Статьи

Егорова Анна Анатольевна

Предварительный просмотр:

 Егорова А.А.

Тема: Применение  компетентностного (практико-ориентированного) обучения на уроках биологии.

Будущее ближе к нам, чем мы думаем. Оно  рядом – плачет, смеется, радуется. Это будущее - наши дети.

Суть концепций  практико-ориентированного обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Это система качественно новых знаний, предлагающих  иное построение учебной деятельности. Это такой способ  организации обучения, когда содержание   и формы  прямо направлены на всестороннее развитие ребенка. И, прежде всего:

на гуманистическую направленность процесса обучения; на способы самостоятельного постижения знаний; на развитие мыслительных способностей в процессе осуществления  практической деятельности; на эмоциональное отношение к содержанию  образования.

Такой подход культивирует творческое мышление, а это при сложившихся современных условиях - главное.

Гуманизация обучения - поворот к личности обучаемого как неповторимой индивидуальности, поиск условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика – вот, на мой взгляд, основные заботы современного педагога. Сущность моей ведущей педагогической идеи заключается в том, что особые формы и методы преподавания биологии способствуют не только усвоению знаний и умений по предмету, но и вырабатывают практические умения, влияющие на учебно-познавательную деятельность и обеспечивающие ее перевод на  творческий уровень.

Доминанта моей  педагогической деятельности: формирование личности, способной к самообразованию, самореализации.

Проработав несколько лет в старших классах, я пришла к выводу урок – конференцию нужно видоизменить. Подготовка доклада требует достаточно высокого уровня  знания и умений, в том числе и ораторских. Поэтому конференция и проводиться в основном  в старших классах, а докладчиком выступают более сильные ученики, а остальные члены  ученического коллектива в это время, в лучшем случае, «сидят тихо», роль их пассивна.  Мне кажется, я нашла прием, позволяющий повысить интерес слушателей, а следовательно и внимание к сообщаемому материалу. Таким приемом является подготовка официальных оппонентов. Оппоненты (их может быть 2 или 3) готовятся по той же теме, что и один из докладчиков. Их задача  - поставить достойные и интересные  вопросы и кратко дополнить докладчика, а может быть изложить и иную точку зрения (взгляды ученых на парниковый эффект и глобальное потепление климата диаметрально расходятся в научной литературе). При подготовке урока – конференции я консультирую отдельно и докладчиков и оппонентов по каждой теме, подсказываю  литературу  и круг вопросов, подлежащих рассмотрению. На конференцию можно пригласить и «журналистов известных СМИ». С учащимися  играющими, роль журналистов тоже ведется отдельно работа, по окончании  конференции  они готовят краткий настенный «Вестник»  по материалам конференции, упрощая материалы для малышей. «Вестник» вывешивается в кабинете биологии и дети, приходящие  на урок биологии, на перемене, могут прочесть интересный материал. Не малое значение имеет заключительное слово, которое может сделать наиболее подготовленный ученик. Заключительное слово содержит общие выводы из прозвучавших докладов, обобщение по теме конференции.

Конференция – это итог работы по крупному разделу темы, поэтому в учебном году их бывает 4-5. Но каждый из учащихся класса участвует в подготовке и проведении конференции.

Этот прием дал возможность исключить формализованный подход  к конференции, убрать  ореол  «скучности» с урока, а главное этот прием заработал на повышение эффективности урока.

Следующий, предлагаемый мною прием носит рефлексивный характер. И применять его стоит перед уроком. Это – самооценка  готовности ребенка, его настрой на предстоящий урок. Как правило, ребята  сами не настраиваются на урок, они над этим просто не задумываются. Необходимо мастерство педагога, чтобы обеспечить включенность  каждого. Экспресс – анализ этого небольшого приема позволит педагогу полностью представить уровень готовности  детей и вовремя принять меры по улучшению ситуации.

Описание приема.  Перед уроком учитель говорит:

Кто хочет знать много? Кто может знать много? Кому это интересно? Поднимите большой пальчик вверх. Кто в целом готов к работе? Держите большой пальчик параллельно ладошке. Кто не очень хорошо себя чувствует? Кому нужна помощь? Опустите большой пальчик вниз.

Этот прием как раз из тех, который имеют определенные границы применения. Он хорошо срабатывает на малышах, которые  готовы поделиться с учителем своими горестями и надеются на поддержку. Прием полностью терпит провал, если применять его к подросткам, там рефлексия должна носить личностный скрытый характер, она обращена к себе, к своему «внутреннему – я».

Практическая ориентация и дифференциация работы на уроке строится мной на принципах вариативности, т.е. признания разнообразия содержания и формы учебного процесса. Разрабатывая проблему самостоятельной деятельности учащихся, нужно помнить, что работа на уроках не должна быть односторонней; обычно учитель задает вопросы: «Как называется…?», «Что такое...?», и т.д. Эти вопросы важны для запоминания и тренировки памяти, но не способствуют всестороннему развитию мышления. Следовательно, необходимы и познавательные вопросы, которые начинаются со слов: «Почему..?», «Можно ли..?», «Являются ли..?», «Как..?», «Зависит ли..?», и т.д. Например: «Почему происходит движение листьев?», «Как кислород поступает в организм лягушки?», «Как объяснить, что состав крови постоянный?». Ответы на эти вопросы предполагают высокую активизацию мышления, в ходе ответов учащиеся повторяют и закрепляют знание законов, формул, понятий, учатся анализировать факты, строить гипотезы, делать наиболее целесообразные заключения и выводы, ориентироваться в областях применения.  Нужно помнить, что научить нельзя, можно только научиться.

На уроках использую следующие принципы практико-ориентированнного  обучения:

  • приобретение и  усвоение знаний должно осуществляться в активной, а не в пассивной форме. Нужно переходить с позиции носителя информации в позицию организатора познавательной деятельности учащегося. Роль учителя: «…не столько учить, сколько подавать мысль, не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать свои планы, сколько отвечать на призыв к руководству»;
  • особое значение придаётся мотивации. «Задача обучения – присоединение детских мотивов к воспитательным и образовательным целям, нахождение успешного выхода для одних и действительного достижения для других;
  • гарантировать исследовательскую свободу (предоставление учащимся возможности выбора исследовательской задачи или проблемы), без которой не могут развиваться «деятельностные умы».

Содержание программного  материала  связано с новизной изучаемого раздела, с использованием историзма в преподавании, с  практическим применением знаний, способных подвигнуть ученика на эксперимент.

Сложно   рассмотреть в данной работе все формы и методы нетрадиционного обучения, вот некоторые из них, применяемые на моих уроках:

  - увлекательными бывают бит - уроки,  включающие  три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество бит - урока в его любопытности. Учащиеся не успевают устать, их внимание всё время поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему эмоциональному накалу, элементам соревновательности имеет глубокий воспитательный эффект. Ребята на практике видят те возможности, которые представляет творческая коллективная работа.

- уроки-аукционы выполняют задачи, связанные с социализацией преподаваемого мной предмета. На уроках идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем, а идея переходит к разработчикам, обосновывающим свои варианты. Аукцион проводится мною в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, предлагаются опробовать в практических заданиях, что характеризует практико-ориентированную направленность урока.

- проблемное обучение, вариативность осуществляются в уроках «мозгового штурма». За определённое время учащиеся предлагают различные варианты решения предложенной проблемы, фиксируемые на доске. В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление учащимся на уроке возможности предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление, но и  повышает доверие к преподавателю, делает обучение «комфортным».

Большая предварительная работа проводится мною при подготовке и проведении урока типа «Что? где? когда?», который удобнее проводить при повторении и обобщении темы, так как групповая работа позволяет охватить объемный материал для обобщения.

Методы, используемые мной в процессе обучения школьников:

Метод Синектики (логический) - решение творческих задач путем поиска аналогий (природная аналогия - как устроены и осуществляют процессы жизнедеятельности живые системы; символическая аналогия- изображение поисковой задачи в виде символа или схемы).

Метод моделирования - изучение процессов и явлений с помощью схем, кратких словесных характеристик, описаний, с помощью матриц, символов.

Метод причинно-следственного анализа,  позволяющий объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления. Например: «В чём секрет механизма вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышц лёгкие следуют за движением грудной клетки?».

Метод эвристических вопросов (в рамках эвристического метода). Ещё Цицерон советовал всё излагать через словесную формулу «кто? что? где? чем? зачем? как? когда?».        

На уроках предлагаются различные по тематике задачи, такие как: технические, биологические, геологические, метеорологические, химические, медицинские, экологические, социально-бытовые и другие. Нравится школьникам конкретно-тематические задачи, например:

Задача автогонщика:- Почему при свете фар автомобиля на человека он закрывает или прикрывает глаза?

Задача сыщика.- Как, глядя в глаза человека, носящего очки, сыщик легко узнает дефект его зрения?

Задача туриста.- Почему, сидя у костра, мы видим предметы по другую сторону от него колеблющимися?

Такого рода задачи дают возможность учащимся применять собственные знания для решения проблем,  с которыми дети сталкиваются в реальной жизни, убеждают учащихся в личностной значимости изучения биологии, а формирование умений становится необходимым и осознанным, что является  первым шагом для  дальнейшего профилирования по предмету.

Формирование социальной компетенции школьников, исходя из выше сказанного, считаю ведущей идеей не только в своей педагогической деятельности, но и перспективой любого учителя.

В основе всей работы лежит принцип успешности обучения, означающий направленность на собственный успех каждого школьника,  на использование сил лидирующего поощрения его активной работы с помощью оценочной и отметочной системы на уроке и дома. Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет стимулирования и поощрения активности учащегося,   возможности оценить работу каждого, создания высокого эмоционального подъема, условий для повышения интереса к изучению биологии.



Предварительный просмотр:

Этапы формирование навыков исследовательской работы  обучающихся в образовательном процессе.

Егорова А.А. учитель биологии МОБУ гимназия с.Кармаскалы

     В современной школе ученик заинтересован  осваивать лишь те знания, которые   непосредственно  связаны с опытом самого обучающегося, его жизненными потребностями и интересами. Это  осознаётся учащимися только к  10 классу. Проблема современного образования заключается в том, чтобы раскрыть, а затем и направить  интересы ученика для более глубокого изучения  интересующей его  области знания, что в будущем поможет ему в выборе профиля в обучении и  в приобретении  перспективной для него специальности.

      Я считаю, что этому будет способствовать исследовательская деятельность обучающихся, которую необходимо  формировать уже с пятого класса. В это время ученики отличаются огромной любознательностью, поэтому любой учитель – предметник посредством разнообразных  приёмов и методов может вовлечь практически каждого ребёнка в изучение собственного предмета. Попробовав себя в изучении основ разных наук, к  10 классу  ученик уже осознанно сможет подойти к выбору профиля, который поможет ему глубоко и всесторонне подготовиться к выбору учебного заведения.

      Сегодня  в обучении огромную роль играет исследовательская работа учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.  

         Проблема  активизации  исследовательской деятельности обучающихся становится всё более актуальна как в теории, так  и в  практике  образования на современном этапе.        

В течение нескольких лет  работы над этой проблемой мною выработана  система  обучения учащихся  основам исследовательской деятельности.

       Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

       Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника и состоит  из четырёх этапов:

1. Формирование навыков критического мышления учащихся.

2.Формирование умений и навыков  работы с книгой и другими                источниками информации.

3. Формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

4. Формирование специальных исследовательских умений, навыков  учащихся (лабораторные, индивидуальные исследовательские работы).

       Первый этап процесса в  нашей школе проходит  с использованием в обучении методики развития критического мышления – ТРКМ.

     Второй этап - работа с литературой по теме исследования предполагает   навыки работы с энциклопедиями, книжными изданиями, альманахами, газетами, журналами, специализированными словарями, справочниками.  

          С работой на 1 и 2 этапах формирования исследовательских навыков идёт параллельно работа и над формированием умений и навыков, связанных с формированием культуры речи учащихся, т.е. постепенно, но планомерно осуществляется работа над реализацией  третьего этапа по формированию исследовательских навыков у обучающихся.  

     Итогом  такой деятельности учителя и ученика  является  выполнение учащимися  индивидуальных исследовательских работ. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном). Одним из важных этапов научной работы с детьми является разработка индивидуальных планов исследований. При этом необходимо учитывать возраст ребенка, его способности, степень подготовленности, интерес и склонность к определенной теме исследования.

   К научно-исследовательской деятельности привлекаются учащиеся  4 – 11 классов в соответствии с их научными интересами.  

   Анализ тем исследовательских работ показывает, что круг   интересов  гимназистов 4-8 классов весьма широк:

  1.   Ласточка- символ года экологии. Салихова Д.
  2. Подтверждение научных фактов о вреде пьянства в   пословицах. Егорова О.
  3. Влияние алкоголя на живой организм. Якупова Э.
  4. Содержание перепелов в домашних условиях. Егорова О, Егоров А.
  5. Определение фитонцидности комнатных растений. Егоров А.
  6. Определение витамина С в продуктах питания. Егорова О.
  7. Секреты черенкования комнатных растений. Косачева Ю.
  8. Математический рисунок цветка курая. Егорова О.
  9. Происхождение названий динозавров. Егоров А.
  10. Изучение экстерьера и поведения охотничьей собаки. Егоров А.
  11. Созвездия на координатной плоскости.  Егорова О.
  12. Скаутское движение в Башкортостане. Егорова О.
  13. Алоэ- зеленый доктор на вашем  подоконнике. Уразакова Э.
  14. Изучение поведения зимующих птиц. Рахимуллина Д.
  15. Законы физики в тэквондо. Егоров А.
  16. Энергосберегающие технологии в быту.  Егоров А. Шамбазов И.
  17. Значение пенициллина в Великой Отечественной войне. Уразакова Э.
  18. Подвиг воинов в белых халатах. Хабибуллина Э.
  19. Изучение редких растений и животных памятника природы Карламанская пещера. Гафарова Э.
  20.  Диетологический анализ религиозных постов. Мусина Л.
  21.  Определение геопатогенных зон. Каримов В.
  22.  Анималотерапия – исцеляющая сила животных. Рахматуллина Г.
  23.  Содержание шиншилл в домашних условиях. Егоров А.
  24.  Изучение  энтомофауны осеннего плодового сада. Воронцов Э.  
  25.  Изучение популяции бобров на реке Карламан. Хамитов А.
  26.  Экологическая азбука Кармаскалинского района.  Шарипов А.
  27.  Изготовление микропрепаратов органов растений. Хисамутдинова Р.
  28.  Изучение  нарушений плоскостопия . Рафиков Т.
  29.  Разведение рачков  артемий. Минеева К.
  30.  

 Использование  метода исследовательской деятельности учащихся на уроках  дают положительные результаты: активизируют деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время; повышают интерес к предмету; открывают широкое поле деятельности для самообразования.   Приобретенные знания на такой основе обычно оказываются прочными и служат надежной базой для дальнейшего развития ученика.     Все это способствует успешности учеников в овладении знаниями и подготовке их к дальнейшему образованию. Система работы по формированию навыков исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе  является непрерывным на всех ступенях обучения.       

  В 8 и 9 классах активизируется становление сферы исследовательских интересов гимназистов, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер. Исследовательская работа имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции. Темы исследовательских работ этого периода, например, такие:

  1. Определение свинца в почве. Еремин В.
  2. Мониторинг физического развития учащихся школы. Абсалямова
  3. Экологическая оценка продуктов питания. Залилова М.
  4. Оценка экологического состояния водохранилища на реке Чатра.Еремин Ю
  5. Экологическая экспертиза продуктов питания в сети магазинов с.Кармаскалы. Залилова М.
  6. Памятники природы Кармаскалинского района. Сахипова Л
  7. Биоиндикация окружающей среды. Анясова Э, Алимгафарова А
  8. Определение содержания углекислого газа в воздухе кабинета. Васильев В.
  9. Лихенофлора как биоиндикация состояния окружающей среды.  Анясова Э.
  10. Гидробиологическое описание водоема. Нургалиев  Э.
  11. Биоиндикация парка с.Малояз. Алимгафарова А.
  12. Экологические зарисовки о родине Салавата Юлаева. Нургалиев
  13. Геоботаническое описание участка. Каримов А.
  14. ГМО – экологический риск. Егорова О.

  15.Методика изготовления    микропрепаратов. Ханнанова Г.

               16. Современные технологии изготовления лекарственных

                      препаратов. Хабибуллина Э.

               17.  Изучение   воздействия   моющих  средств на  молекулы белка.    

                         Сайфутдинова И.

               18. Сравнение вязкости цитоплазмы клеток комнатных растений

                     разных   экологических групп. Рахматуллина Д.

               19.  Изучение эффективности   выводимости перепелов. Егоров А.

               20. Определение условий вынашивания хищных птиц. Егоров А.

               21. Охота с ловчими птицами. Егоров А.  

               

    На всех этапах, естественно, предполагается консультирование гимназиста   руководителем. Очень важно, чтобы на заключительном этапе при подведении итогов гимназист видел новые проблемы, вытекающие из проведенного исследования, что может служить темой нового исследования, тем самым будет обеспечиваться непрерывное развитие личности. "Если в конце исследования не видно начала следующего - значит исследование не доведено до конца" (Дмитрий Сергеевич Лихачев).

       Результаты исследовательской деятельности учащихся гимназии по биологии:

1. Неоднократные призеры республиканских НПК «Шаг в науку» (Еремин Юрий и Владимир, Егоров Алексей, Егорова Оля

2. Республиканской олимпиады по экологии – Абсалямова Анжела, Егоров Алексей

3. Всероссийской НПК – Егорова Оля

4. Республиканского слета юных экологов: Алимгафарова Алина, Нургалеев Эмиль, Анясова Эльмира, Каримов Айнур, Бикташева Айгуль,  Егорова Оля,

Салимов Артур.

5. Призер МАН – 3 место – Егоров Алексей.

6. Призеры «Ломоносовских чтений – 2011, 2012, 2013, 2014, 2015г.

7. Призер республиканской НПК «Моя Республика Башкортостан»

6. Победители районных НПК и олимпиад по экологии.



Предварительный просмотр:

Доклад

Развивающий потенциал         научно-исследовательской

деятельности учителя и ученика

Процесс бурной информатизации общества требует реформирования системы  образования. В новых условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально  в современных условиях развития общества … Всему этому учит такое направление в обучение, как организация научно-исследовательской деятельности.

          При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Легко  ли это? Как организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся?        

   Возникла идея исследования проблемы под названием «Развивающий потенциал  научно-исследовательской  деятельности  учащихся». Цель: собрать материал о  теории  и практике организации и    проведения  научно-исследовательской работы как одного  из эффективных способов активизации познавательной деятельности.

Цель: Собрать материал о теории и практике  организации и проведения  научно-исследовательской работы как одном  из эффективных способов активизации познавательной деятельности  школьников и учителей.

 Методические задачи:

     1. Раскрыть  роль проведения  научных     исследований в     развитии творческой личности.

     2. Вооружить  учителей  теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

     3.Сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.

4.Проведение исследования среди   учителей  с  целью   изучения    состояния данной проблемы.

5.  Создание методички  по организации исследовательской  работы помощь учителю.

                                  Научно-исследовательская работа является  одной из видов интеллектуальной   деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с решением  творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке.

    Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется учителю. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.

Целями научно - исследовательской деятельности учителей являются:

  • формирование единого научного сообщества учителей;
  • развитие представлений о межпредметных связях;
  • развитие интеллектуальной инициативы учителей через формирование научного образа мышления, творческого подхода к своей деятельности;
  • обучение новым информационным технологиям и средствам телекоммуникации;
  • создание условий для вовлечения в коллективную научно-исследовательскую деятельность не только учителей, но и учащихся;
  • разработка и реализация исследовательских проектов, имеющих практическое значение.

     Секция «Биология» НОУ гимназии существует 9 лет. За этот период выполнено  более 30  учебно-исследовательских работ:

   Темы для исследований  приходят по-разному.  В начале  это были тематические конференции к году экологии, году здоровья и ЗОЖ, спорта, и др.    Привлекая к исследованиям новых учащихся,   определяю их интересы, увлечения.  Два года не могли обозначить тему по динозаврам, пока  не изучили их разнообразие.  Изучение происхождения  их названий является хорошей основой понимания латыни – как научного языка.  

    Учимся даже в своем близком окружении находить темы для изучений. В основном это наши домашние питомцы.  Данные темы приучают детей ответственно относиться к своим подопечным.

    Часто прибегаем к межпредметному раскрытию исследуемых объектов или явлений, что правильно формирует мировоззренческие представления учащихся.

    Еще одним источником для вдохновения являются туристические походы и экологические экспедиции.  Каждая группа проводит не только активный отдых, но старается изучить особенности флоры и фауны, экологические характеристики данного пункта исследования.   Так, обучающиеся гимназии летом 2005, 2007 г. посетили памятник природы озеро-родник  Голубое близ д.Ново-Мусино Кармаскалинского района.  Ребята не только познакомились с уникальным озером, но и изучили в окрестностях известковые обнажения, обнаружили редкие растения: лилия-саранка, адонис весенний, некоторые виды ковыля, герань лесную.

   Летом  2008- года группа учащихся  гимназии посетили Аскынскую ледяную пещеру в Архангельском районе. По пути пешего следования дети проявляли любознательность и наблюдательность, знакомились с новыми видами растений и насекомых.

     Абзаково и «Золотая рыбка» в Магнитогорске и горнолыжные базы в Абзаково и на Яктыкуле. Другая группа кружковцев в июне побывала в Зауралье, посетив озеро Яктыкуль, аквапарк

        Все собранные материалы во время летних экспедиций обрабатываются зимой во время кружковых занятий.  По собранным материалам  школьники пишут проекты, доклады. Юные экологи ежегодно участвуют в НПК «Шаг в науку». Занимают призовые места на муниципальном и республиканском уровнях.

     Мы решили проверить данные ученых и с целью изучения состояния научно-исследовательской работы провести исследовательскую работу среди учителей. В  2009 году среди учителей   было проведено исследование.

 

Исследование факторов направленности педагогической деятельности на научно-исследовательское обучение, проведенное в гимназии, позволяет констатировать, что:  

  • 65% преподавателей лицея считает, что научно-исследовательская деятельность позволяет актуализировать самореализацию и творческое развитие личности учителя;
  • 10% связывают исследование с возможностью повышения статуса учебного заведения;
  • 20% – с профессионально-квалификационным ростом учителя-исследователя;
  • 5% – с возможностью получить качественно новое знание (инновацию).

Исследованием были выявлены следующие факторы, способствующие научно-исследовательской деятельности в гимназии:

  • повышение собственного профессионального уровня исследовательских умений и навыков (59%);
  • создание в лицее научной школы как единства научно-исследовательской позиции, концептуальных подходов к развитию творчества (9%);
  • совершенствование педагогических технологий развития научного творчества учащихся (32%).

Среди трудностей, с которыми сталкивается учитель при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, преподаватели гимназии  назвали следующие:

  • Отсутствие  у учителя свободного времени - 44%.
  •   Не хватает знаний по организации научно - исследовательской деятельности, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы -44%
  • Большая загруженность  учащихся -12%

Немаловажным является создание условий, стимулирующих педагогов к творческому поиску, достижению максимальных результатов. К таким условиям следует отнести:

  • информирование педагогических кадров об актуальных проблемах обучения и воспитания;
  • создание ситуации постоянного творческого общения педагогов как внутри школы, так и вне ее путем организации встреч, научных семинаров, конференций, «круглых столов»;

12

  • организационную, педагогическую и содержательную поддержку экспериментальной и инновационной деятельности педагогов;
  • предоставление педагогам свободы выбора направлений исследований, степени участия и форм научно-исследовательской деятельности (работа в составе проблемных групп, творческих лабораторий, в парах или индивидуально);
  • консолидацию усилий педагогического коллектива для разработки и реализации научно-исследовательской программы;
  • обеспечение гласности и объективной оценки результатов научно-исследовательской работы педагогов (творческие отчеты, участие в научно-практических конференциях и т.п.);
  • наличие системы материального вознаграждения.

Среди причин, препятствующих научному творчеству в образовательном процессе, были названы:

  • боязнь вовлечь детей в «несвойственную им научную деятельность»;
  • наукообразие в образовательном процессе, т.е. оторванное от жизни, схоластическое знание.

Одна из задач учителя – представить результат работы через представление работы ученика.

     Результаты    исследования и выводы

Исходя из проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:

 1. Учителя признают, что  в современных условиях развития современного общества  научно-исследовательская деятельность является одной  из направления развития  творческой  личности учащегося.

  2. Научно-исследовательская деятельность  помогает развиваться не только личности ученика, но и личности учителя.

 3. Учителя признают, что заниматься научно-исследовательской деятельностью  с учащимися им мешает слабое владение методикой  научного исследования,  а так же недостаток  методической,  научной,  психолого-педагогической, специальной литературы по данной теме (44%).

Из проведенного экспресс-опроса  среди учителей  и выпускников  школы был сделан вывод, что научно-исследовательская деятельность готовит учащихся к преодолению трудностей в различных жизненных ситуациях, что ученик это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.

                      Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему образования сложно, но и оставить ею такой, как сейчас - нельзя.  Поэтому решение проблемы находится  в изменении педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании. А на это и направлена научно-исследовательская деятельность.



Предварительный просмотр:

Экологическая программа «Судьба природы в наших руках»

Цель программы: Экологическое просвещение, формирование экологической культуры населения.

Задачи программы:

 1.     Укрепление позиций библиотек   как центров экологической информации и воспитания экологической культуры населения.

 2.     Создание единого  культурно-экологического пространства района   через  различные модели взаимодействия  местного сообщества, учреждений культуры, органов власти, социальных партнеров.

 3.     Рост интереса жителей и читателей  к экологической проблематике и к экологии родного края.

 4.     Повышение спроса на экологическую информацию и экологическую литературу,  компетентности  читателей в экологической  тематике.

 5.     Формирование эмоционального, нравственного, этического и эстетического  отношения к природе, окружающему  миру.

 6.     Привлечение населения к активному участию в практических природоохранных  акциях по  сохранению окружающей среды.

 7.     Информационная поддержка учителей-предметников по экологической тематике.

 8.     Создание информационно-культурного сопровождения экологического образования учащихся.

 

 В Программу входят 8 тематических разделов, которые определяют основные направления, по которым может строиться работа   по воспитанию экологической культуры населения с учетом многоаспектности экологии и широкого, комплексного подхода к экологической тематике.

 1.     «Имеем  право!».  Законы об экологии.

Девиз: «Доступ к экологической информации – неотъемлемое право  человека»

 2.       «Сделай мир чище своими  руками!»

Девиз: «Малые дела решают большие проблемы»

 3.      «Ощущение чуда»: нравственно-эстетическое восприятие  окружающей среды.

Девиз: «За красоту природы, человека, цивилизации»

 4.«Семейная экология»: семейное экологическое взаимовоспитание.

Девиз: «Растем экологами!»

 5.«Экологическое краеведение»: изучение и защита природы родного края.

Девиз: «Я вырос здесь – и край мне этот дорог»

 6.«Эколог – профессия будущего!»

Девиз: «Есть такая профессия – защищать природу»          5 июня – День эколога

 7. «Экология слова:  Территория русского языка».

Девиз: «Язык родной, дружи со мной!»

21 февраля –  Международный день родного языка (ЮНЕСКО)

 8. «Экология  в  жизненном пространстве человека». ЗОЖ

Девиз: «Экология повседневности – залог качественной жизни».

 

В январе 2002 года вступил в силу Федеральный закон «Об охране окружающей среды». В законе «Об охране окружающей среды» введен раздел «Основы формирования экологической культуры», где заложены нормы экологического образования, воспитания, просвещения и формирования экологической культуры в целом, без которых невозможно сохранение благоприятной окружающей среды.

В статье 74 Закона указывается, что в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

Правительство РФ одобрило проект Указа Президента «Об основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года»

 Документ отражает основные глобальные и национальные экологические проблемы, устанавливает стратегические цели, учитывающие национальный и международный опыт охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет задачи и механизмы их реализации.

 Большое внимание уделяется вопросам экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры в обществе, развитию международного сотрудничества и другим.

 Государственная политика в области экологического развития ориентирована на активное участие граждан в обсуждении решений, затрагивающих их право на благоприятную окружающую среду.

         Экологическое просвещение – это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.

                                                  Примерные мероприятия:

- семинар по экологическому просвещению населения для библиотечных специалистов.

- «День экологической книги»,

- Программа   «Войди в лес другом»  - походы в лес с целью ознакомления с растительным миром наших лесов, с целью наглядного показа нерадивого отношения человека к лесным богатствам,

-   практические шаги по уборке от мусора мест отдыха населения и вывешивание  лозунгов с призывами не мусорить в лесу.

- проект «Озера Кармаскалинского района», цель которого получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности и создание   электронной  презентации.  Эти материалы используются при подготовке и проведении различных мероприятий по экологии края.

- конкурсы творческих работ «Край ты мой родной»,

 - цикл экологических уроков «Тревоги родного края».

- Круглый стол «Экологический портрет  «Кармаскалинского района» с участием администрации МР и др. соц.учрежд..

-  Научно-практическая конференция исследовательских проектов учащихся по экологии и биологии

- экологический конкурс плакатов « Родной край  – он твой и мой».

 

- районный экологический КВН «Здравствуй, удивительный мир».

- фотоконкурс «Мой любимец»,  

-  конкурс рисунков «Живи Земля».

- фотовыставка «Тропинками родного края» - эти выставки учат, информируют, призывают, привлекают внимание к актуальной проблеме нашего времени, заставляют задуматься над экологической опасностью.

- конкурс «Экологические частушки»

- ежегодные  акции «Чистый берег».

- весенние  или осенние дни  ярмарки «Укрась свой  двор».  Безвозмездная   реализация посадочного  материала цветов, кустов,  декоративных  культур  на благо украшения садов, палисадников   парков села -  организация  сообщества, неравнодушного к  проблемам благоустройства своего  села.

- фотовыставка «Природа просит помощи»,

-  организация экскурсий в мир лекарственных трав «Нам от болезней всех полезней»          

       клубов любителей природы:    “Лукоморье” , “Цветовод”, “Здоровье”,  и др. клубы

       

   В работе клубов используются различные формы работы: книжные выставки, обзоры, беседы, громкие чтения, викторины, конкурсы, информационно-познавательные часы, утренники, праздники, заочные путешествия, кроссворды и т.д. Тематика  занятий разнообразна: от поделок из природного материала до исследовательских работ по экологии.