Методическая копилка

Краснова Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

Орфоэпические минутки на уроках русского языка 

Тётка Фёкла ела свёклу.


Я беру свой инструмент, 
Быстро развожу цемЕнт.


Брёл я долго и устал, 
Перешёл седьмой квартАл. 

Что за странный носорог 
Ел и твОрог , и творОГ.

Слышен в классе диалог: 
Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть, 
Чтоб зубки не пломбировАть.


ДремОта и зевОта уходят за ворота. 
(потягивание) 
Если прикоснёшься к иве, 
Станешь ты ещё красИвей.( наклоны)

 
У меня в ушах звенит, 
Телефон опять звонИт. 

Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.

Если есть всё время тОрты, 
не малы ли будут шорты?

Уважают человека 
у туркмен, татар, узбеков, 
у таджиков и армян, 
у монголов и цыган, 
у якутов и тунгусов, 
у башкир и белорусов, 
у киргизов и грузин, 
у бурят и осетин. 
( Б. Успенский). 


В детской сказке колобок без чулок и без сапог, 
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.



Предварительный просмотр:

КАК ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ В ДИКТАНТЕ?

I. Анализ орфографических ошибок:

  1. Выпиши слово, в котором допустил ошибку, правильно.
  2. Подчеркни место ошибки.
  3. Выясни, в какой части слова (приставке, корне, суффиксе, окончании) допущена ошибка.
  4. Если ошибка – в приставке или корне, определи правило, на которое допущена ошибка.
  5. Повтори формулировку правила.
  6. Обозначь условия орфограммы графически.
  7. Если ошибка – в суффиксе или окончании, выясни, к какой части речи слово относится.
  8. Определи  правило,  на которое допущена ошибка. Повтори формулировку правила.
  9. Обозначь условия орфограммы графически.

II. Анализ пунктуационных ошибок:

  1. Выпиши предложение, в котором допустил ошибку.
  2. Подчеркни место ошибки.
  3. Подумай, есть ли необходимость в данном месте предложения что-либо разделить или выделить.
  4. Определи  правило,  на которое допущена ошибка. Повтори формулировку правила.
  5. Обозначь условия орфограммы графически(схема).

III. Анализ грамматического задания.

  1. Выпиши слово или предложение для разбора.
  2. Повтори план выполняемого разбора.
  3. Выполни заново те действия, при выполнении которых ошибся.



Предварительный просмотр:

Примерная схема анализа

литературно-художественного произведения

1. История создания.

2. Тематика.

3. Проблематика.

4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

5. Жанровое своеобразие.

6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

7. Центральные персонажи.

8. Сюжет и особенности строения конфликта.

9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей; интерьер, обстановка действия.

10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).

11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника (композиция) произведения.

12. Место произведения в творчестве писателя.

13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.



Предварительный просмотр:

Примерный план анализа

драматического произведения

1. История создания.

        1) Время написания.

        2) Время, изображённое в произведении.

        3) Как взаимосвязаны время написания и сценическое время?

        4) К какому этапу творчества автора относится данное произведение (что характерно для автора в это время)?

        5) Жанр.

2. Выделите основные сцены (фабулу).

3. Выделите основные конфликты произведения, рассмотрите каждый из них в отдельности:

        1) Участники и причины конфликта, его структура.

        2) Какие проблемы затрагиваются в конфликте?

4. Выделите центральный конфликт произведения:

        1) Как связан он с другими конфликтами?

        2) Как раскрываются герои в конфликте?

Обратите внимание на:

  • предысторию героя (героев)
  • первое появление героя на сцене
  • взаимоотношение героя с другими персонажами
  • авторские ремарки
  • речь героя
  • центральный монолог героя, определите его значение в произведении
  • «второстепенных» действующих лиц (в чём их роль и значение; как они «помогают» в раскрытии основного конфликта произведения?)

5. Рассмотрите финал произведения:

        1) Если бы финал был другим, что бы изменилось?

        2) Почему финал произведения именно такой?

6. В чём, по-вашему, основная мысль (идея) произведения?

Обратите внимание на:

  • эпиграф
  • пролог
  • эпилог
  • указания для актёров и др.

7. Сценическая история произведения:

        1) Какие различные мнения о героях существуют?

        2) Как это отобразилось в различных постановках?

8. Традиции и новаторство:

        1) Соблюдаются ли автором основные требования, предъявляемые к жанру?

        2) Вспомните, кто из предшественников и современников автора рассматривает эти же темы и проблемы.

        3) Как решает эти темы и проблемы автор?

        4) В каких произведениях вы встречали героев, близких по взглядам или характеру героям данного произведения?

        5) Вспомните «последующих» драматургов (произведения и героев), близких по взглядам автору (тематика и проблематика произведения, герои и т.д.).



Предварительный просмотр:

Письмо учёному соседу” (индивидуальная работа).

Цель работы – развить умение анализировать собственную деятельность, научить исправлять и предупреждать ошибки.

Содержание работы: учащиеся пишут друг другу письма приблизительно по следующей схеме. В письме “учёный сосед” должен вставить пропущенные орфограммы.

Схема письма следующая:

Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу под..лит..ся с тобой _____________, потому что п..лучил ____. А ошибок всего ______.
Ты зна…ш.., оказывается, слово _______________пишет…ся с буквой ____, так как ___________. Жаль, конечно, но я не знал, что слово __________пиш..т..ся через ______, потому что _________________. А ещё я д…пустил ошибку в слове _______, но теперь я запомнил, что _______________. Предст..вляеш…, такое пр..стое слово, как _________я написал с ошибкой из(за) собственной невн..мательности Интересно, что , когда писал, сомн..вался в написании.. слова ____________, зато в следующий раз я ни на минуту ( не) усомнюсь и воспользуюсь правилом _________________. Несколько ошибок я д..пустил на правило ____________. А слова _________________ мне следует запомнить. Правда, правило о ___________я ещё (не) изучил, поэтому и слово _______________написал неправильно.
Думаю, что в следующ… работе я учту все зам..чания и нап..ишу её на ______.
А теперь, мой друг, я пр..щаюсь с тобой и надеюсь, что моё письмо будет полезно и тебе. Но если вдруг я д..пустил ошибку, я об..зательно её пранализирую, исправлю и запомню. Ведь человеку свойственно ошибат..ся, и считаю, что не стыдно ( не ) знать, но стыдно ( не ) учит..ся.



Предварительный просмотр:

Примерный план характеристики

художественного образа – персонажа

1. Вступление.

        Место персонажа в системе образов произведения.

2. Основная часть.

        Характеристика персонажа как определённого социального типа.

1) Социальное и материальное положение.

2) Внешний облик.

3) Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей, привычек:

  • характер деятельности и основных жизненных устремлений;
  • влияние на окружающих.

4) Область чувств:

  • тип отношения к окружающим;
  • особенности внутренних переживаний.

5) Авторское отношение к персонажу.

6) Какие черты личности героя выявляются в произведении:

  • в авторской характеристике;
  • через характеристику других действующих лиц;
  • с помощью предыстории или биографии;
  • через цепь поступков;
  • в речевой характеристике;
  • через окружающую обстановку.

3. Заключение.

Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Зачётная работа по разделу «Функциональные стили речи.Научный стиль.»

1.Цель высказывания научного стиля:_______________________________________.

2.Сферы использования:________________________________.

3.Признаки:лексические_______________________;

                       морфологические______________________________;

                       синтаксические_______________________________.

4.Разновидности:_____________________________.

5.Жанры:______________________________________.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

совершенствование культуры официально-делового общения Повторительно-обобщающий урок

Слайд 2

1.Систематизировать сведения о стиле речи. 2.Определить уровень базовой подготовки учащихся через выполнение индивидуальных и групповых заданий. 3.Дать представление об особенностях языка исторических документов. Цели урока:

Слайд 3

«Язык что одежда»,-говорит некий английский лингвист. И действительно ,на лыжах не ходят во фраке, никто не явится на официальный бал, облачившись в замусоленную куртку , которая вполне хороша для чёрной работы в саду.(фрагмент из книги К.И.Чуковского) Продолжите рассуждения писателя ,докажите правомерность сравнения языка с одеждой ,используя знания по стилистике. Работа с эпиграфом

Слайд 4

*заявление(а); *апелляция(а,б); *доверенность(б); *автобиография(в). Практическая работа в группах образец заявления Генеральному директору АО «МИР» Иванову И.И. Петрова М.М. заявление. Прошу принять меня на работу с 01.12.2011г. на должность вахтёра. 2 ноября 2010 г. Петров М.М.

Слайд 5

Выполнение упражнения №476 на стр. 298-299(7) Работа с учебником

Слайд 6

Работа с подлинным историческим документом из фондов Ильинского краеведческого музея-Жалованная грамота царя Ивана Грозного 1.Просмотр.2.Современная транскрипция.3.Работа со словарём.4.Работа с текстом Грамоты.

Слайд 7

*А – определить стиль текста; *Б - тест; *В- работа со «смешанным» текстом. Задания в группах

Слайд 10

*А,Б-резюме; *В-пример делового разговора по телефону. Домашняя работа

Слайд 11

Автор: Краснова Н.Н. МКОУ СОШ №1