Открытые мероприятия по предмету

Краснова Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ТЕМЕ «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

ФИО (полностью)

Краснова Наталья Николаевна

Место работы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа город Фролово Волгоградской области

Должность

Учителль русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

9 (базовый уровень)

Тема и номер урока в теме

Бессоюзное сложное предложение (4 урок из 5)

Базовый учебник

Учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой

  1. Цель  урока: повторить, обобщить и систематизировать сведения о бессоюзном сложном предложении

  1. Задачи:

- формировать  умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять смысловые особенности этих предложений и на этой  основе правильно выбирать знаки препинания, составлять схемы БСП;

- совершенствовать навыки синтаксического разбора БСП;

 Метапредметный результат: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, способность правильно, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.

  1. Тип урока

Повторительно-обобщающий

  1. Формы работы учащихся

    Фронтальная, групповая, индивидуальная

  1. Необходимое техническое оборудование

 Компьютер, мультимедиапроектор, мобильный класс

  1. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Оргмомент

Приветствие. Визуальный контроль готовности к уроку. Выбор формы работы. Постановка учебной задачи.

Психологический настрой на деятельность.

2 мин.

2

Актуализация опорных знаний

Формирование регулятивного УУД: ставить и адекватно формулировать цель

Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении (2)

.

1.Игра «Третий лишний».

А) Слышно было как ветер трепал кусты деревьев как неистовствовало море и лаяли в селении собаки. Б) Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то новое говорящее чудесное. В) Море вдали уже покрылось багрянцем навстречу солнцу поднималось дымчатое облако мягких очертаний.

2.Актуализация имеющихся знаний:

- Какое предложение называется бессоюзным?

- Какие знаки разделяют части БСП

3.Тренажёр.

1.Фронтальная работа (поиск третьего лишнего).

2.Ответы на вопросы учителя.

3.Тренажёр.

5 мин.

3

Самостоятельная работа с текстом параграфа 216

Формирование коммуникативного УУД: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие  со сверстниками и взрослыми.

Понятие о бессоюзном сложном предложении. П 2 (1)

1.Задания по осмыслению содержания:

1-я группа.

1)Когда ставится запятая между частями БСП?

2)Выпишите БСП, в которых предикативные конструкции разделяются запятыми (упр.166)

2- группа.

1)Когда ставится точка с запятой между частями БСП?

2)Выпишите БСП, в которых между частями ставится точка с запятой (упр.166)

3-я группа.

1)Когда ставится двоеточие в БСП?

2)Заполните таблицу из 3 граф (знак, значение, как проверить), используя примеры из упр.189

4-я группа.

1)Когда ставится тире в БСП?

2)Заполните таблицу, используя примеры упр.178

2.Практикум с подсказками

1.Групповая работа с позиционным разделением (итог - сводная таблица).

2.Тренажёр.

7 мин.

4

Формирование практических навыков

Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении навыков (3)

1.Синтаксический и пунктуационный (схема) разбор БСП:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (И.А.Крылов)

2.Демонстрация тестового материала

1.Письменная работа в тетради.

2.Тест.

7 мин.

5

Закрепление материала Формирование познавательного УУД: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства.

Практическая работа по теме: Бессоюзное предложение и знаки препинания в нем (5)

1.Творческая работа.

- Придумайте и запишите БСП, в основе которых лежали бы такие смысловые связи: читать-всё знать; отдохнуть-двигаться дальше; спокойное море-полный штиль.

2.Демонстрация тестового материала.

1.Выполнение творческой работы.

2.Тест.

7 мин.

6

Работа по ИОУП (индивидуально - ориентированным учебным планам)

Контрольная работа по теме: Бессоюзное предложение и знаки препинания в нем (4)

1.Работа по модулю №4 БСП (источник знаний, сроки, знать и уметь, Нормативный уровень «3»-упр.202, компетентный уровень «4»-упр.201, творческий уровень «5»-упр.199).

2.Показ элементов контрольной работы.

1.Индивидуальный выбор уровня и самостоятельная работа.

2.Контрольный тест.

10 мин.

7

Подведение итогов. Рефлексия Формирование регулятивного УУД: осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию 

1.Тест (устно).

-Какое утверждение является неверным?

А) Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.

Б) В БСП предикативные части связываются в устной речи интонацией.

В) Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

2.Беседа (рефлексия)

-Что на уроке показалось трудным? - Какие формы работы понравились? – Удовлетворены ли вы своей работой?

1.Устная работа.

2.Приём «Цветные поля» (красный-проверьте всё; зелёный-проверьте, не исправляя ошибки, я исправлю сам; синий-напишите количество ошибок, я найду их сам).

5 мин.

8

Задание на дом

Подготовка к контрольной работе

2 мин.

Приложение к плану-конспекту урока по теме «Бессоюзное сложное предложение»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Понятие о бессоюзном сложном предложении. П2

тренажёр

Практикум с подсказками

http://fcior.edu.ru/card/4896/ponyatie-o-bessoyuznom-slozhnom-predlozhenii-p2.html

2

Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении

тренажёр

практикум

http://fcior.edu.ru/card/28847/znaki-prepinaniya-v-slozhnom-bessoyuznom-predlozhenii.html

3

Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении

тренажёр

практикум

http://fcior.edu.ru/card/28803/znaki-prepinaniya-v-slozhnom-bessoyuznom-predlozhenii.html

4

Контрольная работа по теме: Бессоюзное предложение и знаки препинания в нем

Тест (подготовка к ЕГЭ)

Контрольный практикум

http://fcior.edu.ru/card/3021/kontrolnaya-rabota-po-teme-bessoyuznoe-predlozhenie-i-znaki-prepinaniya-v-nem.html

5

Практическая работа по теме: Бессоюзное предложение и знаки препинания в нем

тест

практикум

http://fcior.edu.ru/card/529/prakticheskaya-rabota-po-teme-bessoyuznoe-predlozhenie-i-znaki-prepinaniya-v-nem.html



Предварительный просмотр:

1 группа. Работа над басней «Осел и мужик».

1 задание.

-Выразительно прочитайте (2 человека делят текст поровну), прослушав образцовое чтение.

2 задание.

- Письменно (в рабочих тетрадях) ответьте на вопросы:

Как осел справлялся со своими обязанностями?

 

Почему же мужик его наказал?

 

Как вы думаете, осел это сделал нарочно?

Почему же так получилось?

Так кто же больше виноват? Глупый осел или мужик, который взял его на работу?

3 задание.

-В чем мораль этой басни? (запишите в тетрадях формулировку-рассуждение)

2 группа. Работа над басней «Осел и соловей».

1 задание.

-Выразительно прочитайте (2 человека делят текст поровну), прослушав образцовое чтение.

     2 задание.

- Письменно (в рабочих тетрадях) ответьте на вопросы:

  • Кто герои этой басни?

  • В чём комизм выбора героев?

  • Найдите описание пения соловья. Оцените.

  • Какой вердикт выносит осёл?

  • Как характеризует Осла оценка, данная Соловью?

3 задание.

      -В чем мораль этой басни? (запишите в тетрадях формулировку-рассуждение)

3 группа. Работа над басней «Синица».

1 задание.

-Выразительно прочитайте (2 человека делят текст поровну), прослушав образцовое чтение.

2 задание.

- Письменно (в рабочих тетрадях) ответьте на вопросы:

Соберите пословицу по басне из словесной мозаики (синица, за, море, летать, и, море, зажигать, хотеть, синица, много, нашуметь, да, не, быть, из, шум, дело)

 

Чем хвалилась синица?

 

Как описывается «шум», впечатления, произведённые похвальбой Синицы?

«Чем же кончились затеи величавы»?

Посмотрите начало мультфильма «Синица, роща и огонь», кто подразумевается под образами животных, стучащих ложками о миски для желанной ухи?

3 задание.

-В чем мораль этой басни? (запишите в тетрадях формулировку-рассуждение)



Предварительный просмотр:

Конспект урока русской словесности в 7 классе

Учитель: Краснова Н.Н., МКОУ СОШ №1

Тема: Виды драматического рода словесности (п.97-98)

Цели:1.Познакомить с видами драматического рода словесности в сравнении с эпикой и лирикой.

           2.Развивать навыки определения видов драматического рода словесности.

            3.Воспитывать неприятие порока алчности в любом его проявлении.

Оборудование: учебник «Русская словесность.7 класс» Р.И.Альбетковой, фрагмент презентации Гизатулиной О.И., наглядно-иллюстративный материал для работы в парах, интерактивная игра «Мешки со словами», видеоролик монолога скупого рыцаря в исполнении И.Смоктуновского.

План и ход урока:

1.Оргмомент.

2.АОЗ.

А) проверка д.з.(упр.10)-1,2ряд; интерактивная игра-3 ряд;

Б) беседа по вопросам:

-Какие три рода литературы вы знаете?

-Охарактеризуйте эпический род, лирический род словесности.

3.ФНЗ.

А) проблемная ситуация (разведение понятий «род», «вид» и «жанр»);

Примеры родо-видовых отношений в литературе (запись на доске):

  • Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
  • Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:

Роды, виды и жанры художественной словесности

ЭПОС

ДРАМА

ЛИРИКА

Народный

Авторский

Народная

Авторская

Народная

Авторская

Миф
Поэма (эпос):
 
  Героическая
  Строговоинская
  Сказочно-
  легендарная
  Историческая...
Сказка
Былина
Дума
Легенда
Предание
Баллада
Притча
Малые жанры:
 
  пословицы
  поговорки
  загадки
  потешки...

ЭпопеяРоман: 
  Историческ.
  Фантастич.
  Авантюрный
  Психологич.
  Р.-притча
  Утопический
  Социальный...
Малые жанры: 
  Повесть
  Рассказ
  Новелла
  Басня
  Притча
  Баллада
  Лит. сказка...

Игра
Обряд
Народная драма
Раек
Вертеп
...

Трагедия
Комедия:
 
  положений,
  характеров,
  масок...
Драма: 
  философская
  социальная
  историческая
  соц.-филос.
Водевиль
Фарс
Трагифарс
...

Песня

Ода
Гимн
Элегия
Сонет
Послание
Мадригал
Романс
Рондо
Эпиграмма
...

Б) практическая работа (форма драмы);

Прочитаем фрагменты первых страниц текста драмы А.Островского "Гроза":

ГРОЗА 
Драма в пяти действиях
Лица:

С а в е л  П р о к о ф ь и ч  Д и к о й, купец, значительное лицо в городе.
Б о р и с  Г р и г о р ь е в и ч, племянник его, молодой человек порядочно образованный.
М а р ф а  И г н а т ь е в н а  К а б а н о в а  (К а б а н и х а), богатая купчиха, вдова.
Т и х о н  И в а н ы ч  К а б а н о в, ее сын.
К а т е р и н а, жена его.
В а р в а р а, сестра Тихона.
К у л и г и н, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий вечный двигатель.
(…)


          
Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом. Между 3-м и 4-м действиями проходит 10 дней.
          Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов. 

Явление первое

          Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются. 
          К у л и г и н 
(поет). "Среди долины ровныя, на гладкой высоте…" (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу.
          К у д р я ш.  А что?
          К у л и г и н.  Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!
          (…)
          Б о р и с.  Праздник; что дома-то делать!
          Д и к о й.  Найдешь дело, коль захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: "Не смей мне навстречу попадаться"; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни пойди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб стоишь-то! Тебе говорят, аль нет?
          Б о р и с.  Я и слушаю, что ж мне делать еще!
          Д и к о й 
(посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюет и уходит.)

-Что наблюдали?

В) словарная работа;

Организация текста драматического произведения и необходимые термины:

АФИША - это список действующих лиц с авторскими пояснениями;

РЕМАРКА - это внутритекстовые авторские пояснения к происходящему на сцене, декорациям, поведению героев; ремарка, по сути, единственный способ донести до читателя прямо, без театральных посредников, авторский голос;

РЕПЛИКА - это слова персонажей драматического произведения; реплики организуют сценические диалоги героев;

ЯВЛЕНИЕ (или картина, или сцена) - это сюжетно законченный фрагмент текста драматического произведения; каждое явление (или сцена, или картина) представляют собою отдельный законченный момент сценического действия, иначе говоря - эпизод.

Так как драма - это сценическое действие, театральное зрелище, то оно рассчитано не столько на общение одного читателя с авторским текстом (как романы, рассказы, поэмы, стихи, где читатель и произведение "общаются" тет-а-тет, наедине друг с другом), сколько на массовый контакт произведения со зрителями. В театры приходят сотни и тысячи людей. И удержать их внимание очень и очень трудно. Поэтому фундамент любого спектакля - авторское литературное произведение - должен основываться на зрительском интересе и цепко его "держать". В этом драматургу помогает драматическая интрига.

ИНТРИГА (от лат. Intricare, "запутывать") - 1) происки, скрытые действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-либо; 2) соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении. (Словарь иностранных слов, 1988.)

Иначе говоря, интрига - это некая тайна, загадка, нередко организованная кем-то из персонажей в собственных целях, разгадывание которой и есть основа драматургического действия. Без интриги не обходится ни одна пьеса, так как иначе она не будет интересна читателям и зрителям.

В) работа с кадрами презентации и таблицей;

Теперь обратимся к содержанию драматургических произведений. Оно в первую очередь связано с видом и жанром драмы. Различают три вида драматических произведений: трагедию, комедию и драму (не запутайтесь, название вида совпадает с названием рода литературы, но это разные термины).

Трагедия

Комедия

Драма

Эпоха и культура появления:

Античная Греция.
Возникла из ритуальных жреческих празднеств, посвященных богам и героям мифов

Античная Греция.
Возникла из народных календарных праздничных шествий.

Западная Европа,
XVIII век. Стала своеобразным "промежуточным" жанром между трагедией и комедией.

Основа сюжета:

Первоначально: мифологические и исторические сюжеты. Позже - поворотные, кульминационные, моменты истории и судьбы человека

Бытовые истории, связанные с повседневной жизнью человека и отношениями в семье, с соседями, сослуживцами и т.д.

Может использовать сюжетные основы, характерные и трагедии, и комедии

Главные герои:

Первоначально: боги, герои мифов, исторические личности;Позже - сильные, нетривиальные личности, могучие характеры, несущие некую идею, во имя которой согласны жертвовать всем.

Обычные люди, горожане, сельчане с их повседневными заботами, печалями и радостями, плутнями, удачами и неудачами.

Любые герои.

Конфликт:

Трагический, или неразрешимый. В основе лежат великие "вечные" вопросы бытия.

Комический, или разрешимый в ходе правильных (с точки зрения автора) действий героев.

Драматический:
По глубине противоречий близок к трагическому, но герои не являются носителями идеи.

Творческие цели:

Показать борьбу человека и обстоятельств, человека и судьбы, человека и общества в остроте противоречий, мощь человеческого духа в правоте или заблуждениях.

Высмеять порок, показать его бессилие и проигрыш перед истинными жизненными ценностями простого человека.

Показать сложность и противоречивость жизни человека, несовершенство общества, неидеальность человеческой натуры

Примеры:

Софокл. Царь Эдип
У.Шекспир. Гамлет
В. Вишневский. Оптимистическая трагедия

Аристофан. Облака
Мольер. Тартюф
Н.Гоголь. Ревизор
А.Островский. Свои люди - сочтемся!
М.Булгаков. Иван Васильевич

Х.Ибсен. Кукольный дом
А.Островский. Гроза
М.Горький. На дне

4.ФПН.

А) аналитическое чтение параграфов учебника (сравнение с материалом таблицы);

Б) просмотр фрагмента маленькой трагедии  и беседа по вопросам:

-Какие чувства вызвал главный герой?

-Какой порок олицетворяет собой Барон?

-В чём вы видите выход из сложившейся ситуации?

-Назовите элементы формы драмы в Маленькой трагедии А.С.Пушкина.

-Докажите, опираясь на материал таблицы, что перед вами трагедия.

5.Рефлексия.

-Что показалось самым сложным на уроке?

-Что понравилось и запомнилось?

6.Д.З.  П.№ 97-98, №7.



Предварительный просмотр:

Индивидуальная диагностическая карта

ФИ:

Задание

Вид проверки

Результат

1

Схематический диктант

взаимопроверка

2

Фронтальная работа с учебником

самопроверка

3

Работа в парах

самопроверка по эталону

4

Работа в группах

фронтальная проверка в ходе обсуждения

Оценка за урок

Ценность урока для Вас

Ценность Ваша на уроке

Индивидуальная диагностическая карта

ФИ:

Задание

Вид проверки

Результат

1

Схематический диктант

взаимопроверка

2

Фронтальная работа с учебником

самопроверка

3

Работа в парах

самопроверка по эталону

4

Работа в группах

фронтальная проверка в ходе обсуждения

Оценка за урок

Ценность урока для Вас

Ценность Ваша на уроке

Индивидуальная диагностическая карта

ФИ:

Задание

Вид проверки

Результат

1

Схематический диктант

взаимопроверка

2

Фронтальная работа с учебником

самопроверка

3

Работа в парах

самопроверка по эталону

4

Работа в группах

фронтальная проверка в ходе обсуждения

Оценка за урок

Ценность урока для Вас

Ценность Ваша на уроке