Классное руководство

Пикулицкая Наталья Сергеевна

Предварительный просмотр:

Организация деятельности классного руководителя

Права и обязанности классного руководителя в соответствии с законом РФ «Об образовании» определяются Уставом общеобразовательного учреждения. В большинстве органов управления образованием субъектов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о классном руководителе, которые определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязанности.  

Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляется, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.  Его участие в образовательном процессе, взаимоотношения с другими организаторами учебно – воспитательно1 работы определены должностными обязанностями.

Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель получает и  обрабатывает информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного  процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развития творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.

Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно – ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни , специфику семейных обстоятельств.

Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого – педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица» классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. В этой связи, педагогическим советам общеобразовательных учреждений при определении функций классного руководителя необходимо в первую очередь четко обозначить его права, обязанности и ответственность, соотнося их с должностными обязанностями других участников процесса.

В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями – предметниками:

  • совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно – воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения;
  • представление интересов своих воспитанников на педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями;
  • включение обучающихся своей группы в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

Совместно с педагогом – психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации, интеграции в микро -  и макросоциум.  Классный руководитель координирует связть педагога – психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку.  При поддержке педагога – психлога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников. Помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии, координирует выбор форм (методов) организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения, поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся.  Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

В организации внеучебной деятельности, внешкольной работы классного руководителя, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом – организатором. Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своей группы в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время. При поддержке педагога – организатора классный руководитель привлекает к работе с группой представителей культуры, спорта, общественность.

Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов учащихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознанию собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы. В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в учебно – воспитательном процессе школы, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально – психологическом климате в семье, требований родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность.

Формы работы классного руководителя определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в образовательном учреждении, в данной группе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия – уровнем развития личностей обучающихся, сформированность классного коллектива как группы, в которой происходят развитие и самоопределение подростков. Количество форм  бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, ролевой тренинг и т.д. при этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта, формирование навыков критического отношения к информации, в том числе аудиовизуальной.

Особое место в работе классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и эстетические проблемы.



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности младших подростков (учащихся 5 – 7 классов)

Подростковый возраст, согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б. Эльконина, имеет границы от 10-11 лет до 14-15 лет. Понятно, что психологические особенности детей, близких к нижней и к верхней границами этого периода, будут различными. Более того, психологи внутри возраста выделяют своеобразный переходный период от подростничества к юности, приходящийся на 14 – 16 лет. Это так называемый старший подростковый возраст. Это время приходится на 8 – 9 классы, если иметь в виду 11 – летнюю общеобразовательную школу.

Рассмотрим особенности психологического и социального развития младших подростков (учащихся 5 – 7-х классов)

Как известно, важнейшим содержанием психологического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности. Л.С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания – полового, общеорганического и социального.  Это несовпадение создает почву для основного противоречия подросткового возраста. Возникновение у ребенка чувства взрослости  является центральным и специфичным новообразованием этого возраста. Данное новообразование самосознания становится стержневой особенностью личности. Именно оно как бы включает специфическую социальную активность подростков: оно и становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующим в мире взрослых и в их отношениях. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.

В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своем поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников) в процессе учебно – воспитательной работы.

В подростковом возрасте происходит изменении характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико – синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется о самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового периода характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, все большие выступает его преднамеренный характер.

Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков – несколько позже.  Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по - старому.

В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.

Мальчики – подростки склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость – подлостью, любовь  к себе -  насилием над другими.

Девочки – подростки созревают физически раньше, чем мальчики, поэтому девочку хотят общаться с мальчиками более старшего возраста.

Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы                                  с младшими подростками

Исследования внутреннего мира подростков показывает, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений нравственного опыта, развития системы справедливых оценочных суждений.

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева, поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше внимания уделять индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.

Подростковый возраст – самый благоприятный для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, входе которых можно высказать свое мнение и суждение, а также самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно -  положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки – подростки считают идеальной работу проститутки, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще, поэтому перед классным руководителем стоят актуальные задачи нравственного, трудового воспитания младших подростков. Важнейшим аспектом воздействия на подростков становится работа,  связанные с формированием у них устойчивых мотивов учения, познания окружающего, привития им истинных трудовых и человеческих ценностей и развенчания лжеценностей.

Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты воспитания младших подростков:

  • формирование у них нравственных личностных качеств;
  • знакомство с примерами положительных идеалов.

Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современных подростков, уметь поставить себя на их место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность классному руководителю не только преодолеть отчуждение в отношениях со своими воспитанниками, но и наладить  хорошие отношения с системе: «школа – семья – общество - ребенок».

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самостоятельной организации классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятия самостоятельных решений. Образно говоря, организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс»



Предварительный просмотр:

Анкета «Знакомство»

Фамилия, имя, отчество, дата рождения  _________________________________

____________________________________________________________________

Класс________________ Дата заполнения_________________________________

С какого класса обучаешься в этой школе?   _______________________________

Где обучался ранее?___________________________________________________

Внеклассная деятельность (кружки, секции и т. д.)__________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Что вам больше всего нравится делать в свободное время?__________________

____________________________________________________________________

Какие фильмы, телепередачи вы предпочитаете смотреть?

 ___________________________________________________________________

Какая музыка вам больше всего нравится?________________________________

____________________________________________________________________

Что вы обычно читаете в свободное время (помимо школьной программы)?_____________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ваши увлечения (хобби)?______________________________________________

Какая область знаний более всего привлекает?

Естественнонаучная: математика, физика, химия, биология, география.

Общественно-научная: история, философия, право, экономика.

Гуманитарная: литература, русский язык, иностранные языки
(журналистика, педагогика, психология, лингвистика)

Какие учебные предметы нравятся?_____________________________________

____________________________________________________________________

Какие учебные предметы не нравятся?___________________________________

____________________________________________________________________

Какие профессии вас привлекают?______________________________________

____________________________________________________________________

Выбрал ли ты профильный класс/профессию (если да, то напиши какую)?________________________________________________________________

Почему ты выбрал именно это направление? Если выбор еще не сделан, то напиши, что мешает тебе его сделать?_______________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Уровень образования, которое вы хотите получить

(высшее, среднее профессиональное, начальное профессиональное)

Насколько Вы осведомлены о возможностях выбора: профильного класса,  среднего  профессионального учебного заведения, другой школы и т. д.

Отметьте соответствующий балл (0, 5, 10)



Предварительный просмотр:

Памятка «Готовить домашние задания»

  1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
  2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.
  3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
  4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.
  5. Научиться находить интересующую информацию с помощью компьютера.
  6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его запомнить.
  7. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
  8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
  9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.
  10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
  11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
  12. В процессе приготовления домашнего задания делать перерывы.
  13. Изучая данный материла, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.
  14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые могут пригодиться.
  15. Читая учебник, надо задавать себе по тексту.
  16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.
  17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать на каждой из них в отдельности.
  18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
  19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
  20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.

Памятка «Готовить домашние задания»

  1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
  2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.
  3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
  4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.
  5. Научиться находить интересующую информацию с помощью компьютера.
  6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его запомнить.
  7. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
  8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
  9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.
  10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
  11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
  12. В процессе приготовления домашнего задания делать перерывы.
  13. Изучая данный материла, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.
  14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые могут пригодиться.
  15. Читая учебник, надо задавать себе по тексту.
  16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.
  17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать на каждой из них в отдельности.
  18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
  19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
  20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.



Предварительный просмотр:

Направление воспитательной деятельности

Направление «Здоровье»

Цель работы классного руководителя в этом направлении – использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи:

  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Виды деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:

  • сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города, поселка, деревни с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
  • сотрудничество с родителями учащихся и учителями – предметниками;
  • сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;
  • сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
  • формирование у учащихся позитивного и деятельностного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
  • организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Основные понятия направления «Здоровье»:

психического и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.

Формы внеклассной работы:

  • спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады, спортландии, марафоны;
  • встречи с выдающимися спортсменами, старшеклассниками – победителями спортивных соревнований, родителями и семьями, активно занимающимися спортом, со студентами физкультурных вузов;
  • предметные вечера (вечер физической культуры и спорта), спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, праздники и фестивали спортивной песни, конкурсы спортивных газет;
  • тематические консилиумы и собрания педагогов по вопросу сохранения здоровья учащихся класса;
  • беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Спортивные столицы мира», «Трудные судьбы большого спорта», «Спорт в нашей семье», «Как заниматься спортом без ущерба здоровью», «Красивый спорт и грубый спорт», «Вредные привычки. Как от них избавиться?»;
  • походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья;
  • ведение книги классных спортивных рекордов учащихся на спортивных площадках школы, а так же села и города;
  • встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола;
  • обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме, читательские конференции, просмотр видео – и художественных фильмов.

Направление «Интеллект»

Цель работы классного руководителя в этом направлении – оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи:

  • определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
  • создать условия для продолжения учащихся в интеллектуальном развитии;
  • формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

Виды деятельности в направлении «Интеллект»

  • изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
  • сотрудничество с учителями – предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
  • интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
  • организация  и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
  • сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся;
  • сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся.

Основные понятия направления «Интеллект»

умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития, креативность, практический интеллект, социальный интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал.

Формы внеклассной работы:

  • внутри коллективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
  • интеллектуальные марафоны в классе и параллели;
  • интеллектуальные бои, ринги, дебаты;
  • научно – исследовательские конференции;
  • спецкурсы и факультативы.

Направление «Общение»

Цель работы классного руководителя в этом направлении – передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи:

  • формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель - ученик», «ученик - ученик», «взрослый - ребенок»;
  • знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

Виды деятельности в направлении «Общение»

  • изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностике;
  • изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в человеческих  сообществах, их роли и последствий для последующих поколений;
  • обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;
  • обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование аналитических и рефлексивных умений общения;
  • организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения;
  • обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Основные понятия направления «Общение»:

          эмоции и чувства, рефлексии, эмпатии, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой.

Формы внеклассной работы:

  • спецкурсы, тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;
  • тренинги общения учащихся и их родителей;
  • тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
  • само презентации и само представления;
  • праздники, дебаты, конкурсы.

Направление «Нравственность»

Цель работы в этом направлении – помочь учащимся осознавать нравственные нормы и правила.

Задачи:

  • формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
  • формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.

Виды деятельности в направлении «Нравственность»:

  • развития желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
  • развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
  • воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
  • знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
  • воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
  • формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Основные понятия направления «Нравственность»:

нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, выдающие люди и их нравственные ценности, само актуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических умений, нравственный опыт.

Формы внеклассной работы:

  • спецкурсы по нравственной тематике;
  • тематические классные часы;
  • тренинги нравственного самосовершенствования;
  • театральные и кинопросмотры;
  • экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, поселка;
  • дискуссии по нравственной тематике;
  • поисковая работа, создание музеев;
  • изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;
  • организация цикла нравственных бесед;
  • изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности;
  • праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, сюрпризные моменты, конкурсы. – создание

Направление «Досуг»

Цель работы классного руководителя в этом направлении – создание условий для проявления у учащихся класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

  • создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
  • использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;
  • просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, клубов, секций, обществ;
  • постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;
  • развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям;
  • использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных особенностей учащихся.

Виды деятельности в направлении «Досуг»:

  • изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
  • предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение;
  • изучение мнения руководителей внешкольных объединений об участии учащихся класса в их работе;
  • изучение отношения учащихся к деятельности внеклассных учреждений и результативности участия в них;
  • предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся;
  • стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.

Формы внеклассной работы:

  • празднование памятных дат в жизни учащихся;
  • празднование памятных дат календаря;
  • посещение театров, музеев, выставок;
  • театрализованные представления;
  • фестивали, презентации;
  • литературные балы, конкурсы талантов, марафоны.

Направление «Гражданин»

Цель работы классного руководителя в этом направлении – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности  за него.

Задачи:

  • формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
  • формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
  • обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.

Виды деятельности в направлении «Гражданин»:

  • изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  • сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
  • формирование способности руководствоваться в  ситуациях нравственно – правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.

Основные понятия направления «Гражданин»:

      право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы.

Формы внеклассной работы:

  • тематические классные часы, спецкурсы;
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  • посещение воинских частей;
  • конкурсы, викторины по правовой тематике;
  • праздники получения паспорта, дня Конституции;
  • интерактивные игры, дебаты, дискуссии на теме «Я имею право на …»;
  • читательские конференции по правовой тематике.

Направление «Семья»

Цель работы классного руководителя в этом направлении – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  • организация психолого – педагогического просвещения родителей через систему родительских  собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-  воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
  • организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик - родитель».

Виды деятельности в направлении «Семья»:

  • сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
  • изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
  • поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Основные понятия направления «Семья»:

семейный уклад и традиции семей, родительский дом, генеалогическое дерево, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное обращение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, отношение к старикам и больным, защищенность ребенка в семье.

Формы внеклассной работы:

  • тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род», «» Военная летопись моей семьи», «История создания моей семьи», «Моя семья в фотография и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи»;
  • праздники семьи, спортивные состязания, спортландии с участием бабушек, дедушек, родителей;
  • праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля), и красным датам школы (Первое сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь и т.д.);
  • тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями и детьми;
  • походы выходного дня, экскурсии, викторины, брейн – ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
  • дни творчества, дни открытых дверей.  



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Факультет забытых истин»

Подготовила: классный руководитель 9 «А» класса Янченкова Н.С.    

  ГОУ ЦО № 1468

2010 – 2011 учебный год

                         

                                                           

                                                             

Цели: воспитание культуры поведения у подростков, вежливого, уважительного отношения к людям; развитие творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.

Подготовка

1. класс делится на две команды.

2.Кабинет оформляется по теме.

Действующие лица

Учащиеся

Ведущие.

Маркиз Этикет.

Ход мероприятия

           Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать на заседании клуба этикета «Факультете забытых истин».Для чего нужны правила этикета, известно каждому.

        Зная правила культурного поведения, вы будете увереннее чувствовать себя в обществе, не попадете впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается не уважительным по отношению к окружающим.зубрить правила не требуется, достаточно понять их смысл. Поэтому начинать о них разговор надо с истории.

          Марких Этикет. Правила поведения возникли в древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем- все было строго определенно и расписано.Не один год уходил у детей из богатых сословий, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В народе до сих пор бытует воспоминание об этих сложных правилах. И когда двое не соглашаются войти в дверь друг за другом, про них с иронией говорят: «Ну, развели китайские церемонии».

         В Японии, когда за столом собирается несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый: кто у ниши с картиной- занимает самое почетное место, кто первый по левую руку от него, кто второй ,и кто должен сесть у входа. Любая попытка сесть на «незнакомое» место вызовет лишь всеобщее смятение. Именно это происходит, когда заезжий иностранец, желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом места.

         Очень своеобразны у японцев правила хорошего тона. Заметив знакомого, японец считает своим долгом прежде всего замереть на месте, даже если дело происходит не середине улицы и прямо на него движется трамвай. Затем он как бы переламывается в пояснице, ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям, и , застыв еще на несколько секунд в согбенном положении, он осторожно поднимает вверх одни лишь глаза. Выпрямляется первым невежливым, и кланяющимся приходом зорко следить друг за другом.

          Со стороны эта сцена производит впечатление, будто обоих хватил прострел, и они не в силах разогнуться. Токийские газеты подсчитали , что каждый служащий ежедневно отвешивает таких официальных поклонов в среднем 36 раз, агент торговой фирмы 123 раза, девушка у эскалатора в универмаге 2560 раз.

                  В толпе же с японцем происходит таинственное превращение. Куда исчезают его изысканные манеры, предупредительность, учтивость? Он прокладывает себе дорогу в людском потоке, совершенно не обращая ни на кого внимание. До тех пор, пока прохожие на улице или пассажиры в вагоне остаются не знакомыми, японец считает себя в праве относиться к ним как к неодушевленным предметам. Садясь в автобус, он может без зазрения совести отпихнуть с подножки женщину, может, пустив в ход колени, локти, обменяться пинками с соседом.

        На Руси правила хорошего тона складывались с незапамятных времен. Эти правила регулировали взаимоотношения людей, а свод предписаний стали оформлять относительно недавно. В 16 веке появился сборник под названием «Домострой», ценнейший памятник средневековой культуры. Он определял регламент жизни средневекового человек, её хозяйственную , религиозную и семейную стороны. Домострой рассказывал о том, что значит быть нравственным, давал хозяйственные советы, рекомендовал рецепты народной медицины.

         Сборник был основан прежде всего на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Понятия нравственности с этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, если человек Богу угоден, чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.

         В Кратком катехизисе русского народа 1837 года можно найти очень интересное положение о том, что нравственность у русских людей воспитывать не надо: она заложена в человеке при его рождении. «Следствие нравственной жизни есть порядок, тишина, спокойствие, покорность дому, все это есть в земле Русской, стало быть, русские нравственны».

        Через 22 года после опубликования Катехизиса, в 1859 году, вышел журнал «Благонамеренный»,где в разделе «Светская философия, или Книга жизней» уже нет подобных фатальных воззрений на русскую нравственность. Более того, в этом журнале публикуют конкретные педагогические советы. «Как воспитывать в институтах? -рассуждает один из авторов.- Коли воспитуемые знают лаять по-французски, то все равно, какой вздор у них в голове и сердце. Воспитание надо разделить на общее и частное. Сделать из ребенка человека, прежде чем земледельца, воина или ученого. Чем свободнее земля в политическом отношении, тем строже должны быть нравы в частной жизни». И так далее: «Приручите юношу к бедности, а к роскоши он привыкнет сам». «Вскорените у  него понятие долга, а свои выгоды он сам собою будет соблюдать». «В Китае отца награждают за заслуги сына ,а у нас- сына за заслуги отца. Чтобы сохранить нравственность, нужно использовать китайский принцип»

         В XIX веке в России издавались многочисленные сборники правил, советов и наставлений для разных случаев жизни: как принято в советском обществе держать себя на крестинах, свадьбах, юбилеях, обедах, вечерах, раутах, на прогулке, в театре и т.д. Вот некоторые названия этих изданий: «Светская жизнь и этикет», «Джентльмен, Настольная книга изящного мужчины», «Для молодых модных господ», « Искусство нравится дамам и молодым девицам». В книгах были приложения : дуэльный кодекс; образцы разговоров и писем; советы, как выбрать богатую невесту и др.

        Ведущий 2. Умение вести себя в обществе не приходит сразу. Для постижения правил вежливости ни один ребенок не бывает слишком мал, как считают некоторые родители. Но даже владея всеми столовыми предметами, зная, когда надо снять шляпу, а когда поцеловать даме руку, вы можете не снискать симпатии окружающих/если не будете при этом сердечны, деликатны и выдержанны.

          Итак, мы начинаем нашу игру.

        

                                                 Этикет улицы

         Ведущий 1. Большую часть своего времени человек проводит на людях: на улице, в транспорте, в общественных местах, на работе, в учебных заведениях. Соблюдение правил хорошего тона в обществе необходимо, также как соблюдение правил дорожного движения. О многих правилах поведения среди людей говориться  в пословицах русского народа: «Худое тело- обидеть соседа» , «От учтивых слов, язык не отсохнет», «Не груби малому, не вспомянет старый». Первый наш курс посвящен этикету улицы.

Конверт с заданием для первой команды

  1. Как вы поведете себя при встрече на улице со своим знакомым?

а) На ходу крикну «Привет!» или помашу рукой.

б) Захочу пообщаться, остановлюсь.

     в) После приветствия слегка замедляя шаг, предоставляя знакомым возможность    самим проявить инициативу.

              Комментарий маркиза Этикета.

         В толпе лучше обойтись без бурных эмоций. И уж тем более не рекомендуется тормозить уличное движение внезапным приступом своей общительности , останавливая посреди тротуара. Кстати если вас обогнал знакомый, он должен поздороваться первым.

         Второй вариант вполне приемлем, если вы уверенны, что ваши знакомы тоже расположены к разговору. Третий вариант выбрали самые тактичные люди. Действительно пусть знакомые сами решат- понять или не понять ваш намек на возможность общения.

  1. Вы стоите перед дверями магазина, учреждения. Люди входят и выходят. Кто должен пропускать?

а) Всем уступать дорогу-до вечера прождешь.

б) Право первенства принадлежит входящему с улицы.

в) Если я снаружи, я пропущу входящих –преимущество за ними.

         Комментарий маркиза Этикета.

 

        Если не уступите дорогу, вы рискуете застрять в дверях или получить парочку увесистых тычков. Тамбур не рассчитан на скопление народа. Поэтому сначала пропустите выходящих- преимущество за ними.

Конверт с заданием для второй команды

  1. На встречу идет «сладкая парочка»: молодой человек прихлебывает пиво из банки, его спутница смачно грызет семечки? Что вы думаете об их поведении?

    а) Нормальное поведение. Мы сами так делаем.

    б) Вообще-то это не правильно, но позволительно: сейчас все себя так ведут.

    в) Это дурной тон.

               Комментарий маркиза Этикета

         Не стоит перенимать скверные манеры, которые навязывает нам реклама. С точки зрения этикета подобное поведение считается верхом неприличия. Неужели трудно отыскать спокойной уголок?

  1. В переполненный автобус заходит пожилой человек. Ваша реакция?

 а) Останусь сидеть. Неизвестно, кто из нас больше устал за день.

 б) Если рядом развалился крепкий мужчина или подросток, попрошу его  уступить место.

 в) Предложу свое место.

                Комментарий маркиза Этикета

        Воспитанные люди должны уступить место, а вежливость за чужой счет не является признаком воспитанности.

Этикет в гостях.

Ведущий 2. Человек - существо общественное и не живет изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже действуют определенные правила этикета. Многие из них нашли отражение в русских пословицах, например : «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив», «Потчевать почуй, а неволить неволь», «К обедне ходят по звону, а к обеду по зову», «Где раду, там не учащай, а где не рады век не бывай!», «В гости ходить- надо и к себе водить», «Умей в гости звать, умей встречать», «Приехал- не здоровался, уехал- не простился»,-говорили о невежливом госте. «У него гостят четыре угла, он сам себе рад», -обсуждали не гостеприимного человека.

Карточка для первой команды

  1. Ты пришел к приятелю в гости, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

А) Извинюсь и уйду.        

Б)Поздравлю именинника, извинюсь и, если пригласят, останусь.

В) Сделаю приятелем выговор, что не известили меня за ранее, и пообещаю купить подарок завтра, прежде чем принять приглашение.

  1. К тебе в гости пришел приятель, который не нравится твоим родителям. Как следует поступить?

А)Честно скажу, что родители против его посещений.

Б) Не пущу его дальше порога, и побыстрее распрощаюсь.

В) Предложу сходить куда-нибудь, где можно пообщаться.

3.  Представьте себе, что твой приятель пришел к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия:

        Отругаешь его, заставишь чинить или поступишь как-то иначе? (Оценивается остроумие и находчивость)

Карточка для второй команды

1.  Ты пришел в гости и увидел, что там находиться не приятный тебе человек, твои действия

     А) Буду делать вид, что этого человека вовсе нет

Б) Найду подходящий предлог, что бы поскорее уйти

В) По моему нейтральному поведению никто и не догадается, что между нами плохие отношения.

  1. Представьте себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-нибудь историю, а тебя не слушаю, перебивают. Как ты поступишь?

А) Попрошу не мешать мне рассказывать

Б) Спрошу, продолжать ли мне рассказывать.

В) Перестану рассказывать.

  1. Представьте себе, что твой приятель пришел к тебе в гости и нечаянно сел на торт. Торт или приятеля тебе будет жалко? Что ты предпочитаешь в этом случае? (Оценивается остроумие и находчивость)

          Ведущий 2. Более двух сот лет тому назад были разработаны и приняты правила приличного поведения за столом. Оригинальный способ сервировки был в ходу при королевских дворах в средние века. Во время торжественных обедов пажи въезжали верхом на лошадях в зал и подавал гостям миски с едой прямо с седла, а остатки трапезы бросали собакам. А жирные руки вытирали прямо о шкуры собак. Позднее понятие о приличие изменились, и появились салфетки.

          Кому же теперь захочется, что бы об любимую собаку вытерли руки?!А вот древние римляне были культурнее. Они уже использовали салфетки.

          Ведущий 1. В наши дни вилка, нож, и ложка при еде необходимы .А когда то XVI  веке, это было новомодным изобретением. Вилки делались из золота или слоновой кости, встретить их можно было только в очень богатых семьях. Так что нам с вами повезло: у нас есть и салфетки, и ложки, и вилки остается только уметь пользоваться этим богатством.

Маркиз Этикет. Несколько правил поведения за столом.

  1. Когда все гости в сборе, хозяйка приглашает их к столу, сама подходит и садиться первая, но есть она может начинать тогда, когда начнут есть гости. За стол сначала садятся женщины, затем мужчины, молодые люди садятся после всех.
  2. Если вам хозяйка предлагает пересесть на другое место, пересядьте не выражая неудовольствия.
  3. Мужчина должен уделить внимание в первую очередь своей соседке, стараясь предупредить ее желание и следить что бы она ни в чем не нуждалась.
  4. Если соседка затрудняется, куда поставить пустую тарелку или чашку, помогите ей, но опять-таки не тянитесь через сидящих рядом, о попросите передать. Подавая ложку, вилку или нож, держите их в месте соединения с рукояткой и повернутыми рукояткой к тому, кому вы их подаете .Передавая чашку для первой порции чая, оставьте ее на блюдце .Горячую чашку будет легче вернуть вам обратно.
  5. Хлеб следует передавать не отдельными кусочками, а на хлебнице. Не стоит около себя делать запасы хлеба,   лучше ограничится кусочком черного и белого хлеба, а для желающих хлебницу снова передают по кругу. Не лишайте друг- друга удовольствия лишний раз оказать знаки внимания.
  6. Первыми из-за стола встают хозяева, а гости- только по приглашению хозяйки и лишь тогда, когда она встала. Поднимаясь из-за стола мужчина должен, отодвинув стул, помочь женщине встать и подождать стоя, пока она отойдет. После этого мужчины могут посидеть еще с хозяином и продолжить начатую беседу.

          Ведущий 2. Вернемся к походу в гости. Предложить гостям смотреть телевизор - не лучший вариант общения. Помните: занять гостей, чтобы не было им скучно - главная забота хозяев. И неоценимую помощь нам  оказывают в этом нам оказывают различные игры. Играют не только дети, но и взрослые. Есть много веселых игр, которыми можно занять гостей. С некоторыми из них мы и познакомимся сегодня.

          Для этой игры нужно заранее придумать и написать на билетах различные задания для участников. Каждый из играющих вынимает билетик и выполняет задание, которое ему досталось. Примеры заданий :Прочитать любимое стихотворение, спеть песню, частушку, загадать загадку и т.д.

          Ведущий 1. Гостей можно разбивать на команды и устроить интеллектуальные соревнования .Вопросы для викторины могут быть самые разные, а мы предлагаем вам поиграть в «Перевертыши» : Разгадать зашифрованные названия книг, сказок, поговорок. Тот, кто правильно ответ, зарабатывает для своей команды одно очко.

1.Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

2. Лысина- мужское безобразие. (Коса- девичья краса.)

3. Курица кабану подружка (Гусь свинье не товарищ)

Название  художественных произведений.

  1. Счастье от глупости («Горе от ума»)
  2. Закон и поощрение («Преступление и наказание»)
  3. Прибитые штилем («Унесенные ветром»)
  4. Девочка-великан («Мальчик-с-пальчик»)
  5. Толстяк смертный. («Кощей Бессмертный»)
  6. Ты забыла ужасную вечность («Я помню чудное мгновенье…»)

          Ведущий 2. Мало кто задумывается над тем, какое это психологически сложное и важное дело- выбрать и правильно подобрать подарок. Предоставляем этому маркизу Этикету.

Маркиз Этикет. Искусство дарить и принимать подарки.

  1.  При выборе подарка нельзя руководствоваться исключительно своими вкусами и склонностями.

  1.  Все подарки, за исключение цветов, рекомендуется предносить в упаковке.

  1.  При вручении подарка всякие комментарии о его ли

    ценности, трудностях, связанных с его покупкой, или о каких-нибудь изъянах подарка излишни.

  1.  Вручении подарка сопровождают добрыми пожеланиями и улыбкой

  1.  Принимать подарок всегда нужно с благодарностью, даже если эта вещь не нужна, или в доме есть аналогичная.

  1.  Полученные в подарок фрукты, конфеты предлагают всем присутствующим.

  1.  Если подарок, врученный очень близким людям, оказался не удачным, можно предложить обменять его.

  1.  При отказе от подарка, подчеркивают признательность за внимание и мотивирую свой отказ. (принять подарка не прилично или он очень ценен)

  1.  Цветы относятся к таким подаркам, которые всегда уместны. Подходящие для подарка цветы выбирают очень тщательно.

  1. В  Эстонии принято дарить четное количество цветов ,у нас же- не четное, а четное приносят на поминки или же в день похорон.

           Ведущий 1. Завершая нашу игру предлагаем вспомнить азбуку этикета.   Маркиз Этикет поможет нам правильно ответить на ее вопросы.

Команды по очереди отвечают на вопросы.

Автобус. Нужно ли здороваться со всеми пассажирам, когда вы входите в автобус? (Нет, если в транспорте нет знакомых, следует лишь приветливо улыбнуться.)

Букет. Общеизвестно, что дамам принято дарить цветы. А можно дарить цветы мужчинам. (Да, но только в особо торжественных случаях)

Вилка. Ребятам предлагается взять вилкой горошину, не наколов, а поддев ее.

Гости. Можно ли прийти в гости за час до назначенного времени?(Нет, ведь можно застать хозяев врасплох.)

Десерт. Перед ребятами компот из ягод, блюдце, вилка, ложки -чайная, столовая и десертная. Нужно выбрать необходимые для поглощения компота предметы, правильно подать их на стол, и потом самим правильно съесть компот. (Компот не пьют, а едят ложечкой. Причем если в компоте присутствуют ягоды с косточкой, то их нужно аккуратно выплюнуть в ложечку, а затем положить на блюдце. Очень дурным тоном считается выпить компот, а затем съесть фрукты.)

Деликатность-вежливость ,проявляемая с особой мягкостью ,тонкостью, чуткостью по отношению к людям с которыми общаешься. По Добролюбову, «Сущность деликатного характера состоит в том, что ему в тысячу раз легче самому перенести какое-нибудь неудобство, нежели заставить других перенести его».

Жесты. Допустимо ли, разговаривая, активно жестикулировать, брат собеседника за рукав, за пуговицу? (Нельзя; правилами этикета предусматривается умеренность в жестах: жест нужен там, где слов не слышно.)

Жевательная резинка. Куда деть жевательную резинку, если вы находитесь в гостях, за столом? (Нужно завернуть ее в бумажку и выкинуть в мусорное ведро. Не стоит оставлять ее в тарелке , даже в бумаге, а тем более прилеплять к столу.)

 

Забывчивость. Что делать, если вы вдруг забыли имя собеседника? (Вполне допустимо попросить собеседника назвать свое имя, это лучше чем назвать человека чужым именем.)

Извинение. Что вы ответите, если кто-то попросит у вас извинение?(«Пожалуйста» или «Нечего страшного»).

Курение. Вы находитесь у себя дома и принимаете гостей. Среди них есть курящие, а есть не курящие, должны ли вы как хозяин дома попросить у своих гостей разрешение что бы закурить? (Обязательно.)

Корректность -несколько подчеркнутая, сухая, официальная вежливость, умение держать себя в руках в любых обстоятельствах, даже в самых конфликтных.

Любезность -вежливость, в которой явно проявляется стремление быть приятным и полезным другому. Любезный человек-человек приветливый и обходительный.

Когда вы проявляете любезность (например, уступаете место в транспорте),нужно ли проявлять особую настойчивость?

(Нужно стараться быть любезным, но не стоит перебарщивать, ибо ситуации могут быть разными.)

Мясо. Перед вами тарелка с мясом и гарниром, рядом с тарелкой нож и вилка. Опишите, как вы будете справляться с этим блюдом. (В правой руке -нож, в левой –вила ; придерживая мясо вилкой нужно отрезать от него маленький кусочек, положить на него ножом немного гарнира и, не уронив ни крошки, отправить в рот.)

Носки. Какой длинны должны быть носки у мужчины? (Длина должна быть такой, что бы при любых обстоятельствах между верхом носка и низом не была видна нога.)

          Как правильно есть овощи, положенные на тарелку?(Нужно  разделить овощи на части вилкой или ножом. Недопустимо разминать овощи до состояния пюре.)

Подарок. К вам пришли гости и преподнесли большой букет, он упакован в   красивую бумагу, украшенную к тому же пышным бантом. Как вы поступите с этим букетом?(Нужно поблагодарить дарящего и, как бы красиво ни был  упакован букет развернуть его и поставить цветы в вазу.)

Рукопожатие. Каким должно Быть рукопожатие?(Не вялым и не слишком сильным.)

             Салфетка. Расскажите, как пользовать бумажными и матерчатыми салфетками.(Накрывая стол для торжества, полагается класть не только текстильные, но и бумажные салфетки. Текстильную салфетку приятно держать на коленях ,а бумажную располагать слева от тарелки. У них разные функции: Текстильная салфетка предназначена для защиты одежды, а бумажными обычно вытирают губы или пальцы. Закончив есть, бумажную салфетку кладут в тарелку, а текстильную оставляют слева от тарелки, ведь она дается одна на все застолье, а бумажные салфетки можно брать без ограничений.)

Телефон. Вы звоните другу, а трубку берет его мама. Она вас еще не знает.  Как вы будете с ней разговаривать?(Обязательно нужно поздороваться, назвать свое имя и фамилию, сказать что вы друг ее сына, и только потом попросить позвать его к телефону.)

Учтивость-вежливость почтительная, проявляемая по отношению к старшим. Суть учтивости состоит в стремлении вести себя и говорить так, чтобы вами окружающие были довольны.

Чиханье. Как вы поступите, если в помещении рядом с вами кто-то чихнул?(Если вокруг чихающего много людей, не совсем обязательно говорить : «Будьте здоровы» ,достаточно просто не обращать на это внимание.)

Шепот. Если понадобилось сказать друг другу что-то такое, что не должны слышать посторонние, можно ли сказать это ему шепотом на ухо? (Шептаться в присутствии третьих лиц считается верхом не приличия.)

Шапка. Когда необходимо снимать головной убор?(Женщины могут не снимать головной убор, мужчина должен снимать его входя в помещение. Обычай снимать головной убор при встрече почти ушел в прошлое.)

Экскурсия. Можно ли во время экскурсии задавать вопросы экскурсоводу?(Лучше этого не делать; комментировать увиденное тоже лучше после того, как экскурсия закончится.)

Юбка. Может ли деловая женщина ходить на работу в мини-юбке?(Согласно деловому этикету мини-юбка не является офисной одеждой.)

Яблоко. Как правильно съесть яблоко? ( Не очищенное яблоко держат вилкой, но не в коем случае нельзя резать его на весу; сердцевину вырезают, придерживая фрукт вилкой на тарелке. Едят дольки с помощью вилки.)