Опыт работы

Сырчик Гузель Каюмовна

Опыт работы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта работы воспитатель МБДОУ ДС №1 «Березка» Сырчик Г.К. г. Нижневартовск 2019 г.

Слайд 2

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Здоровьесберегающие образовательные технологии- это психолога- педагогические приемы, методы, технологии которые направлены на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов; направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеформирования в ходе образования, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения; детские стрессы (нервные расстройства), тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье). В связи с этим в МДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье. Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов МДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.

Слайд 4

сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьясбережения; сформировать понимание основ здорового образа жизни; умение перевести в навык, обладающий его целевого использования.

Слайд 5

медико -профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов; валеологического просвещения детей и их родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Слайд 6

анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровье сберегающей среды МДОУ. организация здоровьесберегающего образовательного пространства в МДОУ. освоение педагогами МДОУ методик и приёмов здоровье сбережения детей и взрослых МДОУ. внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых. работа валеологической направленности в родителями МДОУ.

Слайд 7

различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул); комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровье»; хождение босиком, обтирание после сна, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика); физкультурные занятия всех типов; традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки); организация рационального питания; медико-профилактическая работа с детьми и родителями; комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Слайд 8

Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс МДОУ. Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками. Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка. Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы. Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в МДОУ.

Слайд 9

Тематика физкультурно-оздоровительных мероприятий Прогулка «Собери букет для мамы» - младшая группа Летний праздник «Весёлые старты» - средний, старший возраст. Спортивный праздник с участием родителей «Цирковое представление» Спортивный праздник с участием родителей «Дружим со спортом» - старшая, подготовительная группа. Спортивный праздник «Спорт- это сила и здоровье» - старшая группа

Слайд 10

Тематика спортивно - досуговой деятельности Спортивный праздник с участием родителей «Быстрые и ловкие» - старшие группы Физкультурный досуг «Играем и побеждаем» - средняя группа 1. Летний праздник «Кошкин дом» ( по противопожарной безопасности) – дети средних, старших, коррекционных групп Спортивный праздник с участием родителей для средней группы «Мы спортсмены» Спортивный праздник для детей подготовительной группы «Зимняя олимпиада» Спортивный досуг «Красный, жёлтый, зелёный» - дети старшего возраста Спортивный праздник с участием родителей «Будем спортом заниматься» - старшая, подготовительная группы. Спортивный праздник «Моряки лихие» - средняя групп Музыкально-спортивный праздник, посвященный Дню победы – « День Победы- праздник дедов»-старшая, подготовительная.

Слайд 11

ПРОГУЛКИ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ СПОРТИВНЫЙ ДОСУГ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ФИЗКУЛЬТ МИНУТКИ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТИМИ

Слайд 12

Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ритмопластика Не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном зале Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр Релаксация В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную музыку, звуки природы Гимнастика утренняя Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др. Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин во всех группах Различные варианты проведения ЛФК 2 раза в неделю в коррекционных группах по показаниям врача Комплексы упражнений, корегирующих осанку, свод стоп

Слайд 13

Гимнастика пальчиковая С младшего возраста в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Физкультурное занятие 2 раза в неделю в спортивном зале Ранний возраст в групповой комнате – 10 мин, младший возраст – 15 – 20 мин, средний- 20-25 мин, старший возраст – 25-30 мин. Занятия проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ Само-массаж В зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы С детьми старшего возраста Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Информация для детей по теме « Здоровье» Во время совместной деятельности в зависимости от поставленных задач Могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития

Слайд 14

технологии профилактики заболеваний, углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники, отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья), реабилитация соматического состояния здоровья, противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами, витамина -профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием сухофруктов), санитарно-гигиеническая деятельность МДОУ.

Слайд 15

Модели точного выполнения основных движений. Модели общеразвивающих упражнений. Алгоритмы подвижных игр. Схемы видов построения. Картотека индивидуальных заданий для закрепления основных движений. Пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, правилам ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи. Атрибуты, стимулирующие и активизирующие двигательную активность. Мнемотаблицы и коллажи валеологического содержания. Фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе. Литература валеологического содержания. Наглядный материал в «Уголках здоровья» в группах. Пиктограммы, загадки, ребусы, кроссворды валеологического содержания.

Слайд 16

Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей и взрослых Семинары-тренинги « » Консультации для педагогов «Воспитание здорового ребёнка», «3доровье ребенка в наших руках», «Профилактика утомляемости дошкольников в МДОУ» «Здоровье всему голова» и др. Практикум для педагогов МДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня». Обсуждение вопросов здоровье сбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах. Семенар- практикум « Организация досуга для детей»

Слайд 17

Информационные стенды для родителей -работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры). Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в МДОУ Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях МДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей МДОУ с родителями-спортсменами и др.). Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровье сбережения. Ежеквартальная родительская газета (посвященная вопросам воспитанию здорового ребёнка)

Слайд 18

Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей МДОУ. Взаимодействие специалистов МДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками Проявление толерантности всех участников внедрения здоровье сберегающих технологий в педагогический процесс МДОУ. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровье сберегающего образовательного пространства в МДОУ; Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Слайд 19

Л. Ф. Тихомирова «Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью». Ярославль, 2000 г. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии» Издательство «ВАКО», 2004 г. Л.Д. Глазырина «Физическая культура- дошкольникам: программа и программные требования». Москва, 2004г. Л.Г. Татарникова «Технологии валеологического развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении». Санкт-Петербург, 2006 г. «Здоровье детей -здоровье нации». Сборник материалов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2008 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Педагогическая технология формирования аппликационных умений у детей старшего дошкольного возраста». Подготовила: Сырчик Г.К. воспитатель 1 категории

Слайд 2

Цель исследования разработать и апробировать технологию формирования аппликационных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 3

Объект исследования процесс изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 4

Предмет исследования педагогическая технология формирования аппликационных умений старших дошкольников.

Слайд 5

Гипотеза: повышение эффективности сформированности аппликационных умений у детей старшего дошкольного возраста возможно, если:

Слайд 6

задачи : осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; выявить уровень сформированности аппликационных умений детей старшего дошкольного возраста; разработать и экспериментально апробировать технологию формирования аппликационных умений старших дошкольников.

Слайд 7

показатели аппликационных умений детей старшего дошкольного возраста : интерес к работе с бумагой, ножницами, клеем, который характеризуется устойчивостью мотивов; самостоятельность при выполнении работы; нахождение адекватного цвета при передаче образа в аппликации; ориентация в новых видах работы с бумагой на основе имеющихся знаний, умений и навыков. умения вырезания и приклеивания бумаги в аппликации.

Слайд 8

уровни сформированности аппликационных умений у детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень – ребенок проявляет интерес к работе с бумагой, сочетающийся с самостоятельностью при выполнении аппликации и устойчивостью мотивов. Нахождения средств выразительности при передаче художественного образа в аппликации (цвет, колорит). Умело применяет все знания, полученные по аппликации в собственной творческой деятельности. Владеет всеми приемами складывания и вырезывания бумаги. Средний уровень – у ребенка имеются интерес к работе, он стремится сделать аппликацию верно, находит средства выразительности при передачи художественного образа, но у него часто отсутствует самостоятельность при выполнении работы. Не владеет приемами силуэтного вырезывания. Низкий уровень – ребенок в своей деятельности руководствуется образцом, стремится сделать аппликацию, однако интерес к данному виду деятельности не поддерживается, затрудняется в складывании и вырезывании бумаги, выполняет аппликацию при участии взрослого.

Слайд 9

Уровни сформированности аппликационных умений у старших дошкольников на констатирующем этапе. Уровни ЭГ КГ Высокий 3 – 15% 5 – 25% Средний 8 – 38% 8 – 42% низкий 9 – 47% 7 – 33%

Слайд 10

Наша технология состояла из трех основных этапов:

Слайд 11

Первый этап ориентирован преимущественно на развитие символической формы опосредования. (дети создают аппликации только из сенсорных эталонов);

Слайд 12

Занятие 1 : «Холодный снег и теплый дождь».

Слайд 13

Второй этап направлен на развитие формы опосредования. (основной акцент ставится на изображение предмета, решающее значение приобретает соотнесение внешних свойств объектов изображения со свойствами используемого материала).

Слайд 15

Занятие 2 : « Кошка »

Слайд 16

Третий этап включает задания на модельную и символическую формы опосредования . (вводится самостоятельное вырезание ножницами).

Слайд 17

Занятие 3 : « Замок снежной королевы и замок повелителя Страны Солнца»

Слайд 18

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента (ЭГ)

Слайд 19

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента (КГ)

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познание». Познавательно – исследовательская деятельность.

Воспитатель:  

Сырчик Гузель Каюмовна.

МБДОУ ДС№1 «Берёзка»

Тема НОД: « Воздух вокруг нас».

Непосредственно образовательная деятельность проводилась в группе общеразвивающей направленности  для детей от 5 до 6 лет.

Задачи НОД:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование: оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свисток, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, листы бумаги по количеству детей, презентация « Воздух».

Общение с воспитанниками во время непосредственной образовательной деятельности было организованно на основе доверительных отношений между воспитателем и воспитанниками. Речь воспитателя была чёткой, грамотной. Все вопросы к детям  были сформулированы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.  

 Тема и цель непосредственной образовательной деятельности соответствует его структуре. Все этапы НОД были последовательны и  логически взаимосвязаны между собой. На протяжении всей  непосредственно образовательной деятельности  была продуманна сюжетная линия ( Дети были учеными исследователями»). Для проведения занятия были использованы ИКТ.

     Обстановка группы эстетична. Оборудование,   дидактический и наглядный  материал соответствуют методическим требованиям  и требованиям СанПин.  

Продолжительность занятия соответствует требованиям СанПин – 25 мин. Учебное время было использовано целесообразно и  распределено по этапам:

1. Организационный этап - 5 мин.

2. Основной этап – 15 мин.

3. Заключительный этап  - 5 мин.

Рациональное построение предметно развивающей среды, а так же целесообразный  подбор методов  и приёмов  работы с детьми позволил эффективно использовать учебное время.

 НОД была выстроена с учётом здоровьесберегающих технологий, а так же учитывались особенности утомляемости детей данного возраста. (Частая смена видов деятельности, проведение физминуток)

     В ходе реализации основного этапа непосредственно образовательной деятельности  осуществляла индивидуально- личностный подход к воспитанникам.

            В течение всего занятия дети были активны, сохраняли интерес, внимание. Использование  разнообразных форм и методов работы  способствовало поддержанию интереса и работоспособности  у детей.

После каждого выполненного задания проводился контроль усвоенных знаний и умений. (сопоставление своей работы с образцом)

В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались практические ( опыты с воздухом), словесные (беседа, вопросы к детям,  проговаривание слов физминутки, словесное описание опытов) и наглядные (показ презентации о воздухе) методы обучения.

    Поставленные задачи реализованы в полном объёме  в ходе непосредственно образовательной деятельности.



Предварительный просмотр:

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..

Глава I  Теоретические основы использования дидактических игр для

                развития познавательных интересов дошкольников………………1

  1. Сущность и роль дидактической игры в развитии

        личности детей дошкольного возраста   ……………………………...5

1.2 Дидактические игры в педагогических системах………………………7

           1.3 Структура дидактических игр в развитии познавательного

                интереса дошкольников…………………………………………………9

        1.5 Педагогическое руководство  дидактическими играми для

развития познавательного интереса дошкольника……………………11 II Опытно-экспериментальное исследование развития познавательных процессов у детей старшего возраста …………..13

         2.1 Диагностика уровня сформированности познавательных

                процессов у детей старшего  дошкольного возраста……………….....15

 2.2 Методика формирующего эксперимента……………………………...18

        2.3Результаты контрольного этапа эксперимента     …………………20

          2.4 Педагогические рекомендации по использованию

        дидактических игр в  семье (работа с родителями)………………….24

Заключение………………………………………………………………………...27

Список использованной литературы…………………………………………..28

                                                                             Введение

        Актуальность темы. Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она способствует развитию интересов, создает условия для развития творческих способностей.

        В процессе дидактических игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем самостоятельно.

        Исследованиями установлено, что главная линия развития ребенка проходит через игру. Дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, расширить и углубить его познавательные интересы, развивает его умственные способности.

        На современном этапе происходит реформирование образовательной системы.

        Реформа образования направлена на совершенствование  содержания методов и средств в учебно-воспитательной работе с детьми.  Использование дидактических игр способствует развитию  познавательных интересов, формированию характера ребенка, обогащению чувственного опыта, готовит его к будущей самостоятельной жизни.

        Методологические основы

Значительный вклад в развитие теории, методики и практики игровой деятельности для развития познавательных процессов внесли педагоги, психологи, учителя-практики разных эпох начиная с античности и по настоящее время. В разные периоды развития российского образования проблемы игровой деятельности, роли дидактической игры в познавательном развитии рассматривались в работах М. Монтессори, Л.С. Выготского, О.М.Дьяченко, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, З.М. Истоминой, А.Н. Леонтьева, Я. З. Неверович, Т. Д. Зинкевич, А.М. Михайлова, Бондаренко А.К., Матусик А.И. Анализ литературы показывает, что именно дидактическая игра позволяет развить такие психические процессы как мышление, память, внимание, восприятие, речь. Несомненно, что в процессе игровой деятельности  необходимо учитывать весь комплекс возрастных особенностей детей.

Поэтому мы предлагаем проанализировать проблему через использование дидактических игр для развития познавательного интереса.

Объектом исследования процесс использования дидактических игр для развития познавательного детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательного интереса через дидактические игры

        Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить  условия для развития познавательного интереса дошкольников.

        Гипотеза исследования: условия использования дидактических игр для развития познавательного интереса будет протекать более эффективно, если

        - установить целесообразную последовательность обучения;

        - разработать систему занятий по обучению детей,  направленных  на развитие использования дидактических игр для развития познавательного интереса;

        - определить оптимальные требования к детям сообразно возрастным особенностям и возможностям каждого ребенка.

Структура работы.  

Работа состоит из:

-введения;

- теоретической главы -  Теоретические основы использования дидактических игр для   развития познавательных интересов дошкольников;

- практической главы - Опытно-экспериментальное исследование познавательных       процессов у детей старшего дошкольного возраста в процессе       дидактической игры;

- практической главы - Оценка результатов проведения формирующего

эксперимента;

- заключения;

- списка литературы

Глава I. Теоретические основы использования дидактических игр для

                развития познавательных интересов дошкольников

  1.   Сущность и роль  дидактической игры в развитии

личности детей  дошкольного возраста

        Основная особенность  дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

        Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, когда создают ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. например, обучающие задачи: научить детей различать и правильно называть цвета  («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»), формировать умение  сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве («Что изменилось», парные картинки). Обучающая задача реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Но если участник игры не овладеет знаниями. Умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

        Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависит от того,  насколько ребенок овладел знаниями, умениями, которые требует дидактическая обучающая задача. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать,  классифицировать, уточнять свои знания, значит, дидактическая игра поможет ребенку чему-то научиться в легкой непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название  автодидактизма.

        Возможность обучать маленьких детей  посредством активной интересной для них деятельности – отличная особенность дидактических игр. Но следует отметить,  что знания и умения являются для детей побочным продуктом деятельности, так как главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия – для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш – для детей старшего дошкольного возраста.                                                                 1.2 Дидактические игры в педагогических системах.

        Традиция широкого использования  дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности  многих педагогов. В каждой педагогической системе дидактические игры занимают особое место.

        Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф.Фребель разработал систему дидактических игр. Которые представляют собой основу  воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни.

        Неоднозначную оценку получила и  другая всемирно известная система дидактических игр Марии Монтессори. Как и Фребель, она считает, что игра должна быть обучающей, чтобы развивался ребенок, она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания.

        Е.И.Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По её мнению, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием. Пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И.Тихеева напрямую ставила в зависимость  от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И.Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорами  ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок). Развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Изменилось содержание дидактических игр, им стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры.

        В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы ХХ века в связи с разработкой  теории сенсорного воспитания. Её авторами являются А.А. Венгер, А.П.Усов, В.Н.Аванесов.

        В последнее время поиски ученых  (З.М.Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О.Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных  умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задач. Авторы называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно – дидактическими.                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   1.3 Структура дидактических игр в развитии познавательного интереса дошкольников

Структура дидактической игры включает несколько компонентов. Обучающая (дидактическая задача) – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают игровую задачу:  прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы по звуку.

        Таким образом, в игровой задаче раскрывается программа игровых действий. Кроме того, с её помощью стимулируется желание их выполнить.

        Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать её. Детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия однотипны: разобрать и собрать матрешку.

        Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, они состоят из нескольких игровых элементов. Дети 5-6 лет, участвуя в сюжетной дидактической игре, выполняют комплекс игровых действий, связанных с реализацией определенной роли (продавец, покупатель). В 4-5 лет дети выполняют игровые действия поочередно. В играх старших дошкольников преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить и т.д. Итак, в зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре. Есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда следовать при организации дидактической игры: её развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия выполняемые ребенком. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются.

        Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

        Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей. Дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер  руководства ею.

        1.4 Виды дидактических игр для развития познавательного интереса

        В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры предметами, настольно-печатные, словесные.

        Дидактические игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

        Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.

        В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в играх типа «Магазин». игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях. Для развития координации мелких движений и зрительного контроля над ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков  по желобку, с горки, в воротца, а также игры с прокатыванием вкладышей, шарами, башенками. Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. В таких играх воспитывается осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентировать  в пространстве.

        Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают расширить представление детей о мире, развивать мыслительные процессы. Очень важны игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых. Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти картинки, в которых одна машина легковая, другая грузовая).  Старшим дошкольникам предлагается отыскать пары среди предметов, отличающихся друг от друга формой и т.д.

        В лото  ребенок должен к картине на большой карте подобрать похожие изображения на маленьких  картинках.

        В домино принцип парности реализуется через подбор картинок при очередности хода.

        Игры типа «Лабиринт» развивают пространственную ориентировку, умение предвидеть результат действия.

        Развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания способствуют игры по принципу разрезных картинок, складных кубиков. Складывание из частей цели – сложный процесс работы выражения. В настоящее время популярны пазлы, где картинки разделены на множество частей.

        Словесные игры отличаются тем, что процесс решения  обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений  и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего  дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками. Они доступны малышам в силу образности и построены на диалоге. Помимо речевого развития формирование слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются  мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции понимать юмор.

        Для детей 4-6 лет создаются новые виды словесных игр. Интересны игры, в которых дети решают игровую задачу (узнают время года, и различают его признаки в игре «Какое это время года?»).

        Эти игры ценны тем, что учат слушать поэтический текст, воспитывают эстетические переживания, развивают образное мышление.

        Игры-загадки, игры-предположения развивают логическое мышление, речь.

        1.5 Педагогическое руководство  дидактическими играми для развития познавательного интереса дошкольника

        В разных возрастных группах педагогическое руководство дидактическими играми  имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые педагог должен учитывать. Необходимо создавать условия для игр: подбирать материал, игрушки, игры. Придумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли ими свободно пользоваться, обеспечить место для игр. учить детей бережно обращаться с игрушками.

        Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками. Выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимодействия детей. Новые игры вносить в группу постепенно, усложнять их. В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Необходимо поддерживать интерес ребенка к игре, одобрять умелые игровые действия, взаимовыручку. Предлагать одному ребенку напоминать остальным правила игры.

        Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения. Например, перед игрой «Айболит» предложить вспомнить сказку К.Чуковского, их поступки. Затем пригласить  поиграть в знакомую сказку и в течение всей игры поддерживать игровой настрой, избегать замечаний и реплик негативного характера. По окончании игры необходимо повысить эмоциональный настрой детей, подчеркнуть, как интересно им было играть вместе, подбодрить проигравших.

        Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

Таким образом, дидактическая игра используется в воспитании детей по двум направлениям: для всестороннего гармоничного развития и в узко дидактических целях. Дидактическая игра необходимая форма деятельности ребенка. Она дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.  

        

        

        

Глава II Опытно-экспериментальное исследование познавательных

               процессов у детей старшего дошкольного возраста в процессе

               дидактической игры

                   2.1 Диагностика уровня сформированности познавательных

                          процессов у детей старшего  дошкольного возраста

        Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, мы приступили к исследовательской работе. Исследования проводились на базе МДОУ ДС № 1 « Березка» г. Нижневартовска. В исследовании участвовали дети старших групп (5-6 лет) всего в эксперименте участвовало десять человек.

        Условия проведения эксперимента:

        - наличие экспериментальной группы детей;

        - соответствие указанному возрасту;

        - непрерывность эксперимента;

        - добровольность участия в эксперименте.

        Был выбран метод эксперимента.

        Метод эксперимента в нашем случае дает  реальную картину сформированности познавательных процессов.

        Цель констатирующего эксперимента: изучение первоначального уровня сформированности познавательных процессов для решения задач обучения детей дидактическим играм.

        Задачами констатирующего эксперимента  было выявление у детей старшего дошкольного возраста степени сформированности:

  1. Наглядно-образного мышления, решения наглядных задач.
  2. Словесно-логического мышления.
  3. Образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.

Были подобраны методики, которые наиболее полно представляют уровень сформированности познавательных процессов, которые необходимы в решении дидактических задач.

        

Описание методик

  1. Методика «Чем залатать коврик?» (на основе прогрессивных матриц Равенна)

Цель: определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя  в кратковременной и оперативной памяти образы увиденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.

Результаты исследований.

Оценка результатов исследования констатирующего эксперимента.

Высокий уровень:  высокий уровень сформированности наглядно-образного, словесно-логического мышления, операций анализа и обобщения; 8-10 баллов – 80% - 100% выполненных заданий.

Средний уровень: средний уровень сформированности наглядно-образного, словесно-логического мышления, операций анализа и обобщения; 4-7 баллов – 40 – 70% выполненных заданий.

Низкий уровень: низкий уровень  сформированности наглядно-образного, словесно-логического мышления, операций анализа и обобщения 0 – 3 баллов; 0 – 30% выполненных заданий.

Результаты представлены в следующей сводной таблице.

№ п/п

Испытуемые

Наглядно-образное мышление

Словесно-логическое мышление

Анализ и обобщение

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

1

Женя К.

+

+

+

2

Лена Р.

+

+

+

3

Алена Т.

+

+

+

4

Тимур В.

+

+

+

5

Максим Л.

+

+

6

Настя У.

+

+

+

7

Сергей Б.

+

+

+

8

Никита Ж.

+

+

+

9

Саша И.

+

+

+

10

Аня Р.

+

+

+

        В изучении наглядно-образного мышления

        1 чел. – 10% - высокий уровень

        7 чел. – 70% - средний уровень

        2 чел. – 20% - низкий уровень

        В изучении словесно-логического мышления

        1 чел. – 10% - высокий уровень

        8 чел. – 80% - средний уровень

        1 чел. – 10% - низкий уровень

        В изучении операций анализа и обобщения

        1 чел. – 10% - высокий уровень

        7 чел. – 70% - средний уровень

        2 чел. – 20% - низкий уровень

        Таким образом, в общем (по среднему значению) уровень сформированности познавательных процессов у старших дошкольников  (по группе) соответствует:

        высокий уровень - наглядно-образное мышление (10%) + словесно-логическое мышление (10%) + анализ и обобщение (10%)  

        средний уровень -

        низкий уровень  -

        Отразим процентные показатели констатирующего эксперимента в диаграммах.

      Уровень сформированности  наглядно-образного мышления. Диаграмма 1

        

100%

        90%

        80%

        70%

        60%

        50%

        40%

        30%

        20%

        10%

высокий уровень    средний  уровень        низкий уровень

 Констатирующая диагностика по данной методике (Методика  «Чем залатать коврик» показала, что высокий уровень развития  наглядно-образного мышления  имеет 1 ребенок из 10 обследованных (Никита Ж.). У данного ребенка высоко сформировано наглядно-образное мышление, ребенок видит образы, практически их использует, решая наглядные задачи.

К среднему уровню мы отнесли 7 детей – 70%. Дети этого уровня выполняя задание, затратили от 40 до 50 секунд по времени, часто обращались за помощью.

К низкому уровню мы отнесли 2 детей – 20%. Они затратили время от 50 до 60 секунд при выполнении заданий.

       Уровень сформированности словесно-логического мышления. Диаграмма 2

100%

        90%

        80%

        70%

        60%

        50%

        40%

        30%

        20%

        10%

высокий уровень    средний  уровень        низкий уровень

Констатирующая диагностика по данной методике (Методика «Нелепицы») показала, что высокий уровень имеет один ребенок – 10% (Никита Ж.), он достаточно высоко умеет рассуждать, логически и грамматически правильно выражает свою мысль, ребенок отметил все семь имеющихся на картинке нелепиц.

К среднему уровню мы отнесли 8 детей – 80%. Здесь дети отметили до 6 нелепиц, не сумели по времени до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

К низкому уровню мы отнесли одного ребенка – 10%. За отведенное время ребенок нашел меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.

Уровень сформированности операций анализа и обобщения. Диаграмма 3

100%

        90%

        80%

        70%

        60%

        50%

        40%

        30%

        20%

        10%

высокий уровень    средний  уровень        низкий уровень

Констатирующая диагностика по данной методике (Методика «Исключение лишнего»), показала, что высокий уровень развития образно-логического мышления умственных операций анализа и обобщения имеет один ребенок (Никита Ж.) – 10%. Средний уровень – 7 детей – 70%.  Дети справились с заданием до 2,5 минут. Низкий уровень имеют 2 ребенка – 20% -справились с решением задач до 3 минут и более.

Познавательное развитие (на основе наглядно-образного, словесно-логического мышления, образно-логического мышления и операций анализа и синтеза) представим в следующей круговой диаграмме (по среднему значению).

Уровень сформированности познавательного развития. Диаграмма 4

                                        

Выводы

Результаты констатирующего эксперимента показали, что познавательный уровень детей достаточно слабый и требуется специализированное целенаправленное обучение. Наиболее эффективным средством обучения выберем дидактические игры.

2.2 Методика формирующего эксперимента

Еще раз подчеркнем, что в дошкольном возрасте интенсивно формируется познавательный интерес через развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление). Среди них мышление занимает центральное место, обеспечивающее взаимосвязь познавательных процессов и видов деятельности ребенка. Одним из средств развития познавательных процессов, в данном случае различных видов мышления является дидактическая игра, поскольку детям легче усвоить  задачу, запомнить опосредованную игровым мотивом. Поэтому цель формирующего эксперимента состояла в разработке системы (этапов работы по развитию познавательных процессов (мышления) через дидактические игры.)

        Задачи формирующего эксперимента:

  1. Изучить различные виды дидактических игр для старшего дошкольного возраста.
  2. Разработать этапы и систему занятий по развитию познавательных процессов (мышления) через дидактические игры.

Так как в старшем дошкольном возрасте расширяется объем знаний и меняется характер  умственной деятельности, а также возникают новые формы мышления и в основе выполнения ребенком умственной работы лежат процессы обобщения, анализа и логики, то мы в процессе отбора дидактических игр главное внимание обратили на степень трудности игровых правил и действий. Отбирая предметы, материал для игр, мы учитывали изменения в мыслительных процессах детей. Поэтому игры были подобраны с основными признаками различных предметов, схожести предметов и скрытых несущественных явлений.

При проведении самих игр детям предлагались мотивы соревнования, творческое решение задач.

Формирующий эксперимент проходил в течение 2-х месяцев (март, апрель). Занятия проводились три раза в неделю по 25 минут.

При отборе игры тщательно были проанализирована и учтена их сложность проведения. Поэтому мы строили процесс обучения на принципах:

- от легкого к сложному  (постепенно);

- наглядности, показа;

- системности.

Планирование (проведение игр) состояло из трех этапов (описание игр предложено  в Приложении).

1 этап (легкие игры)

Игры с предметами

2 этап (усложненные  игры)

Настольно-печатные игры

3  этап (сложные дидактические игры)

Словесные игры

Всего было запланировано 24 занятия на апрель, май по 3 занятия в неделю.

Перспективный план проведения игр (дидактические игры)

на март

Недели

Занятия

Тема игры

I неделя

1

2

3

Игра с предметами «Не ошибись»

Игра с предметами «Похож – не похож»

Игра с предметами «Знаешь ли ты»

II неделя

4

5

6

Игра с предметами «Чья одежда»

Игра с предметами «Вершки и корешки»

Игра с предметами «Кто подойдет, пусть возьмет»

III неделя

7

8

9

Настольно-печатная игра «Собери картинки»

Настольно-печатная игра «Зоологическое домино»

Настольно-печатная игра «Что где растет»

IV неделя

10

11

12

Настольно-печатная игра «Путешествие по городу»

Настольно-печатная игра «На земле, в небесах и на море»

Настольно-печатная игра «Гости Москвы»

        Всего 12 занятий.

Перспективный план проведения игр (дидактические игры)

на апрель

Недели

Занятия

Тема игры

I неделя

1

2

3

Словесная игра «Отгадай-ка»

Словесная игра «Магазин игрушек»

Словесная игра «Радио»

II неделя

4

5

6

Словесная игра «Где был Петя»

Словесная игра «Что за птица»

Словесная игра «Назови 3 предмета»

III неделя

7

8

9

Словесная игра «Кому что нужно»

Словесная игра «Кто больше назовет предметов»

Словесная игра «А если бы»

IV неделя

10

11

12

Словесная игра «Природа и человек»

Словесная игра «Летает – не летает»

Словесная игра «Наоборот»

        Всего 12 занятий.

        На первом этапе проведения серии дидактических игр с предметами дети еще раз закрепляли свойства предметов: цвет, форму, величину, качество. В играх решались задачи на сравнение, классификацию, обобщение и установление последовательности в решении задач.

        Нами было отмечено, что те дети, у которых были упущены в знаниях формы цвета, величины и качества предметов к концу этапа  проведения игр показали хорошие знания и осведомленность.

        На 2 этапе, этапе проведения настольно-печатных игр, решались задачи более усложненные: установление связи между предметами, обобщение, логическое мышление, развитие умений из отдельных частей составлять целый предмет. На 3 этапе перед детьми ставились задачи (словесные дидактические игры) описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам (система игр приведена в  Приложении).

        Кроме обучающих задач нами ставились задачи воспитательные, а именно:

        - желание заниматься умственным трудом;

        - развитие умений внимательно слушать;

        - подготовка к обучению в школе;

        - четко и точно формулировать свои мысли;

        - применять знания в соответствии с поставленной задачей.

        В ходе проведения формирующего эксперимента нами учитывались:

        - установление  соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей старшей группы;

        - удобное время проведения (вторая половина дня в свободное от других занятий время);

        - выбор места игры (игры проводились в спокойной обстановке с подгруппой детей из 10 человек).

        В ходе проведения эксперимента дети четко знакомились с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточнялись знания и представления детей о них). Нами объяснялся ход и правила игры, показывались игровые действия, подводились итоги игры, где особенно подчеркивалось, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. Тем самым подчеркивалась важность игр, и вызывался познавательный интерес к ним. Мы постоянно обещали, что в следующий раз играть будем в новую игру, и она будет интересной. Дети с нетерпением ждали этого дня.

        С целью вызывания  познавательного интереса у детей, желания играть нами были использованы различные приемы:

        - использование загадок;

        - интригующие вопросы;

        - элемент сюрприза.

        Таким образом,  в процессе формирующего эксперимента было проведено 24 занятия, состоящие из 3-х этапов, формирующие познавательные процессы и познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.

        

                     Описание этапа контрольного эксперимента

        Контрольный эксперимент проводился  по той же технологии, что и  констатирующий эксперимент, чтобы обеспечить  полную идентичность  оценки результата. Задачами контрольного эксперимента  было выявление у детей старшего дошкольного  возраста степени сформированности:

  1. Наглядно-образного мышления.
  2. Словесно-логического мышления.
  3. Операций анализа и обобщения.

2.3Результаты этапа контрольного эксперимента                

Контрольный эксперимент выявил следующие результаты:

Наглядно-образное мышление

высокий уровень  4 чел. – 40%         средний уровень – 6 чел. – 60%

низкий уровень – 0 чел.  – 0%

100%

        90%

        80%

        70%

        60%

        50%

        40%

        30%

        20%

        10%

высокий уровень    средний  уровень        

        Словесно-логическое мышление

высокий уровень  5 чел. – 50%         средний уровень – 5 чел. – 50%  

низкий уровень – 0 чел.  – 0%

100%

        90%

        80%

        70%

        60%

        50%

        40%

        30%

        20%

        10%

высокий уровень    средний  уровень        

        Операции анализа и обобщения

высокий уровень  4 чел. – 40%         средний уровень – 6 чел. – 60%  

низкий уровень – 0 чел.  – 0%

100%

        90%

        80%

        70%

        60%

        50%

        40%

        30%

        20%

        10%

высокий уровень    средний  уровень        

        Общий уровень (по среднему значению познавательного развития составил)

        высокий уровень   – 44%         

средний уровень   – 56%  

низкий уровень    – 0%

Уровень сформированности познавательных интересов, результаты представим в круговой диаграмме. Диаграмма

                 

        Сравнительные результаты в динамике развития представим в следующей таблице:

Результаты констатирующего эксперимента

Результаты контрольного эксперимента

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

10%

74%

16%

44%

56%

0%

        Из таблицы видно, что произошла выраженная положительная динамика в познавательном  развитии старших дошкольников в процессе проведения дидактических игр. По высокому уровню она составила 34%, низкого уровня нет.

        Выводы:

  1. Через дидактические игры можно формировать познавательные процессы, познавательный интерес.
  2. Дидактические игры обогащают чувственный опыт детей.
  3. У детей произошла положительная динамика в познавательном развитии на 34% (по высокому уровню). Низкий уровень снизился до 0%.
  4. Дидактические игры эффективны  в воспитании самостоятельности.
  5. Дети (44% - высокий уровень, 56% - средний уровень) научились пользоваться знаниями, искать и находить способы решения задач, делать правильные умозаключения.
  6. У детей активизировалось мышление.
  7. Игры воздействовали на эмоции детей: дети испытывали радость, удовлетворение от удачно найденного и быстрого решения, от самостоятельности в решении задач.

2.4Педагогические рекомендации по использованию дидактических игр в  семье

  1. Для хорошей подготовки  ребенка к школьному обучению, помимо дошкольного учреждения, в условиях семьи целесообразно провести систему семинаров с родителями по использованию дидактических игр.
  2. Рекомендовать родителям специальную литературу по этой проблеме.
  3. Родителям необходимо познакомиться с конкретными играми, с правилами, действиями, они должны знать ход игры, какой материал используется в данной игре.
  4. Родителям рекомендуется внимательно изучить индивидуальные способности своих детей, которыми руководствоваться, организуя игры. Например, слишком возбудимым, подвижным детям рекомендуется использовать настольно-печатные игры, такие как «Лото», «Мозаика», «Разрезные картинки», «Кубики» и др.  Детей с замедленной реакцией на слово следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа, решения игровой задачи, например, «Кто быстрее назовет», «Скажи наоборот», «Добавь слово» и др.
  5. Рекомендуется раскрыть возможности использования в играх природного материала.
  6. В играх с малышами важно решать задачи воспитания сенсорной культуры. Для этого использовать в играх овощи, фрукты, ягоды («Узнай на вкус»), семена кустарников, деревьев («Чьи это детки?»), предметы обихода («Покажи, о чем я скажу»), игрушки («Кто скорее соберет пирамидку») и т.д.
  7. Родителям детей 4-5 лет чаще надо использовать предметы, отличающиеся друг от друга по материалу, из которого они сделаны. Это поможет учить ребят группировать предметы по различным признакам: находить в комнате металлические, керамические, пластмассовые, деревянные, тканевые предметы. Полезно включать в игру элементы соревнования – кто больше найдет, заметит предметов определенного качества.
  8. Для занятий  с детьми пятого года жизни чаще использовать настольно-печатные игры: на обобщение, классификацию предметов по их назначению, месту произрастания. Решению этих задач способствуют такие игры, как «Где что растет?», «Когда это бывает?», «Растет, цветет и зреет», «Лото», «Разбери посуду» и др.
  9. Для игр с детьми старшего возраста рекомендуется использовать словесные игры. Они хороши тем, что не требуют особых усилий для их проведения, надо лишь приобрести сборник таких игр, в них можно выбрать любую игру в соответствии с обстоятельствами: местом игры, количеством участников, их индивидуальными особенностями.
  10. Для того чтобы организовать с ребенком игру с определенной познавательной задачей, определенными правилами и действиями, полезно подсказать малышу содержание, основанное на имеющихся у него знаниях об окружающей жизни или о литературных героях. Например, наши дети знают многие  мультипликационные фильмы, художественные произведения детских писателей. Родители могут поиграть с детьми в игру «Отгадай, откуда этот герой»  или провести викторину по сказкам, в которой в 2-х, 3-х предложениях  дети рассказывают о названиях сказки, её героях.
  11. Родителям можно рекомендовать изготавливать некоторые настольно-печатные игры дома, в семье, привлекая к этому и детей. Например, для игры, в которой требуется описание картинки, можно сделать большой круг, желательно из твердого картона, в центре прикрепить вращающуюся стрелку, а по краям круга сделать карманы (гнездышки) для картинок. Диаметр круга – 50 см, размер карточки - 9×9 см. карточки изготовить из плотной бумаги или картона. Содержание карточек разнообразное: труд взрослых, спорт, игры детей, времена года. Количество играющих также разное, поэтому в игре возможно объединение ребят разного возраста. Дети садятся вокруг стола, считалочкой выбирают водящего. Он поворачивает стрелочку так, чтобы она остановилась против какой-либо картинки. Тот, кто сидит ближе к этой картинке или напротив неё, рассказывает, что на ней изображено. Вынув из картона картинку, ребенок внимательно её рассматривает, а затем рассказывает. Если рассказ получился интересным, ребенок становится водящим. И так игра продолжается
  12. Рекомендуется играть в разрезные картинки в любом возрасте, для старших дошкольников количество частей увеличивают.

        

Список использованной литературы

                

  1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. М., Дрофа, 2002.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1985.
  3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983.
  4. Воспитание и обучение в детском саду. М.: 1986.
  5. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка. М.: 1988.

6.Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Игры и упражнения по развитию умствееных способностей у детей дошкольного возраста.М.,1989.

7.Гришина Г.Н. Любимые детские игры. М., 1997.

8.Генко Ю.Ж. О содержании и структуре дидактической игры // Умственное воспитание детей в детском саду. Л.,1981.

9. Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников. М.,1978.

10. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. М.,1998.

11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.,2002.

12. Логинова В.И., Саморукова П.Г., Дошкольная педагогика. М.,1988.

13. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.,1990.

14. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игры с правилами в дошкольном возрасте. М..1994.

15. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М..1990.  

Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. М., 1985.

16. Менджерицкая Д.В. Воспитатели о детской игре. М., 1992.

17. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М.,1989.

18. Волошкина М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе.М..1995.

20. Подъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М..1988.

21. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ . В.,2006.

22. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.

23. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1986.

24. Новоселова С.Л.  Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989.

24. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М., 1976.

  1.  Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,  2001.
  2.  Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.. 1985.

                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Формирование аппликационных умений у детей старшего дошкольного возраста Разработал воспитатель 1 категории Сырчик Г.К. МБДУ ДС №1 «Березка» 2019 г.