2. Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета

 Тихонова Н.И. учитель-логопед, г.  Новосибирск, МБДОУ д/с 333

 Содержание:

1. Зона коррекции звукопроизношения.

2.Зона формирования предпосылок читательской грамотности.

3.Зона формирования лексико-грамматического строя речи.

4.Зона учебно-игровых комплексов.

5.Зона развития внимания, памяти, словесно- логического мышления, зрительно- пространственных отношений, сенсомоторных процессов.

6.Зона развития моторики, речевого дыхания.

7. Зона индивидуализации в коррекции звукопроизношения.

8. Дидактические игрушки сделанные своими руками.

9. Зона использования информационно-коммуникативных технологий на занятиях по развитию речи.

10. Картотека дидактических игр с иппликатором Кузнецова.


Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно-пространственной среде определённые требования.

В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами.

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.

В логопедическом кабинете подобраны и систематизированы пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры.

Все зоны взаимосвязаны и решают коррекционные задачи.

Зона коррекции звукопроизношения:

 

«Сияние зеркал»

оборудована настенным зеркалом, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зона формирования предпосылок читательской грамотности.

«Звуковочка» 

(игры с буквами, словами, звуковые символы, настенное пособие для звукового анализа и синтеза «Звукобуквенные дощечки» и «Раздели слово на части», наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зона формирования  лексико- грамматического строя речи

 

В папках систематизированы дидактические игры по лексическим темам согласно перспективному плану тематических занятий по развитию речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зона  учебно- игровых комплексов: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зона развития внимания, памяти, словесно- логического мышления, зрительно- пространственных отношений, сенсомоторных процессов.

« Смекалочки»

(игровые упражнения на развитие ВПФ, учебно - наглядные пособия для развития познавательной деятельности, формирования лексико-грамматических категорий и связной речи») .

 

 

 

 

 

 

 

Зона развития мелкой моторики, речевого дыхания.

    « Речевое дыхание»

(пособия для выработки целенаправленной воздушной струи)

 «Ловкие пальчики»

(игровой материал для развития мелкой моторики) : коврики, трафареты,вкладыши, шнуровки, игры, массажные мячи и т.д.

«Внимательные ушки»

развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: пособия для различения неречевых звуков, дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков.

 

 

 

 

Зона индивидуализации в коррекции звукопроизношения.

Данная зона была создана для создания и осознания ребёнком собственного опыта в приобретении навыка чистого произношения определенного звука.В этой зоне дети с ТНР проявляют себя как субъекты собственной деятельности свободно определяющие и реализующие собственные цели, при этом добровольно возлагающие на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Дидактические игрушки сделанные своими руками.

Для повышения эффективности занятий по коррекции речи создала дидактическую игрушку " Жираф Гоша", для установления эмоционального контакта с ребёнком, ускорения темпов подготовки речедвигательного аппарата к постановке звуков, воспитания потребности в речевом общении как основы формирования речевой активности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Использование иппликатора Кузнецова в развитии мелкой моторики рук как средство развития речи  у детей с дизартрией»

 

В своей практике я решила использовать оптимизирующие логопедическую работу приемы, включающие пальцевые упражнения на иппликаторе Кузнецова.

Действуя с пособиями из иппликатора Кузнецова, дети получают возможность использовать три сенсорных канала: кинестетический, визуальный, аудиальный, т.е. происходит целесообразное слияние наглядности и практических действий ( и в этом заключается их инновационность.)

Используемые пособия многофункциональны: с их помощью в оптимальные сроки можно автоматизировать и дифференцировать любой звук ( гласный и согласный).

Они индивидуализируют коррекционный процесс: позволяют учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Доступны: переводят дидактическую ситуацию в план игры.

Вариативны: позволяют осуществлять ненавязчивое повторение и закрепление необходимых навыков.

Компактны: весь необходимый материал собран в одном месте.

 

Новизна материала (модули иппликатора Кузнецова) обеспечивает познавательную активность  и интерес детей. Тренировка органов артикуляции на переключение с одной артикуляции на другую, проводимые в умеренном и утрированном темпах, постепенно усложняются на модулях аппликатора, тем самым создаются прочные   кинестетические, артикуляторные и звукопроизносительные навыки.

Мягкий лэпбук «Играем пальчиками - развиваем речь.

Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а также развития тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры помогают подготовить руку к письму, развить координацию почувствовать ритм и одновременно с этим развивать речь ребёнка.В нашем детском саду дети с нарушениями речи начинают заниматься с учителем-логопедом уже со среднего возраста. Мягкая книжка стала просто необходимой в работе с речевыми детьми средней группы, как для развития мелкой моторики детей, так и для индивидуальной работы по развитию речи.  При помощи мягкоголэпбука легко заинтересовать детей, решать веселые задачки на внимание и сообразительность, развивать речь. Учить стихи о персонажах книжки, придумывать сказки, и обыгрывать их. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зона использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях по развитию речи.

В работе использую мультимедийные презентации - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме. Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так сочетаются традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей. Считается, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность работы в целом.

 

Скачать:

Предварительный просмотр: