Лабораторные опыты по химии

Салахова Гулина Фаритовна

В этом разделе представлены лабораторные опыты по химии  проводимые в 8  и в 9   классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторная  работа

Признаки химических реакций

Цель: выявить признаки химических реакций, соблюдая правила техники безопасности

Опыт №1   Прокаливание медной проволоки.

Зажгите спиртовку. Возьмите тигельными щипцами медную поволоку и внесите ее в пламя. Через некоторое время уберите проволоку из пламени. Что наблюдаете?

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №2  Взаимодействие карбоната натрия с соляной кислотой.

Положите в небольшой химический стакан немного карбоната натрия. Налейте в химический стакан столько соляной кислоты, чтобы карбонат натрия покрылся ею. Что наблюдаете?

Зажгите лучину и внесите ее в стакан.  Что наблюдаете?

 Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №3 Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия.

Положите в пробирку немного хлорида аммония. Налейте в пробирку столько раствора гидроксида натрия, чтобы хлорид аммония покрылся ним. Тщательно встряхните. Осторожно понюхайте содержимое пробирки.  

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №4 Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия.

Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия, а затем добавьте в неё 2-3 капли сульфата меди (II). Что наблюдаете?

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №5 Взаимодействие гидроксида меди (II) с соляной кислотой.

К гидроксиду меди (II) прилейте немного раствора соляной кислоты. Осторожно встряхните. Что наблюдаете?

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №6 Горение спирта

Налейте в чашку 2 мл этилового спирта. Осторожно подожгите его. Что наблюдаете? Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №7 Разложение малахита

Насыпьте в пробирку небольшое количество малахита. Нагрейте его в пламени спиртовки.  Что наблюдаете?

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Что делали

Наблюдения

Выводы

(признак химической реакции)

Опыт №1

Опыт №2

Опыт №3

Опыт №4

Опыт №5

Опыт №6

Опыт №7



Предварительный просмотр:

Лабораторный опыт

Химические свойства неорганических оснований

1. Определите, с какими из перечисленных веществ: КОН, СО2, CuSO4, NH4C1, СН3СООН, Н2О, CuO, С6Н5ОН будет реагировать раствор гидроксида натрия. Экспериментально подтвердите правильность своих выводов. Напишите молекулярные, полные и сокращенные уравнения проделанных реакций.

2. Определите, с какими из перечисленных веществ:КОН, СО2, HCI, FeCl3, H2O, CuO, C6H5OH будет реагировать гидроксид меди (II). Экспериментально подтвердите правильность своих выводов. Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения проделанных реакций.

Оформите отчет в форме таблицы.

Реактив

Наблюдения

Уравнения химических реакций

Сделайте вывод: чем обусловлены общие свойства оснований?



Предварительный просмотр:

Лабораторный опыт

Химические свойства солей

Цель: провести реакции, характеризующие общие химические свойства солей.

Ход опыта

Приборы, реактивы

Условия реакции

Наблюде

ния

Уравнения химических реакций

Вывод

№1 Взаимодействие солей с щелочами

В трех пробирках попарно слейте по 1 – 2 мл растворов веществ:

1-я пробирка: хлорид железа (III) и гидроксид натрия;

2-я пробирка: хлорид аммония и  гидроксид натрия;

3-я пробирка: хлорид бария и гидроксид натрия.

При каких условиях соли взаимодействуют с щелочами?

№2  Взаимодействие солей с кислотами

В трех пробирках попарно слейте по 1 – 2 мл растворов веществ:

1-я пробирка: хлорид бария и серная кислота;

2-я пробирка: карбонат натрия и азотная кислота;

3-я пробирка: сульфат натрия и гидроксид натрия.

При каких условиях соли взаимодействуют с кислотами?

№3 Взаимодействие солей с солями

Проведите качественные реакции, подтверждающие состав хлорида бария, используя в качестве реактивов только соли.

В исследуемом веществе содержится ион ____, так как при его взаимодействии с ___ образуется ______________.

В исследуемом веществе содержится ион ____, так как при его взаимодействии с ___ образуется ______________.

№4 Взаимодействие солей с металлами

Возьмите три пробирки. В 1-ю пробирку поместите железную скрепку, во 2-ю – свинец, в 3-ю – медную проволоку. Налейте в 1-ю и 2-ю пробирки по 2 – 3 мл раствора сульфата меди (II), а в 3-ю – раствор железа (III). Через 5 минут рассмотрите металлические предметы.

Сделайте вывод о взаимодействии растворов солей с металлами.

Растворы солей взаимодействуют с металлами при соблюдении следующих условий:

  • Каждый металл вытесняет из растворов ____________ другие металлы, находящиеся в ряду напряжений ______ его;
  • В результате реакции должна образоваться ______ соль;
  • Для таких реакций не рекомендуется использовать щелочные металлы (__, __, __), так как они взаимодействуют с водой (последнее условие в лабораторной работе не рассматривалось).



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 1

«Изучение свойств металлов I группы главной подгруппы и их соединений»

  1. В кристаллизатор, либо в колбу наливают немного воды. Кусочек металла достают пинцетом и промачивают фильтровальной бумагой от остатков масла. Просушенный кусочек металла опускают в воду и наблюдают за происходящим.
  2. Индикатором определяют реакцию раствора образовавшегося после реакции металла с водой.
  3. В полученный раствор, по каплям добавить кислоты, определить изменение цвета индикатора.
  4. Слегка намочить стеклянную палочку, или железную проволоку, в дистиллированной воде и обмокнув в соль поместить её в пламя горелки.
  5. Запишите ваши наблюдения.
  6. Зарисуйте опыты
  7. Записать уравнение реакции металла с водой.
  8. Записать уравнение реакции полученного раствора с кислотой
  9. Сделать выводы из проделанных опытов

Лабораторная работа № 2

«Щелочноземельные металлы. Металлы II группы главной подгруппы»

1. В пробирку налить немного холодной воды. Поместить туда кусочек магния. Затем в эту же пробирке капнуть несколько капель кислоты.

2. В другую пробирку налить так же воды и добавить кусочек магния. Пробирку подогреть.

3. В третью пробирку налить воды и опустить туда горошек кальция.

4. Индикатором проверить реакцию полученных растворов в трёх пробирках.

5. В пробирку положить оксид кальция, или карбонат кальция, капнуть на неё кислоту.

Оформление работы:

  1. Описать наблюдения в каждом из опытов
  2. Перечислить посуду и оборудование используемых при проведении опытов
  3. Перечислите реактивы (химические вещества)
  4. Запишите уравнения реакций
  5. Почему магний не вступает в реакцию с холодной водой?
  6. Какой металл активней?

Лабораторная работа № 3 «Алюминий»

Опыт № 1    Горение алюминия

Описание опыта. Поджигают сухое горючее на асбестовом листе. Взяв шпателем немного алюминиевой пудры, небольшими порциями ссыпают ее сверху в пламя горелки. Металл вспыхивает ярким пламенем, разбрасывая искры и выделяя белый дым (аэрозоль оксида алюминия). При сгорании алюминия выделяется большое количество теплоты:

  1. Перечислите используемые реактивы
  2. Перечислите используемое оборудование и посуду
  3. Записать уравнение реакции
  4. Зарисовать опыт

Опыт № 2     Взаимодействие пероксида натрия с алюминием

Описание опыта. На керамическую пластинку при помощи шпателя насыпают в равных объемах пероксид натрия и алюминиевую пудру и осторожно перемешивают их, делая горку высотой 1- 2 см с углублением на вершине. В углубление вносят 2- 3 капли воды и сразу же убирают руки подальше. Через 5- 10 секунд смесь воспламеняется и сгорает со вспышкой:

  1. Закончить и уравнять уравнения реакций:

 Al +  Na2O2 =

Al2O3 + Na2O =

  1. Перечислить используемые реактивы.
  2. Перечислить используемое оборудование и посуду

Опыт № 3   Амфотерность

Очистить несколько кусочков алюминия от оксидной плёнки наждачной бумагой. Поместить по одному очищенному кусочку алюминия в 2 пробирке и добавить в одну пробирку раствор гидроксида натрия, а в другую раствор кислоты. Реакции идут быстрее при нагревании.

  1. Записать наблюдения
  2. Записать уравнения реакций и назвать вещества
  3. Вывод

Опыт № 4  Амфотерность соединений алюминия

В раствор соли алюминия добавить (осторожно) раствор нашатырного спирта (NH4OH). Разделить полученный раствор на две пробирки. В первую добавить раствор гидроксида натрия, а во вторую раствор кислоты.

  1. Записать свои наблюдения
  2. Записать уравнения реакций и назвать вещества
  3. вывод.

Опыт № 5

В пробирку налить раствор хлорида меди. Затем добавьте алюминий. Реакция идёт медленно и требует время. Если взять нитрат серебра (ляпис) и в его раствор опустить алюминиевую фольгу, можно получить серебро.

  1. Записать наблюдения.
  2. Записать уравнения реакций
  3. какой тип реакции наблюдаете?

Лабораторная работа №4

«Изучение свойств углерода и кремния и их соединений»

Результаты опытов записать в виде таблицы:

№ опыта

Реактивы

Оборудование

Уравнение реакции

Наблюдения

Вывод

№ 1

В пробирку засыпать соль угольной кислоты и капнуть на неё несколько капель любой кислоты.

№ 2

В пробирку, где была произведена реакция опустим горящую лучинку.

№ 3

Пропустить полученный газ через раствор известкового молока (гидроксида кальция), или продуть собственный выдыхаемый воздух через этот раствор.

№ 4

К 4 - 5 каплям раствора силиката натрия добавить 6 - 7 капель 2 н. соляной кислоты.

№ 5

В три пробирки внести по 3 - 4 капли растворов хлорида бария, хлорида никеля(II) и сульфата меди(II). Добавить в каждую пробирку по 2 - 3 капли раствора силиката натрия.

№ 6

С помощью универсальной индикаторной бумаги установить среду раствора силиката натрия. Написать уравнение гидролиза в молекулярном и ионном виде.

Объяснить, почему среда раствора Na2SiO3 более щелочная, чем раствора Na2CO3.

Лабораторная работа №5 «Соединения азота»

Все данные оформляем в виде таблицы:

№ опыта

Реактивы

Оборудование

Наблюдения

Уравнение реакции

Вывод

Аммиак бесцветен, но, тем не менее, он легко обнаруживается различными способами: 1) по запаху; 2) с помощью окрашивания влажной индикаторной бумаги; 3) с помощью газообразного хлороводорода, с которым аммиак соединяется, образуя кристаллический хлорид аммония в виде белого дыма

Опыт 1. Получение и обнаружение аммиака

В лабораториях для получения аммиака используют реакции между солями аммония (например, NH4Cl) и щелочами. Реагенты берутся в виде твердых веществ, либо в виде концентрированных растворов. В обоих случаях реакция протекает в две стадии: 1) образование гидроксида аммония; 2) его разложение с выделением NH3.

    Смесь кристаллических NH4Cl и NaOH (или KOH), помещенную в пробирку, осторожно нагреть на спиртовке. Выделение аммиака установить с помощью влажной индикаторной бумаги (универсальной или красно - лакмусовой) или с помощью стеклянной палочки, смоченной концентрированной соляной кислотой.

Опыт 2. Восстановительные свойства раствора аммиака

Аммиак обладает восстановительными свойствами. В газообразном состоянии при нагревании он восстанавливает металлы из оксидов, а в растворенном, в кислой среде, обесцвечивает раствор перманганата и изменяет окраску дихромата калия, образуя соли марганца (II) и хрома (III); аммиак при этом окисляется с образованием молекулярного азота.

   В две пробирки поместить по 5 - 6 капель растворов перманганата калия и дихромата калия, подкислить их серной кислотой и прибавлять по каплям раствор аммиака до обесцвечивания первого и изменения окраски второго.

Опыт 3 получение нашатыря, обнаружение аммиака

Стакан смачивают изнутри концентрированной хлороводородной кислотой и накрывают им ватку, пропитанную нашатырным спиртом (концентрированным водным раствором аммиака), которая помещена на блюдце. Дым появляется у стенок стакана, и вскоре все его внутреннее пространство оказывается задымленным

Опыт 4 «Кислородные соединения азота».

Как известно, при нагревании азотнокислых солей щелочных металлов выделяется кислород. На этом свойстве селитры основан следующий опыт. Готовим 20–30 мл. С помощью деревянной палочки делаем насыщенным раствором нитрата натрия или калия какую-либо надпись на листе плотной бумаги. В надписи не должно быть пересекающихся линий. Сделанный селитрой рисунок тщательно высушиваем. Надписью укрепляем в вертикальном положении и к началу надписи прикасаемся тлеющим концом тонкой лучины. По бумаге пробегает слабый огонек, и надпись проявляется.
Необходимо обратить внимание на технику безопасности и противопожарную безопасность при работе с нитратами щелочных металлов. 

Опыт 5 «Гидрат аммиака»

  1. гидрат аммиака (разб,5к) + Инд универсальный = рН.
  2. катион магния (2к) + гидрат аммиака (разб, 4к) = осадок.
  3. катион алюминия (2к) + гидрат аммиака (разб, 4к) = осадок.

катион железа(III) (2к) + гидрат аммиака (разб, 4к) = осадок (метагидроксид железа).

Лабораторная работа «Кислород, сера и их соединения»

  1. Получение кислорода

А) разложение кислородсодержащих  солей.

Б) разложение пероксидов

2. Свойства кислорода

А) способ собирания кислорода

Б) горение в кислороде

3.Получение озона

А) реакция на йодкрахмальный раствор (йодный индикатор)

Б) горение в озоне

  1. Окислительно-восстановительные свойства серы

А) нагревание с металлом (Рb)

Б) нагревание с концентрированной азотной кислотой

  1. Получение сероводорода и его свойства

А) Нагревание серы с парафином

Б) Пропустить сероводород через подкисленные раствора перманганата и дихромата

В) определить кислотность

  1. Свойства серной кислоты

А) определение кислотности и качественной реакции (соли свинца и бария)

Оформить работу в виде таблицы