Самообразование

Сырчик Гузель Каюмовна

Самообразование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя школа № 1 имени А.В.Войналовича»

План по самообразованию

на 2021– 2022 учебный год.

Воспитатель: Сырчик Г.К.,

1 квалификационная категория.

РАЗДЕЛ

СРОКИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ

Изучение методической литературы

Сентябрь

-  Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика-М.: Высшая школа. 2004 г.

Интернет-ресурсы.

- Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008 г.

- Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007 г. - N 10. - С. 44-50.

- Интернет-ресурсы.

Методическая работа

Сентябрь – октябрь

- Анализ методической литературы. Выявление возможностей использования мини – музея в работе с детьми 6 – 7 лет.

- Разработка проектов мини - музеев(в соответствии с возрастом детей).

- Подбор материала по работе с родителями.

План работы по использованию мини – музея в повседневном взаимодействии с детьми.

План работы с родителями.

Взаимодействие с родителями

Октябрь

Октябрь - май

Декабрь - январь

Февраль - март

Апрель - май

- Организация родительского собрания: «Мини-музей как новая форма работы с детьми дошкольного возраста».

- Помощь родителей в создании и оснащении мини – музея в группе (согласно годовому плану).

- Консультация «

- Участие родителей в реализации совместного проекта: «История ёлочной игрушки».

- Наглядная агитация «Я познаю мир» (активные формы работы с детьми в познавательном развитии дошкольников».

- Участие родителей в реализации проекта «Мудрые сказы П. П. Бажова».

-День открытых дверей. Просмотр НОД с использованием мини - музея.

- Участие родителей в реализации проекта «Мини – музея « Куклы в национальных косттюмах».

-Организовать мастер-класс  по организации творческой  мастерской дома.

- Наглядная агитация «Мини – музей дома».

Презентация «Я поведу тебя в музей!».

Экспонаты, коллекции, макеты и др.

Коллекция ёлочных игрушек в мини – музее группы.

Папка – передвижка

«Я познаю мир».

 НОД «Тайна малахитовой шкатулки».

Коллекция полезных ископаемых для мини-музея.

Фотоколлаж для мини – музея «Моя семья на море»

Мастер-класс «Познание мира через творчество».

Памятка «Создадим свой мини – музей».

Работа с детьми

Октябрь – ноябрь

Декабрь-январь

Февраль – март

Апрель - май

- Реализация проекта: «Русские народные промыслы».

- Организация работы творческой мастерской  «Кладовая ремесел» (рисование хантыйского узора).

- Реализация проекта: «История ёлочной игрушки».

- Организация работы творческой мастерской  «Новогодние украшения» (декоративно – прикладное искусство).

- Экскурсия в городской краеведческий музей. Выставка детского творчества: «Наряд для елки».

- Реализация проекта «Мудрые сказы П. П. Бажова».

- Виртуальное путешествие «Кавказские горы».

- Организация работы творческой мастерской «По страницам сказов Бажова».

- Реализация проекта «Водная стихия».

- Виртуальное путешествие «Водные просторы планеты Земля».

- Организация работы творческой мастерской «По морям, по волнам».

Оснащение мини – музея (согласно теме проекта).

Создание альбома «Золотая хохлома» и коллажа «Гжель» (чайный сервиз).

Коллекция ёлочных игрушек в мини – музее.

Выставка новогодних атрибутов (выполненных в  разных техниках)

Участие детей в городском конкурсе поделок «Наряд для ёлки».

Книжная выставка по произведениям писателя.

Выставка поделок и макетов по прочитанным сказам.

Фотогалерея «Костюмы народов России».

Творческие работы детей по теме проекта.

Головные уборы народов России.

Самореализация

Октябрь – май

Апрель - май

- Работа над созданием условий для систематической и эффективной работы по теме самообразования.

Открытость образовательному сообществу.

- Педагогическая гостиная для воспитателей «Музейная педагогика как инновационная технология в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

- Мастер - класс на тему: «Музей в детском саду как интерактивное образовательное пространство».

- Организовать открытый просмотр совместной образовательной деятельности с использованием мини – музея «Куклы в национальных костюмах».

- Систематизировать методический материал по теме самообразования.

- Анализ работы по использованию музейной педагогики в ДОУ. Самоанализ проведенных мероприятий.

- Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

Оснащение РС.

Тематический план мероприятий.

Памятка «Как организовать мини – музей в группе».

Презентация опыта работы.

СОД « Сладкий, вкусный чай».

Комплект проектов (согласно годовому плану).

Оформление выставки «Наш мини – музей кукол в национальных костюмах» (фотоотчет).

Публикация опыта работы в сети Интернет и СМИ.



Предварительный просмотр:

Доклад

« Музейная педагогика как инновационная технология дошкольного образования».

Воспитатель: Сырчик Г.К.

  Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки. В настоящее время для развития музейного дела характерно повышенное значение его образовательной функции. Активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами. Я очень надеюсь , что и в нашем детском саду будут успешно внедряться и использоваться различные образовательные технологии, в частности методы проектирования, один из которых - "Мини-музей в детском саду"

   В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому, такие выставки и названы мини-музеем.

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

   В детском саду можно применить самые разнообразные темы по созданию мини – музеев: в одной группе, это - мини-музей хлеба, в другой, это - мини-музей Кошек . В третьей группе - мини-музей Сказки. Создание таких экспозиций позволяет ходить друг к другу, приглашать к себе и проводить экскурсии, где экскурсоводами становятся сами дети. При этом закрепляются как раннее полученные знания (речь, память и т.д.), так и познается много нового и интересного.

   В создании выставок и проведении экскурсионных бесед участвуют не только педагоги, но и дети, и их родители. Главное отличие от настоящих музеев в том, что в мини музее дети могут играть, создавать собственными руками экспонаты для выставочной экспозиции, т.е. участвовать в творческом процессе наравне с взрослыми. Создавать экспонаты музея или оформлять экспозицию совместно с педагогами и родителями. И никто не отменял в этом случае исследовательскую и игровую деятельность.

Музейная педагогика в образовательном процессе ОУ

   Когда речь идет о возможностях использования музейной педагогики в образовательном пространстве ДОУ, необходимо, прежде всего, обратиться к понятию «музейная педагогика». Ведь именно она становится средством педагогического воздействия на воспитанников и общения с детьми.

   Интеграция в воспитательно-образовательный процесс придает музею более высокий статус, он становится важной составляющей жизни ДОУ и импульсом для социализации ребенка в атмосфере творчества и исследований.

   Современный детский сад все в большей степени становится открытой в социум культурной системой. Кругозор современных детей значительно шире, чем был у сверстников 15-20 лет назад.

   Поддерживание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте требует использования разных форм и приемов работы, в том числе характерных для музейной педагогики.

 Принцыпы музейной педагогики

:

  • Наглядность
  • Доступность
  • Динамичность
  • Содержательность
  • Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ
  • Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями
  • Гуманизм
  • Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии

Условия:

  • Интегративность знаний
  • Удовлетворение потребностей в познании
  • Диалогичность
  • Развитие ребенка в деятельности.
  • Опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

Методы и приемы:

  • Наглядные
  • Практические
  • Исследовательские
  • Игровые
  • Словесные

   Музейный экспонат способен воздействовать на эстетическое восприятие, интеллектуальную и нравственную сферы личности ребенка. Экспозиции мини-музея помогают детям многое понять, увидеть , а главное - потрогать или подержать в руках . Эстетическое оформление экспозиций и креативность наверняка привлечет детей, а уж если выставка или мини-музей интерактивны, то это поистине детский праздник..

Формы работы с экспозициями мини-музея:

  • Занятия-экускурсии
  • Занятия с элементами игры и творческими заданиями
  • Исследовательская деятельность
  • Игры-развлечения
  • Игры-путешествия
  • Игры-графические упражнения
  • Интеллектуально-творческие игры
  • Игры по сюжету литературных произведений
  • Продуктивная деятельность
  • Возможность смены экспозиции

 Принципы экспозиции музея:

Научности

Любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию;

Предметности

Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют либо эпоху, если это музей исторический, либо природную зону - если экологический, либо процесс производства чего-либо, либо продукцию и т.д.

Коммуникативно – информационный

Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп.

  • Комплексности музейного подхода и комплексности как включения всех каналов восприятия (чувственного, логико-аналитического, психомоторного);
  • Непрерывности, преемственности и последовательности излагаемых знаний;
  • Многообразия и вариативности форм подачи информации;
  • Интерактивности (ребенок запоминает только то, что делает);
  • Программности, обеспечивающей усвоение информации и приобретение умений на основе специально разработанных программ;
  • Действенности и результативности музейно-педагогической образовательной деятельности.

Задачи, которые стоят перед музейной педагогикой в контексте ФГОС:

  • Реализовать направления музейной педагогики.
  • Обогатить предметно-развивающую среду.
  • Обогатить познавательный процесс новыми формами.
  • Формировать у дошкольников представление о музее.
  • Расширить кругозор.
  • Развить познавательные способности и познавательную деятельность.
  • Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
  • Развить творческое и логическое мышление, воображение.
  • Формировать активную жизненную позицию.
  • Навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее;

Как организовать мини-музей в группе:

   Музей можно создать в группе (хотя, можно и в специально отведенном месте, куда дети могут приходить на экскурсию).

   В музее просматривается три жанра: музей – экспозиция, музей – лаборатория, музей – игротека. А профиль музея - какой захотите.

   Экспонаты располагаются подгруппами или разделами. Среди них находятся как предметы, так и их изображения (иллюстрации). Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея.

   Внимание детей дошкольного возраста ещё не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Оптимальным явился вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном.

   В группах у детей игрушки, а в музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые. Музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. По существу это означает, что ребенок – активный участник данного процесса. Чтобы он открылся для получения информации, как сосуд, должны появиться радость, заинтересованность. А до тех пор, пока нужный канал не откроется, пытаться «вталкивать» туда сведения – дело совершенно бесполезное.

   Дети в музее путешествуют во времени, действуют с музейными экспонатами. Во время музейных игр дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.

   Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея можно предложить самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.

   В создании выставок и проведение экскурсионных бесед участвуют не только педагоги, но и дети, и их родители. Главное отличие от настоящих музеев в том, что в мини музее дети могут играть, создавать собственными руками экспонаты для выставочной экспозиции, т.е. участвовать в творческом процессе наравне с взрослыми.

Правила поведения в музее:

  • В нашем музее многие экспонаты можно трогать руками!
  • Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
  • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
  • Можно и даже нужно задавать вопросы.
  • Можно пополнять музей новыми экспонатами.

Список литературы:

  1. Рыжова, Н., Логинова, Л., Данилюк, А. Мини – музей в детском саду. М.:Линко-пресс,2008.
  2. Майбородова, Т.В. Мини-музейный комплекс в детском саду. Воспитатель. – 2012.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект « Мини музей « Куклы в национальных костюмах» Воспитатель: Сырчик Гузель Каюмовна

Слайд 3

Актуальность проекта Приди в музей и насладись, В нем столько важных есть вещей Душой к искусству прикоснись, Зови в музей родных, друзей! Открой же сердце красоте, Прекрасен каждый экспонат! Поймут искусство только те, Кто красоту увидеть рад. Музей, как всем известно, это неотъемлемая часть культурного наследия. Он охватывает практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т.п. В любом крупном городе есть музеи разной направленности. В последнее время музеи стали создавать и в детских садах, особенно музеи одного предмета. Так, и мы не стали исключением и создали свой мини-музей «Куклы в национальных костюмах». Именно многонациональность нашей группы и создание мини-музея послужило толчком для создания проекта «Мини-музей «Куклы в национальных костюмах»»

Слайд 4

Цель проекта: Создать экспериментальный мини-музей в групповой комнате как форму работы с детьми и родителями; создать условия для нравственно-патриотического воспитания, совместного процесса освоения педагогами, родителями и детьми отечественной культуры.

Слайд 5

Вид проекта : познавательно-творческий, групповой. Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель. Продолжительность: декабрь 2021 - январь 2022г. Цель проекта: Создать экспериментальный мини-музей в групповой комнате как форму работы с детьми и родителями; создать условия для нравственно-патриотического воспитания, совместного процесса освоения педагогами, родителями и детьми отечественной культуры.

Слайд 6

Задачи: 1.Формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству уважения и дружбы между людьми разных национальностей. 2.Формировать у дошкольников представление о музеях. 3. Познакомить с национальными костюмами разных народов мира. 4. Развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение. 5. Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

Слайд 7

II. Этапы проекта: 1.Подготовительный этап: -Подбор места для создания мини – музея в групповой комнате. -Подбор экспонатов в мини – музей «Куклы в национальных костюмах» . -Специально подобранная литература на тему «Куклы в национальных костюмах» -Подборка сказок «Сказки разных народов мира». -Подборка подвижных игр «Игры разных народов мира» -Приготовление материалов для художественного творчества.

Слайд 8

2. Практический этап ( или этап реализации проекта): Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа я вместе с детьми разрабатывала содержание экскурсий по своему музею.

Слайд 9

Познание. Формирование целостной картины мира. - Знакомство с понятиями «музей», «музейная культура». - Знакомство с разновидностями музеев, их значение, правилами поведения в них. - Знакомство с «музеями одного предмета», их историческим значением. - Знакомство с понятием «экспонат» музея. - Знакомство с разновидностями разных национальных костюмов народов мира (история, орнамент …).

Слайд 16

Художественное творчество. - «Русский бублик» (лепка) - «Разукрасим татарский фартук» (рисование) - «Казахский свадебный костюм» (аппликация) Социализация. Сюжетно-ролевые игры: «Мы ходили в музей». Дидактические игры: «Оденем куклу в русский народный костюм» «Подбери головной убор» «Собери костюм»

Слайд 22

Чтение художественной литературы. - Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них. - Хантыйская сказка «Нарты с золотом» - Татарская сказка «Бедняк и два бая» - Узбекская сказка «Маленький пузырь и девочка» - Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» - Киргизская народная сказка « Азрет-султан и бедная девушка»…. Коммуникация . - Беседы о музеях « Музей - что это?», их значении, о правилах поведения в них. - Беседы об экспонатах нашего мини – музея «Куклы в национальных костюмах», обсуждение, куда и как лучше их расставить, расположить.

Слайд 24

Труд: - Организация выставок детских работ. - Оформление мини – музея «Куклы в национальных костюмах». - Изготовление экспонатов в мини – музей. Физическое: -Татарская игра «Продаём цветы», русская игра «Коршун», узбекская игра «Чай-чай», казахская игра «Белая кость», якутская игра « Булчута ». Безопасность: -Беседы о правилах поведения в общественных местах. - Беседы о правилах поведения в нашем мини – музее. Дети знают, что самостоятельно заниматься они могут только с теми предметами, которые доступны для них.

Слайд 28

Совместная деятельность детей и родителей. Подбор экспонатов и литературы по теме в мини – музей «Куклы в национальных костюмах». 1.Анкетирование «Что такое музей и нужен ли он нашим детям» 2.Консультация «Мини-музей в детском саду» 3.Конкурс «Одень куклу в свой национальный костюм» 4. Оформление уголка для мини-музея «Куклы в национальных костюмах» 5.Экскурсия в мини-музей «Куклы в национальных костюмах» 6.Консультация «Что такое музейная педагогика» 7.Конкурс «Я моя семья в национальном костюме» 8.Распечатать раскраски для детей «Национальные костюмы» 9.Консультация: «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» 10.Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (музыкальный руководитель).

Слайд 29

3. Заключительный этап: -Мини - музей с различными экспонатами по теме «Куклы в национальных костюмах» -Составление альбома ««Национальные костюмы разных народов мира» с иллюстрациями, детскими рисунками, аппликацией, раскрасками. -Творческая презентация « Мини-музея «Куклы в национальных костюмах».

Слайд 35

III. Заключение Мини-музей в группе позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения непрерывной образовательной деятельности, для различных мероприятий. К нам приходят ребята из других групп и с интересом рассматривают наши экспонаты. Особенностью музея в нашей группе является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку ( размещены на полках). Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Данный проект позволил в условиях воспитательного - образовательного процесса в ДОУ познакомить детей с историческим музеем, в частности музеем национальных костюмов разных народов мира; познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее; предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы.

Слайд 36

Список использованной литературы: Косарева В.Н.. Народная культура и традиции. – Волгоград, 2012 г. Коллекция «Куклы в народных костюмах». Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН и ООО Этноконсалтинг . Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб: Паритет, 2005 г. Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» - Москва «Просвещение», 1986г. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет автор – сост. В.Н.Косарева.-Волгоград : Учитель, 2012г. Кенеман А. В. 'Детские подвижные игры народов СССР' - Москва: 'Просвещение', 1988 - с.239 Народные подвижные игры - http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st131.shtml https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/11/tvorcheskiy-proekt-mini-muzey-kukly-v-natsionalnyh-kostyumah http://docplayer.ru/50369084-Informacionno-praktiko-orientirovannyy-proekt-mini-muzey-kukly-v-nacionalnyh-kostyumah.html


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: