Наставничество

Береснева Ирина Аркадьевна

Если твои планы рассчитаны на год — сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия — сажай деревья, если же твои планы рассчитаны на века — воспитывай людей. Восточная поговорка

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №2 г. НижневартовскаF:\РАБОТА\СМОТРЫ\фото\герб.jpg

Программа «Дружим вместе»

по работе с детьми с девиантным поведением

                                           Составитель: Береснева Ирина Аркадьевна,

учитель английского языка

Нижневартовск, 2023

Паспортпрограммы

Наименование

программы:

Программа «Дружим вместе» по работе с детьми с девиантным поведением.

Основание

для разработки

программы:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
  • Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях».
  • Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  • Гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Трудовой кодекс Российской Федерации.
  • Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная
    на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол №45 от 14.05.2010) Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
    от 29.05.2015 №996-р).
  • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 №2403-р.
  • Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 №Р-145
    «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
  • Письма Минпросвещения России от 23.01.2020 №МР-42/02
    «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
    по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»).

Заказчик

программы:

методический совет муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №2»

Разработчик

программы:

Береснева Ирина Аркадьевна, учитель английского языка, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №2» г. Нижневартовска Тюменской обл. ХМАО – Югры.


Пояснительная записка

Подросток на этапе взросления особенно нуждается в позитивном примере и ответственном влиянии. В его жизни есть, конечно, значимые люди: родители, учителя, тренеры. Они воспитывают его,         являются его защитниками, советчиками и просто друзьями. Роль же наставника гораздо шире–она объединяет все эти функции, чтобы помочь подростку и поддержать его в поиске личных жизненных целей и способов
их достижения. Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении.

Цель программы: максимально полно раскрыть потенциал личности обучающегося,для успешной личнойи профессиональной самореализации в современных условиях,
Задачипрограммы:

  1. защита прав и интересов обучающихся;
  2. подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности;
  3. раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
  4. формирование внутренней позиции личности обучающегося
    по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;
  5. преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;
  6. формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
  7. вовлечение обучающихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;
  8. участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных,
    информационно-просветительских и спортивных мероприятий;
  9. реализация программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности;

Принципы программы

Реализация программы наиболее эффективна с опорой на следующие принципы:

Принцип системности предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов.

Принцип стратегической целостности определяет единую целостную стратегию реализации программы наставничества, обусловливающую основные стратегические направления такой деятельности.

Принцип легитимности: деятельность по реализации программы наставничества должна соответствовать законодательству Российской Федерации и нормам международного права.

Принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает честность и открытость взаимоотношений, недопущение покушений на тайну личности, какого-либо воздействия или обследования обманным путем.

Принцип аксиологичности включает в себя формирование привлекательности законопослушности, уважении к личности, государству, окружающей среде, с ориентиром на общечеловеческие ценности, которыеи являются регуляторами поведения.

Принцип продвижения благополучия и безопасности подростка (принцип «не навреди») предполагает реализацию программы наставничества таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому. Никакие обстоятельства или интересы наставника или программы не могут перекрыть интересы ребенка.

Принцип личной ответственности. Предполагает ответственное поведение наставника по отношению к наставляемому и программе, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта.

Принцип индивидуализации и индивидуальной адекватности, направленный на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для  личности собственной траектории развития. Принцип подразумевает реализацию программы с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемых с целью развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности.

Принцип равенства. Этот принцип означает, что программа наставничества не реализуется в вакууме; она реализуется среди людей, имеющих разные гендерные, культурные, национальные, религиозныеи другие особенности.

Принцип многоаспектности предполагает сочетание и чередование различных аспектов деятельности в процессе реализации мероприятий наставничества.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Рост числа обучающихся, успешно освоивших проектную
    и учебно-исследовательскую деятельность;
  2. Рост мотивации к обучению и саморазвитию обучающихся;
  3. Рост числа обучающихся, успешно реализующихся в творческом,
    военно-патриотическом, лидерском, спортивном направлениях;
  4. Формирование активной гражданской позиции школьного сообщества;
  5. Снижение проблем адаптации при переходе на новый уровень обучения: психологических, организационных и социальных;
  6. Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
  7. Снижение показателей неуспеваемости учащихся;
  8.  Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий;
  9.  Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях;
  10.  Повышение у обучающихся уровня сформированности ценностных
    и жизненных позиций и ориентиров;
  11.  Снижение конфликтности и развитие коммуникативных навыков,
    для горизонтального и вертикального социального движения;
  12.  Улучшение психологического климата среди обучающихся,   связанное
    с выстраиванием долгосрочных и «экологичных» коммуникаций
    на основе партнерства;
  13.  Укрепление отрицательного отношения обучающихся
    к противоправному поведению.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

Форма наставничества: «Ученик-ученик».Р олевая модель: «Успевающий ученик - неуспевающий ученик».

Ф.И.О., класс/группа наставляемого ___________________________________________________________________________________

Ф.И.О. и должность наставника _______________________________________________________________________________________

Срок осуществления плана: с «___» _______20____ года по «____» ___________20___ года.

Проект, задание

Срок

Планируемый

результат

Фактический результат

Оценка

наставника

Раздел 1. Анализ трудностей и способы их преодоления

1.1.

Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником

1.2.

Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон развития

1.3.

Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенций, достижении спортивных результатов, подготовки и реализации проекта и др.) с учетом тем мероприятий.

Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам его реализации


Раздел 2. Направления развития обучающегося (ученика)

2.1.

Познакомиться с основной и дополнительной литературой, тематическими интернет-ресурсами по направлению, которое вызывает затруднения

Определен перечень литературы, интернет-сайтов для изучения, изучены …  (перечень)

2.2.

Перенять успешный опыт наставника по подготовке домашнего задания (написания доклада, выполнения упражнений, заучивания стихотворений и т.д.)/ подготовки к контрольным работам/ самостоятельных тренировок/разработки проекта и пр.

Сформировано понимание на основе изучения опыта наставника, как успешно подготовить домашнее задание (написать доклад, выполнить упражнения, заучить стихотворения и т.д.)…

2.3.

Сформировать правила поведения на уроке (как вести конспект, запоминать информацию, выступать с докладом и пр.); тренировке, общественной, проектной деятельности и др. для повышения результативности

Сформировано понимание, как повысить результативность (успеваемость) на уроке, тренировке, проведении общественного мероприятия и др.

2.4.

Освоить эффективные подходы к планированию учебной (спортивной, тренировочной, проектной, общественной и др.) деятельности

Освоены навыки планирования учебной (спортивной, общественной) деятельности (указать), определены приоритеты

2.5.

Познакомиться с успешным опытом (указать авторов) учебной деятельности, тренировочного процесса, подготовки и проведения публичных выступлений, подготовки проектов, участия
в олимпиадах и конкурсах и др.

Изучен успешный опыт по выбранному направлению развития, определено, что
из изученного опыта можно применить
на практике для повышения результативности учебной (спортивной, общественной) деятельности

2.6.

Принять участие в олимпиаде, конкурсе, соревнованиях с последующим разбором полученного опыта

По итогам участия в олимпиаде/конкурсе (указать, каких) занято ?? место/получен статус лауреата;

По итогам соревнования по …

2.7.

Выступить с докладом об ученическом проекте
на …

Доклад представлен на конференции «…»

2.8.

Изучить основы правовой грамотности,
совместно с наставником организовать и провести внеклассное мероприятие, посвященное повышению правовой грамотности

Проведен квест по формированию правовой грамотности (указать тему)

2.9.

Совместно с наставником принять участие в мероприятиях, посвященных формированию правовой грамотности в РФ и ХМАО-Югры (форум, фестиваль, конкурсы и др.)

Приято участие в ….

2.10.

Изучить основы волонтерской деятельности, определить возможности молодежного волонтерства

Сформировано понимание специфики волонтерской деятельности в молодежной среде и определены ее возможности в г. Нижневартовске

2.11.

Сформировать понимание эффективного поведения при возникновении конфликтных ситуаций в образовательной организации, познакомиться со способами их профилактики и урегулирования

Определены действенные методы поведения и профилактики в конфликтных ситуациях в классе, школе, семье и т.д.

2.12.

Записаться в кружок, спортивную секцию, клуб по интересам и др. с учетом выбранного направления развития

Стал участником спортивной секции, кружка, клуба по интересам, волонтером и др.

2.13.

….

Подпись наставника___________________________

                                           «____» _________ 20__г.

                               Подпись наставляемого _______________________

«____» _________ 20__ г.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №2 г. НижневартовскаF:\РАБОТА\СМОТРЫ\фото\герб.jpg

Программа «Содружество»

по работе с детьми – инвалидами

                                           Составитель: Береснева Ирина Аркадьевна,

учитель английского языка

Нижневартовск, 2023

Паспортпрограммы

Наименование

программы:

Программа «Содружество» по работе с детьми – инвалидами.  

Основание

для разработки

программы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г.  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон от 24.07.1998г.  №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  3. Федеральный государственный стандарт ООО (приказ Министерства и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897);
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
  5. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (приказ Минздрава от 28.11.2002);
  6. Письмо МО РФ №АФ-150/06 от 18.04.2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
  7. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года (Распоряжение Правительства ХМАО – Югры от 22.03.2013 г. № 101-рп);
  8. Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2020-2025 годы;
  9. «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», приказ ДОиМП № 63 от 31.01.2013;
  10. программа «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма и терроризма в городе Нижневартовске на 2019 — 2025 и период до 2030 года»;
  11. Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2016 года №996-р, в городе Нижневартовске;
  12. Устав МБОУ «Лицей №2»;
  13. Основная образовательная программа МБОУ «Лицей №2».

Заказчик

программы:

методический совет муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №2»

Разработчик

программы:

Береснева Ирина Аркадьевна, учитель английского языка, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №2» г. Нижневартовска Тюменской обл. ХМАО – Югры.

Цель

программы:

создать методические условия для развития детей-инвалидов и помощи детям этой категории в освоении основного общего и среднего общего образования, их социализации в лицее.

Задачи

 программы:

  1.  выявить особые образовательные потребности детей-инвалидов, обусловленные особенностями их физического и психического развития;
  2.  осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь;
  3.  обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами образовательной программы среднего общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в лицее;
  4.  формирование толерантного отношения в лицее к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
  5.  оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении;
  6.  оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории.

Целевая

аудитория:

Обучающиеся 1-11 классов.

Сроки

реализации:

2023-2026 гг.

Планируемые

результаты:

  1.  созданные условий для интеграции детей данной категории в общество;
  2.  накопленный педагогический опыт в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  3.  увеличение доли числа детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования;
  4.  увеличение результативности участия детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в лицее, в различных проектах по самореализации и социализации детей.

Система

отслеживания

результатов:

График работы.

Анкета по изучению развития ребенка.

Журнал учета достижений.

Пояснительная записка

Введение. Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути. Согласно Закона РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции. Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей образовательной организации.

Новизна программыопределена реализацией системно-деятельностного подхода в урочной и во внеурочной деятельности. В основу программы положены следующие современные педагогические технологии и концепции:

  • технология личностно-ориентированного обучения Е.В. Бондаревская, B.C. Ильин. В.В. Сериков. И.С. Якиманская и др.).  Обеспечивает развитие и саморазвитие ученика с учетом его индивидуальных особенностей как субъекта познания и деятельности, как деятеля, способного сознательно определять цели деятельности и достигать их.
  • концепция формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О. А. Карабанова, Л. Г. Петерсон) в которой овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться;
  • концепция системно - деятельностного подхода в обучении и воспитании (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

Направления программы:

Направления программы:

  1. диагностическое - обеспечивает подготовку рекомендаций по оказанию детям-инвалидам психолого-медико-педагогической помощи;
  2. коррекционно-развивающее – обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования, способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов у обучающихся;
  3. консультативное – обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей-инвалидов и их семей по вопросам реализации дифференцированных психоло-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  4. информационно-просветительское – направлено на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса со всеми участниками

Этапы реализации программы:

  1. Этап сбора и анализа информации. Определение контингента обучающихся, учет их особенностей. Оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической базы.
  2. Этап планирования, организации, координации. Создание методических условий для образовательного процесса.
  3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды. Определение соответствия созданных условий и выбранных программ потребностям обучающегося.
  4. Этап регуляции и корректировки. Внесение необходимых изменений в образовательный процесс с целью корректировки условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Планируемые результаты.

Личностные результаты обучения:

  • готовность и способность обучающегося к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • умение ставить цели и строить жизненные планы.

Предметные результаты обучения:  

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Метапредметные результаты обучения:

  • сформированное умение работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать, оценивать достоверность полученной информации, делать выводы;
  • сформированная культура оформления учебной работы, использование графических элементов при оформлении заданий;
  • понимание заданий в различных формулировках и контекстах;
  • сформированное умение быстро ориентироваться в заданиях, грамотно распределять время при выполнении всего объема заданий.

Прогнозируемый результат обучения освоение детьми-инвалидами образовательной программы, их социальная адаптация, самоопределение и формирование основ будущей профессии.

Механизм программы:

Основной механизм – это правильно выстроенная дорожная карта взаимодействия специалистов лицея, обеспечивающая системное сопровождение детей инвалидов в образовательном процессе.

План реализации работы с детьми инвалидами

Направление

Задачи

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

Диагностическое

Определение трудностей в УУД и форм оказания помощи

диагностика, анкетирование, беседы.

Характеристика ситуации, составление рекомендаций.

Коррекционно-развивающее

Разработка  индивидуальной образовательной программы.

индивидуальные и групповые занятия

Повышение уровня социально адаптации ребенка.

Консультативное

Оказание консультативной помощи.

консультация

Помощь в преодолении трудностей в обучении, семейном воспитании, социальной адаптации, профессиональном самоопределении.

Информационно-просветительское

Провести разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса

беседа, консультация

Сформированная модель образовательного процесса.

Условия реализации программы

Психолого-педагогические условия. Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, сопровождение участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников).

Финансовые условия.В рамках бюджетного финансирования реализация программы не требует дополнительного финансирования.

Материально-технические условияКабинет русского языка и литературы, общей площадью 54 м², 30 посадочных мест для обучающихся. Оборудование класса: компьютер в сборе (монитор, с\б клав, мышь, колонки), интерактивная доска SMART Board, проектор, МФУ Samsyng, документ-камера EPSON, доступ к Интернету. Имеется место для выставок ученических работ, а также дополнительные доски для учащихся.  

Литература:

  1.  Педагогика инклюзивного образования: хрестоматия (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». – Москва, 2014
  2.  Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки — http://obrnadzor.gov.ru
  3. Накрайников М. В. Государственная социальная политика по отношению к вопросам инвалидности в Российской Федерации: текущие проблемы и рекомендации. – Режим доступа: http://rabota.perspektiva-inva.ru/index.php?id



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №2 F:\РАБОТА\СМОТРЫ\фото\герб.jpg

г. Нижневартовска

Программа «Мир один для всех»

по работе с детьми - мигрантами

Составитель: Береснева Ирина Аркадьевна,

учитель английского языка,

Нижневартовск, 2023


Паспортпрограммы

Наименование

программы:

Программа «Мир один для всех» по работе с детьми – мигрантами.  

Основание

для разработки

программы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г.  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон от 24.07.1998г.  №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  3. Федеральный государственный стандарт ООО (приказ Министерства и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897);
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
  5. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (приказ Минздрава от 28.11.2002);
  6. Письмо МО РФ №АФ-150/06 от 18.04.2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
  7. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года (Распоряжение Правительства ХМАО – Югры от 22.03.2013 г. № 101-рп);
  8. Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2020-2025 годы;
  9. «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», приказ ДОиМП № 63 от 31.01.2013;
  10. программа «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма и терроризма в городе Нижневартовске на 2019 — 2025 и период до 2030 года»;
  11. Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2016 года №996-р, в городе Нижневартовске;
  12. Устав МБОУ «Лицей №2»;
  13. Основная образовательная программа МБОУ «Лицей №2».

Заказчик

программы:

методический совет муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №2»

Разработчик

программы:

Береснева Ирина Аркадьевна, учитель английского языка, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №2» г. Нижневартовска Тюменской обл. ХМАО – Югры.

Цель

программы:

создать методические условия для развития детей-мигрантов и помощи детям этой категории в освоении основного общего и среднего общего образования, их социализации в лицее.

Задачи

 программы:

  1.  выявить особые образовательные потребности детей-мигрантов, обусловленные особенностями их физического и психического развития;
  2.  осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь;
  3.  обеспечить возможность освоения детьми-мигрантами образовательной программы среднего общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в лицее;
  4.  формирование толерантного отношения в лицее к детям – мигрантам;
  5.  оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении;
  6.  оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – мигранта.

Целевая

аудитория:

Обучающиеся 1-11 классов.

Сроки

реализации:

2023-2027гг.

Планируемые

результаты:

  1.  созданные условий для интеграции детей данной категории в общество;
  2.  накопленный педагогический опыт в работе с семьями, имеющими детей – мигрантов;
  3.  увеличение доли числа детей –мигрантов вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования;
  4.  увеличение результативности участия детей – мигрантов обучающихся в лицее, в различных проектах по самореализации и социализации детей.

Система

отслеживания

результатов:

График работы.

Анкета по изучению развития ребенка.

Журнал учета достижений.

Пояснительная записка

Введение. Дети – мигранты традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей. Число детей – мигрантов неуклонно растет. Роль системы образования для этой категории как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого. Образование решает задачи не только развития личности детей-мигрантов, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции. Обеспечение реализации прав детей-мигрантов на образование является одной из важнейших задач нашей образовательной организации.

Новизна программыопределена реализацией системно-деятельностного подхода в урочной и во внеурочной деятельности. В основу программы положены следующие современные педагогические технологии и концепции:

  • технология личностно-ориентированного обучения Е.В. Бондаревская, B.C. Ильин. В.В. Сериков. И.С. Якиманская и др.).  Обеспечивает развитие и саморазвитие ученика с учетом его индивидуальных особенностей как субъекта познания и деятельности, как деятеля, способного сознательно определять цели деятельности и достигать их.
  • концепция формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О. А. Карабанова, Л. Г. Петерсон) в которой овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться;
  • концепция системно - деятельностного подхода в обучении и воспитании (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

Направления программы:

Направления программы:

  1. диагностическое - обеспечивает подготовку рекомендаций по оказанию детям-мигрантампсихологической  помощи;
  2. коррекционно-развивающее – обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования, способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов у обучающихся;
  3. консультативное – обеспечивает непрерывность специального сопровождения по вопросам реализации дифференцированных психоло-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  4. информационно-просветительское – направлено на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса со всеми участниками.

Этапы реализации программы:

  1. Этап сбора и анализа информации. Определение контингента обучающихся, учет их особенностей. Оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической базы.
  2. Этап планирования, организации, координации. Создание методических условий для образовательного процесса.
  3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды. Определение соответствия созданных условий и выбранных программ потребностям обучающегося.
  4. Этап регуляции и корректировки. Внесение необходимых изменений в образовательный процесс с целью корректировки условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Планируемые результаты.

Личностные результаты обучения:

  • готовность и способность обучающегося к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • умение ставить цели и строить жизненные планы.

Предметные результатыобучения:

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Метапредметные результаты обучения:

  • сформированное умение работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать, оценивать достоверность полученной информации, делать выводы;
  • сформированная культура оформления учебной работы, использование графических элементов при оформлении заданий;
  • понимание заданий в различных формулировках и контекстах;
  • сформированное умение быстро ориентироваться в заданиях, грамотно распределять время при выполнении всего объема заданий.

Прогнозируемый результат обучения освоение детьми-мигрантами образовательной программы, их социальная адаптация, самоопределение и формирование основ будущей профессии.

Механизм программы:

Основной механизм – это правильно выстроенная грейд (дорожная карта) взаимодействия специалистов лицея, обеспечивающая системное сопровождение детей-мигрантов в образовательном процессе.

План реализации работы с детьми-мигрантами

Направление

Задачи

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

Диагностическое

Определение трудностей в УУД и форм оказания помощи

диагностика, анкетирование, беседы.

Характеристика ситуации, составление рекомендаций.

Коррекционно-развивающее

Разработка  индивидуальной образовательной программы.

индивидуальные и групповые занятия

Повышение уровня социально адаптации ребенка.

Консультативное

Оказание консультативной помощи.

консультация

Помощь в преодолении трудностей в обучении, семейном воспитании, социальной адаптации, профессиональном самоопределении.

Информационно-просветительское

Провести разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса

беседа, консультация

Сформированная модель образовательного процесса.

словия реализации программы

Психолого-педагогические условия. Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, сопровождение участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников).

Финансовые условия.В рамках бюджетного финансирования реализация программы не требует дополнительного финансирования.

Материально-технические условия.Кабинет русского языка и литературы, общей площадью 54 м², 30 посадочных мест для обучающихся. Оборудование класса: компьютер в сборе (монитор, с\б клав, мышь, колонки), интерактивная доска SMART Board, проектор, МФУ Samsyng, документ-камера EPSON,доступк Интернету. Имеется место для выставок ученических работ, а также дополнительные доски для учащихся.  



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  

УЧРЕЖДЕНИЕ  «Лицей  № 2»

ПРИКАЗ

 от «17» октября 2023 года                                                                                   № 1140

О создании «Школы молодого педагога»

        В целях оказания практической и методической помощи молодым специалистам МБОУ «Лицей №2» в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства, а также для овладения педагогами  современными формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; совершенствования урока как основной формы учебно-воспитательного процесса; изучения и обобщения положительного опыта работы педагогов и внедрение его в практику передового педагогического опыта школы

        ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Создать на базе МБОУ «Лицей №2» «Школу молодого педагога» в составе:

руководитель школы – А.В. Хисамова, заместитель директора по учебной работе, И.А Береснева, методист.

2.Назначить наставниками молодых специалистов следующих учителей:

И.Г. Исмуратову – учителя русского языка и литературы, А.В. Хисамову – учителя химии, заместителя директора по учебной работе, М.А. Тарасову – учителя начальных классов, А.Р. Кондратьеву – учителя английского языка,  Г.А. Ханжину – учителя географии, И.А Бересневу – учителя английского языка, С.В. Билецкую – учителя истории, Л.В. Матющенко – учителя математики, Г.Ф. Лушпину – социального педагога, Р.М Четину – заместителя директора по воспитательной работе.

3. Включить в состав «Школы молодого педагога» следующих молодых специалистов:

А.В. Меньшенина – учителя математики, С.В Билецкую - учителя истории, заместителя директора, А.С Пестереву – учителя начальных классов, Э.Ф. Рахматову – учителя английского языка, А.А. Беседина – учителя ОБЖ, С.В. Бычкова – учителя английского языка, Е.В. Тимушеву – учителя истории, Е.А. Криволапову – учителя математики, А. Д. Маковецкую – педагога-психолога, Е.А. Федину – педагога-психолога, Ю.С. Березину – учителя истории, К.Н. Ганинцеву – педагога-организатора.

4.И.А Бересневой, методисту, организовать работу «Школы молодого педагога» в соответствии с утвержденным планом работы (приложение №1).

5. Контроль за исполнением приказа возложить на А.В. Хисамову, заместителя директора по учебной работе.

Директор МБОУ «Лицей №2»                         Т.Р. Фарберова

С приказом от «17» октября 2023 года № 1140 О создании «Школы молодого педагога» ознакомлены:

Исмуратова И.Г.

Меньшенин А.А.

Матющенко Л.В.

Хисамова А.В.

Билецкая С.В.

Тарасова М.А.

Пестерева А.С.

Кондратьева А.Р.

Рахматова Э.Ф.

Ханжина Г.А.

Беседин А.А.

Береснева И.А.

Бычков С.В.

Тимушева Е.В.

Криволапова Е.А.

Лушпина Г.Ф.

Маковецкая А.Д.

Федина Е.А.

Четина Р.М.

Березина Ю.С.

Ганицева К.Н.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 2»

Программа  наставничества

                                       «Учитель – студент-практикант»

Разработал

                                                     учитель английского языка

Береснева И.А..

2023 г.


Пояснительная записка.

В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:

  • вхождение в профессиональное образовательное пространство;
  • профессиональное самоопределение;
  • творческая самореализация;
  • проектирование профессиональной карьеры;
  • вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
  • самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Цель:оказание помощи студенту-практиканту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.

Задачи:

1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;

2.Оказание методической и практической  помощи студенту-практиканту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;

3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности;

4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.

Основные принципы:

  • Принцип уважения и доверия к человеку.
  • Принцип целостности.
  • Принцип сотрудничества.
  • Принцип индивидуализации.

Основные направления работы:

1.Работа с документацией.

2.Планирование и организация работы по предмету.

3.Планирование и организация воспитательной работы.

4.Работа по  самообразованию.

5.Психолого-педагогическая поддержка.

6. Руководство и контроль за деятельностью студента-практиканта.

Виды деятельности в работе со студентом-практикантом:

  • Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки;
  • Глубокое изучение и освоение студентом рабочих учебных программ по предмету, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;
  • Овладение комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
  • Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.

Обязанности наставника:

1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.

2.Разрабатывать совместно со студентом-практикантом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.

3.Изучать деловые и нравственные качества студента, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.

4.Знакомить практиканта со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.

5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).

6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

7.Оказывать студенту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

8.Личным примером развивать положительные, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

9.Подводить итоги профессиональной практики студента-практиканта, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Обязанности студента-практиканта:

1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.

2.Выполнять план профессиональной практики в установленные сроки.

3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками.

4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.

План работы по организации наставничества.

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Результат

1.Нормативно- правовая база школы (программы, ФГОС, методические записки), правила внутреннего распорядка, устав школы.

Первая неделя

Инструктаж

2.Знакомство с положениями о ведении дневников учащихся, о едином орфографическом режиме к ведению тетрадей и внешнем виде учащихся.

Первая неделя

Инструктаж.

Практическое занятие.

3. Разработка и изучение рабочих учебных программ и календарно-тематических планов по учебным предметам и программы воспитательной работы.    Организация работы в электронном журнале.  

Вторая неделя

Практическое занятие.

4. Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника и других педагогов, преподающих английский язык.

По графику практики

Обмен опытом.

5.Проектирование содержания родительского собрания.

По плану учителя-наставника

Посещение классного родительского собрания

6.Воспитательная деятельность. Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников.

По графику практики

Практическое занятие.

7.Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся»

Четвертая неделя

Консультация-практикум.

8.Психолого-педагогические требования к проверке, учёту и оценке знаний учащихся

Четвертая неделя

Практическое занятие

9.Домашнее задание: как, сколько, когда. Виды контроля и оценки.

Четвертая неделя

Практическое занятие

10.Обучение составлению отчётности по окончанию четверти.

Пятая неделя

Практическое занятие.

Критерии оценивания педагогической деятельности студента-практиканта учителем-наставником.

1.Теоретическая готовность к практике преподавания:

1) Уровень теоретической подготовки по предметам;

2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемого предмета.

2.Методическая готовность к практике преподавания:

1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;

2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;

3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;

4) Умение объективно оценивать ответы учащихся;

5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;

6) Умение использовать современные педагогические технологии;

7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;

8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;

9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.

3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:

1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;

2) Умение свободно общаться на уроке;

3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;

4) Наличие чувства уверенности в себе.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

        Основная литература:

    1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова. Н.И. Гез. – М.: Изд. Центр «Академия», 2009, 2013.

– 339 с.

    2. Колкова М.К. Современная методика соизучения иностранных языков и культур. Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2011. – 200 с. http://www.iprbookshop.ru/366.html

        Дополнительная литература:

    3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: Просвещение, 2012.- 239 с.

        Литература для самостоятельной работы:

    4. Матвиенко Л.М. Современные образовательные технологии в преподавании иностранного языка [Электронный ресурс]: презентации и проекты. Учебно- методическое пособие / Л.М. Матвиенко, Н.А. Сысоева. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2017. – 57 c. – 2227-8397. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59229.html

    5. Михеева Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Ф. Михеева. – Электрон. текстовые данные. – М.: Российский университет дружбы народов, 2010. – 76 c. – 978-5-209-03839-

9. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11443.html

    6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. Проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 192 с.

    7. Челпанова Е.В. Актуальные вопросы реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения по иностранному языку / Е.В. Челпанова, А.В. Зырянова, Е.В. Калугина. – Саратов: Вузовское образование, 2016. – 221 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56285.html. – ЭБС «IPRbooks»;

    8. Языкова Н.В. Иностранные языки. Теория и методика обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н.В. Языкова. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московский городской педагогический университет, 2011. — 268 c. – 2227-8397. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26485.html

        Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), необходимых для освоения дисциплины:

    9. http://ebs.cspu.ru/

    10. http://www.iprbookshop.ru/

    11. http://elibrary.ru/

12. http://window.edu.ru/ - единое окно образовательных ресурсов


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Образец технологической карты урока

Технологическая карта урока «…» (УМК …)

Учебный предмет

Класс

Цели урока

Образовательная: Развивающая: Воспитательная:

Технологии, методы

Основные понятия,

термины

Тип урока

Планируемый результат

Предметный

  • учебно-языковые умения:
  • речевые умения:

Личностный: Метапредметный:

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Технология обучения

Этапы урока

Формируемые

умения

Оформление доски,

наглядность

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся


Образец протокола урока

Протокол урока, тема класс, дата

+

-

1. Орг. момент - 1 мин

Четкие установки

Быстро

Доступная речь

2. Актуализация знаний – 10 мин

Отработана грамматика

Проверено д/з по данной теме

Задействованы все ученики

3. Закрепление лексического материала – 20 мин

Введение дополнительной информации

со слайда

При проверке домашнего текста

задействованы все ученики

4. Введение нового лексического материала – 7 мин

Хорошо отработана лексика

5. Постановка д/з – 2 мин

Не под звонок

На чистой доске

Объяснено

6. Фин. орг. момент

Все установки на языке

Подведение итогов урока отсутствует


Образец схемы анализа урока иностранного языка

Анализ урока английского языка

ФИО студента-практиканта Тема урока, класс

  1. Тип урока (нужное выбрать): урок открытия нового знания; урок- рефлексия; построение общеметодологических знаний (урок построения системы знаний); урок развивающего контроля

Содержания учебных материалов: (текст, устная тема, упражнения, ситуации).

Оснащение урока: ТСО, наглядность, соответствующим образом оформленная классная доска, плакаты, дидактические материалы (аудитивные, визуальные материалы), в том числе компоненты учебно-методического комплекса.

Данный урок открывает, продолжает, завершает учебную тему.

  1. Целевая установка

Урок ориентирован на формирование навыков и умений иноязычной речевой деятельности: аудирования, говорения (монологической, диалогической речи), чтения, письма.

Урок ориентирован на формирование коммуникативной компетентности учащихся: да / нет

Цели урока (общеобразовательные, познавательные, страноведческие, лингво-страноведческие, развивающие, воспитательные, коммуникативные, практические).

  1. Мобилизующий момент удачно «переключает» учащихся на предмет

«иностранный язык» (да / нет); мотивирует к учебной деятельности (служит самоопределению) (да / нет).

Учитель в ходе речевой разминки использует материалы по учебной теме урока и ориентирует речевую разминку на достижение целей урока (да / нет).

  1. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание было проверено на уроке (да / нет).

Учитель ведет учет трудностей при выполнении домашнего задания, обобщает типичные ошибки, указывает их причину, эффективный способ их преодоления (да / нет).

  1. Введение нового материала: учитель вводит новый учебный материал в коммуникативной форме (да / нет).

Для ведения учебного материала использовались доска, ТСО, материал учебника. Введение нового материала осуществлялось с помощью предметной, изобразительной наглядности, истолкования, дефиниции, комментария, перевода, контекста, ситуации.

Способ объяснения соответствовал / не соответствовал ступени обучения, трудности вводимого материала, целей его усвоения (активное, пассивное).

Учитель обеспечивал усвоение нового языкового материала в языковых, условно-речевых и речевых упражнениях, в различных видах речевой деятельности, соблюдая рациональное соотношение разных типов упражнений (языковых, условно-речевых и речевых), устных и письменных (да / нет).

Аудиоматериал использовался / не использовался на уроке

В обучении аудированию учитель достиг / не достиг поставленной цели.

Работа с аудиотекстом осуществлялась в соответствии с методически обоснованными этапами (да / нет).

Учитель грамотно организовал подготовку и восприятие текста: снял языковые трудности (да / нет), учил языковой догадке (да / нет), поставил целевое задание, стимулирующее интерес к восприятию (да / нет).

Удачно использовалась наглядность и языковые опоры (да / нет). Учащиеся детально / (в основном) поняли текст (да / нет).

В обучении говорению был умело подобран речевой материал (да / нет): речевые ситуации, диалог-образец, текст (устный, письменный).

Учитель умело организовал помощь учащимся в построении диалогических / монологических высказываний, используя различные виды опор (план, логико- синтаксическую схему, ключевые слова, зачин и концовку и др.) (да / нет).

В обучении чтению рационально решались две задачи: формирование навыков техники чтения и умений понимать читаемое (да / нет).

Использовались разнообразные приемы задания и упражнения на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах (да / нет).

Методически правильно решены задачи каждого этапа работы над текстом

(да / нет).

Контроль понимания был осуществлен с помощью рациональных методических приемов (да / нет).

Удачно использован текст как база для развития устной речи, что целесообразно на данной ступени обучения (да / нет).

В обучении письму используются разнообразные приемы и задания (да /

нет).

  1. Основные формы внеклассной работы: фронтальная, групповая, в

парах, индивидуальная, их соотношение методически целесообразно (да / нет).

Все учащиеся заняты разнообразными формами заданий (да / нет).

В течение урока учитель использует разнообразные средства учета, контроля и оценки овладения учащимися иноязычным материалом, навыками и умениями иноязычной речи (вопросно-ответная работа, выполнение упражнений и заданий, тестирование и т.д.)(да / нет).

  1. Задание к следующему уроку: дано заблаговременно (да / нет), мотивировано (да / нет), учитель контролирует понимание задания (да / нет), дает рекомендации к его выполнению (да / нет).

В задание включены разные виды речевой деятельности (да / нет).

  1. Общую атмосферу занятия можно назвать оптимистической, активной, деловой, доброжелательной, натянутой, пассивной.

Речь учителя стилистически корректна: да / нет

В речи учителя отсутствуют языковые ошибки: да / нет

Учитель говорит преимущественно на иностранном языке: да / нет

Распределение времени урока представляется целесообразным, соответствующим плану урюка: да / нет

Структура урока соответствует требованиям ФГОС: да / нет

На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии: да / нет

На уроке были продемонстрированы принципы системно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку: да / нет

На уроке были продемонстрированы принципы личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку: да / нет

Общая оценка урока: ПодписьДата


Критерии для определения итогового интегрального показателя оценки результатов по практике

Критерии

Отметка

  • продемонстрировал продвинутый уровень сформированности компетенций (коэффициент от 0,7 до 1);
  • выполнил в срок и на высоком уровне весь объем работы, требуемый программой практики;
  • владеет теоретическими знаниями на высоком уровне;
  • умеет правильно определять и эффективно осуществлять основную профессиональную задачу с учетом особенностей процесса (возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики работы организации);
  • проявляет в работе самостоятельность, творческий подход, такт, профессиональную (педагогическую) культуру;
  • активно участвовал (успешно защитил отчет) в работе итоговой конференции (требования и критерии в соответствии с критериями РПП);
  • получил положительную характеристику с места прохождения практики («отлично», «хорошо»)

5

«отлично»

или

«зачтено»

  • продемонстрировал оптимальный уровень сформированности (компетенций коэффициент от 0,6 до 0,69);
  • выполнил в срок весь объем работы, требуемый программой практики;
  • умеет определять профессиональные задачи и способы их решения;
  • проявляет инициативу в работе, но при этом в отдельных случаях допускает незначительные ошибки;
  • владеет теоретическими знаниями, но допускает неточности
  • активно участвовал (успешно защитил отчет) в работе итоговой конференции (требования и критерии в соответствии с критериями РПП);
  • получил характеристику с места прохождения практики («отлично»,

«хорошо», «удовлетворительно»)

4

«хорошо»

или

«зачтено»

– продемонстрировал достаточный уровень сформированности компетенций (коэффициент от 0,5 до 0,59);

  • выполнил весь объем работы, требуемый программой практики;
  • не всегда демонстрирует умения применять теоретические знания различных отраслей науки на практике;
  • допускает ошибки в планировании и проведении профессиональной деятельности;
  • не проявляет инициативы при решении профессиональных задач;
  • участвовал (защитил отчет) в работе итоговой конференции (требования и критерии в соответствии с критериями РПП);
  • получил характеристику с места прохождения практики («хорошо»,

«удовлетворительно»)

3

«удовлетворите льно»

или

«зачтено»

  • продемонстрировал недостаточный уровень сформированности (компетенций коэффициент ниже 0,5);
  • не выполнил намеченный объем работы в соответствии с программой практики;
  • обнаружил слабые теоретические знания, неумение их применять для реализации практических задач;
  • не установил правильные взаимоотношения с коллегами и другими субъектами деятельности;

– продемонстрировал низкий уровень общей и профессиональной культуры;

  • проявил низкую активность
  • не умеет анализировать результаты профессиональной деятельности;
  • во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность (не являлся на консультации к методистам; не предъявлял групповым руководителям планы работы на день, конспектов уроков и мероприятий и др.);
  • отсутствовал на базе практике без уважительной причины;
  • нарушал этические нормы поведения и правила внутреннего распорядка организации;
  • не сдал в установленные сроки отчетную документацию;
  • не участвовал (не защитил отчет) на итоговой конференции (требования и критерии в соответствии с критериями РПП);
  • получил отрицательную характеристику с места прохождения практики

2

«неудовлетворительно» или

«не зачтено»