Взаимодействие с педагогами

Григорьева  Евгения Николаевна

В данном разделе находятся материалы по рабогте с педагогами: консультации, рекомендации, планы, мастер-классы и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов

               Методика работы с книгой в процессе ознакомления с художественной литературой

(старший дошкольный возраст)

Методика ознакомления дошкольников с литературными произведениями     исследована в работах Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, О.И. Соловьевой, Л.М. Гурович и других.

Большинство исследователей выделяют две основные формы ознакомления детей с произведениями:

- на специальных занятиях, во время которых воспитатель может передавать текст, читая детям (наизусть или по книге) или рассказывая;

- вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т.п.).

В соответствии с этим можно выделить основные   методы ознакомления с художественной литературой:

- чтение воспитателя по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;

- рассказывание воспитателя, допускающее относительно свободную передачу текста с возможной заменой слов, их перестановкой, включением пояснений;

- заучивание наизусть стихотворений или прозаических текстов (небольших по объему), требующее от ребенка не только дословного знания текста, но и выразительной, т.е. ясной и отчетливой, передачи мыслей, чувств автора;

- инсценирование, способствующее посредством развития наглядно-образного мышления ребенка   не только дословному запоминанию им текста, но и отработке интонационной выразительности речи.

Детям младшего дошкольного возраста рассказывают небольшие произведения, а среднего и старшего возраста читают по книге довольно значительные по объему фольклорные и литературные сказки, рассказы, повести, рассказывают наизусть стихи.

Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях. Традиционно выделяются несколько типов занятий:

1.        Чтение или рассказывание одного произведения.

2.        Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов.

3. Чтение или рассказывание литературных произведений в сочетании с произведениями,  принадлежащими к другим видам искусства (прослушивание литературных или фольклорных произведений с музыкальными или с рассматриванием репродукции с картины известного художника).

4.      Чтение и рассказывание  с использованием наглядного материала (игрушек, настольного театра, кукольного и теневого театра, фланелеграфа, диафильмов, диапозитивов и т. п.).

Занятия, посвященные ознакомлению дошкольников с литературными произведениями, требуют от воспитателя определенной подготовки.

Выделяют несколько этапов подготовки к занятию:

- подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;

- постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;

- отбор методов работы с книгой.

На этапе подготовки воспитателя к чтению художественного произведения главное внимание рекомендуется уделять решению не только воспитательных задач, но и литературных. Для этого необходимо определение замысла автора, выявление подтекста, оценка характеров персонажей, выявление своеобразия художественных средств, с помощью которых реализуется замысел автора, – композиции, средств выразительности и других.

Довести до понимания детей главный замысел автора, основную мысль произведения – в этом

заключается   главная литературная задача, и формулировать ее рекомендуют всегда конкретно.

Литературная задача является обучающей: ради нее и читается детям книга, которая их увлекает, развлекает и обучает, обобщая опыт, необходимый каждому, кто вступает в жизнь. Литературная задача поможет сформулировать и другую программную задачу – воспитательную.

При повторном чтении рекомендуется постановка задач другого рода: обратить внимание детей на   изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.п.

На этапе подготовки также необходимо определиться с выбором методических приемов,назначение которых – облегчить детям процесс слушания и понимания текста. Среди них можно выделить:

- основные: выразительное чтение, повторное чтение, выборочное чтение;

- вспомогательные: показ игрушки, иллюстрации, картинки; элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы используются чаще);

- словесные приемы: объяснение непонятных детям слов; введение слов – этических оценок поступков героев («храбрец», «трудолюбивая», «бездельница», «решительный», «мужественный», «добрый», «злой» и т.п.); привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями и т.п.

После литературного анализа произведения и выбора приемов, облегчающих процесс слушания, рекомендуется методическая разработка самого занятия. Воспитатель должен наметить вопросы для обсуждения прочитанного, обдумать возможность использования иллюстраций, способы толкования незнакомых для детей слов и выражений и другие методические аспекты.

В структуре типичного занятия по художественному чтению и рассказыванию выделяют следующие части:

1) предварительная подготовка детей к ознакомлению с произведением; обеспечение полноценного первоначального восприятия текста, включающая в себя:

-беседу, которая готовит к предстоящей встрече с книгой;

-показ иллюстраций;

-объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений;

-рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения.

2)  первичное знакомство с произведением в процессе  выразительного чтения текста воспитателем.

3) беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.

4)  повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого.

Главная цель первой части занятия – подготовить детей к восприятию произведения, помочь войти в мир, созданный художником слова,   связать их жизненный и литературный опыт с темой произведения. В такую беседу целесообразно включить показ иллюстраций, объяснения воспитателя, его рассказ о творчестве писателя, об истории создания того или  иного произведения.

Остановимся подробнее на требованиях к рассказу об авторе произведения:

- факты из жизни писателя, приводимые рассказчиком, должны быть точными и научными, т.е. опираться на известные в литературоведении материалы;

- рассказ должен быть доступным ребёнку-дошкольнику. Не следует приводить даты (хронология непонятна ребёнку). Можно использовать перифразы, например: «это было очень давно, когда не было ещё не только ваших мам и пап, но даже ваших бабушек и дедушек» и т.п.;

- рассказ должен быть близок детским интересам, т.е. в нём должны найти место сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, годах учения, отношении писателя к детям, литературном творчестве;

- рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом, подготовленным заранее (портреты, фотографии, репродукции, выставка книг в уголке книги, иллюстрации к произведениям писателя и др.);

-

в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, о его жизни и творчестве, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра фильмов и т.д.

Завершить подготовку к восприятию необходимо указанием жанра произведения (рассказ, сказка, стихотворение), его названия и  фамилии автора.

Далее следует вторая часть занятия – выразительное чтение художественного произведения воспитателем. Нецелесообразно во время чтения или рассказывания отвлекать детей от восприятия текста разными объяснениями,   вопросами, поскольку художественный образ оказывает на ребенка гораздо большее воздействие, чем все его толкования и объяснения.

По окончании чтения или рассказывания, пока дети находятся под сильным впечатлением, необходима небольшая пауза, чтобы дать им возможность разобраться в собственных чувствах. Можно поделиться с детьми своим впечатлением о прочитанном: «Какой славный Мальчик-с-пальчик! Как он ловко обманул великана!»

Следующий этап – беседа о прочитанном. Первое восприятие вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным в произведении событиям и героям, но вместе с тем является еще неполным, поверхностным. Задача воспитателя – в процессе беседы после чтения  углубить, уточнить первоначальное восприятие и понимание текста. С этой цель предлагается несколько категорий вопросов:

1.  Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоционально отношение детей к явлениям, событиям, героям:

-Что больше всего понравилось в произведении?

-Кто больше всех понравился?

-Нравится или не нравится тот или иной герой?

2.  Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему:

-Кто вам больше всех понравился и почему?

3.  Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей:

-Почему так произошло?

4.  Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности:

-Вспомните, как автор назвал…

-Дети, послушайте, какое интересное слово в рассказе – …

5.  Вопросы, направленные на воспроизведение содержания, способствующие выявлению логической последовательности событий.

6.  Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам:

-Зачем писатель рассказал нам эту историю?

-Как бы вы назвали этот рассказ?

Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы, побуждают их не только вспомнить содержание произведения, но и осмыслить его,  выразить словом возникшие при слушании мысли и переживании.

Необходимо также иметь в виду, что вопросов, которые предлагаются детям, не должно быть слишком много. Постановка вопросов определяется содержанием конкретного произведения и педагогическими задачами. Но в любом случае они должны побуждать ребенка к размышлению, помочь ему увидеть скрытое художественное содержание.

Последняя часть занятия   представляет собой повторное чтение текста с целью углубить прочитанное. Она должна возвратить ребенка непосредственно к тексту художественного произведения. По мнению Л.М. Гурович, в памяти детей должно остаться

само произведение, а не беседа «по поводу», хотя ее продолжительность может превышать само чтение. Рекомендуется завершать занятие повторным чтением всего произведения, если оно небольшое по объему, или отдельных понравившихся эпизодов.

Можно также предложить прием, усиливающий воздействие текста и способствующий лучшему его пониманию, -  рассматривание  иллюстрации.

У детей старшей группы  (пять-шесть лет)   предполагается формировать следующих умения:

- устанавливать многообразные связи в сюжете произведения;

- не только видеть поступки, но и раскрывать переживания героев;

- понимать скрытые мотивы поступков героев;

- эмоционально относится к героям произведения, откликаться на описываемые события;

- выражать свое отношение к персонажам и мотивировать его;

- характеризовать нравственные качества персонажей;

- различать жанровые особенности  стихотворных и прозаических произведений;

- обращать внимание на язык произведения, авторские приемы изображения (эпитеты, сравнения, метафоры и т. п.).

В подготовительной группе (шесть-семь лет) дети начинают осмысливать многие произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами, но и начинают проникать в их внутренний смысл, в эмоциональный подтекст. В связи с этим в данном возрасте должны быть сформированы следующие умения:

- проникать в смысл произведения, видеть авторскую позицию;

- осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков;

- в своих эмоциональных оценках учитывать коллизию всего произведения, а не только его отдельные фрагменты;

- выделять композиционные особенности произведений;

- различать жанровую природу рассказов, сказок, стихотворений;

- понимать смысловую и эмоциональную роль слова в произведении;

- воспринимать текст без опоры на иллюстрацию, с учетом достаточно высокого уровня развития воссоздающего воображения.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Научим малыша ориентироваться во времени».

Многих родителей волнуют вопросы, когда начинать развивающие занятия, на которых кроху можно познакомить с часами, научить малыша ориентироваться в днях неделях. Разобраться в этих вопросах Вам поможет наша консультация.

ребенку проще всего будет понять слова "здесь" - это то, что можно потрогать или взять в ручки и "там" - это то, что пока не доступно, но если приложить усилия, то это тоже можно будет потрогать.

По мере развития ребенка, уже к двум годам малыш начинает понимать такие слова как "сейчас", "скоро", "недалеко". В этом возрасте ребенок начинает ориентироваться во времени, но не по привычным нам минутам и часам, а по совершенным действиям. Например, если мама говорит пора вставать, то значит - наступило утро; пора ужинать - это вечер; спать - это ночь.                                                  Для двухлетнего малыша порядок дней недели, месяцы и часы ничего не значат.

В три года малыш начинает понимать существование таких понятий как "сегодня", "вчера" и "завтра".

К семи-восьми годам ребенок начинает понимать, что такое время, у него появляется чувство времени.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста ориентируются во времени на чисто бытовых показателях.

Трехлетние малыши ассоциируют утро с таким понятием как "Мы еще не завтракали", а вечер – "Пора ложиться спать".

Такие слова как "сначала", "потом", "раньше", "после этого" помогают разграничить представление ребенка о времени. Чтобы ввести их в лексикон трехлетнего малыша, расскажите ему сказку про репку с использованием картонных или деревянных фигурок.

Покажите малышу календарь, расскажите, откуда взялись такие понятия как день, месяц и год. Если с очередностью дней недели можно подключить механическую память, то определение времени по часам потребуется больше времени и сил. Развивающие занятия по определение времени по часам можно начинать в 4,5-5 лет, потому что школьная учебная программа отводит на это только один учебный час, чего очень мало Сделайте для ребенка из плотного картона макет часов. Уберите с макета часов минутную стрелку. Нанесите на макет деления, подпишите цифры.  Расскажите ребенку, что от одной цифры до другой маленькая стрелка проходит за один час.

Попросите малыша покрутить стрелкой, пусть малыш самостоятельно выставит стрелку на двенадцать, потом на час, два и так далее. Попросите ребенка перевести стрелку на час вперед, затем на два часа вперед, спросите – если сейчас три часа, что показывали часы два часа назад, что будут показывать через час. Не торопите события, пусть малыш медленно, но верно двигается вперед.

Некоторым детям требуется и год для освоения времени. Только когда у Вашего ребенка сформируется четкий навык определения времени по часовой стрелке, можно вводить и минутную стрелку.

Нарисуйте деления для минутной стрелки. Спросите малыша, какая стрелка короче, какая длиннее.

Попросите малыша поставить большую стрелку на двенадцать, а маленькую пусть выставляется на час, два, три и так далее. Когда ребенка перестанет смущать большая стрелка можно ее передвинуть на пять делений.

Объясните малышу, что прошло пять минут. Спрашивайте малыша, где будет минутная стрелка, если пройдет 10, 15 минут? Раскрасьте часы разными часами, так проще малышу будет запомнить такое понятие как "четверть часа".

Составьте вместе с ребенком распорядок дня.

Например, завтрак – 8.00, обед – 14.00 и т.д.

Рядом с каждым событие нарисуете циферблат без стрелок, а малыш пусть дорисует стрелки.

Так же хорошо "работают" и песочные часы.

Предложите малышу сделать какое то дело за 1, 3, 5 минут, сравните результаты. В этом возрасте ребенок сам вам даст ответ и пояснения, почему за 1 минуту он раскрасил меньше яблок, чем за 5! 

Научившись определять время, ребенок сможет организовывать свой день, а к семи годам он уже станет пунктуальным как взрослый.

Появление у ребенка "чувства времени" сделают ребенка более любознательным и способным к теоретическому мышлению, помогут не потеряться во времени.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Работа с детьми

Младший дошкольный возраст (3-5 лет)

1. Знакомить детей с транспортом, характерным для городских улиц.

Наблюдать с детьми машины, учить их узнавать, показывать и называть грузовые и легковые машины, различать части машины: кабина, руль, кузов, прицеп, колесо. Учить различать пассажирский транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, поезд и т. д. и обращать внимание на то, что в этом транспорте ездят люди, а в грузовом транспорте возят грузы. Способствовать переносу в игры детей впечатлений, полученных на прогулке: водители едут на машинах, по улицам гуляют люди; построим улицу, где едут машины.

2. Закреплять навыки организованного поведения на улице: вести себя спокойно, не бежать, не толкать других людей, не кричать, не мешать окружающим, не ходить по краю тротуара. Учить останавливаться на краю тротуара и самому, ни при каких обстоятельствах не выходить на проезжую часть дороги.

3. Учить детей различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину, понимать значение зеленого и красного сигналов светофора.

Знать непреложное правило - переходить дорогу можно только за руку с взрослым. Вырабатывать у детей навык останавливаться по сигналу: звуковому - свисток, гудок; зрительному - палочка, ступенька (бордюр, красный (желтый) сигнал.

4. Учить детей ориентироваться в пространстве, согласовывая свои действия с определенными правилами (на красный сигнал - стоять, на зеленый -двигаться). Организовывать игры, предполагающие ролевое общение детей друг с другом: водитель и пассажир, водитель и пешеход и т. п.

5. Учить детей в неподвижной позе и в движении называть предметы своего ближайшего окружения: (их признаки, действия, местоположение, употребляя предлоги на, под, за, в, между, около, рядом). Сравнивать различные предметы по величине, длине, ширине, высоте. Находить их место в пространстве: слева, справа, выше, ниже. Определять относительную скорость движения: быстрее, медленнее, дальше, ближе.

6. Учить детей определять изменение местоположения предмета: (едет, идет, бежит, переходит, поворачивает, останавливается, далеко,

близко, направо, налево, быстро, медленно}. Для понимания соотношения между предметами составлять небольшие рассказы о дорожных ситуациях по содержанию сюжетных картинок.

7. Учить детей определять направление движения от себя: {направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз, впереди, позади). Знать правую и левую руку.

8. Учить ориентироваться на участке детского сада и расположенных рядом с садом улиц.

9. Познакомить с названиями общественно-бытовых зданий в ближайшем окружении. Стимулировать детей к передаче в своих рисунках, аппликациях. лепных изделиях впечатлений, полученных па улице. Дорожки - широкие и узкие. пересекающиеся, ледяные. Заборчики. Светофоры большие и маленькие; юрки и др.;

  • изображать предметы, окружающие их па улице, машины, вагончики и др. ;
  • связывать несколько предметов единым содержанием («улицы нашего города». «дети вышли гулять», «мой двор» и др.) .

10. Развивать у детей желание сооружать постройки-макеты городских улиц по собственному замыслу и но условиям: гаражи для машин, свою улицу, стоянку для машин.

11. Предлагать детям рассказывать о своих постройках, взаимодействиях людей, управляющих транспортом и различными машинами.

12. Стимулировать детей к рассказам из личного опыта: кто. на чем ездил, как это происходило, где сидел или стоял, за что держался, кто и что сделал неправильно.

13. Читать рассказы, использовать загадки, связанные с дорогой, улицей, транспортом