Ученикам

Садыкова Гулия Завдятовна

страница содержит материалы для учащихся школ, проектно-исследовательские работы , которые выполнили мои ученики

Скачать:


Предварительный просмотр:

рации города Киселёвска

МБОУ «Черки-Гришинская ООШ Буинского муниципального района Республики Татарстан»

   Экологическое состояние моей школы

                       

Выполнил

Садыков Язнур Рамисович

ученик 6 класса

МБОУ «Черки-Гришинская

ООШ Буинского муниципального

района РТ»

                                                           

                                                Руководитель:

                                                Садыкова Гулия Завдятовна

                                                Учитель химии, биологии

                                                          Черки-Гришинской ООШ        

         

2013 год

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….3                                                                                                    

2. Ход выполнения проекта………………………………………………..4                                                                        

3. Выполнение проекта…………………………………………………….4                                                                                  

3.1. Экологические показатели учебных помещений……………………4

3.2. Определение расположения школы в районе………………………..5

3.3. Определение эмоциональной оценки школьных помещений……… 5

3.   Экологические показатели учебных помещений  ………………….. 6          

3.4. Определение площади пола и кубатуры

на одного обучающегося…………………………………………………...8  

3.4.2. Характеристика расстановки мебели в школьных кабинетах…….10                                                                                                        3.4.3. Характеристика внутренней отделки школьных кабинетов……...12

3.4.4. Характеристика озеленённости школьных кабинетов…………….14                                                                                                                                                                                                      

4. Рекомендации по улучшению экологического состояния

школьных кабинетов………………………………………………………..15                        

5. Экспертная справка об экологическом состоянии

МБОУ «Черки-Гришинская ООШ»….………………………………..........15                                                                                

6. Список литературы…………………………………………………….....17                                                                                

7. Приложения…………………………………………………………….....18                                                                                            

  1. Введение

На современном этапе развития человеческое общество находится в условиях экологического кризиса, который характеризуется крайне неблагоприятным состоянием окружающей среды, поэтому с каждым годом всё острее встаёт проблема создания благоприятных условий в жилых  помещениях.  

Большая часть времени современного школьника проходит в разнообразных образовательных учреждениях, поэтому экологические показатели учебного помещения должны соответствовать современным санитарным нормам для образовательных учреждений. Соблюдение установленных санитарно-гигиенических правил и норм поможет не только в «оздоровлении» условий обучения, но и в повышении творческого потенциала обучающихся.

Это послужило причиной к созданию проекта. Над данным проектом работали воспитанники кружка «Защитники природы» это  объясняется тем, что, во-первых,  ход выполнения проекта доступен школьникам средней ступени обучения, во-вторых, работа над проектом позволила  расширить знания  воспитанников в области охраны здоровья.

Объект наблюдения: учебные помещения МБОУ «Черки-Гришинская ООШ Буинского муниципального района РТ».

Предмет исследования:  экологическое состояние учебных помещений  школы:

- кабинет №2 (,кабинет химии, биологии, географии);

- кабинет № 4 (кабинет иностранного языка и здоровья);

- кабинет № 5 (кабинет татарского языка и литературы);

- кабинет № 6 (кабинет математики)

- кабинет № 7 (кабинет русского языка и литературы).

- кабинет № 9 (кабинет истории и обществознании)

- кабинет № 10 (кабинет начальных классов)

- кабинет № 11 (кабинет начальных классов)

- кабинет № 13 (кабинет музыки )

Цель: Исследование экологических показателей школьных помещений и установление их соответствия санитарным нормам.

Задачи:

  1. Определить расположение школы в селе Черки-Гришино .
  2. Определить эмоциональную оценку школьных помещений по результатам тестирования обучающихся.
  3. Изучить эколого-гигиенические показатели учебных помещений.
  4. Рассчитать площадь пола и кубатуру школьных помещений на 1-ого обучающегося.
  5. Дать характеристику внутренней отделке школьных помещений.
  6. Установить соответствие экологического состояния школьных помещений санитарным нормам для образовательных учреждений.

В начале исследования была выдвинута гипотеза: Экологическое состояние учебных кабинетов Черки-Гришинской ООШ соответствует СанПиНу.

Исследование экологических показателей школьных помещений и установление их соответствия санитарным нормам будет эффективным, если:

- будет определено расположение школы в районе;

- будет определена эмоциональная оценка школьных помещений;

- будут изучены санитарно – гигиенические показатели учебных помещений;                                                                                                  

- будет проведена санитарно-гигиеническая оценка школьных кабинетов.

В работе над проектом использованы специальные методики:

- определения расположения школы в селе;

- определения эмоциональной оценки школьных помещений;

- определения санитарно-гигиенического состояния школьных помещений.

В ходе выполнения проекта использованы следующие методы исследования:

- теоретические (изучение литературных источников, классификация, анализ, синтез);

- эмпирические (наблюдение, описание, анкетирование, измерение);

- статистические (анализ и обработка результатов исследования).

        Сроки разработки проекта: сентябрь, октябрь 2013 года.

2. Ход выполнения проекта

  1. Определение расположения школы в селе Черки-Гришино.
  2. Определение эмоциональной оценки  школьных помещений с помощью  теста «тепло - холодно».
  3. Оценка эколого-гигиенических показателей школьных помещений:
  • площадь и кубатура в пересчёте на одного обучающегося;
  • расстановка мебели;
  • внутренняя отделка школьного помещения;
  • озеленённость.
  1. Определение соответствия полученных результатов санитарным нормам (СН) для образовательных учреждений.
  2. Разработка рекомендаций по улучшению экологического состояния школьных помещений.
  3. Проработка экспертной справки.

3. Выполнение проекта

 1. Определение расположения школы в селе Черки-Гришино

        МБОУ «Черки-Гришинская ООШ Буинского муниципального района РТ» расположена в селе Черки-Гришино Буинского района РТ. Для определения расположения школы в селе с помощью рулетки измерили расстояния от здания школы до:  магазина «Булат», ближайшего жилого дома, МБДОУ «Детский сад Елмай» и асфальтированной дороги. Результаты измерений занесли в таблицу 1.  (приложение №1)

Таблица 1

Расстоя-ние от

здания школы до

(м)

магазина «Булат»

жилого дома

(ул. Школьная  

д. 21)

МБДОУ «Детский сад Елмай»

Асфальтированная дорога

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

51

не менее 50

22

не менее 10

*Детский сад находится в одном здании со школой

63

не менее 25

*школа является комплексом. В одном здании находятся: детский сад «Елмай», медицинский пункт, сельская библиотека, сельское местное сомауправление

Вывод. Учитывая   санитарные требования к расположению школьного здания в селе относительно коммунальных предприятий, жилых домов, детских дошкольных учреждений и дорог, можно сказать, что расположение здания МБОУ «Черки-Гришинская ООШ» соответствует санитарным нормам.

2.  Определение эмоциональной оценки школьных помещений

Эмоциональное восприятие школьных помещений обучающимися является очень важным показателем при оценивании степени экологического благополучия школы. Эмоциональную оценку школьных помещений определили при помощи теста «тепло - холодно», в котором обучающиеся выразили своё отношение к школьным помещениям в оценках: оценка «тепло» ассоциируется с положительными эмоциями по отношению к школьному помещению, оценка «холодно» - с отрицательными.  Для определения эмоционального восприятия школьных помещений выбрали все учебные кабинеты, спортивный зал, школьную библиотеку и школьную столовую. Участвовали все учащиеся  1-  9 классов.

Результаты тестирования обучающихся отражены в таблице 2. (приложение № 2)

Таблица 2

п/п

Название школьного помещения

Общее количество ответов

Оценка испытуемого

«Тепло»

«Холодно»

Кол-во

%

Кол-во

%

1

Кабинет № 2

26

26

-

-

2

Кабинет № 4

26

24

92.3

2

7.7

3

Кабинет № 5

26

18

69.2

8

30.8

4

Кабинет № 6

26

22

84.6

4

15.4

5.

Кабинет № 7

26

23

88.5

3

11.5

6.

Кабинет № 9

26

17

65.4

9

34.6

7.

Кабинет № 10

42

40

95.2

2

4.8

8.

Кабинет № 11

42

42

-

-

-

10.

Кабинет № 13

26

25

96.0

1

4.0

11.

Спортивный зал

42

37

88.0

5

12.0

12

Школьная столовая

42

39

92.8

3

7.2

13

Школьная библиотека

42

35

83.3

7

16.6

Вывод. Данные таблицы позволяют сказать, что:

- все предложенные для оценивания кабинеты, спортивный зал, столовый вызывают у обучающихся школы в основном положительные эмоции (большинство обучающихся выражает своё отношение к этим помещением оценкой «тепло»);

- на дополнителный вопрос: “Что ты хотел бы изменить в школе?” 33 из 42-х ответили, что холодно в зимний период, 5 из 42-х предлагали заменить рамы на окнах, 4 из 42 точно знали, что школе требуется  капитальный  ремонт

3. Экологические показатели учебных помещений

Согласно методике санитарно-гигиенической оценки школьных помещений показателями экологического состояния школы являются:

  • площадь и объём помещений: общая и на одного обучающегося;
  • расстановка мебели в учебном помещении;
  • характер внутренней отделки помещения;
  • озеленение помещения;
  • температурный режим;
  • влажность;
  • качество вентиляции;
  • освещённость (естественная и искусственная);
  • запыленность воздуха;
  • бактериальная загрязнённость;
  • уровень шума.

В данном экологическом проекте оценка экологического состояния школы проводилась по результатам исследования таких показателей школьных кабинетов, как: площади пола и кубатуры на одного обучающегося, расстановки мебели, характера внутренней отделки и озеленённости помещений.  


3.4. Санитарно-гигиеническая оценка школьных кабинетов

3.4.1. Определение площади пола и кубатуры на одного обучающегося

Важнейшими показателями экологического состояния школьного кабинета являются: площадь  и кубатура кабинета, площадь пола и кубатура в пересчёте на одного обучающегося. Рулеткой измерили размеры кабинетов, определили их площадь и кубатуру, рассчитали площадь пола и кубатуру, приходящиеся на одного обучающегося. Результаты измерений и расчётов отразили в таблице 3.

                                                                                                                                                       Таблица 3

№ п/п

 

Кабинеты

Кол-во посадочных мест

Размеры помещения (м)

Площадь, кв. м

Кубатура, куб. м

высо-та

длина

ширина

пола (S)

на одного обучающегося (S1)

помещения (V)

на одного обучающегося (V1)

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

1

Кабинет № 2

12

3,0

8.0

8-9

6.0

5,7-6,2

48

не менее 50

4

1,5

144

не менее 160

12

4-5

2

Кабинет № 4

10

2.8

6.0

8-9

5.0

5,7-6,2

30

не менее 50

3

1,5

84

не менее 160

8.4

4-5

3

Кабинет № 5

12

3,45

8.0

8-9

6.0

5,7-6,2

48

не менее 50

4

1,5

165.6

не менее 160

13.8

4-5

4

Кабинет № 6

12

3,45

8.0

8-9

6,0

5,7-6,2

48

не менее 50

4

1,5

165.5

не менее 160

13.8

4-5

5

Кабинет №7

12

3.45

8.0

8-9

6.0

5,7-6,2

48

не менее  50

4

1,5

165.6

не менее 160

13.8

4-5

6.

Кабинет №9

10

3.45

8.0

8-9

6.0

5,7-6,2

48

не менее 50

4.8

1,5

165.6

не менее 160

16.5

4-5

7.

Кабинет №10

16

3.00

8.0

8-9

6.0

5,7-6,2

48

не менее  50

3

1,5

144

не менее 160

9

4-5

8

Кабинет №11

16

3.00

8.0

8-9

6.0

5,7-6,2

48

не менее 50

3

1,5

144

не менее 160

9

4-5

9.

Кабинет №13

10

3.00

6.0

8-9

4.0

5,7-6,2

24

не менее 50

2.4

1,5

72

не менее 160

7.2

4-5

Выводы. Оценивая экологическое состояние школьных кабинетов по показателям площади и кубатуры на одного обучающегося, можно отметить, что:

- все кабинеты соответствуют санитарным нормам

- кабинеты № 4 и №13  длина и ширина кабинета не соответствует санитарным нормам, но  по площади и кубатуры на одного обучающегося соответствует сан. нормам, даже привышает её в несколько раз.

4.  Характеристика расстановки мебели в школьных кабинетах

Согласно санитарным требованиям к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений расстановку мебели в школьных кабинетах оценили по измерениям 9 параметров (Приложение  ):

  • расстояние между рядами двухместных столов (парт);
  • расстояние между рядом столов и наружной продольной стеной;
  • расстояние между рядом столов и внутренней продольной стеной;
  • расстояние от последних столов до стены, противоположной доске;
  • расстояние от первой парты до учебной доски.
  • От последней парты до доски
  • От пола до доски
  • От демонстрационного стола до доски
  • Между партами в ряду

Результаты измерений занесены в таблицу 4. (приложения № 3)

Таблица 4

Кабинеты

Кабинеты

Расстояние (м)

между рядами двухместных столов (м)

между рядом столов и наружной продольной стеной (м)

между рядом столов и внутренней продольной стеной (м)

От последней парты до доски (м)

от последних столов до стены, противоположной классной доске (м)

от первой парты до классной доски (м)

Между партами в ряду (м)

От пола до доски (м)

От демонстра-ционного стола до доски (м)

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

Рез-т

СН

Рез-т

СН

рез-т

СН

Рез-т

СН

Рез-т

СН

Рез-т

СН

 № 2

0.82

Не менее  0.6

1.3

не менее 0,5

1.5

 0,5 – 0.7

6.0

Не более 7.5

2.0

не менее 0,7

2.7

Не менее  2,4

0.85

Не менее 0.5

0.95

0.7 – 0.9

1.4

Не менее 1.0

 № 4

0.6

0.6

1.8

4.0

1.2

1.5

0.6

1.0

-

 № 5

0.9

--

0.5

4.7

2.0

2.8

0.8

1.0

-

№ 6

0.4

0.6

0.6

4.4

2.0

2.6

0.8

1.0

1.9

 № 7

1.0

--

1.0

6.5

2.0

3.5

0.8

1.0

-

№ 9

1.0

0.5

1.0

6.5

2.0

3.4

0.7

1.0

    -

 № 10

0.8

1.2

1.4

6.0

2.0

2.4

0.6

0.9

-

 № 11

0.8

1.2

1.4

6.0

2.0

2.0

0.7

0.9

-

 № 13

0.6

--

3.0

4.0

1.0

1.0

0.6

0.7

-

Вывод. По данным таблицы видно, что все параметры обследованных кабинетов соответствует санитарным нормам. В кабинете № 6 между рядами двухместных столов не соответствует санитарным нормам, в кабинетах №5,7,13 нет расстояние между рядом столов и наружной продольной стеной, в кабинетах №4, 11, 13 расстояние от первой парте до классной доске меньше нормы, расстояние от пола до доски в кабинетах №  4,5,6,7,9 чуть превышает нормы


4. Характеристика внутренней отделки школьных кабинетов

Характеризуя внутреннюю отделку школьных кабинетов, необходимо учитывать: отделку и чистоту стен, качество покрытия пола, цвет стен, потолка и пола, соответствие цветовых гамм. Цветовое оформление стен школьных  помещений должно соответствовать требованиям цветооздоровления, т.е. в интерьере помещений должны присутствовать такие цвета: бежевый (имеет стимулирующее влияние на зрение и нервную систему, активизирует умственные и логические способности), жёлтый (обеспечивает гармонию физиологических жизненных процессов, состояние самоконтроля и чувство оптимизма), белый (оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему, восстанавливает структуру мозговых тканей) и голубой (нормализует давление, умеряет сердцебиение, уменьшает мышечную напряжённость, делает дыхание более глубоким и ритмичным).

Данные об отделке стен, качестве покрытии пола и цветовом оформлении изученных нами школьных кабинетов приведены в таблице 5. (приложение №4)

                                                                                                                Таблица 5

   Школьный кабинет

       Отделка

         стен

Цвет

Соответствие цветовых гамм

Качество покрытия пола

Чистота стен

стен

потолка

пола

№ 2

  Покрыт моющеми обоями

Светло-голубой

Белый

Коричневый

                                                                                             Соответствуют

Линолеум

Чистые

 № 4

Покрыт моющеми обоями

Голубой

Белый

Коричневый

Деревянный

№ 5

Покрыт моющеми обоями

Голубой

Белый

Коричневый

Деревянный

 № 6

Покрыт моющеми обоями

Светло-зеленый

Белый

Коричневый

Деревянный

№ 7

Покрыт моющеми обоями

Светло-зеленый

Белый

Коричневый

Деревянный

№ 9

Покрыт моющеми обоями

Бежевый

Белый

Коричневый

Деревянный

№ 10

Покрыт моющеми обоями

Коричневый

Белый

Коричневый

Линолеум

№ 11

Покрыт моющеми обоями

Голубой

Белый

Коричневый

Деревянный

№13

Покрыт моющеми обоями

Бежевый                                                                                  

Белый

Коричневый

Линолеум

Вывод. Цветовая гамма, качество покрытия пола, чистота стен во всех кабинетах соответствует санитарно-гигиеническим нормам соответствуют характер отделки стен и качество покрытия пола в кабинетах № Белая окраска потолка в кабинетах  делает помещения зрительно более высокими.

Во всех кабинетах стены приклеены обоями. В настоящее время рекомендуют стены покрасить водоэмульсионной краской но при изучении Санитарно-эпидимеологические нормы №189 от 29 декабря 2010 года мы не обнаружили ограничений для обоев

  1. Характеристика озеленённости школьных кабинетов

Характеризуя озеленённость обследованных школьных кабинетов, можно отметить,  что:

- среди 29 видов комнатных растений, выращиваемых в обследованных кабинетах - 21  (74 %) вид растений является рекомендуемым для озеленения учебных помещений (аспидистра широколистная, сансевиера трёхполосая, хлорофитум хохлатый и другие виды);

- видовой состав комнатных растений представлен видами 6-ти  групп комнатных растений (Приложение 6): декоративнолистные растения (алоказия крупнокорневая), декоративноцветущие растения (гибискус китайский), стелющиеся и вьющиеся растения (сциндапсус золотистый), суккуленты и кактусы (толстянка портулаковая), луковичные растения (зефирантес крупноцветковый) и папоротники (нефролепис возвышенный);

- 12 видов комнатных растений обладают антимикробной активностью (фитонцидные), из которых 4 вида – ядовитые (монстера привлекательная);

- 2 вида комнатных растений являются лекарственными (алоэ древовидное, плющ обыкновенный).

Для озеленения школьных кабинетов предлагаем следующие способы цветочно-декоративного оформления:

  • солитер - одиночное растение, которое помещают в отдалении от других комнатных растений с целью привлечения к нему особого внимания. Из видов комнатной флоры кабинетов в качестве солитера можно использовать: хойю мясистую, монстеру привлекательную, зигокактус, хлорофитум хохлатый, сциндапсус золотистый, бегонию королевскую, каладиум садовый, пеларгонию душистую;
  • горшечную группу - это совокупность растений, высаженных в отдельные горшки, но расположенных близко друг от друга с целью создать эффект большого пятна. Расположение растений в композиции может быть горизонтальным или вертикальным. Основную массу группы образуют декоративнолистные растения. На переднем плане или среди массива зеленой листвы ставят 1-2 горшка с декоративноцветущими растениями. На заднем плане размещают наиболее высокие экземпляры с более темными или более крупными листьями;
  • комнатный садик – это контейнер, заполненный несколькими растениями. Горшки при таком способе размещения не видны – они могут быть скрыты от глаз внутри контейнера или растения могут быть высажены прямо в контейнер, без горшков. Основную массу садика составляют декоративнолистные растения. При этом в центр контейнера необходимо поместить горшок с теневыносливым растением, так как на его долю придется света меньше, чем на долю растений, высаженных по краям. Чтобы смягчить угловатые контуры контейнера, в садике рекомендуется посадить ампельное растение или лиану (плющ, традесканцию);
  • террариум - это стеклянный или прозрачный пластиковый сосуд, внутрь которого высажены комнатные растения; доступ воздуха в террариум ограничен, в результате чего образуется влажный климат, благоприятный для выращивания нежных и прихотливых растений, которые с трудом переносят суровые комнатные условия.  Для создания террариума рекомендуем бегонию королевскую, папоротники, пеперомию. (Приложения №5)

Рекомендации по улучшению экологического состояния

школьных кабинетов

Основываясь на  проведенных выше  результатах исследований, для улучшения экологического состояния школьных кабинетов, предлагаем:

-   мебель в кабинетах расставить в соответствии с санитарными нормами;

-   по возможности для отделки стен школьных кабинетов использовать не обои, а водоэмульсионную краску;

-  в озеленении школьных кабинетов не использовать ядовитые виды растений, их лучше заменить на те виды, которые обладают фитонцидной активностью.

Экспертная справка об экологическом состоянии

МБОУ «Черки-Гришинская ООШ»

В сентябре-октябре 2012г. обучающимися 9-х классов проведено исследование экологического состояния МБОУ «Черки-Гришинская ООШ» расположенной в селе Черки-Гришино и получили следующие результаты.

Не соответствует санитарным нормам такие показатели, как:

  • длина и ширина кабинетов №4 и № 13;
  • расстояние  между рядами двухместных столов в кабинете № 6
  •  в кабинетах №5,7,13 нет расстояние между рядом столов и наружной продольной стеной,
  • в кабинетах №4, 11, 13 расстояние от первой парте до классной доске меньше нормы,
  • расстояние от пола до доски в кабинетах №  4,5,6,7,9 чуть превышает нормы

Соответствуют санитарным нормам расположение здания МБОУ «Черки-Гришинская ООШ» в селе Черки-Гришино; цветовое оформление всех обследованных школьных кабинетов; чистота стен школьных кабинетов. У обучающихся школы школьные помещения вызывают положительные эмоции.

В озеленении школьных помещений используются представители почти всех групп комнатных растений (не обнаружены виды комнатных растений, относящиеся к группам хвойные растения и пальмы). Мир комнатных растений обследованных школьных кабинетов разнообразен: было обнаружено 29 видов комнатных растений, из которых 21 вид рекомендуется для озеленения учебных помещений.

        Школьный кабинеты № 2, 11 наиболее полно соответствует современным санитарным нормам для образовательных учреждений. В  кабинете созданы наиболее благоприятные условия для учебных занятий обучающихся.

С целью улучшения экологического благополучия школьных кабинетов МБОУ «Черки-Гришинская ООШ» предлагаем:

-   мебель в кабинетах расставить в соответствии с санитарными нормами;

- по возможности для отделки стен школьных кабинетов использовать не обои, а водоэмульсионную краску;

- в озеленении школьных кабинетов не использовать ядовитые виды растений, их лучше заменить на те виды, которые обладают фитонцидной активностью.

В целом, исследованные школьные кабинеты соответствуют санитарным нормам для образовательных учреждений.


  1. Список литературы
  1. Агеева Г. А. Цветы в вашем доме [Текст] / Г. А. Агеева, К. Г. Лаврова. – 2-е изд. – Петрозаводск: Карелия, 1992. – 174 с.
  2. Гольцева, М. Урок в новом кабинете [Текст] / М. Гольцева // Телевизионный вестник.- 2009.-№37.- 16 сентября.- С.1.
  3. Данилов, С. В. Гигиенические опыты и самонаблюдения [Текст] / С. В. Данилов // Биология в школе. - Изд. дом «Школа-Пресс», 2004. - №2. – С. 43-46.
  4. Дневник юного исследователя.
  5. Клинковская, Н. И. комнатные растения в школе [Текст]: книга для учителя / Н. И. Клинковская, В. В. Пасечник. – М:. Просвещение, 1986. – 141 с.
  6.  Мамонов, Г. А. Общение человека и растений [Текст] / Г. А. Мамонов. // Биология. – 2007. - №8.
  7. Миронова, Ю. В. Озеленение школьных помещений. Методические рекомендации [Текст] / Ю. В. Миронова  // Биология. – Изд. дом «Первое сентября», 2008. - №13.- 1-15 июля.
  8. Новолодская, Е. Г. Экспертиза школьного здания [Текст] / Е. Г. Новолодская  // Биология в школе. - 2006. - №7.
  9. Санитарные нормы для образовательных учреждений [Текст]: справочник. - 7-е изд., исправленное и дополненное, кн. 1.- М.: ИФ «Образование в документах», 2004.-  152 с.
  10. Санитарные нормы. Полный справочник [Текст] / под. ред. Ю. Ю. Елисеева -  М.: Эксмо, 2006. – 768 с.
  11. Федосеева, Т. А. Большая энциклопедия очищения организма [Текст] / Т. А. Федосеева. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. – 320 с.
  12. Холмянский, Л. М Дизайн [Текст]: кн. для уч-ся / Л.М. Холмянский, А.С. Щипатов. – М.: Просвещение, 1985. – 240 с.
  13. Янтра, Гельмут  Комнатные растения 365 советов.  [Текст] / Гельмут Янтра.- М.: Изд-во «Внешсигма», 2000.- 143 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 6

Таблица «Видовой состав комнатных растений школьных кабинетов»

п/п

Видовое название

Семейство

Родина

Жизненная форма

Воздействие на человека

I. Декоративнолистные растения

1

Алоказия крупнокорневая

Ароидные

Тропики Юго-Восточной Азии

Травянистое корневищное

Ядовитое (плоды и жгучий сок)

2

Аспидистра широколистная («дружная семейка»)

Лилейные

Япония

Травянистое корневищное

3

Бегония королевская («ухо Наполеона»)

Бегониевые

Индия (штат Ассам)

Травянистое корневищное

Фитонцидное

4

Каладиум садовый

Ароидные

Тропические леса Бразилии

Травянистое клубневое

Ядовито всё растение (вызывает воспаление кишечника)

5

Монстера привлекательная, или деликатесная

Ароидные

Мексика

Лиана

Ядовиты все органы (вызывают контактный дерматит, желудочно-кишечные расстройства, раздражение слизистой). Фитонцидное

6

Паунсеттия (молочай прекраснейший)

Молочайные

Мексика

Кустарник

Ядовитое

7

Пеперомия серебристая

Перцевые

Бразилия

Травянистое

Фитонцидное

8

Плектрантус южный

Губоцветные

Южная Америка

Травянистое

9

Сансевиера трёхполосая, или гвинейская («щучий хвост»)

Агавовые

Тропики Западной Африки

(бассейн реки Конго)

Травянистое  корневищное

Ядовито всё растение (вызывает рвоту).

Фитонцидное

II. Декоративноцветущие растения

10

Абутилон гибридный

Мальвовые

Тропические и субтропические леса Центральной и Южной Америки

Кустарник

11

Гибискус китайский (китайская роза)

Мальвовые

Юго-Восточная Азия и Полинезия

Кустарник

Фитонцидное

12

Кислица красная

 («клевер счастья»)

Кисличные

Бразилия

Травянистое клубневое

13

Офиопогон  японский

(змеебородник)

Спаржевые

Тенистые леса Японии

Травянистое корневищное

Фитонцидное

14

Пеларгония душистая

Гераниевые

Южная Африка

Полукустарник

Ядовито всё растение (вызывает контактный дерматит). Фитонцидное

15

Сенполия фиалковая, или узумбарская фиалка

Геснериевые

Узумбарские и Улугурские горы Восточной Африки

Травянистое

III. Стелющиеся и вьющиеся растения

16

Плющ обыкновенный

Аралиевые

Средиземноморье

Лазающее

Лекарственное

17

Роициссус ромбический

Виноградовые

Тропическая Африка

Лиана

18

Сциндапсус золотистый

Ароидные

Тропическая Африка

Лиана

19

Традесканция белоцветковая («бабьи сплетни»)

Коммелиновые

Тропические, субтропические и умеренные районы Северной, Центральной и Южной Америки

Травянистое

Фитонцидное

20

Хлорофитум хохлатый, или пучковатый

Лилейные

Влажные субтропики Южной Африки (провинция Натал)

Травянистое с клубневидными корнями

Ядовиты семена. Фитонцидное

21

Хойя мясистая  (восковой плющ)

Ластовневые

Северо-восточная Австралия (Квинсленд)

Лиана

Ядовиты листья (вызывают контактный дерматит при частом соприкосновении)

IV. Кактусы и суккуленты

22

Алоэ древоводное (столетник)

Лилейные

Южная Африка

Кустарник

Лекарственное, фитонцидное

23

Зигокактус («декабрист»)

Кактусовые

Влажные тропические леса Бразилии

Эпифитное

24

Каланхое Блоссфельда

Толстянковые

Мадагаскар

Полукустарник

Фитонцидное

25

Молочай Миля (молочай яркий)

Молочайные

Сухие высокогорья Мадагаскара

Кустарник

Ядовит млечный сок (вызывает головную боль, повреждение почек)

26

Толстянка портулаковая («денежное дерево»)

Толстянковые

Южная Африка (Капская провинция)

Древовидное

Фитонцидное

V. Луковичные растения

27

Амариллис прекрасный

Амариллисовые

Африка, Южная Америка

Травянистое луковичное

28

Зефирантес крупноцветковый («выскочка»)

Амариллисовые

Сырые места Центральной (Гватемала) и Южной Америки, Антильские острова

Травянистое луковичное

VI. Папоротники

29

Нефролепис возвышенный (меч – папоротник)

Даваллиевые

Тропики Юго-Восточной Азии

Травянистое корневищное