).

Турция вступает в войну.

В конце 1710 года Пётр получил известия о подготовке турков к войне и решил перехватить инициативу – в начале 1711 года он объявил войну Османской империи и начал Прутский поход. Кампания окончилась полной неудачей: вместе со всеми войсками Петр I попал в окружение и был вынужден вернуть Турции Азов и Запорожье, разрушить укрепления Таганрога и корабли, и, в результате, потерять выход в Азовское море. Лишь на этих условиях Османская империя позволила русским войскам выйти из окружения не вступила в войну на стороне Швеции. Многочисленные ресурсы, потраченные на Прутский поход, усложнили положение на шведском фронте – экономика Русского царства не была рассчитана на такую нагрузку.

Боевые действия на территории Финляндии и Норвегии.

В 1713 году русские войска вошли в Финляндию, при этом русский флот впервые стал играть существенную роль в боевых действиях. 10 мая после артобстрела с моря был взят Гельсингфорс, после чего без боя сдался Брег. 6 августа – 7 августа 1714 года в Гангутском сражении произошла первая крупная победа русского флота в Балтийском море, а 28 августа десант под командованием Ф. М. Апраксина захватил Або – столицу Финляндии. На суше русские войска под руководством князя М. М. Голицына разбили шведов у р. Пялькане (1713), а позднее – при Лаппола (1714). В 1716 году Карл XII начал боевые действия в Норвегии. 25 марта его войска взяли Христианию, но при штурме приграничных фортов Фредриксхальда и Фредрикстена потерпели неудачу. В 1718 году во время очередного штурма Карл был убит – шведские войска были вынуждены отступить. Столкновения между Данией и Швецией на границе с Норвегией происходили до 1720 года.

Заключительный этап Северной войны 1718-1721.

В мае 1718 года для разработки условий заключения мира между Россией и Швецией начал свою работу Аландский конгресс. Однако шведы затянуть переговоры, в надежде одержать победу, способную смягчить условия грядущего мира. В июле 1719 года адмирал Апраксин, командующий русским флотом, высадил десанты вблизи Стокгольма и рейды по прилегающим территориям шведской столицы. В 1720 году бригадир Менгден повторил рейд на шведское побережье, а 27 июля (7 августа) гребной русским флот парусную шведскую флотилию в сражении при Гренгаме.

Под прикрытием английской эскадры, шведы попытались выйти в море для перехвата русских десантных судов. Пустившись в погоню за притворно отступившими русскими кораблями в узкий пролив, шведы были внезапно атакованы более маневренными гребными судами и попытавшись развернуться один за другим сели на мель и были взяты на абордаж. Увидев, как 4 шведских фрегата, имевшие в совокупности 104 пушки, были захвачены русскими, Англичане убедились в слабости своего парусного флота против гребного русского и не пришли на помощь шведам. 8 мая 1721 года начались новые мирные переговоры между Русским царством и Швецией в Ништадте, закончившиеся подписанием Ништадтского мирного договора 10 сентября 1721 года.

1.4. Итоги Северной войны 1700 – 1721 гг.

30 августа 1721 года в Ништадте был подписан мирный договор.  От России его подписали генерал-фельдцейхмейстер Яков Брюс и тайный советник Генрих (Андрей Иванович) Остерман; со шведской стороны – советник граф Юхан Лильенстендт и барон Отто Стрёмфельдт.

Положения мирного договора:

1. Получен доступ к Балтийскому морю – присоединены  Ингрия, Карелия, Эстляндия, Лифляндия, основан Санкт-Петербург.

2. Швеция утратила статус главенствующей балтийской державы, а Русское царство переименовано в Российскую империю, Петру I преподнесён титул императора.

3. За время войны налоги выросли в 3-4 раза, численность населения сократилась на 20%, дополнительно, за приобретённые территории Россия обязывалась выплатить Швеции 2 миллиона талеров.

4. Территория Финляндии многократно разорялась русскими и шведскими войсками в период 1714-1721 годов, что получило в финской истории название «большая ненависть».

5. Одним из трофеев Северной войны стала Марта Самуиловна Скавронская – в качестве любовницы она была захвачена фельдмаршалом Шереметьевым в Ливонии в 1702 году, затем «перешла» в руки князя Меньшикова, а в 1703 году – девушкой заинтересовался Петр I. Так никому неизвестная служанка стала императрицей Екатериной I, правившей Россией после смерти Петра I.

2. Создание викторины «Северная война» 1700 – 1721гг.» в Google Forms.

Google Forms – это бесплатный инструмент для сбора информации с помощью опросов, форм обратной связи и тестирования. Разобраться в интерфейсе не составит никакого труда, а для создания формы нужен только аккаунт Google. Для викторины я создала свой новый аккаунт severnayavoina1721@gmail.com.  В Google Forms есть возможность не только создавать вопросы, а и вставлять изображения, видео и делить форму на разделы. Сделать это можно при помощи панели инструментов, которая находится справа от блока с вопросом. Пункт меню «Импортировать вопросы» позволяет повторно использовать вопросы из ранее созданных форм, причем можно выбрать, какие именно вопросы перенести. Добавить изображение можно прямо с устройства, с камеры, по ссылке, с Google Диска или через поиск Google. Google Forms предлагает различные типы вопросов в зависимости от того, какие ответы вы желаете получить от вашей аудитории:

  1. краткие;
  2. развернутые;
  3. выбрать один вариант из предложенных;
  4. выбрать несколько вариантов и т. д.

В моей викторине встречаются все виды вопросов.

C:\Users\Анастасия\Desktop\проекты 202021\колмыкова олеся\2021-01-17_22-05-55.png

После создания викторины, ссылка на участие была размещена в Дневнике.ру

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdezB1HJ27-w8smClZjr9yDMlxsqoLsNaszdFWU1p8sKF-yYQ/viewform?usp=sf_link 

C:\Users\Анастасия\Desktop\проекты 202021\колмыкова олеся\2021-01-17_22-00-07.png

Скриншот объявления о викторине в Дневнике.ру

Google Forms сохраняет ответы в таблице, и можно посмотреть ответы по каждому заданию и по каждому участнику, что очень удобно. Так же балы считаются автоматически.

C:\Users\Анастасия\Desktop\проекты 202021\колмыкова олеся\2021-01-17_22-06-59.png

Ответы участников викторины

В викторине приняли участие 40 гимназистов нашей школы и были награждены дипломами.

Заключение

Значение Северной войны и для Европы, и для тем более для России трудно переоценить. Государство, участие которого в международных делах ограничивалось отношениями с соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы, теперь прочно вошло в круг европейских держав. Новое положение России в системе европейских государств проявилось и в организации дипломатической службы: на смену посольствам, периодически отправлявшимся в Англию, Голландию, Францию, Австрию, Османскую империю, пришли постоянные представительства – русские послы представляли интересы страны в столицах крупнейших западноевропейских стран, а послы этих государств были аккредитованы при царском дворе в Петербурге. С могуществом России считались, с ней стремились установить дружеские отношения и заручиться ее поддержкой; ни один существенный вопрос в Европе не решался без участия России.

Таким образом, сложилось принципиально новое соотношение сил в Европе. Главным в международной политике стало строгое соблюдение принципа баланса сил.  Это позволяет говорить о новом этапе в истории международных отношений континента, который со всей очевидностью проявил себя к середине XVIII века.

Список литературы и источников

1. Данилов А. В. История государства и народов России. XVI – XVIIIвв.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. – М.: Дрофа; Издательско-образовательный центр «Ведипринт», 2004.

2. Дубровская О. Н. Краткая история войн и сражений. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

3. Молчанов Н. Н. Петр I. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

4. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

5. Широкоград А. Б. Северные войны России. – М.: АСТ, 2001.

6.https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdezB1HJ27-w8smClZjr9yDMlxsqoLsNaszdFWU1p8sKF-yYQ/viewform?usp=sf_link