Родительский клуб "Успешный родитель"

Ибукова Марсельеза Марсовна

Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspeshnyy_roditel.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями  создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни ребенка происходит становление его личности.

Принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка способствует гармоничному развитию дошкольника. Явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию, которые могут впоследствии выражаться в антисоциальных поступках и действиях. В первую очередь в семье у ребенка формируются уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение.

Накопление проблем в воспитании оборачивается проявлением защитных форм поведения: агрессивности, пассивности, эгоизма. Дети конфликтны со сверстниками, недисциплинированны, демонстративны, грубы в отношениях с взрослыми, плаксивы. Решать возникшие трудности самостоятельно, без помощи  педагога-психолога достаточно трудно.

Школа  не может заменить семью, она  лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между школой  и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс.

Обилие научно-популярной литературы по вопросам воспитания, с одной стороны, стимулирует заинтересованность родителей в получении элементарных психологических знаний. С другой стороны, при прочтении подобной литературы все кажется очевидным и доступным, а на практике родители сталкиваются с рядом трудностей.  Причина заключается в том, что взрослым не хватает практических навыков, помогающих осуществить прочитанное на практике.

Все сказанное определило необходимость поиска новых подходов и методов работы педагога-психолога с семьей, поскольку без помощи и поддержки семьи не будет эффективны и другие направления деятельности специалиста.

 Концептуальной основой программы является идея сотрудничества взрослого с ребенком.  В ходе работы педагога-психолога с родителями взрослые учатся признавать за ребенком право на собственный выбор, на собственную позицию. Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Мамы и папы осознают, что мир ребенка отличается от мира взрослого. Родители приобретают навыки активного слушания, внедряют в коммуникативный процесс Я-сообщения, развивают умение разрешать конфликтные ситуации.

Часть занятий программы посвящена совместной деятельности родителей и детей, которая становится средством развития не только ребенка, но и социально ответственных взрослых. Родители проводят время  вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находятся на территории его интересов. Подчинение взрослых и детей единым правилам дает возможность ребенку почувствовать значимость, а родителю – изменить позицию всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.

Принципы:

- Принцип гуманизации, дифференциации и индивидуализации.

- Принцип непрерывности образования

- Принцип системности

- Принцип развивающего обучения

- Принцип интеграции образовательных областей.

Новизна программы заключается в сочетании тренинговых занятий отдельно для родителей и совместных тренинговых занятий с участием и взрослых, и детей.

Паспорт программы  «Успешные родители»

Цель

укрепление института  семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания

Задачи

•        Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

•        Улучшить рефлексию взаимоотношений родителя с ребенком.

•        Сформировать у родителя умение смотреть на мир глазами ребенка.

•        Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, увеличив время совместного пребывания родителей и детей.

•        Обучить родителей играм, упражнениям, развивающим познавательную и эмоциональную сферу.

•        Активизировать коммуникацию в семье.

По составу участников

групповой

Состав участников

дети,  родители

По срокам

долгосрочный   сентябрь – май

Планируемые результаты проектной деятельности

для детей: повышение общей коммуникативной культуры, развитие творческих  способностей, повышение самооценки, уверенности в себе

для родителей: гармонизация отношений с детьми, получение нового семейного опыта совместной  деятельности с детьми.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Подготовительный этап:

 - опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;

-  составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;

-  обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба.

Основной этап

В ходе основного этапа реализация проекта (с сентября по май) в МАОУ СОШ №1  проводятся различные мероприятия с привлечением родителей.

В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого, так и ребенка:

  • Метод игрового моделирования родительского поведения. Он побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком.
  • Методы телесно-ориентированной терапии. Они способствуют осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
  • Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).
  • Методы игровой терапии (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, игровые задания).
  • Метод визуализации для взрослых.

Основные правила организации и проведения тренинговых занятий

  • Формирование группы происходит на добровольной основе.
  • Во время занятий участники находятся в кругу на стульчиках, или за круглым столом. Круг – возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям, облегчает понимание и взаимодействие.
  • Занятия проводятся 1 раз  в месяц.
  • Каждое занятие для родителей рассчитано на 50 мин.
  • Каждое совместное занятие для родителей и детей рассчитано на 40-50 минут.
  • Для совместных занятий с детьми используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше вторая половина дня.
  • При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей, принимается и выслушивается все, что говорится ими.
  • Минимизировано количество ограничений и запретов для детей, кроме обязательных: не бить, не ломать, не ругаться и т.п.
  • Взрослый,  обеспечивает необходимую помощь ребенку, должен избегать прямого контроля.
  • Демонстрируется положительное отношение ко всем участникам, акцентируется внимание педагога-психолога ко всем аффективным проявлениям детей.

Общая структура тренингового занятия

Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.

Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.

Основная часть. В этой части тренинга решаются цели и задачи занятия. В нее входят комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.

Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).

Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы

Тематический план тренинговых занятий

Номер и тема занятия

Участники занятий

Количество занятий

Время проведения

1. Мой дом – моя крепость

Родители

1

Сентябрь

2.  Игра как основа формирования психологической готовности к школьному обучению

Родители

1

Октябрь

3. Я - сообщение

Родители

1

Ноябрь

4. Чем мы так похожи?

Ребенок и взрослый

1

Декабрь

5. Мальчики и девочки – два разных мира

Родители

1

Январь

6. Активное слушание

Родители

1

Февраль

7. Играем и развиваемся вместе

Ребенок и взрослый

1

Март

8. Настроение и здоровье

Ребенок и взрослый

1

Апрель

9. Мир детей и взрослых

Родители

1

Апрель

10. Роль отца в воспитании детей

Ребенок и взрослый

1

Май

 План

Месяц

Тема

Задачи

Содержание

Форма

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Мой дом – моя крепость

Игра как основа формирования психологической готовности к школьному обучению

Я – сообщение

Чем мы так похожи?

Мальчики и девочки – два разных мира

Активное слушание

Играем и развиваемся вместе

Настроение и здоровье

Мир детей и взрослых

Роль отца в воспитании детей

Закрепить тренинговый стиль общения, сплочение группы, отрабатывание навыков понимания окружающих людей.

Повысить

психологическую компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению, путем создания «портрета" первоклассника.

Обучить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем, которые могут возникнуть у родителей при взаимодействии с ребенком.

Создать ситуации взаимодействия и партнерства, определение «узких» зон  взаимодействия родителей с детьми, формировать умения находить черты не только внешнего, но и внутреннего сходства между людьми.

Познакомить родителей с разными подходами в воспитании мальчиков и девочек.

Познакомить родителей с целями и приемами активного слушания.

Обучить родителей играм, которые они могут использовать, расширяя словарный запас ребенка и навыкам коммуникации в семье.

Развитие мышления, воображения, чувства юмора. Эмоциональное мышечное расслабление.

Актуализировать знания детей и взрослых о взаимосвязи настроения и здоровья, развивать умение изображать различные эмоциональные состояния. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Осознать различие между миром ребенка и миром взрослого, выражающихся в особенностях восприятия,  эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и др. Приобретение навыков анализа причин  поведения ребенка, исходя из его позиции.

Заинтересовать пап вопросами воспитания и развития своих детей, приобщить их к этому процессу.

Помочь завоевать истинный авторитет у своего ребенка.

Психогимнастическое упражнение «Пожелание»

Подвижная игра «Атомы»

Толкование смысла пословиц

Игра «Да!»

Психогимнастическое упражнение «Какой родитель?»

Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу» (А.Е.Хасанова).

Игры, упражнения для развития познавательной активности и  интеллектуальной готовности к школе.

Психогимнастическое упражнение «Здравствуйте!»

Подвижная игра «Атомы»

Практическая часть

Приветствие «Мы стоим рука в руке…»

Игра «Кто позвал?»

Упражнение «Ветер дует на …»

Совместное рисование «Украсим рукавичку»

Психогимнастическое упражнение «Цветы и пчелы»

Информационная часть.

Памятка родителям по вопросам полового воспитания.

Информационная часть: «Правила беседы способу активного слушания».

Практическая часть: «Методы и приемы активного слушания.

Упражнение «Доброе животное»

Игра-упражнение «Мы любим друг друга»

Игра «Изобрази без предмета»

Игра «Артисты цирка»

Продуктивная деятельность «Превращение ладошек».

Гимнастическое упражнение «Добрая кошка», «Сердитая кошка», «Прыгающий кузнечик».

Беседа с элементами игры «Настроение и здоровье».

Психогимнастическое упражнение «Театр прикосновений».

Упражнение «Зеркало».

Дидактическая игра «Настроение и цвет».

Психогимнастическое упражнение «Театр настроений»

Коллективный рисунок «Ладошки»

Игра с мячом «Вопрос – ответ»

Психогимнастическое упражнение «Комплименты».

Информационная часть: знакомство с мотивами негативного поведения ребенка.

Упражнение «Декларация прав».

Психогимнастическое упражнение «Какой родитель?».

Анкетирование отцов.

Анкетирование детей – аудиозапись «За что я люблю своего папу».

Практические упражнения, игры, анализ педагогических ситуаций.

Выставка психолого-педагогической литературы для родителей.

Игра-тренинг

Игра-тренинг

Игра-тренинг

Игра-тренинг

Игра-беседа

Игра-тренинг

Игра-тренинг

Игра-тренинг

Игра-тренинг

Круглый стол

Использованная литература

  1. Журнал «Школьный психолог » №2 -2008г., №4 -2008,,№3 – 2007г., №4 – 2007г., №4 – 2006г.
  2. Горшенина В.В., Самашкина И.В.,Черкасова Н.П. Система работы школы  по предупреждению ти преодолению трудностей семейного воспитания. Панорама, 2006г.
  3. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействияс семьей. Айрис Пресс, 2006, Москва.
  4. Составитель  Миронова М.М. Психология среднего и старшего  возраста., Корифей, Волгоград, 2006.
  5. Шелухина И.П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей ст
  6. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание в условиях школы.
  7. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в д/с. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005
  8. Интернет-ресурсы..
  9. Зенина Т.Н. Родительские собрания. Педагогическое общество России, Москва, 2006