Организация проектной деятельности.

Краснова Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виртуальный музей литературы по роману «Отцы и дети » Автор: Генералова Виолетта , 10 класс Руководитель: Краснова Н.Н., учитель МКОУ СОШ №1 г. Фролово

Слайд 2

Биография И. С. Тургенева История создания романа Сюжетно-композиционные особенности романа Конфликт Речевая характеристика Тургенев-пейзажист. Пейзаж и его функции Портрет в романе Психологизм И.С. Тургенева Мотив любви в романе Женские образы Оценка в критике Заключение Наши залы

Слайд 3

История жизни И. С. Тургенева Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883) – русский писатель, родился в городе Орел в дворянской семье. Творчество Тургенева включает несколько романов, множество рассказов, повестей, пьес и стихотворений. Первое образование в жизни Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове . Затем проходило обучение в частных пансионах Москвы, после чего – в московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе. Затем Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести. Любовь Тургенева к Полине Виардо (французская певица) заставляет писателя на несколько лет покинуть родину. Однако произведения продолжают выходить в печать. В 1852 году публикуется книга Тургенева «Записки охотника». Роман Тургенева «Отцы и дети» создается во время ссылки в имение в Спасском (1962). Проза Тургенева охватывает множество тематик. К одним из самых знаменитых рассказов относятся « Муму », « Бежин луг» (и другие из серии записок Тургенева), «Ася», романов – «Накануне», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети». В конце 1870х -начале 1880х годов популярность Тургенева быстро возросла, однако в результате тяжелой болезни он умирает в 1983 году.

Слайд 4

Начало работы над романом Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре , в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» - писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».

Слайд 5

Наброски Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре 1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей - и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет - не знаю, но Боткин, который находится здесь... весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию».

Слайд 6

Работа над произведением В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории - отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово». Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»).

Слайд 7

Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому

Слайд 8

Композиция романа Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино , Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым , ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.

Слайд 9

Кольцевая композиция Город *** Никольское Марьино Деревня родителей Базарова

Слайд 10

Конфликт Конфликт в романе двуплановый : внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).

Слайд 11

Речевая характеристика И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова « эфто » (вместо «это»), « принсип » (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан», «Вам все желательно шутить». Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например», « Дрянь , аристократишко ». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения.

Слайд 12

Пейзаж «Природа у Тургенева сама живёт, дышит, изменяется в каждом своём мгновении, или гармонируя с чувствами и переживаниями человека, или оттеняя их, становясь участником данной нравственно-психологической коллизии или ситуации», - писал С. М. Петров Картины природы зачастую символичны, связаны с «вечными» темами и мотивами, с мыслями о жизни и смерти.

Слайд 13

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: « преобразования необходимы »). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что « природа не храм, а мастерская» , и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе (настраивает читателя на философские размышления).

Слайд 14

Функции пейзажа в романе различны. Это передача психологического состояния героев, особенностей их характеров. Пейзаж создаёт настроение, оттеняя комическое или трагическое в положениях и ситуациях. Картины природы, созданные Тургеневым, насыщены филосовскими мотивами и связаны с идейным смыслом произведения.

Слайд 15

Портрет в романе Портреты в романе подробны и детализированы, отличаются большой содержательностью и психологической глубиной. Тонко подмечая малейшие изменения внешности персонажа, произведенное им впечатление, Т ургенев предстаёт перед нами истинным мастером портретной живописи.

Слайд 16

Психологизм И. С. Тургенева Тургенев раскрывает внутренний мир своих героев, их характеры, душевные состояния, не прибегая к открытым мотивировкам и объяснениям. Характеристики писателя опосредованны : мы догадываемся о чувствах героя по его поведению, диалогам, авторским комментариям к речи. Характеры раскрываются через портреты и пейзажи, через поступки и действия. И в этом Тургенев, как никто из русских писателей, близок к П ушкину.

Слайд 17

Любовные линии в романе «Отцы и дети»: Базаров Одинцова; Николай Петрович Фенечка ; Павел Петрович Княгиня Р.; Аркадий Катя

Слайд 18

Базаров - Одинцова Любовь-страсть

Слайд 19

Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение. Аркадий и Катя – земная любовь. Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).

Слайд 20

«Какое бы страстное, грешное, бентующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами…», - пишет Тургенев, заканчивая роман. Человек смертен, а любовь, как и природа, вечна.

Слайд 21

Женские образы в романе Тургенев-художник по праву считается знатоком женской природы, поэтом женщин. «Что нам особенно нравится в Тургеневе, - это, так сказать экономия в красках: у него женский образ, большей частью, только набрасывается, редко отделывается; но, несмотря на это, в изображении читателя он всегда вырастает до истинно-художественной законченности, - писал Де-Пуле в 1915 году.

Слайд 22

Героини романа представляют собой типы, несколько отличные от прежних «тургеневских барышень». Однако в одном автор не изменяет себе: все женские образы в «Отцах и детях» выписаны мастерски и с любовью. Каждый из них по-своему неповторим, жизненно верен и притягателен.

Слайд 23

Оценка романа в русской критике Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева. Критик М.А.Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « "отцы и дети" одинаково правы и виноваты». Д.И.Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру», хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает.

Слайд 24

Заключение «Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля.



Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

СЕРИЯ РАДИОПЕРЕДАЧ ПО КУЛЬТУРЕ УСТНОЙ РЕЧИ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО РАДИО

Паспорт

  1. Название проекта. Серия радиопередач по культуре устной речи для школьного радио.
  2. Вид проекта - образовательный. Проект может быть использован в качестве радиопередач на школьном радио, на уроках по развитию речи, на элективных курсах и факультативах по культуре устной речи.
  3. Возраст учащихся, на который рассчитан проект (возраст авторов -11-17 лет,  возраст пользователей - с 8 лет).
  4. Тип проекта – информационный.
  5. Заказчик проекта – школьное радио «Голос школы».
  6.  Цель проекта. Практическая цель: создание радиопередач по культуре устной речи, способствующих формированию интереса к проблеме речевой культуры как основы  высокой самооценки человека и успеха в различных сферах деятельности. Педагогическая цель: формирование лингвистической и информационно-коммуникационной компетенций учащихся-радиожурналистов в процессе работы по созданию радиопрограмм по культуре устной речи для школьного радио. 

10. Задачи проекта: 1) проведение ежемесячных занятий с радиожурналистами по созданию сценариев радиопрограмм по культуре устной речи; 2) проведение практических занятий по орфоэпии, правильному словоупотреблению и использованию грамматических форм, артикуляции; 3) запись радиопрограмм по культуре устной речи для школьного радио; 4)  создание серии таких радиопрограмм.

11.Основные проблемы, которые решает проект.

 Для  того чтобы вызвать у учащихся, будущих слушателей радиопередач по культуре устной речи, интерес к проблеме речевой культуры как показателя общей культуры человека, успешности его во всех сферах деятельности, необходимо было отобрать информацию, которая бы была интересно изложена, доступна, разнообразна. Такой материал был найден в  книгах А.А. Мурашова, В.Ф. Русецкого «Культура русской речи», З.Н. Люстровой, Л.И. Скворцова «Друзьям русского языка», Д.Э. Розенталя «А как лучше сказать?»    Материал данных пособий помог учащимся-радиожурналистам  в практической деятельности по созданию сценариев радиопередач по культуре устной речи, а также в освоении норм произношения, словоупотребления, использования грамматических форм современного русского литературного языка в собственной речи.

Следующая проблема в осуществлении проекта – определение структуры радиопередачи. В каждой радиопередаче выделено  три постоянные рубрики.

          12. Результаты. Практический результат – учащимися был подобран лингвистический материал для каждой рубрики будущей передачи, написаны сценарии  передач, проведены репетиции по озвучиванию текста передач с учетом орфоэпических, лексических, грамматических норм, правильной артикуляции, произведена запись радиопередач, создана серия передач. Методический результат – материалы сценариев  можно использовать на уроках по развитию речи, на элективных курсах и факультативах по культуре устной речи в качестве дидактических материалов. Образовательный результат – можно предположить, что слушатели радиопередач по культуре устной речи станут более внимательными к собственной речи,  будут соотносить ее с образцом (нормой), расширят свои представления об истории слов и выражений. Развивающий результат -  учащиеся, которые сделали этот проект, стала более требовательными к своей устной речи, они, как создатели радиопередач, ощущают себя в зоне повышенной речевой ответственности.

 13. Организационные формы реализации проекта. Этапы работы над проектом.

 I этап – работа с информацией, подбор лингвистического материала для сценария радиопередачи.

II этап – составление сценария радиопередачи.

 III этап - репетиции по озвучиванию текста, они обычно проходили в кабинете русского языка.

IV этап - запись радиопрограмм по культуре устной речи.

Одну передачу с учетом загруженности учащихся-радиожурналистов в учебное время можно сделать за 2-3 дня.

14. Апробация проекта предусмотрена на базе МКОУ СОШ №1 с февраля по май 2012г.

15. Выводы и рекомендации для образовательной практики.

Работа по созданию радиопередач по культуре устной речи помогает учащимся выявить свои способности, интересы, склонности, что ведет к осознанному выбору филологического профиля на старшей ступени образования, а также способствует повышению внимания учащихся-слушателей передач к своей устной речи.

16. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе. Подбором лингвистического материала для сценария радиопередач заведует Калинина Юлия, в осуществлении проекта принимают участие обучающиеся 11 класса.

18. Аннотация.

Анализируя современную языковую ситуацию, можно прийти к выводу, что нарушение орфографических норм, бедность лексикона, засилье ненормативной лексики, ошибки в словоупотреблении,  неправильное использование грамматических форм становятся все более распространенными явлениями. Результат – речевое оскудение. Проблема культуры устной и письменной речи вышла за рамки филологии и встала в один ряд с общедуховными проблемами общества.

Между тем владение родным языком, умение общаться, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации – важнейшие умения. Правильность, выразительность, точность речи – это показатель не только культуры мышления и общей культуры человека, но и залог успеха в различных сферах деятельности.

Творческая группа радиожурналистов поставила перед собой цель: создать серию  передач по культуре речи на школьном радио.

Была разработана единая структура каждой радиопередачи:

  • рубрика первая: «Нормы современного русского литературного языка»;
  • рубрика вторая: «Почему мы так говорим? (Из истории слов и выражений.)»;
  • рубрика третья: «Как правильно сказать?»

Использовался материал из книг А.А. Мурашова, В.Ф. Русецкого «Культура русской речи», З.Н. Люстровой, Л.И. Скворцова «Друзьям русского языка», Д.Э. Розенталя «А как лучше сказать?»

      Материал данных пособий помог учащимся-радиожурналистам   в практической деятельности по созданию радиопередач по культуре устной речи.

Сценарий радиопередачи выглядит следующим образом.

Радиопередача  «Правильно ли мы говорим?»

1 ведущий:  Добрый день, уважаемые школьники. С вами школьное радио «Голос школы». Начинаем серию передач по культуре устной речи под общим названием «Правильно ли мы говорим?»

2 ведущий: Каждую пятницу общаться на эту тему с вами будут учащиеся

 11 класса .

3 ведущий: Всякий уважающий себя человек должен заботиться о правильности, точности, ясности, чистоте и выразительности своей речи. Ведь в этом заключается не только общая культура человека, но и его успешность во всех областях жизни.

1 ведущий: Напоминаем, что в нашей передаче  - следующие постоянные рубрики:

 Рубрика первая: «Нормы современного русского литературного языка».

 Рубрика вторая: «Почему мы так говорим? (Из истории слов и выражений.)»

 Рубрика третья: «Как правильно?»

2 ведущий: Если у вас появятся вопросы, связанные с правильным произношением, ударением, словоупотреблением, просим адресовать их ведущим передачи. Мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы.

3 ведущий: Рубрика первая «Нормы современного русского литературного языка».

Начать разговор о нормах современного русского литературного языка нужно, пожалуй, с определения самого понятия «норма». Итак, норма – это образец правильного употребления слов, форм слов и отдельных звуков.  Сегодня мы поговорим об орфоэпических нормах языка, то есть о правильном произношении слов.

1 ведущий: Как правильно сказать? Афёра или афера? ШинЭль или шинЕль? ТЕрмин или тЭрмин? БутЕрброд или бутЭрброд?

 2 ведущий: Следует говорить: афера, шинЕль, тЕрмин, бутЭрброд.

3 ведущий: В каких случаях ударение стоит правильно? ЩавЕль или щАвель?   ОбеспечЕние или обеспЕчение? КвартАл или квАртал? ЖалюзИ или жАлюзи?

1 ведущий: Следует произносить: щавЕль, обеспЕчение, квартАл, жалюзИ.

2 ведущий: Рубрика вторая «Почему мы так говорим? (Из истории слов и выражений.)»

«Сивка-бурка, вещая каурка». Что означает это сказочное выражение и каково его происхождение? Совершенно ясно, что речь в нем идет о коне, но о каком коне? Слова сивка, бурка, каурка обозначают масть лошади. Сивка – лошадь серовато-сизой масти, бурка – бурой масти, каурка – рыжеватой масти. В сказке речь идет о волшебном (вещем) коне, который может не только исчезать и опять появляться по условному зову, но и менять свою масть. Ведь он одновременно и сивый, и бурый, и каурый.

 

3 ведущий: Рубрика третья «Как правильно?» 

Как правильно: августОвский вечер или Августовский вечер? Справочники по современному русскому литературному произношению отмечают у этого прилагательного колебание в ударении. По правилу в этом прилагательном должно быть такое ударение, как и в имени существительном, от которого оно образовано. То есть Август – и Августовский. Такое ударение словари приводят на первом месте как правильное, литературное. Произношение августОвский современные литературные словари указывают в качестве допустимой нормы.

1 ведущий: Адресат и адресант. Одинаковы ли по значению и употреблению эти слова? Слова адресат и адресант относятся к разряду паронимов, то есть слов, близких по звучанию и составу, но разных по значению и употреблению. Адресат – это лицо, которому адресовано какое-нибудь почтовое отправление. Адресант  же – лицо, которое отправляет почтовую корреспонденцию. Иными словами, адресат – это получатель, а адресант – это отправитель.

2 ведущий: Наша передача подошла к концу. Благодарим за внимание. Давайте говорить правильно!

Данный образовательный проект способствует  совершенствованию культуры речи школьников и повышению самооценки у создателей радиопередач.