Работа с детьми ОВЗ

Ибукова Марсельеза Марсовна

Коррекционно-развивающая работа с учащимися, испытывающими трудности в интеллектуальной и поведенческой сфере

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ПРограмма "Рисуй, играй, смекай!242 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16

ИМЕНИ В.П. НЕЙМЫШЕВА»

                

626150, Тюменская область, г. Тобольск, 10 микрорайон, № 53, корпус 1, тел. / факс (3456) 22-54-47, school16tobolsk@mail.ru

Согласовано:                                                           Утверждаю:

Заместитель директора по УВР                            директор МАОУ СОШ

Е.В. Камальдинова                                                 №16 имени В.П. Неймышева  

                                                                                             

ПРОГРАММА

коррекционно-развивающая работа с детьми с проблемами в интеллектуальном и эмоционально-личностном развитии

                                                                                                                                Составил:

И.В. Дубровина  

доктор психологических наук

профессор кафедры

 педагогической психологии МГППУ

 

                                                             Адаптировал:

                                                                           педагог-психолог            

МАОУ СОШ №1

                                                                           Ибукова М.М.

               

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ПРОГРАММА

«Рисуй, играй, смекай»

коррекционно-развивающая работа с детьми с проблемами в интеллектуальном и эмоционально-личностном развитии

Полное название организации:

МАОУ СОШ       №16 имени В.П. Неймышева  

Адрес: 626150, Тюменская область, г. Тобольск, 10 микрорайон, № 53, корпус 1, тел. / факс (3456) 22-54-47, school16tobolsk@mail.ru

Исполнитель  программы: педагог-психолог Ибукова Марсельеза Марсовна

Сроки реализации программы:

С сентября по май   с последующим пролонгированием

Категории участников:

- дети  с проблемами в интеллектуальном и эмоционально-личностном развитии

                                              Краткое описание программы

В рамках программы режим проведения индивидуальной, групповой работы с детьми с проблемами в интеллектуальном и эмоционально-личностном развитии

        

№п/п

информационная

             Карта программы

1.

Полное название

программы

 ««Рисуй, играй, смекай»

коррекционно-развивающая работа с детьми с проблемами в интеллектуальном и эмоционально-личностном развитии

2.

Цель программы:

Задачи:

Коррекционно-развивающая работа с детьми с проблемами в интеллектуальном и эмоционально-личностном развитии

- Коррекция высших психических функций

- Развитие коммуникативных навыков

 - Коррекция эмоционального состояния (снижение тревожности)

- Способствовать развитию детей в познании себя как личности;

3.

Адрес проектной

деятельности

 «МАОУ СОШ №16 имени В.П. Неймышева»

4.

Сроки реализации

С сентября  по май   с последующим пролонгированием

5.

Структура

программы

1.Подготовительный

2.Исследовательский (диагностический)

3.Продуктивный (основной)

4. Контрольный

5.Заключительный

6.

Краткое содержание программы

В рамках программы разрабатывается проведение индивидуальной, коррекционной – развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в интеллектуальном, коммуникативном и эмоционально – личностном развитии, занятия и тренинги для снятия эмоционального напряжения. Технология психологического сопровождения разработана на основании информационного запроса, по итогам диагностики, в соответствии с заключением территориальной ПМПК.

7.

Ожидаемый

результат

1.Формирование высших психических функций

2. Эмоциональная стабильность.

3. Активность участия в рефлексии.

4. Повышение уровня коммуникативного общения, самооценки

5.Субьективная удовлетворенность участников.

8.

Название

организации

МАОУ СОШ   №16 имени В.П. Неймышева  

9.

Автор программы

Адаптирован

И.В.Дубровина

доктор психологических наук

профессор кафедры

 педагогической психологии МГППУ

Педагогом–психологом

Ибуковой Марсельезой  Марсовной

10.

Почтовый адрес

626150, Тюменская область, г. Тобольск, 10 микрорайон, № 53, корпус 1, тел. / факс (3456) 22-54-47, school16tobolsk@mail.ru

11.

Ф.И.О. директора

Емец Оксана Юрьевна

12.

Дата создания

программы

Август 2020г.

13.

Финансовое обеспечение программы

«МАОУ СОШ №16 имени В.П. Неймышева»

Методы:

  Диагностика характерологических особенности личности по опроснику Айзенка, Шмишека.

Диагностика уровня интеллектуального развития: тест Векслера.

Методики: тест Ковалева «Ваша самооценка», проективные методики

                                   

Занятие 1. Вводное занятие.

Игротерапия

Цель:- коррекция опорно-двигательной активности, развития мелкой и общей моторики;

-развитие образного мышления, способности к пластическому самовыражению;

- сферы общения со сверстниками;

-снятие эмоционально-психологического напряжения и страхов

1.Приветствие.

Ведущий приветствует всех и  просит присутствующих показать условным сигналом свою готовность к работе: две ладони смотрят на психолога – «я готов работать активно сегодня»; ладони повернуты тыльной стороной к психологу – «Я не готов работать активно сегодня»;одна ладонь лицом, а другая тыльной стороной – «я готов работать, но у меня сегодня не то настроение».

2.Упражнение «Знакомство».

Упр. выполняется по кругу. Первый, начиная упражнение, называет свое имя и добавляет к нему определение. Это определение должно соответствовать человеку, так же должно начинаться на ту же букву, что и имя говорящего. Следующий в кругу участник повторяет имя и определение предыдущего, а затем свое и т. д.

Каждый по кругу продолжает фразу «Я – тот, который…»

Беседа.

Следует рассказ ведущего о том, как группа будет работать на этих занятиях, какие виды деятельности ожидают учащихся, какие будут требования и положения. Обсуждаются и принимаются правила работы группы:

  • Конфиденциальность всего происходящего в группе.
  • Доверительный стиль общения.
  • Общение по принципу «здесь и теперь».
  • Уважение к говорящему.
  • Каждый имеет право иметь свое собственное мнение.
  • Не переживать, не оскорблять и не оценивать другого.
  • Право сказать «стоп» или «пас».

Ведущий: Сейчас я хочу посмотреть, умеете ли вы изобразать разных животных, потому что сегоднящнее наше занятие посвящено именно животным.

Ведущий: Ребята, давайте попробуем правой рукой изобразить зайчика (в воздухе рисуем ушки)

-теперь попробуем изобразить козу (изображаем козу, бородой трясем…)

Молодцы!

2. Основная часть

Ребята, у меня есть волшебная палочка, она поведет всех нас в сказочную страну сказок.

Звучит веселая музыка.

Ведущий всех выстраивает в шеренгу и веселой змейкой ведет всех, имитируя движения животных (зайчики, медведь, коза, змея, лошадь и т.п.)

Давайте сядем на ковер, отдохнем в кругу.

Дети, какие животные живут живут рядом с человеком?

Какие они?ш

Как разгораривают? Как бегают? Как прыгают?

Кто очень маленький живет в доме? Мышка- расскажите о мышке!

Мы знаем много сказок, в которых рядом с человеком различные животные. Иногда сказочные приключения случаются с такими животными. Вспомним эти сказки. Вспоминаем по кругу.

Кто знает сказку, где главные герои- мышка, кошка, собака? Правильно, «Репка»

По кругу начинаем рассказывать эту сказку, один начинает, другой заканчивает мысль первого.

Закрепление занятия

Всем детям предлагается     сделать рисунок по сказке «Репка».

Завершающее упражнение «Живая анкета».

Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

  • Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

-       Что тебе понравилось?

На сегодня я прощаюсь с вами, жду вас на следующее занятие

                                                 

                                                 

                                                        Занятие 2

Цель: Создание положительного эмоционального состояния, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.Ролевое перевоплощение, развитие эмпатии

                        1.Входная рефлексия

                         Игра «Чунга – чанга»

Путешественник (психолог) пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны.

Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова – маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках надеты одинаковые пестрые юбочки, на шее – бусы, а в волосах – перья. С веселой улыбкой они стали пританцовывать под музыку В. Шаинского «Чунга – чанга» вокруг путешественника и петь:

        Чудо – остров, чудо – остров,

        Жить на нем легко и просто..

Путешественник решил остаться навсегда на острове.

                           

Упражнение «Прикосновения»

Дети садятся в круг. Один из участников садится в центре круга на стул, глаза его закрыты, трое из ребят по очереди подходят к нему и дотрагиваются до рук сидящего. Тот должен определить, кто к нему притронулся (назвать по имени).

Основная часть

Ведущий: Сейчас мы с вами вспомним с прошлого занятия героев сказки «Репка». Сейчас каждый будет тянуть жребий- выходим на середину круга, тянем жребий, кому попадется какой герой- того и изображаем: мимикой, пантомимикой, звуками.

Попробуем отгадать сначала загадку: Ноги тонки, бока звонки, а хвост закорючкой (собака)

Под полом- полом шевелит хвостом, в щелку глядится, вылезти боится» (мышка)

Остальные должны отгадать этого героя сказки.

Завершающее упражнение «Живая анкета».

Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

  • Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

Что тебе понравилось

                                 

                                                           Занятие 3

1.Входная рефлексия

                      Игра «Зеркало»

Выбирается один водящий, остальные дети – зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Психолог следит за правильностью отражения.

                                     2. Основная часть

                           Упражнение «Человек – человек»

По команде ведущего, например «Ухо – ухо» - дети должны присоединиться  например:

-рука к руке;

-нога к ноге;

-пяточка к пяточке.

Упражнение «Опиши друга»

Двое становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду товарища; выясняется, кто оказался точнее при описании.

                         Упражнение «Слушаем тишину»

Предлагается всем детям закрыть глаза и послушать тишину: в коридоре, в комнате, на улице. Затем обсуждение того, кто что услышал.

 

  1. Заключительная рефлексия

                        Упражнение «Шары»

Все сидят в кругу. В руках по два воображаемых шара – красный и синий. У вас есть возможность одному из участников подарить красный шар (с ним приятно поработать, синий – его вы хотели бы узнать лучше). Дарим шары

Занятие 4

Цель: Развитие внимания, сочувствия, взаимоуважения, повышение активности

               1.Входная рефлексия

                      Игра «Зеркало»

Выбирается один водящий, остальные дети – зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Психолог следит за правильностью отражения.

                                         Занятие  в сенсорной комнате.

                                «Путешествие в мир фантазии»

Упражнение для расслабления и пробуждения органов чувств.

Ты тяжело и расслабленно лежишь на полу

Ты совершенно осознанно и интенсивно ощущаешь свое тело

Ты очень тяжелый, расслабленный и спокойный

Твои плечи и руки очень тяжелые

Твой затылок и руки очень тяжелые

Твое лицо совершенно расслабленно и спокойно

Ты рсслабляешься

Ты снимаешь с себя все напряжение

Ты совершенно спокоен и расслаблен.

  1. Заключительная рефлексия

                        Упражнение «Шары»

Все сидят в кругу. В руках по два воображаемых шара – красный и синий. У вас есть возможность одному из участников подарить красный шар (с ним приятно поработать, синий – его вы хотели бы узнать лучше). Дарим шары

                                                      Занятие 5

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, сплочение группы.

                             1. Входная рефлексия

                               Игра «Бип»

Дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, кого назвали, говорит: «Бип».

Роль водящего должны проиграть  все участники группы.

                                    2. Основная часть

                                 Монотипия (тест Роршака)

                                           Ход занятия.

Предлагается детям нарисовать цветовые пятна на листе, согнутом пополам, у линии сгиба. Закрыв полученные цветовые пятна второй половиной этого же листа, разгладить его поступательными и круговыми движениями, получив тем самым идентичные цветовые пятна. Рассмотрев их со всех сторон, дорисовать до образа.

Не следует обводить цветовые пятна.

Обсуждение полученных рисунков.

                                   3. Ритуал прощания

С помощью жестов сделайте друг другу подарок. Ведущий начинает первым. Передают цветы, солнце, книгу и т.п. и обязательно выясняют, поныл ли ребенок, что ему подарили или передали.

Занятие 6

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, сплочение группы

1.Разминка.

Введение в атмосферу тренинга.

2.Приветствие

Ведущий приветствует всех и просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе

                                2.Основная часть

Рисование на обозначенную тему

                 Упражнение «Рисование самого себя»

Предлагается детям нарисовать:

- Какой ты сейчас

- Каким тебя хотят видеть взрослые (учителя, воспитатели…)

- Каким ты хочешь быть.

                               Игра «Цвета эмоции»

Ребенок – водящий выходит за дверь, а дети в это время договариваются, как мимикой будут показывать различные цвета. Водящий, возвратясь в группу, отгадывает.

3. Ритуал прощания

                   

Занятие 7

                               Занимательные упражнения

                                   «Кони»

Топ-топ-топ                                          Имитируют бег лошади

Ты скачи-несись в галоп

Пролети, конь, скоро-скоро                Широко разводят руки в стороны

Через реки, через горы                         вверх (показывают, какие горы)

                                  « У медведя»

У медведя во бору                                

Грибы, ягоды беру

Я тихонечко хожу                                  Ходят на носочках

И медведя не бужу

Вижу вдруг - медведь сидит

Но на нас не рычит                                Прячутся, приседают.

                                        «Птички»

Птички в гнездышке сидят                    Показывают все действия.

Полетать они хотят.

Дружно крыльями взмахнули

И тихонечко упорхнули

                               

 Занятие в сенсорной комнате

                                             «Свеча»

Закройте глаза. Представьте себе, что перед вами стоит свеча. Попробуйте мысленно раздуть пламя, а потом уменьшить его. Когда вы раздуваете его, становится светлее, когда уменьшаете, темнее. Чередуйте темноту со светом.

Представьте себе, что свет становится ярче и лучистее. Попробуйте сделать его таким, чтобы вокруг стало светло как днем. Теперь очень медленно приглушайте свет пламени.

                                   4. Ритуал прощания.

                                                   

Занятие 8

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, сплочение группы.

                             1. Входная рефлексия

                               Игра «Бип»

Дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, кого назвали, говорит: «Бип».

Роль водящего должны проиграть  все участники группы.

                                       2. Основная часть.

                                 Упражнение «Лица»

На доске вывешиваются картинки:

-веселое лицо;

-плачущее лицо;

-хмурое лицо;

-хитрое лицо;

-удивленное лицо;

-испуганное лицо.

Предлагается определить, что выражают эти лица. Ведущий объясняет, что выражение лица называется «мимика».

                                Игра «Музыкальная мозаика»

К игре подбираются различные музыкальные фрагменты:

        - «Мы едем, едем, едем..»

        - «Пропала собака по кличке Дружок»

        - «Вместе весело шагать»

        - «Антошка, Антошка..»

        - «Пусть бегут неуклюже»

         - «Мы шли дорогой трудной»

        - «Веселые качели»

Дети подбирают соответствующие ее характеру пиктограммы с изображением настроения, выполняют соответствующие ее характеру пантомические движения и сами изображают настроение.

Дети слушают музыку и дают ее характеристику: «Какая это музыка?»

                      или передали.

              3.Заключительная рефлексия

Занятие 9

Какие мы?

Цели: познание собственных индивидуальных особенностей

Разминка. «Я ВИЖУ…»

Цель: устанавливать доверительные отношения между детьми,  развивать память, внимание

Инструкция: Участники называют предметы, которые находятся в поле их зрения, начиная каждое предложение словами «Я вижу…».

Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

Основная работа «Диагноз».

(Работа в группах) - Ребята, у каждого человека возникают жизненные сложности, вопросы, на которые он стремится получить ответы. У вас в руках листочки. Напишите на них вопросы (из области взаимоотношений между людьми), на который Вы хотели бы получить вразумительный ответ.

Выделение главных вопросов из получившихся списков.

4.Упражнение «ПРОГУЛКА С КОМПАСОМ».

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Инструкция: Группа разбивается на пары, где есть ведомый (турист) и ведущий (компас). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (разговаривать). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасами.

 После окончания упражнения дети могут описать, что они чувствовали с закрытыми глазами, полагаясь на своего партнера.

Завершение занятия:

Я буду задавать вопросы, а Вы будете отвечать на них так, кА мы делали на прошлом занятии (ладони).

Кто чувствовал себя неуютно на этом занятии?

Кому понравилось то, чем мы сегодня занимались?

Узнал ли кто-нибудь нечто новое о себе?

                                                  Занятие 10

Цель: Совершенствовать коммуникативные умения

1.Разминка.

Введение в атмосферу тренинга.

2.Приветствие

Ведущий приветствует всех и просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе на занятии.

7.Упражнение «Закончи предложение» (в тетради)

Цель: показать многообразие возможностей осознания своей внутренней сущности.

Упражнение выполняется в тетради.

  1. Я - …
  2. Я умею…
  3. У меня есть…
  4. Внешне я…
  5. Мне хотелось быть в идеале…
  6. Мне можно…
  7. Мне нельзя…
  8. Я могу научиться…
  9. Как юноша я…
  10. Как школьник я…
  11. В группе я …
  12. На улице я…
  13. Дома я …
  14. Когда окончу школу, я …
  15. Я могу быть партнером…
  16. Я могу работать…
  17. Я буду…
  18. Я люблю…
  19. Я не люблю…
  20. Я мечтаю…
  21. Я надеюсь…
  22. Я верю…
  23. На этих занятиях я себя чувствую…

По желанию эти записи можно прочитать вслух.

8.Завершающее упражнение «Живая анкета».

Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

  • Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?
  • Что тебе понравилось?
  • Что тебе не понравилось?

Занятие 11

в сенсорной комнате

Психологический настрой на уверенность в себе.

Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Почувствуйте свое тело и расслабьтесь…

Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем.

Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос… Сосредоточьтесь на нем!

Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сознании, сердце.

Я настраиваю вас на энергичную, веселую жизнь – и сейчас, и завтра, и во все последующие дни. Вы будете веселыми, энергичными, здоровыми.

Я настраиваю вас на постоянное, энергичное развитие всех своих способностей: и сейчас, и завтра, и во все последующие дни…

Представьте, почувствуйте, что ваша голова стала сильной, умной. Почувствуйте, вы полны бодрости! Вы ничего не боитесь! Вы полны сил, энергии, уверенности в себе! У вас все будет получаться! Вы будете хорошо учиться за счет большой выносливости, хорошего настроения, цепкости памяти, активного желания быстрее наверстать упущенное.

Почувствуйте, как проясняется ясность вашей мысли, УЛУЧШАЕТСЯ НАСТРОЕНИЕ, ОБОСТРЯЕТСЯ ИНТУИЦИЯ.

Почувствуйте прилив новых жизненных сил. У вас все еще впереди! Вы талантливы! И у вас все получится!

Хорошо, завершаем нашу работу.

Как только вы почувствуйте, что вы завершили размышления о себе, что вы отдохнули, вы можете открыть глаза.

Итак, глаза каждый откроет тогда, когда ему этого захочется.

Беседа (продолжение).

Скажите, пожалуйста, а как будут относиться окружающие к тому, у кого явно завышенная самооценка?

Значит, мы с вами поняли, насколько важно выработать в себе верную самооценку. Скажите, хорошо ли вы себя знаете? Уверены ли вы в том, что ваша самооценка верна?

У кого в группе точно возникнут сомнения. Это можно будет проверить по характеру ваших взаимоотношений с одноклассниками. Мы поработаем с тестом самопознания «Мои взаимоотношения с одноклассниками».

Занятие 11

Тестовое задание «Мои взаимоотношения с одноклассниками».

Детям раздаются тестовые бланки (Таблица в пять колонок). Бланк заполняется в следующем порядке. Надо:

  • Написать в первой колонке список класса Ведущий диктует его.
  • Оценить отношения с каждым человеком по определенной шкале. Каждой следующей колонке соответствует свой вопрос.

Вопрос колонки №2: Хотел бы ты пригласить этого человека к себе на день рождения или другое торжество?

Вопрос колонки №3: Как ты думаешь, пригласил бы этот человек на то же мероприятие тебя?

Вопрос колонки №4: У тебя появилась возможность пойти вместе с товарищем из класса в турпоход. Кого бы ты взял с собой?

Вопрос колонки №:5: Как он бы поступил по отношению к тебе, если бы набирал группу в поход?

Ответы на вопросы оцениваются так:

  • Обязательно пригласил бы (+3)
  • Пригласил бы (+2).
  • Возможно, пригласил бы (+1)
  • Не знаю (0)
  • Возможно, не пригласил бы (-1)
  • Не пригласил бы (-2)
  • Ни за что не пригласил бы (-3).

На против своей фамилии в бланке пишите пробел.

Закончив выставление оценок, необходимо произвести расчет:

  • Посчитать сумму оценок в каждой колонке с учетом знака оценки (получаются суммы С1, С2, С3, С4);
  • Оценить ваше отношение к одноклассникам, сложив С1 и С3 (получается сумма С6);
  • Оценить отношение к вам, сложив С2 и С4 (получаете сумму С7);
  • Сравнить суммы С6 и С7;
  • Сделать вывод о ваших отношениях.

Чтобы вывод был верен, необходимо учесть, что если суммы С6 и С7 сильно отличаются друг от друга, то это говорит о том, что у вас неправильные взаимоотношения с коллективом; если в оценках преобладают отрицательные цифры, то это значит, что отношения ваши очень плохие.

Надо задуматься, почему это происходит, в чем причина? Что нужно сделать для того, чтобы улучшилась ситуация? Записать все это в выводах.

После завершения работы над тестом бланки собираются для социометрического исследования.

Занятие 12

4.Упражнение «ОБЗЫВАЛКИ».

Цель: Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Инструкция: Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными не обидными словами (Заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться; это могут быть названия вещей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты…» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное.

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это игра и обижаться не стоит.

5.Упражнение «Живая анкета».

  • Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?
  • Что тебе понравилось?
  • Что тебе не понравилось?
  • Каков сейчас ваш эмоциональный фон? Изменился ли «цвет» эмоции?

Занятие 13

.Разминка.

Введение в атмосферу тренинга.

2.Приветствие

Ведущий приветствует всех и просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе на занятии

                                     Занятие в сенсорной комнате.

                                «Путешествие в мир фантазии»

Упражнение для расслабления и пробуждения органов чувств.

Ты тяжело и расслабленно лежишь на полу

Ты совершенно осознанно и интенсивно ощущаешь свое тело

Ты очень тяжелый, расслабленный и спокойный

Твои плечи и руки очень тяжелые

Твой затылок и руки очень тяжелые

Твое лицо совершенно расслабленно и спокойно

Ты рсслабляешься

Ты снимаешь с себя все напряжение

Ты совершенно спокоен и расслаблен.

                               4. Заключительная рефлексия

Дети встают в тесный круг, кладут друг другу руки на плечи и говорят: «До свидания».

                   

                                                         

Занятие 14

1.Разминка.

Введение в атмосферу тренинга.

2.Приветствие

Ведущий приветствует всех и просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе на занятии

3.Упражнение «Понимание».

 Ведущий. Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Если что-то не так, измените положение.

Чтобы легче было сосредоточиться на себе и чтобы воображение работало ярче, закроем глаза. Позволим себе немного расслабиться, настолько, насколько вам этого сейчас хочется. Пока сознание, ясное и четкое, будет активно работать, тело отдохнет...

Итак, вам удобно, хорошо, комфортно. Давайте поразмышляем вместе.

Вся наша жизнь состоит из ситуаций выбора - мы выбираем, нас выбирают. Совпадения бывают не всегда. Нам очень хочется быть в гармонии с окружающим нас миром, но из-за нашей занятости, из-за неумения, а порой невнимания далеко не всегда нам удается правильно понять другого, верно оценить его настроение, прочувствовать его.

Представьте себе на своем внутреннем экране человека, которого вам очень хотелось бы лучше понять. Посмотрите на этого человека, посмотрите ему в глаза, постарайтесь понять, что у него в душе, прочувствуйте. Бывает ли этот человек одинок? Хочет ли он любить? Встречается ли он с непониманием и равнодушием? Бывает ли ему иногда больно?

Каждый  из вас видит сейчас перед собой совершенно удивительного человека. Он удивителен хотя бы тем, что другого такого нет на свете и никогда больше не будет. Но в то же время он такой же, как и вы. Он тоже, как и вы, хочет быть счастливым, ему так же порой бывает страшно, он тоже порой ошибается, делает глупости, страдает от этого. Ему так же, как и вам, хочется быть понятым...

Подумайте, прочувствуйте, отчего эти глаза могли бы засветиться счастьем? Подумайте, что Вы могли бы сделать для него. В своем воображении смоделируйте такую ситуацию. Чтобы вы сейчас хотели для него сделать, чтобы он стал счастливее?

А сейчас вспомните, что вы здесь не одни, что вы сидите в удобных креслах среди друзей. Почувствуйте, как хорошо они к вам относятся, как хорошо я отношусь к вам.

Представьте лица всех тех, кто сидит рядом с вами. Пожелайте им добра, счастья и любви. Подумайте о чем-то своем... И как только вы почувствуете, что вы проделали всю свою внутреннюю работу до конца, что вам больше не хочется ни о чем думать, что вы отдохнули, то вы  откроете глаза.

Каждый  откроет глаза тогда, когда ему этого захочется!

Занятие 15

Цель: Гармонизация противоречивости личности

Выявление понимания детьми эмоциональных состояний людей, научить раскрывать образ с помощью цвета

                                  1.Входная рефлексия

                               

2.Основная часть

                    «Рисование на обозначенную тему»

Радость          огорчение          страх               гнев            удивление

Обсуждение:

Какие взрослые вам нравятся?

Каким чаще бываешь ты?

Какими чаще бывают твои воспитетели?

Дорисуйте туловище, раскрасьте одежду цветом, который подходит эмоциональному состоянию данной пиктограммы

                   Упражнение на раскрашивание образов или предметов, обозначающих полярные понятия.

Ракрасьте :

Доброго волшебника            –                            злого колдуна

Сказочную птицу                                               сказочную птицу злого

Доброго волшебника           -                             колдуна

Волшебный ковер доброго волшебника – волшебный ковер злого колдуна

Зонтик, уснув под которым увидишь  -      зонтик, уснув под которым

Добрые сны                                                     увидишь страшные сны

Упражнение «Живая анкета»

Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

1.Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

2.Что тебе понравилось?

3.Что тебе не понравилось?

4.Какое у вас сейчас настроение? Никто не загрустил? Все в порядке?

Занятие 16

Цель: Развитие умения видеть образ, точность движений

                                   1.Входная рефлексия

                            Упражнение «Имя – движение»

Дети стоят в кругу. Каждый из участников по очереди называет свое имя и делает любое движение. Задача остальных – повторить его имя и движение.

2.Основная часть

Упражнение «Фроттаж»

Материал: 1-2 подкладки, лист бумаги, кирпичи из стройматериала или пластмассовая крышка, цветные карандаши, фломастеры, краски.

                                   Ход занятия

Психолог предлагает с помощью картонных подкладок разнообразной формы получить отпечатки, выполняя круговые движения по наточенному стержню карандаша на листе бумаги. Дорисовать до образа.

Цветовые пятна не обводить.

Обсуждение по кругу

Ритуал прощания

 

                                             

                                         Занятие 17

Цель: Гармонизация противоречивости личности

Выявление понимания детьми эмоциональных состояний людей, научить раскрывать образ с помощью цвета

                                  1.Входная рефлексия

    Ведущий приветствует всех и  просит присутствующих показать условным сигналом свою готовность к работе: две ладони смотрят на психолога – «я готов работать активно сегодня»; ладони повернуты тыльной стороной к психологу – «Я не готов работать активно сегодня»;одна ладонь лицом, а другая тыльной стороной – «я готов работать, но у меня сегодня не то настроение

                            Упражнение «Волшебные нитки»

Материал: 2 альбомных листа, нитки белые  длиной 25-30 см (2,3 на каждого ребенка, гуашь)

                                       Ход занятия

Детям предлагается получить разноцветные нитки, опустив каждую из них в краску разного цвета. Эти нитки уложить на лист бумаги (веером, зигзагом, клубочком), и только кончики остаются вне листа. Лист закрывается вторым листом, придерживая который ребенок должен по очереди вытянуть нитки. Получившиеся пятна довести до образа, дорисовав мелкие детали.

                                 3. Ритуал прощания

С помощью жестов сделайте друг другу подарок. Ведущий начинает первым. Передают цветы, солнце, книгу и т.п. и обязательно выясняют, поныл ли ребенок, что ему подарили или передали.

                           

Блок 3

тренинги для снятия эмоционального напряжения.

Пояснительная записка

Занятия направлены на создание положительного эмоционального состояния, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. Развитие внимания, сочувствия, взаимоуважения, повышение активности.  Познакомиться с основными видами способностей к эмоциональному контакту, осознать степень выра-женности этих способностей в себе и познакомиться с приемами тренинга этих способностей.

Познание собственных индивидуальных особенностей, проекция своей принадлежности к социальной группе, проекция своей принадлежности к социальной группе.

Помочь увидеть новые оттенки в самом себе, определить соотношение в своем сознании прав и обязанностей.

Совершенствование  коммуникативных умений: обобщение знания о себе.

Создание  настроя на усиление процесса познания и понимания себя.

Снятие вербальной  агрессии, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Совершенствование коммуникативных умений. Развитие чувственного восприятия.

Активный запуск группового процесса, снятие зажатости, скованности, тренировка умения видеть сильные стороны, положительные качества в любом человеке, тренировка умения находить нужные слова для приятного, продуктивного общения.

Осознание и оценивание себя с точки зрения способности к компромиссу.

                       

                                                                Занятие 18

1.Разминка.

Введение в атмосферу тренинга.

2.Приветствие

Ведущий приветствует всех и  просит присутствующих показать условным сигналом свою готовность к работе: две ладони смотрят на психолога – «я готов работать активно сегодня»; ладони повернуты тыльной стороной к психологу – «Я не готов работать активно сегодня»;одна ладонь лицом, а другая тыльной стороной – «я готов работать, но у меня сегодня не то настроение

                            Упражнение «Графическая музыка»

Детям предлагается под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета.

                                 Пуантилизм – пальцевая живопись

Предлагается нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна одним или несколькими пальчиками или используя палочки.

                     

  Занятие в сенсорной комнате.

Упражнение «Мышечное расслабление»

Фаза напряжения: Сядьте, выгните спину как кошка, опустите голову на грудь. Одновременно скрестите руки перед грудью, плечи поднимаются высоко вверх, а кисти рук лежат на предплечьях. Разверните ноги под углом, тогда ступни будут легко отрываться от пола. Сделайте вдох, напрягите живот и ягодицы. Напрягите мышцы лица: зажмурьте глаза, наморщите нос и лоб. В конце – еще тело напрягите, а дыхание задержите.

Фаза расслабления: Теперь расслабьте все мышцы, лягте и глубоко и свободно выдохните. Для расслабления потребуется больше времени, чем для напряжения. Полностью расслабьте мышцы в выученном порядке.

  1. Ритуал прощания.

                                 

                             

Занятие 19

                     занятие в сенсорной комнате

                                           «Формула покоя».

Задача– помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблемы. Благодаря этому психотехника «Горная вершина» способствует повышению уверенности в себе.

Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вершине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно, должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы… можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами… Мгновение и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них… Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами…

Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки… Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшиеся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней…

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуйте прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им…

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и недоступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените, стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспринципностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки…

Пауза…

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам… А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал для вас доступным новое восприятие мира… Поблагодарите его… Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия…

  1. Прощание.

Участники ходят по комнате, прощаются с каждым из группы за руку и при этом говорят: «Спасибо!»

Правило: прощаясь с кем – либо из участников, вы можете освободить свободную руку только после того, как другой рукой вы начнете прощаться еще с кем-то. Вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.

Занятие 20

Занятие в сенсорной комнате

Участники выстраиваются в два ряда таким образом, чтобы напротив каждого стоял его партнер. Сначала партнер «А» закрывает глаза, а партнер «Б» кончиками пальцев массирует ему:

  • Теменную область черепа;
  • Затылок;
  • Виски;
  • Лоб;
  • Челюсть и область вокруг нее.
  1. Медитация «Мудрец из храма».

Представьте себя стоящим на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду.

        Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно по ней не часто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию.  Деревья отступают, и вы оказывайтесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы поднимаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах – старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, - большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча.

        Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, - и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали… Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь на это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него… Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ… Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листке календаря четко выделяется дата, запомните ее.

Время вашего пребывания в храме заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами…

Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь с наружи, по прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступенькам и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к поляне, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг… и вновь переноситесь сюда, в эту комнату…

   6.Завершение занятия «Живая анкета».

Закончите предложения:

  • Мое любимое дело…
  • Мой любимый цвет…
  • Какие качества я ценю в человеке…
  • Мое любимое животное… Мое любимое время года…