Диссеминация опыта

Сырчик Гузель Каюмовна

Заседание форсайт - центра "РДШ. Развитие школьного музея", 2022 год.

 

Открытое занятие "Красота национального костюма. Создаем мини-музей", 2022 год

 

Выступление на педагогическом совете «Организация физкультурно-оздоровительной работы  в группе для детей старшего дошкольного возраста», 2022 год

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занятие для детей старшей группы

«Красота национального костюма. Создаём мини-музей»

Воспитатель: Сырчик Г.К.

Целевые ориентиры: Формирование интереса к национально-культурному наследию России.

Задачи: Формировать представления о разных национальностях, населяющих Россию, познакомить с основными особенностями национальной одежды

Учить создавать мини-музей в чемодане, формировать эстетический вкус.

Расширять словарный запас (национальность, узбекская, татарская одежда, калфак, тюбетейка, кафтан, халат, унты, кухлянка, сарафан, рубаха)

Познакомить с узбекским национальным танцем – андижанской полькой.

Разучить узбекскую народную игру «Колпачок и палочка», татарскую народную игру «Тимербай»

Развивать музыкально-ритмические способности

Оборудование: шкаф для создания мини-музея

Куклы в национальной одежде

Этикетки с названием национальностей

Тюбетейки

Колпачок, палочка

Цветные ленточки

ХОД НОД

Педагог приветствует детей, напоминает о празднике – Дне народного единства.

В День народного единства прояви гостеприимство!
Помни, вместе мы сильны, мы — народ одной страны!

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья!

Обращает внимание детей на пустой шкаф, который стоит в группе. Сообщает детям, что мечтает, чтобы в этом шкафу, на полках был создан мини-музей, музей кукол в одежде разных национальностей, которые живут в России. Для этого уже долгое время собирает кукол и шьёт для них национальную одежду.

Показывает куклу в национальном чукотском костюме, которую в детстве подарил папа, рассказывает о национальном костюме, затем размещает куклу на полку.

Чукотский национальный костюм

Национальный чукотский костюм был призван не только украшать, но и защищать от воздействия крайне низких температур. Верхняя одежда такого костюма очень плотная, выполненная из меха и кожи, украшается бисерной вышивкой, орнаментами, металлом, подвесками. Такой декор яркий: даже повседневные комплекты выглядят очень нарядно. Меховая длинная куртка – кухлянка, меховые штаны, шапка, на ноги обувают унты – сапоги из оленьих шкур.

Педагог предлагает детям выбрать любые куклы, находящиеся на столе, сесть на стулья и рассмотреть одежду.

Педагог обращает внимание на красочность каждого национального костюма, раздаёт детям этикетки с названием национальности, этикетки дети вешают кукле на руку. Дети рассказывают, какая деталь костюма понравилась больше всего, педагог дополняет рассказ детей, называет часть одежды.

Затем педагог предлагает детям разместить кукол на полку для создания мини-музея, обращает внимание на высоту куклы, её устойчивость, на пару кукол в узбекской, татарской и русской одежде.

После размещения кукол на полках дети садятся на стулья, педагог рассказывает о куклах в женском и мужском узбекском костюме, держа кукол в руках.

Узбекский национальный костюм

Мужская одежда состоит из халатарубах различного фасона, камзолапояса, кожаных сапог, штанов и обязательного головного убора — чалмы или тюбетейки.

Женская одежда состоит из халата, платья, шаровар, платка или паранджи, тюбетейки, туфель. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.

Узбекская одежда имеет яркий орнамент и неповторимую расцветку, которую не перепутаешь с цветом костюмов других национальностей.

О женском и мужском татарском костюме педагог рассказывает в форме диалога между куклами – девочкой и мальчиком.

Девочка: Как красиво и искусно

Вышит новый мой калфак.

В белый жемчуг расшивала

Мастерица мой наряд.

Мальчик: Разноцветные узоры,

Всеми красками горя,

Украшают тюбетейку,

Посмотрите на меня!

Тюбетейка и калфак –

Замечательный наряд!

Девочка: Я сегодня так красива,

Я калфак надела свой!

Мальчик: В тюбетеечке нарядной

Вот джигит-то я какой!

Девочка: На меня вокруг все смотрят,

Как идёт мне мой калфак.

«Ах, татарочка какая!» –

Все вокруг мне говорят.

Мальчик: Тюбетейку я надену,

Песню звонко запою.

И джигитом сразу стану,

Лихо танцевать пойду.

Тюбетейка и калфак –

Замечательный наряд! Эх!

После рассказа о национальных костюмах педагог просит повторить названия одежды, высказать своё мнение о понравившемся костюме.

Педагог предлагает разучить узбекскую игру, сообщает, что дети будут двигаться вокруг водящего под звучание андижанской польки – национального узбекского танца.

Проводится узбекская народная игра «Колпачок и палочка»

Содержание игры: Играющие становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий, он получает палочку и становится на середине круга. Взрослый одевает ему на голову красочный колпак так, чтобы он доставал до носа, нескольким детям надевают тюбетейки. Дети прячут руки за спину, бегут по кругу. После окончания музыки дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого укажет палка, берётся за её конец и называет водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его позвал. Игра продолжается с новым водящим 2-3 раза.

Педагог предлагает разучить татарскую игру.

Проводится татарская народная игра «Тимербай»

Содержание игры: С помощью татарской считалки выбирают водящего — Тимербая, он становится в центр круга.

Мы косили, молотили и пшеницу поделили:

Кто усерден и толков – получает пять мешков.

А лентяи, хвастуны в нашем деле не нужны:

Получай мешок пустой и в стороночке постой!

Играющие, взявшись за руки, движутся вокруг водящего. Первый раз роль водящего выполняет взрослый.

Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались.

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами «Вот так!» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Игра повторяется 2 раза, при повторе детям предлагается взять ленточки.

После игр педагог напоминает детям о празднике – Дне народного единства, о том, что они сегодня знакомились с национальными костюмами и создали мини-музей кукол. Спрашивает, что они запомнили, что им понравилось?

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья!

Список использованной литературы:

  1. Косарева  В.Н.. Народная культура и традиции. – Волгоград, 2012 г.
  2. Коллекция «Куклы в народных костюмах». Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН   и ООО Этноконсалтинг.
  3. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб: Паритет, 2005 г.
  4. Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» - Москва «Просвещение», 1986г.
  5. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет автор – сост. В.Н.Косарева.-Волгоград: Учитель, 2012г.
  6. Кенеман А. В. 'Детские подвижные игры народов СССР' - Москва: 'Просвещение', 1988 - с.239  
  7. Народные подвижные игры - http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st131.shtml     

http://docplayer.ru/50369084-Informacionno-praktiko-orientirovannyy-proekt-mini-muzey-kukly-v-nacionalnyh-kostyumah.html


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 1 имени А.В.Войналовича

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

«Организация физкультурно-оздоровительной работы  в группе для детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Сырчик Г.К.,

воспитатель 1 категории

 

 

 

 

 

2022г.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

 

Дети – дошкольники по своей сути, очень подвижны. В бесчисленном количестве движений проявляется их естественное стремление к развитию. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.

А мы педагоги обязаны научить правильным движениям детей. Поэтому одной из главных задач является правильная организация физического воспитания дошкольников. Разумное физическое воспитание – основа для общего развития ребенка, так как оно содействует его нормальному росту, укреплению здоровья и формированию психики.

Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт личности. Работая над данной проблемой,  для себя поставила такие задачи:

- охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;

- воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

- создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

- формировании  жизненно  необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;

- формирование широкого круга игровых действий;

- развитие физических (двигательных) качеств: ловкости (в том числе и координационных способностей, общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие;

- содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

- формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;

- воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

Организационными формами работы с детьми по физической культуре в детском саду являются:

- образовательная деятельность;

- физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня;

- активный отдых;

- самостоятельная двигательная деятельность детей;

- работа с родителями.

 

К физкультурно-оздоровительной работе относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней, )физкультурная минутка.

Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особые задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других систем организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке проводятся как со всеми детьми, так и с небольшими подгруппами. Важно, чтобы в течение дня каждый ребенок принял участие в организованной воспитателем подвижной игре.

 

Физкультурные минутки (физкультминутки) проводятся на занятиях с умственной нагрузкой. Они снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворений, а также в виде любого двигательного действия и задания, но в зависимости от вида занятия и его программным содержанием.

Активный отдых дошкольников складывается из физкультурного досуга, физкультурных праздников и Дней здоровья. Все эти мероприятия способствуют совершенствованию двигательных умений .

 Организуя двигательную активность детей важно помнить о физиологических возможностях и физическом здоровье каждого ребенка. Именно индивидуальный подход наиболее полно и широко должен использоваться воспитателями для организации самостоятельной двигательной деятельности детей. Необходимо расположить игровое оборудование таким образом, чтобы оно было доступным для детей.

 Для проведения успешной физкультурно-оздоровительной работы детский сад должен тесно сотрудничать с родителями. Эффективными формами организации физкультурно-оздоровительной работы с родителями являются:

- совместное проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья,  соревнований;

- дни открытых дверей, где родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, режимных моментах;

- консультации, беседы, рекомендации для родителей;

- родительские собрания; анкетирование.

Положительный эффект физкультурно-оздоровительной работы возможен лишь при постепенности, систематичности и комплексности ее организации.

 


Предварительный просмотр: