Внеклассная работа

Салахова Гулина Фаритовна

В этом разделе представлены внеклассные мероприятия,  применяемые при проведении недели химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Внеклассное мероприятие по химии «Знатоки химии»
Цель:

образовательная:  с помощью соревновательной игры закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках химии по данной теме.

развивающая: создать условия для развития смекалки, эрудиции, умения быстро и четко высказывать свои мысли; научить учащихся сотрудничеству и командной работе.

воспитательная:  способствовать воспитанию положительному отношению к предмету, развивать желание учиться активно, развивать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки;способствовать повышению познавательного интереса к научным исследованиям, создать атмосферу творчества, радости, углубления в тайны мира.
Оборудование: таблица «Периодическая система химических элементов», карточки с элементами, химическое оборудование

План мероприятия

Вступительное слово.


Раунд 1 «Разминка»

Раунд 2 «Секретный элемент»

Раунд 3 «Угадай вещество»

Раунд 4 «Перевыртыши»

Раунд 5 "Угадай химическое оборудование"

Раунд 6 "Пантомима"

                                                                            Ход мероприятия

    Ведущий: Добрый день! Мы открываем сегодня неделю химии поединком между восьмыми и девятыми классами. Сегодня они покажут свои знания и умения. Давайте их поддержим и поприветствуем. В нашей игре принимают участие все ученики 8и 9 класса. Вы уже поделились на команды, теперь выберите капитана и придумайте название команды. В его обязанности входит: 1. первым  поднимать руку, отвечать громко и чётко на поставленные вопросы, ответственно вести свою команду к победе.
Вам предстоит отвечать на весёлые заковыристые вопросы  по химии.
Внимательность и сообразительность - вот решающие факторы в нашей игре.
Правила игры: (ведущим) задается вопрос, на раздумье которого 30 сек. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. 
Критерии оценок: 1 балл за каждый правильный ответ, при этом будет учитываться:
     1.  Правильность и глубина ответа, остроумие.

      2.Находчивость, досрочность ответа.


Ведущий:
Нашу игру  мы начнем с высказывания Д. И. Менделеева и со стихотворения  
А. Чивилихина.
«Разговор и слова нужны, но они только начало, вся суть жизни в делах,
в уменье перехода от слов к делу, в их согласовании».


I конкурс «Разминка»

Командам задается по 5 вопросов. В зависимости от количества правильных ответов, команда зарабатывает от 1 до 5 баллов.

Вопросы I команде:

  1. Главная составная часть земной атмосферы по объему. (Азот)
  2. Каким индикатором нельзя определить кислоту? (Фенолфталеин)
  3. Устойчивая элементарная частица с единичным положительным электрическим зарядом.                          (Протон)
  4. Неметалл, недостаток которого вызывает кариес? (фтор)
  5. Оксид водорода? (вода)

Вопросы II команде:

  1. Элемент, имеющий 8 протонов в ядре.(Кислород)
  2. Защитный экран над планетой Земля? (озоновый слой)
  3. Тип кристаллической решетки в алмазе. (Атомная)
  4.  Газ, который можно распознать при помощи тлеющей лучинки? (кислород)
  5.  Смесь газов, образующих атмосферу Земли. (Воздух)

Раунд 2 «Секретный                    элемент»

РАЗЕГЮХУЦНФТИМОЛКЙ
Из предложенных букв составьте названия химических элементов. Выиграет та команда, которая больше назовет элементов.
(Азот, актиний, кюрий, технеций, лантан, титан, алюминий, литий, торий, америций, лютеций, тулий, аргон, магний, уран, галлий, марганец, фермий, гафний, мейтнерий, франций, гелий, натрий, фтор, германий, неон, хлор, золото, рений, хром, иттрий, рутений, цезий, калий, таллий, церий, калифорний, тантал, цинк, кремний, теллур, цирконий – 42 элемента).

Раунд 3 Угадай вещество»

Сейчас каждой команде будут прочитаны некие определения, относящиеся к загаданному веществу.

Bопрос I команде

Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воле.

Без меня вы как без рук:

Нет меня - огонь потух. (Кислород)

2.Я блестящий, светло-серый,

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил! (Магний)

3.Я - металл незаменимый,

Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер - переходный. (Алюминий)

4.Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша! (Медь)

Bопрос II команде

1У меня дурная слава:

Я - известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит. (Мышьяк)

2. В горах далеких Шао Линь

Копали глину – каолин.

Из этой глины с давних пор

В Китае делали … (Фарфор)

3. Такова моя природа:

Известняк, песок и сода,

Много требуют огня,

Чтобы выплавить меня

Я прозрачно и светло

И зовут меня … (Стекло)

4. Сообщаю: я спешу!

Я живу, пока пишу.

Исчертил всю доску белым…

Исчезаю. Был я … (Мелом)


Раунд 5  "Перевертыши Необходимо определить, какие химические элементы зашифрованы, записать их символы.

МАИЛЮНИЙ

АНТРИЙ

РОМБ

СОЛОДИКР

Раунд 6 Задание «Угадай химическое оборудование»

Настоящим химиком можно считать только того, кто хорошо знает химическое оборудование и может успешно им пользоваться. Кого же из вас можно считать успешным химиком? Предлагается назвать предложенную химическую посуду и лабораторное оборудование, а также рассказать об их предназначении. Посуда по очереди демонстрируется. Примерный набор посуды и оборудования:

Пробирка, плоскодонная колба, пробиркодержатель, тигельные щипцы, штатив для пробирок, коническая колба, мензурка, фарфоровая ступка с пестиком, холодильная установка, шпатель, воронка, спиртовка, химический стакан, пипетка.

1.Я – Фарфоровая чашка,
Из меня, увы, не пьют,
Для еды не варят кашу,
Во мне опыты ведут.

2.Из стакана струйкой звонкой:
Жидкость будем наливать.
Если лить через 
Воронку,
Можно будет фильтровать.

3.Я – Шпатель, наблюдаю строго,
Чтоб веществ не брали много.
Довольно горстку зачерпнуть,
Потом водицей сполоснуть.

4.Фитилек мой зажигай
И что хочешь нагревай.
Спирт во мне сгорает ловко,
А зовут меня 
Спиртовка.

5.Чтобы опыт был красивым,
Нам поможет великан:
Из стекла, для реактивов,
Сам 
Химический Стакан.

6.Химик знает об одном:

Что есть Колба с круглым дном,
Также есть и непреклонная –
Колба, только плоскодонная.

7.Химик капает раствор
Аккуратно, очень метко.
А помощница ему –
Я – стеклянная 
Пипетка.

8.Химикам известно многим:
Целым будет реактив
В них пробирки, ведь, как ноги,
У пробирок есть 
Штатив.

 

VI конкурс «Пантомима»

Капитаны команд вытаскивают листок с названием явления и готовят его инсценировку. Команда соперников должна отгадать, о чем идет речь.

Подведем итоги, определим победителей.

Сегодня вы убедились в том, что вы умны, трудолюбивы, талантливы и в этом – ваше главное богатство.

До новых встреч!

C:\Users\Азбабинская СОШ\AppData\Local\Temp\Temp1_11-12-2018_07-16-53.zip\IMG-20181205-WA0010.jpg   C:\Users\Азбабинская СОШ\AppData\Local\Temp\Temp1_11-12-2018_07-16-53.zip\20181205_133628_resized.jpg

.





Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие  «Химические фокусы»

Цель: показать интересные опыты по химии

Задачи:

  • заинтересовать учеников в изучении химии;
  • дать учащимся первые навыки обращения с химическим оборудованием и веществами.

Оборудование и реактивы: химические стаканы, коническая колба, подставка металлическая, фарфоровая чашка,  штативы для пробирок, пробирки, спички,  аммиак 25%, соляная кислота (конц.), фенолфталеин, , спирт, , бихромат аммония, дихромата калия, серная кислота, , растворы хлорида железа (III), KCNS, фторид натрия.

Ход мероприятия

Химия – интересная увлекательная наука. При помощи химии наша жизнь становится интересней и разнообразнее.

Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.
Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок обок живем!

 

Хоть чудес на свете нет. 
Химия дает ответ. 
«Чудеса на свете есть. 
И, конечно, их не счесть!»

Фараоновые змеи

Все вы, хотя бы на картинке, видели змей.  У нас то же есть свои, химические, змеи, и сейчас мы вам покажем одну из них (на асбестовую сетку помещают таблетку горючего, на нее 1 таблетку бисептола и поджигают горючее).

«Облако из колбы»

Оборудование и реактивы: кристаллический карбонат натрия, водный раствор аммиака, концентрированная соляная кислота, большая колба с пробкой.

Заранее в колбу насыпают кристаллический карбонат натрия Na2CO3 (кальцинированную соду) слоем
1–2 см, осторожно наливают водный раствор аммиака NH
3 так, чтобы он покрыл кристаллы слоем не более 2 мм, и закрывают пробкой.

Во время демонстрации исполнитель тонкой струйкой вливает в колбу немного концентрированной соляной кислоты HCl. И тут начинается такое….

Из горла колбы вырывается плотная струя густого белого дыма, который под собственной тяжестью сползает по ее наружным стенкам, стелется по поверхности стола и, добравшись до края, хлопьями медленно падает на пол.

 

Вулкан

Полна чудес могучая природа,
И на Земле подвластны ей одной
Сиянье звезд, закаты и восходы,
Порывы ветра и морской прибой…
Но мы, сейчас вы убедитесь сами,
Порой владеем тоже чудесами.

Опыт: на поднос насыпать горкой бихромат аммония, капнуть спирт, поджечь.

Апельсин, лимон, яблоко

          А сейчас следующее волшебство, из одного сока получим другой.

          Опыт: сначала показывается зрителям стакан с раствором дихромата калия, который оранжевого цвета. Потом, добавляется щелочь, превращается «апельсиновый сок» в «лимонный». Затем делается, наоборот: из «лимонного сока» — «апельсиновый», для этого добавляется немного серной кислоты, затем добавляется немного раствора пероксида водорода и «сок» стал «яблочным».

Заживление раны

На столе три пузырька: «йод» (раствор FeCl3), «спирт» (KCNS), «живая вода» (NaF).

Вот вам еще одно развлечение
Кто дает руку на отсечение? 
Жаль руку на отсечение, 
Тогда нужен больной для лечения! 
(приглашается самый смелый мальчик)
Оперируем без боли.
Правда будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Помогите, ассистент,
Дайте спирт.
Один момент! 
(дает спирт КCNS)

 Спиртом смажем мы обильно.
Не вертитесь, пациент, 
Дайте скальпель, ассистент! 
(«скальпель» - палочка, смоченная в FeCl3) 

Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
От пореза ни следа! пон
«йод» - раствор FeCl3, «спирт» - KCNS, «живая вода» - NaF.

«Несгораемый платочек»

Платочек пропитывают раствором силиката натрия, высушивают и аккуратно складывают. Для демонстрации не горючести платочек обливают спиртом и поджигают. Спирт сгорает, а ткань остается невредимой.

Мы волшебники

А теперь вы сами станете волшебниками. Мы сейчас проведем опыт.

«Цветное молоко». Я предлагаю вам получить голубое молоко. А такое бывает в природе? Нет, а у нас с вами получится, только вот пить его нельзя. Сливаем вместе сульфат меди и хлорид бария.

Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес». Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку - химию. До новых встреч!

 

 

C:\Users\Азбабинская СОШ\AppData\Local\Temp\Temp1_11-12-2018_07-16-53.zip\IMG-20181210-WA0055.jpg     C:\Users\Азбабинская СОШ\Downloads\IMG-20181210-WA0043.jpg

C:\Users\Азбабинская СОШ\AppData\Local\Temp\Temp1_11-12-2018_07-16-53.zip\IMG-20181210-WA0004.jpg    C:\Users\Азбабинская СОШ\Downloads\IMG-20181210-WA0038.jpg

        



Предварительный просмотр:

Экология глазами химика.

Разработка внеклассного мероприятия по химии.

КвН по химии  между 8-9 классами.

Цели:

  • Развитие интереса обучающихся к химии и активизация их познавательной деятельности.
  • Пропаганда экологических знаний, их углубление и расширение.
  • Развитие умения  переносить глобальные экологические проблемы на бытовой и личностный уровень.
  • Развитие у обучающихся чувства прекрасного.
  • Воспитание умения отстаивать свои убеждения
  • Формирование интереса к химии ,путем проведения опытов в игровой форме
  • Развивать творческие способности учащихся, формируя их актерское мастерство.
  • Формирование таких свойств личности, как чувство коллективизма  и индивидуализма.

Форма проведения: Внеклассное мероприятие.

Время проведения-45 мин.

Оборудование и реактивы: 2 белых халата, перчатки, бахилы,

пробирки, растворы гидрооксида натрия, р-р сульфата меди, сульфата железа, р-р фенолфталеина, индикаторная бумага, сухое горючее, таблетки глюконата кальция, карточки с заданиями, «черный ящик», распечатки- ребусы, костюмы для сказки.

План:

1.Визитная карточка-представление команд (название, эмблема, девиз)

2.Конкурс «Перевертыши»

3.Химическиеили физические  явления.

4.. Химическая эстафета-одень форму химика (халат, перчатки, бахилы)

5 «Черный ящик»

6 Конкурс капитанов (самые находчивые)

7.Что хотел сказать  ученик? (фразы из контрольных работ)

8.Сказка на химический лад.

9.Экология и химия.

10.Каждый за себя(билеты).

11 Ребусы.

12. «Сиамские близнецы»

13.Химический сувенир(сюрприз для соперника).

Игра со зрителями.

 «аква»  по латыни означает «вода», подобрать однокоренные слова,загадки

1.Визитная карточка(представление команды)

Команда «Колбы»

Девиз: «Нам не представляет муки

Грызть гранит химической науки»

Обращение к соперникам:

«Да ,соперники сильны,

Но для нас вы не страшны,

Мы «химичим» с малых лет,

В этом наш большой секрет!»

Обращение к жюри: «Вам судить будет несложно,

Ошибаться невозможно:

Лучше нас, поверьте, нет!

Это знает целый свет!

8класс

Мы- команда галогенов,

Наш девиз не очень сложен,

Лечим, чистим, моем мы

Мы для вас все сделать сможем,

Фтор, Хлор, Бром, Астат и йод-

Нас запомните народ!

Йод

Я последний очень йод,

Ваша рана заживет,\Всех микробов я убью,

Я лечить людей люблю.

Бром

С йодом мы друзья навеки,

Вам поможем человеки,

Ой, простите, человек,

С йодом мы –друзья навек.

Хлор

Хлор- зеленый, ядовитый, но он очень знаменитый,

Он поможет вам всегда, тетя Ася не нужна.

Все отчистит, отстирает и белье ваше сияет.

Астат

Ну, а я астат. Привет!

Вам здоровья на сто лет

Хоть открыт совсем недавно,

Но ученым самым главным.

С радиацией я дружен

Жаль, что вам совсем не нужен.

Фтор

Напоследок я, друзья,

Расскажу вам про себя.

В «Аквафреше», «Бленд-а-меде».

Содержусь я, вы заметьте.

И в любом лесном бальзаме

Вы меня найдете сами.

Ну вот, теперь вы убедились,

Все лучшие у нас умы,

А мы так своего добились.

Теперь знакомы с нами вы.

Песня под музыку « Буратино»

Кто доброй сказкой входит в класс,

Знаком кто каждому из нас

Кто ни ученый, ни поэт,

А покорил весь белый свет.

Все их повсюду узнают,

Скажите нам, как их зовут:

ГА-ЛО-ГЕ-НЫ!

2. «Перевертыши».

Прослушав текст, учащиеся стараются определить правильное звучание фразы.

1)гладь неметалл, пока холодно (Куй железо ,пока горячо)

2)Пролежал холод, сушь и оловянные круги (прошел огонь, воду и медные трубы)

3).Вся та грязь, что тусклая (Не все то золото, что блестит)

4).Звери живут не за неметалл. (люди гибнут за металл)

Поменяй слово:

1.НЕ все все то аурум, что блестит(не все золото, что блестит)

2.Белый ,как карбонат кальция(Белый как мел)

3.Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине.

(Недосол на столе, пересол на спине)

4.Феррумный характер(железный характер)

5.Слово-аргентум,молчание -аурум.(слово-серебро, молчание –золото)

6.Уходит как аш-два –о  в окид кремния((уходит, как вода в песок)

7.За купрумный грош удавился.(За медный грош удавился)

8 .Много оксида водорода  утекло с тех пор.(много воды утекло с тех пор)

3. Химическое или физическое.(работает вся команда, выделить из списка только химические явления)

1.ковка металла

2.образование снежинок

3.горение спирта

4.прокисание яблочного сока

5.обугливание лучинки

6.замерзание воды

7.ржавление гвоздя

8.подгорание пищи на сковороде

9. плавление парафина

10.переход газа в твердое состояние

11.измельчение стекла

12испарение бензина

13.сжатие пружины

14.гниение  растительных остатков

Химическое: 3.4.5.7.8.14

4.Эстафета-три человека по очереди  одевают одежду химика и проводят химические реакции.

5. «Черный ящик»

9клМодное достижение современной техники, одни считают, что оно вызывает поражение мозга, другие - что улучшение мозгового кровообращения, а в США разрабатывают специальную программу утилизации этого изобретения, содержащего большое количество тяжелого металла-свинца. Что в черном ящике?

8кл

Эту продукцию изготавливали на Руси еще в древности, собирая и перетапливая смолу ели и сосны. При Александре Македонском использовали веточки мяты, эскимосы- китовый жир, в Китае-корень женьшеня. В одной только Японии  существует 150 разновидностей этой продукции .Однако популярность этого продукта создает проблемы при уборке помещений. Что находится в черном ящике?

6.Конкурс капитанов:

8кл.Горело 7 свечей, три   -погасли Сколько свечей осталось .(три)

9кл.Вы- пилот самолета, летящего из Москвы в Ростов-на Дону ,самолет везет реактивы, необходимые  для получения кислорода  в лаборатории. Сколько лет пилоту?

8.Врач прописал вам три укола с антибиотиками, по уколу через каждые четыре часа. Сколько времени потребуется, чтобы сделать эти уколы?  (8ч)

9.Вы входите  в малознакомую квартиру, которая затемнена. Электричество  отключено, но есть две лампы - газовая и керосиновая. Что вы зажжете  в первую очередь? (спички)

8кл.В США запатентован резиновый матрас, заполняемый  один раз в год гелием. Где этот   матрас хранит владелец очень маленькой комнаты?

9кл.В ЧЕТЫРЕХ ЗАПАЯННЫХ  ампулах  одинакового объема  при обычных условиях  (таких как сегодня в классе) находятся вода,озон, гелий, азот. В какой из ампул  содержится вода?

8кл.Чему равна масса одного кг кальция(1 кг)

9кл.Что тяжелее 1 кг железа или 1 кг пуха? (одинаковы)

7.Что хотел сказать ученик?

1.О простых и сложных веществах.(Оксид меди относится к сложным, потому что он оборудован  атомами разного вида)

2.Об индикаторах.(При добавлении фенолфталеина в щелочь  пробирка покраснела)

3.О получении  водорода «Водород можно получить, перевернув сосуд вверх ногами, т.к. водород очень легкий и он поднимается.

4.Хранят кислород в виде зеленых насаждений.

8.Сказка на химический лад (дом.задание)Приложение1

9.Экологические вопросы:8 кл

1.Соединение,возрастающее содержание которого вызывает в атмосфере «парниковый эффект».             (углекислый газ )

2.Что составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю?    (упаковочный материал)

3.Биологические катализаторы -это                 (ферменты)

4.Газовая оболочка Земли-             (атмосфера)

5.Старайся не пользоваться  пенопластом, т.к.          (- он практически не разлагается в природе)

9кл.

1.Процесс разрушения металлов под воздействием окружающей среды         (коррозия)

2.Оболочка земли, населенная живыми организмами (Биосфера)

3.Наука  о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания      (экология)

4.Территория,полностью исключенная из всех видов хозяйственной деятельности     (заповедник)

5.Не покупай больше, чем может       ------- (тебе понадобиться.)

10.Каждый за себя: (ученики вытягивают билеты с вопросами, отвечать быстро)

1.То, из чего состоят физические тела- это

2Соль кремниевой кислоты- это

3.Способ разделения смеси бензина и воды- это

4.Металл, обладающий бактерицидными свойствами- это

5.Растворимые в воде основания-это

6.Способ разделения смеси воды и соли- это

7.Каким элементом богата морская капуста – ламинария?-

8.Вещества,состоящие из атомов металла и кислотного остатка- это

9.вещество, способствующее горению- это

10.Составная часть молекулы- это

11.Реакция между кислотой и основанием называется-

12.Число, стоящее перед химической формулой в уравнении реакций

11.Ребусы

 ,

      Р=Л           (Молекула)

                                 ,                      ,

       

     Ы=И                            и=л

(Кристалл)

12. «Сиамские близнецы»

Два участника должны обнять так друг друга, чтобы у одного левая рука была свободна, а у другого – правая, при этом нужно предложенную жидкость проверить индикаторной бумагой.

   13.Химический сувенир

9кл.

Под восточную музыку демонстрируют опыт «Фараоновы змеи»(на таблетку сухого горючего кладут 4 таблетки глюконата кальция, поджигают)

8кл Ода мылу

Так разве мыло не достойно Оды?! 
Хвалебных песнопений и стихов?! 
Меняются обычаи и мода, 
А мыло с нами испокон веков!!!

Так разве мыло не достойно славы!? 
Пройдя проверку временем не раз, 
Оно служило людям величаво 
И продолжает им служить сейчас!

Пройдут столетья незаметно, плавно! 
Хозяйственное мыло будет жить в веках, 
Оставшись самым нужным, самым главным 
На всех земных непройденных путях! 

Вручают мыло сопернику.

Ведомость игры

конкурсы

8кл

9кл

1

Визитная карточка(3б)

2

Перевертыши(1фраза -1 балл)-макс 2б

Поменяй слово(макс-4б)-по4фразы

3

химические или физич явления-(макс 6 баллов) 3,4,5,7,8,14(правильные)

4

Эстафета(скорость и аккуратность)-5баллов макс.

5

«Черный ящик» макс 3 балла

6

Конкурс капитанов по 1б за вопрос

7

Что хотел сказать ученик? по 1 баллу

8

«сказка»- 5баллов -макс

9

Экология     макс 5

10

«Каждый за себя»5человек по 1 вопросу макс 5 баллов

11

Ребусы- 2балла(по числу правильных)

12

«Сиамские близнецы» макс 3балла

13

Химический сувенир

Приложение1

8 класс Ведущий В одном неведомом нам царстве, в третьем химическом государстве жил наимудрейший, наисветлейший, наиблагороднейший царь Аргон. I) №1

Когда царь Аргон находился в прекрасном расположении духа, он начинал светиться красивым сине-голубым светом, который успокаивающе действовал на окружающих.

(царь поднимает голову и повелительно оглядывает всё вокруг себя).

- В его государстве жила удивительно октоядричная, фантастически пластичная, золотисто-жёлтая красавица Сера.

- Несмотря на свою красоту, Сера была всё время одна, всегда грустная.( Iowa – Ищу Мужа)  Единственным её утешением было зеркальце, которое подарил ей царь Аргон.

Сера: - Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду расскажи,

Я ль на свете всех милее, всех румяней, красивее?

Ведущий

- Ты красива, спору нет, но запомни мой совет:

- Чтобы стать тебе счастливой, мало быть только красивой,

- Обрети себе подруг и заполни свой досуг.

- Обратись к царю Аргону, должен дать тебе совет.

(Сера подходит к царю, делает поклон в виде реверанса).

 Сера:

- Царь Аргон, ты наш правитель, всемогущий повелитель,

- Помоги моей беде: не хватает электронов двух на внешнем слое мне.

Аргон:

- Сере нашей помогите, да её развеселите!

- Бал скорее соберите, королей всех пригласите!

- Есть на свете близнецы – братья, ох, и удальцы!

- Лишь они помогут Сере.

- Вы скорей их отыщите, и сюда быстрей видите!

Советники:

- Слушайте! Слушайте! и не говорите, что не слышали!

- Все жители Химического королевства! Металлы и Неметаллы! Алюминаты и Силикаты!

- Галогены и Инертные газы!

- Окислители и Восстановители!

- ВЫ приглашаетесь на бал химических элементов!

- Все на дискобал!( Иван Дорн – Не надо стесняться)

Стражник 1:

- Его Величество граф Силициум, по имени Кремний!

Кремний (обращается к Сере):

- Ты не смотри, что я невзрачен, я очень важен и умён. Ближайший друг я человека, помог добыть ему огонь.

- Но это не всё!

- Мне поручена великая миссия: преобразовать солнечную энергию в электрическую.

Сера:

- Ах, как вы скучны!

Стражник 1:

- Его Величество барон Фосфорум! (Натали О Боже какой мужчина)

- Моя красавица! Я три лица имею, могу быть белым, чёрным, красным.

- Когда я белый, то в темноте легко свечусь!

- Нагретый красный в кислороде, побелею,

- При этом я оксидом становлюсь.

- И, если воду мне дадите, я выпью сразу всю сполна,

- При этом кислым стану я!

- Но стоит щёлочи добавить,

- То сразу бледным стану я,

- И снова три лица имея,

- Смогу всем насолить сполна!

Сера: 

- Как вы мне все надоели!

появляется Водород. (Ёлка - На большом воздушном шаре)

Аргон:

- Стража!

Стражники выбегают вперёд, загораживают короля.

Стражники:

- Ты кто такой?

Водород:

- Я Гидрогениум из Первого Химического государства.

- Пропустите меня! Здесь мои друзья!

Стражники обращаются к Аргону: «Как, наимудрейший Государь, пропустим?»

Аргон:

- Впустить!

Водород раскланивается, подходит к Сере, становится на колено и произносит слова признания в любви:

Клянусь, ты дороже мне всего!

Мне в этом мире жизни нет,

Бессильна воля, как Азот,

И, как H2SO4,

Любовь мне сердце жжёт и жжёт!

Встаёт с колена, берёт Серу за руку и идут по кругу. Все начинают морщиться и прикрывать нос.

Ведущий:

- Удивительная получилась пара,

- Каждый сам по себе просто необыкновенен,

(Сера и Водород расходятся и снова сходятся)

- Но, как вместе сойдутся,

- То хоть беги от жуткого амбре!

Страж 1:

- К нам прибыл в гости его Величество принц Алюминиум! Ёлка – Мальчик-красавчик

Алюминий подходит к Сере, раскланивается. Между ними встаёт Водород.

Водород:

- Я вызываю вас на дуэль!

Алюминий:

- Дуэль, так дуэль! ("Пираты Карибского моря" – Музыка для боя.)

(дерутся на шпагах, Водород бросает шпагу и с позором убегает, Алюминий кланяется Сере)

Алюминий:

- О, Сера! Ты, красавица моя!

- Я знатный принц из графства Амфотерных,

- И не хочу я пред тобою здесь хвалиться,

- Хочу лишь электроном поделиться,

Выходит Аргон, берёт за руки Алюминия и Серу, соединяет их.

Аргон:

- Я благословляю ваш союз!

(Мендельсон – Свадебный марш)

 Сера:

- Ах, милый принц, благодарю,

- Вам в руки я судьбу свою вручаю…

(сера наклоняется, начинает падать, алюминии её поддерживает)

- Ах! Помогите!

- Я горю!

 - Спасите!

- Я от счастья сгораю!

Все выходят, становятся в один ряд и вместе говорят:

- Сказка лож, но в ней намёк,

 - Преподали вам урок.

Литература:

Штремплер Г.И. Химия на досуге М.:Просвещение,1993

Журнал «Химия» №10(824),2011г.

Журнал «Химия» №12(826),2011г.

Журнал «Химия» №8(822),2011г.

Журнал «Химия» №9(823),2011г.



Предварительный просмотр:

Химический вечер для учащихся 8 класса.

Пояснительная записка:

Учащиеся приступили к изучению курса Цель данной игры, которая проводится в 1 четверти, мотивировать учащихся к изучению нового предмета.

Для учителя химии:

Внеклассная работа вносит вклад в такие качества личности, как инициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию.

Формы работы:

Учитель предлагает работать в группах (командах), где, отвечая за успехи каждого, ребята начнут учиться помогать друг другу. Задача ведущих состоит в том, чтобы сформулировать задания наиболее понятным для них языком.

Жюри:

Задача жюри оценивать не только правильность выполнения задания, но и умение анализировать. Слушают ли члены команды друг друга, помогают ли друг другу, как решают возникающие проблемы, добиваются ли согласия при решении спорных вопросов.

Задачи:

Образовательная: повышение мотивации к учению, выявление готовности учащихся применять полученные знания на практике в сходных и несходных ситуациях.

Воспитательные: способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности, вырабатывать умение правильной самооценки, формировать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности, учить общаться в коллективе.

Развивающие: развивать память на основе различных приемов запоминания на примере химического материала, внимание, умение сопоставлять.

Форма проведения:

Игра. Участвуют 3 команды по 6 человек каждая.

Сценарий игры. Слайды презентации.

Слово предоставляется учителю химии.

Ведущий 1. Здравствуйте! Сегодня мы встретились, чтобы получить удовольствие от игры двух (трех) замечательных команд.

Учитель химии. (Разочаровано). «Химики! А что это значит? Это бессонные ночи, огромные тома книг, постоянные разговоры о химии, это химическая лаборатория дома и это родители, которые говорят: «Кошмар! Наш ребенок – химик! Разве это счастье? Разве это жизнь?»

Вы хотите спросить: почему же становятся химиками?

(Гордо). Да потому, что химия вездесуща, за ней будущее. Это бесконечные ночи, тома книг, постоянные разговоры о химии, химическая лаборатория дома и это родители, которые говорят: «Представьте, наш ребенок – химик! И это счастье, у него счастливая будущая жизнь!»

Добро пожаловать в химики!

Сегодня за право называться химиками сражаются команды 8-х классов.

Ведущий 2. На столах у игроков цветные таблички с названием команд и бейджики такого же цвета у игроков.

Позвольте вам представить команды:

1._____________,

2. _____________,

3 _____________.

/Капитаны команд представляют свои команды, эмблемы и девизы, если есть/.

На столах игроков Периодическая таблица Д.И. Менделеева, чистые листы бумаги, маркеры, ручки.

Ведущий 1. Слайд №

Все наши конкурсы будут посвящены только химии. Наш конкурс будут оценивать строгое и справедливое жюри «Три С» - Судьи Справедливые, Строгие в составе:  

1.

2.

3.

Критерии оценивания:

  • организованность;
  • дисциплинированность;
  • сплоченность игроков;
  • быстрота выполнения;
  • активность игроков;
  • внимание;
  • правильность и четкость ответа;
  • химическая грамотность;
  • умение аргументировать ответ.

Ведущий. Девизом нашей игры могут послужить слова Конфуция: 

Перед человеком  к разуму три пути:

Путь размышления - это самый благородный;

Путь подражания - это самый легкий;

Путь личного опыта - это самый тяжелый.

Ведущий 2.

Слайд № .

Химия – это самая необычная и интересная наука на свете. Она полна  разных тайн и чудес. А люди, знающие химию – настоящие волшебники. Проверим это? Приглашается учитель химии.

Учитель химии.

Слайд № 3-5.

Я могу отгадать любой задуманный вами химический элемент. На слайде предлагаю выбрать химический элемент  и записать его порядковый номер. Удвойте  порядковый номер. К произведению прибавьте 5. Сумму умножьте на 5. Тот, кому я передам предмет, сообщит мне результат, а я назову загаданный номер.

 (Ответ. Нужно отбросить последнюю цифру и отнять от полученного числа 2 – получится порядковый номер загаданного элемента).

Ведущий 1.

Конкурс капитанов. Слайд № 6.

Приглашаются капитаны команд. «Глазомер». Капитаны-химики должны обладать хорошим глазомером, поэтому им предлагается налить в два разных по вместимости и форме сосуда одинаковый объем воды, не используя мерную посуду.

Жюри.

Подводит итоги.

Ведущий 2.

Конкурс 1. Слайд № 7-10.

Найди лишнее. Перед вами знаки химических элементов и их русские названия. Необходимо быстро определить, какой символ лишний.

Ведущий 1.

Конкурс 2. Слайд № 10.

Необходимо определить, какие химические элементы зашифрованы, записать их символы.

МАИЛЮНИЙ

Алюминий

АНТРИЙ

Натрий

РОМБ

Бром

СОЛОДИКР

Кислород

Конкурс для болельщиков. Заранее подготовить по 10 чистых листов формата А 4 (кочки).

Игра «Болото». В конкурсе участвуют два человека (по желанию).

Задание. Необходимо перебраться через болото по кочкам. Перед тем, как сделать шаг, необходимо писать название химического  элемента на листе (кочке). Ведущие зачитывают названия записанных элементов. Одинаковые названия зачеркивают. Побеждает тот, у кого больше записано названий. Количество очков, полученных участником, определяется количеством элементов.  Жюри оценивает конкурс.

Ведущий 2.

Слайд № 12 -18.

Конкурс «Три + два». Перед вами схема, которая показывает, что все слова, которые здесь скрыты, состоят из пяти букв, причем оканчиваются они на буквы рий. Найдите те слова, которые скрыты.

Ведущий 1. Слайды № 19-22.

Ребусы.

Ведущий 2.

Слайд № 23-26.

Перед вами зашифрованное имя ученого

Кислород

Магний

Свинец

Азот

Водород

Железо

Медь

Цинк

В

У

Е

А

Л

А

З

Ь

Чтобы его расшифровать сделайте следующие действия: определите относительную атомную массу каждого элемента, расположенного на слайде, затем расположите их в порядке возрастания относительных атомных масс. Ответ. Лавуазье.

Ведущий 1.

Слайд № 27.

Конкурс «Выбери букву» - получишь слово при правильном ответе. Явления химические и физические, выбери правильный ответ и поставь соответствующую букву в слово. Собери из полученных букв слово.

Слайд № 28-31.

Игра «Крестики-нолики». Соедините в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении три клетки по признаку, который является одинаковым для всех элементов в клетках.

Слайд № 32-37.

Названия некоторых химических элементов входят в состав часто употребляемых словосочетаний, многие из которых пришли из литературных произведений. Определи эти элементы и запиши буквы вместо пропусков. Напишите символы этих элементов.

Слайд №

Оловянный

солдатик

Слайд №

Слайд №

Слайд №

Слайд №

Слайд № 38-43. Игра с болельщиками.

«Ассорти». Вам предстоит перевести с химического языка общепринятые выражения.

1

Не все то аурум, что блестит.

2

Белый, как карбонат кальция.

3

Куй феррум, пока горячо

4

Слово – аргентум,  молчание – аурум.

5

Купрумного гроша не стоит.

6

С тех пор много оксида водорода утекло.

Ведущий 1.

После того, как вы справились с заданием, нужно немного отдохнуть и мы предлагаем вам сделать несколько упражнений. А для того, чтобы вы не расставались с химией, вспомним о правилах, которые помогают выжить в химической лаборатории.

Ведущий 2.

Восьмикласник к нам пришел

И спросила кроха:

«Что такое хорошо?

И что такое плохо?»

Ты в химкабинет пришел,

Так запомни, кроха,

Безопасность – хорошо!

Быть безруким плохо!

Если ты во все подряд

Окунаешь пальчик,

Про такого говорят:

«Бестолковый мальчик!»

Ведущий 1.

Правил безопасности много есть, друзья,

Расскажу Вам главные  

Ведь без них нельзя!

Опыт можно проводить только с разрешенья,

Так как могут не простить

Ваши прегрешенья.

(Наклоны головой вперед и назад).

Ведущий 2.

Чтоб разбавить кислоту

Лил в нее водицу?

Плохо! Видно за версту –

Это не годится!

(Круговые движения рук  в суставе).

Из-под крана воду пить –

Все - равно, что «Ваниш».

Жажду можно утолить,

 Но козленком станешь!

(Поднимания и опускания на цыпочках).

Ведущий 1. Конкурс капитанов.

Слайд № 44-46.

Завершает вечер конкурс капитанов. У всех людей довольно хорошо развита и зрительная, и слуховая память. Для того чтобы выяснить, какая память преобладает у вас, выполните следующий тест. Прочитайте пары слов, запомните их. Попытайтесь по первым словам в паре восстановить вторые. У кого это быстрее и лучше получится, тот и будет победителем в этом туре.

Завершение вечера. Подведение итогов.

Наш вечер окончен. Просим наше уважаемое жюри огласить результаты нашего мероприятия. Ведущий просит всех присутствующих написать на бумаге впечатления от проведенного мероприятия, написав на бумаге только наречия, например, прекрасно, уныло….плохо, взволнованно, организованно, сплоченно, весело, легко, смело, умело…

Слово предоставляется учителю химии. Закончить игру хотелось бы словами Менделеева, которые он адресовал молодежи: 

Берегитесь больше всего своих же гордых мыслей. Гордитесь только тем, что сделано для других, не кичитесь этим, гордитесь внутри себя, этой гордостью возвышайтесь, она не дает забыться. Удовольствие пролетит, оно – себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Учение – себе, плод учения – другим. Сами, трудясь, вы сделаете все для близких и для себя. И если успеха не будет, будет неудача, не беда. Попробуйте еще раз!

 Ведущий 1и 2. До новых встреч!

Литература:

  1. Романова М. И. В гостях у юных химиков. Химия № 07 1-15 апреля 2010.
  2. Курганский С.М. Увлекательная химия: внеклассная работа по химию. 8-11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. - 248 с.
  3. Занимательные задачи по химии /под редакцией Н.Е. Дерябиной. – м.;6 ИПО «У Никитских ворот», -48 с.: ил.



Предварительный просмотр:

ОБУЧАЮЩАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ХИМИЧЕСКИЙ ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС»

для учащихся 8-х классов

В каждом настоящем человеке скрыт ребенок,

который хочет выйти и начать играть!

Ф. Ницше

Цель: формирование  познавательного  интереса  к  предмету химия.

Задачи:

  • активизировать и расширить субъективный опыт учащихся;
  • мотивировать учащихся на успех;
  • развивать аналитико-синтезирующее мышление, умение действовать самостоятельно;
  • сформировать умения и навыки общенаучного, общеинтеллектуального характера;
  • воспитывать устойчивый интерес к химии, положительное отношение к знаниям.

Оборудование и реактивы (на одном лотке для всех команд):  

  • химический стакан (3 шт.), колба коническая, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, воронка, пипетка; керамическая плитка, лучинка, спички.
  • крахмал (тв.), вода, поташ (карбонат калия), дихромат аммония; растворы: соляной кислоты, аммиака.

Оборудование и реактивы (для болельщиков):  

  • Опыт № 1 - Химическая склянка со стеклянной пробкой; растворы: аммиак (конц.), концентрированная соляная кислота.
  • Опыт № 2 – Фарфоровые чашки – 4 шт., спички, лучинка;  этанол; твердые вещества: нитрат калия, борная кислота, хлорид аммония, хлорид стронция, ацетат калия.
  • Опыт № 3 – Химический стакан; растворы: перманганат калия, щелочь, концентрированная серная кислота.

Оборудование и реактивы (для конкурса «Вопросы и задания от …»):

  • весы, мерный цилиндр, химический стакан, стеклянная палочка; поваренная соль, вода.

Условия:

  • Формируется три команды участников из  4 – 5 человек.
  • В команде выбирается капитан.
  • Остальные учащиеся класса являются болельщиками (получают призы – 8шт. за игру со зрителями; самый активный болельщик, заработавший наибольшее количество баллов – получает приз). Болельщики могут отказаться от приза и получить оценку «5».
  • Жюри (можно назначить из учащихся класса) оценивает и подсчитывает баллы.
  • Члены команды – победительницы получают оценку «5», члены остальных команд получают оценку «4».

НАВИГАЦИЯ ПО СЛАЙДАМ

Слайд № 1

Титульный

Слайд № 2

Начало игры.

Щелчком  мыши по цифре – переход на слайд с конкурсами (слайды №№ 3, 5, 9, 13, 18, 24, 32). По возвращению на слайд – цифра исчезает.

Слайды №№ 3 – 4

Конкурс «Разминка для ума»

Слайды №№ 5 – 8

Конкурс «Темная лошадка»

Слайды №№ 9 – 12

Конкурс «Заморочки из бочки»

Слайды №№ 13 – 17

Игры со зрителями

Слайды №№ 18 – 23

Конкурсы капитанов

Слайды №№ 24 – 31

Конкурс «Вопросы и задания от…»

Слайды №№ 32 – 36

Конкурс «Опыты делаем сами»

Слайды №№ 37 – 39

Источники изображения

ХОД ИГРЫ:

Вступительное слово учителя:

Без химии ты глух и нем
И шагу не шагнешь порою,
Не вырастишь хороший хлеб
И дом хороший не построишь.
Химию любить и не лениться –
Значит, понятно будет все:
Почему коптит порою примус,
На морозе сушится белье.
Жизнь вокруг себя узнаешь,
Разрешишь любой серьезный спор,
Без огня в дороге яйца сваришь
И без спичек разведешь костер.

1 – «РАЗМИНКА ДЛЯ УМА»

№ слайда

Вопросы и ответы

Работа со слайдами презентации

3

На слайде:  Название конкурса «Разминка для ума»

Учитель (объясняет условия конкурса): 

  • За 1 минуту команде необходимо ответить на большее число вопросов.
  • За каждый правильный ответ – 1 балл.
  • Отвечать могут все члены команды вслух. Если учитель услышит хоть один правильный ответ – засчитывается 1 балл.
  • Если учитель не услышал правильного ответа, то он его произносит и зачитывает следующий вопрос.
  • Если команда ответить не может – лучше сказать слово «не знаем». Тогда учитель зачитывает правильный ответ и задает следующий вопрос.
  • Очередность ответов командами объявляет жюри (см. оценочный лист)

Переход на следующий слайд – по щелчку мыши.

4

Таймер – 1 минута.

Таймер запускается - .

По гиперссылке в правом нижнем углу http://www.birchgroveprm.cardiff.sch.uk/images/pagemaster/wink1.gif– возврат на начало игры (слайд № 2).

Вопросы первой команде:

Ответ

1

Жидкий металл

Ртуть

2

В огне не горит и в воде не тонет

Лед

3

Наука о веществах и их свойствах

Химия

4

Как звали Ломоносова?  

Михаил Васильевич

5

Что видно, если ничего не видно?    

     

Туман

6

Процесс разрушения металлов под воздействием окружающей среды

Коррозия

7

Все вещества состоят из молекул (да или нет)

Нет

8

Переведите с химического языка на общепринятый: Стойкий станумный солдатик.

Стойкий оловянный солдатик

9

Этот химический прибор служит для переливания жидкостей из одного сосуда в другой и применяется в процессе фильтрования

Воронка

10

Исследование каких-либо реально существующих предметов, явлений путем построения и изучения их моделей

Моделирование

11

Положительно или отрицательно заряженные частицы, образованные из атомов …

Ионы

12

Вещества, способные к адсорбции, называются …

Адсорбенты

13

Это химическое соединение добывают из озер (наиболее богатые озера Эльтон и Баскунчак)

Поваренная соль

14

Какая смесь помогает переваривать пищу?

Желудочный сок

15

В  корнеплодах этого овоща содержится больше всего витамина А, который улучшает остроту зрения, борется с вирусами и бактериями, делает кожу более гладкой и эластичной.

Морковь

Вопросы второй команде:

Ответ

1

Опасна ли ртуть в градуснике, если он разобьется?

Да

2

Какой древний философ первым высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших и невидимых частиц?

Демокрит

3

Какой самый распространенный на Земле металл?

Алюминий

4

Какой химический элемент был открыт раньше на солнце, а потом уже на Земле?

Гелий

5

Мельчайшие химически неделимые частицы.

Атомы

6

Воздушная оболочка Земли.

Атмосфера

7

Переведите с химического языка на общепринятый: Куй феррум, пока горячо.

Куй железо, пока горячо.

8

Фарфоровая химическая посуда  для измельчения кристаллических веществ

Ступка и пестик

9

Концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения

Наблюдение

10

Как звали Менделеева?  

Дмитрий Иванович

11

Вещества, состоящие из атомов одного химического элемента, называются …

Простые вещества

12

Биологические катализаторы

Ферменты (энзимы)

13

Это один из самых тяжелых металлов: слиток с размером в кулак весит 3кг

Золото

14

Это вещество известно людям издавна, поскольку образуется  в  результате скисания  вина. Применяется  как  консервирующее  средство  и вкусовая приправа.  

Уксус

(уксусная кислота)

15

Без крыльев летает,
Без ног бегут,
Без паруса плывут
. 

Облака

Вопросы третей команде:

Ответ

1

Какой металл называют «летающим»?

Алюминий

2

В этой стеклянной посуде смешивают малые количества вещества и проводят химические реакции.

Пробирка

3

Какой неметалл является лесом?

Бор

4

Мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его химическими.

Молекула

5

Зеленый красящий пигмент растений.

Хлорофилл

6

Литосфера – это водная оболочка Земли? (да или нет)

Нет

7

Кислород – основной компонент воздуха  (да или нет)

Нет

8

Переведите с химического языка на общепринятый: Белый, как карбонат кальция.

Белый, как мел.

9

Научное воспроизведение какого-либо явления с целью его исследования, испытания в определенных условиях

Эксперимент

10

Вещества, состоящие из атомов разных химических элементов, называются …

Сложные вещества

11

Вещества, ускоряющие химические реакции, но по их окончании остаются неизменными

Катализаторы

12

В Древнем Египте этот металл называли «небесным металлом»

Железо

13

Эта газообразная смесь является необходимым  условием жизни для большинства живых организмов на нашей Земле.

Воздух

14

Одеяло белое, не руками сделано,
Не ткалось и не крошилось,
С неба на землю свалилось
.

Снег

15

Как называется камень, который пытались найти алхимики?

Философский

2 – «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»

№ слайда

Вопросы и ответы

Работа со слайдами презентации

5

На слайде:  Название конкурса и цитата: «Неусыпный труд препятствия преодолевает...»

М.В. Ломоносов 

Учитель (объясняет условия конкурса): 

Тема конкурса: Великие имена: творцы химической науки.

Задание: Назовите  ученого, используя как можно меньше подсказок (подсказки четыре). 

  • Каждой команде по описанию нужно определить ученого-химика, о котором идет речь.
  • Очередность выбора вопроса командами объявляет жюри (см. оценочный лист).
  • Максимальное число баллов за конкурс – 5 баллов. С каждой подсказкой количество баллов уменьшается на 1 балл.
  • Если, после четвертой подсказки, отвечающая команда не знает ответ, то ответить может другая команда или болельщики (количество баллов 2).
  • Если болельщик ответил правильно, он может передать «свои 2 балла» любой из команд.

Текст на слайде появляется щелчком мыши.

Переход на следующий слайд – по щелчку мыши.

6

5 баллов. Родился и вырос в Новой Зеландии.

4 балла. Был четвертым ребёнком в семье  из двенадцати детей.

3 балла. Его отец колесный мастер и строительный рабочий, шотландец по происхождению,

мама – школьная учительница из Англии.

2 балла. Предложил (1911) планетарную модель атома.  

ОТВЕТ: Эрнест Резерфорд

Текст на слайде появляется щелчком мыши.

Переход на следующий слайд – по щелчку мыши.

7

5 баллов. Наружность его известна многим. Самое характерное в нем: грива длинных пушистых волос вокруг высокого лба и ясные синие глаза.

4 балла. Изобрел бездымный порох.

3 балла. В честь него назван химический элемент №101.

2 балла. Главное его открытие - ПЗХЭ.  

ОТВЕТ:  Дмитрий Иванович Менделеев

Текст на слайде появляется щелчком мыши.

Появление рисунка – триггер на прямоугольник.

Переход на следующий слайд – по щелчку мыши.

8

5 баллов. Итальянский  физик  и химик.

4 балла. Вычислил атомную массу кислорода и водорода; создал метод определения молекулярной массы.

3 балла. Установил закон, относящийся к объемам газов.

2 балла. Его именем названа постоянная – число молекул в 1 моль идеального газа.  

ОТВЕТ: Амедео Авогадро

Текст на слайде появляется щелчком мыши.

По гиперссылке в правом нижнем углу http://www.birchgroveprm.cardiff.sch.uk/images/pagemaster/wink1.gif– возврат на начало игры (слайд № 2).

3 – «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

№ слайда

Вопросы и ответы

Работа со слайдами презентации

9

На слайде:  Название конкурса «Заморочки из бочки»

Учитель (объясняет условия конкурса):  Необходимо ответить на вопрос.

  • Время на обсуждение 30 секунд (таймер – 30 секунд).
  • Очередность выбора вопроса командами объявляет жюри (см. оценочный лист).
  • Максимальное число баллов за правильный ответ  – 3 баллов.
  • Если команда не знает ответ, то ответить может другая команда или болельщики.
  • Если болельщик ответил правильно, он может передать «свои 3 балла» любой команде.

Переход на следующий слайд – по щелчку мыши.

10

Отрывок из сказки В.Ф. Одоевского “Мороз Иванович”

Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальёт, да ещё такая мастерица: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в неё угольки да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в него воды, а вода–то знай проходит сквозь песок да сквозь угли и капает в кувшин чистая, словно хрустальная.

Как называется данный процесс? На каком свойстве угля он основан?

ОТВЕТ: Процессы: фильтрования и адсорбции. Уголь обладает свойством адсорбции – удерживать, на своей поверхности растворённые в воде вещества.

Текст на слайде появляется щелчком мыши.

Запуск таймера – триггер стрелка циферблата.

Переход на следующий слайд – по щелчку мыши.

11

Она родилась в самой волшебной стране – Химической лаборатории. Её папа – Оксид Азота (IV) был мужчиной злого нрава и носил прозвище «Лисий хвост». Её мать была простой спокойной женщиной и звали её Вода. Она появилась маленькой, бесцветной, но когда к ней прибавили раствор лакмуса – все сразу поняли, что родилась…  

Назовите ее.

ОТВЕТ: Азотная кислота

Текст на слайде появляется щелчком мыши.

Запуск таймера – триггер стрелка циферблата.

Переход на следующий слайд – по щелчку мыши.

12

Древний историк Плиний Старший рассказывает о событии, которое произошло 2000 лет назад. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, легкого металла, полученного из глинистой земли. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившееся в казне золото и серебро, император отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься производством «опасного» металла. 

Из какого металла была изготовлена чаша?

ОТВЕТ: Из алюминия

Текст на слайде появляется щелчком мыши.

Запуск таймера – триггер стрелка циферблата.

По гиперссылке в правом нижнем углу http://www.birchgroveprm.cardiff.sch.uk/images/pagemaster/wink1.gif– возврат на начало игры

(слайд № 2).

4 – ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

№ слайда

Задания и ответы

Работа со слайдами презентации

Игра № 1. «ОМОНИМЫ В БИОЛОГИИ И ХИМИИ» 

Болельщики, ответившие правильно, получают призы.

13

На слайде:  Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению.

Учитель (приводит пример): Например, флюс – материал, вводимый в шихту для образования шлака, и воспаление надкостницы или десны, сопровождающееся отеком окружающих тканей.

Текст на слайде появляется щелчком мыши.

14

Задание: Что означает следующие термины в химии и биологии:

Ерш – щетка для мытья химической посуды; рыба семейства окуневых. 

Ржавчина – результат коррозии металла; заболевания многих растений, например «хлебная ржавчина».

Моль – единица количества вещества; вид мелкой бабочки. 

По щелчку мыши появляются три термина.

Для просмотра ответа  и появление рисунков – триггер на каждом термине.

15

Задание: Что означает следующие термины в химии и биологии:

Бор химический элемент; сосновый лес; стержень со стальной или алмазной головкой.

Термит горючая порошкообразная смесь, сгорающая при высокой темпера туре; отряд насекомых.

Пестик – короткий стержень из фарфора, агата, металла с округлым концом для измельчения чего – либо в ступке; часть цветка.

По щелчку мыши появляются три термина.

Для просмотра ответа  и появление рисунков – триггер на каждом термине.

Игра № 2. «СОСТАВЬТЕ СЛОВА» 

Победители получают призы за самое длинное химическое слово.

16

На слайде следующие буквы: к, а, в, д, и, с, ь, о, п, л, е, м.

Задание. Используя только эти буквы, нужно составить химические слова.

Переход на следующий слайд – по щелчку мыши.

17

ОТВЕТ: вода, песок, сода, соль, оксид, мел, моль, медь.

   

Для просмотра ответа  – триггер на окружности.

По гиперссылке в правом нижнем углу http://www.birchgroveprm.cardiff.sch.uk/images/pagemaster/wink1.gif– возврат на начало игры

(слайд № 2).

5 – КОНКУРС КАПИТАНОВ

№ слайда

Вопросы и ответы

Работа со слайдами презентации

18

На слайде:  Название конкурса

Переход на следующий слайд – по щелчку мыши.

19

Задание № 1 (общее для всех капитанов): (на слайде):  

Если вы правильно ответите на вопросы и из первых букв названий соберете слово, то вы отгадаете, о каком, нужном для нашего организма, веществе идет речь.

Время на выполнение – 1 минута

Максимальное число баллов – 3 (выполнил первым 1 балл; правильный ответ – 2 балла).

Изменения на слайде – по щелчку мыши.

Переход на следующий слайд – по щелчку мыши.

20

  • Продуктовый магазин 
  • Вода в твердом агрегатном состоянии 
  • Мастер по изготовлению изделий из драгоценных металлов 
  • Питательное вещество, из которого готовят клей 
  • Часть суши, со всех сторон окруженная водой 
  • Защита от дождя 
  • Фрукт рода цитрусовых 

ОТВЕТ: ГЛЮКОЗА

При проверке: триггер по прямоугольнику с вопросом – открывается рисунок и появляется буква ответа.

Переход на следующий слайд – по щелчку мыши.

21

Задание № 2.   Учитель (объясняет условия конкурса): 

  • Очередность выбора задания командами объявляет жюри (см. оценочный лист).
  • Максимальное число баллов – 2.
  • Время на выполнение – 1 минута

Для команды № 1: (на слайде):  Соедините прямой линией элементы одного периода.

Ве

N

Si

Al

Na

C

Сl

Mg

Fe

Задание и прямая линия при ответе – по щелчку мыши.

Переход на следующий слайд – по щелчку мыши.

22

Для команды № 2:  (на слайде):  Соедините прямой линией элементы  одной и той же главной подгруппы.

Zn

Cl

Fl

Be

Mg

Ca

Ba

S

Na

Задание и прямая линия при ответе – по щелчку мыши.

Переход на следующий слайд – по щелчку мыши.

23

Для команды № 3:  (на слайде):  Соедините прямой линией элементы одной и той же побочной подгруппы.

Cu

K

Na

S

Ag

Si

O

P

Au

Задание и прямая линия при ответе – по щелчку мыши.

По гиперссылке в правом нижнем углу http://www.birchgroveprm.cardiff.sch.uk/images/pagemaster/wink1.gif– возврат на начало игры

(слайд № 2).

6 – ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ОТ….

№ слайда

Вопрос от …

Вопросы и ответы

Работа со слайдами презентации

24

На слайде:  название конкурса и цифры.

Учитель (объясняет условия конкурса): 

  • Необходимо ответить на вопрос или выполнить задание от учителя. Каждая команда должна выбрать один вопрос и одно задание.
  • Очередность выбора задания или вопроса объявляет жюри (см. оценочный лист).
  • Время на обсуждение 30 секунд (таймер – 30 секунд).
  • Количество баллов за один правильный ответ  – 5 баллов; за правильно выполненное задание – 5 баллов. Максимально – 10 баллов.
  • Если команда не знает ответ, то ответить может другая команда или болельщики.
  • Если болельщик ответил правильно, он может передать «свои 5 баллов» любой команде.

Щелчком  мыши по цифре – переход на слайд с вопросом или заданием

(слайды №№ 25 – 31).

По возвращению на слайд – цифра исчезает.

По гиперссылке в правом нижнем углу http://www.birchgroveprm.cardiff.sch.uk/images/pagemaster/wink1.gif– возврат  на начало игры (слайд № 2).

Запуск таймера (на слайдах №№ 25 – 31) – триггер стрелка циферблата.

25

… – учителя биологии:

ВОПРОС:

В Древней Индии на суде для решения вопроса о виновности и невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый мог съесть, значит, он невиновен, если нет, то виновен. Почему?

ОТВЕТ: Это связано с нервной регуляцией выделения слюны. При волнении появляется сухость во рту.

Появление, выход теста и рисунков – по щелчку мыши.

По гиперссылке в правом нижнем углу http://www.birchgroveprm.cardiff.sch.uk/images/pagemaster/wink1.gif– возврат  на слайд конкурса

 (слайд № 24).

26

… – учителя истории:

ЗАДАНИЕ:

В этом тексте «спряталось» изречение древнегреческого философа и ученого Аристотеля, жившего в 384-322 гг. до н.э.. Необходимо найти способ чтения фразы и восстановить её первоначальный вид.  

Появление, выход теста и рисунков – по щелчку мыши.

27

ПОДСКАЗКА:

В тексте читаются только буквы русского алфавита, т.е. «перепрыгиваем» через два знака.

ОТВЕТ: «Познание начинается с удивления».

Ответ появляется на слайде (по щелчку) с помощью анимации.

По гиперссылке в правом нижнем углу http://www.birchgroveprm.cardiff.sch.uk/images/pagemaster/wink1.gif– возврат на слайд конкурса

(слайд № 24).

28

… – учителя ОБЖ:

ВОПРОС: Первый в мире был изобретен русским ученым Николаем Дмитриевичем Зелинским в 1915 году. Был принят на вооружение армией Антанты в 1916 году. О чем речь? На каком физическом свойстве основано его действие? 

ПОДСКАЗКА:           

Он на войне как воздух нужен,

 Когда пускают едкий газ.

 И пусть ответ ваш будет дружен:

 Конечно это…

ОТВЕТ: Противогаз. Физическое свойство – адсорбция.

Появление, выход теста и рисунков – по щелчку мыши.

По гиперссылке в правом нижнем углу http://www.birchgroveprm.cardiff.sch.uk/images/pagemaster/wink1.gif– возврат на слайд конкурса

 (слайд № 24).

29

…– учителя физики:

ВОПРОС:  Древнекитайский философ VI—V веков до н. э. Лао Цзы утверждал, что она «самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом». О каком веществе идет речь?  

ПОДСКАЗКА:           

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? 

ОТВЕТ: ВОДА 

Появление, выход теста и рисунков – по щелчку мыши.

По гиперссылке в правом нижнем углу http://www.birchgroveprm.cardiff.sch.uk/images/pagemaster/wink1.gif– возврат  на слайд конкурса

 (слайд № 24).

30

…– учителя математики:

Оборудование и реактивы: весы, мерный цилиндр, химический стакан, стеклянная палочка; поваренная соль, вода.

ЗАДАНИЕ:

Вам нужно приготовить 100 г раствора поваренной соли с  массовой долей 7%.

ОТВЕТ: m(соли) = m(раствора) ∙ ω(соли)

m(соли) = 100 ∙ 0,07 = 7г

m(воды) = m(раствора)  - m (соли)

m(воды) = 100 – 7 = 93г

Появление, выход теста и рисунков – по щелчку мыши.

По гиперссылке в правом нижнем углу http://www.birchgroveprm.cardiff.sch.uk/images/pagemaster/wink1.gif– возврат  на слайд конкурса

 (слайд № 24).

31

… – учителя химии:

ЗАДАНИЕ:

Изобразите пантомимой человека, впервые попавшего в химическую лабораторию.

  • Сначала он боязливо и неуверенно осматривается, затем осторожно прикасается к предметам, что-то роняет на пол, пугаясь, подбирает осколки.
  • Успокоившись, пытается что-то достать с высоких полок.
  • Вынимает пробирки из сосудов и нюхает. Изображает реакцию на запах аммиака, хлористого водорода, сероводорода.
  • Шарит по карманам, находит спички и делает вид, что что-то зажигает. Взрыв. Пугается и убегает.

Появление, выход теста и рисунков – по щелчку мыши.

По гиперссылке в правом нижнем углу http://www.birchgroveprm.cardiff.sch.uk/images/pagemaster/wink1.gif– возврат  на слайд конкурса

 (слайд № 24).

7 – ОПЫТЫ ДЕЛАЕМ САМИ

№ слайда

Задания и ответы

Работа со слайдами презентации

Оборудование и реактивы (на одном лотке для всех команд):  

  • химический стакан (3 шт.), колба коническая, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, воронка, пипетка; лучинка, керамическая плитка;
  • крахмал (тв.), вода, поташ (карбонат калия),  дихромат аммония;  растворы: соляной кислоты, аммиака.

32

На слайде:  название конкурса и цитата «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать» (И.В.Гёте)

Текст на слайде появляется щелчком мыши. Переход на следующий слайд – по щелчку мыши.

33

Задания: (на слайде):

1. Внимательно посмотрите на слайд с изображением опыта. Запомните все действия.

2. Проведите эксперимент, выбрав необходимые реактивы.

3. К какой группе явлений (химических или физических) относится явление.

4. Указать признаки, по которым определили группу явления.

Учитель (объясняет условия конкурса): 

  • Команды просматривают по очереди слайды со схемами опытов (очередность – в оценочном листе жюри).
  • Обсуждают в командах, какое оборудование и реактивы им необходимы для проведения опыта и выбирают их с общего лотка (1 минута).
  • На подготовку опыта – 3 минуты. Во время подготовки опыт не выполняется, а продумывается последовательность действий.
  •  Затем команды по очереди выполняют опыты для всей аудитории.
  • Максимальное количество баллов – 10 (учитывается соблюдение правил ТБ, правильность воспроизведения и объяснение опыта)

На слайде в нижнем левом углу три цифры – гиперссылка на слайды с заданием для команд

(слайды №№ 34 – 36).

По гиперссылке в правом нижнем углу http://www.birchgroveprm.cardiff.sch.uk/images/pagemaster/wink1.gif– возврат  на начало игры

(слайд № 2).

34

1 команда

ОТВЕТ: Фильтрование – физический процесс.

По щелчку мыши – все действия.

По гиперссылке в правом нижнем углу http://www.birchgroveprm.cardiff.sch.uk/images/pagemaster/wink1.gif– возврат на слайд конкурса

 (слайд № 33).

35

2 команда

ОТВЕТ: Выделение газа – химический процесс.

36

3 команда

ОТВЕТ: Изменение цвета – химический процесс.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ

Во время выполнения задания командами, болельщики могут вместе с учителем поучаствовать в выполнении занимательных опытов.

Слово учителя

Описание опыта

Оборудование и реактивы

Учитель (вступительное слово): 

Круг интересов Д.И.Менделеева не был замкнут только в сфере научной деятельности. Он любил музыку и театр, разбирался в живописи и литературе, был неплохим шахматистом. По средам у него собирались художники, ученые, музыканты. Д.И.Менделеев любил шутить, нередко для разрядки обстановки показывал занимательные опыты.

Повторим опыты и попытаемся их объяснить с химической точки зрения опыты, с помощью которых Д.И.Менделеев разыгрывал своих друзей.

№ 1

«Дым без огня»

    Знаменитый художник И.Е.Репин очень много курил. Однажды Менделеев объявил, что соберет в стеклянной закрытой банке дым его папиросы.

     И.Е.Репин закурил папиросу и в тот момент, когда он выпустил первую порцию дыма, Менделеев накрыл стеклянной крышкой банку, стоявшую на столе. К удивлению присутствующих, банка действительно быстро заполнилась дымом.

     Тогда Дмитрий Иванович предложил Репину понюхать собранный в банке «табачный дым», что тот незамедлительно сделал, но тут же поперхнулся, вытащил носовой платок и стал откашливаться.

В химическую склянку наливаем несколько капель 25% раствора аммиака, а стеклянную пробку смачиваем концентрированной соляной кислотой. Закрываем склянку крышкой (произойдет выделение белого дыма).

№ 2

«Цвет пламени»

     В другой раз Д.И.Менделеев приготовил четыре бесцветных раствора и продемонстрировал их горение.

     Все были удивлены тем, что внешне одинаковые жидкости, горели пламенем разного цвета.

В каждую чашку наливаем этанол и растворяем твердые вещества. Подносим к чашкам горящую лучину.

1 – 25мл этанола + 12г нитрата калия (фиолетовый цвет)

2 – 38 мл спирта + 8 г борной кислоты + 4 г хлорида аммония (зеленый)

3 – 25 мл спирта + 8 г хлорида стронция (красный)

4 – 37 мл спирта + 16 г ацетата калия (синий)

№ 3

«Изменение цвета»

Часто поражали зрение гостей опыты, проводимые Д.И.Менделеевым, которые сопровождались изменением цвета.

К раствору перманганата калия добавить щелочь (раствор приобретает зеленоватый цвет); затем концентрированную серную кислоту (раствор становится розовым).

Заключительное слово учителя:

Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались баллы добывать,
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!

Подведение итогов игры.

Выставление оценок и награждение.