Песочная терапия

Ибукова Марсельеза Марсовна

Профилактика детской тревожности, коррекция страхов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx70.37 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы.

Наименование программы

Основополагающие документы

Основные разработчики программы

Цель программы

Задачи программы

Сроки и этапы реализации программы

Направления деятельности

Ожидаемые результаты

Критерии механизма оценки результатов:

Контроль за исполнением программы

Информационное обеспечение

Предложения об использовании результатов программы

Материально-техническое обеспечение программы

«Песочная терапия»

Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа

Ибукова М.М.. педагог-психолог.

 Создание условий, способствующих  эмоциональному и познавательному развитию учащихся младшего школьного возраста

  1. Снижение психофизического напряжения.
  2. Создание условий для преодоления страхов у детей, для повышения самооценки.
  3. Развитие высших психических функций.
  4. Предоставление возможности получения опыта положительного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  5. Развитие тактильной чувствительности, творческого воображения.
  1. Подготовительный этап:  сентябрь 2017 -  изучение и анализ проблемы;

2. Основной этап: октябрь 2017– май 2018г.

- реализация программы в соответствии с планом работы школы.

3. Заключительный этап: май 2018г. –

- мониторинг реализации программы с последующей коррекцией.

  • Работа с учащимися, испытывающими проблемы в  адаптации.
  • Работа с учащимися, нуждающимися в психоэмоциональной поддержке.
  • Коррекционно- развивающая работа по повышению уровня ВПФ.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса.

Снижение  психоэмоционального  напряжения, тревожности.

Положительная динамика в умении устанавливать контакты с окружающими.

Развитие высших психических функций.

Уменьшение признаков проявления агрессивности.

Снижение  количество проявлений демонстративных реакций.

Повышение  уверенности  в себе, самооценки.

- количество учащихся с низким уровнем адаптации

- обращения за помощью к психологу.

- итоги мониторингов основных направлений    программы

Заместитель директора по ВР, педагог-психолог.

Размещение информации о  проведенных профилактических мероприятиях  на сайте школы, в школьной  печати.

При написании аналитических докладов, информационных справок, докладах на конференциях, публикациях, в справочной информации на сайте школы.

1.        Стол с песком .

2.        Коллекция миниатюрных фигур.

3.        Рабочее пространство: отдельная зона песочной терапии в кабинете психолога.

4.        Салфетки или полотенца для рук.

5.        Фигурка Песочного человечка (кукла-марионетка).

Методы и приемы песочной терапии:

1. Исследовательская  деятельность

2. Игровая деятельность  (обыгрывание ситуаций («песочная буря», инсценировка, элементы театрализации, сюжетные игры, игры- забавы,, рисование, конструирование ).

3. Словесные методы  – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

5. Релаксация.

6. Функциональная музыка.

7.Сказкотерапия.

Занятия проводятся с группой детей до 6 человек, так же занятия могут проводиться и индивидуально.

Программа состоит из 30 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю.  Время проведения каждого занятия – 30  минут.

 

Пояснительная записка

           С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей.  Игры с песком – это очень приятное и творческое занятие, практически всегда связанное с созиданием чего-то.  Песочная терапия для детей позволяет ребенку по-настоящему выразить проблему, которую он в силу своего возраста не способен вербализовать и объяснить. К тому же, взаимодействие с песком само по себе обладает успокаивающим эффектом, способствует оптимизации и стабилизации эмоционального состояния. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми младшего школьного возраста. В качестве ведущих характеристик таких школьников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений .Световой стол для рисования песком является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок играючи находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ваш малыш неоднократно создает рисунок из песка – стирает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, – вы можете быть уверены, он справится! Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

 


 

Тематическое планирование

Октябрь 

Цель занятия

Тема

Цель: Ознакомление с окружающим миром Развитие  мышления, речи, моторики.

Цель:  Обучение отреагирование эмоций в конфликте. Формирование адекватных форм поведения

Цель: развитие  пространственного мышления и воображения.

Цель : обучение в игровой форме порядковому счету.

 «Песочная страна»

 «Ссора»

 «Золотая рыбка».

 «Учимся считать».

Ноябрь

Цель; развитии умения классифицировать, внимания, памяти

Цель: развитие умения сотрудничать,  навыков конструктивного общения, развитие воображения.

«Карта сокровищ».

 «Научная экспедиция» 2 занятия

 «Научная экспедиция»

Цель:  развитие  умения классифицировать, внимания, памяти.

Декабрь

«Веселая ферма».

Игра «Найди отличие».

«Мы волшебники»

 «Следы на песке»

 

Цель: Содействие развитию способности осознания и преодоления ребенком своих страхов. Развитие способности к сотрудничеству

Цель: Ознакомление с окружающим миром Развитие  мышления, речи, моторики.

Январь

«В царстве Водяного»

 

«Волшебный лес»

 «Угадай что спрятано в песке»

 «У бабушки в деревне»: Птичий двор, Выбери и поставь,  Построим домик для куклы»

февраль

Цель: развитие  мелкой  моторики, воображения, координации движений.

 «Песочные узоры»

 «Рисование на песке»

« Кто к нам приходил?

«Забавные ладошки»

 «Золотоискатели»

Март

Цель: ознакомление с окружающим миром, Развитие  мышления, речи, моторики.

1. «Праздничные украшения»

2. «Секретное задание для крота»

3. «Картины на песке»

4. «Солнечные  лучики»

Апрель

Цель: ознакомление с окружающим миром, Развитие  мышления, речи, моторики.

5. «Заборчики»

6. «Норка для мышки»

7. «Цветные заборчики»

8. «Цветной ковер»

Май

Цель: научить детей контролировать свои действия

«Цветные острова»

«Разговор с руками”

«Строители»

«Золотая рыбка»

Содержание и описание упражнений по программе

 «Песочная страна»

Цель: Ознакомление с окружающим миром Развитие  мышления, речи, моторики.

1.  «Правила Песочной страны»

Знакомство с правилами поведения в песочнице. Волшебник песочной страны.

Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

Настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах.

Инструкция: «Сегодня ты будешь волшебником. Ты очень долго ходил по свету и искал, то место, где не ступала нога человека. И вот ты пришел в пустыню, где один только песок. И сейчас, тебе надо превратить эту пустыню в сказочную страну. Смелее, ты уже видел как я делала горы, море, луга. Леса. 

2. «В гостях у волшебника» В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

3 «Мы волшебники»

Развитие творческого потенциала детей.

 

 

 

Занятие   «Ссора».

Цель: Обучение отреагирование эмоций в конфликте, формирование адекватных форм поведения

  Ход занятия.

1. Приветствие. Приглашение Песочного человечка.

2. Правила работы.

        Песочный Человечек: «Посмотрите, Сказочная страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Дорогие волшебники, давайте попробуем все вместе создать Сказочную Страну. (Дети с помощью психолога создают реку (озеро), сажают лес.) А теперь подойдите к полке с фигурками и выберите себе фигурку того героя, кем вы сегодня будете в сказочной стране». (Фигурки животных).

«Ну  вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители. Давайте познакомимся, кто живет в нашей сказочной Стране?»

        Дети по очереди рассказывают о своих персонажах, как их зовут, чем они занимаются, какие у них привычки. Психолог о своем герое говорит в последнюю очередь, после чего начинает рассказывать сказку. В ходе изложения сказки дети вместе с психологом обыгрывают все ситуации, тем самым принимая активное участие в рассказываемой истории.

Ссора.

        Встретились однажды на лесной полянке Зайчонок и Медвежонок.

-        Эй, медвежонок, давай играть! – прокричал Зайчонок в  самое ухо Медвежонку, прыгая от нетерпения на месте.

-        Давай, а во что мы будем играть?

-        В догонялки. Я , чур,  убегаю,  а ты догоняешь!

Начали зверята играть, да только ничего у них не  вышло. Как ни старался  Медвежонок поймать Зайчонка, ничего у него не получилось.

-        Так нечестно, ты слишком быстро бегаешь!

-        А ты пошевеливайся быстрее! Что ты ползаешь как черепаха!

Расплакался медвежонок от обиды и домой ушел. А зайчонок дальше по лесу побежал. Прибежал он к речке, а там Бобренок с Барсучонком замок из песка строят.

-        Ух ты, какой замок! Я тоже с вами строить буду, - воскликнул зайчонок.

-        Строй, только сначала тебе нужно воды из речки принести, чтобы песок намочить, - ответили зверята.

-        Вот еще, я лучше башню вот эту поправлю, а то она у вас кривая какая-то..

С этими словами Зайчонок ткнул в самую большую башню лопаткой. И она упала.

-        Что ты наделал! Уходи от нас. Мы не хотим с тобой играть!

-        Подумаешь, не очень-то и хотелось. Вот вам за то, что вы такие!

И Зайчонок прыгнул в самую середину тщательно построенного сказочного Замка, а потом побежал дальше по лесной тропинке. Тропинка вывела Зайчонка прямо на поляну, где веселились зверята, ученики лесной спортивной школы.

-        Эй, во что это вы здесь играете?

-        В футбол, хочешь с нами играть?

-        Тоже мне, игроки нашлись! Смотрите, как надо!

Зайчонок выбежал на середину поляны, оттолкнул Енота, ударил Лисенка, сделал подножку бельчонку, так, что тот упал и кубарем покатился прямо в кусты репейника. Затем Зайчонок схватил мяч и побежал к воротам.

-        Ты что маленьких обижаешь! – закричал Волчонок. – Уходи, мы не хотим с тобой играть. А то наподдаем сейчас!

Зайчонок испугался, бросил мяч и убежал в лес.

С тех пор Зайчонку скучно и одиноко. Никто не хотел с ним дружить. Все звери или убегали, или прогоняли Зайчонка, а он только хорохорился и говорил, что ему и так никто не нужен. Но вот однажды Зайчонок в одиночестве гулял по берегу реки, не заметил на пути кочку, споткнулся и полетел прямо в воду.

-        Спасите, помогите, тону! – закричал Зайчонок, ведь он совсем не умел плавать.

Зверята услышали крик  Зайчонка и всей гурьбой бросились ему на помощь. Они вытащили его из воды и помогли дойти до дома. Задумался Зайчонок: «Что же я всех зверят обижал?   Они вон какие хорошие. Меня в беде не оставили, спасли от гибели. Надо обязательно попросить у всех прощения». И в самом деле, Зайчонок  попросил прощения у каждого, кого когда-то обидел. Зверята простили Зайчонка и стали дружить с ним. А Зайчонок никогда больше никого не обижал. Он стал помогать тем, кому нужна была помощь, придумывать разные игры, делать только добрые дела. И все лесные жители очень полюбили Зайчонка и стали гордиться тем, что он живет рядом с ними.

        Когда сказка рассказана до конца, психолог говорит:

        «Дорогие мои Волшебники! Мы сегодня с вами славно потрудились. Мы создали сказочную страну, рассказали историю о ее жителях. А теперь пора возвращаться домой. Давайте поставим все фигурки на место и с помощью нашего волшебного зеркальца отправимся в обратный путь.

        (Все дети ставят фигурки на место, по очереди смотрятся в зеркальце, песочница снова накрывается тканью.)

        Вот мы и вернулись. А теперь расскажите, пожалуйста, в какой сказке мы сегодня побывали? Какие герои там были? Что происходило? Чем закончилась сказка?

  1. Ритуал выхода.

Занятие  «Золотая рыбка».

Цель: развитие  пространственного мышления и воображения

1. Приветствие. Приглашение Песочного человечка.

2. Правила работы.

Песочный Человечек:  «Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в новое путешествие».  

В теплом Черном море жила стайка золотых рыбок. Их было так много, что в течение дня они успевали и весело провести время, и поспорить друг с другом. Все рыбки очень любили путешествовать по морю и искать необыкновенные камушки, кораллы и ракушки. Самым шустрым в стайке был Волнистый Хвостик.  Он плавал быстрее друзей и поэтому все, что встречал на своем пути, рассматривал очень невнимательно. После путешествий рыбки всегда собирались вместе и рассказывали друг другу о своих удивительных находках. Волнистый Хвостик выслушивал друзей, а потом начинал громко смеяться над ними:

-        Вы увидели  только по одному предмету, а я – пять; вы проплыли по одному километру, а я за это же время преодолел целых три.

Но как только рыбки начинали объяснять, чем же удивительна одна их находка, Волнистый хвостик замолкал, потому что он ничего необычного и интересного в своих ракушках и кораллах не замечал.

Однако, немного помолчав, Волнистый Хвостик с возмущением начинал обвинять своих друзей:

-        Ты не показал мне изгиб своей ракушки, - говорил он Золотой Спинке.

-        А ты не обратил моего внимания на удивительный цвет моего коралла, - упрекал он Красного Плавничка.

-        И вообще, вы постоянно отстаете от меня,  -  добавлял Хвостик, глядя на всех.

Рыбки растерянно замолкали, веселье исчезало, и они тихо расплывались по своим домикам.

Однажды, когда друзьям надоело слушать постоянные упреки,  они решили найти большого Зеркального Карпа:

-        Попросим его отправиться в путешествие вместе с Хвостиком на пару дней, а сами уплывем в другую сторону. Пусть Волнистый сам отвечает за свои поступки. А если он снова начнет нас стыдить, покажем ему настоящего виновника всех проблем.

Сказано – сделано. Несколько дней зеркальный Карп плавал рядом с Волнистым Хвостиком. Хвостик видел свое отражение и был очень этим доволен. Он и не заметил, как друзья снова остались далеко позади.

Когда путешествие закончилось, рыбки собрались вместе и стали делиться новыми впечатлениями.

-Я видел серебристый коралл, - сказал Толстый Лобик. – Он удивителен тем, что светится даже в темноте.

-        А я видела огромную ракушку. Она была такая большая, что вся наша стайка могла бы в ней поместиться, - поделилась с  друзьями Золотая Спинка.

-        А я, - стал говорить Красный Плавничок, - я…

-        «А я, а я…», - прервал его Волнистый Хвостик. – Вот я видел пять таких ракушек и десять таких кораллов. И вообще, вы  снова бросили меня.

Вдруг он увидел, что  он говорит не друзьям, а своему отражению в зеркале: это дядюшка Карп близко подплыл и остановился между ним и остальными рыбками. Внезапно Волнистый Хвостик понял, что все недовольство, которое он выражает друзьям, он говорит себе: ведь это он вечно торопится и не рассматривает каждую свою находку так же внимательно, как  они.

Хвостик замолчал и быстро уплыл.

Два дня его никто не видел, а на третий день он подплыл к стайке и сказал:

-        Извините меня, друзья. Я многое понял и больше не стану ругать и обвинять вас в своих ошибках.

С тех пор, если Волнистый Хвостик хотел увидеть что-то интересное, он плыл медленно и рассматривал все дары моря очень внимательно, любуясь их неповторимостью и красотой. А если он хотел порезвиться, то плыл быстро-быстро и получал от этого огромное удовольствие. Со временем все забыли, каким сварливым был Волнистый Хвостик.  С ним  стало интересно и увлекательно плавать, разыскивать удивительные камушки, ракушки и кораллы, делиться впечатлениями и просто дружить.

Когда сказка рассказана до конца, Песочный человечек говорит:

«Дорогие ребята. Вы сегодня побывали в удивительном путешествии. Теперь вам пора возвращаться домой. Ставьте  фигурки на место, до свидания».

Психолог говорит: Вот мы и вернулись. А теперь расскажите, в какой сказке мы сегодня побывали?

Возможные вопросы при анализе сказки:

1.        Какой характер был у Волнистого Хвостика в начале сказки?

2.        Знакома ли вам такая ситуация, в которую попали  Волнистый Хвостик и его друзья?

3.        Почему друзья решили обратиться за помощью к Зеркальному Карпу?

4.        Что сделал Зеркальный Карп для разрешения конфликтной ситуации?

5.        Что понял Волнистый Хвостик после путешествия с Карпом? Как он изменился?

6.        Чему научила нас эта сказка?

4. Ритуал выхода.

Занятие «Учимся считать».

Цель:  игра поможет обучить ребенка порядковому счету.

1. Приветствие. Приглашение Песочного человечка.

2. Правила работы.

Песочный Человечек:  «Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в новое путешествие».  

Вам понадобится кинетический песок и небольшая игрушка, например от киндер-сюрприза.

Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти.

Постепенно увеличиваем количество кучек

Занятие  «Карта сокровищ»

Цель: развитие  пространственного мышления и воображения.

песочница с кинетическим космическим песком, набор маленьких игрушек, бумага, фломастер, карандаш или ручка.

1. Приветствие. Приглашение Песочного человечка.

2. Правила работы.

Песочный Человечек

Сначала психолог совместно с ребенком рисует карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и тому подобное. Далее ребенок самостоятельно строит песочную композицию, используя нарисованную карту. Когда все будет построено, малыш отворачивается, а взрослый прячет игрушки в различных местах песочной композиции и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». В завершении игры ребенок ищет предметы в кинетическом песке, используя карту.

Возможен вариант игры, где ребенок рисует карту и прячет «сокровища», а взрослых их ищет

Занятие «Научная экспедиция»

Цель: развитие умения сотрудничать,  навыков конструктивного общения, развитие воображения.

 Ход занятия.

1. Приветствие. Приглашение Песочного человечка.

2. Правила работы.

        Сюжет основывается на межпланетном путешествии экипажа космического корабля землян. Это научно-исследовательская экспедиция, которой поручено исследовать две планеты в созвездии  Близнецы (одну планету на данном занятии, другую на следующем», определить, обитаемы ли они, или, быть может, жизнь существовала на них раньше. Когда экипаж прибывает к планетам, они видят перед собой только песчаную пустыню. Из Центра поступает приказ приступить к раскопкам.

        Вот тут начинается самое интересное. С вечера педагоги должны наполнить недра «планеты»-песочницы содержимым, которое днем раскопают экспедиции.

        Планета хранит следы человеческой цивилизации. В песочнице можно закопать целый замок из кубиков или конструктора. Некоторые части могут стоять, некоторые — выполнять роль обрушившихся. У стен можно закопать какие-нибудь детали украшений. В одном из углов песочницы можно закопать игрушечную посуду. Звездолетчики получают инструкцию: копать нужно очень осторожно, снимая песок тонкими пластами, ни в коем случае не углубляясь, не выкапывая ям. Если лопатка наткнется на какой-то предмет в песке, ее нужно срочно сменить на большую кисточку и дальше работать уже только кисточками, осторожно освобождая находки.

        Кто мог жить в замке? Во дворе постройки дети могут обнаружить портреты с изображением инопланетян и составить представление об их внешнем виде. Какого роста они были? Об этом можно судить по величине арок и дверей. Их надо измерить с помощью мерки. Обнаружив, что часть постройки разрушена, дети должны сделать предположение о том, что послужило причиной разрушений. Возможно, землетрясение. А возможно — война. Только кого с кем?

        Может, на планете жили и другие обитатели? Для этого требуется обследовать еще не изученные уголки песочницы. В одном из углов дети откопают посуду, которая по размерам явно не соответствует росту предполагаемых жителей замка. Видимо, из нее ели существа, размеры которых были намного больше. Может, великаны? Кроме посуды, в этом углу песочницы найдены гигантский лук и кости каких-то животных. Видимо, великаны были дикарями. Они не умели строить, а жили охотой. Но, видимо, они умели пользоваться огнем, потому что недалеко от костей животных члены экспедиции нашли угольки. Звездолетчики собирают все предметы, обнаруженные при раскопках, укладывают в коробочки, присваивают номер и зарисовывают в блокнотиках. Перед отлетом им приходит приказ из Центра восстановить постройки, обнаруженные на планете, и определить, пригодны ли они для жилья.

  1. Ритуал выхода.

Занятие  «Научная экспедиция» (продолжение)

Задачи: развитие умения сотрудничать, навыков конструктивного общения, развитие воображения.

  Ход занятия.

1. Приветствие. Приглашение Песочного человечка.

2. Правила работы.

        Научная экспедиция не находит на этой планете следы человеческой жизни. Зато во время раскопок ей удается обнаружить останки древних ящеров. (С ящерами есть некоторая проблема, потому что, согласно принципу правдоподобности, дети должны были бы обнаружить части скелетов, однако таких игрушек наша промышленность не выпускает. Но черепа можно сделать из соленого теста. Вокруг ящеров в изобилии найдены раковины моллюсков и камушки, обточенные водой. Почему же ящеры погибли? То ли потому, что на планете случилось наводнение, то ли наоборот: ящеры жили у воды, а потом климат изменился, температура воздуха резко повысилась, водоемы пересохли, и это привело к гибели животных. Еще в песке были обнаружены кусочки янтаря. О чем это свидетельствует? О том, что когда-то на планете росли хвойные деревья, смола которых за многие тысячи лет превратилась в янтарь. На планете можно добывать этот ценный поделочный материал!

        А еще в песке были обнаружены три яйца (из папье-маше). Вдруг спрятанные в них зародыши не погибли? Экспедиция получает задание провести эксперименты с найденными яйцами. При каких условиях из них могли бы вылупиться животные? Наверное, нужно создать подходящий режим влажности — как во времена жизни ящеров. И вот яйца помещают в резервуары с водой. Через три недели они трескаются, и из них вылупляются животные. Звездолетчики решают создать на планете научный заповедник по разведению ящеров и наблюдению за ними. Часть территории обносится забором. Туда помещают «новорожденных». Другая часть остается для разработки залежей янтаря. Звездолетчики зарисовывают свои находки, составляют отчет экспедиции и возвращаются в Центр планетарных исследований.

  1. Ритуал выхода.

Занятие «Веселая ферма»

Цель:  развитие  умения классифицировать, внимания, памяти.

Для игры вам понадобится песочница с кинетическим космическим песком и маленькие игрушечки.

Начинаем игру с того, что просим построить в песочнице веселую ферму и поселить на ней только домашних животных. Ребенок должен сам построить песочную композицию и выбрать из предложенных игрушечек только нужные. Далее просим ребенка запомнить всех животных, которых он поселил на ферме. После этого он отворачивается, а вы убираете одну из игрушечек. Когда малыш повернется, он должен найти и назвать, кого не хватает. По аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный сад, цветочное поле и другое.

Игра «Найди отличие»

Цель: развитие внимания и воображения

Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

Занятие «Мы - волшебники»

Цель:  Формирование доброжелательной атмосферы. Снижение психофизического напряжения. Развитие воображения.

Ход занятия.

1. Приветствие.

 Дети заходят в кабинет и становятся вокруг песочницы. Психолог предлагает вспомнить с кем они познакомились на прошлом занятии, и пригласить вновь Песочного Человечка. Для этого надо положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести следующее заклинание:

В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Песочный человек, приди!

2. Правила работы.

Появляется Песочный Человечек. Дети вместе с ним вспоминают правила работы в песочнице.

  1.  Создание Сказочной страны.

Песочный Человек: «Добро пожаловать в мою страну! Ребята, я очень рад встрече с вами, вы вновь пришли ко мне в гости и я предлагаю вам построить Сказочную страну на песке, вы ведь волшебники, покажите - какой вы представляете Песочную Страну, как вы можете её сотворить, кто будет в ней жить».

Дети берут игрушки и начинают строить сказочную страну. Затем Песочный Человечек просит рассказать их о стране, которую они построили, о жителях. По ходу можно обыгрывать различные сюжеты.

  • Что это за страна?
  • Какие существа ее населяют? Какой у них характер?
  • Что они умеют?
  • Откуда они пришли в эту страну?
  • В каких взаимоотношениях они находятся между собой?
  • Всем ли существам хорошо в этой стране? Если нет, то что можно изменить?
  • Какие события будут происходить в этой стране?
  • Что будут делать герои дальше?

4. «Ритуал выхода». Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности:

В ладошки наши посмотри, Мудрее стали ведь они! Спасибо милый наш песок, Ты нам ведь подрасти помог! Произнеся эти слова, ребята прощаются с Песочным Человечком.

Занятие "Следы на песке"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли

Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали,

Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки

- Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке.

Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок

Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок.

Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

«В царстве Водяного».

Цель:  Содействовать развитию способности осознания и преодоления ребенком своих страхов. Развитие способности к сотрудничеству.

Ход занятия.

1. Приветствие.

Песочный Человечек приглашает детей побывать в царстве Водяного

Сегодня мы с вами побываем в подводном мире. Посмотрим - что там происходит. А кто же главный под водой? Кто охраняет и заведует всем в подводном царстве? Конечно же - это Водяной. Водяной добрый и очень любопытный. Давайте построим Подводный мир и дорогу, по которой можно путешествовать по подводному царству. Но дорога эта не простая, на ней много препятствий (строится шесть препятствий) и преодолев все препятствия можно...

«В одном подводном царстве жила Маленькая Принцесса, она была очень красивая, добрая, любила играть с жителями Подводной страны. Но она была ужасной трусихой. Стоило только где-то булькнуть маленькому пузырьку - она ужасно пугалась. Стоило только рядом с ней чихнуть господину Крабу - ей казалось, что это начинается ураган. С каждым днем она боялась все больше и больше, и вот случилась беда. Ею завладел Король страх и посадил ее в самую темную пещеру Подводного царства».

Сможете ли вы, дорогие мои путешественники, освободить Маленькую принцессу, пройдя весь волшебный путь и преодолев все препятствия? Да? Тогда в путь! (Дети выбирают себе фигурку для путешествия встают в начало пути). Нужно преодолеть все препятствия и любопытный Водяной откроет много, секретов, которые вам еще не раз пригодятся. Скорее в путь!

Вот первое препятствие. Водяной поможет нам его преодолеть, и у Водяного есть первый секрет: «Тот, кто несет в своем сердце любовь к своей семье, непобедим в борьбе со страхом, чтобы победить страх, вспомни о своей семье» (желающие рассказывают о своей семье) и Водяной пропускает их через первое препятствие.

Вот второе препятствие. Водяной не пропустит тебя дальше, пока ему не расскажешь о том, что приносит тебе радость, в каких ситуациях ты её испытываешь. Если расскажешь, пройдешь, препятствие и Водяной откроет тебе волшебный секрет (желающие рассказывают о своей радости): «Только тот, кто умеет переживать радость и надолго сохраняет её в своем сердце, способен победить Короля страха».

Вот и треть препятствие. Расскажи, как ты преодолеваешь свой страх. Одни преодолевают страх с помощью специальных заклинаний, другие просят помощи у более сильных, третьи - прячутся. Что ты делаешь, когда тебе страшно? Если расскажешь - сумеешь пойти дальше и Водяной откроет тебе еще один секрет: (дети рассказывают, как они преодолевают страх) «У каждого есть свой способ победить страх. Тот, кто открыл для себя этот способ - становится непобедим».

Четвертое препятствие. Чтобы преодолеть его, расскажи о тех переменах, который были недавно в твоей жизни и какие чувства ты испытал. Некоторые путешественники говорят, что перемены их пугают. А тебя пугают перемены? Переменой можно даже назвать ту ситуацию, когда ты остаешься дома один. Как ты это переживаешь? Если расскажешь - пройдешь дальше, и Водяной откроет тебе следующий секрет: «Только тот, кто не боится перемен, смело идет навстречу ветру и солнцу - становится победителем».

Пятое препятствие. Водяной не пропустит дальше, пока не расскажешь о том, что с тобой происходит, когда ты испытываешь страх. Что ты слышишь, какие запахи тебя окружают, что ты видишь? Какой страх на вкус и каково его прикосновение? Что тебе хочется сделать, когда ты боишься? Если расскажешь - пройдешь препятствие и Водяной откроет еще один секрет:

«Страх приносит с собой образы, звуки, запахи, вкус и даже прикосновение. Но это означает лишь одно - его можно изучить, за ним можно наблюдать. Только тот, кто сразу не закрывает глаза, а изучает страх, способен его победить и посадить на цепь!»

Шестое - последнее препятствие. Преодолеть его можно, только если расскажешь Водяному, что с тобой происходит, когда ты оказываешься во власти страха. У одних пропадает дар речи, другие начинают кричать, третьи закрывают глаза, четвертые дрожат. Что происходит с тобой. Рассказав, ты преодолеешь последнее препятствие, и Водяной откроет тебе свой секрет:

«Только тот, кто хоть раз оказывался во власти страха, имеет против него иммунитет, и он должен об этом знать».

Преодолев все препятствия, дети освобождают Маленькую принцессу. Все вместе радуются. Маленькая принцесса благодарит детей и говорит, что слышала все секреты Водяного и теперь не будет ничего бояться. Дети прощаются с Подводным царством.

4. «Ритуал выхода». Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности:

В ладошки наши посмотри, Мудрее стали ведь они! Спасибо милый наш песок, Ты нам ведь подрасти помог! Произнеся эти слова, ребята прощаются с Песочным Человечком.

Занятие   «Волшебный лес»

Цель: Ознакомление с окружающим миром Развитие  мышления, речи, моторики.

1. «Звуки леса»

Релаксационное упражнение с использованием музыкального сопровождения.

2. « Во саду ли в огороде»

 По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

3. «Песочный ветер» Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. 

4. «Угадай что спрятано в песке» Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию. Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

5. «У бабушки в деревне»

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

7. «Выбери и поставь»

Ведущий просит ребенка выбрать фигурки животных и поселить их в домики.

 

8. «Постройка домика для куклы»

Воспитатель подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песок, песок!Вот песок какой!Сыплю я песочек,Сыплю золотой!

-сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики (веточки). Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом! » -Давайте построим дом для куклы. Строит.Появляется собачка. Для нее строят будку.

Появляется козочка, ест траву, цветы, портит сад. Собака прогоняет козу – лает на нее. Кукла благодарит собаку за помощь.

 

Занятие «Песочные узоры»

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление

                                             «Кто к нам приходил?»

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

                                            « Необыкновенные следы»

Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

«Забавные ладошки»

Психолог  и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

 

«Золотоискатели»

 Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте схеме. Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

 

Занятие «Праздничные украшения»

Цель: ознакомление с окружающим миром, Развитие  мышления, речи, моторики         

 Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения).Дети украшают фигуры различными мелкими  предметами.

 

                                           «Секретное задание для крота»

 Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем, то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

 

«Картины на песке»

Развитие творческого потенциала детей.

 

 «Солнечные  лучики»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному солнышку».

 

Занятие «Заборчики»

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.

 

«Норка для мышки»

Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.

 

«Цветные заборчики»

 На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

 

«Цветной ковер»

Взрослый пальцем, рисует большой квадрат. Дети украшают «ковер» различными мелкими  предметами

Занятие  "Цветные острова"

Детям предлагается взять песок  и на поверхности стола создать с его помощью - острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.

Буквы

Учим буквы? И вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения.

Разговор с руками”

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Игра "Строители"

Очень часто в процессе игры дети создают из песка различные песчаные скульптуры и постройки (дополнительно можно использовать специальные формочки), теперь при использовании данного песка песочные замки будут цветными, рыбки и морские обитатели пестрыми, как в настоящем море, а на весеннем лугу будут пархать разноцветные бабочки.

Занятие «Золотая рыбка».

Цель:Формирование адекватных форм поведения.Коррекция негативных поведенческих  реакций.

        Песочный Человечек:  «Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в новое путешествие».  

        В теплом Черном море жила стайка золотых рыбок. Их было так много, что в течение дня они успевали и весело провести время, и поспорить друг с другом. Все рыбки очень любили путешествовать по морю и искать необыкновенные камушки, кораллы и ракушки.

        Самым шустрым в стайке был Волнистый Хвостик.  Он плавал быстрее друзей и поэтому все, что встречал на своем пути, рассматривал очень невнимательно. После путешествий рыбки всегда собирались вместе и рассказывали друг другу о своих удивительных находках. Волнистый Хвостик выслушивал друзей, а потом начинал громко смеяться над ними:

-        Вы увидели  только по одному предмету, а я – пять; вы проплыли по одному километру, а я за это же время преодолел целых три.

Но как только рыбки начинали объяснять, чем же удивительна одна их находка, Волнистый хвостик замолкал, потому что он ничего необычного и интересного в своих ракушках и кораллах не замечал.

Однако, немного помолчав, Волнистый Хвостик с возмущением начинал обвинять своих друзей:

-        Ты не показал мне изгиб своей ракушки, - говорил он Золотой Спинке.

-        А ты не обратил моего внимания на удивительный цвет моего коралла, - упрекал он Красного Плавничка.

-        И вообще, вы постоянно отстаете от меня,  -  добавлял Хвостик, глядя на всех.

Рыбки растерянно замолкали, веселье исчезало, и они тихо расплывались по своим домикам.

Однажды, когда друзьям надоело слушать постоянные упреки,  они решили найти большого Зеркального Карпа:

-        Попросим его отправиться в путешествие вместе с Хвостиком на пару дней, а сами уплывем в другую сторону. Пусть Волнистый сам отвечает за свои поступки. А если он снова начнет нас стыдить, покажем ему настоящего виновника всех проблем.

Сказано – сделано. Несколько дней зеркальный Карп плавал рядом с Волнистым Хвостиком. Хвостик видел свое отражение и был очень этим доволен. Он и не заметил, как друзья снова остались далеко позади.

Когда путешествие закончилось, рыбки собрались вместе и стали делиться новыми впечатлениями.

-Я видел серебристый коралл, - сказал Толстый Лобик. – Он удивителен тем, что светится даже в темноте.

-        А я видела огромную ракушку. Она была такая большая, что вся наша стайка могла бы в ней поместиться, - поделилась с  друзьями Золотая Спинка.

-        А я, - стал говорить Красный Плавничок, - я…

-        «А я, а я…», - прервал его Волнистый Хвостик. – Вот я видел пять таких ракушек и десять таких кораллов. И вообще, вы  снова бросили меня.

Вдруг он увидел, что  он говорит не друзьям, а своему отражению в зеркале: это дядюшка Карп близко подплыл и остановился между ним и остальными рыбками. Внезапно Волнистый Хвостик понял, что все недовольство, которое он выражает друзьям, он говорит себе: ведь это он вечно торопится и не рассматривает каждую свою находку так же внимательно, как  они.

Хвостик замолчал и быстро уплыл.

Два дня его никто не видел, а на третий день он подплыл к стайке и сказал:

-        Извините меня, друзья. Я многое понял и больше не стану ругать и обвинять вас в своих ошибках.

С тех пор, если Волнистый Хвостик хотел увидеть что-то интересное, он плыл медленно и рассматривал все дары моря очень внимательно, любуясь их неповторимостью и красотой. А если он хотел порезвиться, то плыл быстро-быстро и получал от этого огромное удовольствие. Со временем все забыли, каким сварливым был Волнистый Хвостик.  С ним  стало интересно и увлекательно плавать, разыскивать удивительные камушки, ракушки и кораллы, делиться впечатлениями и просто дружить.

Когда сказка рассказана до конца, Песочный человечек говорит:

«Дорогие ребята. Вы сегодня побывали в удивительном путешествии. Теперь вам пора возвращаться домой. Ставьте  фигурки на место, до свидания».

Психолог говорит:

Вот мы и вернулись. А теперь расскажите, в какой сказке мы сегодня побывали?

Возможные вопросы при анализе сказки:

1.        Какой характер был у Волнистого Хвостика в начале сказки?

2.        Знакома ли вам такая ситуация, в которую попали  Волнистый Хвостик и его друзья?

3.        Почему друзья решили обратиться за помощью к Зеркальному Карпу?

4.        Что сделал Зеркальный Карп для разрешения конфликтной ситуации?

5.        Что понял Волнистый Хвостик после путешествия с Карпом? Как он изменился?

6.        Чему научила нас эта сказка?

4. Ритуал выхода.

Список литературы:

1. Баринова Н. Песок . //Ребенок в школе. – 2010. - №2. – с. 2

2. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей младшего школьного  возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50

3. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5. – с. 26

4. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13

5. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей . – СПб.: «Детство-Пресс», 2010

6. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в школе. – 2006. - №4. – с. 65

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998

8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005

9. Кузуб Н., Осипук Э., В гостях у Песочной Феи. Организация педагогических игр с песком для детей.// Вестник практической психологии образования - №1/2006

10. Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? //Обруч. – 2005. - №5. – с. 39

11. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. // 2006. - №4. – с. 56

12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ОУ. /Авт. - сост. Л. С. Киселева и др. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.

13. Санкович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Питер, 2001г. 

14. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2002 г.