Внеурочная деятельность

Эпова Анастасия Олеговна

Предварительный просмотр:

Аннотация

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 года №1897 (с изменениями и дополнениями: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1644 от 29.12.2014 года, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1577 от 31.12.2015 года); основной образовательной программы основного общего образования МОАУГ №8; годового календарного учебного графика МОАУГ №8 на 2021-2022 учебный год; учебного плана МОАУГ №8 на 2021-2022 учебный год.

Целями изучения курса выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• Деньги, их история, виды, функции;

• Семейный бюджет;

• Экономические отношения семьи и государства;

• Семья и финансовый бизнес;

• Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Рабочая программа по Основам финансовой грамотности, 5 класс.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 года №1897 (с изменениями и дополнениями: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1644 от 29.12.2014 года, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1577 от 31.12.2015 года); основной образовательной программы основного общего образования МОАУГ №8; годового календарного учебного графика МОАУГ №8 на 2021-2022 учебный год; учебного плана МОАУГ №8 на 2021-2022 учебный год.

Целями изучения курса выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• Деньги, их история, виды, функции;

• Семейный бюджет;

• Экономические отношения семьи и государства;

• Семья и финансовый бизнес;

• Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Планируемые результаты

Личностными результатами являются: осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами являются:

Познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные: составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами являются: понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; понимание и правильное использование экономических терминов; освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов; приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Содержание курса

Раздел 1. Доходы и расходы семьи.

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют.

Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Календарно – тематическое планирование

Дата

Название урока

Основные понятия

Компетенции

1

Деньги

Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные

деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.

Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена. Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. Перечислять виды денег. Приводить примеры товарных денег. Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. Составлять задачи с денежными расчётами. Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.

2

Доходы семьи

Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Описывать виды заработной платы. Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних. Объяснять, как связаны профессии и образование. Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии. Объяснять причины различий в заработной плате. Приводить примеры кредитов.

3

Расходы семьи

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления.

Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.

Объяснять причины, по которым люди делают покупки. Описывать направления расходов семьи. Классифицировать виды благ. Рассчитывать расходы семьи на условных примерах. Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

4

Семейный бюджет

Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

Составлять семейный бюджет на условных примерах. Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. Объяснять причины, по которым люди делают сбережения. Описывать формы сбережений. Описывать последствия превышения расходов над доходами. Сравнивать потребительский и банковский кредиты. Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.

5

Особые жизненные ситуации

Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование.

Страховая компания. Страховой полис.

Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. Сравнивать различные виды страхования.

6

Итоговая игра «Семейный бюджет»

Составлять семейный бюджет на условных примерах. Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. Объяснять причины, по которым люди делают сбережения. Описывать формы сбережений. Описывать последствия превышения расходов над доходами. Сравнивать потребительский и банковский кредиты. Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.

7

Защита проектов по теме «Семейный бюджет»

8

Налоги

Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка.

Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

Объяснять, почему государство собирает налоги.

Приводить примеры налогов.

Описывать, как и когда платятся налоги. Рассчитывать величину подоходного налога и НДС. Объяснять, почему вводятся акцизные налоги. Описывать последствия невыплаты налогов для граждан. Приводить примеры выплаты налогов в семье.

9

Социальные пособия

Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист.

Пособие по безработице.

Объяснять, почему существуют социальные выплаты. Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. Находить информацию о социальных выплатах.

10

Итоговое исследование «Государство – это мы!»

Работа над темами сообщений

11

Банковские услуги

Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

Приводить примеры банковских услуг. Описывать условия вкладов и кредитов. Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу. Объяснять, почему и как страхуются вклады. Находить информацию о вкладах и кредитах. Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита. Объяснять условия кредита, приводить примеры. Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам. Объяснять принцип работы пластиковой карты.

12

Собственный бизнес

Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.

Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса. Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес. Объяснять, что такое бизнес-план. Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.

13

Валюта в современном мире

Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

Приводить примеры валют разных стран. Объяснять, что такое валютный курс. Находить информацию о валютных курсах. Проводить расчёты с валютными курсами.

14

Способы повышения семейного благосостояния

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое

планирование.

Понимание: принципа хранения денег на банковском счёте; вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; возможных рисков при сбережении и инвестировании.

15

Риски в мире денег

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор;

страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных

катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов

финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Понимание: того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется; необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками; Понимание причин финансовых рисков: необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

16

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-

план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок;

курс валюты.

Понимание: устройства банковской системы: того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия; ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание

трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование; того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

17

Защита проектов «Валюта и страны»

В смоделированной ситуации осуществить конкретные финансовые действия, вступить в отношения с финансовыми институтами (хотя бы и в выдуманной ситуации). Получение минимального опыта в игре в реальности позволяет более уверенно себя чувствовать и адекватнее вести себя в конкретных финансовых ситуациях



Предварительный просмотр:

Аннотация

Рабочая программа по Основам финансовой грамотности, 7 класс.

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 года №1897 (с изменениями и дополнениями: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1644 от 29.12.2014 года, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1577 от 31.12.2015 года); основной образовательной программы основного общего образования МОАУГ №8; годового календарного учебного графика МОАУГ №8 на 2021-2022 учебный год; учебного плана МОАУГ №8 на 2021-2022 учебный год; методических рекомендаций по разработке и составлению программы курса «Основы финансовой грамотности» в общеобразовательных учреждениях под редакцией В.В. Чумаченко, А.П. Горяева, одобренные Центральным банком РФ – 2016г.

Курс рассчитан на 17 часов.

Целью реализации курса «Основы финансовой грамотности» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных заведений.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 года №1897 (с изменениями и дополнениями: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1644 от 29.12.2014 года, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1577 от 31.12.2015 года); основной образовательной программы основного общего образования МОАУГ №8; годового календарного учебного графика МОАУГ №8 на 2021-2022 учебный год; учебного плана МОАУГ №8 на 2021-2022 учебный год; методических рекомендаций по разработке и составлению программы курса «Основы финансовой грамотности» в общеобразовательных учреждениях под редакцией В.В. Чумаченко, А.П. Горяева, одобренные Центральным банком РФ – 2016г.

Курс рассчитан на 17 часов.

Целью реализации курса «Основы финансовой грамотности» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных заведений.

Планируемые результаты

Личностные результаты изучения курса: сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования; осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

1. Регулятивные универсальные учебные действия: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и само менеджмента.

2. Познавательные универсальные учебные действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

Предметные результаты: характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; различать экономические явления и процессы общественной жизни; выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов; понимать влияние инфляции на повседневную жизнь; применять способы анализа индекса потребительских цен; анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов; объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов; знать и конкретизировать примерами виды налогов; различать сферы применения различных форм денег; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость; грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни; различать виды ценных бумаг; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; определять практическое назначение основных элементов банковской системы; различать виды кредитов и сферу их использования; уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту; разумному и безопасному финансовому поведению;  применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг; выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

Содержание курса

Раздел 1. Доходы и расходы семьи. Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют. Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Содержание

Планируемые результаты

Деньги.

Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.

Мультфильм «История денег»

Фильм «Гознак»

Основные понятия

Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.

• Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Перечислять виды денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.

Доходы семьи.

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

Смешарики «Благородное дело»

Основные понятия

Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Описывать виды заработной платы.

• Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.

• Объяснять, как связаны профессии и образование.

• Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Приводить примеры кредитов.

Расходы семьи.

Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок.

В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

Смешарики «Лучший из лучших»

Смешарики  «Чёрный день»

Основные понятия

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления.

Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.

• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

• Описывать направления расходов семьи.

• Классифицировать виды благ.

• Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Семейный бюджет.

Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

Смешарики «Золушка»

Основные понятия

Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.

• Описывать формы сбережений.

• Описывать последствия превышения расходов над доходами.

• Сравнивать потребительский и банковский кредиты.

• Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать

деньги.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей.

Основные понятия

Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы.

• Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).

• Определять последствия таких событий для бюджета семьи.

Страхование.

 Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.

Классификация и виды страхования. Личное страхование. Имущественное страхование. Страхование ответственности.

Смешарики «На всякий случай»

Основные понятия

Страхование.

Страховая компания. Страховой полис.

  • Различать обязательное и добровольное страхование.

• Объяснять, почему существует обязательное страхование.

• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.

  • Сравнивать различные виды страхования.

Ролевая игра «Семейный бюджет»

Цель        урока: рассмотреть соотношение доходов и расходов и объяснить последствия их неравенства или равенства.

Ключевой        вопрос: «Почему надо планировать семейный бюджет?»

Основные        понятия:

Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах;

• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения;

• Объяснять причины, по которым люди делают сбережения;

• Описывать формы сбережений;

• Описывать последствия превышения расходов над доходами;

• Сравнивать потребительский и банковский кредит;

• Объяснять, при каких условиях можно одалживать деньги.

Налоги.

Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.

Основные понятия

Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

• Объяснять, почему государство собирает налоги.

• Приводить примеры налогов.

• Описывать, как и когда платятся налоги.

• Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.

• Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.

• Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.

• Приводить примеры выплаты налогов в семье.

Социальные пособия

Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

Основные понятия

Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист.

Пособие по безработице.

• Объяснять, почему существуют социальные выплаты.

• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, при-водить примеры пособий.

• Находить информацию о социальных выплатах.

Проект «Государство — это мы!»

Цель         занятия: используя активные методы обучения, закрепить

полученные знания и умения по разделу «Семья и государство: как они

взаимодействуют», совершенствовать исследовательские и творческие

навыки, навыки групповой работы и публичных выступлений.

Ключевой        вопрос: «Как принять решение о налогах и пособиях?»

• Составлять план, распределять обязанности;

• Представлять информацию в виде презентации;

• Представлять результаты исследования перед аудиторией;

• Слушать выступления и задавать вопросы.

Банковские услуги.

Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Смешарики «Кактус в мешке»

Основные понятия

Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

• Приводить примеры банковских услуг.

• Описывать условия вкладов и кредитов.

• Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу.

• Объяснять, почему и как страхуются вклады.

• Находить информацию о вкладах и кредитах.

• Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.

• Объяснять условия кредита, приводить примеры.

• Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Собственный бизнес

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

Смешарики «Райский остров»

Основные понятия

Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.

• Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.

• Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес.

• Объяснять, что такое бизнес-план.

• Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.

Благотворительность

 Благотворительность - оказание безвозмездной помощи. Корпоративная благотворительность. Частная благотворительность. Филантропия. Меценатство. Спонсорство.

  • Объяснять, что такое благотворительность, ее важность в современном мире.
  • Воспитание гуманности.

Личный финансовый план

Личные финансы. Контроль личных финансов. Эффективное использование денег. Инструменты для ведения личных финансов.

Смешарики «Есть ли у вас план»

Фильм «Как накопить миллион»

  • Объяснять, что такое ЛФП.
  • Развивают навык составления ЛФП.
  • Имеют представление об инструментах для ведения личных финансов.

Личный финансовый план

Итоговая работа по курсу

 «Финансовая грамотность»

Итоговая работа по курсу

 «Финансовая грамотность»



Предварительный просмотр:

Аннотация

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юнармия»

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 года №1897 (с изменениями и дополнениями: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1644 от 29.12.2014 года, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1577 от 31.12.2015 года); основной образовательной программы основного общего образования МОАУГ №8; годового календарного учебного графика МОАУГ №8 на 2021-2022 учебный год; учебного плана МОАУГ №8 на 2021-2022 учебный год; Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г.; Положение о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «Юнармия», протокол № 4 от 26.01.2017 г.

Цель программы: развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, высокой ответственности и дисциплинированности.

Задачи программы: приобщать к боевым и трудовым традициям российской и советской армии, разъяснять истоки героизма и самоотверженности российского народа; помочь интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств; воспитывать гордость за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им; учить применять полученные знания на практике; создавать условия для физического, психического, нравственного развития учащихся; прививать навыки здорового образа жизни; воспитывать дисциплинированность, добросовестность отношения к порученному делу при выполнении тренировочных заданий.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 года №1897 (с изменениями и дополнениями: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1644 от 29.12.2014 года, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1577 от 31.12.2015 года); основной образовательной программы основного общего образования МОАУГ №8; годового календарного учебного графика МОАУГ №8 на 2021-2022 учебный год; учебного плана МОАУГ №8 на 2021-2022 учебный год; Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г.; Положение о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «Юнармия», протокол № 4 от 26.01.2017 г.

Цель программы: развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, высокой ответственности и дисциплинированности.

Задачи программы: приобщать к боевым и трудовым традициям российской и советской армии, разъяснять истоки героизма и самоотверженности российского народа; помочь интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств; воспитывать гордость за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им; учить применять полученные знания на практике; создавать условия для физического, психического, нравственного развития учащихся; прививать навыки здорового образа жизни; воспитывать дисциплинированность, добросовестность отношения к порученному делу при выполнении тренировочных заданий.

Планируемые результаты

Личностные: осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция; понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; Положительный  опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека; осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье; умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье; представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; потребность заниматься физической культурой  и спортом, вести активный образ жизни.

Метапредметные:

Регулятивные: умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей; умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах); формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач; демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.

Познавательные: умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях; навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных конструкторов и действий полководцев; анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности; умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями; критическое оценивание содержания и форм современных внутригосударственных и международных событий; овладение культурой активного использования печатных изданий и Интернет-ресурсами.

Коммуникативные: умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в отряде; приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи; умение находить общее решение и разрешать конфликты; соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.

Предметные: использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения; применять основы строевой подготовки и дисциплины строя; отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что предлагают современные СМИ; владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации; использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению мероприятий военно-патриотической направленности; правильно применять и использовать приемы владения стрелковым оружием; владеть навыками управления строя; готовить и проводить военно-патриотические мероприятия для разных целевых аудиторий; участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военно-патриотической тематике разного уровня; готовить исследовательские работы по истории создания и применения вооружения и военной технике для участия в конференциях и конкурсах.

Содержание

Вводное занятие. Знакомство с основными разделами программы. Правила безопасного поведения на занятиях.

Раздел 1. Никто не забыт, ничто не забыто. История военно-спортивной игры «Зарница» и правила участия в ней. Входная диагностика. Виды вооруженных сил. Воинская слава России. Армия и флот России XX века. Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ. Вооружение Российской армии на современном этапе. Ракетные войска. Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Военно-морской флот. Пограничные войска. Внутренние войска. Символы воинской чести. Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности воинских коллективов. Система воинских традиций и ритуалов.  Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия. Флаг. Герб. Гимн. Геральдика. Знаки отличия.  Практическое занятие: викторина «Государственная символика». Полководцы и герои. Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев. Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза. Военачальники. Героизм женщин. Практическое занятие: викторина «Защитники отечества». Викторина по истории Отечества. Знакомство с перечнем вопросов викторины. Выявление вопросов, требующих дополнительного поиска информации и проработки. Поиск и изучение информации по данным вопросам. Воинские подвиги земляков. Практическое занятие. Подготовить устное выступление по выбору «Воины моей семьи», «Горжусь своими предками».

Раздел 2. Строевая подготовка. Строй и его элементы. Основные команды командира отделения при его построении и техника их выполнения. Элементы. Виды. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. Движение походным и строевым шагом. Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!»  Повороты на месте и в движении. Повороты «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный шаг. Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне в обход, по кругу. Движение в колонну по одному, по два, по три. Воинская честь. Строевые приемы. Строевая стойка. Выход из строя и возвращение в строй, ответ на приветствие. Отдание воинской чести в движении. Порядок выполнения строевых приемов в ходе соревнований по строевой подготовке. Отработка последовательности подаваемых команд при проведении строевого смотра на соревнованиях «Зарница». Строевой смотр. Подготовка к зачету по строевой подготовке.

Раздел 3. Юный спасатель. Принципы оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях. Алгоритм оказания первой помощи при травмах верхних и нижних конечностей (ссадина, ушиб, ожог). Обработка ран, наложение повязок. Ранения и кровотечения. Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута. Практические занятия: наложение повязок на различные части тела, наложение жгута.  Травмы опорно-двигательного аппарата. Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей. Оказание первой помощи. Правила наложения шин. Практические занятия: наложение шин при различных переломах. Способы транспортировки пострадавших. Практические занятия: простейшие способы транспортировки пострадавших с различными травмами.

Раздел 4. Дорожная грамота. Правила дорожного движения для основных участников дорожного движения. Изучение правил дорожного движения, работа с тестами, разбор ситуаций на дороге. Знаки дорожного движения. Изучение знаков дорожного движения, работа с тестами, разбор ситуаций на дороге. Велосипедист на дороге. Изучение правил дорожного движения для велосипедистов, тренировка навыков безопасного поведения на дороге, фигурное вождение велосипеда. Практическое занятие: отработка фигурного вождения на велосипеде.

Раздел 5. Виды вооружений. История оружия от древних времен до современности. Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие современности. Оружие массового поражения. Практические занятия: Кроссворд «Виды оружия». Виды вооружения Российской армии. Холодное, огнестрельное, метательное. Практические занятия: работа по карточке «Классификация оружия Российской армии». Автомат Калашникова. АКМ-74. Устройство, назначение, тактико-технические характеристики. Пневматическая винтовка. Стрельба из положения стоя и из положения лежа с упором. Поражение цели учебной гранатой.  Практические занятия: сборка и разборка автомата на время, стрельба из положения стоя и из положения лежа.

Раздел 6. Основы выживания в сложных условиях. Основы ориентирования на местности. Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощью компаса и карты. Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании. Определение азимута и отработка навыков по азимуту. Сопоставление способов ориентирования. Практическое занятие: чтение карты и определение своего местонахождения на карте. Поиск контрольных пунктов на местности. Привалы и ночлеги. Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное и групповое снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места, распределение обязанностей при устройстве бивака. Меры безопасности при ночлегах в полевых условиях. Охрана природы в месте ночлегов. Практическое занятие: установка палатки, оборудование бивака. Виды узлов. Способы переправы. Виды узлов. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметров. Узлы для закрепления концов верёвок. Специальные узлы. Практические занятия: отработка приёмов вязания различных узлов. Ориентирование на местности. Определение азимута. Практические занятия: отработка навыков движения по азимуту. Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы препятствий. Практические занятия: техника прохождения различных препятствий: переправа по бревну, переправа по параллельным верёвкам, навесная переправа, «маятник», «бабочка».

Раздел 7. Правила надевания противогазов ГП-5, ГП-7. Преодоление зоны заражения. Устройство противогаза, правила его надевания, отработка нормативов по времени надевания, техника преодоления зон заражения. Правила надевания ОЗК. Преодоление в нем зоны заражения. Устройство ОЗК, правила его надевания, отработка нормативов по времени надевания, техника преодоления зон заражения. 

Раздел 8. Зачет личный и командный зачет. Выполнение дисциплин с оценкой уровня индивидуальной и коллективной подготовки. Практические занятия: бег на дистанции 100 и 1500 м, отжимание от пола, подтягивание на перекладине, подъём туловища из положения «лёжа». Спортивные игры, упражнения для развития ловкости, силы, выносливости.

Итоговое занятие. Подведение итогов года, итоговое тестирование.

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Дата

Тема

Вид деятельности

Раздел 1. «Никто не забыт, ничто не забыто»

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

Ознакомление с техникой безопасности

Виды вооруженных сил

Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ. Вооружение Российской армии на современном этапе. Ракетные войска. Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Военно-морской флот. Пограничные войска. Внутренние войска.

2

Символы воинской чести

Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности воинских коллективов. Система воинских традиций и ритуалов. Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия. Флаг. Герб. Гимн. Геральдика. Знаки отличия.

3

Практическое занятие: викторина «Государственная символика»

Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности воинских коллективов. Система воинских традиций и ритуалов. Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия. Флаг. Герб. Гимн. Геральдика. Знаки отличия.

4

Полководцы и герои России

Полководцы XX века. Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза. Военачальники. Героизм женщин.

5

Практическое занятие: викторина «Защитники отечества».

Полководцы XX века. Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза. Военачальники. Героизм женщин

6

Викторины по истории Отечества

Учебно-познавательная деятельность. Знакомство с перечнем вопросов викторины. Аналитическая деятельность.  Выявление вопросов, требующих

дополнительного поиска информации и проработки. Практическая деятельность. Поиск и изучение информации по данным вопросам.

Раздел 2. Строевая подготовка

7

Основные команды командира отделения

Знакомство с техникой выполнения строевых приемов. Анализ возможных ошибок. Отработка навыков строевых приемов.

8

Движение походным и строевым шагом

Знакомство с техникой выполнения строевых приемов. Анализ возможных ошибок. Отработка навыков строевых приемов.

9

Выполнение воинского приветствия и песни в строю в движении

Знакомство с техникой выполнения строевых приемов. Анализ возможных ошибок. Отработка навыков строевых приемов.

10

Воинская честь. Строевые приемы.

Знакомство с конкурсной программой выполнения по

строевой подготовке. Обсуждение рекомендаций по

слаженности выполнения строевых приемов по конкурсной программе. Анализ допущенных ошибок и

способов коррекции недостатков. Тренировка конкурсной программы строевой подготовки.

11

Строевой смотр

Обсуждение рекомендаций по слаженности выполнения строевых приемов по конкурсной программе. Анализ допущенных ошибок и способов коррекции недостатков

Выполнение конкурсной программы строевой подготовки.

Раздел 3. Юный спасатель

12

Оказание первой помощи пострадавшим

Знакомство с общей характеристикой травм, алгоритмами действий в ситуации, средствами оказания первой помощи. Освоение правил оказания первой

помощи в ситуации. Анализ возможных последствий

различных повреждений и травм.

13

Практическое занятие. Отработка алгоритмов оказания первой помощи

Знакомство с общей характеристикой травм, алгоритмами действий в ситуации, средствами оказания первой помощи. Освоение правил оказания первой

помощи в ситуации. Анализ возможных последствий

различных повреждений и травм.

14

Способы транспортировки пострадавших

Простейшие способы транспортировки пострадавших с различными травмами.

15

Практическое занятие. Способы транспортировки пострадавших

Простейшие способы транспортировки пострадавших с различными травмами.

Раздел 4. Дорожная грамота

16

Правила дорожного движения для основных участников дорожного движения

Изучение правил дорожного движения, причин ДТП, освоение правил поведения на дороге. Анализ последствий опасных ситуаций на дороге, причин их возникновения.

17

Практическое занятие. Безопасность на дороге

Тренировка навыков моделирования ситуации и выработки алгоритма безопасного поведения на дороге, фигурное вождение велосипеда

Раздел 5. Виды вооружений

18

История оружия от древних времен до современности.

Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие современности. Оружие массового поражения.

19

Практическое занятие. Кроссворд «Виды оружия»

Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие современности. Оружие массового поражения.

20

Виды вооружения Российской армии.

Холодное, огнестрельное, метательное оружие.

21

Стрельба из положения стоя и из положения лежа с упором

Знакомство и освоение устройства пневматической винтовки, техникой безопасной и эффективной работы с

ней. Анализ возможных последствий при нарушении правил безопасного поведения на полигоне. Корректировка стрельбы по результату пристрелочных

выстрелов.

22

Сборка-разборка автомата

Знакомство с устройством автомата и особенностями сборки-разборки АК-74 и АК-103. Анализ возможных последствий при нарушении правил безопасности при

сборке- разборке автомата. Отработка нормативов по сборке- разборке автомата

Раздел 6. Основы выживания в сложных условиях

23

Основы ориентирования на местности

Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование с помощью карты и компаса. Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании. Определение азимута. Сопоставление способов ориентирования.

24

Практическое занятие по ориентированию на местности

Чтение карты и определение своего местонахождения на карте. Поиск контрольных пунктов на местности

25

Практическое занятие «Узлы»

Отработка приёмов вязания различных узлов.

Раздел 7. Опасная зона

26

Правила надевания противогазов ГП-5, ГП-7. Преодоление зоны заражения

Знакомство и освоение устройства противогаза ГП-5, ГП-7 и правил одевания и снятия противогаза. Усвоение понятия «зона заражения» и её преодоление. Анализ возможных последствий неправильной работы с противогазом

27

Практическое занятие «Газовая атака»

Отработка нормативов по времени надевания ГП-5, правильному снятию, уходу за противогазом, техники преодоления зон заражения

Раздел 8. Зачет личный и командный зачет

28-29

Личный зачет

Усвоить знания, полученные на курсе. Анализ ошибок, допущенных при проведении зачета, их причин и способах устранения. Анализ индивидуального и

командного роста по результатам освоения курса. Сдача зачета по всем тематическим линиям курса.

30-31

Командный зачет

Усвоить знания, полученные на курсе. Анализ ошибок, допущенных при проведении зачета, их причин и способах устранения. Анализ индивидуального и

командного роста по результатам освоения курса. Сдача зачета по всем тематическим линиям курса.

32-33

Итоговое занятие

Подведение итогов года.