2. Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета

 Тихонова Н.И. учитель-логопед, г.  Новосибирск, МБДОУ д/с 333

Цель и задачи логопедического кабинета.

 

Цель: Своевременное исправление речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Задачи логопедического кабинета:

  • Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и речевой помощи;
    Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы. 
  • Создание  развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению имеющихся нарушений.
  • Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.
  • Проведение  подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
  • Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.

Общая площадь   –   6 кв. м.

В кабинете предусмотрено 1 место для индивидуальной работы  логопеда с ребёнком и 3  места для подгрупповых занятий детьми.

В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми в возрасте 4- 7 лет.

В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии:

  • с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. N 2  "Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21  "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и/или безвредности для человека факторов среды обитания»
  • в соответствии с ФГОС пункт 3.3.4.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательной,  насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.

Для реализации ФГОС  в логопедическом кабинете создана благоприятная предметно-пространственная развивающая образовательная среда, которая нацелена на коррекцию речевых недостатков, обогащения речи, служит интересам, потребностям и развитию детей c ТНР, соответствует возрасту детей.

Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно-пространственной среде определённые требования.

В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами.

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.

В логопедическом кабинете подобраны и систематизированы пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры.

Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей.

Дети самостоятельно могут выбирать, с чем сегодня им хочется играть, и с какой  игровой зоны сегодня начнем заниматься.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все зоны взаимосвязаны и решают коррекционные задачи.

Зоны логопедического кабинета

Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

Зона  коррекции звукопроизношения  «Сияние зеркал»

 
 

Предназначена для проведения индивидуальных логопедических занятий.

Оборудование: стол, стулья, настенное зеркало для индивидуальной работы над звукопроизношением с использованием методических пособий необходимых для постановки нарушенных звуков.

Разделы учебно-дидактического материала зоны «Сияние зеркал»:

      Логопедическое обследование:

  • Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) Нищева Н.В., Детство-Пресс, 2017;
  • Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет), Т.А. Фотекова, 2000 г.
  • Картинный материал к речевой карте ребенка с ЗПР (от 4 до 7 лет), Г.А. Волкова, Детство-Пресс, 2003;
  • Картинный материал к речевой карте ребенка с ЗПР (от 4 до 7 лет), О.Б. Иншакова,  Владос,2000 г
  • Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С.Д Забрамная, О.В. Боровик, Владос, 2000 г.
  • Логопедические карточки для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей., Ранок, 2009 г.
  • Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слов, Н.Н. Белавина, Ранок, 2008 г
  • Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко

         

 

Коррекция мимики, артикуляционной моторики и звукопроизношения:

  • артикуляционная гимнастика в картинках;
  • набор зондозаменителей;
  • стерильные медицинские деревянные шпатели;
  • бумажные салфетки;
  • индивидуальные зеркала;
  • картотека слов на автоматизацию звуков;
  •  картотека слов для дифференциации звуков;
  • наглядный материал на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
  • дидактическая игрушка «Весёлый паровозик»
  • дидактический материал «Логопедическое лото»
  • дидактическая игрушка «Жираф Гоша»
  • дидактическая игрушка «Веселая поляна»

  

 

Развитие речевого дыхания (пособия для выработки целенаправленной воздушной струи:

  • «Дерево с листочками» (авторское пособие);
  • игрушки «Вертушки»;
  • зондозаменители «Диск»;
  •  «Воздушный футбол» (авторское пособие);
  • дудочки;
  • одноразовые трубочки;
  • различные лёгкие предметы для сдувания;
  • мыльные пузыри;

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия "Внимательные ушки" используются пособия для различения неречевых звуков, дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков.

  • Набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свистулька, свисток;
  •  «Что услышал, что увидел»
  •  сигнальные карточки,
  • схемы слова для определения позиции звука в слове
  • звуковые модели
  •  звуковая линейка
  • «Звуковые домики»
  •  «Назови картинку с заданным звуком»
  •  «Закрой окошечко, где живет звук»
  •  «Где звук звучит»
  • «Каждому звуку свою комнату»
  •  «Доскажи звук»
  • «Путешествие в страну звуков»
  • «Играем со звуками»

    

Зона развития мелкой моторики рук «Ловкие пальчики» 

  • шнуровки плоскостные;
  • шнуровки объёмные;
  • развивающая пирамида;
  • «Весёлые башмачки» объёмное текстильное пособие;
  • бусины и пинцет;
  • бусины и верёвочка для нанизывания;
  • счётные палочки и карточки с рисунками;
  • мозаика;
  • коврик резиновый массажный;
  • резиновые массажные шарики;
  • массажные шарики Су-Джок;
  • игры с баночками и коробочками;
  • кто в стаканчике живет;
  • игры с матрешками;
  • игры с рамками-вкладышами;
  • игры с конструктором.

    

       

Зона форм ирования лексико-грамматического строя, словаря и связной речи «Говорунок»:

  • сюжетные картинки;
  • серии сюжетных картинок;
  • предметные картинки на подбор антонимов;
  • предметные картинки на подбор синонимов;
  • предметные картинки слов-действий;
  • предметные картинки слов-признаков;
  • многозначные слова;
  • множественное число «один – много»;
  • схемы для составления описательных рассказов;
  • картинки для словообразования;
  • картинки слов различной слоговой структуры;
  • набор предметных картинок на образование названий детенышей животных;
  • набор предметных картинок на образование относительных прилагательных;
  • набор предметных картинок на образование притяжательных прилагательных;
  • набор сюжетных картинок на образование приставочных глаголов;
  • набор карточек для упражнений в употреблении предлогов;
  • папки с картинным материалом по лексическим темам.

  

Зона формирования предпосылок читательской грамотности «Звуковочка».     

Разделы учебно-дидактического материала зоны:

  • пеналы на проведение звукового анализа;
  • слоговые таблицы;
  • набор карточек для звукового анализа и синтеза;
  • карточки «Весёлая азбука»;
  • Магнитная азбука
  • слоговая линейка
  • картинный материал,
  • карточки-задания,
  • схемы гласные и согласные буквы для чтения,
  • «Составь слово»,
  • «Составь слово из слогов»,
  • «Цепочка слов»,
  • Лото «Мы читаем»,
  • «Покажи количество слогов в слове»,
  • «Сложи слово, найди ему пару»,
  • «Пишем и читаем»,
  • «Читаем по слогам»,
  • «Слоги», слова с пропущенными буквами, слогами, Занимательные материалы по обучению чтению
  • Набор предметных картинок на выделение звука из слова.

     

Зона развития внимания, памяти, словесно- логического мышления, зрительно- пространственных отношений, сенсомоторных процессов  «Смекалочки»

  • картинная игра «Найди отличия»;
  • картинная игра «Четвёртый лишний»;
  • пособия по принципу доски Сегена;
  • дидактическая игра «Чья тень?»;
  • лото;
  • пирамиды.
  • «Почини сапожки»
  • «Одень девочку и мальчика»
  • «Сложи из частей целое" по теме «Игрушки». «Обувь» «Одежда» «Птицы» «Дом животные» «Дикие животные»;
  • «Четвертый лишний»
  • матрешка,
  • счетные палочки,
  • «Чудесный мешочек»,
  • «Что перепутал художник»;
  •  «Выложи картинку из палочек», 
  •  «Паровозик»,
  • «Разноцветные домики»,
  • «Волшебные варежки»,
  • кубики «Транспорт»,
  •  «Подбери по размеру»,
  • «Подбери по цвету»,
  • «Собери машинку из геометрических фигур», пазлы.

 

Зона развития графомоторных навыков, профилактика дисграфии

  • карандаши, ручки;
  • трафареты для обводки и штриховки;
  • графические диктанты

 

Зона подгрупповой работы. Предназначена для проведения подгрупповых занятий с детьми.

Оборудование:

  • стол,стулья, доска, иллюстративные материалы

Учебно - игровые комплексы:

  • «Действия»
  • «Домашние животные»
  • «Слова-действия от предложения к рассказу»
  • «Предлоги»
  •  «Дикие животные»
  •  «Ягоды»
  •  «Сложные слова»
  • «Деревья»
  • «Фрукты»
  • «Ягоды»
  • «Грибы и цветы»
  • «Слова-предметы»

 

Зона методического обеспечения:

Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:

  1. Нормативно-правовая база деятельности учителя-логопеда ДОУ
  2. Списки детей со статусом ОВЗ.
  3. Циклограмма рабочего времени.
  4. Рабочая программа учителя-логопеда по реализации АОП ДО для с ТНР.
  5. Рабочая программа учителя-логопеда по реализации АОП ДО для с ЗПР.
  6. План по самообразованию.
  7. Годовой план работы учителя-логопеда по коррекционной работе ДОУ.
  8. Расписание НОД
  9. Перспективно-календарный план фронтальных занятий.
  10. Календарно-тематический план по развитию речи и обучению грамоте.
  11. Журнал учёта посещаемости коррекционно-развивающих занятий.
  12. Сравнительные результаты обследования речевого развития детей со статусом ОВЗ
  13. Аналитический отчёт
  14. Отчёт по самообразованию.

 

Зона индивидуализации в коррекции звукопроизношения: «это – Я» -  данная зона предназначена для создания и осознания собственного опыта в приобретении навыка чистого произношения определённого звука.

 

 

 Зона использования ИКТ-технологий на занятиях по развитию речи: использование презентационных инструментальных средств позволяет, привести эффект наглядности в занятии и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объёме.

 

 

Информационная зона для педагогов и родителей.

Она расположена на планшетах (стендах): в приемной группы, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

Рабочее место учителя-логопеда.

Предназначено для организации работы педагога.

Оборудование:

  • письменный стол
  • стул
  • компьютер
  • принтер.

 

Зона взаимосвязи учителя-логопеда и родителей

Предназначена для организации консультативной  работы педагога.

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр: