2.4 Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации

Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №22

 имени Г.Ф. Пономарева

___________Н.О. Савина

Рабочая программа

Элективного курса

«Человек и природа»

на 2017 – 2018 учебный год

    для 8а, 8б классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №22 имени Г.Ф. Пономарева

Ф.И.О. учителя    Магомедсалихова Изумруд Арсланбековна

по учебному плану в год 35 часов, в неделю 1 час

Программа  составлено на основе  Примерной  программы основного общего образования по географии, география России ( 6- 10 классы) под редакцией И.  Душиной.         М.: Дрофа,2015

Программа разработана на основе Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы –И.И. Баринова «География России. Природа.» (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое___ пособие/ сост. И.И. Баринова. - М: Дрофа, 2013.)_.

Рассмотрено                                                                 Согласовано

На заседании МО                                                         зам. директора по УВР

протокол №______________                                        __________ /                         /

от «___» _________ _______г                                       «___»__________ ______ г

Руководитель МО _________

г. Сургут

2017 г.

Пояснительная записка

Предлагаемый курс направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к географии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Кроме того, он призван содействовать профессиональной ориентации и профилизации учащихся, помочь в выборе будущей профессии. Экологическая направленность курса будет содействовать формированию личностно-ценностных ориентаций, этических знаний, эмоционально-волевой, а также мотивационно-потребностной сферы личности учащегося.

В настоящее  время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую входили бы не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. В этом случае помогут экологические тропы, особенно если при их разработке использовались результаты фундаментальных научных исследований.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.  

          Курс рассчитан на 35 часов.

        Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

        Разнообразие практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы и резерва времени.

        Целью данной программы является:

  1. Развитие способностей учащихся не только усваивать раз и навсегда предлагаемые постулаты из учебников, а, применяя деятельностный подход, извлекать для себя новое, неизведанное в мире давно знакомых вещей и явлений.        
  2. Формирование у учеников  интереса к изучению географии, умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания.
  3. Развитие у учащихся коммуникативных навыков: умение работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Способствовать расширению и углублению знаний о лесе, как особом и важном экологическом факторе биосферы.

            Задачи курса:

-дать учащимся возможность практического применения и закрепления знаний и навыков, получаемых при изучении всего спектра школьных дисциплин;

-раскрыть и углубить экологические понятия;

-раскрыть проблемы лесопользования и влияния человека на состояния лесов;

-научить практически применять полученные знания в своей жизни;

-способствовать  формированию чувства гражданственности, патриотизма, культуры, экологически оправданного поведения в природе, ответственности за состояние лесов родного края.

Программа включает знания, не содержащиеся в базовых учебных программах.

                             

 Основные требования к знаниям и умениям

        Учащиеся должны знать:

-основные факторы, определяющие условия жизни человека;

-историю взаимоотношения человека и природы, основные законы развития системы «общество-природа»;

-основные антропогенные причины деградации природной окружающей среды, ее влияние на здоровье человека и пути ликвидации ее последствий;

-влияние среды на здоровье человека  и пути ее оздоровления;

-основные проблемы социальной экологии (проблемы демографии, урбанизации, экологической культуры и образования, экологического права и т.д.);

-основные принципы ноосферного пути развития.

         Учащиеся должны уметь:

-оценивать условия жизни, прогнозировать изменение их в лучшую или худшую сторону, разрабатывать и осуществлять конкретные меры по их улучшению;

-исходя из исторического экологического опыта, прогнозировать развитие различных современных экологических ситуаций;

-организовывать и осуществлять комплекс мероприятий по оздоровлению природной и искусственной окружающей среды;

-принимать меры и проводить разъяснительную работу по улучшению дудовной окружающей среды;

-использовать полученные знания в своей реальной общественной и практической деятельности;

-развивать творческие взаимосвязи с товарищами.  

Содержательные элементы: освоение понятий, способов и методов оценки окружающей среды, решение экологических задач и экологических проблем.

Технология обучения: дискуссии, деловые игры,  практические занятия.

 

Формы организации обучения: лекции, беседы, практические работы.

Критерии оценки ожидаемых результатов: развитие экологического  сознания, мышления; выработка умений и навыков грамотного поведения на природе.

 

Формы отчетности (для учащихся): научно-практические конференции, творческие работы, рефераты, проектные работы.

Календарно-тематическое планирование по курсу

«Человек и природа»

Раздел

Тема

Кол-во часов

Вид занятий

Дата по

Теоритич

Практич.

Плану

Плану8Б

факту

факту

Раздел I: Экологическая культура (20) Природа и общество

1

1

01.09

07.09

Природа и общество

1

1

08.09

14.09

Природа и общество

1

1

15.09

21.09

4

Природа и общество

1

1

22.09

28.09

5

Природа и общество

Человек на Земле

1

1

29.09

05.10

6

Экология как наука о «доме».

1

1

06.10

12.10

7

Экология как наука о «доме».

1

1

13.10

19.10

8

Экология как наука о «доме».

1

1

20.10

26.10

9

Экология как наука о «доме».

1

1

27.10

09.11

10

Время (естественно-социальная история)

1

1

10.11

16.11

11

Время (естественно-социальная история)

1

1

17.11

23.11

12

Время (естественно-социальная история)

1

1

24.11

30.11

13

Пространство (Земля и Вселенная)

1

1

01.12

07.12

14

Пространство (Земля и Вселенная)

1

1

08.12

14.12

15

Пространство (Земля и Вселенная)

1

1

15.12

21.12

16

Человек на Земле

1

1

22.12

28.12

17

Человек на Земле

1

1

29.12

11.01

18

Человек на Земле

1

1

12.01

18.01

19

Человек на Земле

1

1

19.01

25.01

20

Человек на Земле

1

1

26.01

01.02

21

Подведение итогов по темам раздела I.

1

1

02.02

08.02

22

Раздел II: Калейдоскоп проблем (11)

География глобальных проблем

1

1

09.02

15.02

23

География глобальных проблем

1

1

16.02

22.02

24

География глобальных проблем

1

1

23.02

01.03

25

География глобальных проблем География глобальных проблем

1

1

02.03

15.03

26

География глобальных проблем

1

1

16.03

22.03

27

Страна, в которой мы живём

1

1

23.03

29.03

28

Страна, в которой мы живём

1

1

30.03

05.04

29

Страна, в которой мы живём

1

1

06.04

12.04

30

Страна, в которой мы живём

1

1

13.04

19.04

31

Страна, в которой мы живём

1

1

20.04

26.04

32

Раздел III: Экологическая культура – как стратегия развития

1

1

27.04

10.05

33

Раздел III: Экологическая культура – как стратегия развития

1

1

11.05

17.05

34

Раздел III: Экологическая культура – как стратегия развития

1

1

18.05

24.05

35

Итоги курса «Человек и природа»

1

1

25.05

31.05

Всего – 35 часов.

Теория – 29 часа. Сообщение и Рефераты – 8 часов

Содержание программы

Природа и общество

- Культура - это явление, понять которое невозможно, не соотнеся с природой.

- Переход биосферы в ноосферу

В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера. В биогеохимии нам приходится считаться с тем, что жизнь (живые организмы) реально существует не только на одной нашей планете, не только в земной биосфере.

Экология как наука о «доме».

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).

Современная экология— сложная, разветвлённая наука.

Время (естественно-социальная история)

Экологическая культура прошлого и  настоящего.

Научно – техническая революция. Рост влияния на природу.

Экологическая культура будущего, прогнозируемые характеристики

Пространство (Земля и Вселенная)

Разнообразие природных условий на поверхности земли очень велико. Географические пояса, природные зоны и ландшафты – основа для типологии экосистем.

Человек изменил течение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришёл в состояние непрерывных потрясений.
B.И. Вернадский.

На планетах нашей системы возможно если не отсутствие жизни, то её примитивность, слабость, может быть, уродливость и во всяком случае отсталость от земной, как находящейся в особенно благоприятных условиях температуры и вещества.
К. Э. Циолковский

Человек на Земле

Возникновение человека было актом величайшей важности, единичным в течение геологической истории: ему нет ничего аналогичного в среде мириад предшествовавших веков.

Человек - это Homo sapiens faber. Он меняет внешний вид, химический и минералогический состав окружающей среды, своего местообитания. Местообитанием его является вся земная поверхность. Его деятельность с каждым веком становится более мощной и более организованной.
B. И. Вернадский.

География глобальных проблем

Глобальное потепление, демографические проблемы, синдром приобретённого иммунного дефицита и др.

Страна, в которой мы живём

Одной из интереснейших и крупнейших частей глобальной экосистемы является экосистема России.

Экологические проблемы России

Экологическая культура – как стратегия развития

Сущность экологического кризиса – засорение экосистемы отходами социального воспроизводства (вещественными, энергетическими, информационными)

Б. Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии:

-         Всё связано со всем

-         Ничто не исчезает в никуда

-         Природа знает лучше — закон имеет двойной смысл — одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами.

Ничто не даётся даром (вольный перевод — в оригинале что-то вроде «Бесплатных обедов не бывает»)

Методы контроля:

-         Контроль усвоения материала осуществляется, прежде всего, через устные ответы. Но, в тоже время, учащиеся сами оценивают свою деятельность на протяжении каждого занятия и курса. После занятия предлагается написать отклик: «Я сегодня на уроке». Следующее занятие начинается с обобщения откликов и строится в соответствии с пожеланиями детей.

Используемая литература:

  • Баринова И.И., Дронов В.П. Программы  для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы.- М., «Дрофа», 2013 г.
  • Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8,9  класс. - М.: Дрофа, 2014.
  • Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2013.
  • Сиротин В.И. География России. 9 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2012.
  • География России.  8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2012.
  • География России.  9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2012.
  • Элькин Г.Н. – Тесты, 8-9 кл. – СПб.: Паритет, 2013.
  • Амбарцумова Э.М., Татур А.О. – Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, 9 кл. – М.: Интеллект-центр, 2016.
  • Барабанов В.В. – География России: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
  • Барабанов В.В. - Контрольные работы (тесты), 9 кл. - М.: Интеллект-центр, 2014, 2015.
  • Барабанов В.В. - Тематич. тестовый контроль, 9 кл. - М.: ТЦ «Сфера», 2013.
  • Барабанов В.В. и др. - Сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл. – М.: Просвещение, 2012.
  • Баранчиков Е.В. – Тесты, 9 кл. (к учебнику Алексеева) - М.: Экзамен, 2015.
  • Баранчиков Е.В. – Тесты, 9 кл., часть1 и 2 (к уч. Дронова) – М.: Экзамен, 2013.
  • Баранчиков Е.В., Козаренко А.Е., Петросюк О.А. – География России: задания и упражнения – М.: Просвещение, 2013.
  •  Баринова И. И. – Сборник заданий и упражнений – 8 кл. – М.: Экзамен, 2013.
  • Баринова И.И. - Дидактические карточки-задания по географии. 8 кл.:к учебнику И.И. Бариновой  - М.: Экзамен, 2012.
  •  Баринова И.И. - Дидактические карточки-задания, 8 кл. - М.: Экзамен, 2014.
  • Баринова И.И. -Дидактические карточки-задания: 8 кл. - М.: Генжер, 2013.
  • Волобуев Г.П. – Технология тематического тестирования, 8 кл.  – Р-на-Д.: Феникс, 2013.
  • Волобуев Г.П. – Технология тематического тестирования, 9 кл. – Р-на-Д.: Феникс, 2012.
  • География: Тесты для 9 кл. Варианты и ответы централиз. тестирования. - М., 2014.
  • Евдокимов В.И. -  Тесты по географии России к учебнику А.И. Алексеева  - М.: Экзамен, 2012.
  • Евдокимов В.И. -  Тесты по географии России к учебнику В.П. Дронова  - М.: Экзамен, 2013.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22 имени Г. Ф. ПОНОМАРЕВА

РАССМОТРЕНО                                               СОГЛАСОВАНО                                               УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО                                                Заместитель директора по УВР                          Директор

_______/  Маликова М.З.                                    _______/   Парыгина Е.В.                                    _______/  Постникова Л.А.

Протокол №______________                             Протокол №______________                              Приказ №_________________  

заседания МО от __________                                        заседания МС от __________                                          от  ______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Название предмета география

Класс: ___7Д__

Учитель: Магомедсалихова Изумруд Арсланбековна

Срок реализации программы:   2020-2021

Количество часов по учебному плану: 70

всего -  70 ч/год; 2 ч/неделю

Сургут, 2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 7 класс авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2018г.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «география» включен в обязательную часть учебного плана образовательного учреждения для 6 класса. В соответствии с годовым календарным графиком и учебным планом школы на 2020-2021 учебный год изучение географии в 7 классе выделено 70 часов, что составляет 2 часа в неделю.

    В соответствии с инструктивно- методическим письмом об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2020-2021 учебном году от 03.08.2020 №12-01-2767/0 предусмотрено 3 часа на организацию повторения содержания образования, освоенного обучающимися в 2019-2020 учебном году в условиях дистанционного обучения:

-1ч из раздела Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны»

-1ч из раздела «Географическая карта — источник географических знаний»

-1ч из раздела «Как люди открывали мир»

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание разделов

Общее количество часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Введение. Поторение.

3

-

-

2

Главные особенности природы Земли.

11

3

3

3

Океаны и материки

56

8

3

итого

70

11

6

Планируемые результаты по географии

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идей нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее много национального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства дол га перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню раз вития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к само развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых  сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение организовывать свою деятельность, определятьеё цели и задачи, выбиратьсредства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстроизменяющемся мире и адекватной ориентации нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и отдельных стран;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве

сферы своей профессиональной деятельности.

Содержание учебного предмета

Раздел I Введение. Повторение. (3 ч)

 Тема 1. Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны» (1 ч)

Знания материков, океанов, их расположения на карте.

 Тема 2. Географическая карта — источник географических знаний (1 ч)

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с     использованием карты.

Практическая работа. Определение по картам и глобусам расстояния между точками в километрах и градусах.

Тема 3. Как люди открывали мир (1 ч)

«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических      открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.

Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.

Практическая работа. Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации, обозначение маршрутов экспедиций.

Раздел II Земля — уникальная планета (12 ч +1 ч Обобщение)

Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (2 ч)

Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.

Практическая работа №1 Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (3 ч)

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.

Практическая работа №2 Описание климата места по климатической карте.

Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН (3 ч)

Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные    массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Контурная карта. Выделение на карте поверхностных течений

     Тема 4.  ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (2 ч)

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.

Тема 5. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (2 ч)

Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.

    Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.

Практическая работа№3 Население Земли.

Раздел III Материки и океаны (43 ч +6 ч Обобщение)

 Тема 1.  АФРИКА (9 ч +1 ч Обобщение)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. 

Практическая работа № 4. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3.  Определение причин разнообразия природных зон материка.

Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Практическая работа №5: Характеристика ПК по картам.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.

Практическая работа №6: Оценивание климатических условий одного из африканских народов на основе сопоставления ареалов его распространения. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

Тема 2. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (4 ч +1 ч Обобщение)

Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.

Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Практическая работа №7. 1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Тема 3. ЮЖНАЯ АМЕРИКА (6 ч + 1 ч Обобщение)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.

Практическая работа №8: Описание крупных речных систем Южной Америки (по выбору учащихся).

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.

Практическая работа №9. Характеристика природы страны и населения (Чили, Венесуэла)

Тема 4.  АНТАРКТИДА (2 ч +1 ч Обобщение)

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.

Тема 5.  ОКЕАНЫ (3 ч)

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.

Тема 6. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (7 ч +1 ч Обобщение)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.

Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.

          Тема 7. ЕВРАЗИЯ (12 ч +2 Обобщение)

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии. 

Практическая работа №10: Особенности географического положения Евразии и его влияние на природу материка.

Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.

Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.

Практическая работа №11. 1. Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия. Китай, Япония.

Южная Азия. Индия.

Юго-Восточная Азия. Индонезия.

Раздел IV. Земля — наш дом

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании          природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.

Планируемые результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и

извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие

географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных

источников;

- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические

объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств,

условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного

давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

-создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

Учебно – методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса

 Географии. 7 класс авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2018г.

Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2019.

 Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2019.

Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2019 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

Технические средства обучения:

• компьютер,

• мультимедиапроектор,

• Интернет

Интернет-ресурсы:

Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

     Тема

Кол-во часов

          Дата

Корректировка

Форма текущего контроля и промежуточной аттестации

по плану

по факту

1

Вводный инструктаж по ТБ.

Повторение: Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны»

1

07.09

2

Повторение. «Географическая карта — источник географических знаний»

1

11.09

Устный опрос

3

Повторение. «Как люди открывали мир»

1

14.09

4

Состав и строение литосферы

1

18.09

Тест

5

Административная контрольная работа. Рельеф Земли

1

21.09

Контрольная работа.

6

Практическая работа №1. Составление картосхемы «Литосферные плиты»

1

25.09

Практическая работа №1

7

Свойства и роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты

1

28.09

Устный опрос

8

Климатообразующие факторы

1

02.10

9

Климатические пояса Земли

1

05.10

Тест

10

Практическая работа № 2. Установление по тематическим картам атласа связей между типами климата

1

09.10

Практическая работа №2

11

Мировой океан – главная часть гидросферы

1

12.10

12

Движение вод Мирового океана

1

16.10

Устный опрос

13

Органический мир океана

1

19.10

14

Строение и свойства географической оболочки

1

23.10

тест

15

Природные комплексы

1

26.10

Географический диктант

16

Географическая зональность

1

13.11

17

Освоение Земли человеком. Страны мира

1

16.11

Устный опрос

18

Тихий океан

1

20.11

Тест

19

Индийский океан . Северный ледовитый океан

1

23.11

Тест

20

Атлантический океан

1

27.11

Устный опрос

21

Южные материки. Практическая работа № 3. Определение координат крайних точек

1

30.11

Практическая работа № 3

22

Географическое положение. Исследования Африки Геологическое строение и рельеф Африки

1

04.12

Контурная карта

23

Климат Африки

1

07.12

Тест

24

Внутренние воды Африки.

1

11.12

25

Природные зоны Африки

1

14.12

Устный опрос

26

Население Африки

1

18.12

Тест

27

Страны Северной и Центральной  Африки

1

21.12

Устный опрос

28

Страны Восточной и Южной Африки

1

25.12

Устный опрос

29

Контрольная работа № 1. Африка

1

28.12

Контрольная работа № 1

30

Вводный (повторный) инструктаж по ТБ. Географическое положение и история исследования

1

11.01

31

Особенности  природы Австралии

1

15.01

Устный опрос

32

Австралийский союз

1

18.01

Устный опрос

33

Океания

1

22.01

Устный опрос

34

Географическое положение история исследования Антарктиды

1

25.01

Контурная карта

35

Природа Антарктиды

1

29.01

Устный опрос

36

Географическое положение Южной Америки.

1

01.02

Контурная карта

37

Практическая работа  № 4 Сравнение географического положения Африки и Южной Америки

1

05.02

Практическая работа № 4

38

Геологическое строение и рельеф Южной Америки.

1

08.02

Устный опрос

39

Климат Внутренние воды Южной Америки

1

12.02

Контурная карта

40

Природные зоны Южной Америки

1

15.02

41

Население. Практическая работа № 5.Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки

1

19.02

Практическая работа № 5.

42

Страны Южной Америки.

1

22.02

Устный опрос

43

Контрольная работа № 2.  Южные материки.

1

26.02

Контрольная работа № 2

44

Северные материки. Географическое положение. История открытий и исследований  

1

01.03

Контурная карта

45

Практическая работа № 6 Определение по карте физико-географического положения

1

05.03

Практическая работа № 6

46

Геологическое строение и рельеф Северной Америки.

1

08.03

Устный опрос

47

Климат и внутренние воды Северной Америки

1

12.03

48

Природные зоны Северной Америки

1

15.03

Устный опрос

49

Население. Практическая работа № 7 . Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения

1

19.03

Практическая работа № 7 .

50

Страны Северной Америки.

1

22.03

Устный опрос

51

Контрольная работа № 3. Северная  Америка.

1

26.03

Контрольная работа № 3

52

Географическое положение Евразии и история исследования.

1

02.04

Контурная карта

53

Практическая работа № 8 Нанесение на контурную карту физико-географического положение материка

1

05.04

Практическая работа №8

54

Геологическое строение и Рельеф Евразии.

1

09.04

Устный опрос

55

Климат Евразии. Практическая работа № 9 Определение типов климата по климатическим диаграммам

1

12.04

Практическая работа №9

56

Внутренние воды Евразии.

1

16.04

57

Природные зоны  Евразии

1

19.04

Устный опрос

58

Население Евразии

1

23.04

59

Страны Северной  Европы

1

26.04

Устный опрос

60

Страны Западной  Европы. Практическая работа №10 Составление характеристики страны по плану.

1

30.04

Практическая работа №10

61

Страны Восточной Европы

1

03.05

Устный опрос

62

Административная контрольная работа. Страны Южной  Европы

1

07.05

Промежуточная аттестация.

63

Страны Азии: Юго-Западная и Центральная Азия

1

10.05

Устный опрос

64

Страны Азии: Восточная Азия

1

14.05

65

Южная и Юго-Восточная Азия

1

17.05

Устный опрос

66

Страны СНГ

1

21.05

Тест

67

Контрольная работа № 4. Евразия.

1

24.05

Контрольная работа № 4.

68

Закономерности развития природы и общества

1

26.05

Устный опрос

69

Практическая работа № 11 Выявление связей между компонентами природного комплекса

1

28.05

Практическая работа № 11

70

Взаимодействие природы и общества

1

29.05

Учебно – методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса

Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2019.

 Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2019.

Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2012 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

Технические средства обучения:

• компьютер,

• мультимедиапроектор,

• Интернет

Интернет-ресурсы:

Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/

Оборудование и приборы:

Географические карты;

Глобус;

Тематические презентации к урокам.

Наглядные пособия:

Настенные карты;

Интерактивные карты (ИК).


Предварительный просмотр: