Методические разработки по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Очень важно, чтобы каждый ребёнок с детских лет проявлял интерес к историческому прошлому своей страны, знал о подвигах героев своего Отечества, родного края. Чтобы помочь им это узнать , надо просто любить свою страну, малую Родину, сделать всё, чтобы они об этом вспоминали с чувством благодарности и гордости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к конспекту "Никто не забыт-ничто не забыто" | 2.63 МБ |
нонспект НОД "Никто не забыт-ничто не забыто" | 33.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Улица Жукова
Георгий Константинович Жуков
Иван Андреевич Кибаль
Мемориал
Была война… Татьяна Шапиро Была война. И гибли люди. И шёл за Родину солдат. Он воевал. И был он храбрым. И бил фашистов всех подряд. И так дошёл он до Берлина. Четыре года воевал. Чтоб я о бабушкином папе Всем в День Победы Рассказал.
Зал боевой славы
Предварительный просмотр:
Жиженкова Светлана Геннадьевна
Старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Радуга»
Омская область
Исилькульского МР
Конспект НОД познавательно- исследовательская деятельность
на тему
«Никто не забыт - ничто не забыто»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Форма организации: реализация проекта
Цель: оформить альбом с детьми 6-7 лет «Никто не забыт-ничто не забыто!» об улицах родного города Исилькуля и улицах, названных именем героев ВОВ: маршала Г.К. Жукова и героя земляка И.А. Кибаля.
Программное содержание:
- Способствовать формированию у детей представлений о героях ВОВ и их подвигах военное время: маршала Г.К. Жукова, земляка И.А. Кибаля, запомнить и называть улицы, названные в честь этих героев.
- Развивать связную речь, дикцию, творческие способности.
- Воспитывать чувство патриотизма, благодарности, гордости и любви к Родине и родному краю и её защитникам, желание об этом рассказать в альбоме «Никто не забыт-ничто не забыто!».
Оборудование:
проектор, экран, ноутбук, фильм «Детям о ВОВ», диск с презентацией «Достопримечательности нашего города», аудио запись для минуты молчания -звуки секундной стрелки, грамзапись «Пусть всегда будет солнце», краски, карандаши, альбомный лист на каждого воспитанника.
Предварительная работа: : Чтение В.Степанов – «О Родине», И.Шамов– «Мой город», чтение рассказов о героических днях во время ВОВ земляка И.А. Кибаля (см. приложение) , заучивание стихотворения «Ещё тогда нас не было на свете», рассматривание семейных фотоальбомов в кругу семьи и беседы о ВОВ и её героях.
Ход НОД:
- Мотивационный
1.Мотивация детей к деятельности
Показ видео - ролика «Детям о ВОВ»
- Ребята, в какой событие мы сейчас ещё раз посмотрели, вспомнили?
2. Постановка цели детьми
Чтение стихотворения детьми
-Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили Вы планете
Великий май, победный май!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой Вы домой пришли,
Солдаты мая, слава Вам навеки,
От всей души, от всей земли.
-Кто такие солдаты мая?
-А вы знаете героев Великой Отечественной войны?
-Я хотела сделать альбом «Никто не забыт-ничто не забыто!» о том, какие улицы в нашем городе названы в честь геров ВОВ, но мне одной трудно это сделать? Как мне быть? Как мы можем об этом узнать? (посетить исторический музей боевой славы, расспросить об этом у старших родственников-бабушек, дедушек, родителей, посмотреть фильм, старые фотографии из семейного альбома и т.д.)
II Основная часть
1. Ситуативный разговор
-Что нужно сделать всем людям земли, чтобы не было войны?
Я предлагаю сегодня путешествие по улицам родного города. (по мул. слайдам)
-Как называется наш город? (Исилькуль). А кто из вас знает, как называется наш район? (Исилькульский). В какой стране мы живем? (В России).
-А вы любите свой город?
-За что вы его любите?
Показ слайда1-4 «Наш город - улица генерала Г.К. Жукова»)
- Кто из вас узнаёт, что это за улица? Чьим именем она названа? Кто-то из вас живет на этой улице? А кто-то ходил с родителями по этой улице?
В нашем городе эта улица, названа в честь героя ВОВ генерала Г.К. Жукова.
-Кто такой генерала Г.К. Жуков?
А)Рассказ о герое ВОВ, маршале Георгии Константиновиче Жукове
Слайд 5 портрет- Жуков Георгий Константинович. (обратить внимание на следующий слайд)
Жуков Георгий Константинович (1896-1974), советский военачальник, маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза. В Великую Отечественную войну проявил себя как талантливый полководец, сыгравший важнейшую роль в разгроме немецко-фашистских войск.
Георгий Константинович от имени Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 принял капитуляцию фашистской Германии. Это значит, победа была за нами, а фашисты проиграли войну.
(Показ слайда 6«Памятники Жукову Г.К.»)
Именно поэтому первый памятник Георгию Константиновичу Жукову заложен в 1973 году и установлен в 1988 году в городе Старый Оскол и в Москве на Манежной площади, а так же в нашем крае г. Омске. В нашем городе этим именем названа улица-улица Жукова.
(Показ слайда7 «Улица имени Кибаля.») (обратить внимание на следующий слайд)
Б) Рассказ о Иване Андреевиче Кибаль- герое земляке
- Кто из вас узнаёт, что это за улица? Чьим именем она названа? Кто-то из вас живет на этой улице? А кто-то ходил с родителями по этой улице?
(Предложить вспомнить прочитанные рассказы о И.А. Кибале)
-За что нашему земляку И.А. Кибалю было присвоено звание Героя Советского союза? (За героизм, проявленный в бою, Указом Президиума Верховного Совета СССР старшему лейтенанту Ивану Андреевичу Кибалю было присвоено звание Героя Советского Союза).
(Показ слайда 8 -портрет И.А. Кибаль) (обратить внимание на следующий слайд)
Иван Андреевич Кибаль родился в 1922 году на станции Исилькуль Исилькульского района Омской области в семье железнодорожного рабочего. 12 марта 1944 года Кибаль получил тяжёлое ранение, после чего был признан негодным к строевой службе. Однако после длительных тренировок ему удалось вернуться в строй.
В)Рассказ воспитателя о мирных днях героя земляка И.А. Кибаля.
Почётный гражданин Омской области и Исилькульского района. В 1953 году он с отличием окончил Военную академию имени Фрунзе. Служил на высоких командных должностях. Обратите внимание на награды героя земляка. Не только за ратные подвиги, но и мирный труд Иван Андреевич Кибаль был награжден:
- орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза;
- 3 ордена Красного Знамени;
- орден Отечественной войны I степени;
- 4 ордена Красной Звезды;
- орден Трудового Красного Знамени;
- орден «За службу Родине» III степени;
- ордена Красного Знамени и Красной Звезды Республики Афганистан;
- 25 медалей и орденов СССР и зарубежных стран. Именно поэтому в нашем городе одна из улиц названа в честь героя земляка И.А. Кибаля. Показ слайда9 «Памятник неизвестному солдату» (обратить внимание на следующий слайд)
-Кто из вас узнаёт, что это за улица? Как называется этот объект в нашем городе? Кому воздвигнут этот памятник?
Г) Минута Славы героям ВОВ «Никто не забыт-ничто не забыто» (обратить внимание на следующий слайд)
Воины-Исилькульцы не щадя жизни, сражались на фронтах и проявляли чудеса мужества и героизма.
(Дети читают слова благодарности)
1 ребенок.
Мир солдаты защищали,
Жизнь они за него отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них.
2 ребенок
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За птиц, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Д) Минута молчания (обратить внимание на следующий слайд)
-«Никто не забыт - ничто не забыто»- почтим память героев минутой молчания. Показ слайда 9 со звуком «Ход секундной стрелки»
Физкульт-минутка: «Пусть всегда будет мир!»
Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой.
Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой.
Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой.
Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя.
Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны.
Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку.
Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад.
Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой.
Е) Беседа о достопримечательности города Исилькуля- Исилькульском историко- краеведческом музее
-А сейчас, мы поговорим, остановимся у этого здания. (обратить внимание на следующий слайд)
Показ слайда – Исилькульский историко- краеведческий музей
-Кто узнал это здание и может его назвать? ( Исилькульский историко- краеведческий музей).
Гордость Исилькуля – историко- краеведческий музей, созданный в 1918 году.
-Почему он так называется историко-краеведческий музей?
-Назовите, какие залы находятся в музее? (зал боевой славы…)
-Почему он так называется - зал боевой славы?
Слайд7. «Никто не забыт - ничто не забыто».
Чтение стихотворения
Пусть дочери и пусть сыны –
Живые павших поминают.
Да никогда не забывают
Они об ужасах войны.
Практическая творческая работа - рисование «Улицы героев в нашем городе».
Ребята, у нас сегодня есть возможность рассказать об улицах героев ВОВ в нашем городе, как это можем сделать? (Можем нарисовать об этом и оформить альбом, выставку и т.д.)
-Подумайте и расскажите, что бы вы хотели нарисовать?
III. Подведение итога. Рефлексия
Рассматривание и обсуждение рисунков.
Как вы думаете, мы теперь можем оформить альбом «Никто не забыт-ничто не забыто!» (об улицах нашего города и его достопримечательностях) Что мы для этого сделали?
-Как бы вы хотели назвать наш альбом с рисунками? Звучит грамзапись «Пусть всегда будет солнце».
Литература
- Воспитание детей в старшей группе детского сада. Пособие для воспитателей. В.В.Гербова, Р.Г. Казакова, 2008-288с.,ил.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014г.
- Комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: Младшая группа (6-7 лет) / Ред.-сост. Т.С Комарова М.А. Васильева
- Куцакова Л.В. Нравственное воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. –М: Просвещение, 2014-176с.
- С нас начинается Сибирь. Сборник. Автор директор историко-краеведсеского музея Г.Р. Гензель, О. Сахань и др. Исилькульского МР. 2008, 156с.
Приложение
Рассказы о герое земляке ВОВ И.А. Кибале
Бои на станции Лиски
В 1942 году в районе станции Лиски рота, в которой служил Иван Андреевич Кибаль, несколько дней не могла продвинуться вперед. Каждую ночь на правый берег Дона переправлялись разведчики с задачей взять «языка». Многие не возвращались. Подобрав семь добровольцев, Кибаль сам отправился в разведку. На его счету были снятые часовые, доставленные «языки». При прорыве обороны противника в одном из боев, ведя огонь из миномета, он уничтожил 150 гитлеровцев.
В боевой характеристике тех дней значится «Бесстрашен, хладнокровен, ловок, меткий стрелок».
Кибаль понимал, что это особое задание. Незаметно подобрались разведчики к кромке берега и стали наблюдать за видневшимся блиндажом на противоположном берегу, где было намечено взять пленного.
Перестав обстреливать реку, гитлеровцы вдруг перенесли огонь на левый берег, точно почувствовали, что здесь укрылась горсточка советских разведчиков. К счастью, снаряды не задевали смельчаков. Наступившая темнота помогла выйти на прибрежную полосу и найти спрятанную в камышах лодку. Бесшумно гребли разведчики по тихой воде. Лодка достигла уже середины, когда фашисты принялись вновь засыпать реку минами. В носовой части лодки образовалась пробоина, и в нее хлынула вода. Солдат Девяткин пилоткой заткнул пробоину. Остальные, не сбавляя темпа, продолжали грести. Впереди была сложная задача: подобраться к блиндажу незаметно.
Тихо выбрались на берег. Ползти с автоматом и гранатами по изрытой воронками земле было очень трудно. Кибаль полз впереди и наткнулся на провод, который шел в блиндаж. Поползли вдоль провода. В нескольких шагах от блиндажа увидели узкую полосу света, выбивавшуюся из двери. Внезапно дверь открылась. На пороге стоял немецкий солдат. Луч карманного фонаря осветил разведчиков, гитлеровец окликнул их. Мгновенно оценив обстановку, Кибаль сразил фашиста автоматной очередью. Немцы, выскакивая из блиндажа, стреляя наугад, падали под меткими выстрелами разведчиков.
Швырнув гранату, Кибаль первым бросился в блиндаж. За ним последовал его земляк Девяткин. Осветив блиндаж, они увидели прислонившегося к стене гитлеровца. Выволокли его из блиндажа. Командир дал сигнал отхода. Враг ожесточенно обстреливал подступы к реке. Чем ближе приближались к спасительному обрыву, тем больше тревожился Кибаль о товарищах, теперь было бы особенно обидно потерять кого-нибудь из них. Наконец добрались до обрыва. Один за другим поползли вперед повеселевшие разведчики. Командир торопил солдат, скоро начнет светать и тогда переправиться будет невозможно. Погрузили в лодку раненого товарища и, втащив туда пленного гитлеровца, поплыли. Кибаль дал сигнал своим.
Фашисты, ведя огонь, освещали реку ракетами. Разведчики пережили несколько очень опасных минут. Но вскоре артиллерия и минометы с советского берега открыли ответный огонь по врагу. Лодка быстро скользила по воде, счастливо минуя встающие то за кормой, то за бортом грозные водяные смерчи. С разгона лодка врезалась в долгожданный берег. Боевое задание было выполнено.
Новые победы бойцов и лейтенанта И.А.Кибаля
И опять бои. Юго-западнее станции Лиски, в небольшом хуторе засели гитлеровцы, превратив его в сильно укрепленный пункт. Ночью, заняв боевой порядок, бойцы роты лейтенанта Кибаля вкопали в землю минометы. Пехота несколько раз поднималась в атаку, но продвижению ее препятствовал интенсивный огонь фашистов. Выход один — стянуть ближе к хутору артиллерию и минометы и стрелять с небольшой дистанции прямой наводкой. Был получен приказ: выдвинуть три миномета на окраину хутора и с рассветом бить по немцам в упор. В небе стояло огненное зарево от горевших построек хутора.
Под прикрытием огня дальнобойной артиллерии Кибаль с бойцами установил три миномета, пулеметы и противотанковые ружья на огневые позиции в 300— 400 метрах от окраины хутора. Взяв с собой пулемет, он пополз вперед и занял наблюдательный пункт. Отсюда видны были огневые точки противника, хорошо просматривалась дорога, по которой шли вражеские автомашины с пехотой. Кибалю удалось установить места расположения немецких пулеметов, которые приковывали советских пехотинцев к земле. В двухстах метрах, за разрушенным домом, он увидел стрелявшие немецкие минометы. От хутора тянулась колонна автомашин.
«Стрелять по колонне. Задержать во что бы то ни стало!» — приказал командир и бросился к миномету, который еще не успели как следует установить минометчики, и сам навел его. Туда же навели второй и третий минометы. Грянули три залпа. Мины точно легли в цель. В окне чудом уцелевшего от пожара дома Кибаль ясно увидел пулемет, из которого вели огонь фашисты. «Бить по дому!» — скомандовал он. У правофлангового миномета разорвалась немецкая мина. Командир миномета упал. Наводчика взрывом отшвырнуло в сторону, но он тут же вскочил и снова прирос к прицелу.
Когда пламя охватило дом, Кибаль перенес огонь двух минометов на минометную батарею немцев, а третий направил вдоль дороги по автоколонне. Бронебойщики подбили головную машину, она загородила путь остальным. Пехота выскакивала из машин, в панике рассыпалась по полю, ее настигали огнем наши пулеметчики.
Наконец долгожданное мощное «Ура!» грянуло в предутреннем рассвете. На окраину хутора ворвалась наша пехота. В панике фашисты, побросав минометы, бежали прочь.
Через час хутор был занят.
За этот бой Иван Андреевич был награжден орденом Красной Звезды. Во время боя под городом Богодуховом был убит командир батальона, политрук роты Кибаль принял на себя командование и с честью выполнил поставленную боевую задачу. Заняв северную окраину города Богодухова, отразил три яростные контратаки гитлеровцев. Батальоном было уничтожено более 230 солдат и офицеров противника, захвачены большие трофеи, пленные.
Бои на Курской дуге
В дни боев на Курской дуге Иван Кибаль был избран комсоргом полка. Пламенным большевистским словом и личной храбростью воодушевлял он комсомольцев. В боях за рощу Керосиновщина в районе Великого Исторона, один из наших батальонов попал в окружение. Находясь в этом батальоне, Кибаль заменил выбывшего из строя командира, занял круговую оборону и, бросившись в контратаку, вывел батальон из окружения.
ними — мотопехота. Иван Кибаль с двумя радистами и пятью автоматчиками оказался отрезанным от полка и попал в окружение к немцам. Попытка незаметно выйти из окружения ни к чему не привела, а вступать в бой с превосходящим противником, имея при себе всего семь автоматов с неполными магазинами патронов и один пистолет, означало идти на верную гибель.
Кибаль со своей группой зашел в рощу и, расположившись в воронках от снарядов, стал ждать утра. В дереве был оборудован наблюдательный пункт. Начинался рассвет. Сидя на дереве, Иван Андреевич рассмотрел, что находится на опушке и от немцев его отделяют всего каких-нибудь 400—500 метров. Он видел вражеские батареи, наспех вырытые окопы, дорогу, по которой подходили резервы. Радист доложил, что установил связь. Кибаль сообщил координаты в полк, и шквал огня обрушился на немецкие окопы.
В течение получаса Кибаль переносил огонь с одного места на другое. Вражеская артиллерия стала обстреливать рощу, где был Кибаль, туда же направилась немецкая пехота. Осколком снаряда он был ранен. Сделав наскоро перевязку, лейтенант Кибаль приказал пробиваться к своим.
...Вечером того же дня комсорг Кибаль проводил полковое комсомольское собрание, на котором были приняты в комсомол два радиста и пять автоматчиков, находящихся в окружении вместе с ним.
...Дивизия подошла к Днепру. 23 сентября 1943 года разведчики первыми вступили на правый берег Днепра и в течение 12 часов удерживали стометровый участок советской земли, отбитый у врага.
Пробравшись в тыл противника, Кибаль с группой бойцов разведал передний край, уничтожил пулеметное гнездо и взял «языка».
Находясь в подразделениях на самых ответственных участках, в течение двух дней Кибаль вместе с бойцами сдерживал натиск противника, выдержав одиннадцать атак гитлеровцев.
Были такие минуты, что немцы прижимали наших солдат к самому берегу, и казалось, вот-вот сбросят в реку. И только благодаря беспримерному героизму, непреклонной воле бойцов и готовности умереть, но не отступить враг откатывался назад. Ночью на плацдарм, удерживаемый Кибалем, стали переправляться основные части. Плацдарм расширялся, к рассвету весь правый берег на участке дивизии был занят советскими войсками.
Для того, чтобы отвлечь внимание немцев от готовящегося наступления на Киев, надо было создать видимость начавшегося наступления и сковать как можно больше вражеских сил. В семидесяти километрах южнее города такую задачу получил батальон, в котором заместителем командира по политчасти был Иван Кибаль. Командир батальона был накануне ранен, и командование батальоном принял старший лейтенант Кибаль.
Основной задачей батальона было вклиниться в немецкую оборону, удержаться, чтобы дать возможность основным силам начать внезапное наступление на направлении главного удара. О начале наступления возвестили «катюши». Немцы не сразу опомнились после ураганного артиллерийского обстрела, и это дало возможность батальону Кибаля без особых усилий преодолеть сопротивление первой и второй линий траншей. А вот на третьей линии батальон был зажат в кольцо. Завязался бой. Противник бросил в атаку десять танков и до батальона пехоты. Но ни один из танков не дошел до траншеи: два были подожжены, один подбит бронебойщиками, а остальные, повернув обратно, скрылись в роще. Пошла в атаку пехота, гитлеровцы шли во весь рост с автоматами.
Первая пулеметная очередь расстроила цепи наступающего врага.
«Бить гранатами!» — приказал Кибаль. Он первый бросил в немцев одну за другой пять гранат; его примеру последовал весь батальон, и в миг перед траншеей выросла неприступная стена из земли, огня и металла.
В течение трех дней батальон под командованием Кибаля удерживал отбитые у фашистов траншеи, отвлекая на себя все новые и новые силы противника. Было отбито двадцать восемь вражеских атак, уничтожено девять танков, семь самоходных орудий, несколько пулеметов и убито около тысячи гитлеровцев.За героизм, проявленный в этом бою, Указом Президиума Верховного Совета СССР старшему лейтенанту Ивану Андреевичу Кибалю было присвоено звание Героя Советского Союза.