Дополнительная образовательная программа "Весёлый квадратик"

Григорьева  Евгения Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад города Нижневартовска №52 «Самолётик»

ПРОГРАММА

«Весёлый квадратик»

по обучению техники оригами для  детей среднего и старшего возраста

Воспитатель первой квалификационной категории

Григорьевой Е.Н.

Пояснительная записка


«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Оригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно  происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают  много  нового, что относится  к геометрии и математике.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги  сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам. По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного  возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук,

а,  следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий  мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий  совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических  сведений и фактов.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.

В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

  • умение слушать воспитателя
  • принимать умственную задачу и находить способ ее решения
  • переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
  • развитие самоконтроля и самооценки
  • осознание собственных познавательных процессов.

Цель программы


Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:


Обучающие:

  • Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать  различным приемам работы с бумагой.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  • Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способностей детей.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.   

       

Принципы реализации программы


  1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
  2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
  4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  5. Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:


  1. Владение ножницами.
  2. Обработка квадрата.
  3. Создание основ (базовых форм) оригами
  4. Аппликативное оформление оригами.
  5. Составление творческих композиций.

Организационно-методическое обеспечение программы


(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)


Программа «Весёлый квадратик» рассчитана на 2 года (средний-старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся  один раз в неделю, с сентября по  май, во второй половине дня. Продолжительность занятий  20 – 25  минут.

Год
обучения

Количество занятий

Кол-во
детей
в группе

В месяц

в год

1  Средняя группа

4

36

8 – 10

2  Старшая группа

4

36

8 – 10

Формы реализации программы


Реализация программы предполагает осуществление специально  организованных  занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

Общий план занятий

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

  1. Подготовка к занятию (установка на работу).
  2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
  • повторение названия базовой формы;
  • повторение действий прошлого занятия;
  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники  безопасности.
  1. Введение в новую тему:
  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
  • повторение правил складывания.
  1. Практическая часть:
  • показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
  • вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
  • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
  • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика)

Работа с родителями


Предусматривает регулярное  индивидуальное консультирование,  проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей  с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:

«Что такое «оригами»?»,  «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».

Формы подведения итогов реализации программы


  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок детских работ.  

 

Оценка результативности программы


В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа   строится исходя из основных задач каждого этапа.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:

  • Научатся  различным приемам работы с бумагой;
  • Будут  знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • Научатся  следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
  • Будут  создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • Разовьют  внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • Познакомятся  с искусством оригами;
  • Овладеют  навыками культуры труда;
  • Улучшат  свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Общие правила при обучении технике оригами


  1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
  2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
  3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
  4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
  5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
  6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
  7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
  8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Материалы и оборудование

  1. Бумага:

Непосредственно рабочая: цветная из набора

Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.

  1. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
  2. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
  3. Салфетки: бумажная, тканевая.
  4. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
  5. Кисти.

I  год обучения средняя группа


Знакомство  с искусством оригами; изготовление базовых форм оригами: «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»; изготовление   простых поделок, доступных детям старшей группы.

Задачи: 

  1. Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и  кистей рук.
  2. Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.
  3. Научить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь»,  «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»
  4. Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.
  5. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.
  6. Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.
  7. Формирование самостоятельности, уверенности в себе, правильной самооценки.
  8. Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские способности.

К концу первого года обучения дети могут:

  • самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь»,  «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;
  • по образцу изготавливать несложные поделки.
  • знать и называть геометрические фигуры;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  •  уметь намечать линии;    
  • тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
  • уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы,  и т.п.);
  • добиваться конечного результата;
  • самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников

II год обучения  

Старшая группа


Программа второго года обучения включает в себя разделы по ознакомлению с условными обозначениями («перевернуть лист»,  «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть»), по изготовлению  базовых форм оригами («двойной квадрат», «двойной треугольник», «дом», «водяная бомба», «катамаран») и параллельно знакомит детей со схематичным изображением работы.

Задачи:

  1. Продолжать  учить детей искусству оригами, воспитывать уважение и интерес к культуре разных народов, в частности к японскому искусству - оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.
  2. Познакомить детей с базовыми формами: дом, двойной квадрат, двойной треугольник, водяная бомба,  катамаран.
  3. Познакомить детей с условными обозначениями, которые используют в искусстве оригами.
  4. Учить детей работать по схемам, пользоваться специальными терминами, применяемыми в оригами: «перевернуть лист»,  «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть».
  5. Закреплять знания детей о правилах складывания бумаги: бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места должно быть  достаточно, чтобы полностью разместить лист бумаги; прежде, чем продавить линию сгиба, убедиться, что уголки и края бумаги совпадают друг с другом; сначала надавить пальцами на середину линии сгиба, потом разгладить от середины к краям;
  6. Продолжать формировать самостоятельность, уверенность в себе,  самооценку.
  7. Развивать память и внимание.
  8. Развивать творческие способности и исследовательские навыки.

К концу второго года обучения дети могут:

  • ориентироваться на листе бумаги 
  • знать названия, различать  и применять  в работе условные обозначения оригами; 
  • знать и называть правила складывания бумаги при выполнении оригами;
  • изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу.
  • работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;
  • добиваться конечного результата;
  • самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
  • уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.

Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Волшебный квадратик» (средняя группа)


п/п

ФИО

Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить

Умение изготовить несложную  поделку, следя за  показом педагога и слушая устные пояснения

Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.)

Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами

Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу

Точность и аккуратность выполнении работы

Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат  своей работы

Общее количество баллов

Процент усвоения программы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Волшебный квадратик» (старшая группа)


п/п

Фамилия, имя

ребенка

Знание названий, умение различать  и применять  в работе условные обозначения оригами

Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами

Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить

Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по схеме и образцу

Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Точность и аккуратность выполнении работы

Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат  своей работы

Умение находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи

Общее количество баллов

Процент усвоения программы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тематическое планирование для детей старшей группы

СЕНТЯБРЬ- ОКТЯБРЬ

п/п

Тема

Программное содержание

1

Знакомство с искусством оригами

Познакомить детей с искусством оригами.

Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется)

Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон.

Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.

2

Превращения квадратика

Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.

Развивать творческое воображение и фантазию.

3

«Дом»

Знакомство с основной базовой формой «книжка».

Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Превращение квадратика в дом.

4

«Для чего нужна дверь?»

Познакомить с базовой формой «дверь».

Отработка основного элемента складывания – загнуть   край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам,

Складывания домика (занятие № 3), складывание двери, приклеивание двери на домик.

п/п

Тема

Программное содержание

1

«Гриб»

Закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания.

Складывание поделки «Гриб» на основе базовой формы «дверь».

2

«В осеннем лесу»

(коллективное панно)

Показать, как  можно изготовить деревья  с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол).

Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.

3

«Кот»

Познакомить с базовой формой «треугольник». Рассказать о другом названии – «косынка».

Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник».

Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз

«Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта.

4

«Стакан»

Отработка  складывания базовой формы «треугольник».

Беседа о посуде и ее назначении.

Складывание поделки «Стакан» на основе базовой формы «треугольник».

НОЯБРЬ

п/п

Тема

Программное содержание

1

«Собачья семейка»

Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник».

Складывание мамы-собаки по показу воспитателя.

Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера.

Дорисовывание мордочек собаки и щенка фломастерами (глаза, нос и т.д.)

2

«Муха»

Базовая форма «треугольник».

Складывание поделки «Муха».

3

«Старое дерево»

Познакомить с базовой формой «воздушный змей» (другое название «мороженое»).

Используя новую базовую форму, учить изготавливать детали дерева, соединять их в определенной последовательности, используя аппликацию.

4

«Ветка рябины»

Отработка складывания базовой формы «воздушный змей».

Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию.

ДЕКАБРЬ

п/п

Тема

Программное содержание

1

«Лисичка-сестричка»

Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушны змей»

Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «воздушный змей».

Дорисовать мордочку: глаза, нос.

2

«Домики для лисы и зайца»

Учить определять точку пересечения линий.

Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания:  складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру.

Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию.

3

«Царевна-ёлочка»

Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности.

Украшение ёлочки.

4

«Дед Мороз»

Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое.

Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность.

Январь

п/п

Тема

Программное содержание

1

«Снеговик»

Закреплять  умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий.

Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами (ведро, нос)

2

«Снегирь»

Учить  складывать из квадратного листа фигуру снегиря.

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

3

«Гномик»

Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище).

Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно.

Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы.

Февраль

п/п

Тема

Программное содержание

1

«Корона»

Познакомить с базовой формой «блин».

Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону.

2

«Стул»

Отработка складывания базовой формы «блин».

Учить складывать стул из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин».

3

«Поздравительная открытка к 23 февраля»

Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея.

Продолжать учить составлять композицию на ½ альбомного листа, аккуратно наклеивая детали.  

4

«Кораблики в море»

(коллективная композиция)

Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно.

Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик.

Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне.

Март

п/п

Тема

Программное содержание

1

«Мамин праздник»

(поздравительная открытка к 8 Марта)

Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей.

Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок.

2

«Весна красна»

Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей».

Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей.

Придать выразительность, используя аппликацию.

3

«Серая шейка»

Учить складывать утку, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать глаза и клюв.

4

«Жар птица»

Складывание утки с небольшими изменениями.

Превращение утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму.

Апрель

п/п

Тема

Программное содержание

1

«Ракета»

Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы.

Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны.

2

«Шаттл»

Познакомить со специальным видом транспорта – космическим самолетом-челноком.

Учить складывать прямоугольный лист  бумаги в разных направлениях, придавая ему нужную форму.

3-4

Панно «Цветочный луг»

Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию.

Май

п/п

Тема

Программное содержание

1

«Коралловая рыбка»

Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно.

Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз.

2

«Медузка»

Учить придавать деталям характерную форму (округлость), сгибая уголки (тело медузы).

Используя базовую форму «воздушный змей», сложить щупальца.

Соединить туловище и щупальца, придать выразительность, наклеив глаза.

3

Композиция

«Морское дно»

Складывание кусочков водорослей из базовой формы «треугольник». Наклеить получившиеся «листочки» на нарисованные на общем полотне «стебельки».

Дополнить композицию, наклеив рыбок и медуз, сделанных на предыдущих занятиях.

4

Итоговое занятие

Оформление альбома лучших работ за период обучения.

Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.  Справедливая  оценка результатов своей работы и работы сверстников.

    Тематический план к программе «Веселый квадратик» для средней группы

Месяц

Тема

Программное содержание  

Технические навыки

Материал

Сопутствующие формы работы

Приемы

Октябрь

1 неделя

Знакомство с оригами

Познакомить детей с новым видом искусства «оригами».

Ножницы

Бумага для оригами

Картон

Гофрированная бумага

Газета

Салфетки

•Беседа "  Где возникло оригами, где используется оригами, о разнообразных свойствах бумаги и о ее видах. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность

Рассказ педагога, показ разных видов бумаги, вопросы, рассматривание готовых поделок

2 неделя

Домик

Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги

Сгибать готовый квадрат пополам, совмещая углы и стороны

Ножницы

Бумага для оригами

Картон

Гофрированная бумага

Газета

Салфетки

Показ образца домика

3 неделя

Черепаха

Научить складывать черепаху из готовых квадратов. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать навыки коллективной работы, удовольствие и радость от созданной поделки.

Сгибать готовый квадрат пополам, совмещая углы и стороны

 Бумага для оригами (цветная)

Загадки:

Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? … 
(черепаха)!

 

Показ образца черепахи, рассказ педагога, совместное действие с педагогом, вопросы.

4 неделя

Бабочка

 

Научить складывать бабочку путем сложения из квадрата

Уточнить знания детей о свойствах бумаги. Развивать внимание, воображение, мышление.

Сгибать готовый квадрат пополам, совмещая углы и стороны

Цветная бумага, обрезки цветной бумаги для оформления деталей, картины насекомых, разные виды бабочек

Рассматривание иллюстраций насекомых, рассказ о местах обитания, вопросы, показ способов поделки приемом оригами, совместное действие педагога и ребенка.

Показ образца бабочка, рассказ педагога, совместное действие с педагогом, вопросы.

Ноябрь

1 неделя

Голубь

Научится складывать голубя путем сложения из квадрата

Учить разрезать бумагу по прямой воображаемой линии

Сгибать готовый квадрат пополам, совмещая углы и стороны

Ножницы

Бумага для оригами (цветная)

Сюрпризный момент, художественное слово, использование схемы, совместное действие с педагогом, поощрение в виде наклеек.

Показ образца голубя , рассказ педагога, совместное действие с педагогом.

2 неделя

Слоники

Учить складывать слоника  путем сгибание боковых острых углов в разных направлениях

Учить сгибание боковых острых углов в разных направлениях

Закрепление складки

Художественное слово, совместное действие с педагогом, указание, вопросы, пример другого ребенка

3 неделя

Лягушонок

Учить складывать лягушку путем сгибание боковых острых углов в разных направлениях

Учить самостоятельно делать
квадрат совмещением смежных сторон

Бумага для оригами

Маркер

Рассматривание иллюстраций , беседа

Рассказ и показ педагога, уточняющие вопросы, показ образца, художественное слово, напоминание действий, совместные действия детей с педагогом, поощрения.

4 неделя

Ласточка

Учить складывать ласточку  путем сгибание боковых острых углов в разных направлениях

Закрепить умение тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба

Сгибание боковых острых углов в разных направлениях

Закрепление складки

Бумага для оригами

Маркер

Беседа: где обитают, чем питаются, характерные особенности

Показ образца, сюрпризный момент, показ приемов складывания, совместное действие с детьми, вопросы, поощрения.

Декабрь

1 неделя

Собачка

 

Учить складывать собаки  путем сгибание боковых острых углов в разных направлениях

Развивать фантазию и конструктивные воображения. Воспитывать положительные отношения к животным.

Учить самостоятельно делать
квадрат совмещением смежных сторон

Сгибание боковых острых углов  

Закрепление складки

Бумага для оригами

Маркер

Готовые детали из цветной бумаги (глаза, нос)

Рассказ педагога о собаках, рассматривание иллюстраций

показ образца, совместные действия педагога и детей, поощрение, художественное слово.

2 неделя

Курочка

Учить складывать курочку  передавая характерные особенности домашних птиц.

Учить сгибание боковых острых углов в разных направлениях

Закрепление складки

Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать уважение к труду, настойчивость, старание.

Бумага для оригами

Маркер

Беседа о домашних животных, чем питается курица, где живет, рассматривание

иллюстраций

Показ образца, сюрпризный момент, показ приемов складывания, совместное действие с детьми, вопросы, поощрения.

3 неделя

Елочка

Научится складывать елочку     путем сложения из квадрата

Учить  сгибать готовый квадрат пополам, совмещая углы и стороны

Бумага для оригами

ножницы

Чтение стихотворения

про елочку,

загадывание загадки

Показ образца елочки , рассказ педагога, совместное действие с педагогом, вопросы, совместные действия, проговаривание действий, художественное слово, уточняющие вопросы.

4 неделя

Дед Мороз

Научится складывать фигуру деда Мороза     путем сложения из квадрата

сгибать готовый квадрат пополам, совмещая углы и стороны

Бумага для оригами

Самоклеящие кружки

Маркер

рассматривание иллюстраций

Показ образца, сюрпризный момент, показ приемов складывания, совместное действие с детьми, вопросы, поощрения.

Январь

1 неделя

Медведь

 

Упражнять детей в аккуратном складывании и сгибания бумаги. Развивать у детей усидчивость, наблюдательность, память, мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать любовь ко всему живому.

Формируем
квадрат

•Сгибание сторон к центральной
линии

•Складывание модели пополам

•Корректировка модели ножницами

Бумага для оригами

Маркер

Рассматривание иллюстраций , беседа

Показ образца медведя, рассказ педагога, совместное действие с педагогом, вопросы,

Художественное слово

2 неделя

    Волк  

Упражнять детей в аккуратном складывании и сгибания бумаги. Развивать у детей усидчивость, наблюдательность, память, мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать любовь ко всему живому.

Формируем
квадрат

•Сгибание сторон к центральной
линии

•Складывание модели пополам

Бумага для оригами

Маркер

Загадывание загадки, рассматривание иллюстрации с изображением леса; постановка цели, проблемные вопросы, показ образца, проговаривание, частичный показ, поощрение, обыгрывание поделок.

Художественное слово, совместное действие с педагогом, указание, вопросы, пример другого ребенка

3 неделя

    Ворона

Продолжать учить работать с бумагой, складывать бумагу в разных направлениях. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к природе, желание ухаживать за птицами.

  • сгибать углы
    навстречу друг другу
  • умелая работа ножницами

Бумага для оригами

Цветная бумага

Ножницы

Закрепить знания детей о птицах, местах обитания. Пробудить познавательный интерес, научить видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения.

Показ образца грибка, рассказ педагога, совместное действие с педагогом, вопросы.

4 неделя

Кит

Учить складывать кита  путем сгибание боковых острых углов в разных направлениях

Сгибать углы
навстречу друг другу

Умелая работа ножницами

Отгибание угла от нижнего сгиба и деление его пополам, оборачивание заготовки левым углом

Частичное разворачивание угла по отработанным линиям

Бумага для оригами

Цветная бумага

Ножницы

Сюрпризный момент, загадывание загадки, рассказ педагога о превращение листа в поделку

показ образца, совместные действия педагога с детьми, поощрения, игры детей с поделками.

Февраль

1 неделя

 Мышка

Научится складывать мышку  путем сложения из квадрата

Учить разрезать бумагу по прямой воображаем ой линии

сгибать готовый квадрат пополам, совмещая углы и стороны

Бумага для оригами

Цветная бумага

 Сюрпризный момент, художественное слово, использование схемы, совместное действие с педагогом, поощрение в виде наклеек.

Показ образца мышки , рассказ педагога, совместное действие с педагогом, вопросы.

2 неделя

Яхта

Продолжать учить изготавливать поделки - оригами из бумаги, используя базовую форму – треугольник Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой. Развивать воображение, художественно- творческие способности детей

Бумага для оригами

Цветная бумага

показ образца, совместные действия педагога с детьми, поощрения, игры детей с поделками.

3 неделя

Пингвин

Учить складывать пингвина. Совершенствовать умение работать с бумагой. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги.

Учить самостоятельно делать
квадрат совмещением смежных сторон

Сгибание боковых острых углов в разных направлениях

Закрепление складки

Рассматривание иллюстраций , беседа

Показ образца, сюрпризный момент, показ приемов складывания, совместное действие с детьми, вопросы, поощрения.

4 неделя

  Пилотка

Развивать и формировать внимание, улучшать координацию в работе зрительного, двигательного, слухового восприятия. Способствовать развитию мелкой моторики рук, используя в работе поделки из бумаги. Учить изготавливать разнообразные декорации, используя аппликации, рисования.

Бумага для оригами

Звездочки

Познакомить детей с принадлежностями одежды - головные уборы

 

Показ образца пилотки, рассказ педагога, совместное действие с педагогом, вопросы, художественное слово

Март

1 неделя

Тюльпан

Проводить сгибание углов с обоих концов сложенного треугольника, проводить
доработку с помощью
ножниц.

Закрепление сгиба внутрь: "Шапочка"

Знакомство со складкой
" Молния".

Показать практическое применение оригами

Бумага красного цвета

Вспомнить строение цветка. Рассматривание иллюстраций , беседа

Показ образца тюльпана, рассказ педагога, совместное действие с педагогом, вопросы.

2 неделя

  Прыгающая лягушка

- научить учащихся поэтапному складыванию лягушки;

- раскрыть секрет «прыгающей» лягушки;

- подытожить умения и навыки, полученные учащимися за время работы «Умелых ручек».

Формируем
квадрат

•Сгибание сторон к центральной
линии

•Складывание модели пополам

•Корректировка модели ножницами

Формируем
квадрат

•Сгибание сторон к центральной
линии

•Складывание модели пополам

 цветная бумага, ножницы, фломастеры

Сюрпризный момент, наводящие вопросы, объяснение, поощрение, индивидуальное изготовление игрушки, индивидуальная помощь, установка для чего и для кого делаем игрушку.

Показ образца рассказ педагога, совместное действие с педагогом, совместные действия, проговаривание действий, художественное слово, уточняющие вопросы.

3 неделя

Самолетик

Закрепить знание о понятии «транспорт». Познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный.. Учить передавать характерные особенности формы автобуса. Упражнять в создании подделки приемы оригами.

Бумага для оригами

Фломастер

Познакомить детей с профессией – летчика. Беседа о самолетах, рассматривание иллюстраций. В чем отличие самолета от вертолета.

Показ образца грибка, рассказ педагога, совместное действие с педагогом, вопросы.

4 неделя

Кролик

Учить складывать кролика  путем сгибание боковых острых углов в разных направлениях

Сгибать углы
навстречу друг другу

Умелая работа ножницами

Отгибание угла от нижнего сгиба и деление его пополам, оборачивание заготовки левым углом

Частичное разворачивание угла по отработанным линиям

Бумага для оригами

Цветная бумага

Ножницы

Сюрпризный момент, загадывание загадки, рассказ педагога о превращение листа в поделку

Показ образца, совместные действия педагога с детьми, поощрения, игры детей с поделками

Апрель

1 неделя

 Пароход

Познакомить с профессией – капитан. Учить передавать характерные особенности формы парохода. Упражнять в создании подделки приемы оригами.

Формируем
квадрат

•Сгибание сторон к центральной
линии

•Складывание модели пополам

•Корректировка модели ножницами

Бумага для оригами

Закрепить знание о понятии «транспорт». Познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный.

Показ образца грибка, рассказ педагога, совместное действие с педагогом, вопросы.

2 неделя

Тигр

Учить складывать тигр  путем сгибание боковых острых углов в разных направлениях

Развивать фантазию и конструктивные воображения. Воспитывать положительные отношения к животным.

 Формируем
квадрат

•Сгибание сторон к центральной
линии

•Складывание модели пополам

Бумага для оригами

Рассказ педагога о тиграх, сообщение цели занятия, показ тигра, совместные действия педагога с детьми, наводящие вопросы, поощрение, индивидуальная помощь, использование в играх

Показ образца тигра, рассказ педагога, совместное действие с педагогом.

3 неделя

Машинка


Познакомить с профессией – водитель. Учить передавать характерные особенности формы автобуса. Упражнять в создании подделки приемы оригами.

сгибать углы
навстречу друг другу

умелая работа ножницами

отгибание угла от нижнего сгиба и деление его пополам, оборачивание заготовки левым углом

частичное разворачивание угла по отработанным линиям

Бумага для оригами

Закрепить  классификацию транспорта: наземный, воздушный, водный.

Рассматривание иллюстраций , беседа

Показ образца грибка, рассказ педагога, совместное действие с педагогом, вопросы.

4 неделя

Цыплята

Учить складывать цыплят   путем сгибание боковых острых углов в разных направлениях

  • сгибать углы
    навстречу друг другу
  • отгибание угла от нижнего сгиба

Цветная бумага

Отгадывание загадки ,

оценка работы.

Показ образца домиков, рассказ педагога, совместное действие с педагогом, вопросы.

Май

1 неделя

Рыбка

Учить складывать рыбку  путем сгибание боковых острых углов в разных направлениях

Сгибание боковых острых углов в разных направлениях

Закрепление складки

Бумага для оригами

Цветная бумага

Беседа: где обитают, чем питаются, характерные особенности (плавники, хвост)

Показ образца, сюрпризный момент, показ приемов складывания, совместное действие с детьми, вопросы, поощрения

2 неделя

 Божьи коровки

Учить складывать божью коровку  путем сгибание боковых острых углов в разных направлениях

  • сгибать углы
    навстречу друг другу
  • умелая работа ножницами

Бумага для оригами

Цветная бумага

Рассказ педагога о насекомых, показ приемов подделки и образца, совместные действия педагога с детьми, художественное слово, дидактическая игра «Найди насекомого

Показ образца грибка, рассказ педагога, совместное действие с педагогом, вопросы.

3 неделя

 Ракета

 

Учить складывать ракету   путем сгибание боковых острых углов в разных направлениях

  • сгибать углы
    навстречу друг другу

умелая работа ножницам

Бумага для оригами

Цветная бумага

Рассматривание иллюстраций

Показ образца грибка, рассказ педагога, совместное действие с педагогом, вопросы.

4 неделя

 Летучие мыши    

Учить складывать курочку  путем сгибание боковых острых углов в разных направлениях

  • сгибать углы
    навстречу друг другу
  • отгибание угла от нижнего сгиба

Бумага для оригами

Рассказ педагога о летучих мышах,,

Показ приемов подделки и образца, совместные действия педагога с детьми, художественное слово.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 "Развитие мелкой моторики на занятиях модульным оригами".

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
Недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка.
В общем, чем лучше работают пальцы, вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Оказывается, рука имеет самое большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому, именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Как отмечает Л. В. Фомина «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».
Выполняя различные пальчиковые упражнения кисти рук, приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать; у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Еще одним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит то факт, что единственный рабочий материал в оригами – это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.
Оригами, и модульное оригами в частности, – идеальная дидактическая игра, своего рода конструктор, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства. И последний аргумент в пользу занятий модульным оригами – его относительно недавнее появление и распространение в России, а значит, новизна и необычность. А то, что ново, неопознано, необычно, то особенно интересно детям.
Подводя итог вышесказанному, можно еще раз сделать вывод о большой значимости занятий оригами для развития детей с нарушением интеллекта, поскольку нет, пожалуй, ни одной сферы развития личности, на которую бы они не воздействовали.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

"Влияние оригами на развитие речи дошкольников".

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, чудо и конечно, игра.Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий».


В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием»2 . В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики»3.
     - Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
     - Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
     - Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).
                Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.
Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.                                                                                     

                                                                                       К ним можно отнести:
- Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

- Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
- Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
- Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
- Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
- Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
- Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
           В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
          Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.  
                                                                     



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Что такое оригами?»

Оригами – это такое искусство складывания разных фигур из бумаги, и здесь вы можете освоить это мастерство. Вам нравиться все новое, вы усидчивы и трудолюбивы? Тогда это для вас, оригами это интересно! 
Оригами история появления.
С японского «оригами» значит сложенная бумага, в стране восходящего солнца оригами означает искусство целого листа. Это главное правило оригами — не прибавлять и не убирать ничего лишнего. Этому закону, уже многие века следуют все мастера оригами. Благодаря чему данный вид искусства уже тысячелетия считается самым оригинальным и необычным Оригами появилось сразу после появления бумаги. Именно японцы, а не китайцы первооткрыватели нового писчего материала, научились использовать бумагу в качестве сырья для красивых украшений и изделий. В начале новый изысканный и ценный материал использовался в проведении всяких религиозных церемоний.Слова «Бог» и «бумага» с Японского языка созвучны. Потому всем бумажным изделиям придаётся религиозный смысл. Стены в храмах были украшены из бумаги с изображением богов и начертаны их заповедями. С помощью листов разжигали жертвенные костры. В оригинальных бумажных коробочках приносили дары в храмы.

          История развития и распространения искусства оригами.

Неправильно было бы утверждать, что оригами это чисто японское искусство. Многие страны могут также похвастаться своими достижениями в области складывания фигурок из бумаги. Вместе с распространением технологии производства бумаги захватило весь мир и искусство оригами. Например Испания стала ярким примером, подтверждающим этот факт . Местные мастера открыли свой оригинальный метод изготовления птичек «пахарит» (в Мексике эту фигуру позже стали называть чуть по-другому — «паярит», который во многом отличался от японских схем по оригами).В Испании даже была основана «испанская школа» под которой руководил философ Мигуель Уманумо. В этой самой школе был разработан новый метод складывания классических фигур, к тому же изобретены новые способы, до этого неизвестные японским мастерам профессионалам. Именно благодаря Испании оригами, стало за очень короткое время популярнейшим искусством, после чего пришло и в Латинскую Америку.

Легенды об оригами.

Наш мир состоит из девяносто процентов от того, как мы его воспринимаем. Чувства и наши эмоции являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Именно эти проявления формируют наше отношение к определенным вещам, событиям и явлениям. Если мы слышим от других, что живопись — это прекрасно, то повстречавшись с ней мы в своём подсознании ищем в ней это самое прекрасное, то, что так много раз слышали.
Возможно именно по этому, чтобы развить любопытство и тягу у новичков, мастера оригами придумывали разные истории — легенды о том что оригами важно в жизни человека, а также и в самой истории в целом. Самая известная легенда об этом японском искусстве впрямую связана с самой значимой и важной фигуркой оригами — бумажным журавликом.
В восточных странах журавль считается символ веры, надежды, любви. Люди c древности верят, что если изготовить тысячу таких фигурок, а потом раздать их всем близким и знакомым, то исполнится любое заветное желание.

Оригами в современной жизни.

Мы связаны с бумагой от рождения и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться читать и писать. Дети рвут, мнут ее, пытаясь придать листу определенную нужную форму. Этот материал доступен и дешев, а значит его можно без страха доверять детям.Другое удобство таких занятия для малыша это то, что бумага с лёгкостью поддается любым деформациям. А после занятий еще долгое время держит нужную форму. Это используется сегодня во многих развивающих методиках.
С помощью разных оригами техник легко можно развить у детей образное и логическое мышление, интеллект и воображение, фантазию и изобретательность. При этом делается это совершенно незаметно для ребёнка в форме игры и интересного время провождения.

Новшества и эксперименты.

История оригами - Новшества и эксперименты Подобно любому виду искусства оригами не стояло на месте в двенадцатом веке. Постепенно оно преобразовывалось, нарабатывало традиции и опыт. Создавались различные школы в зависимости от географического положения и новаторских принципов. На данный момент оригами-произведения создаются не только из бумаги, но и из фольги, металла и других материалов, в которых изделия оригами выглядят еще более занимательными и оригинальными.Привлечение новых материалов в техники оригами связано, в основном, с желанием авторов продлить срок жизни своих произведений. А бумага, увы, подвержена любым механическим повреждениям. Поэтому более прочные материалы, хоть зачастую и сложнее в реализации, но намного долговечнее. Изделия из металла просто так не повредишь, да и, чтобы деформировать его, придется приложить не мало усилия.Тонкая бумага удобна при складывании фигуры, но вот форму она держит плохо. Чтобы исключить эти недостатки была разработана новая технология, которая получила рабочее название «серебряный сэндвич». Сэндвич — была использована идея многослойности.
А серебряный — потому что важным слоем будет являться обычная тонкая кулинарная фольга. Если проложить между двумя слоями бумаги слой фольги и склеить их. То изделие из таких трехслойного квадрата отлично будет держать форму, а также многослойность материала добавит рельефности фигуре оригами.

                                                                                              

  Разновидности бумаги.

Сегодняшний прогресс позволяет производить самую разнообразную бумагу, каждый вид которой призван отвечать своим требованиям и обладает совершенно особыми свойствами. Существует бумага, которая тоньше человеческого волоса. Из водостойкой бумаги делают денежные купюры и географические карты. При помощью бумаги научились имитировать даже поверхности поделочных камней и пластика .Бумага отличается по многим свойствам — прочности, отношению к воде, к чернилам, исходному цвету, прозрачности и многим другим. Бумага является неоднородным материалом. На просвет в листе видны уплотнения или наоборот более тонкие места. Неоднородность также сказывается на свойствах этого материала. Отношение бумаги с водой также очень важно. Волокна между собой склеены. От вида клея будет зависеть, размокнет лист или будет сухим. По свойствам материал делят на много разных типов и видов, количество которых сложно назвать точно, потому что оно постоянно приумножается.

                                                                  

 


Предварительный просмотр: