Детское творческое объединение "Звонкий голосок"

Зуева Наталья Васильевна

Предварительный просмотр:

Тема: «РАБОТА НАД ВОКАЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ

И ПРАВИЛЬНЫМ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕМ»

Цель урока: добиться осмысленного правильного дыхания, которое в последствие будет поставлено на автоматизм, а также, чтобы ребёнок понял, куда направлять звук при пении, чтобы он всегда звучал звонко и без особых физических затрат.

Задачи урока:

Обучающие: 

- обучение правильной и согласованной работы дыхательных органов, что создает фундамент, основу в пении.

 -сформировать навыки фонационного дыхания с помощью упражнений.

 Развивающие:    

-Развитие творческих способностей учащихся.

- развитие правильного вокального дыхания и звукоизвлечения.

 Воспитательные:

- воспитания сознательного подхода к обучению;

-повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации;

- формирование музыкальной культуры.   

Дыхание - энергетический источник голоса, фундамент, основа в пении.
Начиная с младшей ступени, нарабатывается нижнереберно-диафрагматическое (как наиболее удобное), то есть смешанное дыхание, при
котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и
мышцы брюшной полости. Длительность и сила дыхания развиваются при
помощи упражнений на дыхание без звуков. Они помогают дыхательным
мышцам осуществлять свою работу более точно, тем самым мы развиваем
способность, управлять мускулатурой и необходимыми мышцами. Входящее
дыхание производится быстро, бесшумно, только через нос, или через нос и рот одновременно. Характер вдоха, его длительность и объем диктуются
музыкальной фразой и выразительными задачами.

Упражнения для наработки навыков дыхания:

1 .Положить руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохнуть, при этом не поднимать плечи. Диафрагма опущена. Отпустить живот, делая выдох. Вдох сделать легкий через чуть приоткрытый рот, при этом воздух автоматически проходит и через нос. Повторить четыре раза.

2.Исходное положение то же. Сделать короткий вдох. Задержать дыхание. Отпустить живот, делая выдох. При освоении навыка удлинять задержку дыхания, считая до десяти. Повторять четыре раза.

Специальные упражнения, подводящие к фонационному дыханию:

Дыхание принимает самое активное участие во всякой человеческой
деятельности и особенно — в речевой. Связанное со звуком дыхание называют фонационным. Оно важно не только для организации верного звучания голоса, но и для разборчивости речи, для выработки четкой дикции. Задача фонационного, дыхания - обслужить пение, работу голосовых
связок. Пользуясь системой предложенных упражнений в дыхании,
вырабатывается длительный выдох, короткий активный вдох и уменьшение
длительности паузы после выдоха.

1.Короткий вдох, наполняющий все легкие. Активный выдох, сильными
рывками с произношением слога пфу. Повторить четыре раза, выталкивая воздух животом. После каждого пфу сделать небольшую паузу.

2.Вдохнуть быстро, наполняя все легкие. Выдох через рот узкой струей.
Выдохнуть, плавно опускай грудь, сжимая ребра и одновременно подавая воздух животом. Повторить четыре-восемь раз. Упражнение укрепляет выдыхательные мышцы.

З.Вдох узкой струей. Можно представить, что как бы пьешь воздух из
узкого горлышка, приставленного ко рту. Вдыхать медленно, через узкую щель губ. В три-четыре приема, равномерно наполняя все легкие снизу вверх. Выдох рывками, произнося фу-фу-фу, каждый раз, резко подавая воздух животом.

4. Сделать два легких коротких вдоха, равномерно наполняя легкие, «снизу вверх». Этим создаются хорошие условия для работы голосовых связок. На счет пять задержать дыхание. На счет семь медленно выдыхать через букву «с». Выдыхать нужно ровной струей. Такая тренировка совместной работы
вдыхательных и выдыхательных мышц способствует ощущению их
антагонистической борьбы и кроме удлинения выдоха помогает нахождению
чувства опоры. Повторить четыре раза.

5.Упражнение то же самое, только счет увеличивается (три, семь, десять).



Предварительный просмотр:

Тема «Работа над дикцией и артикуляцией»

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

Обучение правильному произношению скороговорок.

Познакомить с понятиями : дикция, артикуляция.

Развивающие:

Развитие певческого и артикуляционного аппарата.

Воспитательные:

Формирование речевой культуры.

Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.

Воспитание осознанного подхода к обучению.

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом.                           К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

Работа артикуляционного аппарата (далее — АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией.  Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой..

      Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

улучшают дренажную функцию бронхов,

положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

улучшают нервно — психическое состояние организма.

     Упражнения выполняются по 8 раз.

     Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).

 Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

     Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

    Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. 

Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) — вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, — тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами — движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Артикуляционные упражнения.

Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).

Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» — на глухое согласные; «На мели лениво лосося ловили» — на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ И АРТИКУЛЯЦИИ

Слайд 2

Дикция – это четкое произношение звуков. Само понятие «дикция» представляет набор из звуков и слов, входящих в речевой аппарат каждого человека. Совершенствование дикции связано с отработкой артикуляции движений органов речи

Слайд 3

«Бегемот» Рот пошире открываем , В бегемотиков играем, 1,2,3,4,5, а теперь закроем рот- отдыхает бегемот Выполнение: На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2 – 3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Нижние и верхние зубы видны. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5.

Слайд 4

«Лягушка» Подражаем мы лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам, Улыбнулись губки, Вот и наши зубки. Выполнение: Удерживать губы в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Слайд 5

«Улыбка» Доброе утро и солнцу, и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! Выполнение: Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Слайд 6

«Хоботок» («Трубочка») Буду подражать слону! Губы «хоботком» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. Выполнение: Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Слайд 7

«Заборчик» А сейчас раздвинем губы, Посжимаем наши зубы, Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. Выполнение: Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Слайд 8

«Пятачок» Дети свинку угощают, Свинкин носик выбирает: Держит высоко Андрюша Сладкую большую грушу. Справа - рыженький Антошка Предлагает ей картошку. Может, у Катюшки шустрой - Там, внизу, - забрать капусту? Слева - с яблоками Лада. Хрюшке что-то делать надо: Ищет пятачок опять: "Это выбрать? Это взять?" Выполнение: Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Слайд 9

«Хомячок» Хомка, хомка, хомячок-полосатенький бочок похрусти-ка зернышком поиграй-ка с перышком кукурузкой похрусти, только, Хомка, не грусти! Выполнение: Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Слайд 10

«Худенький Петя» («Худышка», «Голодный хомячок») Выполнение: Втянуть щеки.

Слайд 11

«Кусаем и чешем губки» Если губки я кусаю, Значит, я переживаю. Если губки я чешу, Значит, сладкого прошу. покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем - нижнюю губу.

Слайд 12

«Рыбки разговаривают» Рыбка рыбке говорила: - Я сегодня борщ сварила Из ракушек и из ила, Очень-очень вкусно было! Рыбка рыбке отвечала: - Ты, кума, не то сказала: Это был не борщ, а щи - Для борща траву ищи! Выполнение: хлопаем губами друг о друга.

Слайд 14

Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, четко и без запинок. На Руси скороговорки также называли частоговорками , языковёртками , потому что порой их было не легко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вокальные упражнения как средство развития певческих навыков

Слайд 2

1.Положите руки ладонями на рёбра (пальцами к центру груди) и глубоко вдохните, не поднимая плечи. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали рёбра. Выполнять упражнение 5 – 7 раз. Упражнения для развития и укрепления дыхательного аппарата

Слайд 3

2.Задувание воображаемой свечи. Положите ладони рук на рёбра. Вдохните и начинайте «дуть на свечу». Воздух из легких выходит постепенно и плавно, рёбра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. ( Такая естественность выдоха должна быть и в пении, распределяться на всю фразу, не сбрасываться на первых звуках). Выполнять упражнение 6-7 раз. Упражнения для развития и укрепления дыхательного аппарата

Слайд 4

3. Укрепление мышц гортани. Энергично произносить: К-Г,К-Г,К-Г. 4. Активизация языка. Шевелить языком из стороны в сторону, вперёд, назад, вправо, влево, круговые движения. Высуньте кончик языка и быстро – быстро перемещайте его из угла в угол рта. Энергично произносить: Т-Д,Т-Д,Т-Д. (Представить себе «высокое нёбо» и объёмный рот). Выполнять упражнения 8-10 раз. Упражнения на артикуляцию

Слайд 5

5. Активизация мышц губ. Надуйте щёки, сбросьте воздух резким «хлопком» через сжатые (собранные в «пучок») губы. Энергично произнести: П-Б,П-Б,П-Б. Выполнять упражнения 8-10 раз. Упражнения на артикуляцию

Слайд 6

6.Упражнение на освобождение нижней челюсти, её зажатости. Откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу движения. (Тяжёлая болтающая нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию переукрупнённой). Выполнять упражнение 10-12 раз. Упражнения на артикуляцию

Слайд 7

На дворе трава, На траве дрова Не руби дрова На траве двора Развитие дикции Выдра в тундре В недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдра Ядра кедров! Выдрав с выдры В тундре гетры Вытру выдрой ядра кедров Вытру гетрой выдре морду Ядра в вёдра Выдру в тундру На дворе трава !

Слайд 8

Развитие дикции Карасёнок Карасёнку раз карась Подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок , сказку!» На раскраске Карасёнка – Три весёлых поросёнка: Карасёнок поросят перекрасил в карасят ! Пир у Киры и Фиры У Киры и Фиры В квартире был пир: Факир ел зефир и Кефир пил Факир. А Фира и Кира Не пили кефира, Не ели зефира – Кормили факира.

Слайд 9

Развитие дикции Ты сверчок сверчи, сверчи, сверчать сверчаток научи. Кто хочет разговаривать Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Сверчок