Родителям

Зуева Наталья Васильевна

Для вас родители!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям                                                    по музыкальному воспитанию в семье.

С самого рождения малыш, попадая в мир, полный музыкальных звуков, вслушивается в них. Первые и очень важные его музыкальные впечатления связаны с пением мамы, бабушки. Веками они пели нежные, задушевные, ласкающие слух колыбельные песни. У нас много замечательных колыбельных песен, но если вы еще не выучили их, пойте своей крошке приятные мелодии. Вы сами почувствуете, какая мелодия ему больше нравится. На ней и остановитесь.

В период бодрствования малыша включайте время от времени приятную для его слуха инструментальную музыку. Понаблюдайте за ребенком, когда будут звучать разные вокальные или инструментальные произведения, и вы заметите, что слушая одни, он явно испытывает удовольствие, а при восприятии других — дискомфорт. Это значит, что у вашего крохи уже проявляется музыкальная избирательность.

Пусть песенок будет немного (2—4), но пойте их малышу ежедневно.

Музыка постепенно входит в жизнь ребенка. Он уже начинает затихать и выжидательно смотрит на дудочку в руках у мамы. Веселая музыка побуждает его к активности: это и эмоциональные возгласы, и двигательные реакции.

Когда малыш начинает прислушиваться к музыке, можно с ним поиграть.

Вот он лежит в кроватке. Вы поете или играете на детском музыкальном инструменте (дудочке, металлофоне). Увидев, что ребенок прислушивается к музыке, повернул головку в вашу сторону, тихо переходите на другую сторону кроватки и опять пойте или играйте. Такая эмоциональная игра займет 2—3 минуты.

К концу шестого месяца малыш может:

  • сосредоточиваться на пении мамы (15—20 секунд),

оживляться во время совместных действий с мамой под ее пение или под музыку.

Наступило второе полугодие первого года жизни. В чем теперь заключается наша помощь ребенку?

Стараемся вызвать импульсивный эмоциональный отклик на спокойную или задорную музыку.

  • Приобщаем к элементарным движениям под музыку (хлопки и т. п.).
  • Вовлекаем в простейшие игровые действия под музыку.
  • Приучаем к виду простых детских музыкальных инструментов — (колокольчики, дудочки) и их звучанию.
  • В этот период мама может петь малышу народные песни. В песнях обращайтесь к ребенку по имени. Это для него очень важно. Включайте в музыкальный репертуар ребенка бытовые песенки, например такую:

Мы простынку поправляем,
Мы кроватку убираем.
Вот так, вот так, вот так так.
Вот так, вот так, вот так так.

Одеяло мы поправим,
И постельку мы заправим.
Вот так, вот так, вот так так.
Вот так, вот так, вот так так.

  • Пение сопровождайте соответствующими движениями.
  • Напевайте песенку про любимые, знакомые малышу игрушки: куклу, зайку.

К 9 месяцам ребенок может:

  • с удовольствием слушать пение мамы или музыку, эмоционально по-разному реагируя на спокойную или задорную;
  • пытаться подражать элементарным движениям под музыку;
  • различать звучание колокольчика, дудочки;
  • эмоционально реагировать на игровые действия взрослых.

И вот малышке скоро год. Какова роль взрослого в музыкальном воспитании ребенка в этот период?

  • Поощряем эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характера (спокойную — веселую, быструю; грустную — задорную).
  • Помогаем выполнять простейшие движения в играх под пение и музыку.

Пополняя запас бытовых песенок, поем при умывании:

В руки мыло мы возьмем 
И водичку мы польем. 
Моем руки быстро, быстро, быстро. 
Моем руки чисто, чисто, чисто!

А потом лицо умыли, 
Глазки тоже мы промыли, 
Полотенцем утирались, 
На себя мы любовались!

Ребенок с удовольствием будет умываться под такую веселую песенку! Все предыдущие, уже известные ему песенки вы тоже должны обязательно петь, тем самым постепенно расширяя музыкальный кругозор крохи.

Итак, к концу первого года ребенок: — с удовольствием слушает пение взрослого и пытается ему подражать;

  • любит слушать музыку, эмоционально откликается на мелодии контрастного характера;
  • проявляет некоторую активность в пении;
  • пытается выполнить отдельные элементарные плясовые движения;
  • включается в музыкальные игры.

На втором году жизни Слушание надо подкреплять словом «музыка». Услышав его, ребенок будет усаживаться на ковре, на стульчике в ожидании музыки. Вы включаете магнитофон, и ваш малышок слушает секунд 20—30. Потом, как и раньше, вы накрываете источник музыки, например платком, и говорите: «Где музыка? Нет музыки!» Малыш с явным удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, бежит и сдергивает платок. Потом возвращается на свое место и ждет, что вы снова включите магнитофон. После такой подвижной паузы он слушает музыку с новым интересом.

Включая в жизнь ребенка различные песенки, вы помогаете ему расти веселым и жизнерадостным. Можно дать малышу куклу и предложить не только послушать колыбельную, но и покачать под нее куклу, если он предварительно видел, как вы под музыку укладывали куклу спать. В другой раз включите плясовую и покажите, как кукла пляшет под веселую музыку. Делайте это не один и не два раза, а столько, сколько ребенок будет с удовольствием слушать и смотреть. Когда ему станет все понятно, он сам будет играть с куклой так же, как вы ему показывали, и непременно под ту же музыку.

На втором году жизни дети проявляют большой интерес ко всему, что двигается и звучит, поэтому постарайтесь при пении более активно использовать игрушки, движения которых сопровождаются музыкой, песней, звукоподражанием. Все это не только побуждает ребенка к подражанию отдельным интонациям мелодий, простейшим словам, звукоподражанию, но и обогащает его новыми музыкальными впечатлениями, закрепляет уже имеющиеся. Так, например, малыш по-прежнему с удовольствием слушает песню «Птичка», только объем повторяемых слогов, звукоподражаний, движений постепенно увеличивается.

Исподволь вы вводите в репертуар ребенка новые песенки: «Зайчик» (русская народная мелодия), «Мишка идет в гости» (муз. Н. Бордюг) и другие. Дети любят слушать песню. Лишь со временем ваш малыш начнет подпевать. Не расстраивайтесь, если это произойдет не сразу. Одно и то же произведение необходимо повторить много раз. Поэтому наберитесь терпения, и вы не будете разочарованы!

Желательно повторять игры «Сорока-сорока», «Коза рогатая». Это, подчеркиваем, жемчужины народной педагогики. Русский народ сохранил и подарил их нам. Пользуйтесь ими!

Начинаем играть в догонялки, приговаривая: «А я Ванечку люблю (медленно приближаясь к ребенку), его быстро догоню» (топаете ногами, будто догоняете). Ребенок убегает, а вы с возгласом "а-а-а" ловите его. Поверьте, это станет одной из любимых игр вашего малыша.

Ребенку пошел третий год.

Задачи музыкального развития усложняются. На этом этапе родителям необходимо:

  • позаботиться о создании у малыша запаса любимых музыкальных произведений, выявить его музыкальные предпочтения;
  • продумать условия для полноценного музыкального развития;
  • приобщать ребенка к основным видам музыкальной деятельности: слушанию и восприятию музыки, исполнительству, подпеванию простых песен, выполнению несложных танцевальных и игровых движений под музыку;
  • побуждать малыша к музыкально-творческим проявлениям, к активности в музыкально-игровой деятельности.

Ваши заботы не пропали даром. Многие двухлетние дети с удовольствием слушают музыку. Ребенок может сидеть тихо и слушать музыку, как взрослый. Но это ненадолго. Вот он с удовольствием уже прыгает сам, как зайчик, о котором только что слышал песенку.

При слушании музыки малышу необходимо постоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только так он может слушать одну и ту же музыку, песню несколько раз или прослушивать разные песенки.

А может быть, вы сами играете на музыкальном инструменте? Считайте, что вашему ребенку повезло. Тогда можно придумывать небольшие рассказы и иллюстрировать их музыкой.

Например: «Сережа с мамой приехали в деревню к бабушке. Идут они по улице, вдруг, видят: маленькая птичка летит (муз. "Птичка"). Птичка пропела песню и улетела. Идут они дальше и подходят к дому бабушки, а им навстречу собачка выскочила и залаяла. Сережа говорит: "Ты, собачка, не лай, я про тебя песенку спою" (поет песенку "Собачка"). Услышала бабушка лай собачки, вышла во двор встречать дорогих гостей, обрадовалась и запела веселую песенку ("Кто у нас хороший" — русская народная мелодия)» и т. п.

Если слушание музыки в течение года было регулярным, ребенок сам попросит вас сыграть что-либо или включить музыку и с интересом будет слушать ее. Он уже по вступлению сможет узнать знакомую песню или музыкальную пьесу. Предложите малышу выбрать и показать картинку, содержание которой соответствует только что услышанному.

Занимаясь с малышом, пойте не более двух-трех песенок.

Какие песни хочется петь малышу? Конечно, про любимую кошечку (муз. Н. Бордюг):
Молоко киска пьет, 
Киска песенку поет, 
Лапкой умывается, 
В гости собирается: 
«Мяу, мяу, мяу!»

Удобно петь песню про лошадку (муз. А. Филиппенко), покачиваясь на качалке: 
Я на лошади скачу: 
Цок, цок, цок, цок, цок!
Эй, садитесь, прокачу!
Цок, цок, цок, цок, цок!

Если вы хотите выучить с ребенком новую песню, помните, что сначала надо дать ее послушать (и не один раз). Исполняйте песню с предельно ясной артикуляцией, с четкой дикцией и в замедленном темпе, а затем неспешно и последовательно вовлекайте малыша в совместное пение.

Не меньшей популярностью у детей пользуются пляски под музыку. Они с удовольствием пляшут под песни, выполняя соответствующие тексту несложные движения: топают ножками, хлопают, полуприседают — эти движения естественны для маленьких.

Ребенок любит танцевать в паре не только с мамой, но и с игрушкой. Можно, взяв в руки куклу, показать незатейливый танец, напевая:
У меня есть кукла Катя, 
Я ее люблю. 
Приглашу ее на танец, 
С нею попляшу.

Это танец «Приглашение» (муз. Н. Бордюг).

Под веселый припев выполняют следующие движения:
Ножкой топ, топ, топ, 
Ручкой хлоп, хлоп, хлоп, 
А потом прыг, прыг — 
Закружились все мы вмиг.

Удобно танцевать со старшей сестрой, которая напевает:
У меня сестренка Таня (есть брат Сережа), 
Я ее (его) люблю. 
Приглашу ее (его) на танец, 
С ней (ним) я попляшу!

Уверена, ребенку понравятся танцы с атрибутами: цветочками, листочками, флажками, снежинками, платочками.

По-прежнему нравится ребенку игра в прятки. Под веселую плясовую (грамзапись) вы с малышом танцуете, по окончании ее предлагаете ему спрятаться. Он может отвернуться к стульчику или закрыть лицо ручками. Затем вы начинаете его искать, приговаривая: «И здесь нет, и тут нет...» Наконец находите! Общая радость, ликование. Снова включаете музыку, игра продолжается.

В домашнем театре звучит все более разнообразная музыка, ребенок сам наряжается, используя для изображения персонажей элементы костюмов. В число музыкальных инструментов теперь входит и шарманка.

Итак, к концу третьего года музыкальность можно развить у каждого здорового ребенка. Многое зависит непосредственно от вас.



Предварительный просмотр:

Консультируя родителей, готов ли их ребенок к школе, мы часто видим детей, у которых слабо развиты пальцы рук.                                                                             Родителей это беспокоит, так как очевидно, что у таких детей будут трудности с письмом.                                                                                                                                    Подготовка руки ребенка начинается задолго до прихода в школу. Рисование каракулей, игры с пальчиками, массаж кончиков пальцев, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Учите ребенка:

  • разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь;
  • нанизывать бусинки, пуговки на нитки;
  • завязывать узлы на толстой и тонкой веревках, шнурках;
  • заводить будильник, игрушки ключиком;
  • штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками;
  • резать ножницами (желательно небольшого размера);
  • конструировать из бумаги  ( «оригами»), шить, вышивать, вязать;
  • рисовать узоры по клеточкам в тетради;
  • заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и др.);
  • хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
  • катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;
  • делать пальчиковую гимнастику.

Игра в фантики
Сделайте из конфетных оберток фантики. Научите своего малыша складывать фантики.
Положите фантик на ноготь большого пальца и щелчком об указательный
 отправьте его в полет.
Положите фантик на ноготь указательного пальца и щелчком о большой
 палец отправьте его в полет, и так на каждом пальце.

Игра «Бумага, ножницы, камень»
Играете вместе с ребенком. В такт словам «бумага, ножницы, камень» встряхиваете сжатыми в кулак руками.
То же самое делает ребенок. Затем вы останавливаетесь на одном из трех слов: если это слово «бумага», то следует выпрямить пальцы (они плотно прижаты друг к другу), если это слово «камень», то рука сжимается в кулак, если слово «ножницы», то все пальцы прижаты к ладони, а указательный и средний выпрямлены и раздвинуты, как ножницы.

подготовка к школе, развивающие игры, упражнения, психологические тесты 

бумага, камень, ножницы.

Когда ребенок освоит эту игру, поменяйтесь с ним ролями.

Игра «Гребешок»

Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.

Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой — и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

подготовка к школе, развивающие игры, упражнения, психологические тесты 

Игра «Кошка выпускает коготки»

Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони.
Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

подготовка к школе, развивающие игры, упражнения, психологические тесты

Игра «Лесенка»
Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки — готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него — указательный левый — еще две ступеньки готовы.
Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы — последние. Вот и построена лестница.

подготовка к школе, развивающие игры, упражнения, психологические тесты

Тренировка пальцев является также средством развития интеллекта и развития речи.