Тематический курс.

Жиженкова Светлана Геннадьевна

cheekyНравственное развитие и воспитание детей дошкольно  возраста.

Материалы для совместной деятельности взрослых и детей.

Блок 1. Вежливость.

Тема1. Почему говорят "здравствуй" для детей 4-5 лет.

Тема 2. Вежливые слова

Тема3. Чего не знал воробышек

Тема 4..Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Поговорим о вежливости» (4-5 лет)

Блок 2. Взаимопомощь

Тема.   "Кто поступает хорошо, тот поступает мудро" для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста  от 4-7 лет    в  условиях реализации ФГОС ДО»

(Материалы для  совместной  деятельности взрослых и детей )

  I. Блок.  Вежливость 

   Тема 1. Почему говорят «здравствуй»  для детей  4—5 лет.

Цель:   напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе отношение к другим людям.

А). Ситуативный разговор    

 Вопросы к детям:

 Я сегодня утром встретила Капризку. Это девочка, которая   всегда капризничает. Вот и сегодня  она  опять спорила с мамой. Она кричала: «Не хочу, не буду». Мама её учила, что надо говорить, когда приходят гости или другие люди. Мы можем ей помочь? Как мы это сделаем? (Мы ей расскажем и  запишем разговор на видео камеру).

- Кому вы говорите  ещё «здравствуйте»?

-Что вы говорите вечером, когда уходят они домой?

-Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают — это
мы узнаем из небольшого рассказа о Винни Пухе и Кролике. Что же это слово может означать?

Б) Чтение рассказа с помощью настольного театра.

Винни Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое.

Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.

Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?

Но ведь мы же друзья, — удивился Пух.

А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? — обиделся Кролик.
Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости.
Теперь, когда Винни Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг
Другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».

В) Работа над содержанием рассказа

-Кого хотел  навестить Пух?

-Куда ходил Кролик?

-Был ли вежлив Пух в начале рассказа?

-Кто ему помог измениться?

-Говоря «здравствуй», что мы выражаем друг другу?

(мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику).

 - Что может означать слово «до свидания»?

 ( Говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь. Это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.)

Г) Рефлексия

-Как вы думаете, Капризку можно назвать вежливым человеком?

-А вы всегда вежливы при встрече?

-Можно сказать, что мы сегодня помогли  научиться  Капризке, быть вежливой?

-Я могу теперь передать запись нашего разговора Капризке и её маме?

Спасибо дети за помощь.



Предварительный просмотр:

Тема 2. «Вежливые слова»  (с детьми 4-5 лет)

Цель:  обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения и быть вежливыми.

А) Ситуативный разговор

—        Представьте себе, что люди вдруг забыли слова вежливости. Что бывает, когда люди перестают быть вежливыми?

Вот послушайте о том, что случиться, если люди перестанут быть вежливыми.

Б) Рассказывание сказки  «Праздник вежливости» с помощью кукол би-ба-бо.

Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», — подумал каждый из них. Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны. Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо».

Жители города, устроили праздник, салют, приготовили угощение. Одна злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.

В) Вопросы к детям:

-        Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные?

 Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».

Г) Чтение и работа над содержанием  стихотворения Г. Ладонщикова .

Воспитатель читает детям стихотворение

Петя ловко ловит рыбу, может плотик смастерить.

только «здравствуй» и «спасибо» не умеет говорить!

-Чему Петя научился?

-Чему Петя должен учиться?

-Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова,
но и уметь их говорить, когда это необходимо.

Д) Создание  игровой  ситуацию: кукла с медвежонком приходят в гости к зайчику; зайчик угощает друзей, затем они прощаются и уходят. По ходу игры-инсценировки  озвучивают  игрушки,  используют вежливые слова                                                       



Предварительный просмотр:

Тема 3.   «Чего не знал воробышек» (4-5 лет)

Цель:  напомнить детям правила вежливого обращения, вызывать желание  употреблять их в речи.

А) Рассказывание истории и работа над содержанием истории (показ иллюстрации).

-У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам
известны. Один из них мы сейчас узнаем.

Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» — говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробьишек подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? — удивился воробышек. — Я все знаю».

—        Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте.)

 Предложить детям вспомнить, как они здороваются с взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте»

2) Обыграть сценку с помощью кукол Би-ба-бо ( на примере сказки «Бобовое зёрнышко»



Предварительный просмотр:

4.Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Поговорим о вежливости» (4-5 лет)

Цель: - познакомить с творчеством И. Г. Лукьяненко;

          - помочь запомнить  и различать хорошие поступки от плохих;

          - прививать навыки культурного поведения, общения и

            культурно -  гигиенические навыки, воспитывать желание быть

            культурным и вежливым.

Материал: костюмы к сценке «Капризна» - петух и кот, муз.

                   сопровождение

Предварительная работа: разучивание сценки «Капризка», кукольного спектакля «Курочка – Ряба»

Методические приёмы: 1. Беседа по вопросам

- Всегда ли, вы, поступаете хорошо?

- Как это понять?

- Все ли в нашей семье поступают хорошо?

Чтение стих-ий : 1 ребёнок

– Если мальчик любит мыло  и зубной порошок,

   этот мальчик очень милый поступает хорошо.

   2 ребёнок

- Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку,

 про такого я скажу плоховатый мальчик.

  3 ребёнок

- Храбрый мальчик хорошо в жизни пригодится,

  а если в грязь попал и рад и грязна рубаха,

про такого говорят он плохой – неряха.

  4 ребёнок

- А если чистит валенки, моет сам галоши,

 помогает старшим, не грубит, не ссорится.

 Про такого  говорят он вполне хороший.

- Дети, давайте вспомним какие слова, мы говорим, их ещё называют «волшебными»? Они добрые и ласковые и почему?

- Когда их говорят?

Чтение стихотворений о вежливости

Давайте послушаем о них стихи:

- Добрые слова не лень повторять мне трижды в день,

 с добрым утром, добрый день, добрый вечер, рад вас видеть.

- Если, что-то натворил я, извините, жаль, простите, не хотел я говорю.

- Если я прощаюсь с кем-то, просто так не ухожу.

 Буду рад вас видеть снова. До свидание говорю.

       Вот какие вы теперь будете вежливыми. А вот есть такая девочка Алёнка, посмотрите и расскажите, анна вам нравится?

Сценка «Капризка»: Не хочу, не буду аааааааааа

(плачет Капризка)

Не буду, не хочу, и вообще мне всё надоело.

Алёнушка, вот тебе ложка, давай будем обедать.

Не хочу, не буду……….

Может съешь конфетку?- Продолжает плакать

- Вам нравится такая девочка? Среди нас такие есть дети?

 Некрасиво так капризничать, а нам противно смотреть и слушать.

Надо быть добрыми, вежливыми  как в песенке.

Песня «О доброте» - дети с Капризкой слушают песенку

-Посмотрите, Капризка подобрела, перестала плакать.

-Как вы думаете, почему? Правильно надо быть вежливыми.

Знакомство с творчеством Лукьяненко И. Г.

В нашем городе живёт  такой писатель, поэт, который тоже учит нас  быть воспитанными, давайте послушаем, чему же он нас учит.

- Вот и солнышко проснулось, всем на свете улыбнулось.

Солнышко во всей красе умывается в росе. Вот так.

- Встала Даша утром рано и умылась из под крана. Вот так.

- Солнце стало пригревать, время куклу умывать. Вот так.

Кукла Катя не игрушка, Катя Дашина подружка.

- Просыпается и котик, моет лапой нос и ротик. Вот так.

Быть грязнулей для котёнка, это просто срамота.

- Чему же они нас  тоже учат?

 Игра – инсценировка по сказке «Курочка – Ряба» с помощью кукольного театра

- Нам солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей,

а с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей.

Я начну  сказку, а вы продолжите.

- Жили – были дед да баба. И была у них курочка – Ряба.

- Что случилось? Спорят дед и баба.

-Моя курочка Ряба, нет моя, говорит дед.

Как нам сказке помочь? Давайте, научим быть добрее и не ссорится.

Выходит курочка и говорит: Не плачь, деда, не плачь баба, пожалуйста.

Вот вам яичко другое, не золотое, а простое. Спасибо тебе курочка Ряба.

Но, а нам пора  попрощаться со сказкой.

-До свидание дедушка, бабушка, курочка Ряба.

Давайте  будем говорить друг другу добрые, вежливые  слова, никогда не ссориться, уважать друг друга.


Предварительный просмотр: