Восстановительные технологии по разрешению конфликтов

Ибукова Марсельеза Марсовна

Элементы примирительных технологий для родителей и несовершеннолетних для урегулирования конфликтных ситуаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная Служба медиации

как восстановительная технология

       

Конфликтные ситуации происходят  среди учащихся очень часто. Этот факт подтвердился, когда  членами Школьной Службы пмедиации  в школе был проведен анонимный опрос среди учащихся на предмет возникновения конфликтов и их причин. На первом месте по результатам опроса стоят конфликты с друзьями и одноклассниками (57% и 48% соответственно), на третьем месте конфликты с родителями (32%), и на последнем – с педагогами (12 %). При этом школы, с одной стороны, не стремятся афишировать такие ситуации, чтобы не портить "жизнь ребенку" и статистику - себе, а с другой стороны, не имеют иного способа разрешения, кроме административного, и, как правило, не эффективного воздействия. Наша школа не является исключением, и, как и в целом в системе образования, в ней возникла внутренняя потребность в изменении функционирования ученической среды, взаимодействия в ней, поиске путей трансформации и развития.

            Существующие противоречия стали одними из основополагающих в необходимости формирования социально – психологической компетентности учащихся. Кроме того, стандарты  образования нового поколения уже формулируются на языке компетенций, тогда как внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих  задач, и, в первую очередь, воспитания человека нового поколения. Признаки проявления компетентности чаще всего описываются с помощью слов «эффективность», «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание», «результативность», «владение», «качество».

            По своей сути человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации. К социально – психологической компетентности относят:

-выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;

-восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе;

открытость:  способность выслушивать критику и конструктивно спорить с другими;

сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;

формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в группе, последовательность в обучении, умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы;
идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, осознавать собственные возможности и границы.
            Это точное, хотя и несколько сухое определение характеризует очень важные способности человека. Оно обозначает главные качества, являющиеся неотъемлемой частью личности, с помощью которых человек успешно реализует себя в жизни.
            Социально – психологическая  компетентность как научное понятие ещё не вошло в активное словоупотребление в рамках отечественной психологической науки, хотя в зарубежной теории и практике оно интенсивно эксплуатируется уже на протяжении почти полувека. Именно поэтому данной проблеме сегодня уделяется значительное внимание отечественных и зарубежных авторов. Так, в своих трудах В. Н. Куницина определяет социальную компетентность как «систему знаний о социальной действительности и о себе, систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться..».          В исследовании Е. В. Коблянской определение социальной компетентности рассматривается как понимание отношения «Я» – общество», «умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами». Зеер Э.Ф. и Э. Сыманюк, обозначают термином «компетентности» - интегративную целостность и действенность знаний, умений, навыков в целом. Рубин К.Х., Роуз-Крэснор Л. рассматривали это понятие как эффективность взаимодействия. Х. Шредер и М. Форверг считают, что структуру социально - психологической компетентности пронизывают четыре свойства или черты личности: 1)коммуникабельность – коммуникативный потенциал личности; 2) решимость на создание отношений – готовность к общению; 3) влиятельность – свойство, охватывающее способность внушения (сила влияния); 4) «Я- концепция» – познавательно-эмоциональный образ, ядром которого является самоуважение.  По мнению целого ряда отечественных исследователей (И.В.Дубровина 1989, Н.Н.Толстых, А.М.Прихожан 1990), такой компетентностью в старшем подростковом возрасте и юношестве  является готовность к жизненному самоопределению    

Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликтными ситуациями, возникающими между участниками образовательного процесса. В качестве ведущих (медиаторов) в службе работают подростки - ученики школы. Подростки работают под руководством взрослого куратора, проходят специальное психологическое обучение.

 

Концепция Службы медиации базируется на трех основных положениях:

1.  Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

2. В качестве ведущих примирительной встречи (медиаторов) работают подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками (взрослым подростки часто не доверяют).

3. Навыки, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят любые искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их дальнейшей жизни.

 

Цель: формирование социально – психологической компетенции учащихся через деятельность Школьной Службы медиации (ШСМ).

Задачи:

l        организовать деятельность ШСМ (подготовка нормативной документации и мотивация подростков для работы в Службе);

l        обучить подростков – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам; способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч;

l        реализовать деятельность Службы в контексте имеющейся образовательной среды.

 

Разрешение конфликтных ситуаций (предполагается, что ситуации могут носить и криминогенный характер, например, кража, избиение) основывается на реализации восстановительного подхода – «восстановительного правосудия». Оно не является чем-то новым, хотя, возможно, многие не знакомы с этим термином.  Восстановительное правосудие является теорией правосудия, которая базируется на примирении, а не наказании. Данная теория основана на представлении о том, что нормально функционирующее общество действует в рамках прав и обязанностей. Когда происходит инцидент, нарушающий этот баланс, необходимо найти способы его восстановления с тем чтобы члены, в том числе правонарушитель и жертва, могли уладить этот инцидент.

Восстановительное правосудие - это другой взгляд, другая философия ответа общества на преступление, «другая парадигма». Движение восстановительного правосудия возникло в Канаде в середине 70-х годов. Основная цель правосудия - восстановление, понимаемое не формально-юридически как восстановление нарушенного правопорядка, установленного государством, но и в широких социально-антропологических рамках - как исцеление жертвы, реальное возмещение ей причиненного вреда, искупление вины обидчика, взятие им на себя ответственности, восстановление нарушенных отношений в социальной общности. Основными действующими лицами, решающими проблемы, связанные с конкретным преступлением, его причинами и последствиями, становятся сами участники события. На основе нового взгляда складывается и новая практика.

Таким образом, цель восстановительного правосудия заключается в том, чтобы установить ответственность, удовлетворить потребности и способствовать исправлению. Восстановительные технологии – это работа, направленная на установление доброжелательных, понимающих, доверительных, эффективных и гармоничных отношений. Принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные и криминальные ситуации являются:

  • Передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации.
  •  Акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам. Личная ответственность нарушителя.
  •  Выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам.
  •  Восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.

Российская модель процесса медиации отличается от зарубежных тем,  что она фокусирует свое внимание на чувствах сторон, налаживании диалога и доверия между участниками конфликта и побуждает их активность к примирению и изменению собственного поведения. Нам кажется, что такая фокусировка лучше соответствует российскому менталитету и особенно важна в семье, школах, когда стороны конфликта в дальнейшем продолжают общаться друг с другом. Кроме того, она, как нельзя лучше, соответствует нашей цели.

            Как и в любой организации, Школьная Служба медиации придерживается в своей деятельности определенных  принципов. К ним относятся следующие:

l        добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе);

l        конфиденциальность;

l        нейтральность (ШСП не выясняет вопрос о виновности/невиновности сторон, является независимым посредником);

l        создание ценностей и авторитета службы;

l        наличие профессионального сопровождения (обучения).

l        активное участие сторон в разрешении конфликта и принятии решения.

 

Восстановительная медиация проходит несколько важных этапов:

Первый этап является подготовительнымНа данном этапе медиаторы получают информацию о конфликте и анализируют его по источнику информации, типу и характеру конфликта, его криминогенной направленности. Также выясняют, готов ли обидчик участвовать в разрешении конфликта, и планируют индивидуальную встречу с каждой из сторон.

Второй этап имеет несколько фаз. Первая фаза этапа имеет своей задачей установление доверительного контакта и безопасной атмосферы для диалога. Следующая фаза призвана помочь стороне сформулировать различные аспекты ситуации, увидеть ее с разных сторон, в том числе, со стороны оппонента. Кроме того, здесь важно обсудить с участником конфликта о последствиях, к которым он привел, и обсудить преимущества примирительной встречи. Третья фаза очень важна, так как оказывает поддержку принятия стороной ответственности за решение и  выход из ситуации. Последняя фаза направлена на подготовку к примирительной встрече обеих сторон. На этом этапе участнику конфликта предлагается озвучить вопросы, которые он хотел бы обсудить с противоположной стороной, объясняются правила и роль медиатора на встрече, назначается дата и время.

 

Третий этап – это непосредственно сама восстановительная медиация, призванная организовать конструктивный диалог между сторонами, озвучивании своих и понимание чувств другого участника встречи. На этом же этапе обсуждаются и фиксируются варианты решения ситуации, и принимаются обязательства в случае неисполнения этих решений. Заключительной фазой третьего этапа является так называемая подстройка к будущему. Она осуществляется с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что нужно делать, чтобы подобное не повторилось?», «Как ты поступишь, если ты или кто-то из твоих друзей попадет в похожую ситуацию?». В рамках заключаемого соглашения между сторонами появляется возможность узнать, довольны ли они встречей, осталось ли что-то недосказанное и какой опыт они получили.

Заключительным этапом служит сопровождение медиаторами участников примирительной встречи в течение какого-то периода времени, как правило, в течение месяца (в зависимости от сложности ситуации). На данном этапе медиаторы осуществляют включенное и не включенное наблюдение за своими подопечными, обсуждают с ними развитие отношений с противоположной стороной, и отслеживают выполнение условий  договора.

Важно отметить, что для некоторых детей младшего звена медиаторы Службы примирения становятся значимыми старшими (особенно для тех, где эмоциональные связи между членами семьи нарушены), к которым дети начинают обращаться с другими своими проблемами, или приводят  друзей со схожими трудностями. Иногда можно наблюдать, как побывавший на встрече с медиаторами ребенок учит одноклассника, как нужно вести себя в конкретной ситуации. Налицо реализация метода «каждый учит каждого».

 Работа ШСМ заняла в школьном пространстве определенный сектор, и было замечено, что кроме разрешения конфликтов Служба своей деятельностью производит  заметные изменения на личностном уровне:

- У  участников встреч меняется отношение к себе на более ответственное, поскольку на примирительных встречах к детям и подросткам, участникам конфликтной ситуации,  проявляли понимание и уважение,  передавали им ответственность за разрешение ситуации независимо от их статуса в школе.

- Для подростков сама деятельность в качестве медиаторов и ведущих примирительных программ является социализирующим фактором. Ведущие программы, оказываясь в активной позиции, учатся видеть событие с разных сторон, строить на программе сложную коммуникацию между людьми с различными точками зрения, отслеживать процессы, протекающие в их сообществе, и управлять ими. В результате подростки получают возможность самореализоваться в новом для себя качестве, и развить способности, необходимые в дальнейшем практически в любой современной профессиональной деятельности.

- Подростки Службы медиации, часто работая с неформальным учеником, по своим характеристикам отличным от обычного класса, начали взаимодействовать с новым объектом - сообществом школы, в результате чего постепенно переходят к ученическому управлению различными социализирующими процессами в пространстве образовательной среды.

- Перед учителями и администрацией встает необходимость вырабатывать свое отношение к примирительным встречам, участникам ШСМ и диалогу, построенному на взаимоуважении

Предполагаемые результаты деятельности ШСП:

l        воспитание установок толерантного сознания;

l        снижение конфликтогенности, криминальности школьной среды и профилактика девиантного поведения;

l        формирование и налаживание работы команды ученического самоуправления из числа учащихся 8 – 10 классов, работающих в направлении развития культуры мирного разрешения конфликтов в образовательной среде;

l        утверждение новой практики разрешения конфликтов в школьной среде;

l        обучение подростков основным навыкам работы с конфликтными ситуациями;

l        трансляция опыта через выпуск стенгазет, буклетов, СМИ, конференций для педагогов и школьников;

l        организация продуктивного сетевого взаимодействия с правовыми структурами.

 

Помимо разрешения конфликтных ситуаций предполагается, что подростки из Службы медиации будут при направляющей помощи психолога  проводить в классах презентации, классные часы на правовую, гражданскую и превентивную тематику. Помогать проводить социально – психологические акции, оформлять газеты, проясняющие принципы примирения, делиться опытом через СМИ, проводить обучающие и примирительные встречи с учащимися других школ города.

Спектр применяемых медиаторами приемов и подходов, используемых для поддержания порядка в образовательной среде постоянно расширяется; постепенно изменяется подход с дидактических и карательных на интерактивные и восстановительные (некарательные) методы разрешения конфликтов при усилении роли ученического самоуправления.

  

            Таким образом, мы видим, что происходит непрерывный процесс формирования социально – психологической компетентности учащихся через расширение информативного поля, анализ ситуаций и освоение новых способов взаимодействия с окружающим миром.

            Вероятно, основным недостатком восстановительного правосудия является то, что оно требует очень много времени. Так как от поступившего сигнала о ситуации  до самой примирительной встречи сторон  иногда проходит около двух недель. И после разрешения ситуации всегда есть необходимость какое-то время сопровождать ребенка или подростка в школьной жизни, чтобы соблюдались условия договора, и его новое поведение приняло более или менее устойчивый характер. Кроме того мы пока не знаем, что делать и с правонарушениями, в которых нет жертв, например, дети и подростки, употребляющие алкоголь или психоактивные вещества.

Тем не менее, опыт равноправного сотрудничества и гражданской активности подростков, возможность включаться в решение проблем, затрагивающих их жизненные интересы, представляется нам наиболее ценным опытом для формирования свободной, гармоничной, конкурентноспособной, компетентной, активной личности будущего члена общества.  Да, существуют опасения, что для получения полного изменения психологической культуры в обществе, и в образовательной среде в частности, потребуется подготовка педагогов и психологов нового уровня, а возможно и смена поколений. Но даже если сегодня несколько положений найдут практическое воплощение, то и этого будет достаточно, чтобы оправдать изложенное.

Зачастую важна уже сама вербализация идеи. Не только рукописи не горят, но и мысли, вероятно, не исчезают бесследно. Очень хочется в это верить.

 



Предварительный просмотр:

Психотехника "Я-высказывание"

 

В своё время техника "Я-высказывание" явилась для меня откровением, великим осознанием того, что я живу в мире иллюзий, придуманных самой. Как оказалось, я часто проецировала свои мысли на действия другого человека. Самым сложным для меня оказалось принять этот факт. Понять, что человек может думать совсем иначе, чем я предполагаю, что он думает.

Обучаясь этой технике, мы попеременно выступаем то в роли клиента, то в роли терапевта. Работая в паре я, как клиент, выбрала для себя ситуацию значимую и болезненную. Когда муж долго (подчёркиваю, долго — это может быть от трёх часов) сидит за компьютером — работает, изучает материалы, в общем, не обращает на меня внимания. Я вижу, что он занят и не мешаю ему. В то же время я не могу сообщить о том, что я хочу его внимания, т.к. в этот момент я ещё сама этого не осознала. И через некоторое время я замечаю, что нахожусь в подавленном состоянии. Я начинаю раскручивать ситуацию как клубок, который размотался, назад. И вот что получилось.

В момент здесь и сейчас я нуждаюсь во внимании любимого человека. В силу запретов, полученных в детстве ("Не мешай; подожди — я занят; мне некогда с тобой возиться", услышанных от значимых взрослых), я не могу подойти и потребовать это внимание для себя. И как послушный (адаптированный) ребёнок я жду, когда на меня обратят внимание. И так как я жду долго, и долго не получаю внимания, я начинаю думать, что он (близкий человек) меня не любит. Эти мысли приводят меня к тому, что я начинаю чувствовать себя несчастной, никому не нужной, у меня наворачиваются слёзы — я страдаю. В этом состоянии я могу обидеться на мужа и не разговаривать с ним, "раз он такой".

Что происходит на самом деле?

Муж работает, его мысли погружены в дела, он не догадывается о моём состоянии, т.к. не умеет читать мои мысли и угадывать мои желания — он нормальный человек, а не экстрасенс. И это моя задача — сообщить близкому человеку о том, что я хочу, в чём я нуждаюсь и что ожидаю от него.

Но для этого неплохо бы мне самой понять, что я хочу и в какой форме желаю это получить. Вот здесь-то и хороша в использовании формула "Я-высказывание".

Как применять технику "Я-высказывание"?

  1. Факт. Мы отталкиваемся от факта, от того, что происходит в реальной жизни, а не в наших фантазиях. Факт такой — муж сидит за компьютером.
  2. Чувства. Это самое простое и лёгкое, что можно понять про себя. Я чувствую себя плохо. Желательно расшифровать это "плохо": я чувствую обиду, недовольство, возмущение, горечь и пр. — когда я называю свои чувства мне становится понятнее, что происходит со мной.
  3. Мысли. Обязательно чувства связаны с мыслями. Когда я переживаю чувства, перечисленные выше, я думаю, что муж меня не любит, что я ему безразлична, кстати — это далеко не факт!
  4. Желание. Я хочу, чтобы он посидел со мной 10 минут и поговорил. Я хочу, чтобы он обнял меня — я хочу прикосновений. Этот пункт также помогает мне понять, какого именно контакта я хочу от мужа — ведь он может проявить внимание тем, что даст пачку банкнот, но банкноты не передадут мне чувство человеческого тепла.
  5. Намерение. Моё намерение — это моя ответственность в этой ситуации за мои чувства, мысли и действия. Я могу переложить ответственность на мужа и ждать от него внимания до конца своих дней и также упрекать его в бесчувственности. А могу принять ответственность на себя и сообщить мужу о том, что я нуждаюсь в общении с ним и пр. Моё намерение — это сообщить мужу о моем желании получить его внимание.

И также эта техника работает, когда для меня происходят приятные события. Например, я говорю мужу: "Когда ты мне даришь цветы, я чувствую себя счастливой и радостной. Я думаю, что ты любишь меня и хочу чаще принимать от тебя такие милые подарки". Я думаю, что любой мужчина поймёт, что нужно делать, когда услышит такие слова.

Так же можно применить эту формулу "Я-высказывание" с другими людьми. Например, дочери я могу сказать так: "Когда я вижу твою, не заправленную к обеду кровать, я чувствую недоумение и возмущение, я думаю, что кровать желательно заправлять сразу после пробуждения, я чувствую беспокойство и думаю, что моя дочь растёт неряхой. Я хочу, чтобы ты заправляла свою постель после пробуждения".

В этой ситуации я не сказала дочери: "Ты неряха!", заклеймив её ярлыком и уничижив её чувство собственного достоинства. Я сказала, что беспокоюсь о том, что она может быть такой. И моя дочь слышит и понимает мои чувства, которые я испытываю. Вряд ли она тайно вынашивала мысль, доставить мне беспокойство. Она не могла знать о том, что я так думаю. Моя обратная связь — мой отклик на её действие или бездействие — даёт ей понимание о моих чувствах.

Важно! Эта полная формула "Я-высказывания" нужна, прежде всего, нам самим, чтобы разобраться, что такое с нами происходит, что волнует и беспокоит. Рекомендуется сначала написать эту формулу на бумаге и, возможно, не один раз, пока не выработается автоматизм. И если мы будем говорить людям полный текст, они посчитают нас занудами. Поэтому, поняв, что с тобой, ты можешь сказать своему собеседнику кратко. Например, в случае с дочерью, я могу сказать "Я расстраиваюсь, когда вижу твою постель неприбранной". Поберегите уши своих близких и родных, им ещё долго с вами жить…

Ещё пример: "Когда я вижу тебя, дочка, радостной и весёлой — я чувствую радость и спокойствие и думаю, что у тебя всё хорошо. Я хочу видеть тебя весёлой, и намерена сделать всё от меня, как от родителя, зависящее, чтобы так и было".

(Здесь есть тонкий момент, и я не хочу, чтобы эти фразы были поняты искажённо:

  • Мои слова вовсе не означают, что плакать и огорчаться ребёнку нельзя. На её слёзы — у меня другие чувства и мысли, и я принимаю любое эмоциональное поведение ребёнка.
  • И также не означает, что дочь должна теперь всю жизнь улыбаться, чтобы не расстраивать маму.
  • И я не собираюсь потакать капризам, лишь бы видеть её улыбающейся. Я как родитель обязана привить определённые навыки, обучить тому, что знаю, чтобы дочь могла жить как свободная уверенная в себе личность, как счастливая будущая женщина).

Что я получаю, применяя технику "Я-высказывание"?

  • Во-первых, я понимаю себя глубже. Какие действия других людей вызывают во мне конкретные чувства. Как я реагирую на то или иное событие.
  • Во-вторых, я понимаю и выражаю свои чувства, а чувства — это международный язык общения, который понятен всем.
  • В-третьих, я сообщаю о том, что я ожидаю от общения и каким желаю, чтобы оно было. И мой партнёр по общению не вынужден ломать голову догадками, и может дать мне то, в чём я нуждаюсь, если у него это есть. И в этом общении, где нас двое, 100% ответственности за диалог, наши отношения — делятся поровну между нами. Мои 50% — сообщить о своём внутреннем мире. Его 50% ответственности — его действия.
  • В-четвёртых, получая то, что я хочу, удовлетворяя свои потребности, я чувствую себя довольной, спокойной и радостной. Счастливой. Ведь я живу в гармонии со своим внутренним "Я" и с окружающими. Я умею выстраивать общение (коммуникации).

И, напоследок. Когда ты, читатель, читаешь эти строки, я чувствую радость и ликование. Я думаю, как изменится твоя жизнь, когда ты станешь применять эту технику. Я хочу, чтобы тебя наполняло ощущение радости, гармонии, внутреннего спокойствия и уверенности. И я намерена публиковать подобные мануалы, чтобы в мире становилось как можно больше счастливых людей.

И мне интересно, как изменится твоя жизнь, насколько легче и радостнее ты станешь чувствовать себя, когда станешь применять эту технику в своей жизни?



Предварительный просмотр:

Коржицкая Елена Анатольевна

педагог-психолог

МОУ сош №43

г. Петрозаводск

«Секреты бесконфликтного общения».

Психологические мероприятия для родителей, педагогов.

Номинации олимпиады: №5 - Лучшая разработка психологических мероприятий

                                                   для родителей, педагогов

Краткая аннотация

Эти мероприятия направлены на просвещение, соответственно, профилактику и разрешение конфликтных ситуаций при общении. Это актуальный вопрос как для родителей, так и для педагогов. Кроме знакомства со стратегиями поведения в ситуации конфликта,  конфликтогенами, стилями входа в конфликт…, идет разговор о методиках и техниках, шагах, уменьшающих остроту конфликта . Материал рассматривается с  примерами и разбором ситуаций, рефлексивными моментами. Автором придуманы и составлены рисунки и схемы, помогающие понять и запомнить материал. Апробация материала была во время методических объединений педагогов и  на родительских собраниях, также частично на классных часах в 11-ых классах. Отзывы очень хорошие, говорят о важности и значимости темы, о том, как схемы и рисунки помогают усвоить материал о актуальности рекомендаций.

Обоснование:

Проблема разрешения конфликтных ситуаций актуальна для всех участников педагогического процесса. Участниками конфликта могут быть педагоги, родители, дети. Конфликты случаются каждый день и важно уметь конструктивно их разрешать. Следовательно, цель занятий « Секреты бесконфликтного общения»: познакомить с теоретическими аспектами конфликтных ситуаций и практическими способами  эффективной коммуникации для разрешения проблемных ситуаций. Целевая группа: родители, педагоги, учащиеся выпускных классов.

Психолог проводит 1 занятие (40 минут) или 2 по 20 минут. Если проводить 2 занятия, то материал разбивается на две части: 1- до «Принципа амортизации» включительно, соответственно, 2-ое занятие начинается со знакомства со стилями входа в конфликт. После занятия выдается распечатка с рекомендациями.(приложение 1 - для педагогов, а приложение 2 - рекомендации для всех).

Оборудование: схемы, рисунки, карточки с ситуациями, рекомендации для каждого.

Критериями оценки эффективности является обратная связь участников занятия и уменьшение конфликтных ситуаций.

Ход занятия:

Конфликт- это ситуация обострения противоречий во взаимодействии между разными людьми (межличностный конфликт) или между желаниями, убеждениями и действиями одного человека (внутриличностный конфликт) А сегодня мы остановимся на межличностном конфликте.1-ый шаг в разрешении конфликта – умение предвидеть его. Каждый ведет себя по-разному.

Рассмотрим схему »Стратегия поведения в ситуации конфликта»:

  1. Избегание-уход от конфликтной ситуации без попытки ее решения ( в результате интересы могут быть удовлетворены, а могут и нет),
  2. Приспособление (позиция жертвы),
  3. Компромисс (не полностью удовлетворяются интересы обоих участников),
  4. Сотрудничество (поиск общих интересов),
  5. Соперничество (свои интересы удовлетворяются в ущерб другим людям),

Стратегия поведения меняется в зависимости от близости участников, обоснованности требований, зависимости друг от друга и т. д.     

Разберем на конкретном примере, не обсуждая правильность поведения. На человека напал грабитель, требует отдать ему все деньги, угрожая физической расправой. Один человек сам расправится с грабителем (соперничество). При сотрудничестве человек укажет на богатого знакомого. Если будет договор с грабителем, что он берет часть денег в обмен на обещание не обращаться с заявлением в милицию-компромисс. А если человек безропотно отдает всю наличность, то это- приспособление. Бегство от грабителя-это избегание. Рефлексия: подумайте, обычно какая стратегия поведения характерна для Вас?

Бывают конфликты, которые возникают по незначительным поводам или, вообще без таковых, когда двое или больше человек встали на тропу взаимных обвинений. Это ситуация «слово за слово». А если хоть один человек поведет себя психологически грамотно и не ответит агрессией на агрессию, то цепочка обвинений прервется, и конфликт не состоится. Конфликтогены - слова, действия, поступки, запускающие конфликт.


 Схема возникновения конфликта:  

А пути предотвращения конфликта видны из этой схемы, если ее читать наоборот:                

  1. Не употреблять конфликтогенов.
  2. Не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.
  3. Проявлять эмпатию, понимание к другому человеку и как можно    больше благожелательных посылов по отношению к нему.

Можно рассмотреть влияние конфликтогенов  на примере стихотворения «Вовочка и Славочка» Г. Остера.

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамеечке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка»

Вынул Славочка карандашише,

Написал в тетрадь: «Ты- дурачище!»

Борище взял тетрадище,

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеище,

Да как треснет Борищу в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

Примечание: одновременно с  чтением строк  стихотворения показывать рисунки к ним

В данной ситуации будем говорить о словах -  конфликтогенах. Часто люди, использующие  конфликтогены  не  замечают этого. А  окружающие отвечают агрессией. Есть несколько вариантов высказываний, которые легко вызывают гнев и провоцируют конфликт. Это такие высказывания, как:

  • незаслуженные и унизительные упреки («На тебя ни в чем нельзя положиться!», «Что это за гадость ты приготовила на обед?» и т. п.);
  • негативные обобщения, навешивание ярлыков («Все вы, такие…»)
  • настойчивые советы оводу того, как другому человеку следует себя вести («Не смей улыбаться этой девушке, она — моя!»);
  • указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии («А твой отец — алкоголик!»);
  • решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения («Все, не будем это обсуждать!», «Не смей так говорить!»);
  • неуместная ирония, сарказм («А ты видела кино, где лопнул самый толстый на Земле человек?»);
  • ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, цель которых — «выпустить пар» (примеры здесь чаще нелитературные)

Примечание: одновременно с объяснением показывать схему:

Конфликтогены - мусор общения.

Рефлексия: подумайте характерно ли для вас употребление слов- конфликтогенов?

В ситуации, когда невозможно изменить течение конфликта, когда с вами агрессивно общаются при помощи конфликтогенов, то можно применять

принцип амортизации:

Объяснение: не вступать в пререкания и не оправдываться, а создать иллюзию общего согласия. Получается как будто бьют в резиновую стену: сумма ударов гасится, а стена стоит.

Стили входа в конфликт разные, рассмотрим их:  

  1. «Человек-вулкан» - это человек, у которого во время конфликта могут быть непредсказуемые вспышки.
  2. «Глиняный горшок» - тот, кто медленно разогревается и долго обижается.
  3. «Волна» - когда вопрос уже решен, может быть новая волна возмущений.
  4. «Собиратель» - человек, долго собирающий обиды, а другие люди могут об этом даже не знать.
  5. «Реактор» - человек резко расходится , его трудно остановить.

Рефлексия: подумайте, какой стиль для Вас более привычен?

Уменьшают остроту конфликта следующие методики и техники (схема):

Объяснение:

  1. Обесценивание проблемы («неужели наша дружба этого стоит?»),
  2. Снижение эмоционального накала (дыхание, счет до 10 и т. д.),
  3. Перенос разговора («Прости, я сейчас не готова разговаривать»),
  4. Техника «Я- высказывания»,
  5. Умение слушать и слышать другого человека.

Остановимся на  технике «Я - высказывания». Она помогает быть услышанным.

Схема на доске и карточки на партах:

Схема «Я-высказывания»:

  1. Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда ты вчера  опоздал…),
  2. Называние чувства в тот момент («...я почувствовала беспокойство...»),
  3. Называние причин («...наверное, это произошло потому, что...»).


Анализ ситуаций на карточках.

Проанализируйте ситуацию и выберите фразу, построенную по схеме «Я - высказывания»:

A.        Вы зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться.

  1. «Да сколько же раз тебе надо говорить!»
  2. «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».
  3. «Меня сердит, когда ты не слушаешься».

Б. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает.

  1. «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают».
  2. «Не мешай!»
  3. «Ты не можешь заняться чем-то другим?»

B.        Вы приходите домой усталая, У сына друзья, музыка, веселье. Вы испытываете смешанное чувство обиды и раздражения.

3. «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?»

  1. «Уберите за собой посуду».
  2. «Меня обижает и сердит, когда я устала и вижу дома беспорядок».

                Если Вы хотите понять другого и быть услышанным, то важно отделять Позицию человека от Интереса. Позиция  отвечает на вопрос: что? А Интерес на вопрос: почему? После втягивания в конфликтную ситуацию каждый заявляет свой интерес и показывает свою Позицию. Они могут совпадать. При конфликте не нужно повторять свою Позицию! Важно заявить свой Интерес и  показать, что мы слышим Позицию другого.


Приведите пример конфликтной ситуации, где бы Вы смогли отделить Позицию от Интереса…

                Бывают конфликты ради разрушения, например, если такой конфликт затевает человек ради какой-либо  выгоды. В такой ситуации нужно постараться перевести в другое русло, переключить, а если не получается, то прекратить конфликт. Рассмотрим алгоритм, при котором  выигрывают оба участника конфликта:

  1. Узнать желания друг друга («Почему ты этого хочешь?»).
  2. Обсудить какое решение будет справедливым.
  3. Договориться о взаимных уступках.

                У Н. Пезешкиана  есть целая методика разрешения конфликтов. В тяжелой ситуации он предлагает конфликт разрешать по ступеням (схема). И в любой момент, если что-то не получается ,то можно вернуться на предыдущую ступеньку. В самом начале он предлагает дистанцироваться и наблюдать со стороны. Далее человек может описать ситуацию со своей  и противоположной точек зрения. Здесь он может заметить в чем пра в или не прав он сам, а так же  его соперник. А при разумном  (не эмоциональном) рассматривании ситуаций у соперника можно увидеть положительные стороны и в какой-то ситуации похвалить, поддержать его. Затем можно начинать разговор, где важно обсудить совместные цели.

Рефлексия: что общего Вы заметили при рассмотрении разных методик и техник?

Конечно же важно терпение, положительный эмоциональный настрой, умение выслушать противоположное мнение при общении с другим человеком.. Часто конфликт нужен для разрешения какой-либо ситуации. Я надеюсь этот материал и рекомендации помогут вам в дальнейшем.


Приложение 1

Памятка для учителя «Секреты бесконфликтного общения»

Как организовать диалог с родителями

  1. Если вы задаете вопрос, подождите, когда собеседник вам ответит.
  2. Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением родителей.
  1. Если вы не согласны, аргументируйте, повторяйте фразы: «Давайте  подумаем», «Давайте сделаем сообща», «Как вы сами думаете», «Мне интересно ваше мнение», «Вы не согласны со мной, почему?» и т.д.

Как организовать работу с родителями

1.Способность к общению- профессиональное качество учителя. Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать.

2. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Нередко учитель видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в аппозиции. Часто он начинает поучать, упрекать. Постарайтесь понять чувства отца или матери ученика,  найдите в них опору, выстраивая совместные действия.

З.Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.   Объединить усилия Воспитание ученика основывается на совместных усилиях школы и семьи. педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находиться в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

4.Людям нравиться ощущать собственное значение. Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству - подчеркивание его значение в этом процессе.

 5.Покажите родителю свою любовь по отношению к ребенку. Психологический контакт с родителем возникает сразу же, как только учитель покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка и симпатизирует ему.

6.Ищите новые формы сотрудничества с родителями. Например, вы можете предложить одному из родителей выступить на родительском собрании с проблемой, которую он испытывает в воспитании ребенка, и, каким образом он пытается ее разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители.

Чрезвычайно поучительным было бы выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком, и, который сумел их преодолеть. Не стремитесь отстоять собственную позицию.  
Успешной можно назвать беседу не только когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в
 воспитании ребенка.

  1. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу учебы и дисциплины ученика, обсудите с родителями возможности совместной работы.
    Важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в
    том, что проблема может быть решена.
  2. Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с
    родителями учитель требует, чтобы они активизировали свое участие в
    воспитании ребенка. Он советует, чтобы мать ушла с работы, или перешла на пол ставки целиком посвятила себя воспитанию и т. п. Вряд
    ли так будет, гораздо лучше, если учитель признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложить привлечь к своим занятиям ребенка.

10. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Можно утверждать, что ваша беседа с родителями трудного ученика пройдет более успешно:

  1. Если вам удается избежать противоречия и конфликта.
  2. Если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений.
  3. Если вы удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу формулировку.  
  4. Если вы обсудили ваши совместные действия.

Приложение 2

Рекомендации, помогающие извлекать уроки из конфликтных ситуаций:

1. Подумайте, чему вас может научить конфликт. 2.Спросите у своего внутреннего голоса, чему можно научиться, какую пользу можно извлечь из этого печального опыта.

3. Отведите конфликту соответствующее ему место:

а) Не позволяйте отрицательному жизненному опыту  сбить себя с пути.

б) Определите собственную позицию и исходите из неё, не допускайте влияния на неё других людей.

в) Не давайте конфликту подорвать ваше доверие к самому себе и понизить самооценку.

г) Помните, что конфликты составляют только малую часть вашей жизни.

4. Избавьтесь от отрицательных эмоций, оставшихся после конфликта, следующим образом:

а) научитесь прощать самого себя;

б) выждите некоторое время, чтобы связанные с конфликтом чувства исчезли;

в) осознайте, что другие люди могут менее критично оценивать вас и случившееся, чем вы сами.

5. Не позволяйте другим людям становиться препятствием.

а) избегайте плохих людей, которые осуждают вас: стремитесь к общению с положительными и доброжелательными людьми;

6. Не тратьте слишком много сил на переубеждения скептиков или на общение с теми, кто не хочет вас слушать;

в) не позволяйте другим людям возбуждать в вас чувства вины;

г) будьте готовы к общению с теми, у которых по вашему мнению, после конфликта остался неприятный осадок.

Установки, помогающие преодолеть конфликт:

 «Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это», «Все идет нормально»,

«Он (она) делает это не для  того,   чтобы навредить, а чтобы удовлетворить свои желания», «Я спокоен», «Мы благополучно все решим».

Литература

1. ЛитвакМ.Е.  Профессия-психолог-Ростов н/Д.:Феникс 1999

2. Самоукина Н.В. Игры в которые играют ...-. Психологический практикум - г. Дубна, Феникс +, 2002.

3. Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании ( Психолог в школе).- М.: Генезис, 2004.

4. Байард Д., БайардР.Т. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М.:Просвещение,1992

5. Грецов А.Г. Практическая психология…-М.: Питер, 2005

6. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликта. СПб: Речь, 2002.