2. Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета
Цель и задачи логопедического кабинета.
Цель: Своевременное исправление речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Задачи логопедического кабинета:
- Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и речевой помощи;
Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы. - Создание развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению имеющихся нарушений.
- Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.
- Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
- Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
Общая площадь – 6 кв. м.
В кабинете предусмотрено 1 место для индивидуальной работы логопеда с ребёнком и 3 места для подгрупповых занятий детьми.
В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми в возрасте 4- 7 лет.
В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии:
- с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и/или безвредности для человека факторов среды обитания»
- в соответствии с ФГОС пункт 3.3.4.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательной, насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.
Для реализации ФГОС в логопедическом кабинете создана благоприятная предметно-пространственная развивающая образовательная среда, которая нацелена на коррекцию речевых недостатков, обогащения речи, служит интересам, потребностям и развитию детей c ТНР, соответствует возрасту детей.
Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно-пространственной среде определённые требования.
В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами.
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.
В логопедическом кабинете подобраны и систематизированы пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры.
Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей.
Дети самостоятельно могут выбирать, с чем сегодня им хочется играть, и с какой игровой зоны сегодня начнем заниматься.

Все зоны взаимосвязаны и решают коррекционные задачи.
Зоны логопедического кабинета
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:
Зона коррекции звукопроизношения «Сияние зеркал»
• Предназначена для проведения индивидуальных логопедических занятий.
Оборудование: стол, стулья, настенное зеркало для индивидуальной работы над звукопроизношением с использованием методических пособий необходимых для постановки нарушенных звуков.
Разделы учебно-дидактического материала зоны «Сияние зеркал»:
Логопедическое обследование:
- Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) Нищева Н.В., Детство-Пресс, 2017;
- Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет), Т.А. Фотекова, 2000 г.
- Картинный материал к речевой карте ребенка с ЗПР (от 4 до 7 лет), Г.А. Волкова, Детство-Пресс, 2003;
- Картинный материал к речевой карте ребенка с ЗПР (от 4 до 7 лет), О.Б. Иншакова, Владос,2000 г
- Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С.Д Забрамная, О.В. Боровик, Владос, 2000 г.
- Логопедические карточки для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей., Ранок, 2009 г.
- Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слов, Н.Н. Белавина, Ранок, 2008 г
- Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко

Коррекция мимики, артикуляционной моторики и звукопроизношения:
- артикуляционная гимнастика в картинках;
- набор зондозаменителей;
- стерильные медицинские деревянные шпатели;
- бумажные салфетки;
- индивидуальные зеркала;
- картотека слов на автоматизацию звуков;
- картотека слов для дифференциации звуков;
- наглядный материал на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
- дидактическая игрушка «Весёлый паровозик»
- дидактический материал «Логопедическое лото»
- дидактическая игрушка «Жираф Гоша»
- дидактическая игрушка «Веселая поляна»


Развитие речевого дыхания (пособия для выработки целенаправленной воздушной струи:
- «Дерево с листочками» (авторское пособие);
- игрушки «Вертушки»;
- зондозаменители «Диск»;
- «Воздушный футбол» (авторское пособие);
- дудочки;
- одноразовые трубочки;
- различные лёгкие предметы для сдувания;
- мыльные пузыри;

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия "Внимательные ушки" используются пособия для различения неречевых звуков, дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков.
- Набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свистулька, свисток;
- «Что услышал, что увидел»
- сигнальные карточки,
- схемы слова для определения позиции звука в слове
- звуковые модели
- звуковая линейка
- «Звуковые домики»
- «Назови картинку с заданным звуком»
- «Закрой окошечко, где живет звук»
- «Где звук звучит»
- «Каждому звуку свою комнату»
- «Доскажи звук»
- «Путешествие в страну звуков»
- «Играем со звуками»


Зона развития мелкой моторики рук «Ловкие пальчики»
- шнуровки плоскостные;
- шнуровки объёмные;
- развивающая пирамида;
- «Весёлые башмачки» объёмное текстильное пособие;
- бусины и пинцет;
- бусины и верёвочка для нанизывания;
- счётные палочки и карточки с рисунками;
- мозаика;
- коврик резиновый массажный;
- резиновые массажные шарики;
- массажные шарики Су-Джок;
- игры с баночками и коробочками;
- кто в стаканчике живет;
- игры с матрешками;
- игры с рамками-вкладышами;
- игры с конструктором.

Зона форм ирования лексико-грамматического строя, словаря и связной речи «Говорунок»:
- сюжетные картинки;
- серии сюжетных картинок;
- предметные картинки на подбор антонимов;
- предметные картинки на подбор синонимов;
- предметные картинки слов-действий;
- предметные картинки слов-признаков;
- многозначные слова;
- множественное число «один – много»;
- схемы для составления описательных рассказов;
- картинки для словообразования;
- картинки слов различной слоговой структуры;
- набор предметных картинок на образование названий детенышей животных;
- набор предметных картинок на образование относительных прилагательных;
- набор предметных картинок на образование притяжательных прилагательных;
- набор сюжетных картинок на образование приставочных глаголов;
- набор карточек для упражнений в употреблении предлогов;
- папки с картинным материалом по лексическим темам.

Зона формирования предпосылок читательской грамотности «Звуковочка».
Разделы учебно-дидактического материала зоны:
- пеналы на проведение звукового анализа;
- слоговые таблицы;
- набор карточек для звукового анализа и синтеза;
- карточки «Весёлая азбука»;
- Магнитная азбука
- слоговая линейка
- картинный материал,
- карточки-задания,
- схемы гласные и согласные буквы для чтения,
- «Составь слово»,
- «Составь слово из слогов»,
- «Цепочка слов»,
- Лото «Мы читаем»,
- «Покажи количество слогов в слове»,
- «Сложи слово, найди ему пару»,
- «Пишем и читаем»,
- «Читаем по слогам»,
- «Слоги», слова с пропущенными буквами, слогами, Занимательные материалы по обучению чтению
- Набор предметных картинок на выделение звука из слова.

Зона развития внимания, памяти, словесно- логического мышления, зрительно- пространственных отношений, сенсомоторных процессов «Смекалочки»
- картинная игра «Найди отличия»;
- картинная игра «Четвёртый лишний»;
- пособия по принципу доски Сегена;
- дидактическая игра «Чья тень?»;
- лото;
- пирамиды.
- «Почини сапожки»
- «Одень девочку и мальчика»
- «Сложи из частей целое" по теме «Игрушки». «Обувь» «Одежда» «Птицы» «Дом животные» «Дикие животные»;
- «Четвертый лишний»
- матрешка,
- счетные палочки,
- «Чудесный мешочек»,
- «Что перепутал художник»;
- «Выложи картинку из палочек»,
- «Паровозик»,
- «Разноцветные домики»,
- «Волшебные варежки»,
- кубики «Транспорт»,
- «Подбери по размеру»,
- «Подбери по цвету»,
- «Собери машинку из геометрических фигур», пазлы.

Зона развития графомоторных навыков, профилактика дисграфии
- карандаши, ручки;
- трафареты для обводки и штриховки;
- графические диктанты

Зона подгрупповой работы. Предназначена для проведения подгрупповых занятий с детьми.
Оборудование:
- стол,стулья, доска, иллюстративные материалы
Учебно - игровые комплексы:
- «Действия»
- «Домашние животные»
- «Слова-действия от предложения к рассказу»
- «Предлоги»
- «Дикие животные»
- «Ягоды»
- «Сложные слова»
- «Деревья»
- «Фрукты»
- «Ягоды»
- «Грибы и цветы»
- «Слова-предметы»

Зона методического обеспечения:
Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:
- Нормативно-правовая база деятельности учителя-логопеда ДОУ
- Списки детей со статусом ОВЗ.
- Циклограмма рабочего времени.
- Рабочая программа учителя-логопеда по реализации АОП ДО для с ТНР.
- Рабочая программа учителя-логопеда по реализации АОП ДО для с ЗПР.
- План по самообразованию.
- Годовой план работы учителя-логопеда по коррекционной работе ДОУ.
- Расписание НОД
- Перспективно-календарный план фронтальных занятий.
- Календарно-тематический план по развитию речи и обучению грамоте.
- Журнал учёта посещаемости коррекционно-развивающих занятий.
- Сравнительные результаты обследования речевого развития детей со статусом ОВЗ
- Аналитический отчёт
- Отчёт по самообразованию.

Зона индивидуализации в коррекции звукопроизношения: «это – Я» - данная зона предназначена для создания и осознания собственного опыта в приобретении навыка чистого произношения определённого звука.

Зона использования ИКТ-технологий на занятиях по развитию речи: использование презентационных инструментальных средств позволяет, привести эффект наглядности в занятии и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объёме.

Информационная зона для педагогов и родителей.
Она расположена на планшетах (стендах): в приемной группы, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

Рабочее место учителя-логопеда.
Предназначено для организации работы педагога.
Оборудование:
- письменный стол
- стул
- компьютер
- принтер.

Зона взаимосвязи учителя-логопеда и родителей
Предназначена для организации консультативной работы педагога.

Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.29 МБ |
