Школьная служба медиации

Ибукова Марсельеза Марсовна

Примирительная технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В школе дети проводят большую часть своего времени, общаются с огромным количеством людей и часто сталкиваются с ситуациями, когда нужно принять решение самостоятельно (без участия родителей: советом или инициативой), не откладывая на потом. Получается, что в школе наши дети учатся жить.

Многие родители и педагоги среди качеств, которые, как они считают, необходимы нашим детям, называют самостоятельность. Но при этом взрослые забывают, что условием формирования той самой самостоятельности является предоставление ребенку возможности самому решать затруднительные вопросы, находить выходы из конфликтных ситуаций. Окружающим подростка людям кажется, что в случае воплощения в жизнь самостоятельно принятого решения ученик «наломает дров» и поэтому из благих намерений мы спешим подсказать ему выход из ситуации, а то и активно поучаствовать в её разрешении. При этом каждый взрослый преследует свою цель: педагог – поддержание дисциплины и высоких показателей по поведению детей в школе, родители – избежать вызовов в школу, иметь возможность рассказать об успехах ребенка родственникам, друзьям, сослуживцам и др.

А чего же хочет в этой ситуации подросток? Удовлетворить свои потребности: быть услышанным, понятым, доказать, что его слово чего – то стоит. Существует вполне легальный способ дать ему такую возможность, когда регулирование конфликтной ситуации осуществляется с участием третьей стороны. Такую деятельность принято называть медиацией.

Медиация  - специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса нахождения конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволяет прекратить конфликт. Медиация является одним из наиболее древних и всеобщих способов разрешения конфликтов. Она существовала в Китае, в странах Африки, где старейшины рода или племени выступали в качестве своеобразных профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных конфликтных ситуаций.

Проблема конфликтных отношений между несовершеннолетними и взрослыми становится все более актуальной в свете увеличивающегося количества подростков с признаками суицидального поведения.

Для решения разного рода конфликтов (не только школьных) возможно использование метода медиации. Программа примирения в семье - это преодоление несправедливости во внутрисемейных отношениях, поскольку именно в дисфункциональности семьи нередко заложены причины девиантного поведения подростка. В этом случае ставится задача на преодоление разрушительных в целом для семьи взаимодействий ее членов.

Основные формы работы

Примирения жертвы и обидчика (Встреча по заглаживанию вреда)

Применяется, когда есть криминальная ситуация и стороны признают свое участие в ней. Такая программа может задействовать достаточно большой спектр ситуаций: кражи, конфликты, хулиганство, вымогательство, вандализм, грабежи, угоны. Встречи жертвы и правонарушителя «лицом к лицу» направлены на создание условий для преодолений последствий конфликта (их нейтрализации или устранения) силами самих участников криминальной ситуации. Такая программа проводится при добровольном согласии сторон, при условии, что обидчик признает свою ответственность за случившееся и хочет (что устанавливается посредником в ходе предварительных бесед), насколько это возможно, исправить ситуацию. В ходе таких встреч каждая сторона имеет возможность высказаться, а ведущий помогает:

- достичь взаимопонимания по поводу произошедшего, причин, его вызвавших, и последствий для потерпевшего;

- обсудить и сформулировать порядок возмещения ущерба;

- сформулировать планы по изменению конфликтной ситуации.

Примирительная встреча организуется и проводится ведущим, который создает условия для конструктивного диалога и достижения взаимоприемлемого соглашения. Соглашение о возмещении ущерба и планы изменения образа жизни и поведения участников, способствующего возникновению конфликтной ситуации, фиксируется в примирительном договоре.

Подобные программы необходимы для:

- разрешения конфликтной ситуации путем привлечения к активному участию в этом процессе пострадавшего и обидчика, а также их родственников;

- обеспечение сравнительно быстрого возмещения вреда потерпевшей стороне;

- выражение чувств участников, снятие отрицательно окрашенных психологических состояний и освобождения от ролей «жертвы» и «законченного отморозка»;

- превращение столкновения между людьми в конструктивный процесс решения их проблем;

- вразумление обидчика, осознания им своей ответственности за нанесенный вред

Примирение в семье

При реализации данной программы акцент делается на изменение разрушительных для семьи отношений, взаимодействий её членов и создание диалога (тогда программа ближе к медиации), либо на разрешение криминальной ситуации – например, в случае воровства в семье (ближе к программе примирения нарушителя и жертвы). Такие программы особенно необходимы, поскольку именно в особенностях семьи  и отношений в ней нередко заложены причины криминальной активности подростка. Кризис семьи может потребовать и более глубоких форм работы, таких как семейная терапия, но программа примирения даст возможность сделать шаг членам семьи к осознанию необходимости собственных усилий и изменению стратегий поведения в ситуации.

Семейная конференция

Программа включает в себя совместные действия семьи и ребенка по принятию ответственности за выход из криминальной ситуации и изменению поведения ребенка. Часто спрашивают, как дети могут возместить ущерб. Но им не обязательно полностью возмещать ущерб. Важно, чтобы они приняли на себя ответственность. Кроме того, частично могут помочь и родители. Так, на одной программе девятилетний мальчик (побивший стекла в школе) обязался в течение полугода мыть посуду, а родители возместили ущерб. Это была его ответственность.

Круги заботы

Одна из самых сложных программ примирения. Такие «круги» проводятся в случаях, когда фактически разрушена  или отсутствует семья. В этой ситуации необходимо создавать некоторый эквивалент первичной социальной среды, поддерживающей         индивида. Ведущий круга заботы инициирует серию встреч с родственниками, учителями, классом, где учится подросток или коллегами с места работы, а также с местными активистами работы с детьми, руководителями кружков, секций и др. Предполагается, что результатом таких встреч должно быть восстановление поддержки и заботы о подростке. Инициативы участников кругов с помощью ведущего должны превратиться в серию взаимосвязанных мероприятий, входящих в программу реабилитации. Важную роль в кругах заботы играют школьные специалисты - психологи и педагоги, поскольку от них во многом зависит реализация программы реабилитации. Присутствие социального работника, социального педагога в кругах заботы обязательно. От данных специалистов поступает основная информация о ситуации, возможных участниках кругов. Они также следят за выполнением принятых в ходе кругов обязательств.

Школьная и общественная конференция

Это более массовые программы примирения. Они необходимы тогда, когда ситуация затронула достаточно большое количество участников и они испытывают потребность в нормализации отношений между ними. Сторонами конференции выступают группы  людей или человек и группа. Стандартной ситуацией для проведения общественных или школьных конференций является решение вопроса об исключении ученика из учебного заведения в связи с систематическим срывом им занятий или прогулами. Такие конференции помогают также при разрешении затяжных конфликтов между классами, или учеником и классом, учителем и классом.

Факторы влияющие  на эффективность деятельности :

–    основным фактором является мотивированность обеих сторон на совместную работу, готовность учесть мнение посредника, принять предлагаемое им решение;

–    эффективность медиации определяется особенностями характера деятельности третьей стороны;

–    настойчивость в действиях третьей стороны оказывается результативной тогда, когда разногласия участников связаны с принципиальными для них вопросами и когда напряженность конфликта особенно высока (Кохэн, 1978; Колб, 1983);

–    степень напряженности конфликта;

–    длительность конфликта. Затяжные конфликты менее поддаются  регулированию, чем скоротечные

–    характер отношений сторон. Чем сложнее, напряженнее взаимоотношения, тем менее эффективно посредничество;

–    выбираемые тактики и техники урегулирования конфликтов, определяемые ситуацией, а не особенностями медиатора.

Переговорный процесс имеет внутренний цикл развития, в ходе которого возрастает и спадает доверие участников к медиатору, их потребность в разрешении конфликта. Посреднику важно уметь улавливать критические моменты переговоров, во время которых действия, предпринимаемые им, будут максимально успешными.

Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами в ходе переговоров могут быть различными.

1. Тактика поочередного выслушивания на совместной встрече. Применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно.

2. Сделка. Ее специфика в том, что посредник стремится больше времени вести переговоры с участием обеих сторон. При этом основной упор делается на принятии компромиссных решений.

3. Челночная дипломатия. Медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя различные аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс.

4. Давление на одного из оппонентов. Большую часть времени третья сторона посвящает работе с одним из участников, в беседах с которым доказывается ошибочность его позиции. В конечном итоге, данный участник идет на уступки.

5. Директивное воздействие предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель – склонение сторон к примирению.

Деятельность психолога по урегулированию конфликта заключается не только в медиации, но также в оказании психологической помощи участникам, в которой присутствуют элементы психодиагностики, консультирования и психотерапевтической работы.

Этапы проведения программы примирения

1 этап - подготовительный

- Получить   информацию  о  событии,  определить,   подходит ли  оно  по критериям для работы с использованием восстановительных программ.

2 этап - предварительные встречи

- Представиться полностью, установить доверительные отношения.

- Выслушать личную историю человека.

- Понять и принять переживания участников ситуации, и вместе с участниками сориентироваться в их проблемах и нуждах.

- Выяснить и обсудить предложения человека по разрешению ситуации.

- Представить программу примирения и предложить сторонам участвовать в ней.

- Если сторона дает согласие, подготовить ее к участию в программе (информировать о вопросах, которые будут обсуждаться на программе, о правилах программы).

3 этап - примирительная встреча

- Создать условия для ведения примирительной встречи (удобное помещение, расположение участников)

- Представить участников, обсудить правила встречи.

- Помочь выразить (а при необходимости переформулировать) сильные эмоции сторон.

- Организовать диалог сторон, направленный на восстановление картины и последствий ситуации.

- Помочь сторонам в осознании несправедливости произошедшего.

- Организовать диалог о восстановлении разрушенных отношений, о будущем участников конфликта. Поиск ответа на вопрос: «Как сделать, чтобы этого не повторилось?»

- Составить примирительный договор сторон, учитывающий согласованные решения сторон и механизм его выполнения.

4 этап - выполнение примирительного договора

- Проверить выполнение договора.

- Организовать при необходимости дополнительную встречу.

- Написать отчет по программе.

        Остановимся подробнее на описании модели процесса педагогического посредничества.

5 - профилактический этап Целью этапа является окончательное налаживание отношений между сторонами конфликта.

Решается задача:

- профилактика возможных рецидивов, возобновления конфликта

Длительность профилактического этапа от 6 месяцев до 2 лет

Обучение конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в дошкольном возрасте

Блок интерактивных игр на сплоченность, сотрудничество

Основные задачи:

- развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

- развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.

- показать детям, что значит взаимное признание и уважение.

- развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты.

- вызывать заинтересованность в общей цели.

- развивать готовность внести свою лепту в общее дело.

- развивать готовность идти друг другу навстречу.

- учить проявлять терпение к недостаткам других.

- учить умению считаться с интересами других.

Игра «Доброе животное» (Н. Л. Кряжева, 1997 год)

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Ход игры

Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: сплочение группы.

Ход игры

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Игра «Жучок»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры

Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:

- лидер;

- товарищ лидера («прихвостень»);

- неприсоединившийся оппозиционер;

- покорный конформист («баран»);

- «козел отпущения».

Игра «Объятия»

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.

После игры задаются вопросы:

- Понравилась ли тебе игра?

- Почему хорошо обнимать других детей?

- Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

- Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

Рекомендации. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.

Блок игр на обучение эффективным способам общения

Игра «Попроси игрушку»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры

Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой - либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой  должен попросить этот предмет. Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.

Игра «Хороший друг»

Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла? » Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.

Дальнейшее обсуждение:

- Как человек находит друга?

- Почему так важны в жизни хорошие друзья?

- Есть ли у тебя друг в группе?

Рекомендации. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка.

Игра «Ты мне нравишься»

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Ход игры

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)».

Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более - менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Дальнейшее обсуждение:

- Легко ли говорить приятные вещи другим детям?

- Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?

- Дружные ли дети в группе?

- Почему каждый ребенок достоин любви?

- Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Рекомендации. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.

Блок игр, отражающих притязание на социальное признание

Основные задачи:

- привить ребенку новые формы поведения;

- научить самому принимать верные решения и брать ответственность на себя;

- дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком;

- коррекция аффективного поведения;

- приобретение навыков само расслабления.

Этюды: «Клоун смеется и дразнит слона», «Молчок» (тренинги желательного поведения), «Вот он какой» (пантомимика), «Тень», «Робкий ребенок», «Капитан» и «Правильное решение» (смелость, уверенность в себе), «Два маленьких ревнивца», «Так будет справедливо», «У оленя дом большой», «Кукушонок», «Винт», «Солнышко и тучка», «В уши попала вода», «Игра с песком» (расслабление мышц). Игры: «День рождения», «Ассоциации», «Необитаемый остров», «Страшные сказки», «Фанты» (Овчарова Р. В., 2003).

Игра «Король»

Цель: формировать у детей адекватную самооценку, привить новые формы поведения.

Ход игры

Воспитатель. Ребята, кто из вас когда - нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это может принести? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

После выяснения мнения детей воспитатель предлагает им поиграть в игру, в которой каждый может побывать королем в течение минут пяти. При помощи считалки выбирается первый участник в роли короля, остальные дети становятся его слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может приказать, например, чтобы слуги ему кланялись, подавали питье, были у него на «посылках» и т. п. Когда приказы короля выполнены, по считалке выбирается другой исполнитель роли, за время игры в роли короля могут побывать 2-3 ребенка. Когда время правления последнего короля закончится, воспитатель проводит беседу, в которой обсуждает с детьми полученный ими опыт в игре.

Дальнейшее обсуждение:

- Как ты чувствовал себя, когда был королем?

- Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

- Легко ли было тебе отдавать приказы другим детям?

- Что ты чувствовал, когда был слугой?

- Легко ли тебе было выполнять желания короля?

- Когда королем был Вова (Егор), он был для тебя добрым или злым королем?

- Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

Блок игр, направленных на снятие конфликтности

Основные задачи:

- переориентация поведения с помощью ролевых игр;

- формирование адекватных норм поведения;

- снятие напряжения у детей;

- нравственное воспитание;

- регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка;

- обучение приемлемым способам выражения гнева;

- отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях;

- обучение приемам релаксации.

Этюды: «Карлсон», «Очень худой ребенок». Игры: «Кто пришел», «Кляксы», «Угадай, что спрятано?», «Что изменилось?», «Отгадай, кто мы?», «Кораблик», «Три характера», «Магазин зеркал», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем», «Хитрец» (Овчарова Р. В., 2003).

В названных этюдах и играх воспитатель может моделировать конфликтную ситуацию, а затем провести разбор конфликта вместе с детьми.

Если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости любимых известных детям литературных героев, например Незнайку и Пончика. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить героев и ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Незнайки, другая - от имени Пончика. Можно дать возможность детям самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какая бы конкретная форма проведения ролевой игры ни была выбрана, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

Во время подобных обсуждений можно разыграть и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную игрушку, что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целеустремленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относится к чувствам других и научиться самому адекватно относится к происходящему.

Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросить их разыграть определенные ситуации, например, «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако, прежде чем показать какую - либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» - и др.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе.

Игра «Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры

Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.

Воспитатель обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек.

- Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились

Мы поссорились с подругой

                                                      И уселись по углам.

  Очень скучно друг без друга!

                                                      Помириться нужно нам.

                                                      Я ее не обижала -

                                                      Только мишку подержала,

                                                      Только с мишкой убежала

                                                      И сказала: «Не отдам!»

                                                                                 (А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения:

- Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки?

- А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

- А что чувствуют те, кто ссорится?

- А можно обойтись без ссор?

- Подумайте, как девочки могут помириться?

Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения - автор так закончил эту историю:

                                                       Дам ей мишку, извинюсь,

                                                       Дам ей мячик, дам трамвай

                                                       И скажу:  «Играть давай!»

                                                                                   (А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

Игра «Примирение»

Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.

Ход игры

Воспитатель. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто  - то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто - нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.

Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из - за книжки, которую принес в группу Филя. {Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по - другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое - машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.

Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:

- Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?

- Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?

- Как вы думаете, прощение - это признак силы или признак слабости?

- Почему так важно прощать других?

Этюд с содержанием проблемной ситуации

Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.

Ход игры

Воспитатель. Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я прошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала».

Вопросы для обсуждения:

- Почему Катя заплакала?

- Правильно ли поступила Наташа?

- Как бы вы поступили на ее месте?

- Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы воспитатель делает обобщение:

- Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай я тебе помогу», «Давай играть вместе».

- Чаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!

Игра «Сладкая проблема»

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры

В этой игре каждому ребенку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей - по одной салфетке.

Воспитатель. Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.

Воспитатель. А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по - разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

- Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

- Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

- Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

- В этой игре с каждым обошлись справедливо?

- Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

- Как вы при этом себя чувствовали?

- Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

- Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

Игра «Коврик мира»

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе.

Ход игры

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее - красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».

Вопросы для обсуждения:

- Почему так важен для нас «коврик мира»?

- Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

- Почему недопустимо применение в споре насилия?

- Что вы понимаете под справедливостью?

Рекомендации. Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии .

Занятия для учащихся - участников Школьной службы примирения по формированию социальных навыков

Занятие 1. Каким ты выглядишь в глазах других?

       Цель:  Формирование  у  учащихся  стремления   к  конструктивному взаимодействию с людьми.

       Задачи: Сформировать у учащихся стремление понимать окружающих; убеждение, что в случае необходимости можно конструктивно взаимодействовать с самыми разными людьми; привычку искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.

       Методическое оснащение

Фрагмент стихотворения П. 3аболоцкого; изображения трех мушкетеров и Д' Артаньяна; бумага и ножницы для каждого учащегося; тест «Каким ты выглядишь в глазах других?»; бланки ответов; упражнения «Презентация индивидуальности», «Сколько меня», «Люди не похожие на меня»; определение индивида, индивидуальности, понятия «Я», описание различных типов личности; ручки, цветные карандаши или фломастеры.

        Материалы к занятию

        Фрагмент стихотворения Н. Заболоцкого

«Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

                                            Лишь именем одним я называюсь,

                                            На самом деле то, что именуют мной,

                                            Не я один. Нac много. Я - живой».

         Упражнение «Презентация индивидуальности»

         Участники по очереди называют свои имена, а также свои личностные качества. Причем эти качества должны начинаться на одну из букв собственного имени. Вариант: назвать два качества, одно из которых помогает, другое мешает в жизни.

          Упражнение «Сколько меня?»

Каждый учащийся складывает лист бумаги несколько раз, после чего вырезает из него силуэт человека. Развернув лист бумаги, учащийся получает или отдельные фигуры человечков, или ленту из них. Каждому предлагается назвать социальные роли полученных фигурок, ассоциируя их с собой (учащийся, член семьи, друг и т.д.) Фигуры необходимо распределить таким образом, чтобы получились группы человечков, которые симпатичны друг другу.

Предлагается задание: «Представьте себе, что вы - психолог. С каким пожеланием вы обратились бы к человечкам, составляющим группу, и с каким пожеланием вы обратились бы к человечку вне группы?»

Упражнение «Люди не похожие на меня»

Каждому участнику предлагается представить себе своего друга, который в каких -то важных вещах существенно от него отличается. Зачем необходимо, не называя его имени, рассказать, чем он отличается и почему он участнику дорог.

Тест «Каким ты выглядишь в глазах других»

 (Александровская Э.М., 2000)

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1.        Мой любимый цвет

а)        красный или оранжевый;

б)        белый;

в)        черный;

г)        темно-синий или лиловый;

д)        желтый;

е)        коричневый, серый или фиолетовый;

ж)        зеленый.

2.        Когда я иду на вечеринку

а)        я надеваю яркую, броскую одежду, с шумом захожу в комнату и надеюсь, что все обратят на меня внимание;

б)        надеваю что-нибудь особенное, но захожу тихо и надеюсь увидеть кого - нибудь из знакомых;

в)        надеваю  одежду,   в   которой   надеюсь   не  привлекать  к себе  особого внимания.

3.        Когда я ложусь спать, я лежу

а)        на спине;

б)        на животе;

в)        на боку;

г)        закрыв рукой голову;

д)        с головой под одеялом.

4.        Я хожу

а)        большими, быстрыми шагами;

б)        маленькими, быстрыми шагами;

в)        не очень быстро, голова вперед;

г)        не очень быстро, голова вниз;

д)        медленно.

5.        Обычно я чувствую себя лучше всего

а)        сразу после того как проснусь;

б)        днем;

и)        поздно вечером.

6.        Если происходит что-нибудь смешное

а)        я громко смеюсь:

б)        я тихо смеюсь;

в)        я смеюсь про себя;

г)        я широко улыбаюсь;

д)        я немного улыбаюсь.

7.        Когда я разговариваю с людьми, то

а)        я стою со скрещенными руками;

б)        держу руки впереди себя;

в)        одну или обе руки держу на боку;

г)        дотрагиваюсь до собеседника;

л)         дотрагиваюсь до своего лица или волос;

е)        люблю держать в руках какой - нибудь предмет, например, карандаш.

8.        Когда я расслабленно сижу на стуле, то

а)        держу колени, ноги рядом;

б)        сижу нога на ногу;

в)        вытягиваю ноги перед собой;

и )       одна нога подо мной.

Ключ к тесту - баллы

Вопрос 1: а - 6; б - 2; в - 7; г - 3; д - 5; е - 1; ж - 4.

Вопрос 2: а - 6; б - 4; в - 2.

Вопрос 3: а - 7; б - 6; в - 4; г - 2; д - 1.

Вопрос 4: а - 6; б - 4; в - 7; г - 2; д - 1.

Вопрос 5: а - 2; б - 4; в - 6.

Вопрос 6: а - 6; б - 4; в - 3; г - 5; д - 2.

Вопрос 7: а - 4; б - 2; в - 5; г - 7; д - 6; е - 1.

Вопрос 8: а - 4; б - 6; в - 2; г - 1.

Результаты

42 и более баллов. Окружающие считают, что ты самоуверенный человек, который любит находиться в центре внимания. Они восхищаются тобой, иногда завидуют, некоторые - боятся. Тебе нелегко завязать дружбу.

От 35 до 41 балла. Окружающие находят тебя интересным человеком, с которым можно предпринять много веселого. Что ты сделаешь в следующий момент - нельзя предсказать, поэтому с тобой интересно. Многие хотели бы видеть тебя своим лидером.

От 27 до 34 баллов. Тебя считают очень дружелюбным человеком. С тобой общаются, потому что ты приветлив и весел. Многие хотели бы дружить с тобой.

От 20 до 26 баллов. Считают, что ты осторожен и практичен. Большому количеству знакомых ты предпочитаешь несколько хороших друзей. Друзья доверяют тебе, а ты - им.

Менее 20 баллов. Окружающим кажется, что ты скромный и обеспокоенный человек. Некоторые считают, что ты слишком переживаешь из - за мелочей. По их мнению, ты очень осторожен; прежде чем что-либо предпринять, ты все тщательно обдумаешь.

Занятие 2. О пользе критики.

Цель: Формирование у учащихся конструктивного отношения к критике в свой адрес и представлений и корректности в критике; обучение навыкам критического отношения к себе, умению критически мыслить.

Задачи: Показать различие между критикой и оскорблением; сформировать у учащихся умение извлекать пользу из критических замечаний в свой адрес и корректно критиковать других; сформировать представление о критическом отношении к себе; показать пользу критического мышления.

Методическое оснащение 

Образцы рекламы популярных товаров (видеозаписи, страницы из журналов, проспекты); упражнение «Ассоциации».

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о критике. После ритуала приветствия учащимся предлагается упражнение «Ассоциации» - назвать ассоциации, вызванные словом «критика».

Основная часть. Формирование у учащихся умения извлекать пользу из критики, умения критиковать других и представления о критическом отношении к себе. Учащимся предлагается вспомнить, как люди обычно реагируют на критику. Нужно подчеркнуть, что люди обычно обижаются на критику.

Далее проходит обсуждение того, в каких случаях и зачем люди критикуют друг друга. Обращается внимание учащихся на разницу между критикой и оскорблением (оскорбляют - чтобы унизить; критикуют - чтобы помочь преодолеть недостатки). Анализируются наиболее удачные примеры из тех, которые привели учащиеся (педагог может привести и свои примеры), и обсуждается, как лучше реагировать на критику. Ведущий напоминает, что критикующий хочет, чтобы человек исправил свой промах, значит, его нужно поблагодарить за критику.

Учитель корректно высказывает критические замечания в адрес некоторых учеников, выбирая очевидных лидеров, удовлетворенных своим статусом в классе, и предлагает им отреагировать на критику, начиная словами «Спасибо...», «Я признателен вам за...»

Учащимся предлагается обсудить такую ситуацию. Ваш друг собирается на очень важную встречу (экзамен). При этом он надевает, с вашей точки зрения, совершенно неподходящий для такого случая костюм. Задача: высказать другу критические замечания таким образом, чтобы не испортить ему настроение перед важной встречей, но при этом уберечь его от ошибки.

При обобщении высказываний учащихся обращается их внимание на то, что корректно высказанное, обоснованное критическое замечание, как правило, бывает очень эффективным. Если человек хочет, чтобы его критика принесла пользу, следует учитывать настроение критикуемого, постараться, чтобы критика не была похожа па оскорбление.

Далее ведущий обсуждает с учащимися, что значит критически относиться к самому себе. В высказываниях подчеркивается, что подобное отношение к себе предполагает четкое представление о своих слабых и сильных сторонах, а это, в свою очередь, помогает избежать ошибок.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии критического отношения к себе и обстоятельствам. Учащимся предлагается вспомнить случаи критического отношения к себе из личного опыта (из литературных произведений, кинофильмов). Подчеркивается, что критическое мышление подразумевает не выискивание недостатков, а трезвую оценку положительных и отрицательных качеств. Выполняется упражнение: учащимся предлагается высказать критические замечания о каком-либо широко рекламируемом товаре (сигареты, пиво, сладости), при этом демонстрируется реклама.

Осмысление опыта, полученного на занятии. Аукцион идей: польза критики в том, что...

Занятие 3. Умение принимать решение.

Цель: Формирование у учащихся навыка принятия решений как коллективных, так и персональных.

Задачи: Показать учащимся, что принятие оптимального решения возможно только на основе критического осмысления ситуации; продемонстрировать особенности принятия персонального и коллективного решения; сформировать представление о том, как отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения.

Методическое оснащение 

Предметы (карточки) для игры «Воздушный шар»

Материалы к занятию

Игра «Воздушный шар»

Учащимся предлагается ситуация: после проведения успешной научной экспедиции ее участники летят домой на воздушном шаре. Лететь еще далеко, но в шаре образовалось отверстие, и он начинает медленно падать. Падение замедлилось после освобождения от балласта, однако возникает необходимость еще облегчить шар, выбросив другие предметы.

Среди этих предметов: аптечка - 5 кг, компас - 2 кг, консервы - 25 кг, подзорная труба - 1 кг, ружье и патроны - 25 кг, конфеты - 20 кг, спальные мешки - 30 кг, ракетница и сигнальные ракеты - 10 кг, палатка - 20 кг, баллон с кислородом - 50 кг, географические карты - 5 кг, баллон с питьевой модой - 20 кг, надувная лодка - 25 кг, видеокассеты - 3 кг, видеокамера - 5 кг, магнитофон - 3 кг.

Участникам нужно решить, что и в какой последовательности выбросить. Сначала каждый думает самостоятельно, затем происходит совместное обсуждение и принимается единое решение. Оно записывается. Время падения шара неизвестно, но скорость падения возрастает.

Условия выполнения задания: высказаться должен каждый, решение принимается при единогласном голосовании. При одном воздержавшемся предложение отменяется. Решение должно быть принято по каждому предмету из перечня.

Ведущий напоминает, что людям часто приходится принимать не персональные, а коллективные решения. Учащимся предлагается игра «Воздушный шар». Правила принятия коллективного решения (в том числе в ходе игры):

- нельзя повышать голос, оскорблять друг друга,

- следует давать оценку  не  личности,   а  предложениям  (в   некоторых  классах  возможны штрафные санкции - за нарушение правил из списка вычеркивается какой-либо пункт).

После завершения игры нужно обсудить с учащимися, что им понравилось, какие у них возникали ощущения (высказываются 2-3 участника).

Заключительная часть. Отработка личной стратегии принятия ответственного решения. Учащимся предлагается обсудить, какое решение принимать легче - персональное или коллективное. Обращается внимание на то, что при принятии персонального решения человеку не нужно кого-либо убеждать в своей правоте; вместе с тем он лишается возможности посоветоваться с кем-либо и несет полную ответственность за последствия. Каждому предлагается вспомнить ситуацию, когда ему удалось принять оптимальное решение. Нужное обсудить, что при этом помогло (критическое осмысление ситуации, оценка возможных последствий, прежде всего безопасности - своей и других).

Осмысление полученного опыта. Предложите учащимся продолжить фразы: «Для принятия правильного решения мне обычно необходимо...»

Домашнее задание. Обсудить дома с родителями, как принимаются важные решения в семье, что при этом учитывается прежде всего; какие решения целесообразно принимать совместно.

Занятие 4. Конфликты и компромиссы.

Цель: Формирование у учащихся представлений о конфликтах, умение распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию, способности идти на компромисс.

Задачи: Показать неизбежность возникновения конфликтов в жизни людей; сформировать способность предвидеть приближение конфликта; выработать навыки конструктивного решения конфликтов путем принятия коллективного решения.

Методическое оснащение 

Игра «Необитаемый остров»

Материалы к занятию

Игра «Необитаемый остров»

Учащимся предлагается ситуация: в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и животным миром. Есть на острове и ядовитые растения, и хищные животные. Помощи ждать не приходится.

Игра начинается с распределения ролей: кто и что будет делать, за что отвечать, как будут приниматься решения, кто будет руководить жителями острова? Обращается внимание на распределение пищи: поровну или по трудовому вкладу. Отдавать ли большую часть пищи сильным, чтобы лучше работали, или слабым, чтобы выжили? Что делать с человеком, который решил жить сам по себе и вдруг тяжело заболел? Будут ли праздники, выходные?

Разрабатывается нравственный кодекс из десяти правил: четких, обеспечивающих выживание, сотрудничество и предотвращение конфликтов. Предусматриваются санкции за нарушение правил.

После игры проводится ее обсуждение, подчеркиваются положительные стороны общения, удачные способы принятия коллективного решения, умение учитывать мнение остальных и отвечать за себя.

Основная часть. Формирование у учащихся представлений о признаках конфликтных ситуаций, о компромиссах. Обсуждаются ситуации, когда разногласия переходят в конфликт, предлагается вспомнить, как себя ведут подростки при возникновении конфликтов. При обобщении ответов обратить внимание, что в конфликтах участвуют только две стороны (остальные - зрители, союзники одной из сторон, третейские судьи). Разногласия переходят в конфликт, если стороны не проявляют гибкости: конфликт разрешается мирно, если стороны готовы пойти на уступки.

Далее обсуждается, что такое компромисс. Преимущества компромисса: умение выслушать другую сторону и постараться ее понять: умение пойти на уступки (если это не угрожает твоей безопасности). Учитель напоминает наиболее типичную конфликтную ситуацию из тex, что привели учащиеся в начале занятия, предлагает обсудить ее и найти способы компромиссного решения (1-2 предложения). Делаемся вывод о том, что совместное принятие решения и неукоснительное соблюдение договоренности - гарантия преодоления конфликта.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии поведения в конфликтной ситуации. Обсуждается, как свести к минимуму последствия конфликтной ситуации, какие конфликты являются наиболее неприятными и как из них выйти при помощи компромисса.

Осмысление полученного опыта. Аукцион идей: чтобы избежать конфликта или найти его положительное решение, необходимо...

Домашнее задание. Проанализировать любую конфликтую ситуацию, и подумать, можно ли было ее избежать при помощи компромисса.

Ведущему на заметку. В основной части ведущий может сопровождать рассказ демонстрацией схем, рисунков, пиктограмм, иллюстрирующих конфликтные ситуации.

Занятие 5. Зачем людям законы

Цель: Формирование у учащихся убеждения в необходимости знаний законов и моральных норм и их соблюдения.

Задачи: Сформировать у учащихся ценностное отношение к регламентации взаимодействия и взаимоотношений людей, представление о законах и нормах как гарантах целесообразного и конструктивного сосуществования. Сформировать у учащихся навыки законопослушного поведения, помочь им преодолеть проявления подросткового эгоцентризма.

Методическое оснащение

«Билль о правах личности», перечень пословиц и поговорок.

Материалы к занятиям

Билль о правах личности.

Вы имеете право:

- иногда ставить себя на первое место;

- иногда проешь о помощи и эмоциональной поддержке;

- протестовать против несправедливого обращения или критики;

- иметь себе свое собственное мнение или убеждения;

- совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь;

- предоставить людям право самим решать свои проблемы;

- говорить: «Спасибо, НЕТ», «Извините, НЕТ»;

- не обращать внимания на советы окружающих;

- побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;

- иметь свои собственные, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие;

- менять свои решения или изменять образ жизни;

- добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.

Вы никогда не обязаны:

- быть безупречным на 100%;

- следовать за всеми;

- делать приятное неприятным вам людям;

- любить людей, приносящих вам вред;

- извиняться за то, что вы были самим собой;

- выбиваться из сил ради других;

- чувствовать себя виноватым за свои желания;

- мириться с неприятной вам ситуацией;

- жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

- сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

- делать больше, чем нам позволяет время;

- делать что-то, что вы на самом деле не можете сделать;

- выполнять неразумные требования;

- отдавать что-то, что вам на самом деле отдавать не хочется;

- отказываться от своего «Я» ради чего бы то ни было или кого бы то ни было.

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о нормах, правилах и законах. Учитель предлагает учащимся закончить фразу: «Когда я слышу слово правила (закон, норма, инструкция), первое, что мне приходит в голову, это...». Заострить внимание учащихся на отрицательных суждениях. Предложить им вспомнить (не обязательно при этом говорить) какие - либо из личного опыта нарушения правил, а также, какие отрицательные последствия это имело.

Далее учащимся предлагается вспомнить: где (в каких местах) существуют свои правила и порядки; где существуют правила «писаные» (в транспорте, в школе, в кинотеатре и т.д.) и «неписанные» (в семье, в гостях, в компании, на пляже и т.д.); подумать, зачем людям нужно столько правил, норм, инструкций, законов. Заострить внимание учащихся на том, что регламентация имеет своей целью обеспечение безопасности людей.

Основная часть. Формирование у учащихся представлений о законе как гаранте личной безопасности и ответственности (в том числе внутренней).

Учитель предлагает учащимся вспомнить, в каких случаях люди соблюдают нормы и законы, не задумываясь об этом. На основе приведенных примеров делается вывод, что у человека вырабатывается привычка поступать определенным образом. Большинство людей не испытывают затруднений, соблюдая законы и правила, так как основная цель законов и правил - обеспечение безопасности и целесообразности человеческой деятельности.

Учитель напоминает, что наиболее удачные законы и правила нашли свое отражение в народной мудрости и закреплены в пословицах и поговорках. Учащимся предлагается вспомнить такие пословицы и поговорки («Не в свои сани не садись», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «В чужой монастырь со свои уставом не ходят», «Не зная броду, не суйся в воду»). Желающие могут найти аргументы в пользу обратных утверждений («Садись не в свои сани»). При этом класс отстаивает правоту пословиц и поговорок, опираясь па реальный жизненный опыт.

Далее предлагается дискуссия «Законы, правила, инструкции - сужают или расширяют свободу человека?» По итогам обсуждения еще раз подчеркивается, что законы и правила имеют целью охранять свободу каждого. Нелишне напомнить сентенцию «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступили с тобой».

Заключительная часть. Отработка личной стратегии. На бланках (или на плакате), где написаны основные положения «Билля о правах человека», учащимся предлагается отметить знаком «плюс» утверждения, с которыми согласны, знаком «минус» - с которыми не согласны, знаком «?» - с которыми согласны лишь отчасти. Варианты ответов (2-3 учащихся) обсуждаются.

Для осмысления полученного опыта предлагается закончить высказывание «Законы, правила, инструкции людям. нужны для того, чтобы...».

Домашнее задание. Обсудить с родителями «неписанные» правила своей семьи.

Ведущему на заметку. При изучении «Билля о правах личности» учителю следует предостеречь учащихся от буквального понимания его положений. Будет уместным привести цитату из статьи М.Н. Саргана «Долг и право: взаимное перетекание».

Долг и право: взаимное перетекание. В самом деле, представьте себе мир, в котором никто никому ничего не должен. Учителя не должны учить, ученики не должны учиться, жены и друзья не должны любить друг друга, таксисты не обязаны возить пассажиров, клоуны - смешить, правительство - управлять страной, повара - класть мясо в суп, пограничники - охранять рубежи Родины. А дальше - больше, и на вашу жалобу по поводу «Скорой помощи», приехавшей через три часа после вызова, дежурная отвечает: «Да мало ли чего вы ждали! Мы вовсе не обязаны соответствовать вашим ожиданиям!».

Занятие  6. Стресс в жизни человека.

Цель: Научить планировать свою деятельность в период повышения нагрузок; владеть техниками быстрого снятия стресса; противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Задачи: Показать учащимся возможности человека к адаптации в сложных жизненных ситуация; научить эффективно противостоять стрессу.

Методическое оснащение 

Логическая загадка «Три криминалиста», иллюстрация к ней; анкета «Умеете ли вы справляться со стрессом?», методика снятия стресса.

Материалы к занятию

Логическая загадка «Три криминалиста»

Шерлок Холмс, Джеймс Бонд и майор Пронин поспорили - кто из них быстрее без фонаря поймает грабителя, который безлунной ночью должен проникнуть в неосвещенный королевский сад. В ожидании полуночи криминалисты занимались каждый своим делом: Холмс читал, Бонд смотрел телевизор, а Пронин отправился в соседнюю комнату, выключил свет и о чем-то задумался. В 12 часов грабитель проник в сад. Криминалисты выбежали па улицу, и майор Пронин первым схватил его. Почему он был первым?

Правильный ответ: его глаза быстрее адаптировались к темноте, так как до этого он находился в темной комнате.

Примечание. Персонажи могут быть иными.

Умеете ли вы справляться со стрессом? (Байер К., Шейнберг Л., 1997)

Утверждение

часто

редко

никогда

1

Я чувствую себя счастливым

0

1

2

2

Я     сам     могу     сделать     себя счастливым

0

1

2

3

Меня        охватывает        чувство безнадежности

2

1

0

4

Я     способен     расслабиться     в стрессовой ситуации, не прибегая для    этого    к    алкоголю   или успокоительным таблеткам

0

1

2

5

Если   бы    я    испытывал   очень сильный стресс, я бы обязательно обратился      за      помощью      к специалисту

0

1

2

6

Я склонен к грусти

2

1

0

7

Мне   хотелось   бы    стать   кем-нибудь другим

2

1

0

8

Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте

2

1

0

9

Я легко расстраиваюсь

2

1

0

Интерпретация

0 - 3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.

4 - 7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам очень полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.

Больше 8 очков. Вам трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы не начинаете использовать более эффективные методы борьбы со стрессом, у вас могут быть серьезные проблемы со здоровьем.

Основные принципы борьбы со стрессом

1. Научиться по-новому смотреть на жизнь.

2. Быть оптимистом.

3. Регулярно заниматься физическими упражнениями.

4. Стремиться к разумной организованности.

5. Учиться говорить «нет».

6. Учиться радоваться жизни.

7. Не быть максималистом.

8. Не концентрироваться на себе.

9. Не копаться в своем прошлом.

10. Правильно питаться.

11. Высыпаться.

12. Не злоупотреблять алкоголем.

Способы быстрого снятия стресса.

1. Физические упражнения

2. Глубокое дыхание (см. ниже)

3. Расслабление

4. Отрыв от повседневности

5. Массаж

6. Пересмотр жизненных позиций

Глубокое дыхание для снятия стресса

1. Примите удобную позу. Закройте глаза. Если вы сидите, то держите спину прямо, чтобы можно было свободно дышать.

2. Медленно и глубоко вдохните через нос. Дышите грудью и диафрагмой одновременно (живот должен выпячиваться, а не втягиваться).

3. Медленно и полностью выдохните через рот.

4. Во время дыхания при каждом медленном вдохе говорите про себя: «Я», а при выдохе: «расслабляюсь».

5. Повторите упражнение несколько раз (сколько будет удобно).

6. В течение нескольких последующих минут посидите (полежите) спокойно и подышите нормально, радуясь ощущению полного расслабления.

Заключительная часть. Освоение эффективных способов адаптации к стрессу. «Аукцион идей»: основные принципы борьбы со стрессом и способы быстрого снятия стресса. Анализируя ответы, необходимо подчеркнуть, что есть неэффективные способы борьбы со стрессом (алкоголь и наркотики) и эффективные способы, с которыми предлагается познакомиться.

Обобщение опыта и освоение способа профилактики стресса. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения.

Домашнее задание. Обсудить с членами семьи способы быстрого снятия стресса, проделать с ними дыхательные упражнения.

Ведущему на заметку. Во вводной части при обсуждении понятия «психологическая адаптация» желательно, чтобы учащиеся привели примеры подобной адаптации из собственной практики.

3анятие 7. Способы борьбы со стрессом.

Цель: Формирование у учащихся способов оптимального поведения в состоянии стресса и при переживании острых негативных эмоций.

Задачи: Сформировать стремление овладеть способами борьбы со стрессом, представление о стрессовом состоянии и способах совладания с ним.

Методическое   оснащение   

Репродукции   карты   (слайды)   И.Репина «Иван Грозный  и сын его Иван», К. Флавинкого «Княжна Тараканова»; пиктограмма  «Человек,   переживающий   стресс»;   анкета  «Умеете  ли   вы справляться   со   стрессом?»;   плакат   «Способы   борьбы   со стрессом»; упражнение «Консилиум».

Материалы к занятию

Упражнение «Консилиум»

Учащиеся становятся участниками консилиума по стрессу. Первая группа - специалисты по стрессам, связанным с учебой; вторая - по стрессам, не связанным с учебой. Задача участников - рассказать о наиболее типичных для ваших пациентов стрессовых ситуациях, особенностях их реакций, способах помощи.

Ход занятия

Вводная    часть.    Актуализация    знаний    учащихся   о    негативных эмоциональных и стрессовых состояниях. Демонстрируются репродукции, внимание учащихся обращается на различное состояние персонажей. Дается определение понятия «стресс» (совокупность защитных реакций организма, вызванных резкими изменениями статуса или окружающей среды). Подчеркивается, что стресс - это реакция организма (рассматривается пиктограмма «Человек, переживающий стресс»).

На доске ведущий чертит таблицу, которая заполняется по мере ответов учащихся на вопрос «Что человек делает и что чувствует в следующих ситуациях»:

Ситуации

Человек чувствует

Человек делает

Перед экзаменом

На финальном матче

Во время поездки на метро

После крупного выигрыша

После ссоры с другом

После сильного шума ночью в соседней квартире

Другие варианты

При обобщении обращается внимание учащихся на эффект суммирования стрессовых факторов.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии борьбы со стрессом. Класс делится на две группы. Упражнение «Консилиум». При проведении итогов речь идет о специалистах, которые могут помочь в стрессовых ситуациях.

Обобщение полученных знаний и опыта: «Дискуссионные качели»: «Стресс вреден, если...», «Стресс полезен, если...»

Домашнее задание. Обсудить с членами семьи способы противостояния стрессу.

Ведущему на заметку. Занятия 6 и 7 могут быть объединены, тогда продолжительность занятия будет 2 часа. При демонстрации репродукций во вводной части можно усилить эмоциональный эффект, включив соответствующую музыку.

Занятие 8. Умеешь ли ты сказать «нет»?

Цель: Формирование у учащихся убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свои решения; решение, принимаемое «своей компанией», не всегда является самым правильным.

Задачи: Сформировать у учащихся стремление не всегда полагаться на «правильность» группового поведения. Дать представление о том, что такое референтная группа, о силе группового давления на личность. Сформировать способность к самостоятельному выбору. Расширить поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.

Методическое оснащение 

Набор пиктограмм для упражнения «Ступени общения»; листы с изображением ступеней общения: 1) знакомые; 2) приятели; 3) друзья; ролевая игра «Мой щит»

Материалы к занятию

Упражнение  «Ступени общения»

Учащиеся получают набор пиктограмм («Я», «родители» и свободную карточку, которая заполняется ими самостоятельно - «значимый человек») и листы с изображением ступеней общения: 1) знакомые; 2) приятели; 3) друзья. Зачем учащиеся должны разместить на одной из ступеней (или вне их) пиктограммы «Я» (реальное место и желаемое); «родители» (реальное место и желаемое); «значимый человек» (реальное место и желаемое).

Ролевая игра «Мой щит»

         Участникам   предлагается   какая - либо   ситуация   (например,   друзья приглашают на дискотеку, но у тебя другие планы), а также несколько бумажных листов (набор щитов) с готовыми вариантами ответов.

Я - сообщение + отказ + аргумент +  встречное  предложение («Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино!»).

Встречный вопрос + отказ («Ты думаешь мне не хочется пойти? + Хочется, но не могу!»).

Анализ ситуации, почему группа хочет, чтобы ты согласился с предложением    («Вам,    наверное,    интересно    узнать    мои    музыкальные вкусы?»).

Затем рассматривается еще одна ситуация (например, во дворе тебе предлагают покурить сигарету с наркотиком). Учащиеся отвечают по образцу.

Ход занятия

Вводная часть. Исследование способов взаимодействия личности и группы. Актуализация представлений учащихся о группе как социальном явлении. Упражнение «Ступени общения». Дискуссия на тему «Кого мы считаем знакомыми, а кого - друзьями».

Основная часть. Осмысление причин, по которым люди становятся
членами той или иной неформальной группы. Ролевая игра «Мой щит».
Учащиеся называют причины объединения в неформальные группы, учитель
записывает их на доске, обращая внимание на то полезное, что может
принести подобное объединение (можно научиться играть на гитаре, ездить
на мотоцикле, стать сильнее, здоровее и т.п.).

Заключительная часть. Формирование ценностного отношения к группе и развитие чувства ответственности за свои поступки в процессе группового взаимодействия. Обсуждение вопросов «Нужна ли мне группа, если она принесет мне не пользу, а вред?» и. «Кто в группе несет ответственность за мое здоровье, социальный статус?»

Учащиеся продолжают высказывания «Мне легко (трудно) противостоять группе, потому что...»

Занятие 12. Как помочь человеку справиться с горем.

Цель: Формирование умения оказывать помощь человеку, переживающему горе и печаль; приобретение навыков конструктивного поведения в ситуации, когда испытываешь горе или печать.

Задачи: сформировать убеждение, что активная практическая деятельность помогает пережить печаль и горе; представления о способах конструктивного поведения в такой ситуации; навыки оказания помощи человеку, оказавшемуся в такой ситуации.

Методическое оснащение 

Репродукции картин, фотографии, изображающие людей, испытывающих печаль или горе.

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о печали и горе. Обсуждается: в каких случаях человек сталкивается с печалью? Что такое горе? Каково поведение и самочувствие человека, находящегося в состоянии горя? Рассматривая изображения горюющих людей, нужно обратить внимание на их лица, позы, попытаться охарактеризовать их внутреннее состояние. Подчеркнув растерянность, подавленность, отчаяние, характеризующие человека в горе.

Основная часть. Сформировать представление о конструктивном поведении в ситуации печати и горя. Обсуждается: приходилось ли учащимся присутствовать при прощании с умершими? Почему у всех народов мира существуют регламентированные ритуалы похорон? Подчеркивается: привлечение горюющего человека к выполнению большого количества дел помогает ему пережить горе. Обратить внимание на возможные проявления посттравматического состояния (агрессивность, отчужденность, неадекватность поведения). Обсудить, как помочь человеку в печали и в горе. Обратить внимание: следует быть с ним искренним, слушать его «сердцем», показать ему, что плакать не стыдно, что в нем нуждаются другие люди.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии переживания печали и горя. Обращается внимание: горе и печаль могут быть связаны не только с потерей близких, но и с другими обстоятельствами; жизнь требует умения приспосабливаться к ситуации горя для сохранения физического и психического здоровья. Предлагается выбрать наиболее приемлемую с точки зрения учащихся деятельность для человека в горе (уехать, купить то, о чем мечтал, выполнить тяжелую домашнюю работу, нарисовать картину, сочинить стихи). Подчеркивается: интенсивная деятельность помогает пережить горе.

Обобщение полученных знаний. Продолжить фразу «Помочь другу,
переживающему горе, значит...».        

Домашнее задание. Сочинить письмо другу, потерявшему близкого человека.

Ведущему на заметку. Занятие необходимо проводить с особым тактом и осторожностью, учитывая семейные и социальные условия учащихся.

Письмо

        

Уважаемый (ая) ый_____________________________________________________________

        Службой примирения проводятся программы примирения пострадавшего и правонарушителя.

        Программа примирения проходит при участии представителя Службы примирения - ведущего программы (нейтрального лица, которое способствует конструктивному диалогу между сторонами и достижению взаимоприемлемого соглашения). Соглашение о возмещении вреда и другие важнейшие договоренности фиксируется в примирительном договоре.

        Программа примирения не заменяет традиционных (установленных действующим законодательством) форм предупреждения и устранения правонарушений, она является дополнительным способом восстановления справедливости и служит для удовлетворения потребностей пострадавшего: психологического облегчения за счет возможности получить ответы на интересующие Вас вопросы о случившемся, реального возмещения материальною ущерба, а также для принесения извинений обидчиком. Такая программа проводится только при Вашем желании и гарантирует физическую и психическую безопасность всех участников.

        Один из наших сотрудников свяжется с Вами в течение следующей недели, чтобы договориться о предварительной встрече. Он подробно расскажет Вам о программе. Вы также сможете рассказать о том, к каким последствиям привело для Вас это правонарушение, о нанесенном вам ущербе и необходимости его возмещения.

        Если у Вас появились вопросы, Вы можете позвонить по телефону:        (указывается контактный номер).

        С уважением, ведущий примирительных встреч        ______________ (ФИО)

Регистрационная карточка №____

Начато_________________                                       Ведущий___________________________

Закончено______________                                        ___________________________________

Источник                                                                    Пострадавший_______________________

___________________________________               ___________________________________

Характер конфликта                                                 Правонарушитель____________________

___________________________________               ___________________________________

Участие милиции ___________________               ___________________________________

 

Адрес правонарушителя                                           Адрес потерпевшего

___________________________________               ___________________________________

___________________________________               ___________________________________

Суть конфликта

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы

Дата

Вид работы

Содержание встречи и ее итог

Эмоциональный план

Договор примирения

г. Тобольск                «___»___________201_г.

_____________________________________________________________________________                         (Ф.И.О. участника программы)

с одной стороны, и

_____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. участника программы)

с другой стороны в присутствии ведущих Школьной службы примирения

_____________________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

в ходе примирительной встречи прояснили обстоятельства случившегося:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 (время, место, суть происшедшего)

Стороны обсудили обстоятельства правонарушения и заключили Договор о нижеследующем:

1. Оценка случившегося (нанесенного вреда)

Выслушав друг друга стороны признали,   что  имело  место событие, изложенное выше, которое было несправедливым и болезненным для

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Восстановление справедливости:

_____________________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Готов(а)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

О причиненном материальном ущербе стороны договорились, что

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Дальнейшие намерения:

Стороны    обещают,     что    в    будущем     времени     будут    учитывать произошедшее с ними и намереваются

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОДПИСИ СТОРОН

1. Участник программы _________________________________________________________
Место жительства____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________         

Подпись____________________

2. Участник программы _________________________________________________________

Место жительства______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Подпись____________________

3. Ведущий программы примирения______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Подпись____________________[6]

Упрощенный вариант отчета

Описание ситуации

  • Удалось ли снять негативные эмоции?
  • Какие потребности у сторон?
  • Какие вопросы они вынесли на встречу

____________________________________

  • Был ли диалог между сторонами?
  • Сняты ли отрицательные эмоции?
  • Принял ли обидчик на себя ответственность?
  • Суть договора?
  • Что будет в будущем?

____________________________________

  • Что не получилось?
  • Ваши ощущения
  • Ваши предложения [7]

д) Бланк   сопровождения    после    проведения    программы примирения  является документом,     в     котором     отмечается дальнейшая       работа       по       наблюдению за       нарушителем.

Сопровождение после примирительной программы

Примирительный договор №________        

Сопровождающий:  ____________________________________________________________

Возмещение ущерба      да/нет (нужное подчеркнуть)

Дата

Место посещения

Содержание встречи

Примечание

Ф.И.О. ведущего

        

Список литературы

  1. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 112 с.
  2. Коновалов А. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы// Восстановительная ювенальная юстиция. Сборник статей. М.: МОО Центр «СПР», 2005, с. 113
  3. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения.// Справочник заместителя директора школы. - №2 – 2008. – с.68 – 76
  4. Лукманов Е. В. Психология школьного конфликта// Справочник заместителя директора школы. -  №5 – 2008. – с. 61 – 67.
  5. Овчинникова Т. С., Павлович Г. А. Служба примирения в образовательном учреждении. – Тюмень: Изд – во предпринимателя Заякина В. В., 2008. – 54 с.
  6. Овчинникова Т. С. Технология восстановительного правосудия в социально -педагогической деятельности. – Тюмень: Тюменский издательский дом, 2006. – 29 с.
  7. Рабочая книга ведущего программ восстановительного правосудия, Центр «СПР» - 31 с.
  8. Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. – 415 c.
  9. Школьная служба примирения: от идеи к действиям // «Педагогическое обозрение» - Ноябрь 2010 № 10 (107) с. 8-9
  10. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект, 2005 – 336 с.
  11. www.mediacia.com