6. Консультативная и просветительская работа с родителями.

 Тихонова Н.И. учитель-логопед, г.  Новосибирск, МБДОУ д/с 333

     Просветительская деятельность учителя-логопеда подразумевает:

·       Совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.

·       Пропаганду логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.

·       Консультативная работа учителя-логопеда  – это консультирование родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. 

Основные направления  консультативно–просветительской работы учителя-логопеда с родителями:

·        Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.

·        Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

·        Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).

·        Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика,  некоторые виды логопедических игр, основные правила  (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).

·        Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.                                         

 

 

   

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предупреждение речевых нарушений у детей

младшего дошкольного возраста в детском клубе «Говоруны»

Маленького ребенка с самого его рождения окружает бесчисленное множество звуков: нежное пение птиц, тихая колыбельная, шорох листвы, шепот ветра, журчание воды… Но именно речевые звуки —слова — особенно важны с первого дня малыша. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Но достаточно часто родители и специалисты наблюдают картину полного или частичного отсутствия речи у ребенка не только двух, но и трех, четырех лет.

При нормальном развитии, овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4–5 годам, хотя это бывает не так часто и в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней, старшей группе часто можно видеть детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками, стараются держаться в тени при групповой работе.

Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. И, как известно, чем раньше начата

коррекционная работа, тем она эффективнее. В современном детском саду, безусловно, работа педагогов и специалистов полностью направлена на всестороннее развитие навыков и умений ребенка. Отлаженная система коррекционных мероприятий помогает добиться замечательных результатов. Но не менее важна и профилактика, целенаправленное предупреждение возникновения речевых нарушений у детей.

С этой целью был разработан уникальный цикл логопедических занятий по развитию речи для неговорящих детей и для детей с нарушениями звукопроизношения в возрасте от 2 до 5 лет. Именно этот цикл занятий лег в основу работы клуба «Говоруны», который весьма успешно функционирует уже около четырех лет. Данная логопедическая работа является на сегодняшний день системной в нашем саду. Также она облегчает в дальнейшем работу на основных занятиях по коррекции. Ведь в ее основе не только планомерное формирование произвольных и координированных движений органов артикуляции малыша, но и укрепление мышц артикуляционного аппарата, его подготовка к правильному формированию артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков. При этом, логопед, реализуя программу клуба «Говоруны», использует

в своей работе комплекс игр и упражнений, способствующих развитию у малышей движений кистей и пальцев рук, правильного физиологического и речевого дыхания, развитию фонематических представлений и навыков. Отметим немаловажный факт: такая работа дает возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей ребенка. Ведь уже с полутора лет учитель-логопед наблюдает за ребенком регулярно (занятия проводятся два раза в неделю). При отсутствии динамики развития малыша или наличии речевой патологии консультирует родителей, дает рекомендации посетить необходимых специалистов, врачей. И здесь, безусловно, крайне важна роль родителей, искренне любящих своего малыша, внимательных к его нуждам и проблемам. Такая работа логопеда с родителями грамотно организована и носит характер сотрудничества. Ведь не секрет, что, бдоверяя логопеду и желая помочь своему ребенку, каждый родитель способен найти оптимальные для него пути развития, помочь своему малышу. Именно такой тесный контакт с семьей помогает родителям встать в активную позицию, побуждает их размышлять и самостоятельно искать выход из ситуации, если она оказалась сложной, неожидая момента зачисления ребенка на логопедический пункт, не теряя драгоценного времени. Все это происходит на достаточно раннем этапе развития ребенка, что способствует достижению наилучших результатов последующей работы и, в конечном итоге, оказывает прямое влияние на качественный уровень выпуска детей из детского сада. Это подтверждают не только положительные результаты промежуточных и итогового мониторингов старшей и подготовительной к школе групп, но и то, что за время реализации программы клуба «Говоруны», количество детей 5–6 лет, нуждающихся в коррекционной помощи на логопедическом пункте, ежегодно сокращается. Например, посравнению с 2014 годом, в 2016 году количество детей — логопатов в нашем саду сократилось на 11%, у многих из них степень речевого нарушения стала более легкой. В этой связи необходимо представить структуру тщательно выстроенной практической работы клуба «Говоруны». Занятия, как отмечалось, проводятся два раза в неделю в групповой форме. Количество детей в группе —10–12 человек одного возраста. Каждое занятие включает в себя следующие обязательные элементы: разучивание нового артикуляционного упражнения; задания

на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками «су-джок», массажными ѐжиками, песочная терапия и др.); упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения; динамические паузы; дидактические игры на развитие фонематических представлений.

Только благодаря такому комплексному подходу, осуществляется результативная стимуляция тех отделов

мозга ребенка, которые отвечают за речь. И, конечно, благодаря столь разнообразной подаче планируемого материала, реализована возможность успешного проведения занятий даже с маленькими «говорунами».

Есть несколько важных моментов, которые делают наши занятия в клубе «Говоруны» очень интересными,

продуктивными и увлекательными для маленьких детей. Эти моменты определены постепенно, исходя из практического опыта реализации программы клуба. Занятия всегда проводятся в игровой форме. Каждое занятие — это новая игра. Ни одно занятие не дублируется. Но его элементы, будь то игра с массажным мячиком, дыхательное упражнение или пальчиковая гимнастика, повторяются несколько раз, работая на формирование активного словаря ребенка. Изначально красной нитью через занятие проходила очередная сказка о веселом язычке, которую можно было найти во всемирной сети. Но вскоре выяснилось, что дети помнят каждую сказку и, имея цель добиться такого разнообразия материала, который нам требуется, мы начали сами создавать сказки для каждой возрастной группы. Здесь необходимо помнить, что малышам будет непонятен сюжет сказки, написанной для более старших ребят, и упражнения будут сложнее для выполнения. А чтобы выполнять задания было детям интереснее, новый герой «приходит» на каждое занятие.

Вместе с ним малыши отправляются в увлекательное путешествие по сказке, с удовольствием выполняют непростые артикуляционные упражнения и увлеченно играют в дидактические и подвижные игры. При выборе темы занятия, героя, стараемся учитывать лексическую тему

недели в детском саду. Отметим, что очень часто занятие идет не по намеченному плану, а по совершенно новому сценарию, это зависит от детей, их настроения, наличия в группе чрезмерно активных «говорунов»,с нарушениями эмоционально-волевой сферы и т. д. Конечно, малыши чутко реагируют на поведение и настроение друг друга. Задача логопеда в данной ситуации — удержать их внимание,

использовать на таком занятии-импровизации все запланированные его элементы. В запасе имеется много стихотворных текстов, которые подойдут и для сопровождения манипуляций с мячиком «су-джок», и для пальчиковой гимнастики. И, конечно, сам ритм занятия — не затянутый, очень динамичный. Каждое упражнение сменяется последующим, конечно, без объявления названий или слов: «А сейчас мы с вами поиграем»; все занятие представляет собой одну большую увлекательную игру.

Безусловно, работа в подобном направлении чрезвычайно интересна для педагога — практика, учителя-логопеда, дефектолога, при этом, замечательные результаты ощутимы и в дальнейшей традиционной работе на

логопедическом пункте.

Литература:

1. Система работы по профилактике отставания в развитии речи детей раннего возраста в ДОУ: методиче-

ское пособие / О. А. Рогунова, Е. А. Барышникова, Т. А. Яровая, Н. А. Сидорова, А. С. Невраева. — Казань:

изд-во «Бук», 2016. — 58 с.



Предварительный просмотр:

Развитие активного словаря дошкольников посредством

дидактических игр

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем больше его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Целью нашей работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Согласно Федеральному государственному образовательному

стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1].

Для создания оптимальных условий развития активного словаря детей дошкольного возраста, мы используем проекты, которые проводятся как увлекательная игровая, творческая деятельность. Речевое развитие в интеграции с другими образовательными областями позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость детей, формируются нравственные привычки, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, поскольку она способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. В реализации проектов принимают участие воспитатели, специалисты ДОУ, дети и родители, так как в речевом развитии ребенка они играют колоссальную роль. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, и эффективным средством умственного развития. Игры и занятия в нашей группе начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата. Используя метод проектов, мы с детьми познакомились с разнообразием дидактических игр и создали новые. Таким образом, у нас обновились игры по следующим направлениям:

Игры с игрушками или с картинками. Из мелких игрушек и картинок, принесенных детьми, создаются игры. Одна из таких игр «Противоположности на картинках», где дети определяют, какой из четырех предметов, расположенных рядом с ним, противоположен ему по своему назначению. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством; совершенствуют умение сравнивать, классифицировать, устанавливать последовательность в решении задач.

Лексико-грамматические и словесные игры. Родители принимают активное участие в создании альбома «Будь внимателен!», в который включены игры для развития фонетико-фонематической стороны речи, слуховой памяти и внимания, коммуникативных способностей, связной и диалогической речи, умение и желание выражать свои мысли. Среди словесных игр много народных, связанных с потешками и прибаутками, загадками и перевертышами.

Игры — путешествия и игры — поручения усиливают впечатление, обращают внимание детей на то, что находится рядом, обостряют наблюдательность, активизируют умение преодолевать трудности. Так в развлечении «Осенние краски» ребята отправляются в гости (музыкальный зал) к бабушке и Оксанке, выполняют поручения бабушки и рисуют, поют и играют с Оксанкой.

Игры — предположения («что было бы, если…») используем для активизации мыслительной деятельности детей, умения слушать друг друга.

Игры-загадки развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы.

Настольные печатные игры уточняют и расширяют представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы.

В результате проектной деятельности дети активно принимают участие в создании самодельных игр, поэтапно распределяя свою работу и ставя перед собой определённые задачи. Один из примеров изготовление игры — ходилки «Новые приключения Колобка». Задачей изготовления данной игры является — закрепление знаний сказок, развитие речи, мышления, воображения, творчества и фантазии.

Игры — беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Игра — беседа предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать свои

суждения. В своей работе мы используем презентации и картотеки бесед, которые создаются в соответствии с календарно — тематическим планом. В процессе изготовления уже идет работа над развитием активного словаря, мы с детьми вспоминаем и придумываем загадки, считалочки. Чтобы привлечь их внимание к игре используем сюрпризный момент, интригующий вопрос, сговор на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше. Чтобы игра была успешной и решала поставленные дидактические задачи, мы всегда участвуем в ходе игры (отмечаем удачные решения, поддерживаем шутку, подбадриваем неуверенных в своих силах). Речь — инструмент развития высших отделов психики растущего человека. По мере развития ребёнка увеличивается его пассивный и активный словарь, увеличивается потребность в общении со взрослыми и сверстниками, что стимулирует развитие у него речевых навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные дидактические игры, в ходе которых происходит обогащение, закрепление и активизация словаря дошкольников. К концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах, что способствует развитию его интеллекта и высших эмоций, готовит почву для успешного его учения в школе, для творческой и трудовой деятельности.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Мини-

стерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).__