Инструкции по технике безопасности в кабинете химии

Салахова Гулина Фаритовна

В этом разделе представлены инструкции по охране труда в кабинете химии,  требования безопасности  при размещении и хранении реактивов, группы реактивов, журнал инструктажа обучающихся и журнал регистрации прекурсоров

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
по охране труда для учащихся в кабинете химии

Общие положения
1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете химии.
2. К проведению работы в кабинете химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие медицинский осмотр.
3. Вредными и опасными производственными факторами при проведении лабораторных и практических работ могут быть:

  • химические ожоги при работе с химреактивами;
  • термические ожоги при работе с нагревательными приборами;
  • порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
  • отравления токсичными веществами.

4. Вход в кабинет химии только по приглашению учителя, без верхней одежды и в сменной обуви.
5. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения занятий возможен только по разрешению учителя.
6. Проходы между столами не должны загромождаться портфелями, сумками.
7. В лаборатории нельзя работать при плохом самочувствии.
8. При получении травмы (порезы, ожоги и т. п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю, лаборанту.
9. Нельзя вносить в кабинет и выносить из него какие-либо вещества без ведома учителя.

Требования безопасности перед началом работы
1. Перед началом работы необходимо изучить по учебнику порядок ее проведения. Учащиеся в соответствии с инструкцией учителя подготавливают рабочее место, проверяют исправность оборудования, инструментов, приборов и т. д. Соблюдают все указания по безопасному обращению с реактивами, нагреванием веществ.
2. Проверьте исправность оборудования, водопровода, электросети и т.п. Обо всех неполадках в их работе необходимо ставить в известность учителя или лаборанта. Нельзя устранять неисправности самостоятельно.
3. При проведении работ, связанных с нагреванием жидкостей до температур кипения, использованием разъедающих растворов, подготовьте защитные очки.
4. Подготовьте рабочее место, уберите все лишнее.


Требования безопасности при работе
1. Работать необходимо аккуратно, неукоснительно соблюдая порядок проведения работы, изученный по учебнику или пособию, выполнять требования охраны труда при проведении практических или лабораторных работ. Работайте только над столом.
2. Подготовленный прибор покажите учителю или лаборанту.
3. Будьте особенно осторожны в обращении с концентрированными растворами кислот и щелочей, огнеопасными и ядовитыми веществами.
4. Берите вещества для опыта в минимально-необходимых количествах и только в чистую посуду.
5. Обо всех разливах химических жидкостей, а также о рассыпанных твердых веществах нужно сообщить учителю или лаборанту. Самостоятельно убирать любые химические вещества нельзя.
6. Участки кожи или одежды, на которые попал реактив, сначала промойте большим количеством воды, затем обработайте нейтрализующим веществом.
7. Не оставляйте без присмотра включенные нагревательные приборы.
8. Не проводите самостоятельно опыты, не предусмотренные инструкцией; нельзя произвольно смешивать вещества.

Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При возникновении в кабинете во время занятий чрезвычайных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов и т. п.) не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.
2. При разливах растворов, рассыпании твердых веществ немедленно сообщите об этом учителю или лаборанту. Не убирайте самостоятельно никакие вещества.
3. При разливах легковоспламеняющихся или горючих веществ немедленно погасите открытый огонь, сообщите об этом учителю или лаборанту, по его указанию немедленно покиньте помещение.
4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирайте ее осколки незащищенными руками, а используйте для этой цели щетку и совок.
5. В случае возникновения травм, сообщите об этом учителю или лаборанту, при необходимости окажите пострадавшему первую помощь.
6. Для тушения пожара используйте имеющиеся в кабинете противопожарные средства: песок, совок, покрывало, огнетушитель.
Телефон скорой помощи – 03, пожарной команды – 01.
Адрес ближайшего мед. учреждения – _______________________________________________

Требования безопасности по окончанию работы
Погасите спиртовку специальным колпачком, приведите в порядок рабочее место.
Не оставляйте склянки с реактивами открытыми, не сливайте и не ссыпайте оставшиеся вещества в сосуд, из которого они были взяты. Не выливайте в канализацию растворы и органические жидкости, сливайте их в специальные сосуды на рабочих местах. Уборку рабочих мест по окончанию работы производите в соответствии с указаниями учителя.
По окончанию практических и лабораторных работ снимите спецодежду и вымойте руки с мылом.



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКТАЖ
на рабочем месте по охране труда для учащихся
в кабинете химии (первичный, повторный)

Работа в химической лаборатории связана с некоторой опасностью, поскольку многие вещества ядовиты и взрывоопасны. Большинство несчастных случаев являются следствием небрежности и невнимательности работающих. Существуют общие правила, выполнение которых обязательно для каждого работающего, независимо от того, какой эксперимент он выполняет.

1. Работать одному в лаборатории категорически запрещается, т.к. при возникновении несчастного случая будет некому оказать помощь пострадавшему.
2. Во время работы необходимо соблюдать чистоту, тишину, порядок и правила охраны труда, т. к. поспешность, неряшливость часто приводят к несчастным случаям.
3. Каждый работающий должен знать, где в кабинете находятся средства пожарной защиты и аптечка, уметь ими пользоваться.
4. Категорически запрещается в лаборатории принимать пищу, пить воду, курить, пробовать вещества на вкус.
5. Нельзя приступать к работе, пока не усвоена техника безопасного ее выполнения.
6. Сосуды с реактивами после употребления необходимо закрывать пробками и ставить на соответствующие места.
7. Опыты следует проводить только в чистой лабораторной посуде.
8. Нюхать вещества можно лишь осторожно, направляя на себя пары или газы легким движением руки, не наклоняясь к сосуды и не вдыхая полной грудью.
9. При проведении работы можно пользоваться только теми склянками, банками и т. п., на которых имеются четкие надписи на этикетках.
10. Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой – поддерживать снизу за дно.
11. Нельзя, пользуясь пипеткой, затягивать ртом органические вещества и их растворы.
12. Во время нагревания веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Также, нельзя заглядывать в нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения при выбросе горячей массы.
13. После окончания работы все отходы нужно сливать в сосуды для отработанных жидкостей.
14. Необходимо знать месторасположение и уметь пользоваться средствами противопожарной защиты: песком, совком, огнетушителем.

Инструкцию составил:



Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО
(Реквизиты документа,выражающего мнение профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа)

                             УТВЕРЖДАЮ:
                     Директор МБОУ ООШ №__

                   _____________________( Ф.И.О.)


                   "___"________________20__ г

ИНСТРУКЦИЯ №__
по охране труда для учителя химии




I. Общие требования безопасности

1. К работе допускаются лица, достигшие 18 лет, обоего пола, имеющие соответствующее педагогическое образование и прошедшие медицинский осмотр.

2. Учитель должен :
- знать должностные обязанности и инструкции по ОТ
- пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте
- руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка
- режим его труда и отдыха определяется графиком работы учителя
- относится к электротехнологическому персоналу и имеет 2-ю квалификационную группу допуска

3. Травмоопасность в кабинете :
- при использовании различных кислот
- при использовании стеклянной лабораторной посудой
- при пользовании спиртовкой
- при работе с химическими реактивами
- при работе с различными растворами

4. Не хранить в учебном кабинете химические вещества и реактивы

5. Не допускать проведения в кабинете занятий по другим предметам.

6. При проведении лабораторных работ использовать исправный вытяжной шкаф

7. В кабинете должны быть первичные средства пожаротушения и аптечка, для оказания в случае травматизма первой помощи пострадавшим

8. О случаях травматизма сообщать администрации школы.

9. Соблюдать личную гигиену и технику безопасности - работать в спецодежде (халат, очки, перчатки)

10. Нести административную, материальную и уголовную ответственность за нарушение требований инструкций по ОТ.

II. Требования безопасности перед началом работы


- Проверить готовность рабочих мест к учебным занятиям
- Проверить наличие необходимого оборудования ,химреактивов при проведении лабораторно-практических работ
- Проверить исправность электроосвещения, вытяжного шкафа
- Проветрить кабинет
- Не допускать нахождение учащихся в кабинете без учителя
- Следить за чистотой и порядком в кабинете

III. Требования безопасности во время работы


- Разработать памятки-инструкции для учащихся при проведении лабораторно-практических работ
- Соблюдать личную безопасность труда
- Выдать учащимся рабочую одежду (халаты )
- Следить за соблюдением рабочего порядка на местах
- Провести инструктаж с учащимися при выполнении учебной работы
- Контролировать правильное выполнение инструкций-памяток

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях


- В случае возникновения аварийной ситуации ,угрожающей жизни и здоровью учащихся, принять меры к их срочной эвакуации
- Сообщить о случившемся администрации и приступить к её ликвидации
- В случае травматизма оказать первую помощь пострадавшим
- При внезапном заболевании учащегося вызвать медработника

V. Требования безопасности по окончании работы


- После окончания учебных занятий , все химреактивы, оборудование, химпосуду, соблюдая осторожность, убрать в лаборантскую
- Отключить вытяжной шкаф
- Привести в порядок рабочее место
- Снять рабочую одежду ,перчатки и очки
- Вымыть руки мыльным раствором
- Выключить электроосвещение и закрыть кабинет на ключ
- В случае проявления каких-либо недостатков, обнаруженных во время занятий, известить об этом администрацию школы.



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда в кабинете химии при нагревании

и обращении с нагревательными приборами

1. Пользуясь спиртовкой, помните:

  • в нерабочем состоянии спиртовка всегда должна быть плотно закрыта; перед началом работы не забудьте приподнять колпачок и диск с фитилем, чтобы избежать дальней вспышки пламени;
  • не зажигайте спиртовку от другой горящей спиртовки, в горящую спиртовку не подливайте спирт;
  • не допускайте сильного нагревания резервуара;
  • не переносите горящую спиртовку (как и любой нагревательный прибор) – это очень опасно;
  • обращайтесь с прибором осторожно, чтобы не уронить , не опрокинуть и не разбить его;
  • не дуйте на горящую спиртовку; гасите ее только колпачком: поднесите колпачок сбоку и быстро накройте пламя;
  • если авария произошла и горящий спирт разлился по столу, прикройте пламя накидкой, залейте водой или пеной.


2. При нагревании веществ непосредственно над открытым пламенем (спиртовки, горелки, сухого горючего):

  • производите все предельно осторожно;
  • до начала работы убедитесь, что пробирка или другая химическая посуда не имеет трещин, внешняя поверхность сосуда сухая;
  • закрепляя пробирку или другой стеклянный сосуд в лапке штатива или пробиркодержателе, не применяйте чрезмерных усилий; так как при нагревании стекло расширяется;
  • начиная нагревать прогрейте пробирку со всех сторон, держа ее наклонно. Далее прогревайте ту часть пробирки , где находится вещество;
  • пробирку при нагревании держите так, чтобы выброшенное случайно содержимое не попало на работающих или находящихся рядом.

3. При работе с любыми нагревательными приборами строго выполняйте следующие правила:

  • Не нагревайте пламенем без теплоизолирующий подставки хрупкую посуду (колбы, химические стаканы) из простого стекла, с большим объемом жидкости.
  • Сильно нагретую химическую посуду не ставьте на холодную или мокрую поверхность.
  • Нагревайте спирт, бензин, эфир и другие огнеопасные вещества только на водяной или песчаной бане; горелке, спиртовке при этом тушите.
  • Пробирку с газоотводной трубкой, опущенной в жидкость, не прекращайте нагревать до тех пор, пока не уберете газоотводную трубку из жидкости.
  • Никогда не выпаривайте растворы досуха.
  • Нагревая или прокаливая, разбрызгивающиеся вещества, надевайте предохранительные очки для защиты глаз или проводите работу в вытяжном шкафу с закрытой створкой.
  • Не наклоняйтесь над сосудом, в котором что-либо кипит или в который наливают жидкость, особенно едкую, так как брызги могут попасть в глаза.
  • Не спешите браться за стекло незащищенными руками. Горячее стекло по внешнему виду не отличается от холодного.
  • При обнаружении любых неисправностей немедленно прекратите работу, сообщите учителю.

Инструкцию составил:



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ по пожарной безопасности
в кабинете химии и лаборантской

1. Общие требования пожарной безопасности
1.1. Кабинет химии и лаборантская должны постоянно содержаться в чистоте.
1.2. Эвакуационные проходы не загромождать каким-либо оборудованием и предметами.
1.3. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах на высоте не более 1,5 м, где исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.
1.4. Неисправные электросети и электрооборудование немедленно отключать до приведения их в пожаробезопасное состояние.
1.5. По окончании занятий необходимо тщательно осмотреть закрепленные помещения и закрыть их, обесточив электросеть.

2. Запрещается:
2.1. Курить в помещениях учреждения.
2.2. Хранить в здании учреждения легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и другие легковоспламеняющиеся материалы.
2.3. Использовать для отделки стен и потолков горючие материалы.
2.4. Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.
2.5. Применять в качестве электрической защиты самодельные и некалиброванные предохранители («жучки»).
2.6. Проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня.

3. Действия при возникновении пожара.
3.1. Немедленно сообщить о пожаре в пожарную часть по телефону 01.
3.2. Немедленно оповестить людей о пожаре и сообщить руководителю учреждения или заменяющему его работнику.
3.3. Открыть все эвакуационные выходы и эвакуировать людей из здания.
3.4. Вынести из здания наиболее ценное имущество и документы.
3.5. Покидая помещение или здание, выключить вентиляцию, закрыть за собой нее двери и окна во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения.
3.6. Силами добровольной пожарной дружины приступить к тушению пожара и его локализации с помощью первичных средств пожаротушения.
3.7. Отключить электросеть и обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током.

Ответственный за противопожарное состояние здания:

СОГЛАСОВАНО
Заместитель руководителя учреждения:



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда в кабинете химии
при работе с кислотами и щелочами

Работа с кислотами и щелочами различной концентрации требует осторожности и максимального внимания, особенно при нагревании. Попадая на кожу или глаза, эти вещества способны вызывать серьезные поражения.
Ожоги концентрированными кислотами очень болезненны, сопровождаются трудно заживающими ранами и оставляют рубцы. Разрушению также могут подвергнуться одежда и обувь.
При работе следует выполнять следующие правила:

1. Приготовление растворов из твердых щелочей концентрированных кислот разрешается только учителю. Фарфоровую посуду наполовину заполните холодной водой, а затем, небольшими порциями, при постоянном перемешивании, добавляйте вещество.

2. Учащиеся работают с концентрированными кислотами под тщательным наблюдением и контролем со стороны учителя за их действиями, строго соблюдая методику работы, инструкцию по охране труда.

3. Смешивая серную кислоту с водой, приливайте кислоту к воде небольшими порциями, азотную кислоту смешивайте с серной, приливая азотную к серной. Пробирку с приготовляемой смесью охлаждайте, погружая в холодную воду.

4. Перемешивая содержимое пробирки, содержащей кислоту, не закрывайте ее отверстие пальцем руки, а используйте для этого пробку или перемешайте, слегка постукивая пальцем по нижней части пробки.

5. Работу с большим количеством кислот и щелочей производите в защитных очках и перчатках. С летучими веществами работайте под вытяжкой. Переливайте жидкости, пользуясь воронкой, работайте вдвоем.

6. Растворы кислот и щелочей готовьте в фарфоровой или стеклянной тонкостенной посуде.

7. Пользуясь кристаллическими щелочами, остерегайтесь попадания даже пылевидных частиц, образующихся при встряхивании, на руки и одежду. Не берите гранулы руками, используйте для этого штапель или пинцет. При необходимости размельчения щелочей, натронной извести или других веществ, едкую или ядовитую пыль, работайте под вытяжкой или в хорошо проветриваемом помещении.

8. При переливании реактивов не наклоняйтесь над сосудами во избежании попадания капель жидкостей на кожу, глаза или одежду.

9. При всех опытах, при проведении которых возможно разбрызгивание, разбрасывание взрыв или выброс веществ, надевайте очки, пользуйтесь защитным экраном.

10. Не храните растворы концентрированных щелочей в тонкостенной посуде долгое время (не более 3 суток), так как в результате взаимодействия прочность посуды снижается.

11. Кислоты и щелочи не затягивайте ртом в сифон пипетки.

12. Не применяйте серную кислоту в вакуум-эксикаторах в качестве осушителя, так как в случае взрыва прибора вылившаяся кислота может попасть на работающего и вызвать сильный ожог.

13. Имейте наготове в лаборатории достаточные количество растворов для нейтрализации пролитых или попавших на работающих кислот и щелочей (растворы соды, аммиака, уксусной и борной кислот).

14. Пролитые кислоты или щелочи засыпайте песком а затем убирайте совком со щеткой. Остатки реактива нейтрализуйте раствором соды, если пролита кислота, или раствором уксусной кислоты, если пролита щелочь.

15. При ожогах крепкими щелочами промойте пораженный участок водой и положите компресс из ваты, смоченной 1% раствором уксусной кислоты. При ожогах концентрированными кислотами промойте пораженный участок большим количеством воды, а затем 1% раствором гидрокарбоната натрия, положите марлевый или ватный тампон, смоченный этим нейтрализующим средством. Если кислота или щелочь попали в глаза, промойте их водой, используя специальное приспособление, а затем 2% раствором гидрокарбоната натрия для нейтрализации кислоты или 2% раствором борной кислоты для нейтрализации щелочи. Для промывания используйте специальные глазные ванночки.

16. При отравлении щелочами (гидрооксидом натрия, нашатырным спиртом, поташем и т. п.) выпейте молоко или 2% раствор уксусной, лимонной кислот или сок лимона). Не применяйте рвотных средств. При отравлениях кислотами выпейте воды с йодом или с тертым мелом, тертой яичной скорлупой (0,5 чайной ложки на стакан воды), 1% раствор пищевой соды, не промывайте желудок.

17. После оказания первой помощи обратитесь к врачу.

Инструкцию составил : ________________



Предварительный просмотр:

Оказание первой доврачебной помощи

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ – это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшим при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях.

1. Легкие травмы

1.1. Успокоить пострадавшего. При ушибе – положить холод на место ушиба и наложить тугую повязку. При растяжении (больно совершать движения в суставах) – наложить фиксирующую повязку, положить холод.

1.2. Вызвать медицинского работника, сообщить родителям и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.

2. Переломы (образуется выступ или впадина)

2.1. Зафиксировать конечность (два сустава, а при переломе левой и бедренной кости – три).

2.2. Вызвать медицинского работника, сообщить родителям и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.

3. Перелом открытый

3.1.При переломе открытом, относится к нему сначала как к ране, только потом как к перелому — это основа первой доврачебной помощи при травмах.

3.2. Наложить стерильную повязку и зафиксировать конечность.

3.3. Вызвать медицинского работника и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.

Следует помнить следующие правила оказания помощи при травмах (п. 2 и 3.):

· фиксировать деформированную конечность необходимо в том положении, в котором она находится, чтобы не навредить ещё больше;

· при наложении шины, необходимо проследить за тем, что бы сустав был зафиксирован до и после перелома;

· использовать все возможные в данной ситуации подручные средства;

· перелом фиксируем, не изменяя его положения;

· вправлять ничего не нужно, фиксируем как перелом;

· большая кровопотеря не исключена;

· можно применить холод к месту травмы или перелома, чтобы уменьшить боль; при этом лёд к голому телу не прикладывается, его необходимо обернуть.

· Симптомов перелома или травмы может быть несколько:

· кровь;

· неестественное положение конечности;

· нарушение подвижности конечности;

· боль;

· опухоль;

· оголенная кость в ране при открытом переломе.

В любом случае не зависимо от типа травмы не пытайтесь самостоятельно придать конечности естественное положение.

4. Электротравмы

4.1. Прекратить контакт с источником тока. Отключить ток или, если не удается, отодвинуть пострадавшего от источника тока.

4.2. При отсутствии дыхания и пульса – провести реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца и искусственное дыхание).

4.3. Вызвать скорую помощь.

4.4. Реанимацию проводить до прибытия скорой помощи или до появления пульса и самостоятельного дыхания.

5. Ожоги (открытым огнем или горячей жидкостью)

5.1. Ожоги – повреждение тканей, возникающее под действием высокой температуры, электрического тока, кислот, щелочей или ионизирующего излучения. Соответственно различают термические, электрические, химические и лучевые ожоги. Термические ожоги встречаются наиболее часто, на них приходится 90-95% всех ожогов.

5.2. Если ожог небольшой обожженный участок подержать под холодной водой и наложить стерильную повязку.

5.3. При сильных ожогах наложить стерильную повязку.

5.4.Для местного лечения ожогов лучше применять многокомпонентные аэрозоли (левовинизоль, олазоль, ливиан, пантенол).

5.5. При тяжелых (обширных) поражениях вызвать скорую помощь и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.

6. Помощь при порезах и ушибах

6.1. В первую очередь необходимо остановить кровотечение (жгут, пережатие сосуда, давящая повязка).

6.2. Если рана загрязнена, грязь удаляется только вокруг, но ни в коем случае не из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени и обращаются в медпункт.

6.3. Если после наложения жгута кровотечение продолжается, на рану накладывают стерильный тампон, смоченный 3-процентным раствором перекиси водорода, затем стерильную салфетку и туго бинтуют. Если повязка намокает от поступающей крови, новую накладывают поверх старой.

6.4. Первая помощь при ушибах - покой поврежденному органу. На область ушиба накладывают давящую повязку и холод (например, лед в полиэтиленовом мешочке, холодный металлический предмет и др. источники холода). Ушибленному органу придают возвышенное положение.

6.5. При ушибах головы пострадавшему обеспечивают полный покой и вызывают скорую помощь.

6.6. Инородные тела, попавшие в глаз, разрешается удалить влажным ватным или марлевым тампоном. Затем промывают глаз водой из фонтанчика не менее 7 - 10 минут. Для подачи воды допускается также пользоваться чайником или лабораторной промывалкой.

6.7. При попадании в глаз едких жидкостей промывают его водой, как указано выше, затем раствором борной кислоты или гидрокарбоната натрия, в зависимости от характера попавшего вещества.

6.8. После заключительного ополаскивания глаза чистой водой под веки необходимо ввести 2 - 3 капли 30-процентного раствора альбуцида и направить пострадавшего в медпункт.

7.Обморок

7.1. Обморок – внезапная кратковременная потеря сознания, сопровождающаяся ослаблением деятельности сердца и дыхания. Возникает при быстро развивающемся малокровии головного мозга и продолжается от нескольких секунд до 5-10 минут и более.

7.2. Признаки. Обморок выражается во внезапно наступающей дурноте, головокружении, слабости и потере сознания, сопровождается побледнением и похолоданием кожных покровов. Дыхание замедленное, поверхностное, слабый и редкий пульс (до 40-50 ударов в минуту).

7.3. Первая помощь. Пострадавшего уложить на спину так, чтобы голова была несколько опущена, а ноги приподняты. Для облегчения дыхания освободить шею и грудь от стесняющей одежды. Тепло укройте пострадавшего, положите грелку к его ногам. Натрите нашатырным спиртом виски больного и поднесите к носу ватку, смоченную нашатырем, а лицо обрызгайте холодной водой. При затянувшемся обмороке показано искусственное дыхание. После прихода в сознание дайте ему горячий кофе.

8. Кровотечение

8.1. Кровотечением называют излияние крови из поврежденных кровеносных сосудов. Оно является одним из частых и опасных последствий ранений, травм и ожогов. В зависимости от вида поврежденного сосуда различают: артериальное, капиллярное и венозное кровотечения.

8.2. Атериальное кровотечение возникает при повреждении артерий и является наиболее опасным.

Признаки: из раны сильной пульсирующей струей бьет кровь алого цвета.

Первая помощь направлена на остановку кровотечения, которая может быть осуществлена путем придания кровоточащей области приподнятого положения, наложения давящей повязки, максимального сгибания конечности в суставе и сдавливания при этом проходящих в данной области сосудов, пальцевое прижатие, наложение жгута. Прижатие сосуда осуществляется выше раны, в определенных анатомических точках, там, где менее выражена мышечная масса, сосуд проходит поверхностно и может быть прижат к подлежащей кости. Прижимать лучше не одним, а несколькими пальцами одной или обеих рук.

8.3. Венозное кровотечение возникает при повреждении стенок вен.

Признаки: из раны медленной непрерывной струей вытекает темная кровь.

Первая помощь заключается в остановке кровотечения, для чего достаточно придать приподнятое положение конечности, максимально согнуть ее в суставе или наложить давящую повязку. Такое положение придается конечности лишь после наложения давящей повязки. При сильном венозном кровотечении прибегают к прижатию сосуда. Поврежденный сосуд прижимают к кости ниже раны. Этот способ удобен тем, что может быть выполнен немедленно и не требует никаких приспособлений.

8.4. Капилярное кровотечение является следствием повреждения мельчайших кровеносных сосудов (капилляров).

Признаки: кровоточит вся раневая поверхность.

Первая помощь заключается в наложении давящей повязки. На кровоточащий участок накладывают бинт (марлю), можно использовать чистый носовой платок или отбеленную ткань.

9 Обморожение

9.1. Признаки обморожения - онемение поврежденной части тела, побледнение, а затем посинение кожи и отечность. Боль вначале не ощущается, но при отогревании обмороженного участка появляется резкая боль.

9.2. При оказании помощи необходимо внести пострадавшего в теплое помещение; водкой или разведенным спиртом необходимо растереть побелевшие места до появления чувствительности кожи, а затем наложить повязку с вазелином. Пострадавшего нужно напоить горячим чаем.

9.3. Если кожа в месте обморожения отекла и приняла красно-синюшный оттенок, растирать его нельзя. Необходимо протереть теми же растворами и наложить сухую стерильную повязку.

9.4. Признаками замерзания являются сонливость, ослабление памяти, исчезновения сознания, расстройство дыхания и сердечной деятельности. Замерзшего следует внести в теплое помещение, растереть и поместить в ванну с температурой воды 30-320С, а после погружения - довести до З4-ЗЗ0. Если пострадавший в сознании, следует дать ему горячую пишу и питье; если он не дышит, следует делать искусственное дыхание.

10. Солнечный и тепловой улар.

2.10.1. При солнечном и тепловом ударе пострадавший ощущает жажду, чувствует усталость, лицо краснеет, а затем покрывается бледностью, повышается температура, наступают судороги, потеря сознания.

10.2. Для оказания первой помощи при солнечном или тепловом ударе необходимо перенести пострадавшего в прохладное место, снять с него одежду, облить водой положить холод на голову и грудь, обтереть тело холодной водой. Если отсутствует дыхание, следует начать делать его искусственно.

11. Утопление.

После извлечения пострадавшего из воды необходимо быстро очистить ему полость рта и вытащить язык, чтобы он не западал в гортань. Став на правое колено, положить пострадавшего вниз лицом на левое бедро, упираясь им в нижнюю часть грудной клетки. В области нижних ребер надавить на спину, чтобы освободить от проглоченной воды. Затем положить пострадавшего на спину, чтобы голова была запрокинута, на твердую поверхность и начать искусственное дыхание способом "изо рта в рот". Вместе с искусственным дыханием осуществляют согревание путем растирания тела.



Предварительный просмотр:

Аптечка первой помощи

1. Ящик для аптечки разрешается размещать в лаборантской на стене с краткой инструкцией по оказанию первой помощи.

2. Перечень лекарственных препаратов и средств первой помощи, находящейся в кабинете биологии:

2.1. Бинт стерильный, 1 упаковка.

2.2. Бинт нестерильный, 1 упаковка.

2.3. Салфетки стерильные, 1 упаковка.

2.4. Вата гигроскопическая стерильная в тампонах, 50 г. Хранят в стерильной стеклянной склянке с притертой пробкой.

2.5. Пинцет для наложения ватных тампонов на рану.

2.6. Клей БФ-6 для обработки микротравм, один флакон 25 - 50 мл.

2.7. Йодная настойка для обработки кожи возле раны, в ампулах или темном флаконе, 25 - 50 мл.

2.8. Пероксид водорода с массовой долей вещества 3% как кровоостанавливающее средство, 50 мл.

2.9. Активированный уголь в гранулах, порошке или таблетках. Давать внутрь при отравлениях по одной столовой ложке кашицы в воде или по 4 - 6 таблеток (до и после промывания желудка).

2.10. Водный раствор аммиака 10-процентный. Давать нюхать с ватки при потере сознания и при отравлении парами брома.

2.11. Альбуцид (сульфацил натрия) 30-процентный, 10 - 20 мл, капать в глаза после промывания по 2 - 3 капли. Хранится при комнатной температуре не более 3 недель.

2.12. Спирт этиловый 30 - 50 мл для обработки ожогов и удаления капель брома с кожи.

2.13. Глицерин 20 - 30 мл для снятия болевых ощущений после ожога.

2.14. Водный раствор гидрокарбоната натрия 2-процентный для обработки кожи после ожога кислотой, 200 - 250 мл.

2.15. Водный раствор борной кислоты 2-процентный для обработки глаз или кожи после попадания щелочи. Хранить в сосуде типа промывалки, 200 - 250 мл.

2.16. Пипетки, 3 шт., для закапывания в глаз альбуцида.

Примечание. Растворы п.п. 14, 15 могут располагаться вне аптечки.

3. Перечень медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для походной аптечки при проведении экскурсий:

3.1. Бинт стерильный - 2 шт.

3.2. Индивидуальный пакет первой помощи - 2 шт.

3.3. Йодная настойка - 1 флакон с притертой пробкой (3%-ный).

3.4. Нашатырный спирт - 1 флакон с притертой пробкой.

3.5. Перекись водорода - 1 флакон (3%-ный).

3.6. Борная кислота - 2%-ный раствор (во флаконе с притертой пробкой).

3.7. Валериановые капли во флаконе с притертой пробкой.

3.8. Анальгин в таблетках - 1 упаковка.

3.9. Ножницы медицинские - 1 шт.

3.10. Пинцет - 1 шт.

3.11. Булавки английские - 5 шт.

3.12. Шина из плотного картона самодельная (50 х 5 см) - 1 шт.

3.13. Жгут медицинский - 1 шт.

4. Все медикаменты должны использоваться в соответствии со сроком годности, указанным на этикетке.

5. На дверце аптечки должен быть записан адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана первая медицинская помощь.

6. Комплектация аптечки и составление инструкции по оказанию первой медицинской помощи должны производиться по согласованию с медработником гимназии.

7. Ответственность за состояние аптечки и наличие медикаментов, перевязочных средств на учителя биологии.



Предварительный просмотр:

№№

п/п

Фамилия,

имя инструктируемого

Дата инструктажа

Класс

Содержание и вид инструктажа с указанием названия инструкции

Фамилия, имя, отчество, должность проводившего инструктаж

Подпись проводившего инструктаж

Подпись инструктируемого[1]

1

2

3

4

5

6

7

8

МБОУ ______________________________________

Журнал инструктажа

учащихся по технике безопасности

при организации уроков химии

                                                                                                                                                                                               НАЧАТ:

                                                                                                                                            ОКОНЧЕН:




Предварительный просмотр:

Группы хранения реактивов

Номер группы

Общие свойства веществ данной группы

Примеры веществ из Типового перечня

Условия хранения

в школе

1.

Взрывчатые вещества

В Типовых перечнях не значатся

Вносить в здание школы запрещено

2.

Выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы

Литий, натрий, кальций, карбид кальция

В лаборантской, в шкафу под замком или вместе с ЛВЖ; можно совмещать с 4 группой на отдельной полке

3.

Самовозгораются на воздухе при неправильном хранении

В Типовых перечнях не значатся

4.

Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ)

Диэтиловый эфир, ацетон, бензол, этиловый спирт, толуол, циклогексан, изобутиловый спирт и т.д.

В лаборантской, в металлическом ящике или в специальной укладке

5.

Легковоспламеняющиеся твёрдые вещества

Черенковая сера, красный фосфор, парафин, уголь, сухое горючее, органические кислоты: олеиновая, стеариновая, пальмитиновая, бензойная

В лаборантской, в шкафу под замком, можно совмещать с 8 группой, но на разных полках

6.

Воспламеняющие (окисляющие) вещества

Калия перманганат, азотная кислота (плотность 1,42), нитрат калия, нитрат натрия, нитрат аммония, оксид марганца(IV), 3% пероксид водорода

В лаборантской, в шкафу, отдельно от 4 и 5 группы

7.

Повышенная физиологическая активность

а) бром; йод кристаллический; дихромат аммония; бария гидроксид, оксид, нитрат и хлорид; калия гидроксид, дихромат, роданид и хромат; кобальта сульфат; натрия сульфид девятиводный, фторид, гидроксид; никеля сульфат; хрома(III) хлорид; свинца ацетат; серебра нитрат; цинка сульфат и хлорид;

б) хлористый метилен; хлороформ; дихлорэтан; гексахлорбензол; углерод четырёххлористый; фенол; анилин; анилин сернокислый; спирт изоамиловый

В лаборантской, в сейфе (надёжно закрывающемся металлическом ящике) изолированно от других групп

8.

Малоопасные вещества и практически безопасные

Натрия хлорид, сахароза, мел, борная кислота, магния сульфат, кальция сульфат и др.

В классе – в закрывающихся в шкафах или в лаборантской; можно совмещать с 5 или 6 группой, но на разных полках



Предварительный просмотр:

Опись реактивов 7 группы хранения

(вещества повышенной физиологической активности)

опись составлена на

_________________________

                

Директор  _______________

____________(ФИО)

Заведующий кабинетом химии

_____________(ФИО)

  1. Аммиак водный 25%
  2. Аммония дихромат
  3. Аммония роданид
  4. Бария гидроксид
  5. Бария нитрат
  6. Бария оксид
  7. Бария хлорид
  8. Бром
  9. Йод кристаллический
  10. Калия гидроксид (кали едкое)
  11. Калия дихромат
  12. Калия хромат
  13. Калия роданид
  14. Кобальта (II) сульфат
  15. Кобальта (II) хлорид
  16. Кальция гидроксид
  17. Кальция оксид
  18. Кальция фторид
  1. Кровяная жёлтая соль
  2. Кровяная красная соль
  3. Лития гидроксид
  4. Натрия дихромат
  5. Натрия хромат
  6. Натрия гидроксид (едкий натр)
  7. Натрия оксид
  8. Натрия сульфид
  9. Натрия фторид
  10. Никеля (II) сульфат
  11. Никеля (II) хлорид
  12. Свинца (II) ацетат
  13. Свинца (II) оксид
  14. Серебра нитрат
  15. Фосфора (V) оксид
  16. Хрома (III) сульфат
  17. Хрома (III) хлорид
  18. Цинка хлорид



Предварительный просмотр:

Составила:        Утверждаю:

Зав. кабинетом        Директор

________________________.        _______________.

«_____»_________________ 20    г.        «_____»_________________ 20    г.

Список реактивов, хранящихся в сейфе, каб. № _________

Вещества

Группа хранения

Срок хранения

Формула

Полка

Масса вещества

Использование на уроках

Норма кг

Остатоккг

Аммоний двуххромовокислый

7 гр.

5

(NH4)2Cr2O7

0,200

дем. опыт

Анилин дихлорид

7 гр.

2 - 3

C6H3Cl2NH2

0,050

дем. опыт

Анилин технический

7 гр.

2 - 3

C6H5NH2

0,050

пр. опыт

Барий азотнокислый

7 гр.

2 - 3

Ba(NO3)2

0,050

пр. опыт

Барий гидрат окиси

7 гр.

Ba(OH)2

0,050

дем. опыт

Барий хлористый

7 гр.

BaCl2

0,050

пр. опыт

Бром

7 гр.

Br2 (кр.)

0,015

дем. опыт

Гидроксид кальция

7 гр.

Ca(OH)2

0,050

пр. опыт

Дихлорэтан

7 гр.

C2H4Cl2

0,050

пр. опыт

Едкий калий

7 гр.

KOH

0,200

пр. опыт

Едкий натрий

7 гр.

NaOH

0,200

пр. опыт

Железный купорос

7 гр.

5

FeSO4·7H2O

0,050

дем. опыт

Йод технический

7 гр.

J2 (кр.)

0,050

дем. опыт

Калий двуххромовокислый

7 гр.

5

K2Cr2O7

0,050

дем. опыт

Калий железосинеродистый
(желтая соль)

7 гр.

2 - 3

K3[Fe(CN)6]

0,100

пр. опыт

Калий перманганат

7 гр.

3

KMnO4

0,200

пр. опыт

Калий роданистый

7 гр.

5

KCNS

0,050

пр. опыт

Кальций хлористый

7 гр.

CaCl2

0,100

пр. опыт

Оксид кальция

7 гр.

CaO

0.200

дем. опыт

Кобальт (II) сернокислый

7 гр.

CoSO4·7H2O

0,050

дем. опыт

Марганца (IV) окись

7 гр.

MnO2

0,100

дем. опыт

Медный купорос

7 гр.

5

CuSO4

0,050

пр. опыт

Натрий кремнекислый (мета)
9-водный

7 гр.

3

Na2SiO3·9H2O

0,050

дем. опыт

Натрий фтористый

7 гр.

NaF

0,050

дем. опыт

Никель (II) сернокислый
7-водный

7 гр.

5

NiSO4·7H2O

0,050

пр. опыт

Серебро азотнокислое

6 гр.

3 - 5

AgNO3

0,100

пр. опыт

Соль красная

7 гр.

5

K4[Fe(CN)6]

0,100

пр. опыт

Спирт этиловый 96%

7 гр.

С2H5OH

пр. опыт

Тетрафторборат натрия

7 гр.

Na5[BO3F4]

0,050

дем. опыт

Фенол

7 гр.

5

C6H5OH

0,050

дем. опыт

Цинк хлористый

7 гр.

ZnCl2

0,050

пр. опыт

Цинковый купорос

7 гр.

5

ZnSO4·7H2O

0,050

пр. опыт

Нормы хранения веществ приведены согласно нормам и требованиям, необходимым для обеспечения базового и профильного уровня изучения химии в средней общеобразовательной школе в расчете на один кабинет, разработанного Институтом средств обучения Российской академии образования и утверждено приказом МОРФ № 529 от 27.12.93 г.



Предварительный просмотр:

Требования безопасности при размещении и хранении реактивов. 

Реактивы в кабинете химии и лаборантской хранятся по определенным правилам согласно группе. Установлено 8 групп хранения реактивов.  

Группы хранения реактивов

№№

групп

Общие свойства веществ данной группы

Примеры веществ из типового перечня для средней школы

Условия хранения в школе

Примечания

1

Взрывчатые вещества

В Типовых перечнях не значатся

Вносить в здание школы запрещено

2

Выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняю-щиеся газы

Литий, натрий, магний, кальций, карбид кальция

В лаборантской в шкафу под замком или вместе с ЛВЖ

Можно совмещать с 4 группой на отдельной полке

3

Самовозгорающиеся на воздухе при неправиль-ном хранении

В Типовых перечнях не значатся

Вносить в здание школы запрещено

4

Легковоспламеняю-щиеся жидкости (ЛВЖ)

Ацетон, бензол, толуол, ксилол, диэтиловый эфир, этиловый спирт, циклогексан, изобутиловый спирт, ацетон и т.д.

В лаборантс-кой, в металлическом ящике или в специальной укладке

Ящик должен быть переносной, с отверстиями в крышке и на дне с песком 0,05м

5

Легковоспламеняю-щиеся твердые вещества (ЛВТ)

Сера, парафин, фосфор красный, уголь, графит, сухое горючее, органические кислоты

В лаборантс-кой, в отдельном шкафу под замком

В лаборантской в шкафу под замком

6

Воспламеняющие, окисляющие вещества

Перманганат калия, азотная кислота (пл.1,42 г/мл), оксид марганца (IV), нитраты аммония, калия, натрия, пероксид водорода

В лаборантс-кой, в шкафу, отдельно от 4 и 5 групп

В отдельном шкафу,

отдельно от 4-й и 5-й групп

7

Вещества повышенной физиологической активности

Иод, бром, едкое кали, едкий натр, оксид свинца, оксид и гидроксид кальция, оксид бария, нитрат и хлорид бария, дихромат аммония, сульфат кобальта и т.д.

В лаборантс-кой, в сейфе, или надежно запирающемся металлическом ящике

Изолированно от других групп, в сейфе (надежно запирающемся металлическом ящике)

8

Малоопасные и практически безопасные вещества

Хлорид натрия, сахароза, глюкоза, цинк, железо, хлорид аммония, оксид цинка, иодид калия, ацетат натрия и т.д.

В классе, в запирающихся шкафах или в лаборантской

В классе в запирающемся шкафу или в лаборантской  вместе с группами 2-6

Каждый реактив должен находиться в упаковке, на этикетке которой четко указывается название вещества, либо его химическая формула и группа хранения, запись карандашом по стеклу запрещается.

Слабые растворы кислот и щелочей разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде в нижних секциях вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естественной вентиляцией на химически стойких подносах. Запрещается хранить растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, ЛВЖ и ГЖ – в сосудах из полимерных материалов.

Металлический ящик с ЛВЖ устанавливается в лаборантской не ближе двух метров от нагревательных приборов. Он окрашивается светлой краской, на крышке снаружи ставится знак – горючее вещество (рис. 1).                                                              

Реактивы 5-й группы хранения не следует изымать из заводской тары (металлического контейнера). Растворы формалина с массовой долей вещества выше 5% необходимо хранить вместе с ЛВЖ и ГЖ.

Выдача учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов – концентрацией не выше 5-10%.

Реактивы 7-й группы, перечисленные ниже, хранятся только в сейфе, ключи от которого должны быть у директора и заведующего кабинетом. На внутренней стороне дверце сейфа приводится утвержденная приказом опись реактивов с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов. В сейфе на полках запрещается менять расположение реактивов и перефасовывать из заводской тары.


ПРИМЕР. Опись реактивов 7 группы хранения (вещества повышенной физиологической опасности)

Верхняя секция

Нижняя секция

Наименование вещества

Наименования вещества

1

2

3

4

Аммиак водный 25%

Аммония дихромат

Аммония роданид

Иод кристаллический

И т.д.

1

2

3

4

Анилин

Анилина сульфат

Гексахлорбензол

Дихлорэтан

И т.д.

Разлитый водный раствор кислоты или щелочи следует засыпать сухим песком или сухой измельченной глиной, перемещая совком адсорбент от краев разлива к середине, затем необходимо собрать в полиэтиленовый мешок, плотно завязать и выбросить с твердыми отходами кабинета. Место разлива надо обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть руки водой.

Приборы кабинета химии, в частности все электроприборы, следует размещать в кабинете в шкафах под замком и защищать чехлами из полимерных материалов. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.

Запрещается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать растворы или ЛВЖ и ГЖ, Их собирают для последующего обезвреживания. Обрезки щелочных металлов и кальция необходимо ликвидировать в тот же день, когда проводился эксперимент.



Предварительный просмотр:

О нормах расхода спирта

В Информационном бюллетене Министерства народного образования РСФСР № 20, 1989 г. помещено письмо № 116/8 от 7 апреля 1989 г., в котором сообщается о нормах расхода спирта в следующих количествах:

I. В качестве горючего:

238,0 г — для постановки демонстрационного эксперимента в VIII— IX классах;

300 г — для постановки демонстрационного эксперимента в Х— XI классах;

1586,4 г — для проведения самостоятельных работ в VIII—IX классах;

1123,2 г—для проведения самостоятельных работ в Х—XI классах.

II. 5 качестве реактива:

36,0 г — для демонстрационных опытов;

208,0 г — для самостоятельных работ учащихся.

III. и качестве растворителя:

24,0 г — для приготовления растворов индикаторов.

Таким образом, расход спирта на все виды работы на одну параллель (VIII—XI классы) составит: 3525,6 г или 3525,6 г: 0,8 г/мл=4807 мл, или 4,807 л.

Приведенные количества указывают затраты спирта на подготовку опытов и естественное испарение из расчета на класс (25 человек, т. е. на 13 рабочих мест).

В классе с большим количеством учащихся следует пользоваться приведенными ниже нормами расхода спирта на один опыт:

демонстрационные опыты в VIII—IX классах — 8,5 г (всего 28 опытов);

демонстрационные опыты в Х—XI классах — 12,5 г (всего 24 опыта);

практические и лабораторные работы в VIII—IX классах — 4,5 г (всего 27 опытов);

практические и лабораторные работы в Х—Х1 классах — 5,4 г (всего 16 опытов).


Предварительный просмотр: