Классное руководство

Салахова Гулина Фаритовна

 В этом разделе представлены диагностический материал для классного руководителя,  методические  разработки классных часов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тестирование обучающихся на классных часах

Цель: Определить какими Вы видите

взаимоотношения со своими родителями.                                                                                                                                                                                   

 

Инструкция:  Ответьте на вопросы, используя следующие рекомендации: положительные ответы оцениваются 2 баллами.

Ответы «отчасти», «иногда» — 1 баллом.
Отрицательные ответы — 0 баллов

 

1.    Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?

2.    Говоришь ли ты со старшими по душам, советуешься ли по личным делам?

3.    Интересуешься ли ты работой своих родителей?

4.    Знают ли родители твоих друзей?

5.    Бывают ли они у вас дома?

6.    Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?

7.    Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свободное время
вне дома?

8.    Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?

9.    Участвуешь ли в подготовке семейных праздников?

10.  Предпочитаешь ли ты, чтобы родители были вместе с тобой во время детских

праздников?

11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи, фильмы?

13.  Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14.  Участвуете ли вместе в прогулках, туристских походах?

15.  Предпочитаешь ли ты проводить вместе с родителями выходные дни?

 

Более 20 баллов — отношения с родителями можно считать благополучными.

От 10 до 20 — отношения удовлетворительные.

Менее 10 — контакты с родителями носят очень ограниченный характер.

 


Тест по выявлению способности к общению

Инструкция:
С помощью приведенной ниже анкеты определите свою способность к общению (коммуникативные способности).
Для этого быстро и точно ответьте на все вопросы. Ответы могут быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет).

1. Много ли у вас друзей?
2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?
3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за чтением книг или за каким-либо другим занятием, чем общаясь с людьми?
5. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
6. Трудно ли вам включаться в новые компании?
7. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
8. Легко ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
19. Верно ли, что у вас много друзей?
20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми? 

Каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл. Подсчитайте общий результат.
Если вы набрали : 
менее 
10 баллов, уровень развития у вас коммуникативных способностей низкий, вы скорее всего замкнутый, необщительный человек, с трудом знакомитесь с людьми и не стремитесь к этому. 
10-13 баллов - средний уровень;
14 баллов и более - высокий уровень. В таком случае для вас одна из радостей в жизни - общение, окружающие ценят в вас энергию, способность вести диалог и др.


Тест по выявлению коммуникативных качеств личности

Подчеркните “да”, если вы согласны, или “нет”, если не согласны с утверждением:

1. Мне кажется трудным подражать другим людям. [ДА , НЕТ].
2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. [ДА , НЕТ].
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер. [ДА , НЕТ], 
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле. [ДА , НЕТ].
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. [ДА , НЕТ].
6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. [ДА , НЕТ].
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден. [ДА , НЕТ].
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть. [ДА , НЕТ].
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. [ДА , НЕТ].
10. Я всегда такой, каким кажусь. [ДА , НЕТ].

Начислите себе по одному баллу за ответ “НЕТ” на вопросы 1, 5 и 7 и за ответ “ДА” на все остальные.
Подсчитайте сумму баллов. 

Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла - у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас “неудобным” в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения в ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.


Тест по выявлению мотивов выбора профессии

Отметьте в листе ответов знаком “+” те номера мотивов, которые имеют для Вас значение при выборе профессии.

Перечень мотивов:

1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются особенности специалиста в избираемой профессии.
2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.
3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
4. Влияние родителей, друзей и знакомых.
5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.
6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, связанным с данной сферой деятельности.
7. Желание оказать помощь другим лицам.
8. Привлекает индивидуальная работа.
9. Мечта заниматься творческой работой,желание открыть новое и неизведанное.
10. Уверенность, что выбранная сфера трудовой деятельности соответствует Вашим способностям.
11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной,интересной, увлекательной.
13. Возможность проявить самостоятельность в работе.
14. Привлекает предпринимательская деятельность.
15. Необходимость материально помогать семье.
16. Желание приобрести опыт работы в хозрасчетном объединении.
17. Интерес к деловым контактам с людьми.
18. Привлекают условия работы по профессии.
19. Желание работать в престижном месте.
20. Стремление к руководящей работе.
21. Влияние средств массовой информации.
22. Желание приносить пользу людям.
23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
24. Привлекают внешние стороны профессиональной деятельности. 

А

 

Б

 

В

 

Ответ

Ответ

Ответ

6

 

3

 

1

 

7

 

4

 

2

 

8

 

12

 

5

 

9

 

14

 

10

 

13

 

18

 

11

 

19

 

21

 

15

 

20

 

23

 

16

 

22

 

24

 

17

 



Подсчитайте сумму знаков “+” в колонках А. Б, В.

Расшифровка:
Преобладание "+" в столбце :
А - мотивы престижа профессии, желание реализовать личные устремления занять положение в обществе.
Б - материальное благополучие, желание заработать большие деньги, не подкрепленное практическими возможностями.
В - желание творческой работы, приносящей пользу людям, чувство личной ответственности.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

на тему

«Есть такое чувство - дружба!»

Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей и педагогов-организаторов. В ней дана методика организации и проведения классного часа по теме «Есть такое чувство – дружба» (для старшеклассников школьного отделения).

Методическое обоснование темы.

В старших классах школы и группах  студентов колледжа всё чаще присутствуют классные часы с темами о становлении имиджа, о совершенствовании личностных и профессионально-значимых качеств. Считается, что говорить с подростками о дружбе совсем не обязательно, так как данная тема должна быть освящена в более раннем возрасте.

        Я считаю, что в группах нового набора и в старших классах (например, в 10-ом) классный час классный час с целью убедить подростков в значимости дружбы становится необычайно актуальным! Подростки часто страдают от того, что вместо чувства взаимопомощи, дружелюбия, коммуникабельности демонстрируют отстраненность, высокомерие, напыщенную самостоятельность…

        Во вновь образованном коллективе очень важным является его сплочение, что основано на развитии у подростков чувства дружбы.

        Это и является одной из воспитательных задач, которую ставит перед собой классный руководитель в классах и группах нового набора.

        Поэтому я, будучи классным руководителем 10  «Б» класса, сформированного заново в начале учебного года, решила провести классный час на тему «Есть такое чувство – дружба», целью которого было убедить учащихся в значимости дружбы как общечеловеческого чувства.

        На открытом классном часе присутствовали:

Якушева Н.В. – педагог-организатор по воспитательной работе в школе;

Вещева М.В. – школьный психолог.

        Классный час прошел очень интересно. Действительно, эта тема оказалась для ребят чрезвычайно важной и трепетной. Они очень искренне отвечали на вопросы, приводили примеры из личной жизни, пели песню «Дружба крепкая не сломается…». К концу классного часа ни одного подростка равнодушного к этой теме не осталось. Хотелось говорить, рассуждать, приводить примеры ещё и ещё.

        Надеюсь, что разработанный мною классный час поможет классным руководителям осуществить задачу по сплочению подросткового коллектива в группах и классах нового набора.

        В приложении привожу текст беседы о юношеской дружбе, который может быть использован классным руководителям на родительском собрании.    

Цель: Убеждать учащихся в значимости дружбы.

Оформление и оборудование: цитаты о дружбе, рисунки, магнитофон с записями песен о дружбе.

Ход мероприятия:

Учитель:

Я отныне требую огромной

дружбы от товарищей моих,

чтобы все,

            и радости,

            и горе,

ничего от дружбы не скрывать,

чтобы дружба сделалась, как море,

научилась небо отражать.

Мне не надо дружбы понемножку.

Раздавать, размениваться? Нет!

Если море зачерпнуть в ладошку,

Даже море потеряет цвет.

Я узнаю друга. Мне не надо

никаких признаний или слов.

Мартовским последним снегопадом

Человеку плечи занесло.

Мы прислушаемся и услышим,

как лопаты зазвенят по крышам,

как она гремит по водостокам,

стаявшая, сильная вода.

Я отныне требую высокой,

Неделимой дружбы навсегда.

        У каждого из нас есть нужда в человеке, которому можно было бы рассказать о самых сокровенных мыслях, доверить свои чувства, поделиться радостью и горем, надеждой и разочарованием.

        «Что такое друг?!» - спрашивает К.Гельвеций, выдающийся представитель французского Просвещения.

И отвечает: «Избранный нами родственник. Мы желаем иметь друга, чтобы, так сказать, жить в нем, чтобы изливать свою душу в его душу и наслаждаться беседой, которую доверие делает всегда восхитительной».

        Может быть, это высокопарные слова, но если в них вслушаться, то истина в них самая настоящая.

Дружба – это тесные взаимоотношения между людьми, бескорыстное чувство уважения, основанное на единстве взглядов.

        Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться какая-то корысть.

Если формула «Ты  - мне, я – тебе» присутствует в мыслях человека, это уже не дружба.

        Когда появляется дружба? Где тот миг, который становится важным для человека, и нужно ли его определять?

К классу.

Как вы думаете?

Ученик.

Дружба может появиться в нескольких случаях. Первый – это знакомство благодаря общему делу. Например, в секции или кружке.

Ученица.

Очень часто дружба возникает во дворе.

Ученик.

В школе ребята тоже находят своих друзей.

Ученица.

А я знаю ребят, которые дружат с детского сада.

 Ученик.

Часто ребята начинают дружить, если дружат их родители.    

Ученица.

Можно познакомиться в театре, музее, кино и тоже потом сохранить дружбу на долгие годы.

Учитель.

Да, не очень важно, где познакомились будущие друзья, важно, что чувство дружбы возникает.

        Дружба – это духовная связь. Духовная связь людей, ничем не заменимая ценность. Нарушение этой связи настолько значительно, что одиночество ложится тяжелым бременем.

Плохо человеку,

 когда он один,

Горе одному…

В.Маяковский

        Дружба не находится и не предлагается. Она рождается, развивается взаимными усилиями. Не надо боятся одиночества. Надо задуматься: если тебе скучно самому с собой, будет ли интересно с тобой другим?

        Сделай себя интереснее духовно, стань добрее, активнее, общительнее, внимательнее к людям, и обязательно найдется человек, который будет тебе другом.

        Знаете, как обозначил почву для дружбы Антуан де Сент-Экзюпери:

«Приобщаешься к думам товарищей и становишься богаче».

К классу.

А что для вас настоящий друг?

Ученик.

Человек, который тебя понимает.

Ученица.

А для меня важно знать, что друг – это тот, кто тебя не предаст.

Ученик.

С ним в разведку не страшно.

Ученица.

Друг – это самый дорогой человек, которому ты доверяешь.

Ученик.

Друг никогда не обманет.

Ученик.

Друг – это тот, кто выручит из любой беды.

Ученик.

Друг – это человек, который отдаст последнюю рубашку ради друга.

Ученица.

Друг – это одна тайна на двоих, только на двоих.

Ученик.

Друг – это когда люди смотрят в одном направлении.

Ученица.

Друг – это постоянная тревога и радость за близкого тебе человека.

Вспомните песню о дружбе? (звучит музыка).

Учитель:

Как много хороших слов вы наговорили. Подумайте, а каждый из вас может стать тем самым другом, про которого вы мне рассказали? Думаю, сможет.

        Очень важное качество в дружбе  - это доверие. Доверие рождает глубокие чувства.

Вот что написала одна девочка из Риги:

«Трудно жить, трудно общаться с людьми, ели не доверять им, подозревать в нечестности. Как дружить, если одновременно превращаться в шпиона и проверять каждый шаг друга, каждое его слово. Нет, лучше я поверю и ошибусь, чем ошибусь, не поверив. Конечно, из каждой ошибки надо делать выводы, учиться лучше узнавать людей».

        Но ведь человек проявляется не в словах, а в поступках. Твой друг очень скоро станет для тебя открытым, и ты поймешь, этот ли человек тебе нужен.

        Я всегда преклонялась перед людьми, которые смогли пронести дружбу через многие годы.

        Дружба, которая может стать примером, для меня показана в моем любимом фильме «Офицеры».

        Его смотрели многие. Его показывают в День Победы каждый год.

        Его герои пронесли самое святое чувство через всю жизнь. Не сломали их горести и невзгоды. Они прошли не одну войну, но верны остались друг другу. Учиться надо такому.

Ученик.

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», - гласит пословица.

Общаясь со своими друзьями, мы стараемся походить на них.

Учитель:

Да. Когда у тебя появляется друг и ты чувствуешь, что это именно тот человек, появляется желание рассказать о себе, о своих переживаниях.

        Результаты духовной, эмоциональной «совместимости» дают радость общения.

        Можно сказать, что без взаимной симпатии, без сочувствующего понимания, без полной самоотдачи дружеские отношения просто не состоятся.

Надо помогать друзьям,

 Вместе с ними вырастая,

                                              И поверьте: сила злая

                                              Не опасна будет вам.

Надо помогать друзьям.

                                              Другу помоги с душой

  И пекись, как бы о брате,

                                              Не для выгоды пустой

                                              Или выигрыша ради.

                                              Другу помоги с душой.

Жить дремуче, как кулак,

         Умереть, как схимник тощий, -

                                             Это же простого проще,

                                             Но не стану жить я так.

Учитель:

Однажды, очень давно, «Комсомольская правда» писала о судьбе одной девочки.

«…Марина за два месяца до выпускных экзаменов вынуждена была оставить школу – заболевание центральной нервной системы: катастрофически ухудшается речь, падает зрение. Сидеть более десяти минут не могла, без помощи посторонних не в состоянии была принимать пищу.

        Приходили одноклассники, но лучше бы они не приходили, только вызывали чувство непреодолимой пропасти между ней, лежачей, и ими стоячими: садиться не садились, были скупы на слова.

        Первым вышел из оцепенения Сережа. Под его руководством юноши посадили перед окном Марины шесть кустов сирени. Затем устроили концерт. И дальше Марину не оставляли одну, дежурили или группами, или поодиночке.

        Прошли годы, и дружба сделала свое дело, она исцелила безнадежно больную девушку. Они рассматривали фотографии, смеялись и вспоминали. Марина была с ними и смеялась громче всех. Они сидели за столом под сливой, как семья за обедом».

Каждый мечтает о таких друзьях.

Дружба излечить может, дружба горы может свернуть, дружба реки переплывет и надежду даст.

Чтобы иметь друга, надо быть им!

        

Приложение

«Юношеская дружба»

(беседа для родителей и их детей

на открытом родительском собрании ).

        Юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как прочной и глубоко эмоциональной привязанности. Потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком является, по-видимому, врожденной. Для формирования личностей юношей и девушек юношеская дружба – обязательное условие. В подростковом и юношеском возрасте неизменно возрастает самостоятельность, подросток все более обосабливается, отходит от родителей и переориентируется на общение со сверстниками. Именно среди ровесников подросток получает недостающую ему информацию, к которой нередко взрослые люди – родители, близкие педагоги – его сознательно не допускают. Здесь он практически осваивает навыки равноправного социального взаимодействия: умение подчиниться требованиям группы, отстаивать собственное мнение, а иногда и независимость, согласовывать собственные действия и поступки с интересами других людей.

        Возрастная динамика дружбы измеряется, прежде всего, степенью ее избирательности, устойчивости и интимности. Чем старше человек, тем меньшее влияние на его дружеские отношения оказывают внешние, ситуативные факторы. Например, если как считает подросток, дружба настоящая, то мнение родителей в отношении друга не имеет никакого значения, напротив, неприятие друга с их стороны может послужить причиной неприязни со стороны подростка к ним. Рост избирательности дружбы сопровождает ее устойчивость. Когда детям разных возрастов с 1-го по 11 класс предлагали через определенные интервалы времени назвать трех своих ближайших друзей, старшие обнаруживали в своем выборе больше устойчивости, чем младшие.

        В отличие от младших школьников, старшеклассники строго разграничивают друзей и «просто приятелей», причем число друзей обычно невелико. Тем важнее родителям тонко и очень осторожно относиться к друзьям своих детей. Когда мы чрезмерно приветливы с друзьями детей и непременно хотим составить им компанию, мы наверняка назойливы. Они пришли к нашим детям, а не к нам, поэтому лучше, чтобы мы побыли в другой комнате. Ведь наверняка им нужно обсудить что-то сокровенное.

        Это элементарные нормы тактичности и хорошего тона для многих родителей кажутся странными.

        Для некоторых родителей детская дружба – явление второстепенное, они не верят в нее и тем самым неразумно осложняют отношения со своими детьми. Такие люди забыли своё отрочество, пору дружбы, они удовлетворяются поверхностными знакомствами, формальным общением с ближними и не ведают других отношений, кроме совершенно случайных или родственных.

        Некоторым взрослым удается систематически игнорировать дружбу детей по двум достойным осуждения причинам: первая – все та же лень, которая заставляет нас стареть, ни на что не реагируя, довольствуясь серым, плоским видением окружающего; вторая – ревность – боязнь потерять привязанность собственных детей. Ревность унижает нас как в глазах детей, так и в наших собственных, бессмысленно терзает всех: и нас, и детей, и их друзей. Боритесь с ней, постарайтесь не разрушить неосторожным словом, едким ироническим замечанием, ибо подростки, когда дело касается дружбы, максималисты.

        Итак, в отношении друзей своих детей примем за норму безукоризненный педагогический такт и искреннюю заинтересованность. Грубое, бесцеремонное вторжение во внутренний мир подростка абсолютно недопустимо. В качестве напутствия хочу предложить вам несколько несложных правил, сформулированных И.Н.Ханкасаевой, автором поучительной книги для родителей подростков.

Правило первое: Не моргнув глазом, принимайте в доме любых друзей вашего ребенка и в любом количестве, когда и ему и им по 7 и по 15 лет. Никакого раздражения – только приветливость и улыбка! Всякий раз при этом успокаивайте себя мыслью: «Они все пришли к моему ребенку. Он здесь, рядом, и с ним все в порядке. Хуже, если он будет с ними где-то, а я буду тревожиться.

Правило второе: В семь, десять, пятнадцать лет ваш ребенок, возвращаясь домой, должен знать, что его встретят с радостью и улыбкой. Он должен хотеть идти домой! А для этого надо уметь встречать его – из школы, секции, с прогулки, со свидания. «Ты вернулся? Как хорошо! Давай ужинать!» Даже когда вам не нравится его прогулка с друзьями или свидание – это другой разговор, не для момента встречи. Встреча – только с улыбкой!

Правило третье: Не создавайте эффект запретного плода. Ситуация простая: чем больше вы будете запрещать вечерние прогулки или воскресные исчезновения, тем привлекательнее они начнут казаться вашему сыну или дочери. Тут уж ничего не поделаешь. Будьте мудрее своего ребенка!

Правило четвертое: не надо скандальности! Не надо криков, упреков, допросов, оскорблений. Их вообще-то никогда не надо. Но если вашему ребенку 14-15 лет – сдерживайте себя любой ценой. Тем более что никакой скандал уже ничему не поможет, только ухудшит ситуацию. Ваша же главная задача – спасти, сохранить то доброе и хорошее, что есть между вами и вашим выросшим ребенком. Ради этого хорошего, ради той ниточки понимания и близости которая еще не порвалась между вами,  - никаких скандалов! Умейте переживать свои беспокойство, и возмущение и обиду молча. Другого выхода нет.

Правило пятое: Никогда, ни при каких условиях не закрывайте перед своим ребенком двери вашего дома! Во сколько бы он не вернулся, как бы горько и тревожно ни было у вас на душе. Ваши сын или дочь должны знать, что у них есть дом. Конечно в час ночи не до улыбки, особенно если дочке всего 15. И недоумение ваше, и упреки, и обиды в этой ситуации неизбежны. Но двери должны быть открыты, как бы ни был велик соблазн попугать, наказать отбившегося от рук подростка.

Правило шестое: Давайте будем помнить, что эти уходы – дело обязательное, почти неизбежное практически для всех подростков. Очень у многих это проходит именно как детская болезнь подросткового возраста: надо переболеть свободой, шатанием по улицам, новым общением… Кого-то эта «ветрянка» задевает больше, кого-то – чуть-чуть… Не паникуйте раньше времени, лучше внимательно и трезво оцените ситуацию: что происходит? Другое дело – затяжные формы этой «болезни». Тот самый случай, когда не знаешь, что и посоветовать. Но хотя бы ради правильного диагноза, ради истины, постарайтесь понять: почему ничегошеньки не держит вашего ребенка дома? Что годами делалось не так? Мало было ласки? Мало в доме тепла? Нет того, что хочется беречь и любить? Думайте! Вдруг результаты этих размышлений подскажут вам какой-то выход. Ни книги, ни учебники, ни телепередачи – только вы сами сможете найти выход в безвыходной ситуации.    

             

 

        

Литература:

  1. Еременко Наталья Ивановна.

Классные часы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

  1. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. – М.: Глобус,    

2007.

     3. Елецкая Е.А. 1000 мудрых мыслей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.



Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

КАК ВЕСТИ СЕБЯ СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Цель: нравственное воспитание старшеклассников.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя:

В наше время многие молодые люди, как, впрочем, и вполне зрелые, совершенно не знакомы с правилами поведения в обществе.

Но так ли нужно их знать? Для чего вообще нужны хорошие манеры?

Учитель (выслушав ответы учащихся):

 Знать и выполнять основные правила этикета необходимо прежде всего для того, чтобы уметь общаться, наладить контакт с собеседником или партнером; не причинять окружающим беспокойства, которого можно избежать; показать себя человеком цивилизованным, воспитанным, оставить о себе самое приятное впечатление. В каждой культуре, в каждом сообществе людей есть своего рода кодекс взаимных ожиданий, моделей и правил общения. Именно он и составляет основу этикета, который пронизывает все виды официального (служебного, общественного, гражданского), а также неофициального (семейного, бытового, товарищеского) общения. Правила, входящие в этот кодекс, не новы и не сложны. Суть их проста: поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой! Вы улыбнулись — получили улыбку в ответ. Проявили внимание, интерес к собеседнику — он будет вспоминать о вас с теплотой и признательностью. Разве это не приятно? Не нужно делать вид, будто вам безразлично, что о вас подумают: каждый человек в той или иной мере озабочен мнением окружающих о себе, впечатлением, которое он производит. И чтобы это впечатление было благоприятным, надо в первую очередь усвоить несколько правил поведения в общественных местах, которые ни при каких обстоятельствах не должен нарушать воспитанный человек.

♦ Прежде всего, конечно, ни один мужчина (кроме очень пожилых и инвалидов) не должен сидеть в присутствии стоящей женщины и садиться без приглашения. Кроме того, недопустимо начинать разговор с женщиной или кланяться ей прежде, чем она вас узнала. Правда, в этом случае есть небольшое исключение. К примеру, проходя мимо доброй знакомой на улице или в служебном коридоре и видя, что она вас не заметила, вы можете остановить ее и осторожно дотронуться до ее руки или негромко окликнуть по имени.

♦ Ни в коем случае нельзя обращаться в общественном месте к даме по фамилии. Если вашим попутчиком (попутчицей) оказался пожилой человек, недопустимо, чтобы он держал тяжелую поклажу. Если вы не можете уступить ему место, то надо хотя бы забрать у него тяжелую сумку или чемодан. Если, конечно, он не возражает.

♦ Безусловно, непозволительно говорить о неприятных вещах за столом, критиковать чьи-либо религиозные убеждения, унижать или принижать какую бы ни было национальность или страну, смеяться над ошибками или промахами других людей.

♦ Воспитанный мужчина никогда не пройдет в комнату впереди женщины. Но это правило следует нарушить в том случае, когда в комнате темно и там нужно включить свет, чтобы дама случайно не наткнулась настоящую в комнате мебель. Находясь с женщиной на лестнице, мужчина должен следовать таким правилам: при подъеме быть сзади нее, а при спуске — впереди. Таким образом мужчина убережет свою попутчицу от возможного падения.

Далее учитель предлагает учащимся продолжить беседу в форме вопросов и ответов:

Любое общение начинается с приветствия. Кто должен здороваться первым? Надо ли здороваться с незнакомым человеком, если он находится в комнате?

Здороваться надо в любом случае, это никогда не унизит вашего достоинства, а лишь покажет ваше уважение к незнакомому человеку, что всегда приятно. И не нужно ломать голову над вопросом, кто первым скажет «здравствуйте». Ведь правила этикета основаны на всем понятных нормах поведения: уважение к старшим по возрасту, по положению, к женщинам... Естественно, что положено младшему приветствовать старшего, мужчине — даму. А вот пожимать руку при этом не обязательно, рукопожатие предполагает достаточно давнее или тесное знакомство. При этом младший не должен первым протягивать руку, тут инициатива за старшим по возрасту или за дамой, с которой здороваются. При рукопожатии всегда смотрите в глаза друг другу, протянутую руку пожимайте не слишком крепко, однако свою ладонь никогда не держите безвольно, неподвижно: это всегда неприятно.

Существуют ли такие ситуации, при которых женщина или пожилой человек должен все-таки здороваться первым с молодым мужчиной?

Да, если вы обгоняете его или если присоединяетесь к его компании.

А что такое комплименты и как правильно их делать?

Делать комплименты  — это особое искусство, потому что не все могут естественно и тонко говорить красивые и приятные слова в адрес других, тем более, что неумело сделанный комплимент может быть воспринят как лесть или неискренность. Не считайте, что комплименты делают только мужчины женщинам — это ошибочное мнение. Конечно, женщинам всегда приятно услышать добрые слова в свой адрес, но мужчинам тоже нужно уделять внимание. Как это делается? Если в женщине особенно ценится внешняя красота, то в мужчине прежде всего ум, мужественность. Именно эти качества можно отмечать, если хотите оказать внимание, завоевать дружбу или просто сделать симпатичному вам человеку приятное.

Старайтесь говорить комплименты не только, когда того требует обстановка, но и тогда, когда внутри вас вспыхивает восхищение. Это будут самые удачные комплименты и самая удачная похвала. Очень часто молодые люди и девушки испытывают неловкость, когда нужно сказать приятные слова. Умение говорить красиво и к месту приходит с опытом. Этому можно научиться, поэтому не стоит отказываться, когда вам предлагают на каком-либо мероприятии произнести поздравительные или приветственные слова, пытайтесь, вам это пригодится в жизни.

КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ?

Мы живем среди людей, и мы одни из всех живых существ имеем уникальную возможность говорить, слушать, делиться впечатлениями, спорить, высказывать свои мысли, шутить, т.е общаться друг с другом с помощью речи. Вы наверняка уже сталкивались с такими ситуациями, когда собеседник вас не понял или неправильно понял. Вполне возможно, это произошло потому, что вы не знали о правилах общения. С собеседником нужно вести себя вежливо, доброжелательно, внимательно. Тему для беседы следует выбирать интересную для всех участвующих в разговоре. Постоянно говорить о себе неприлично. Нельзя перебивать собеседника.

Умение слышать, а не только слушать является важнейшим фактором эффективного общения. К древнегреческому философу Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, жаждущий овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему?» — удивился ученик. — «Потому, — ответил знаменитый философ, — что мне придется обучать тебя не только говорить, но и молчать и слушать».

Эти слова, прозвучавшие более двух тысячелетий назад, перекликаются с мнением писателя XX века Л. Фейхтвангера, утверждавшего, что «человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят дет, чтобы научиться держать язык за зубами». Во время разговора следует показать свою заинтересованность к человеку, с которым ведете диалог. Слушающий не только должен воспринимать информацию, но и понимать эмоции, чувства и переживания собеседника. Иногда лучше промолчать, чем сказать лишнее. Например, если знаешь, что произнесенное тобой слово может обидеть собеседника. 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ БЫТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ

1. В беседе старайтесь не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника.

2. Не унижайте других, не задевайте чувств своего собеседника, не старайтесь его «подколоть», обидеть, возвыситься за его счет.

3. Не сплетничайте. Неприлично говорить об отсутствующих плохо.

4. Следите за своей речью. Не следует разговаривать слишком громко, привлекая к себе внимание окружающих, но и слишком тихо говорить также не стоит, так как собеседник вынужден будет изо всех сил напрягать свой слух, чтобы вас понять.

5. Если вы чего-то недопоняли или не расслышали, попросите повторить: «Извините, я не расслышал».

6. Очень невежливо отвечать вопросом на вопрос.

7. Если к вашему разговору присоединился третий человек, найдите тему, которая будет интересна всем троим.

8. В споре не стремитесь быть правым, не демонстрируйте свою обиду, если ваша точка зрения не принята всеми. Примите к сведению аргументы других. Это не значит, что   вы должны отказатьсяот своего мнения, но форма несогласия должна быть корректной.

9. Не засоряйте свою речь бранными словами. Помните, что, употребляя нецензурные выражения, вы не только вызываете брезгливость окружающих, но и совершаете правонарушение.

Тест «Хорошо ли вы воспитаны?»

Это можно проверить (впрочем, не принимая результаты слишком серьезно), если ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы:

1. Всегда ли вы приветливо здороваетесь с людьми, несмотря на свое настроение?

2.  Выходя из здания, придерживаете ли вы тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, который идет следом?

3.  Продвигаясь в автобусе к выходу, вежливо ли вы обращаетесь к пассажирам:  «Пожалуйста, разрешите пройти»?

4.  Здороваетесь ли вы везде, куда бы ни пришли, даже в лифте и в магазине?

5. В кинотеатре вы проходите к своему месту, повернувшись лицом к людям, которые уже сидят?

6.  Вы считаете, что указательный палец назван так для того, чтобы указывать им направление?

7.  Вы пришли в кинотеатр. Должна ли женщина снимать свой головной убор?

8.  Может ли левша протягивать для рукопожатия левую руку?

9. При механическом обрыве телефонной связи, если разговор еще не закончен, вновь набрать номер телефона должен тот, кто звонил?

Если на большинство вопросов вы ответили положительно, то можете считать себя вполне воспитанным человеком. Главное, чтобы вы всегда помнили о правилах вежливости. 

Викторина знатоков этикета

За столом

1.  Следует ли, наливая чай в чашки, наполнять их до краев? (Нет, уровень чая должен быть на 1-1,5 см ниже края чашки.)

2.  Можно ли есть варенье из общей вазочки? (Нет. Варенье кладут в специальную розетку и едят из нее.)

3.  Как принято есть лимон? (Ломтик лимона кладут в чашку с чаем, ложкой выдавливают сок, остатки извлекают и кладут на край блюдца.) 

4.  Как следует есть пирожные? (Пирожные берут специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные, которые легко крошатся, можно брать рукой.)

5. Можно ли брать хлеб с общей тарелки вилкой? (Хлеб с общей тарелки берут всегда рукой, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки.)

На улице, в транспорте

1. Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

2. С какой стороны от женщины должен идти мужчина? (Слева от женщины, военный справа.)

3. Можно ли познакомить двух людей, просто подведя их друг к другу и не называя имен, предложить им самим себя представить?  (Нет. Человек, знакомящий их между собой, обязан представить каждого.)

4. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)

5. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

6. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть.)

7. С вами, наверное, такое бывает: вы встречаете человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да.) 

8. Может ли юноша, знакомясь с девушкой, свободную руку держать в кармане? (Нет, он должен вынуть руку из кармана.)

9. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека? (Приветливая улыбка желательна всегда.)

10. Кто здоровается первым: входящий или присутствующий? (Первым здоровается входящий.)



Предварительный просмотр:

Классный час

Я выбираю здоровый образ жизни

Цели: Формировать устойчивое неприятие обучающимися алкоголя, наркомании, табакокурения. Пропагандировать здоровый образ жизни.

Подготовительный этап: Готовясь к классному часу, можно предложить учащимся ответить на вопросы анонимной анкеты, которые помогут определить их отношение к обсуждаемой проблеме.

Напротив утверждения, с которым ученики согласны, необходимо поставить знак «+», не согласны — знак «-».

Алкоголь. Сигареты. Наркотики:

• Поднимают настроение.

• Придают уверенность.

• Способствуют общению.

• Избавляют от скуки.

• Утрачивают контроль над поступками.

• Укорачивают жизнь.

• Ведут к тяжелым болезням.

• Ослабляют потомство.

• Наносят вред семье, обществу, государству.

• Дают чувство свободы.

• Способствуют взрослению.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитывая то, что старшеклассники обладают определенной информацией о пагубности для здоровья человека вредных привычек, учитель предлагает им самим объяснить, в чем актуальность темы классного часа.

Обобщая ответы учащихся, надо обратить  их внимание на то, что здоровый образ жизни становится все более популярным среди молодежи, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как он относится к себе, к своему будущему.

Далее учитель предлагает обучающимся обсудить вопрос о том, что они вкладывают в понятие «здоровый образ жизни».

После обсуждения ученики делают вывод о том, что основными составляющими здорового образа жизни являются:

• Отказ от курения.

• Отказ от алкогольных напитков.

• Отказ от наркотиков.

• Занятия физкультурой и спортом, двигательная активность.

• Рациональное питание.

 Компоненты здорового образа жизни

 Правильное дыхание.

Очень важно всегда дышать через нос. В носовых ходах воздух очищается, согревается, увлажняется. В оздоровительной гимнастике под названием «йога» принято считать, что «одно только поколение правильно дышащих людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное».

Конечно же, важно и то, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым.

Рациональное питание.

Известный русский публицист и литературный критик Д.И. Писарев уверял: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится». Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Современный рацион питания большинства людей отличается большим потреблением продуктов, содержащих много углеводов. Результат — переедание и ожирение. «Умеренность — союзник природы», — говорил древнегреческий врач, отец медицины Гиппократ. Да, питание должно быть умеренным, но разнообразным и полноценным.

Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено — вот продукты, повышающие жизнедеятельность организма. Необходимо включать их в свой рацион. А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ. Такой рацион понижает жизнедеятельность организма. Также важно помнить, что продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не полезны и даже опасны для здоровья.

Двигательная активность, занятия физкультурой и спортом, положительные эмоции и закаливание.

Необходимо добавить, что к компонентам здорового образа жизни относится еще и двигательная активность (не менее 30 минут в день). Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья. «Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь», — так считал римский поэт Гораций.

Самые полезные и доступные виды спорта: плавание, езда на велосипеде, гимнастика, походы.

Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта.

Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье: злость, страх, обида, тревога, тоска, мнительность, жадность. Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей.

Факторы, негативно влияющие на здоровье человека

Табакокурение.

Его часто относят к вредным привычкам, а ведь это одна из опасных болезней, называемая химической зависимостью. Согласно мировой статистике, ежегодно из числа курильщиков преждевременно умирают около 2,5 млн человек. В табачном дыме около 400 компонентов, 40 из которых имеют канцерогенный эффект, т.е. способны вызвать раковые заболевания. Наиболее опасен радиоактивный полоний-210.

Особенно пагубно влияет курение на организм женщины. Если женщина курит в период беременности, то повышается вероятность выкидыша, снижается вес плода, могут произойти преждевременные роды. Ребенок у такой женщины чаще болеет.         Если женщина курит в период кормления грудью, то ребенок становится слабым, болезненным, отстает в развитии. Очень вредно курение для детей и подростков, юношей и девушек. Ведь именно в подростковом возрасте окончательно формируется организм, который должен служить всю жизнь.

 Курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей. Так называемое «пассивное курение», когда человек вынужден вдыхать дым, находясь в прокуренном помещении, оказывает на организм такое же отрицательное воздействие, как и собственно курение.

Алкоголизм.

«Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятых: голод, чума, войны».У. Гладстон

В глубокой древности человек познакомился с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но и приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Не сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивается головной болью разбитостью, дурным настроением. Наши далекие предки и не догадывались, какого страшного врага они приобрели.

Основным составляющим веществом большинства алкогольных напитков является этиловый спирт. Принятый вовнутрь, через 5-10 минут он всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь — яд для любой живой клетки. Быстро сгорая, он отнимает у тканей и органов кислород и воду. Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, перерождается ткань почек, сердца, сосудов, печени.

Кровеносные сосуды под действием алкоголя сначала расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров, — вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека. Вслед за усиливающимся возбуждением в коре больших полушарий наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу (низших) подкорковых отделов мозга. Поэтому опьяневший человек теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. Утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все больше парализует нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных низших отделов мозга.

Известный русский психиатр С.С. Корсанов так описывал это состояние: «Опьяненный не думает о последствиях своих слов и действий и относится к ним крайне легкомысленно... Страсти и дурные побуждения выступают без всякого прикрытия и побуждают к более или менее диким поступкам. А ведь в нормальном состоянии тот же человек может быть и хорошо воспитанным, и скромным, даже застенчивым. Все в его личности, что сдерживается воспитанием, навыками приличия, как будто вылезает наружу. В состоянии опьянения человек может рассказать любую тайну, теряет бдительность, перестает быть осторожным. Недаром говорится: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке ».

На телеэкране запрещена реклама алкогольных напитков и сигарет, а реклама пива все же присутствует. Пиво — совершенно доступный напиток для молодежи. Значит, оно безвредно?

Пиво вовсе не так безобидно, как порой кажется. Оно делается из полезного продукта — ячменя. Этот напиток содержит углеводы, белки, жиры и даже витамины. Но в процессе приготовления пива микробы брожения уничтожают все полезные компоненты, так что пользы от него, мягко говоря, немного. К тому же 0,5 л пива соответствуют 60-80 г водки. По наблюдениям немецкого психотерапевта Э. Крепелина, 45% его пациентов стали алкоголиками в результате того, что регулярно много пили пива. Кроме того, не забывайте, что это очень калорийный напиток. Постоянные потребители пива быстро толстеют.

Наркомания.

Часто первый шаг к наркотикам делается из любопытства. До 60% наркоманов именно так «попробовали» наркотики. Наркотическая зависимость формируется очень быстро, ее процесс столь стремителен, что в 30—40 лет наркоман — это уже глубокий старик. От психологической склонности до физической зависимости проходит всего 2-3 месяца.

Наркотические вещества оказывают на организм человека чрезвычайно выраженное влияние. Нервные клетки как бы сгорают, резко снижаются защитные функции организма. Беззащитный организм подвергается атаке множества болезней. Страдают все органы и системы организма: поражается мышца сердца, возникают гастрит, язвенная болезнь, панкреатит, цирроз печени, желчнокаменная и почечно-каменная болезни, пневмония, плеврит, гепатит, СПИД.

Нарушаются все виды обмена: белковый, углеводный, жировой. Изменения личности выражаются в прогрессирующей деградации, нередко переходящей в слабоумие.

Заключение:

Что полезного для себя вы сегодня узнали?