Практические работы по химии

Салахова Гулина Фаритовна

В этом разделе представлены практические работы по химии в 8-9 классах к учебнику Рудзитиса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа №1.

«Знакомство с лабораторным оборудованием, посудой. Правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и веществами».

Цель: познакомиться с основным лабораторным оборудованием, его назначением и приемам обращения с ними.

Оборудование и реактивы:

Штук

  1. Штатив с кольцом и лапкой;

  1. Пробирка;

  1. Спиртовка;

Ход работы:

  1. Знакомство со штативом.

По учебнику ознакомьтесь с устройством и назначением штатива. Внимательно посмотрите, как пользуется штативом учитель, демонстрируя его вам. Соберите штатив. Сделайте в тетради рисунок штатива, подписав его основные части: стержень, подставка, зажим, кольцо.

  1. Знакомство со спиртовкой.

Рассмотрите нагревательный прибор, которым вы будете пользоваться при выполнении химических опытов.  Прочитайте правила работы со спиртовкой по учебнику. Зарисуйте устройство спиртовки, подпишите её части.

  1. Перечертите кроссворд в тетрадь. Впишите в него названия химического оборудования и посуды. Ключевое слово – название химического элемента

4

 

 

5

2

3

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.        

2.

3.

4.      

5

Тест на знание правил техники безопасности

  1. Вещество на вкус

А) можно пробовать        

Б) нельзя пробовать      

      В) надо спросить у учителя

  1. Знакомясь с запахом вещества надо

А) поднести пробирку к носу        

Б) направить воздух рукой от пробирки к носу.


  1. Число склянок, которое можно одновременно открыть при проведении опыта

А) 1                  Б) 2                    В) много

  1. Спиртовка имеет следующие части:

А) резервуар              

Б) фитиль            

В) подставка        

Г) колпачок

  1. Выберите правильные суждения

      А) спиртовку можно зажигать от другой спиртовки

Б) нельзя дуть на спиртовку

В) тушить пламя спиртовки можно колпачком

Г) пробирку с веществом сразу греют в нужном месте.

Д) при нагревании отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и соседей.

  1. Стеклянную пробирку

А) можно класть на стол                

Б) ставят только в штатив

В) можно класть на стол                

Г) ставят только в штатив

В конце работы напишите вывод.

Вывод:



Предварительный просмотр:

Практическая работа №2                                 8 класс

      «Очистка загрязненной поваренной соли».

Цель работы: овладеть способами очистки веществ от примесей: путем фильтрования и выпаривания.

Оборудование: Лабораторный штатив с кольцом, два химических стакана, воронка, фарфоровая чашка, готовый фильтр, стеклянная палочка с резиновым наконечником, шпатель, спиртовка, спички, загрязненная речным песком поваренная соль.

Примечание:

1. Вспомните правила поведения и техники безопасности, процессы растворения, фильтрования, нагревания, выпаривания.

2. Внимательно слушай указания учителя.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы:  Изучение загрязненной поваренной соли.

1.  Рассмотрите загрязненную соль, какая это смесь. (однородная или неоднородная).

2.  этап работы:  Растворение загрязненной поваренной соли.

1.  Возьмите в стакан треть воды и шпателем добавьте загрязненную соль, перемешайте,  пока соль перестанет растворяться. 

3.  этап работы: Фильтрование раствора загрязненной соли.

1. Определите оборудование для этого этапа, соберите прибор для фильтрования.

      2. Приготовьте фильтр для воронки.

       3. Проведите фильтрование загрязненной соли, для этого раствор по стеклянной палочке наливайте

         на  фильтр, что остается на фильтре, а что проходит сквозь его.   

     4. . этап работы: Выпаривание очищенного раствора соли.

1. Осуществите выпаривание, для этого определите оборудование для этого этапа, соберите прибор.

3. В фарфоровую чашку налейте очищенного раствора соли и выпарьте его.

3. Сравните полученную соль с той, которая вам была выдана.

Заключение:

1.Обратите внимание на оформление таблицы в тетради, записи рисунки делай аккуратно.

2. Сделайте правильные рисунки и  выводы по работе.



Предварительный просмотр:

Практическая работа №3

Получение и свойства кислорода.

Для получения кислорода можно использовать разложение ряда веществ:

  • разложение воды под действием постоянного тока H2O;
  • разложение перекиси водорода H2O2;
  • разложение хлората калия KClO3;
  • разложение перманганата калия KMnO4.

Ход работы.

Для получения кислорода мы будем использовать реакцию разложения перманганата калия.

2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2

Для этого необходимо собрать установку для собирания кислорода методом вытеснения воздуха:

Наличие кислорода в сосуде можно доказать таким образом: опустить в сосуд тлеющую лучину; она вновь разгорится.

Вопросы:

  1. Какова относительная молекулярная и молярная массы молекулы кислорода?
  2. Указать название и формулу другого аллотропного видоизменения кислорода.
  3. Если сосуд для получения кислорода имеет объём 250 мл, то сколько кислорода по массе может поместиться в данный сосуд при нормальных условиях?


Предварительный просмотр:

Практическая работа № 6

Фамилия, имя _______________________          8  «___» класс

Тема: «Важнейшие классы неорганических соединений»

Цель: познакомиться со свойствами разных классов неорганических соединений.

пп

Уравнение химической реакции

Процессы

Результат реакции

1.

В каких пробирках

содержатся растворы:

Na Cl

NaOH

HCl

2.

Получите Cu(OH)2 из CuCl2

3.

Осуществите реакцию замещения.

Взаимодействие кислоты с металлом Zn

4.

Докажите амфотерный характер Zn(OH)2

5.

Осуществите реакцию нейтрализации:

(кислота + основание)

Дайте определение

  1. Оксиды – это ____________________________________

______________________________________________

  1. Кислоты – это ___________________________________

______________________________________________

  1.    Гидроксиды – это _______________________________

______________________________________________



Предварительный просмотр:

9 класс

Практическая работа 1
Электролитическая диссоциация.Реакции обмена между электролитами

Цели. Закрепить знание условий необратимости реакций ионного обмена между растворами электролитов, рассмотреть влияние концентрации реагентов и температуры на направление реакции.
Оборудование и реактивы. Шпатель, Г-образная газоотводная трубка с пробкой, санитарная склянка, штатив с пробирками; мел измельченный (CaCO3), растворы солей Fe2(SO4)3, СaCl2, Al2(SO4)3, AgNO3, Na2SO3, NaCl, Na2CO3, Na3PO4, Ba(NO3)2, BaCl2, кристаллические соли Na2SO3, Na2CO3, NaCl, HNO3 (конц.), H2SO4 (конц.), HCl (разб.), H2SO4 (разб.), фенолфталеин (спирт. р-р),
NaOH (разб. р-р), NaOH (конц. р-р), лакмусовая бумажка.
http://him.1september.ru/2003/35/5-13.gif
http://him.1september.ru/2003/35/5-14.gif
http://him.1september.ru/2003/35/5-15.gif



Предварительный просмотр:

9 класс

Практическая работа 2.
Решение экспериментальных задач по распознаванию неорганических веществ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Цели. Обобщить материал по основным положениям теории электролитической диссоциации и генетической связи неорганических веществ.
Оборудование и реактивы. Спиртовка, спички, железный штатив с лапкой, держатель для пробирок, три штатива с химическими пробирками, Г-образная газоотводная трубка с пробкой, санитарная склянка; набор индикаторов, алюминий, цинк (гранул.), железо (гвоздь), медь (стружки), соляная кислота, H2SO4 (конц.), растворы H2SO4, HNO3, NaOH, MgCl2, K2SO4, K3PO4, ZnCl2, CaCl2, H3PO4, KI, FeCl3, Na2CO3, AgNO3, Na2S, Pb(NO3)2, Na2SO3, CH3COONa, Zn(NO3)2, K2CO3, CuSO4, H2S, Cl2 (хлорная вода), BaCl2.http://him.1september.ru/2003/36/7-19.gif
http://him.1september.ru/2003/36/7-18.gif



Предварительный просмотр:

9 класс

Практическая работа 3.
Решение экспериментальных задач по теме
«Подгруппа кислорода»

Цель. Обобщить знания о свойствах соединений элементов подгруппы кислорода.
Оборудование и реактивы. Центрифуга, выпаривательная чашечка, шпатель, штатив железный с кольцом, спиртовка, спички, штатив с химическими пробирками, санитарная склянка, стеклянная трубка; растворы хлорида натрия, сульфата натрия и серной кислоты в пробирках № 1–3 (3 варианта), лакмус, рacтвop AgNO3 в HNO3, водные растворы BaCl2, сульфата меди(II), Ba(NO3)2, NaCl, CaCl2, CuCl2, растворы йодида, хлорида, бромида, сульфата калия в пробирках № 4–7 (3 варианта), хлорная вода (Cl2), крахмал, цинк (гранулы), серная кислота (разб.), соляная кислота (разб.), щeлoчь NaOH (разб. и конц.).

Порядок работы

Задания

Наблюдения и выводы

Опытным путем определить, в каких из трех пронумерованных (№ 1, 2, 3) пробирок находятся растворы сульфата, хлорида натрия и серной кислоты

1) Пробы растворов испытать лакмусом.
Обосновать, почему растворы солей
не изменяют окраску индикатора.
2) K пробам растворов солей добавить
по 2–3 капли раствора хлорида бария.
Проверить выпавший осадок на растворимость
в кислотах, описать его.
Составить уравнения реакций.
3) Пробу оставшегося раствора проверить добавлением 2–3 капель
раствора нитрата серебра в HNO
3.
Составить соответствующее уравнение реакции. Почему сначала нужно проводить проверку
раствором BaCl
2, а не AgNO3?
4) Сделать вывод о полученных
результатах определения

…..

Из раствора сульфата меди(II) получить раствор хлорида меди(II)

1) K пробе раствора сульфата меди(II) добавить, взбалтывая, раствор хлорида бария. Объяснить наблюдаемое.
Написать молекулярное и ионные уравнения реакции.
2) Осадок отцентрифугировать и отделить. Сделать вывод об остаточном растворе

.....

Определить с помощью характерных реакций водные растворы йодида, хлорида, бромида и сульфата калия в четырех пронумерованных
(№ 4–7) пробирках

1) Пробы вcex четырех pacтворов испытать хлорной водой (Cl2).
В каких пробах и какие произошли изменения? Добавить 2–3 капли этих продуктов на крахмал. Что наблюдается? Записать на основе электронного баланса молекулярные и ионные уравнения, сделать вывод.

.....

  

2) Две оставшиеся пробы испытать 2–3 каплями раствора BaCl2 или Ва(NO3)2.
Что наблюдается? Описать наблюдения. Испытать продукт на растворимость в кислотах. Записать уравнения реакций, сделать вывод.
3) Оставшуюся пробу проверить раствором нитрата серебра в HNO
3. Составить уравнение реакции.
4) Сделать общий вывод о полученных результатах определения веществ

…..

Проделать опыты по осуществлению следующих превращений:

http://him.1september.ru/2003/37/7-15.gif

Записать последовательно уравнения реакций

.....

Проверить опытным путем, реагирует ли разбавленная серная кислота с цинком, растворами
Ba(NO
3)2,
NaCl,
CaCl
2,
CuCl
2

Написать уравнения реакций. Kакая из них является окислительно-восстановительной?

…..



Предварительный просмотр:

9 класс

Практическая работа 4.
Определение минеральных удобрений.
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота»

Цели. Повторить состав и свойства соединений азота и фосфора, их взаимопревращения и способы распознавания.
Оборудование и реактивы. Спиртовка, спички, синее стекло, фильтровальная бумага, держатель для пробирок, штатив с пробирками (2 шт.), шпатели (3 шт.), ступка, пестик, санитарная склянка;
в пробирках № 1–3:
I вариант – суперфосфат двойной, NH4NO3, (NH4)2SO4,
II вариант – NH4Сl, NaNO3, KCl,
III вариант – KNO3, (NH4)2SO4, суперфосфат двойной;
кристаллические соли (NH
4)2SO4, NH4Сl, аммофос, водные растворы СН3СOONa (http://him.1september.ru/2003/39/o1.gif = 10%), AgNO3, BaCl2,
СН
3СOOH (http://him.1september.ru/2003/39/o1.gif = 10%), NaOH, лакмусовая бумажка, CuO, Cu (стружки), HNO3 (разб.), HNO3 (конц.), H2SO4 (конц.), дифениловый индикатор, (C6H5)2NH в концентрированной H2SO4,
Ca(OH)
2 (сухой), вода дистиллированная, AgNO3 в HNO3, в пробирках № 4–6 сухие кристаллические вещества: Na2SO4, NH4Cl, NaNO3, в пробирках № 7 и 8: H3PO4 и H2SO4 (разб. р-ры), в пробирках № 9 и 10: Na3PO4 и Ca3(PO4)2.

Экспериментальная задача. В четырех пронумерованных склянках находятся водные растворы ортофосфата натрия, сульфата аммония, натриевой селитры, хлорида калия. Используя наиболее рациональные методы распознавания (см. табл.), определить, где находится каждое вещество.

Характерные признаки некоторых солей
(методы распознавания)

Таблица

Название вещества

Внешний вид

Растворимость (в воде)

Взаимодействие раствора данной соли с

Окрашивание пламени

H2SO4 (конц.)
и Cu

растворами BaСl2 и СН3СООН

раствором NaOH при нагревании

раствором AgNO3

Нитрат аммония NH4NO3

Белый кристаллический порошок

Хорошая

NO2http://him.1september.ru/2003/39/sverh.gif, бурый, с резким запахом

NH3http://him.1september.ru/2003/39/sverh.gif, бесцветный, с резким запахом

Желтое
(от примесей)

Хлорид аммония NH4Cl

Белый кристаллический порошок

Хорошая

NH3http://him.1september.ru/2003/39/sverh.gif

AgClhttp://him.1september.ru/2003/39/svniz.gif, белый осадок

Желтое
(от примесей)

Нитрат калия KNO3

Светло-серые мелкие кристаллы

Хорошая

NO2http://him.1september.ru/2003/39/sverh.gif

Фиолетовое

Cульфат аммония (NH4)2SO4

Бесцветные крупные кристаллы

Хорошая

BaSO4http://him.1september.ru/2003/39/svniz.gif, белый, нерастворим в СН3СООН

NH3http://him.1september.ru/2003/39/sverh.gif

Ag2SO4http://him.1september.ru/2003/39/svniz.gif, белый, хорошо растворимый в кислотах

Суперфосфат Са(H2PO4)2• 2H2O

Светло-серый порошок или гранулы

Растворяется медленно

Ba3(РO4)2http://him.1september.ru/2003/39/svniz.gif,
белый, частично растворим в СН
3СООН

Ag3PO4http://him.1september.ru/2003/39/svniz.gif, желтый (в присутствии СН3СООNa)

Kирпично-
красное

Сильвинит KCl•NaCl

Розовые кристаллы

Хорошая

 

AgClhttp://him.1september.ru/2003/39/svniz.gif

Желтое с проблесками фиолетового

Хлорид калия KCl

Бесцветные кристаллы

Хорошая

AgClhttp://him.1september.ru/2003/39/svniz.gif

Фиолетовое

Решение 

http://him.1september.ru/2003/39/7-13.gif

Все ионы в водной среде бесцветные, по цвету их распознать невозможно.
2) Поскольку ни одно из веществ (склянки № 1–4) не отличается худшей растворимостью, то и по этому признаку растворы не отличить, все – прозрачные растворы.
3) В двух растворах присутствуют одинаковые катионы, но во всех – различные анионы, поэтому качественное распознавание следует вести по анионам. Реактив на
http://him.1september.ru/2003/39/5-6.jpg– AgNO3 в присутствии 10%-го раствора СН3СООNa (или BaCl2 и СН3СООН); реактив на http://him.1september.ru/2003/39/3-1.gif– раствор BaCl2; реактив на Cl – раствор AgNO3 в HNO3; реактив на http://him.1september.ru/2003/39/5-5.jpg– концентрированная Н2SO4 и Cu (стружки). Можно сразу выявить http://him.1september.ru/2003/39/5-5.jpg, затем, используя один реактив (AgNO3), распознать все три оставшихся раствора (или наоборот). Другие варианты более длительны и требуют значительно большего расхода реактивов.
4) Все четыре пробы растворов испытать раствором AgNO
3 (1–2 капли): раствор из склянки № 4 остался без изменения – это должен быть раствор NaNO3; в склянке № 2 – белый кристаллический осадок, нерастворимый в кислотах, – это раствор KCl; две остальные пробы дают мутные растворы, при добавлении в которые 10%-го раствора СН3СООNa проба № 3 дает осадок желтого цвета – это раствор Na3PO4, а проба № 1 – раствор (NH4)2SO4 (муть исчезает при добавлении кислоты HNO3).

http://him.1september.ru/2003/39/7-8.gif

Проверка первичных испытаний.

http://him.1september.ru/2003/39/1tr.gifК пробе раствора из склянки № 1 добавить по 1–2 капли растворов BaCl2 и СН3СООН, раствор становится молочного цвета, т. к. выпадает белый кристаллический осадок:

http://him.1september.ru/2003/39/7-9.gif

Можно эту же пробу проверить добавлением раствора щелочи с нагреванием. Выделяется газ NH3, определяемый по характерному запаху и посинению влажной красной лакмусовой бумажки. Уравнение реакции:

http://him.1september.ru/2003/39/7-10.gif

http://him.1september.ru/2003/39/1tr.gifК пробе раствора из склянки № 4 добавить концентрированную H2SO4 и Cu (стружки), немного подогреть. Выделяется газ бурого цвета с резким запахом, и раствор становится зеленовато-лазурного цвета:

http://him.1september.ru/2003/39/7-6.gif

5) Вывод.

В склянках:
№ 1 – раствор (NH
4)2SO4,
№ 2 – раствор KCl,
№ 3 – раствор Na
3PO4,
№ 4 – раствор NaNO
3.

Cхема распознавания

Определяемые растворы

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

(NH4)2SO4

KCl

Na3PO4

NaNO3

Все растворы прозрачные и бесцветные

+AgNO3

Помутнение раствора (Ag2SO4http://him.1september.ru/2003/39/svniz.gif, растворим
в кислотах)

Белый творожистый осадок (AgСlhttp://him.1september.ru/2003/39/svniz.gif, нерастворим в кислотах)  

Мутный раствор, при добавлении CH3COONa дает желтый осадок Ag3PO4http://him.1september.ru/2003/39/svniz.gif

Без изменений

+BaCl2  

 

 

+H2SO4 (конц.),
+Сu (стружки)

BaSO4http://him.1september.ru/2003/39/svniz.gif,
белый, нерастворим
в кислотах  

 

 

NO2http://him.1september.ru/2003/39/sverh.gif,
бурый газ с резким запахом, изменяется цвет раствора (Сu
2+)

 

Порядок работы

Задания

Наблюдения и выводы

Используя таблицу, составить план (порядок) распознавания веществ

Согласно варианту записать, растворы каких солей даны в пробирках № 1–3. Определить, где находится каждое из указанных веществ. В выводах записать уравнения проведенных реакций в молекулярной и ионной формах. Отметить признаки каждой качественной реакции

1) В пробирку с небольшим количеством CuO (на кончике шпателя) добавить раствор HNO3, взболтать.
2) В пробирку с концентрированной HNO
3 опустить немного медных стружек (если эффект сразу не наблюдается, немного подогреть смесь)

Используя выданные реактивы, получить раствор нитрата меди(II) двумя способами. Отметить признаки реакций и написать молекулярные и ионные уравнения реакций.
Kакая из реакций является окислительно-восстановительной?

В ступке смешать и растереть смесь Ca(OH)2 (чуть увлажненную) с солью аммония, осторожно понюхать.
Повторить опыт с другими солями аммония

Опытным путем доказать, что сульфат,
нитрат и хлорид аммония нельзя смешивать с известью.
Дать соответствующие объяснения

Составить план (порядок) распознавания, наиболее рациональный по времени и расходу реактивов

В пробирках № 4–6 определить кристаллические
сульфат натрия, хлорид аммония и нитрат натрия.
Написать уравнения реакций.
Отметить наблюдаемые признаки реакций

...

Лучше всего испытать пробы растворов в пробирках № 7 и 8 реактивами BaCl2 и CH3COOH,
очень внимательно наблюдая за результатом при взбалтывании реакционной смеси

Kачественным распознаванием определить,
в какой из пробирок № 7 и 8 находятся растворы
серной и ортофосфорной кислот.
Написать уравнения реакций

...

Составить план распознавания веществ Na3PO4 и Сa3(PO4)2
в пробирках № 9 и 10

Определить практически в пробирках № 9 и 10
кристаллические ортофосфаты натрия и кальция

...



Предварительный просмотр:

9 класс

Практическая работа 5.
Получения оксида углерода(IV)
и изучение его свойств.
Угольная кислота и ее соли

Цели. Закрепить понятия о составе и структурах оксида углерода(IV), угольной кислоты, об их получении и свойствах.
Оборудование и реактивы. Стеклянная трубка, универсальный прибор для получения газов,
Г-образная газоотводная трубка, промывная склянка, санитарная склянка; в пронумерованных пробирках № 1–3 растворы Na
2SO4, ZnCl2, K2CO3, СaCO3 (кусочки мела или мрамора), растворы BaCl2, HNO3, HCl, NaOH, Сa(OH)2 (известковая вода), синяя лакмусовая бумажка, набор индикаторов, Н2О (дистиллированная).

Оксиды углерода

Электроны в атоме углерода:

http://him.1september.ru/2003/40/7-5.jpg

Невозбужденное состояние атома:

http://him.1september.ru/2003/40/7-6.jpg

Возбужденное состояние атома:

http://him.1september.ru/2003/40/7-7.jpg

Гибридные электронные орбитали в возбужденном атоме углерода:

http://him.1september.ru/2003/40/7-4.jpg

 

Формулы оксидов углерода

Молекулярная

Электронная

Структурная

http://him.1september.ru/2003/40/7-1.jpg

http://him.1september.ru/2003/40/7-2.jpg

http://him.1september.ru/2003/40/7-3.jpg

Cведения об углекислом газе

M(CO2) = 44 г/моль, VМ(CO2) = 22,4 л/моль (н. у.),

Dвозд (СО2) = 44/29 (тяжелее воздуха).

Бесцветный газ со слабокислым запахом и вкусом, http://him.1september.ru/2003/40/r.gif= 1,98 г/л. В одном объеме воды (20 °C) растворяется 0,88 объема. При –78,515 °С и нормальном давлении, минуя жидкое состояние, затвердевает в снегообразную массу («сухой лед»). Жидкий CO2 образуется только под давлением 58,46•105 Па при 20 °С.
При содержании в воздухе 4% (по объему) оксид углерода(IV) вызывает болезненные явления, при концентрации больше 10% появляется удушье.
Этот газ – конечный продукт дыхания растений и животных, процессов горения, гниения и брожения. Образование СО
2 – одна из стадий круговорота углерода в природе. В промышленности СО2 используется для производства «сухого льда», соды и экономически выгодного энергетического продукта – синтез-газа (H2 + CO).

Угольная кислота

http://him.1september.ru/2003/40/7-8.jpg

Угольная кислота H2CO3 – слабая, двухосновная, способна образовывать два вида солей – средние (карбонаты) и кислые (гидрокарбонаты).

Получение:

http://him.1september.ru/2003/40/7-11.jpg

Диссоциация:

http://him.1september.ru/2003/40/7-12.jpg

При комнатной температуре равновесие диссоциации на 99% сдвинуто влево. Оксид СО2 энергично реагирует с сильными основаниями, основными и амфотерными оксидами, являясь солеобразующим кислотным оксидом. Наиболее активные металлы в атмосфере оксида углерода(IV) горят:

http://him.1september.ru/2003/40/7-13.jpg

Большое значение в физиологическом и промышленном отношении имеет процесс

http://him.1september.ru/2003/40/7-14.jpg

В других отношениях оксид углерода(IV) инертен.

Важнейшие карбонаты – сода Na2CO3, питьевая сода NaHCO3 и поташ K2CO3. Природные минералы – известняк CaCO3, доломит MgCO3•CaCO3, магнезит MgCO3, карбонаты марганца, цинка, свинца. Соли угольной кислоты, особенно гидрокарбонаты, нестабильны термически.

 

Порядок работы

Задания

Наблюдения и выводы

Поместить в пробирку-реактор несколько кусочков мела (мрамора), прилить немного разбавленной соляной кислоты.
Kонец газоотводной трубки вывести
в пробирку с 2–3 мл известковой воды и пропускать газообразный продукт
до помутнения жидкости в сборнике.

http://him.1september.ru/2003/40/7-9.jpg

Вынуть конец газоотводной трубки,
промыть в дистиллированой воде,
поочередно ввести его в:
а) пробирку с 2–3 мл дистиллированной воды
с листочком синей лакмусовой бумажки
(или 2–3 каплями синего лакмуса);
б) пробирку с 2–3 мл разбавленного раствора
гидроксида натрия с несколькими каплями
спиртового раствора фенолфталеина;

http://him.1september.ru/2003/40/7-10.jpg

Что происходит при действии сильной кислоты на мел (мрамор)? Почему? Написать уравнение реакции. Почему появляющееся сначала помутнение при последующем газировании исчезает? Объяснить уравнениями реакций, назвать продукты.
Что происходит при пропускании СО
2 через дистиллированную воду?
Kак это доказать?
Kакие два продукта и при каких условиях должны образоваться при взаимодействии СО
2 с раствором щелочи?
Уравнения реакций представить в молекулярной и ионной (полной и сокращенной) формах

...

в) снова в пробирку с первоначально
полученным мутным раствором
(если поступление газа замедлилось или прекратилось, продувать через мутный раствор выдыхаемый воздух с помощью стеклянной трубочки)

 

...

Все три пробы данных растворов испытать универсальным индикатором на характер среды (шкала рН). Обосновать нахождение раствора карбоната. Проверить вторую пробу раствора предполагаемого карбоната добавлением к ней разбавленного раствора кислоты. Закрыть пробирку-реактор пробкой с Г-образной газоотводной трубкой, конец которой опустить в раствор известковой воды в пробирке-сборнике, смесь подогреть. Пробы двух других растворов испытать добавлением раствора щелочи при встряхивании. Наблюдать и обосновать
изменения в одной из пробирок при избытке щелочи. Оставшуюся пробу проверить раствором BaCl
2 и раствором HNO3

В пробирках № 1–3 среди водных растворов сульфата натрия, хлорида цинка и карбоната калия распознать:
а) в какой пробирке находится раствор карбоната (привести два варианта решения и обосновать уравнениями проведенных реакций);
б) определить, раствор какой соли находится в двух остальных пробирках, выводы обосновать;
в) что же является характерной реакцией на карбонат-анион? Kакова должна быть среда (рН) водного раствора гидрокарбоната?
Объяснить противоречивость возможных выводов и обосновать правильный ответ.
Сделать общий вывод о нахождении определенных растворов солей

Определение по внешним признакам невозможно, т.к. …